правого поворота;
) детальную фотосъемку:
фотоснимки шрамов, рубцов;
фотоснимки татуировок;
цветные фотоснимки волос, радужин глаз и других цветовых характеристик внешности.
Фотосъемка трупа по возможности должна производиться сразу же после его обнаружения, особенно в жаркую погоду, когда процесс разложения трупа значительно ускоряется.
Замерзший труп надо поместить в помещение и дать ему оттаять при комнатной температуре, причем нельзя использовать теплую или горячую воду, которая может изменить цвет кожных покровов и привести к отслоению эпидермиса кожи.
Фотографируют труп, как уже говорилось, до и после его "туалета".
фотография фоторобот идентификация личность
Кровь и грязь удаляют мокрой тканью, лицо насухо вытирают, иногда припудривают тальком, чтобы оно не давало бликов. Приводят в порядок одежду и прическу. Выпавшие волосы и брови перед съемкой обозначаются по возможности химическим карандашом пунктиром по линии их роста на мягких тканях. При обнаружении рядом с трупом или на нем головного убора, очков съемку необходимо провести как с ними, так и без них. Если труп без одежды, его фотографируют предварительно покрыв тело тканью нейтральной расцветки.
В ходе опознавательной съемки трупа нужно придать ему положение, близкое к прижизненному состоянию, желательно сидячее. Для этого голову трупа можно прикрепить к спинке стула продетой через мягкие ткани затылочной области ниткой либо металлическим фиксатором. Голову трупа в нужном положении может держать и технический помощник, придерживая ее сзади рукой через ткань, используемую в качестве фона. Положение головы анфас, в профиль и в три четверти поворота должно быть таким, при котором условная горизонтальная линия проходит через верхний край наружного слухового отверстия ушной раковины и по нижнему краю глазницы (орбиты), а вертикальная - через середину лба, спинку носа и подбородок (при положении анфас). Фотоаппарат устанавливается на уровне глаз фотографируемого.
Если труп нельзя посадить, его фотографируют в положении лежа, при этом под голову подкладывается валик. При невозможности повернуть голову трупа вправо или влево, ее нужное положение достигается поворотом всего тела. Наиболее четкое изображение получается при пользовании рассеянным верхне-боковым освещением. При съемке трупа на снегу или на траве целесообразно использовать светофильтры ЖС-12 или ЖС-17. Для получения "погрудного" изображения без заметных перспективных искажений съемку фотоаппаратом "Зенит" производят с расстояния 1 м 20 см от головы трупа при объективе "Индустар-50" и с расстояния 1 м 30 см при использовании объектива "Гелиос - 44".
Масштабную линейку лучше всего помещать над головой, на уровне лица, чтобы при печатании снимков ее изображение можно было оставить за кадром. Большое значение для установления личности погибших имеют особые приметы. Однако, как свидетельствует практика, детальная фотосъемка с целью опознания трупа проводится сравнительно редко. Объяснением этого может послужить то, что особые приметы при посмертном изменении часто теряют свою выразительность, и при осмотре трупа на них не обращают должного внимания. Между тем, существуют методы, позволяющие восстановить некоторые из особых примет, зафиксировать их на фотоснимках и использовать в дальнейшем при установлении личности неопознанного трупа.
Особенно ценными в розыскном плане являются татуировки. Перед фотографированием поверхность татуированной кожи следует разровнять, при необходимости повышения контраста получаемого изображения татуировок и других особых примет целесообразно применять светофильтры, а в некоторых случаях использовать цветную фотосъемку. Соблюдение правил фотосъемки трупов и их особых примет способствует повышению результативности опознания погибших по фотоснимкам, расширяет возможности проверки по криминалистическим учетам и позволяет сократить высокий процент отказов от разрешения вопросов о тождестве при проведении криминалистических экспертиз из-за низкого качества фотоснимков или отсутствия снимков необходимых положений изображенного лица.
Для изготовления рисованных портретов целесообразно приглашать художника-профессионала. Изготовление портрета начинается с того, что очевидец описывает внешность человека словесно, указывает рисунки элементов лица, сходные по его мнению с элементами внешности описываемого человека, либо показывает эти признаки собственными схемами, жестами, указывает на похожие чем-либо лица. Художник, пользуясь этими данными, создает первоначальный эскиз, в который очевидец вносит коррективы.
Технически портрет может быть изготовлен любым способом, в любой реалистической манере. Однако практика показывает, что наиболее эффективны штриховые, лишенные обилия деталей изображения.
Иногда для устранения психологического барьера при восприятии посмертных изменений лица умершего создаются рисованные портреты погибшего с натуры или со снимков. В последние годы наибольшее распространение получило изготовление композиционных портретов. Иногда их еще называют синтетическими или составными.
Композиционные портреты бывают двух видов:
фотокомпозиционные и композиционно-рисованные
Фотокомпозиционные портреты (их еще называют фотороботами) представляют собой композицию изображения человека, как правило его лица, из фрагментов фотоизображений различных лиц. Метод изготовления портретов неизвестных преступников по показаниям очевидцев из фрагментов фотографий был предложен в 1952 году Пьром Шабо - начальником региональной службы полиции в Лилле (Франция). В дальнейшем техника изготовления фотокомпозиционных портретов неоднократно модифицировалась.
В законченном виде фотокомпозиционные портреты обычно представляющие лицо человека в анфас, выглядят как обычные фотографии, которые могут успешно применяться для розыска и установления лиц. Композиционно-рисованные портреты составляются из заранее заготовленных стандартных рисунков элементов лица в соответствии с показаниями очевидцев. Получаемый при этом портрет выглядит как рисунок лица.
Идея создания таких портретов и один из первых вариантов прибора по изготовлению композиционно-рисованных портретов были предложены американским криминалистом Мак-Дональдом и группой специалистов фирмы "Тоунсенд" [Townsand] в 1959 году (так называемая система "Айденти-кит" [Identikit - FV] - идентификационный комплект).
Аналогичные приборы несколько позднее были созданы и в социалистических странах - Польской Народной Республике и Германской Демократической Республике (на основе польского комплекта рисовано-композиционного идентификатора - РКИ) и в 1968 году - в России во ВНИИ МВД СССР идентификационный комплект рисунков - ИКР [Сейчас используется специализированная программа "Барс" - FV]. Отечественный идентификационный комплект рисунков создавался в течение нескольких лет. При активном участии антропологов было отобрано более 112 тысяч фотопортретов конкретных лиц, являющихся наиболее типичными представителями той или иной антропологической группы населения СНГ.
В целях исключения подобных ошибок практические работники
предлагают следующие несложные для выполнения рекомендации:
I) опрашивая очевидцев, нельзя вносить в разговор дополнительную информацию, не нашедшую отражения в его рассказе;
) уточняя отдельные элементы внешности, детали одежды и т.д., нельзя строить вопросы в утвердительной форме как то: "А пальто было черного цвета? Глаза, конечно, голубые?" и тому подобное;
) беседа должна протекать в спокойной, дружеской атмосфере, без какого-либо психологического давления на очевидцев. Задаваемые вопросы должны носить общий, нейтральный характер, поощрять собеседников к рассказу;
) до прибытия специалистов лаборатории портретной идентификации или экспертов ЭКО, специализирующихся на изготовлении субъективных портретов, не рекомендуется демонстрировать очевидцам фотографии, рисунки, изображающие лица людей, одежду и другие элементы внешности;
) в целях наиболее полного использования запечатлевшейся в сознании человека информации необходимо как можно скорее привлечь к работе с очевидцами специалистов в области габитологии.
Система распознавания лиц "Face-Интеллект"
В некоторых странах разработана "Face-Интеллект" - автоматизированная система видеозахвата и идентификации личности по изображению лица человека. "Face-Интеллект" сканирует и "запоминает" лица всех людей, проходящих мимо видеокамеры, определяет идентичность входных данных, представляющих собой изображения лица человека, осуществляет анализ, синтез образа объекта, сравнение с базой данных и распознавание.
Разработанная технология распознавания лица человека по изображению базируется на алгоритмах идентификации и сравнения изображений.
При работе с базами данных до 100 000 изображений, что соответствует реальной практике и потребности правоохранительных органов большинства государств, вероятность идентификации при этом составляет 95,6 %.
Масштабное тестирование системы распознавания лиц проводилось с целью определения эффективности работы с большими массивами данных. Процесс тестирования имитировал идентификацию личности при регистрации граждан в момент прохождения контрольно-пропускных пунктов (паспортный контроль, таможенный осмотр и пр.).
С 2011 года гражданам Республики Узбекистан будет выдаваться биометрический паспорт. Отличить его от обычного с первого взгляда достаточно сложно. Отличия начинаются с фотографии. На новом паспорте она цветная и заламинированная, а самое важное - цифровая, трехмерная. Подделать такую фотографию крайне сложно.
Трехмерная фотография - новейшая биометрическая технология, созданная отечественными разработчиками около пяти лет назад. Трехмерное фото, занимая всего 5 Кбайт, может быть записано в биометрический паспорт; оно увеличивает точность идентификации личности и повышает надежность автоматической сверки документов. Эксперты отмечают, что уровень распознавания трехмерной фотографии составляет более 90%, тогда как у двухмерного изображения этот показатель редко превышает 50%.
Заключение
Психическое состояние и психические особенности свидетеля или потерпевшего, вид памяти позволяют сохранить мысленный образ в различное время, о чем надо помнить, допрашивая свидетеля или потерпевшего. Необходимая информация о внешности, содержащаяся в памяти свидетеля или пострадавшего может быть как непосредственной, приобретенной при получении личного впечатления, так и опосредованной, исходящей от других лиц. Более ценной является информация, полученная непосредственно от свидетеля или пострадавшего в связи с этим, необходимо стремиться к получению ее непосредственно от очевидца.
Свидетель и пострадавший, являясь очевидцем того или иного происшествия, находится в стрессовом состоянии, поэтому недостаточно довольствоваться информацией, выдаваемой одним очевидцем. По возможности информацию о внешности лица, подлежащего установлению, следует дополнять сообщениями других лиц, знавших и видевших разыскиваемого. Как и мысленный образ, описание является источником информации о внешнем облике человека и носит субъективный характер. Полнота и достоверность описанных сведений, зависят от многих личностных характеристик и психического состояния, очевидца и сотрудника органов внутренних дел.
Для идентификации личности проводят сопоставительный анализ внешности задержанного с описанием в словесном портрете, изучением фотографии, составленной фотороботом или скопированной с композиционного портрета. Проверкой личных документов (паспортов, удостоверений и пр.), снабженных фотографией, признаки головы и лица в фас, четко различимые на снимке, сопоставляют с чертами внешности предъявителя документов.
Таким образом, эффективное использование информации полученной от различных специалистов позволяет в сжатые сроки опознать неизвестное лицо, установить личность подозреваемого и выяснить, кто совершил преступление или причастен к нему, что, несомненно, позволит оперативно решать задачи поставленные следствием.
Список использованной литературы
1.Криминалистика. Москва "Юридическая литература" 1986 год. П.Н. Аленичев, Р.С. Белкин. Л.А. Биндерг. Ю.Г. Корухов.
2.Криминалистика. А.К. Звирбуль. Б.Л. Зотов. С.Г. Любитев.
.Криминалистика. Тошкент 2008, ил. М.Х. Рустамбоев.
.Web источники:
www.kriminalogos/tm.ru.krimtex.ru