Тепловой расчет автомобильного двигателя
Тепловой
расчет автомобильного двигателя
Введение
тепловой
расчет автомобильный двигатель
Основой любого транспортного средства, в том
числе наземного, является силовая установка - двигатель, преобразующий
различные виды энергии в механическую работу. Успешное проектирование,
разработка новых конструкций и создание опытных образцов двигателей внутреннего
сгорания были в значительной мере обеспечены серьезными
научно-исследовательскими работами в области теории рабочего процесса
двигателей.
Современные наземные виды транспорта обязаны
своим развитием главным образом применению в качестве силовых установок
поршневых двигателей внутреннего сгорания. Именно поршневые ДВС до настоящего
времени являются основным видом силовых установок, преимущественно используемых
на автомобилях, тракторах, сельскохозяйственных, дорожно-транспортных и
строительных машинах. Эта тенденция сохраняется сегодня и будет еще сохраняться
в ближайшей перспективе.
Целью данного курсового проектирования является
расчет проектируемого автомобильного двигателя.
Объектом данного курсового проекта является
двигатель внутреннего сгорания карбюраторный с жидкостной системой охлаждения.
В ходе выполнения проекта выполнены:
тепловой и динамический расчеты двигателя;
расчеты основных деталей двигателя;
расчет системы жидкостного охлаждения;
конструкторский расчет двигателя.
1 Задание на тепловой расчет
Тип двигателя - газовый;
Давление за компрессором - р0=0,1 МПа
Номинальная мощность - Ne
=235 кВт
Номинальная частота вращения - п=1800 мин-1
Число цилиндров - i=8
Степень сжатия- =10
Охлаждение - жидкостное
2 Тепловой расчет рабочего цикла
.1 Рабочее тело и его свойства
.1.1 Топливо
Топливом для рассчитываемого двигателя
служит компримированный (сжатый) природный газ. Элементарный состав топлива
представлен в таблице А.2.1
Таблица А.2.1 - Химический состав
природного газа
Объемные
доли компонентов природного газа ,м3
|
метан
СН4
|
этан
С2
Н6
|
пропан
С
3Н8
|
бутан
С
4Н10
|
тяжелые
углеводороды С 5Н12
|
углекислый
газ СО2
|
азот
N2
|
0.91
|
0.024
|
0.01
|
0.003
|
0.004
|
0.01
|
0.039
|
Проверка условия ∑ Сn
Нm Оr
+ N2 =1 м3
,91+0,024+0,01+0,003+0,004+0,01+0,039=1 м3
2.1.2 Горючая смесь
Для приготовления горючей смеси
используются топливо и воздух. Для полного сгорания топлива необходимо
определенное количество воздуха, которое называется теоретически необходимым, и
определяется по элементарному составу топлива l0 в кг
(возд/кг топл) по формуле
,
или в Lo кмоль
возд/кг топл
.
В зависимости от условий работы
двигателя на каждую единицу топлива приходится количество воздуха, большее или
меньшее теоретически необходимого. Отношение действительного количества
воздуха, участвующего в сгорании одного килограмма топлива, к теоретически необходимому
количеству воздуха называется коэффициентом избытка воздуха α.
Значение коэффициента α зависит от
типа смесеобразования, условий воспламенения и сгорания топлива, а также от
режима работы двигателя.
Исходя из вышеуказанных условий
принимаем α=1,2.
Действительное количество воздуха L в кмоль
возд/кг топл определяется по формуле:
.
Количество горючей смеси М1 в кмоль
гор.см/кг топл определяется по формуле:
,
2.1.3 Продукты сгорания
При неполном сгорании топлива
продукты сгорания представляют собой смесь углекислого газа СО2, водяного пара
Н2О, оксида углерода СО, избыточного кислорода О2 и азота N2.
Количество отдельных составляющих
продуктов сгорания в кмоль пр.сг/кг топл определяются по следующим формулам:
;
;
;
,
Общее количество продуктов сгорания
М2 неполного сгорания в кмоль пр.сг/кг топл определяется по формуле:
.
Подставив значения в уравнение для
расчета М2 получим
Изменение количества молей рабочего
тела при сгорании ΔМ в кмоль
раб. тело/кг топл определяется по формуле:
.
Относительное изменение количества
молей при сгорании горючей смеси характеризуется химическим коэффициентом
молекулярного изменения горючей смеси μ0 , который определяется по
формуле:
.
.2 Процесс впуска
За период процесса впуска
осуществляется наполнение цилиндра свежим зарядом.
2.2.1 Давление и температура
окружающей среды
Принимаются значения атмосферного
давления и температуры в нормальных (стандартных) условиях: р0=0,1МПа и
Т0=293К.
При работе двигателя без наддува в
цилиндр поступает воздух из атмосферы. В этом случае при расчете рабочего цикла
двигателя давление и температура окружающей среды принимаются р0=0,1МПа и
Т0=293К.
Так как расчет ведется для двигателя
без наддува, то справедливо условие:
рк=р0 и Тк=Т0.
2.2.2 Давление и температура
остаточных газов
В цилиндре двигателя перед началом
процесса наполнения всегда содержится некоторое количество остаточных газов,
находящихся в объеме камеры сгорания. Величина давления остаточных газов
устанавливается в зависимости от числа и расположения клапанов, сопротивлений
впускного и выпускного трактов, фаз газораспределения, характера наддува,
быстроходности двигателя, нагрузки, системы охлаждения и других факторов.
Для двигателей без наддува давление
остаточных газов рr в МПа определяется по формуле:
В зависимости от типа двигателя,
степени сжатия, частоты вращения и коэффициента избытка воздуха выбираем
значение температуры Тr остаточных газов из следующих
пределах:
для карбюраторных .
принимаем из условия, что при
увеличении степени сжатия и обогащении рабочей смеси температура остаточных
газов снижается, а при увеличении частоты вращения - возрастает.
2.2.3 Степень подогрева заряда
В процессе наполнения температура
свежего заряда несколько увеличивается на величину ΔТ благодаря
подогреву от нагретых деталей двигателя.
Значение ΔТ принимаем
из следующих пределов:
- для карбюраторных двигателей.
Принимаем .
2.2.4 Давление в конце впуска
Величина давления в конце впуска ра
в МПа определяется по формуле:
,
где - потери давления во впускном
трубопроводе, МПа.
Потери давления во впускном
трубопроводе Δр в МПа
определяется по формуле:
,
где - коэффициент, учитывающий
гидравлическое сопротивление впускного тракта;
- коэффициент затухания скорости
заряда в цилиндре;
- средняя скорость движения заряда
при максимальном открытии клапана, м/с;
ρ- плотность заряда на впуске, кг/.
При средней скорости заряда величину принимаем в
пределах 2,5…4.
Плотность заряда на впуске ρк в кг/м³ определяем
по формуле:
.
где Rв=287 -
удельная газовая постоянная воздуха, Дж/(кг·град).
Подставим значения в формулу для
расчета ра
.
2.2.5 Коэффициент и количество
остаточных газов
Коэффициент остаточных газов γr для
четырехтактных двигателей внутреннего сгорания определяем по формуле:
Количество остаточных газов Мr в кмоль
ост.газов/кг топл определяется по формуле:
.
2.2.6 Температура в конце впуска
Температура в конце впуска Та в
градусах Кельвина (К) определяется по формуле:
.
2.2.7 Коэффициент наполнения
Для четырехтактных двигателей без
учета продувки и дозарядки коэффициента наполнения ην определяется
по формуле:
Полученные результаты заносим в
таблицу 1.
Таблица 1 - Значения параметров
процесса впуска
Тип
двигателя
|
Параметры
|
|
|
|
|
|
Карбюраторный
|
0,09126
|
0,0606
|
342,824
|
0,8599
|
Ориентировочные
значения
|
0,080…0,095
|
0,04…0,10
|
340…370
|
0,70…0,90
|
2.3 Процесс сжатия
.3.1 Показатель политропы сжатия
Учитывая, что теплообмен между рабочим телом и
стенками цилиндра за процесс сжатия незначителен, то величину n1
(показатель политропы сжатия) можно оценить по среднему показателю адиабаты
сжатия k1 по следующей
формуле:
.
Значение k1
определяется в зависимости от температуры Та и степени сжатия ε по
аппроксимирующей формуле:
.
2.3.2 Давление и температура конца
процесса сжатия
Давление рс в МПа и температура Тс в
Кельвинах (К) в конце процесса сжатия определяются из уравнения политропы с
постоянным показателем n1
;
.
2.3.3 Средняя мольная теплоемкость
рабочей смеси в конце сжатия
Рабочая смесь состоит из свежей
смеси и остаточных газов.
Температура конца процесса сжатия tс в градусах
Цельсия (°С)
.
Средняя мольная теплоемкость свежей
смеси в конце сжатия принимается равной теплоемкости воздуха кДж;/(кмоль·град),
и определяется по формуле:
.
Средняя мольная теплоемкость
остаточных газов в конце сжатия в кДж;/(кмоль·град) определяется по
следующей формуле:
.
Средняя мольная теплоемкость рабочей
смеси в
кДж;/(кмоль·град) определяется по формуле:
.
Рассчитанные параметры заносим в
таблицу 2.
Таблица 2 - Значения параметров
процесса сжатия
Тип
двигателя
|
Параметры
|
|
|
|
|
Карбюраторный
|
1,359
|
1,259
|
685,832
|
ориентировочные
значения
|
1,34…1,38
|
0,9…2,0
|
600…800
|
2.4 Процесс сгорания
Процесс сгорания - основной процесс рабочего
цикла двигателя, в течение которого теплота, выделяющаяся вследствие сгорания
топлива, идет на повышение внутренней энергии рабочего тела и на совершение
механической работы.
С целью упрощения термодинамических расчетов ДВС
принимают, что процесс сгорания в двигателях с воспламенением от искры
происходит по циклу с подводом теплоты при постоянном объеме (V=const).
Целью расчета процесса сгорания является
определение температуры и давления в конце видимого сгорания.
2.4.1 Коэффициент молекулярного
изменения рабочей смеси
Изменение объема при сгорании рабочей смеси
учитывает коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси, который
определяется по формуле:
.
2.4.2 Температура конца видимого
сгорания
Температура газа Tz в конце
видимого сгорания определяется с использованием решения уравнения сгорания,
которое имеет вид:
,
где 5 - коэффициент использования низшей
теплоты сгорания на участке видимого сгорания, который принимается из следующих
интервалов значений для карбюраторного двигателя 0,8…0,95;
ΔНu - потеря
теплоты вследствие химической неполноты сгорания, кДж/кг, при α<1
;
tz -
температура в конце видимого сгорания, °С;
- средняя мольная теплоемкость
продуктов сгорания при постоянном объеме. кДж/(кмоль·град). которая
определяется по формуле:
,
где , , , , , - средние мольные теплоемкости
продуктов сгорания при изменении температуры в диапазоне 1501…2800 °С, которые
могут быть выражены в зависимости от температуры tz следующими
формулами:
;
;
;
;
;
.
Подставим уравнения для средних
мольных теплоемкостей продуктов сгорания в уравнение для расчета и получим
следующее выражение:
.
После подстановки всех величин в
уравнение сгорания получается квадратное уравнение вида
.
Решим это уравнение и выразим из
него tz в градусах
Цельсия (°С)
.
Температура Тz в градусах
Кельвина (К) определяется по формуле:
.
2.4.3 Степень повышения давления
цикла
Степень повышения давления цикла λ для
карбюраторных двигателей определяется по формуле:
.
2.4.4 Степень предварительного
расширения
Степень предварительного расширения
для карбюраторных двигателей .
.4.5 Максимальное давление сгорания
Величина максимального давления рz в МПа в конце
сгорания определяется по формуле:
.
Рассчитанные параметры заносим в
таблицу 3.
Таблица 3 - Значения параметров
процесса сгорания
Тип
двигателя
|
Параметры
|
|
λ
|
ρ
|
pz, МПа
|
Tz, K
|
карбюраторный
|
4,16
|
1,0
|
5,237
|
2785,71
|
ориентировочные
значения
|
3,2…4,2
|
1,0
|
3,5…7,5
|
2400…3100
|
2.5 Процесс расширения
В результате осуществления процесса расширения
происходит преобразование тепловой энергии топлива в механическую работу.
.5.1 Показатель политропы расширения
Так же как и при расчете процесса сжатия для
упрощения расчетов кривую процесса расширения принимают за политропу с
постоянным показателем n2.
Средний показатель политропы расширения n2
незначительно отличается от показателя адиабаты k2
и может быть определен по следующей формуле:
,
где
2.5.2 Давление и температура конца
процесса расширения
Значения давления рb в МПа и
температуры Тb в градусах
Кельвина (К) в конце процесса расширения определяются по формулам:
,
.
Рассчитанные параметры заносим в
таблицу 4.
Таблица 4 - Значения параметров
процесса расширения
Тип
двигателя
|
Параметры
|
|
n2
|
pb, МПа
|
Тb, К
|
карбюраторный
|
1,254
|
0,464
|
1685,5
|
ориентировочные
значения
|
1,23…1,30
|
0,35…0,60
|
1200…1700
|
2.6 Проверка точности выбора
температуры остаточных газов
Расчетная температура остаточных
газов в градусах
Кельвина (К) определяется по формуле:
.
Ошибка между принятой величиной Tr и
рассчитанной , в
процентах определяется по формуле:
.
Так как ΔTr < 10%,
то расчет продолжаем с учетом прежнего значения Tr.
2.7 Индикаторные показатели рабочего
цикла
2.7.1 Среднее индикаторное давление
Среднее теоретическое индикаторное
давление - это условное среднее давление, действующее на поршень и равное
теоретической работе газов за цикл, отнесенной к рабочему объему цилиндра.
Среднее теоретическое индикаторное
давление в МПа определяется
по формуле:
.
Среднее индикаторное давление
действительного цикла pi в МПа определяется по
формуле:
,
где - коэффициент полноты индикаторной
диаграммы.
2.7.2 Индикаторный КПД
Индикаторный КПД характеризует
степень использования теплоты топлива для получения полезной работы в
действительном цикле, то есть индикаторный КПД учитывает все тепловые потери
действительного цикла.
Индикаторный КПД ηi
определяется по формуле:
.
2.7.3 Индикаторный удельный расход
топлива
Индикаторный удельный расход топлива
gi в г/(кВт·ч)
определяется по формуле:
.
Рассчитанные параметры заносим в
таблицу 5.
Таблица 5 - Значения индикаторных
показателей двигателя
Тип
двигателя
|
Показатели
|
|
рi, МПа
|
gi, г/(кВт·ч)
|
|
карбюраторный
|
0,99
|
0,302
|
271,35
|
ориентировочные
значения
|
0,6…1,4
|
0,3…0,4
|
210…275
|
2.8 Эффективные показатели двигателя
Эффективные показатели характеризуют работу
двигателя и отличаются от индикаторных показателей на величину механических
потерь.
2.8.1 Давление механических потерь
К механическим потерям относятся все потери на
преодоление различных сопротивлений, таких как трение, привод вспомогательных
механизмов, газообмен, привод компрессора. Давление механических потерь - это
условное давление, равное отношению работы механических потерь к рабочему
объему цилиндра двигателя. Величину давления механических потерь рм в МПа
оценивают по средней скорости поршня по формуле:
,
где ам и bм -
экспериментальные коэффициенты, величины которых зависят от числа цилиндров и
от отношения хода поршня к диаметру цилиндра.
=10 - средняя скорость поршня в м/с,
которая зависит от типа двигателя.
2.8.2 Среднее эффективное давление
Среднее эффективное давление ре в
МПа определяется по формуле:
0,99-0,147=0,843.
2.8.3 Механический КПД
Механический КПД ηм
определяется по формуле:
.
2.8.4 Эффективный КПД
Отношение количества теплоты,
эквивалентной полезной работе на валу двигателя, к общему количеству теплоты,
внесенной в двигатель с топливом, называется эффективным КПД ηе, который
определяется по формуле:
.
2.8.5 Эффективный удельный расход
топлива
Эффективный удельный расход топлива gе в
г/(кВт·ч) определяется по формуле:
.
Рассчитанные параметры заносим в
таблицу 6.
Таблица 6 - Значения эффективных
показателей двигателя
Тип
двигателя
|
Показатели
|
|
|
|
|
|
карбюраторный
|
0,843
|
0,257
|
0,85
|
318,8
|
ориентировочные
значения
|
0,6…1,1
|
0,23…0,38
|
0,75…0,92
|
210…310
|
2.9 Основные параметры и показатели
двигателя
Рабочий объем цилиндра Vh
в дм³
определяется по формуле:
,
где τ=4 -
коэффициент тактности рабочего процесса двигателя.
Отношение хода поршня S к диаметру
цилиндра D примем
равным 1.
Диаметр цилиндра D в мм
определяется по формуле:
D=100·.
Ход поршня двигателя S в мм
определяется по формуле:
.
Полученные значения S и D округляем в
большую сторону до целых четных чисел. В результате получаем следующие
значения: S=68 мм; D=68 мм.
Расчетная средняя скорость поршня в м/с
определяется по формуле:
.
Ошибка между принятой величиной и
рассчитанной , в
процентах определяется по формуле:
.
Так как < 5%, то
принимаем в расчетах .
По принятым значениям D и S определяем
окончательные основные параметры и показатели двигателя.
Рабочий объем одного цилиндра Vh в дм³ определяем
по формуле:
.
Литраж двигателя Vл в дм³ определяется
по формуле:
.
Объем камеры сгорания Vc в дм
определяется по формуле:
.
Полный объем цилиндра Va в дм определяется
по формуле:
.
Мощность двигателя Ne в кВт
определяется по формуле:
.
.
Эффективный крутящий момент Ме в Н·м
определяется по формуле:
.
Часовой расход топлива GT в кг/ч
определяется по формуле:
Масса двигателя mдв. в кг
определяется по формуле:
,
где Муд=4 - удельная масса
двигателя, кг/кВт; для карбюраторного двигателя с V-образным
расположением цилиндров.
2.10 Оценка надежности
проектируемого двигателя
При проектировании двигателя
ориентировочная оценка надежности двигателя может быть осуществлена
определением следующих критериев:
Б.Я. Гинцбурга
,
А.К. Костина
.
У современных автомобильных
двигателей значения указанных критериев находятся в следующих пределах NП´=1,3…2,8 кВт/см, qП=3,5…9,0.
Так как у спроектированного двигателя значение критерия Б.Я. Гинцбурга не
превышает, а значения критерия А.К. Костина укладывается в пределы указанных
значений, то ориентировочно можно считать двигатель надежным.
2.11 Тепловой баланс
Для анализа характера
теплоиспользования и путей его улучшения при расчете двигателя определяются
составляющие теплового баланса.
2.11.1 Уравнение теплового баланса
Уравнение теплового баланса имеет
вид:
,
где Qo - общее
количество теплоты, введенное в цилиндр, Дж/с;
Qe - теплота,
эквивалентная эффективной работе двигателя, Дж/с;
Qохл -
теплота, отданная охлаждающей среде, Дж/с;
Qr - теплота,
уносимая из двигателя с отработавшими газами, Дж/с;
Qн.с -
теплота, потерянная при неполном сгорании топлива, Дж/с;
Qост - неучтенные
потери теплоты, Дж/с.
2.11.2 Общее количество теплоты
Общее количество теплоты Qo в Дж/с
определяется по формуле:
.
2.11.3 Теплота, эквивалентная
эффективной работе
Теплота Qe, эквивалентная
эффективной работе, в Дж/с определяется по формуле:
.
2.11.4 Теплота, отданная охлаждающей
среде
Теплота Qохл,
отданная охлаждающей среде, для карбюраторных двигателей с воздушным
охлаждением, в Дж/с определяется по формуле:
2.11.5 Теплота, унесенная из
двигателя с отработавшими газами
Теплота Qr, унесенная
из двигателя с отработавшими газами, в Дж/с определяется по формуле:
,
где tr
- температура остаточных газов, °С
;
-
теплоемкость остаточных газов в кДж/(кмоль·град)
-
теплоемкость свежего заряда в кДж/(кмоль·град)
,
здесь
t0=20°C.
.11.6 Теплота, потерянная при
неполном сгорании топлива
Теплота Qн.с,
потерянная при неполном сгорании топлива, в Дж/с определяется по формуле:
.
2.11.7 Неучтенные потери теплоты
Неучтенные потери теплоты Qост в Дж/с
определяется по формуле:
.
2.11.8 Относительные значения
составляющих теплового баланса
Тепловой баланс определяется также в
процентах от всего количества введенной теплоты по следующим формулам:
;
;
;
;
.
Очевидно, что должно выполняться
условие
.
Рассчитанные параметры заносим в
таблицу 7.
Таблица 7 - Значения составляющих
теплового баланса в процентах
Тип
двигателя
|
Составляющие
теплового баланса в процентах
|
|
|
|
|
|
|
карбюраторный
|
30
|
29,42
|
27,64
|
7,10
|
5,84
|
ориентировочные
значения
|
23…38
|
24…32
|
30…55
|
0…21
|
3…10
|
2.12 Построение индикаторной диаграммы
Индикаторная диаграмма - графическая зависимость
давления газа в цилиндре от надпоршневого объема, либо перемещения поршня или
угла поворота коленчатого вала.
Масштаб ходя поршня мм/мм.
Отрезок, соответствующий рабочему
объему цилиндра:
.
Отрезок, соответствующий объему
камеры сгорания:
.
Отрезок, соответствующий полному
объему цилиндра:
.
Масштаб давленияМПа/мм.
Отрезок, соответствующий
максимальному давлению:
,
.
Величины давлений в мм:
;
;
;
;
;
.
Построение политропы сжатия и
расширения проводится аналитическим методом.
Для политропы сжатия определяется
давление рх в МПа по формуле:
,
где ОХ - абсцисса расчетной точки,
мм.
Аналогично для политропы расширения
определяется давление рх в МПа по формуле:
.
Абсцисса расчетной точки ОХ в мм
определится по формуле:
ОХ=ОА+АХ,
где АХ - перемещение поршня в мм,
определяется по формуле:
,
где λ - отношение
радиуса кривошипа R к длине шатуна Lш;
α - угол поворота коленчатого
вала, град.
Выбираем отношения λ радиуса
кривошипа R к длине
шатуна Lш: .
Результаты расчетов политроп сжатия
и расширения заносим в таблицы 8 и 9.
Таблица 8 - Результаты расчетов
политроп сжатия
Угол
α,
град
|
(1-соsα)+ (1-cos2·α)· ·λ/4
|
AX,
мм
|
OX,
мм
|
OB/OX
|
Px,
МПа
|
Px/μp, мм
|
180
|
2
|
68
|
94,28571
|
1
|
0,09
|
2,25
|
190
|
1,989105
|
67,62956
|
93,8499
|
1,004644
|
0,090573
|
2,264314
|
200
|
1,956362
|
66,51631
|
92,54019
|
1,018862
|
0,092332
|
2,308294
|
210
|
1,90165
|
64,65611
|
90,35173
|
1,043541
|
0,095407
|
2,385166
|
220
|
1,824922
|
62,04735
|
87,28259
|
1,080235
|
0,100028
|
2,500708
|
230
|
1,72641
|
58,69794
|
83,34212
|
1,131309
|
0,106558
|
2,663949
|
240
|
1,606875
|
54,63375
|
78,56071
|
1,200164
|
0,115534
|
2,888342
|
250
|
1,467851
|
49,90693
|
72,99975
|
1,29159
|
0,127747
|
3,193686
|
260
|
1,311851
|
44,60294
|
66,75977
|
1,412313
|
0,144368
|
3,609204
|
270
|
1,1425
|
38,845
|
59,98571
|
1,571803
|
0,167138
|
4,178461
|
280
|
0,964555
|
32,79487
|
52,86791
|
1,78342
|
0,198684
|
4,967112
|
290
|
0,783811
|
26,64956
|
45,63814
|
2,065941
|
0,242987
|
6,07467
|
300
|
0,606875
|
20,63375
|
38,56071
|
2,445124
|
0,306025
|
7,650625
|
310
|
0,440835
|
14,98838
|
31,91911
|
2,953896
|
0,396396
|
9,909903
|
320
|
0,292833
|
9,956326
|
25,99904
|
3,626508
|
0,524907
|
13,12267
|
330
|
0,1696
|
5,766386
|
21,0697
|
4,474944
|
0,69993
|
17,49824
|
340
|
0,076977
|
2,617208
|
17,36478
|
5,429709
|
0,912053
|
22,80133
|
350
|
0,019489
|
0,662631
|
15,06528
|
6,258477
|
1,107811
|
27,69528
|
360
|
0
|
0
|
14,28571
|
6,6
|
1,191384
|
29,78459
|
Таблица 9 - Результаты расчетов политроп
расширения
Угол
α,
град
|
(1-соsα)+
(1-cos2·α)·
·λ/
|
AX,
мм
|
OX,
мм
|
OB/OX
|
Px,
МПа
|
Px/μp, мм
|
540
|
2
|
80
|
94,28571
|
1
|
0,457575
|
11,43939
|
530
|
1,989105
|
79,56419
|
93,8499
|
1,004644
|
0,460246
|
11,50614
|
520
|
1,956362
|
78,25448
|
92,54019
|
1,018862
|
0,468441
|
11,71102
|
510
|
1,90165
|
76,06602
|
90,35173
|
1,043541
|
0,482734
|
12,06835
|
500
|
1,824922
|
72,99688
|
87,28259
|
1,080235
|
0,504147
|
12,60367
|
490
|
1,72641
|
69,0564
|
83,34212
|
1,131309
|
0,534261
|
13,35653
|
480
|
1,606875
|
64,275
|
78,56071
|
1,200164
|
0,57541
|
14,38526
|
470
|
1,467851
|
58,71403
|
72,99975
|
1,29159
|
0,630986
|
15,77465
|
460
|
1,311851
|
52,47405
|
66,75977
|
1,412313
|
0,70592
|
17,648
|
450
|
1,1425
|
45,7
|
59,98571
|
1,571803
|
0,807442
|
20,18606
|
440
|
0,964555
|
38,5822
|
52,86791
|
1,78342
|
0,946243
|
23,65607
|
430
|
0,783811
|
31,35242
|
45,63814
|
2,065941
|
1,138171
|
28,45426
|
420
|
0,606875
|
24,275
|
2,445124
|
1,406419
|
35,16049
|
410
|
0,440835
|
17,63339
|
31,91911
|
2,953896
|
1,783257
|
44,58143
|
400
|
0,292833
|
11,71332
|
25,99904
|
3,626508
|
2,307295
|
57,68236
|
390
|
0,1696
|
6,783984
|
21,0697
|
4,474944
|
3,004429
|
75,11073
|
380
|
0,076977
|
3,079069
|
17,36478
|
5,429709
|
3,830368
|
95,75919
|
370
|
0,019489
|
0,779566
|
15,06528
|
6,258477
|
4,578437
|
114,4609
|
360
|
0
|
0
|
14,28571
|
6,6
|
4,894368
|
122,3592
|
Для построения действительной индикаторной
диаграммы находим характерные точки.
Давление в точке ,
характеризующей момент достижения поршня ВМТ при сгорании, определяется по
формуле:
,
.
Точку- момент достижения поршня НМТ в
конце расширения - располагаем между точками b и а. При
этом давление в МПа
ориентировочно рассчитываем по формуле:
,
.
Точка характеризует действительно
максимальное давление цикла в МПа, определяем по формуле:
,
.
Положение точки должно
соответствовать условию допустимой скорости нарастания давления в МПа/град,
которая определяется по формуле:
,
где - нарастание давления в МПа,
определяется по формуле:
,
- угол поворота коленчатого вала,
соответствующий точке .
Положение точки на
индикаторной диаграмме определяется по формуле:
.
Принимаем характерные углы:
угол опережения зажигания ;
продолжительность периода задержки
воспламенения ;
фазы газораспределения: , , , .
Определяем углы поворота коленчатого
вала α
в
градусах, соответствующие характерным точкам:
f - начало
впрыска топлива или подача искры ;
с´ -начало видимого сгорания ;
b´ -начало
открытия выпускного клапана ;
r´ -начало
открытия впускного клапана ;
а´´ -полное
закрытие впускного клапана ;
а´ -полное закрытие выпускного
клапана .
Определяем положение характерных
точек АХ в мм, по соответствующей вышеуказанной формуле:
. точка f
OX=23,3948≈23,4мм;
;
. точка
ОХ=16,78775≈16,8мм;
;
. точка
ОХ=72,9997≈73мм;
;
. точка
ОХ=17,36478≈17,4мм;
;
. точка
ОХ=83,342мм;
;
. точка
ОХ=21,069698≈21,1мм;
.
Площадь индикаторной диаграммы Fi=1862мм².
Среднее индикаторное давление в МПа,
полученное по графику индикаторной диаграммы
.
Расхождение между полученной
величиной и величиной
, полученной
в тепловом расчете
.
3 Расчет внешней скоростной
характеристики двигателя
Минимальная частота ,
максимальная - .
Шаг расчета .
Номинальная расчетная мощность
двигателя кВт и
соответствующий ей удельный расход топлива г/кВт·ч.
Частота вращения коленчатого вала
при : n=4600.
Коэффициенты для карбюраторного
двигателя: с1=1; с2=1; с3=1,2; с4=1; с5=0,8.
Зависимость эффективной мощности в кВт:
.
Зависимость эффективного удельного
расхода топлива в г/(кВт·ч):
.
Зависимость среднего эффективного
давления в МПа:
.
Зависимость эффективного крутящего
момента в Н·м:
.
Зависимость часового расхода топлива
в кг/ч:
.
Зависимость среднего давления
механических потерь в МПа:
.
Зависимость среднего индикаторного
давления в МПа:
.
Зависимость мощности механических
потерь в кВт:
.
Зависимость индикаторной мощности в кВт:
.
Зависимость индикаторного крутящего
момента в Н·м:
.
Зависимость индикаторного удельного
расхода топлива в
г/(кВт·ч):
.
Коэффициент избытка воздуха при
минимальной частоте:
.
Значение для
карбюраторных двигателей остается постоянным на всем частотном диапазоне, кроме
.
Расчетные точки коэффициента
наполнения определяются по формуле:
.
Максимальное значение среднего
эффективного давления МПа:
,
а соответствующая ему частота в : .
Максимальное значение эффективного
крутящего момента в Н·м:
,
при частоте в : .
Минимальное значение эффективного
удельного расхода топлива в
г/(кВт·ч):
,
при частоте в :
.
Результаты расчетов сводим в таблицу
10. Графики внешней скоростной характеристики представлены ниже таблицы 10.
Таблица 10 - Результаты расчета
внешней скоростной характеристики
nx
|
Nex,
кВт
|
gex,
г/ (кВт*ч)
|
pex,
Мпа
|
Mex,
Н*м
|
Gтx,
кг/ч
|
pmx,
Мпа
|
pix,
Мпа
|
Nmx,
кВт
|
Nix,
кВт
|
gix,
г/ (кВт*ч)
|
Mix,
Н*м
|
αх
|
ηvx
|
1000
|
8,08
|
325,30
|
0,983
|
77,24
|
2,63
|
0,059
|
1,043
|
0,490
|
8,57
|
306,7
|
81,92
|
0,81
|
0,904
|
1500
|
12,64
|
305,72
|
1,025
|
80,52
|
3,86
|
0,07
|
1,097
|
0,893
|
13,54
|
285,5
|
86,20
|
0,9
|
0,984
|
2000
|
17,22
|
292,16
|
1,047
|
82,2
|
5,03
|
0,085
|
1,132
|
1,401
|
18,62
|
270,1
|
88,93
|
0,9
|
0,960
|
2300
|
19,87
|
286,92
|
1,050
|
82,51
|
5,70
|
0,092
|
1,143
|
1,757
|
21,63
|
263,6
|
89,81
|
0,9
|
0,946
|
2875
|
24,53
|
282,93
|
1,037
|
81,48
|
6,94
|
0,107
|
1,145
|
2,545
|
27,07
|
256,3
|
89,94
|
0,9
|
0,922
|
3500
|
28,59
|
287,64
|
0,993
|
78,02
|
8,22
|
0,123
|
1,117
|
3,559
|
32,15
|
255,8
|
87,73
|
0,9
|
0,897
|
4000
|
30,78
|
298,18
|
0,935
|
73,50
|
9,18
|
0,136
|
1,072
|
4,489
|
35,27
|
260,2
|
84,21
|
0,9
|
0,876
|
4600
|
31,8
|
318,8
|
0,840
|
66,01
|
10,1
|
0,151
|
0,992
|
5,744
|
37,54
|
270,0
|
77,93
|
0,9
|
0,841
|
5060
|
31,13
|
340,47
|
0,748
|
58,75
|
10,5
|
0,163
|
0,911
|
6,808
|
37,94
|
279,3
|
71,60
|
0,9
|
0,799
|
4 Динамический расчет
кривошипно-шатунного механизма двигателя
4.1 Расчет силовых факторов,
действующих в кривошипно-шатунном механизме
Площадь поршня .
Масштаб сил .
Удельная масса поршня из
алюминиевого сплава кг/м².
Масса поршня .
Удельная масса шатуна .
Масса шатуна .
Часть массы шатуна, отнесенная к
поступательно движущимся массам, .
Масса частей кривошипно-шатунного
механизма, совершающих возвратно-поступательное движение .
Радиус кривошипа .
Угловая скорость коленчатого вала, .
Часть массы шатуна, отнесенная к
вращающимся массам, .
Центробежная сила инерции вращающей
части шатуна .
Результаты вычисления сил , , , , N, K, T, сведены в
таблицу 11.
Таблица 11 - Результаты вычисления
сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме
α,
град
|
∆Pг,
Н
|
Pj,
Н
|
P,
Н
|
Sш,
Н
|
N,
Н
|
K,
Н
|
T,
Н
|
R
ш.ш., Н
|
0
|
18,15
|
-4939,18
|
-4921,03
|
-4921,03
|
0
|
-4921,03
|
0
|
7513,9842
|
10
|
-3,63
|
-4814,73
|
-4818,36
|
-4824,27
|
-238,752
|
-4703,69
|
-1071,82
|
7374,9459
|
20
|
-18,15
|
-4451,09
|
-4469,24
|
-4490,62
|
-437,727
|
-4050
|
-1939,9
|
6920,4046
|
30
|
-31,7262
|
-3876,49
|
-3908,22
|
-3948,51
|
-562,663
|
-3103,28
|
-2441,39
|
6197,3767
|
40
|
-31,7262
|
-3134,69
|
-3166,41
|
-3220,92
|
-590,055
|
-2046,33
|
5264,011
|
50
|
-31,7262
|
-2280,47
|
-2312,2
|
-2369,36
|
-517,284
|
-1089,99
|
-2103,75
|
4241,4405
|
60
|
-31,7262
|
-1374,13
|
-1405,86
|
-1450,74
|
-358,068
|
-392,833
|
-1396,54
|
3296,2447
|
70
|
-31,7262
|
-475,459
|
-507,185
|
-526,414
|
-140,98
|
-40,9894
|
-524,816
|
2685,7156
|
80
|
-31,7262
|
361,9412
|
330,215
|
344,0441
|
96,56293
|
-37,7547
|
341,9663
|
2652,8377
|
90
|
-31,7262
|
1095,461
|
1063,735
|
1109,759
|
316,2814
|
-316,281
|
1063,735
|
3097,6054
|
100
|
-31,7262
|
1696,852
|
1665,126
|
1734,86
|
486,9235
|
-768,672
|
1555,276
|
3703,9689
|
110
|
-31,7262
|
2153,803
|
2122,076
|
2202,533
|
589,8655
|
-1280,09
|
1792,354
|
4267,6613
|
120
|
-31,7262
|
2469,592
|
2437,866
|
2515,696
|
620,9172
|
-1756,66
|
1800,795
|
4707,653
|
130
|
-31,7262
|
2660,922
|
2629,196
|
2694,189
|
588,2026
|
-2140,6
|
1635,992
|
5008,2934
|
140
|
-31,7262
|
2754,238
|
2722,512
|
2769,379
|
507,3349
|
-2411,67
|
1361,356
|
5186,4772
|
150
|
-31,7262
|
2781,031
|
2749,305
|
2777,652
|
395,8154
|
-2578,88
|
1031,866
|
5273,7586
|
160
|
-31,7262
|
2772,746
|
2741,02
|
2754,136
|
268,4614
|
-2667,54
|
685,2129
|
5304,9247
|
170
|
-31,7262
|
2755,932
|
2724,205
|
2727,548
|
134,9856
|
-2706,26
|
340,1184
|
5310,1123
|
180
|
-31,7262
|
2748,262
|
2716,536
|
2716,536
|
9,49E-14
|
-2716,54
|
3,33E-13
|
5309,4858
|
190
|
-29,6174
|
2755,932
|
2726,314
|
2729,659
|
-135,09
|
-2708,35
|
-340,382
|
5312,2198
|
200
|
-23,1375
|
2772,746
|
2749,609
|
2762,765
|
-269,303
|
-2675,89
|
-687,36
|
5313,4905
|
210
|
-11,8095
|
2781,031
|
2769,222
|
2797,774
|
-398,683
|
-2597,56
|
-1039,34
|
5293,5434
|
220
|
5,221738
|
2754,238
|
2759,46
|
2806,963
|
-514,22
|
-2444,4
|
-1379,83
|
5222,9167
|
230
|
29,29387
|
2660,922
|
2690,216
|
2756,718
|
-601,854
|
-2190,28
|
-1673,96
|
5067,6896
|
240
|
62,4034
|
2469,592
|
2531,996
|
2612,831
|
-644,892
|
-1824,49
|
-1870,33
|
4797,0721
|
250
|
107,4949
|
2153,803
|
2261,297
|
2347,032
|
-628,564
|
-1364,07
|
-1909,94
|
4393,8436
|
260
|
168,9277
|
1696,852
|
1865,78
|
1943,917
|
-545,6
|
-861,3
|
-1742,69
|
3868,9558
|
270
|
253,2279
|
1095,461
|
1348,689
|
1407,043
|
-401,007
|
-401,007
|
-1348,69
|
3283,7085
|
280
|
370,2866
|
361,9412
|
732,2278
|
762,8929
|
-214,121
|
-83,7183
|
-758,285
|
2782,0047
|
290
|
535,2162
|
-475,459
|
59,75738
|
62,02302
|
-16,6105
|
4,829434
|
-61,8347
|
2588,8591
|
140
|
-31,7262
|
2754,238
|
2722,512
|
2769,379
|
507,3349
|
-2411,67
|
1361,356
|
5186,4772
|
150
|
-31,7262
|
2781,031
|
2749,305
|
2777,652
|
395,8154
|
-2578,88
|
1031,866
|
5273,7586
|
160
|
-31,7262
|
2772,746
|
2741,02
|
2754,136
|
268,4614
|
-2667,54
|
685,2129
|
5304,9247
|
170
|
-31,7262
|
2755,932
|
2724,205
|
2727,548
|
134,9856
|
-2706,26
|
340,1184
|
5310,1123
|
180
|
-31,7262
|
2748,262
|
2716,536
|
2716,536
|
9,49E-14
|
-2716,54
|
3,33E-13
|
5309,4858
|
190
|
-29,6174
|
2755,932
|
2726,314
|
2729,659
|
-135,09
|
-2708,35
|
-340,382
|
5312,2198
|
200
|
-23,1375
|
2772,746
|
2749,609
|
2762,765
|
-269,303
|
-2675,89
|
-687,36
|
5313,4905
|
210
|
-11,8095
|
2781,031
|
2769,222
|
2797,774
|
-398,683
|
-2597,56
|
-1039,34
|
5293,5434
|
220
|
5,221738
|
2754,238
|
2759,46
|
2806,963
|
-514,22
|
-2444,4
|
-1379,83
|
5222,9167
|
230
|
29,29387
|
2660,922
|
2690,216
|
2756,718
|
-601,854
|
-2190,28
|
-1673,96
|
5067,6896
|
240
|
62,4034
|
2469,592
|
2531,996
|
2612,831
|
-644,892
|
-1824,49
|
-1870,33
|
4797,0721
|
250
|
107,4949
|
2153,803
|
2261,297
|
2347,032
|
-628,564
|
-1364,07
|
-1909,94
|
4393,8436
|
260
|
168,9277
|
1696,852
|
1865,78
|
1943,917
|
-545,6
|
-861,3
|
-1742,69
|
3868,9558
|
270
|
253,2279
|
1095,461
|
1348,689
|
1407,043
|
-401,007
|
-401,007
|
3283,7085
|
280
|
370,2866
|
361,9412
|
732,2278
|
762,8929
|
-214,121
|
-83,7183
|
-758,285
|
2782,0047
|
290
|
535,2162
|
-475,459
|
59,75738
|
62,02302
|
-16,6105
|
4,829434
|
-61,8347
|
2588,8591
|
140
|
-31,7262
|
2754,238
|
2722,512
|
2769,379
|
507,3349
|
-2411,67
|
1361,356
|
5186,4772
|
150
|
-31,7262
|
2781,031
|
2749,305
|
2777,652
|
395,8154
|
-2578,88
|
1031,866
|
5273,7586
|
160
|
-31,7262
|
2772,746
|
2741,02
|
2754,136
|
268,4614
|
-2667,54
|
685,2129
|
5304,9247
|
170
|
-31,7262
|
2755,932
|
2724,205
|
2727,548
|
134,9856
|
-2706,26
|
340,1184
|
5310,1123
|
180
|
-31,7262
|
2748,262
|
2716,536
|
2716,536
|
9,49E-14
|
-2716,54
|
3,33E-13
|
5309,4858
|
190
|
-29,6174
|
2755,932
|
2726,314
|
2729,659
|
-135,09
|
-2708,35
|
-340,382
|
5312,2198
|
200
|
-23,1375
|
2772,746
|
2749,609
|
2762,765
|
-269,303
|
-2675,89
|
-687,36
|
5313,4905
|
210
|
-11,8095
|
2781,031
|
2769,222
|
2797,774
|
-398,683
|
-2597,56
|
-1039,34
|
5293,5434
|
220
|
5,221738
|
2754,238
|
2759,46
|
2806,963
|
-514,22
|
-2444,4
|
-1379,83
|
5222,9167
|
230
|
29,29387
|
2660,922
|
2690,216
|
2756,718
|
-601,854
|
-2190,28
|
-1673,96
|
5067,6896
|
240
|
62,4034
|
2469,592
|
2531,996
|
2612,831
|
-644,892
|
-1824,49
|
-1870,33
|
4797,0721
|
250
|
107,4949
|
2153,803
|
2261,297
|
2347,032
|
-628,564
|
-1364,07
|
-1909,94
|
4393,8436
|
260
|
168,9277
|
1696,852
|
1865,78
|
1943,917
|
-545,6
|
-861,3
|
-1742,69
|
3868,9558
|
270
|
253,2279
|
1095,461
|
1348,689
|
1407,043
|
-401,007
|
-401,007
|
-1348,69
|
3283,7085
|
280
|
370,2866
|
361,9412
|
732,2278
|
762,8929
|
-214,121
|
-83,7183
|
-758,285
|
2782,0047
|
290
|
535,2162
|
-475,459
|
59,75738
|
62,02302
|
-16,6105
|
4,829434
|
-61,8347
|
2588,8591
|
220
|
5,221738
|
2754,238
|
2759,46
|
2806,963
|
-514,22
|
-2444,4
|
-1379,83
|
5222,9167
|
230
|
29,29387
|
2660,922
|
2690,216
|
2756,718
|
-601,854
|
-2190,28
|
-1673,96
|
5067,6896
|
240
|
62,4034
|
2469,592
|
2531,996
|
2612,831
|
-644,892
|
-1824,49
|
-1870,33
|
4797,0721
|
250
|
107,4949
|
2153,803
|
2261,297
|
2347,032
|
-628,564
|
-1364,07
|
-1909,94
|
4393,8436
|
260
|
168,9277
|
1696,852
|
1865,78
|
1943,917
|
-545,6
|
-861,3
|
-1742,69
|
3868,9558
|
270
|
253,2279
|
1095,461
|
1348,689
|
1407,043
|
-401,007
|
-401,007
|
-1348,69
|
3283,7085
|
280
|
370,2866
|
361,9412
|
732,2278
|
762,8929
|
-214,121
|
-83,7183
|
-758,285
|
2782,0047
|
290
|
535,2162
|
-475,459
|
59,75738
|
62,02302
|
-16,6105
|
4,829434
|
-61,8347
|
2588,8591
|
300
|
770,9834
|
-1374,13
|
-603,148
|
-622,404
|
153,6199
|
-168,535
|
599,1511
|
2825,7356
|
310
|
1111,201
|
-2280,47
|
-1169,27
|
-1198,18
|
261,589
|
-551,205
|
1063,86
|
3319,2632
|
320
|
1599,46
|
-3134,69
|
-1535,23
|
-1561,66
|
286,0867
|
-992,159
|
1205,98
|
3782,5121
|
330
|
2272,691
|
-3876,49
|
-1603,8
|
-1620,34
|
230,8981
|
-1273,48
|
1001,864
|
3994,1262
|
340
|
3101,099
|
-4451,09
|
-1349,99
|
-1356,45
|
132,2211
|
-1223,35
|
585,9714
|
3861,0288
|
350
|
3877,454
|
-4814,73
|
-937,271
|
-938,421
|
46,44221
|
-914,967
|
208,4921
|
3514,1077
|
360
|
5118,3
|
-4939,18
|
179,1158
|
179,1158
|
-1,3E-14
|
179,1158
|
-4,4E-14
|
2413,8342
|
370
|
15794,13
|
-4814,73
|
10979,4
|
10992,88
|
544,0344
|
10718,13
|
2442,323
|
8484,311
|
380
|
14328,49
|
-4451,09
|
9877,404
|
9924,666
|
967,4141
|
8950,848
|
4287,343
|
7668,3882
|
390
|
11053,71
|
-3876,49
|
7177,216
|
7251,216
|
1033,298
|
5699,002
|
4483,47
|
5454,2703
|
400
|
8333,493
|
-3134,69
|
5198,805
|
5288,301
|
968,7875
|
3359,791
|
4083,862
|
4155,2345
|
410
|
6315,814
|
-2280,47
|
4035,342
|
4135,094
|
902,7848
|
1902,294
|
3671,55
|
3735,9448
|
420
|
4879,682
|
-1374,13
|
3505,551
|
3617,468
|
892,8535
|
979,5417
|
3837,9238
|
430
|
3865,134
|
-475,459
|
3389,675
|
3518,19
|
942,215
|
273,9445
|
3507,509
|
4204,8073
|
440
|
3143,299
|
361,9412
|
3505,24
|
3652,037
|
1025,018
|
-400,767
|
3629,98
|
4705,2203
|
450
|
2623,43
|
1095,461
|
3718,892
|
3879,796
|
1105,742
|
-1105,74
|
3718,892
|
5245,0431
|
460
|
2244,353
|
1696,852
|
3941,205
|
4106,26
|
1152,505
|
-1819,38
|
3681,199
|
5746,2921
|
470
|
1965,199
|
2153,803
|
4119,001
|
4275,169
|
1144,943
|
-2484,68
|
3479,002
|
6155,1392
|
480
|
1758,518
|
2469,592
|
4228,11
|
4363,095
|
1076,887
|
-3046,67
|
3123,207
|
6446,681
|
490
|
1669,8
|
2660,922
|
4330,722
|
4437,777
|
968,8672
|
-3525,93
|
2694,75
|
6685,9831
|
500
|
1560,9
|
2754,238
|
4315,138
|
4389,421
|
804,1177
|
-3822,46
|
2157,727
|
6768,5544
|
510
|
1524,6
|
2781,031
|
4305,631
|
4350,024
|
619,8784
|
-4038,73
|
1615,985
|
6825,7253
|
520
|
1270,5
|
2772,746
|
4043,246
|
4062,593
|
396,0042
|
-3934,85
|
1010,749
|
6605,5878
|
530
|
907,5
|
2755,932
|
3663,432
|
3667,926
|
181,5247
|
-3639,3
|
457,3813
|
6249,0082
|
540
|
642,51
|
2748,262
|
3390,772
|
3390,772
|
3,55E-13
|
-3390,77
|
1,25E-12
|
5983,722
|
550
|
562,65
|
2755,932
|
3318,582
|
3322,653
|
-164,437
|
-3296,72
|
-414,327
|
5904,2247
|
560
|
210,54
|
2772,746
|
2983,286
|
2997,561
|
-292,189
|
-2903,31
|
-745,776
|
5546,6225
|
570
|
137,94
|
2781,031
|
2918,971
|
2949,067
|
-420,242
|
-2738,02
|
-1095,55
|
5442,3806
|
580
|
108,9
|
2754,238
|
2863,138
|
2912,426
|
-533,54
|
-2536,24
|
-1431,67
|
5325,2532
|
590
|
90,75
|
2660,922
|
2751,672
|
2819,693
|
-615,603
|
-2240,32
|
-1712,2
|
5127,5856
|
600
|
18,15
|
2469,592
|
2487,742
|
2567,165
|
-633,621
|
-1792,6
|
-1837,64
|
4754,9956
|
610
|
18,15
|
2153,803
|
2171,953
|
2254,3
|
-603,729
|
-1310,17
|
-1834,48
|
4312,7342
|
620
|
18,15
|
1696,852
|
1715,002
|
1786,825
|
-501,509
|
-791,697
|
-1601,86
|
3744,5683
|
630
|
18,15
|
1095,461
|
1113,611
|
1161,794
|
-331,111
|
-331,111
|
-1113,61
|
3128,9397
|
640
|
18,15
|
361,9412
|
380,0912
|
396,0091
|
-111,148
|
-43,4572
|
-393,617
|
2665,6289
|
650
|
18,15
|
-475,459
|
-457,309
|
-474,647
|
127,1164
|
-36,9585
|
473,2061
|
2672,142
|
660
|
18,15
|
-1374,13
|
-1355,98
|
-1399,27
|
345,3644
|
-378,896
|
1346,996
|
3262,862
|
670
|
18,15
|
-2280,47
|
-2262,32
|
-2318,25
|
506,1258
|
-1066,48
|
2058,371
|
4198,6077
|
680
|
18,15
|
-3134,69
|
-3116,54
|
-3170,19
|
580,7608
|
-2014,1
|
2448,16
|
5217,1259
|
690
|
18,15
|
-3876,49
|
-3858,34
|
-3898,12
|
555,4826
|
-3063,68
|
2410,233
|
6148,7154
|
700
|
18,15
|
-4451,09
|
-4432,94
|
-4454,15
|
434,1717
|
-4017,11
|
1924,143
|
6884,4144
|
710
|
18,15
|
-4814,73
|
-4796,58
|
-4802,46
|
237,6724
|
-4682,43
|
1066,978
|
7353,206
|
720
|
18,15
|
-4939,18
|
-4921,03
|
-4921,03
|
6,87E-13
|
-4921,03
|
2,41E-12
|
7513,9842
|
4.2 Построение графиков сил и
моментов
На одной координатной сетке
сгруппируем следующие графики - , , ; , N; K, T.
Максимальное и минимальное значения
силы соответственно
равны , .
Среднее значение
.
Среднее значение суммарного
индикаторного крутящего момента двигателя .
Максимальное и минимальное значения
суммарного индикаторного крутящего момента соответственно равны , .
Коэффициент неравномерности
крутящего момента
.
Эффективный крутящий момент
двигателя в Н·м
.
Расхождения между полученным по
графику и рассчитанным в тепловом расчете значениями
.
5 Расчет деталей на прочность
5.1 Поршень
Основные размеры поршневой группы
- высота поршня;
- расстояние от верхней кромки
поршня до оси пальца;
- толщина днища поршня;
- высота юбки поршня;
- диаметр бобышки;
- расстояние между торцами бобышек;
- толщина стенки юбки поршня;
- толщина стенки головки поршня;
- расстояние до первой поршневой
канавки;
- толщина первой кольцевой
перемычки;
Радиальная толщина кольца t:
- компрессионного;
- маслосъемного;
- высота кольца;
- разность между величинами зазоров
замка кольца в свободном и рабочем состояниях;
Радиальный зазор кольца в канавке
поршня Δt:
- компрессионного;
- маслосъемного;
- внутренний диаметр поршня;
- число масляных отверстий в поршне;
- диаметр масляного канала;
- наружный диаметр пальца;
- внутренний диаметр пальца;
- длина пальца;
- длина втулки шатуна.
Принимаем материал поршня -
алюминиевый сплав.
5.1.1 Днище поршня
Максимальное напряжение изгиба в
диаметральном сечении днища поршня в МПа:
Днище поршня должно быть усилено
ребрами жесткости, поскольку расчетное напряжение превышает допускаемое 20...25
МПа.
.1.2 Головка поршня
Головка поршня в сечении Х-Х,
ослабленная отверстиями для отвода масла, проверяется на сжатие и разрыв.
Для определения напряжения сжатия
определяем:
диаметр поршня по дну канавок в м,
площадь продольного диаметрального
сечения масляного канала в м²
площадь сечения Х-Х головки поршня в м²
максимальную сжимающую силу в МН
;
Напряжение сжатия в МПа
.
Рассчитанное напряжение сжатия не
превышает допустимые значения.
Для определения напряжения разрыва в
сечении Х-Х определяем:
максимальную угловую скорость
вращения коленчатого вала на холостом ходу
,
где ;
массу головки поршня с кольцами
.
Сила инерции возвратно-поступательно
движущихся масс в МН
определяется для режима максимальной частоты вращения при холостом ходе
двигателя
Напряжение разрыва
.
Рассчитанное напряжение разрыва не
превышает допустимые значения.
.1.3 Юбка поршня
Юбка поршня проверяется на износостойкость
по удельному давлению в МПа на
стенку цилиндра от максимальной боковой силы
.
Рассчитанное значение удельного
давления не превышает допустимые значения напряжений для современных
двигателей.
5.2 Поршневое кольцо
Проводим расчет маслосъемного
кольца. Материал кольца - чугун.
Среднее давление в МПа кольца на
стенку цилиндра определяется по формуле:
.
Давление кольца на стенку цилиндра в
различных точках окружности должно изменяться по эпюре с повышенным давлением у
замка, и определяться по формуле:
.
Результаты расчетов давления р
записываем в таблицу 12.
Таблица 12 - Построение эпюры давления
кольца карбюраторного двигателя на стенку цилиндра
0306090120150180
|
|
|
|
|
|
|
|
1,051,041,0211,021,271,5
|
|
|
|
|
|
|
|
0,22470,2220,2180,2140,2180,2710,321
|
|
|
|
|
|
|
|
Напряжения изгиба кольца в рабочем состоянии
.
Напряжения изгиба кольца при
надевании его на поршень
.
Рассчитанные напряжения при изгибе
кольца не превышают допустимых значений.
5.3 Шатун
Применяемый материал шатуна - сталь
40Х. Материал втулки - бронза.
Размеры элементов шатуна:
- наружный диаметр пальца;
- внутренний диаметр поршневой
головки c втулкой;
- наружный диаметр головки;
- минимальная радиальная толщина
стенки головки;
- радиальная толщина стенки втулки;
- длина втулки шатуна;
- диаметр шатунной шейки;
- толщина стенки вкладыша;
- расстояние между шатунными
болтами;
- длина кривошипной головки;
Размеры среднего сечения В-В шатуна:
;
;
;
.
.3.1 Поршневая головка
Максимальная частота вращения
коленчатого вала холостого хода
.
Максимальная угловая скорость
вращения коленчатого вала при холостом ходе:
.
Масса верхней части головки шатуна:
.
Разрывающая сила инерции при :
Площадь в мм² опасного
сечения верхней головки шатуна:
.
Напряжение разрыва
.
Из условия обеспечения достаточной
жесткости поршневой головки напряжение разрыва не превышает максимальных
значений.
5.3.2 Кривошипная головка
Максимальная величина силы инерции
Масса отъемной крышки кривошипной
головки
.
Для определения напряжения изгиба
крышки в МПа находим:
внутренний радиус кривошипной
головки:
;
момент инерции расчетного сечения
крышки:
;
момент инерции расчетного сечения вкладыша:
;
суммарную площадь крышки и вкладыша
в расчетном сечении:
;
момент сопротивления расчетного
сечения крышки без учета ребер жесткости:
.
Напряжение изгиба:
Напряжения изгиба не превышают
допустимые напряжения изгиба для крышки кривошипной головки шатуна.
5.3.3 Стержень шатуна
Сила, сжимающая шатун в МН по
результатам динамического расчета при :
.
Сила, растягивающая шатун в МН по
результатам динамического расчета при :
Площадь среднего сечения шатуна
Минимальное напряжение в МПа,
возникающее в сечении В-В от растягивающей силы:
.
От сжимающей силы в МПа в сечении
В-В возникают максимальные напряжения сжатия и продольного изгиба:
в плоскости качения шатуна
,
где - коэффициент, учитывающий влияние
продольного изгиба шатуна в плоскости качения шатуна;
в плоскости, перпендикулярной
плоскости качения шатуна
,
где - коэффициент, учитывающий влияние
продольного изгиба шатуна в плоскости, перпендикулярной плоскости качения
шатуна.
Напряжения и не
превышают предельных значений.
6 Расчет жидкостной системы
охлаждения
6.1 Емкость системы жидкостного
охлаждения
При номинальной мощности емкость
системы жидкостного охлаждения найдем по формуле:
.
6.2 Жидкостный насос
Принимаем:
количество отводимой охлаждающей
жидкостью от двигателя теплоты
;
средняя теплоемкость жидкости ;
средняя плотность жидкости ;
температурный перепад жидкости в
радиаторе .
Циркуляционный расход жидкости в
системе охлаждения двигателя:
.
Принимаем коэффициент подачи насоса .
Расчетная производительность насоса
.
Принимаем:
скорость жидкости на входе в насос ;
радиус ступицы крыльчатки .
Радиус входного отверстия
крыльчатки:
.
Принимаем:
углы между направлениями скоростей , , : и ;
гидравлический КПД .
Окружная скорость потока жидкости на
входе колеса:
.
Передаточное отношение ременного
привода от коленчатого вала принимаем .
Частота вращения насоса
.
Радиус крыльчатки колеса на выходе
.
Окружная скорость входа потока
.
Угол между скоростями и принимается
.
Угол .
Принимаются:
число лопаток на крыльчатке z=5;
толщина лопаток у входа ;
толщина лопаток у выхода .
Ширина лопатки на входе
.
Радиальная скорость потока на выходе из колеса
.
Ширина лопатки на выходе
.
Принимаем механический КПД насоса .
Мощность, потребляемая жидкостным
насосом
.
6.3 Жидкостный радиатор
Принимаем:
количество теплоты, отводимой от
двигателя через охлаждающую жидкость к охлаждающему воздуху ;
средняя теплоемкость воздуха ;
объемный расход жидкости, проходящей
через радиатор ;
средняя плотность жидкости ;
температурный перепад ;
температура перед радиатором .
Количество воздуха, проходящего
через радиатор
.
Массовый расход жидкости, проходящей
через радиатор
.
Средняя температура охлаждающего
воздуха, проходящего через радиатор
.
Принимаем: -
температурный перепад ;
оптимальные значения температуры .
Средняя температура жидкости в радиаторе
.
Коэффициент теплопередачи радиатора
принимаем .
Поверхность охлаждения радиатора
.
6.4 Вентилятор
Принимаем:
массовый расход воздуха, подаваемый
вентилятором ;
средняя температура воздуха ;
напор, создаваемый вентилятором .
Плотность воздуха при средней его
температуре в радиаторе
.
Производительность вентилятора
.
Задаем скорость воздуха перед
фронтом радиатора .
Фронтовая поверхность радиатора
.
Диаметр вентилятора
.
Окружная скорость вентилятора
,
где - коэффициент, зависящий от формы
лопастей: для плоских лопастей .
Частота вращения вентилятора
.
Вентилятор установлен на одном валу
с жидкостным насосом.
Мощность в кВт,
затрачиваемая на привод вентилятора:
,
где - КПД вентилятора: для литого
вентилятора .
Заключение
В ходе выполнения курсового проекта
приобретены навыки расчета деталей КШМ на прочность, системы жидкостного
охлаждения двигателя, рабочих процессов двигателя, теплового баланса, внешней
скоростной характеристики, динамических характеристик кривошипно-шатунного
механизма.
В данном курсовом проекте четко
выражена взаимосвязь теплового расчета с динамическим, а так же влияние динамических
показателей на детали кривошипно-шатунного механизма.
Данный курсовой проект включает в
себя графическую часть в виде:
) лист, содержащий индикаторную
диаграмму, диаграммы по результатам динамического расчета, схему действия сил в
КШМ;
) лист - поперечный разрез двигателя
с детальной проработкой основных механизмов и систем двигателя;
) лист - продольный разрез двигателя
с детальной проработкой основных механизмов и систем двигателя.
Приложение А
Таблица А - сравнение показателей
рассчитанного двигателя с прототипом
Показатели
|
Тип
двигателя
|
|
Прототип
|
Рассчитанный
|
Коэффициент
избытка воздуха α
|
0,85…0,98
|
0,9
|
Давление
остаточных газов ,
МПа0,105…0,1250,115
|
|
|
Температура
остаточных газов ,
К900…11001000
|
|
|
Степень
подогрева заряда , К 0…2010
|
|
|
Коэффициент
остаточных газов 0,04...100,073
|
|
|
Температура
в конце впуска Та, К
|
340…370
|
350,27
|
Коэффициент
наполнения 0,70…0,900,827
|
|
|
Показатель
политропы сжатия n1
|
1,34…1,38
|
1,37
|
Температура
в конце сжатия ,
К600…800702,53
|
|
|
Давление
в конце сжатия ,
МПа0,9…2,01,192
|
|
|
Степень
повышения давления цикла λ
|
3,2…4,2
|
4,108
|
Степень
предварительного расширения ρ
|
1,0
|
1,0
|
Температура
конца видимого сгорания ,
К2400…31002683,9
|
|
|
Максимальное
давление сгорания,
МПа3,5…7,54,89
|
|
|
Показатель
политропы расширения n2
|
1,23…1,30
|
1,256
|
Температура
в конце расширения ,
К1200…17001656,04
|
|
|
Давление
в конце расширения,
МПа0,35…0,600,4576
|
|
|
Средняя
скорость поршня ,
м/с12…2012
|
|
|
Среднее
эффективное давление,
МПа0,6…1,10,8188
|
|
|
Индикаторный
КПД
ηi
|
0,3…0,4
|
0,308
|
Эффективный
КПД
ηe
|
0,23…0,38
|
0,2551
|
Механический
КПД
ηм
|
0,75…0,92
|
0,828
|
Эффективный
удельный расход топлива ,
г/кВт·ч230…310321,3
|
|
|
Отношение
S/D
|
0,86…1,07
|
0,86
|
Относительная
теплота
%23…3825,51
|
|
|
Относительная
теплота
%24…3228,94
|
|
|
Относительная
теплота
%30…5527,34
|
|
|
Относительная
теплота
%0…2114,11
|
|
|
Относительная
теплота
%3…104,1
|
|
|
Фазы
газораспределения: -открытие впускного клапана до ВМТ 10…3520
|
|
|
-закрытие
впускного клапана после НМТ40…8550
|
|
|
-открытие
выпускного клапана до НМТ40…7070
|
|
|
-закрытие
выпускного клапана после ВМТ10…5030
|
|
|
Скорость
нарастания давления при сгорании Δр/Δα, МПа/град
|
0,1…0,4
|
0,273
|
Критерий
Гинцбурга ,
кВт/см1,3…2,81,874
|
|
|
Критерий
Костина 3,5…9,09,105
|
|
|
Масса
двигателя ,
кг134…395190
|
|
|
Приложение В
Техническая характеристика двигателя
1. Тип двигателя - карбюраторный.
. Число тактов - 4.
. Число и расположение цилиндров - 4 рядное.
. Порядок работы цилиндров - 1-4-3-2.
.Расположение и число клапанов в цилиндре -
верхнее , по два в цилиндре.
6. Рабочий объем двигателя, дм- 2,221.
. Диаметр цилиндра, мм - 94.
. Ход поршня, мм - 80.
. Степень сжатия - 6,6.
. Номинальная мощность, кВт - 68.
. Максимальная рабочая частота
вращения, мин - 5115.
. Габаритные размеры двигателя, мм -
874*720*686.
. Направление вращения коленчатого
вала - правое.
. Максимальное среднее эффективное
давление, МПа - 1,023.
. Максимальный эффективный крутящий
момент, Н·м - 180,86.
. Минимальная частота вращения
холостого хода, мин - 1000.
. Частота вращения при максимальном
крутящем моменте, мин - 2325.
. Сорт топлива - бензин, по ГОСТ
2084-77 марки А-72.
. Минимальный удельный расход
топлива, г/(кВт·ч) - 285,14.
. Фазы газораспределения: впуск
(начало, конец), выпуск (начало, конец) - (20,50), (70,30).
. Наличие наддува - нет.
. Тип нагнетателя - нет.
. Тип системы охлаждения -
жидкостное.
Список использованных источников
1 Расчет автомобильных двигателей:
методические указания к курсовому проектированию, часть 1 - тепловой и
динамический расчеты двигателя/ Калимуллин Р.Ф. и др.- Оренбург: ГОУ ОГУ,
2004.-92 с.
Расчет автомобильных двигателей:
методические указания к курсовому проектированию, часть 2 - расчеты основных
деталей и систем двигателя. Конструирование двигателя/ Калимуллин Р.Ф. и др.-
Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.-91 с.
Колчин А.И. Расчет автомобильных и
тракторных двигателей: учебное пособие для вузов/ А.И. Колчин, В.П. Демидов -
3-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 496 с.: ил.
Двигатели внутреннего сгорания. В 3
кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов: учебник / В.Н. Луканин, К.А. Морозов, А.С.
Хачиян и др; Под ред. В.Н. Луканина.- М.: Высш, шк.,1995.- 368 с.: ил.
Двигатели внутреннего сгорания. В 3
кн. Кн. 2. Динамика и конструирование: учебник / В.Н Луканин, И.В. Алексеев,
М.Г. Шатров и др; Под ред. В.Н. Луканина.- М.: Высш, шк., 1995.- 319 с.: ил.
Анохин В.И. Отечественные
автомобили.- М.: Машиностроение, 1977.- 592 с.: ил.
Михайловский Е.В. Устройство
автомобиля: учебник для учащихся автотранспортных техникумов/ Е.В.
Михайловский, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.:
Машиностроение, 1985.- 352 с.: ил.