Особенности психических функций человека

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,32 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности психических функций человека












Особенности психических функций человека












Караганда 2009 год

1. Соотношение физиологических и психических процессов и явлений

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19 вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В 20 столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный б достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

Предметом изучения психологии прежде всего является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческие общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмысленны до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организованно его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связанны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

2. Теория высших психических функций

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т.е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что человек (взрослый) с помощью определённого средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он - к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды - сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь.

Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс - процесс экстериоризации - вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Выдвижение принципа «внешнее через внутреннее» в Культурно - исторической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных видах активности - прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу - «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностным ребенка и его культурным, развитием. Личность «не врожденна, но возникает в результате культур, развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо «развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им».

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения других сменяются критичными периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личные психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и самого типа самосознания, характера его развития.

3. Сущность и составляющие высших психических функций

Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

Память.

Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие-то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью.

В процессе запоминания обычно устанавливается связь одного предмета или явления с другими предметами или явлениями.

Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «я» и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

Речь.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует о себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет гтолифункшюнальный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

Мышление.

Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в одной действительности, ни у субъекта на данный момент времени существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет и уровень развития.

Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Восприятие.

Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Восприятие предмета предполагает поэтому со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры), регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей состояние активного покоя, необходимого для наблюдения. Восприятие поэтому, как уже указывалось, предполагает довольно высокое развитие не только сенсорного, но и двигательного аппарата.

Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Восприятие предметов и людей, с которыми ему приходится иметь дело, условий, в которых протекает его деятельность, составляют необходимую предпосылку осмысленного человеческого действия. Жизненная практика заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую «теоретическую» деятельность. Теоретическая деятельность наблюдения включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Таким образом, связанное первично в качестве компонента или условия с какой-либо конкретной практической деятельностью, восприятие в конце концов в форме наблюдения переходит в более или менее сложную деятельность мышления, в системе которого оно приобретает новые специфические черты. Развиваясь в другом направлении, восприятие действительности переходит в связанное с творческой деятельностью создание художественного образа и эстетическое созерцание мира.

Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается, он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета; воспринимая, он таким образом, производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание.

4. Возникновение и психологическая характеристика сознания человека

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе связано со сферой человеческого сознания. Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом.

Мысленное представление и воображение действительности - важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. Сознание почти всегда связанно с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, мечты…), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредотачивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продукция опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность которая требует кооперации общения и взаимодействия друг с другом. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: т.к. для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. С самого начала возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, т.к. получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отдельный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания.

Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться с ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

5. Условия возникновения сознания

Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Это значит, что когда я сознаю, например, эту книгу или даже только свою мысль о книге, то сама книга не сливается в моем сознании с моим переживанием, относящимся к этой книге, сама мысль о книге - с моим переживанием этой мысли.

Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.

Задача, которая стоит перед нами, и заключается в том, чтобы проследить условия, порождающие эту высшую форму психики - человеческое сознание.

Как известно, причиной, которая лежит в основе очеловечения животноподобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. «…Труд, - говорит Энгельс, - создал самого человека»1. Труд создал и сознание человека.

Возникновение и развитие труда, этого первого и основного условия существования человека, привело к изменению и очеловечению его мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств. «Сначала труд, - так говорит об этом Энгельс, - а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству»2. Главный орган трудовой деятельности человека - его рука - могла достичь своего совершенства только благодаря развитию самого труда. «Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям… человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини»3.

Очень ярко видно, как отражаются в строении коры мозга новые, специфически человеческие черты при исследовании так называемого проекционного двигательного поля. Если осторожно раздражать электрическим током различные точки этого поля, то по вызываемому раздражением сокращению различных мышечных групп можно точно представить себе, какое место занимает в нем проекция того или иного органа. Пенфильд выразил итог этих опытов в виде схематического и, конечно, условного рисунка, который мы здесь приводим. Из этого рисунка, выполненного в определенном масштабе, видно, какую относительно большую поверхность занимает в человеческом мозге проекция таких органов движения, как рука (кисть) и особенно органы звуковой речи (мышцы рта, языка, органы гортани), функции которых развивались особенно интенсивно в условиях человеческого общества (труд, речевое общение).

Совершенствовались под влиянием труда и в связи с развитием мозга также и органы чувств человека. Как и органы внешней деятельности, они приобрели качественно новые особенности. Уточнилось чувство осязания; очеловечившийся глаз стал замечать в вещах больше, чем глаза самой дальнозоркой птицы; развился слух, способный воспринимать тончайшие различия и сходства звуков человеческой членораздельной речи.

В свою очередь, развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, «давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию».

Создаваемые трудом отдельные анатомо-физиологические изменения необходимо влекли за собой в силу естественной взаимозависимости развития органов и изменение организма в целом. Таким образом, возникновение и развитие труда привело к изменению всего физического облика человека, к изменению всей его анатомофизиологической организации.

Конечно, возникновение труда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой отчетливо наблюдаются даже у ныне существующих человекообразных обезьян, и формирование в связи с этим особо подвижных, приспособленных для схватывания предметов передних конечностей, все более освобождающихся от функции ходьбы, что объясняется тем образом жизни, который вели животные предки человека, - все это создавало физические предпосылки для возможности производить сложные трудовые операции.

Подготавливался процесс труда и с другой стороны. Появление труда было возможно только у таких животных, которые жили целыми группами и у которых существовали достаточно развитые формы совместной жизни, хотя эти формы были, разумеется, еще очень далеки даже от самых примитивных форм человеческой, общественной жизни. О том, насколько высоких ступеней развития могут достигать формы совместной жизни у животных, свидетельствуют интереснейшие исследования Н.Ю. Войтониса и Н.А. Тих, проведенные в Сухумском питомнике. Как показывают эти исследования, в стаде обезьян существует уже сложившаяся система взаимоотношений и своеобразной иерархии с соответственно весьма сложной системой общения. Вместе с тем эти исследования позволяют лишний раз убедиться в том, что, несмотря на всю сложность внутренних отношений в обезьяньем стаде, они все же ограничены непосредственно биологическими отношениями и никогда не определяются объективно-предметным содержанием деятельности животных.

Все эти моменты и составили в своей совокупности те главные условия, благодаря которым в ходе дальнейшей эволюции могли возникнуть труд и человеческое, основанное на труде, общество.

6. Системное строение сознания

Выделение особого класса систем - психологических систем - и постановка проблемы их специфики были в отечественной психологии впервые осуществлены именно Выготским. Системность явилась одним из главных принципов Выготского в его исследовании сознания на заключительных этапах его творческой деятельности: идея о сознании как единой системе.

Если инструментальная психология Выготского строилась на понятии об отдельных, хотя и взаимосвязанных функциях, то к концу 20-х годов он приходит к идее межфункциональной психологии, к понятию о психологической системе (сам термин появился к 30-му году) и ее истории. При этом Выготский подверг критике прежнюю психологию, в которой постулировались неизменность и постоянство межфункциональных связей сознания, из-за чего «отдельные психические функции рассматривались в изолированном виде, а проблема их организации в целостной структуре сознания оставалась вне поля внимания исследователей». Превратив постулат прежней психологии в предмет исследования, Выготский поставил перед собой задачу проследить отношения функций в ходе развития такой психологической системы, как сознание.

В результате исследований, выполненных в рамках инструментальной психологии, он приходит к выводу о том, что психическое развитие ребенка состоит не столько в развитии каждой отдельной функции, сколько в изменении межфункциональных связей и отношений: «Сознание развивается как целое, а не как сумма частичных изменений, происходящих в развитии каждой отдельной функции. Судьба каждой функциональной части в развитии сознания зависит от изменения целого, а не наоборот».

Современный психолог И. Тульвинг изучил и представил теоретические основы сознания:

·Ноэтичное сознание (семантическая память) - это состояние, когда мы сознаем что-то, не входящее в имеющееся окружение, как бы символическое сознание.

·Автоноэтичное сознание (эпизодическая память) - это то, что мы знаем о себе самом, память о событиях личной жизни.

Ранее изучением сознания занимались философы и психоаналитики, Тульвинг же научно обосновал свою классификацию и экспериментально подтвердил ее.

Выготский рассматривал сознание как целостную систему, выделяя в ней в качестве ее элементов отдельные психические функции (об этом он говорит, например, в но в недостаточно явном виде. Окружающей средой для этой системы выступала микросоциальная система отношений, имеющая историческую природу, внутри которой и происходило преобразование системы психических функций. Рассматривая данную среду, Выготский решающую роль отводил социокультурным факторам, которые представлены в виде знаково-смысловых систем, имеющих независимый от индивидуального сознания статус и выступающих вместе с тем инструментами его построения. Большое внимание Выготский уделял связям и отношениям функций между собой, однако в его концепции различные типы связей, в том числе и системообразующие, в достаточной степени еще не дифференцировались. Сама структура этих отношений в системе изучалась Выготским лишь в плане ее генетических преобразований. Выготский рассматривал динамику данной системы в основном в аспекте ее развития, а не функционирования. У Выготского мы встречаем определенные идеи, касающиеся характеристики системы сознания по вертикали, т.е. представления о различных уровнях системы и их иерархии (о том, что генетически более ранние отношения составляют иерархически низшие уровни). Выготским было отдельно разработано представление о самоуправлении и самодетерминации системы. Тем самым в модель психологической системы вводилась идея активности, однако об этом крайне редко говорилось применительно именно к сознанию как психологической системе.

Связь сознания с протекающими в мозгу процессами

.Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.

.Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку.

.Стержнем сознания, способом его существования является знание.

.Труд развивает сознание.

.Речь (язык) формируют сознание.

.Сознание является функцией мозга.

.Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.

.Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Следовательно, за особенности высшей формы жизни, сознание, нужно благодарить общественно-исторический опыт поколений, труд, язык и знания.

Однако идея использовать принцип системности применительно к исследованиям сознания не была, к сожалению, в полной мере реализована Выготским - представления о сознании как психологической системе были еще мало систематизированы и упорядочены, в связи с чем не могла быть построена единая модель сознания как системы. Идея системности в концепции Выготского явилась в недостаточной степени эксплицированной, отсутствовала определенная последовательность и рефлексивность в ее разработке, поскольку основное внимание в данном случае было направлено на получение конкретнопсихологического, а не методологического знания.

психический сознание подсознание физиологический

7. Подсознание

Когда говорится о расширении Сознания человека, меняющего свои взгляды на мир, под воздействием определенных знаний (в данном случае духовных знаний), говорится о расширении взаимодействия Бога и человека. Этому действу способствуют три энергетических центра. Они же являются и вратами к святая святых каждого человека - Подсознанию, месту его связи с Богом внутри физического тела.

Он должен быть Личностью, выполняющей определенную задачу: взращивать в себе мощную энергию любви - Души, которая будет принадлежать только ей и, вместе с тем, будет являться частью мощного многогранного Божественного Созвездия таких же Душ - Личностей.

Личностью, которая, выполнив свою задачу в мире материальном, в дальнейшем будет жить в мире Бессмертных, или снова, по своему желанию, спустится в школу Земли, но уже для того, чтобы помогать другим людям встать на путь Бессмертия Личности.

Бессмертие, как вы знаете, определяется качеством Сознания человека - Божественно чистое Сознание человека остается с ним, а не исчезает, как это бывает во время обычной смерти. Уход человека из материального мира в своем Сознании и является - Бессмертием Личности. Бессмертие Личности - это Диплом, который получает человек, окончив школу жизни на Земле, пройдя бесконечный круг смертей и рождений в материальном мире.

Подсознание помогает человеку изменить свое Сознание и стать Бессмертным. В этом заключается главная роль Подсознания в земной жизни человека.

Подсознание - это поле, которое дается человеку Богом (в отличие от Сознания) сразу же при рождении. Оно находится в центре головы, окружает область ствола головного мозга (центр сна и бодрствования) и соединяет человека с Богом. Подсознание не фиксируется никакими приборами, но играет очень важную роль в жизни людей, живущих в материальном мире, так как определяет работу тела, всей физической системы - человек. (Но на этом его возможности не исчерпываются.)

Подсознание просыпается постепенно, как и все существо ребенка, попавшего в новый для него мир из комфортной утробы матери. И с Его помощью, согласно Индивидуальной Программе Здорового Тела, постепенно включается мощность работы всех систем и органов тела новорожденного. Эта «неспешность» дает младенцу возможность спокойно, без перенапряжения, которое взорвало бы младенца изнутри, адаптироваться к новым условиям жизни в земном пространстве.

Подсознание руководит неосознанными человеком процессами. Они происходят сами собой и планируются вне человеческой личности, Богом. Хотя сами центры, в которых наблюдается руководящая роль мозга, прекрасно видны людям различных вероисповеданий и даже атеистам. Они отвечают за работу систем, происходящую внутри тела человека, без его участия: прием и переваривание пищи, дыхание, снабжение кровью тела, с помощью ритмичного биения сердца и так далее.

Поле Подсознания окружено пространством, заполненным энергиями различных вибраций, которые он приобретает вместе с ростом своего Сознания. Чем ближе они к Божественным, тем качественнее идет работа, центров головного мозга, регулирующих выполнение функций каждой системы, каждого органа; контролирующих их правильное контактирование друг с другом, в соответствии с Индивидуальной Программой Здорового Тела.

Во взрослом возрасте Индивидуальная Программа Здорового Тела включена на 100 процентов. Но, к сожалению, практически у всех она перекрыта кармой Прошлых воплощений и не может регулировать работу всех систем тела. Кроме того, вместе с ростом Сознания человека, пространство около поля Подсознания приобретает характерное окружение энергиями, которые человек в своем Сознании утвердил. Они могут быть как положительными, так и негативными. И те и другие вибрации, находясь около Подсознания, не вступают в контакт с ним, не воздействуют на него. Но не Божественные вибрации являются помехами, которые не дают Ему возможность включить с помощью Господа, направить в Сознание человека и держать постоянно в рабочем состоянии Божественную Программу Здорового Тела. В результате, идет определенное отклонение физического состояния тела от нормы, то есть - болезнь.

С помощью энергии своего Подсознания он может убрать у себя, у ребенка или взрослого информацию о Внутриутробном проклятии или, просто, Проклятии дня нынешнего. Необходимо учитывать, что при этом используется много энергии из поля Подсознания, не забудьте ее восстановить! Без помощи Подсознания эти виды проклятий могут убрать только сами носители. (Ребенка от Внутриутробного проклятия может очистить мать). В данном случае, любой член семьи может освободить своих родственников от этого энергетического загрязнения, попросив: «Господи помоги. Я, с помощью своего Подсознания, снимаю Внутриутробное проклятие (проклятие) со своего внука (может быть любой член семьи)», - и прочитать молитву «Отче наш». Во время чтения молитвы идет очищение.

Подсознание выполняет роль Сознания при жизни человека в Параллельных мирах, после смерти. Вместе с Душой, Оно помогает сохранить индивидуальность человека, так как имеет Программу, включающую все хорошие наработки, узаконенные человеческим Сознанием во время жизни на Земле. Допустим, умение логично мыслить и запоминать происходящее; знания, которые человек получает из жизненного опыта, но только те знания, которые помогают интеллектуальному и духовному развитию Личности, включая и те, что получены из художественных произведений, если они позволяют человеку, через проживание судеб героев понять важные истины земной жизни, делающие жизнь значимой. Понятие о любви, дружбе, самопожертвовании, различие добра и зла навсегда остаются в Подсознании человека, вместе с ним уходят и снова приходят в материальный мир. При этом человек не осознает, откуда у него эти знания, просто они у него всегда есть. Человек их чувствует, хотя они находятся в соответствующей Программе Подсознания, которое не способно само их ощущать и анализировать. В данном случае все происходит не на уровне мысли и осознания, а на уровне интуиции, на уровне Души, которая является частью описанного выше триединства. Человек через свою Душу чувствует, что он делает правильно, а что нет. Правда, только тот человек, который хочет слышать голос Ее.

В мирах Иных Подсознание человека может оказаться и во время жизни на земле. Это явление называется медитацией. Медитация - это пограничное состояние между сном и реальностью. Со сном его объединяет уход из физического мира Земли. Реальностью же является то, что Подсознание человека реально находится в Ином мире и события в данном случае осознаются, так как Подсознание, как связник, открывается и впускает в Сознание человека поток энергии-информации или Само выходит за пределы тела человека, не прерывая связь с ним. В этом случае Оно выполняет роль Сознания - поля, в котором происходит отражение метафизических событий, выраженных через образы, которые человек в данном случае (в отличие от большинства снов) запоминает. Сон предсказание - это медитация во сне и затем снова сон. Этот сон обычно люди запоминают, потому что в нем принимало участие Подсознание.

Подсознание может (вместе с Душой или без нее) полностью выйти из тела и путешествовать по всей Земле и Вселенной. Передавать все, что видит в Сознание человека, которое всегда остается в физическом теле. Можно сказать, что человек в данном случае имеет два Сознания - одно непосредственно над головой и другое (допустим) на том конце Галактики.

Когда люди говорят, что путешествуют в своем Сознании - они правы, Но вы сейчас более детально осознаете процесс, происходящий во время медитации.

Подсознание играет большую роль во времяклинической смерти. Об этом явлении, сейчас много говорится на земле. Люди помнят события происходившие с ними. Помнят свои ощущения. Есть что-то общее (полет, туннель, свет и сожаление о том, что приходится возвращаться в свое тяжелое больное тело), есть и принципиальные отличия. И все-таки, память о потустороннем опыте - это скорее исключение, чем правило для тех, кто пережил клиническую смерть. Большинство людей ничего не помнит или помнит только о событиях, происходивших на земле (полет под потолком, свое тело внизу, людей). Некоторые люди помнят какие-то ужасы - в этом случае играет роль кармическая загрязненность, из-за которой душа видит Нижний мир. Есть и другие причины такого типа путешествия на ту сторону жизни.

Феномен памяти о метафизических событиях зависит от степени наполнения Подсознания человека энергией мира Огненного (40-100 процентов), приобретенного или полученного с рождения. Именно это состояние дает одним людям возможность спокойно «спать» во время клинической смерти, а другим получать информацию от своего Подсознания, которая усваивается Сознанием человека и запоминается, закладывается в мозг, чтобы потом воспроизвестись как воспоминание.

Если Подсознание обладает малой энергией, человеческая Душа вместе с Ним остается в теле человека. И происшедшее событие не дает ему никакой пищи для размышлений, после того, как он снова включится в жизнь. В дальнейшем он живет так же, как жил раньше.

Те люди, у кого Подсознание было обычным, по степени заряженности, ничего не помнят. Но и те кто принес в мир материальный информацию о Том мире помнят не все, так как их память избирательна и видение Той жизни тоже избирательно. Многое зависит от качества Сознания человека, то есть от установок, через которые он все видит.

Дело в том, что Тонкий мир пользуется для передачи информации через Подсознание только теми образами, которые спокойно воспринимаются индивидуальным Сознанием человека. Кстати, и атеист может родиться с достаточно хорошо заполненным Подсознанием и получит потусторонний опыт. Но благодаря установкам, имеющимся в Сознании, атеисты и верующие видят - разное. В принципе, они видят одно, но под разным углом зрения, потому что увиденное воспринимает (расшифровывает) их Сознание, готовое к определенному восприятию получаемой информации. Сознание и в этом случае является окошком, через который человек оценивает мир, в данном случае мир Иной.

Человек, осознавший свое путешествие на Тот Свет, возвращается в наше измерение не том состоянии, в котором уходил в клиническую смерть. Он начинает другую жизнь уже с включенным, стопроцентно заполненным Подсознанием и новыми возможностями.

С помощью Подсознания, минимально расходуя Его энергию, можно притягивать различные энергетические потоки, идущие на Землю.

Целительный поток дает возможность помогать себе и людям очищать, исцелять и заряжать системы физического тела энергией Божественной и Земной Божественной энергией. В своей работе этот поток руководствуется информацией, которую получает от Индивидуальной ДНК человека о том, каким должно быть его здоровье. Он поэтапно убирает все загрязнения, напоминает каждой клетке и группе клеток о том, как правильно работать и заполняет их энергией для этой работы. С помощью Целительного потока можно полностью восстановить работу тела человека до того уровня, который записан в его Индивидуальной ДНК, включить Индивидуальную Программу Здорового Тела. Но саму Программу Целительный поток не гармонизирует. Это можно сделать только с помощью Господа.

Поток энергии, управляющий гравитацией Земли, помогает человеку «поднимать» тяжелые предметы, неподдающиеся осознанию человеческому, перемещать их в Пространстве и даже во Времени. При этом энергия будет идти не на физический подъем тяжести, а на регулирование силы притяжения Земли.

Если у Личности нет навыков в этом действе, то можно в идущем воплощении научиться это делать. Когда Подсознание будет иметь стопроцентную возможность брать энергию из мира Огненного и всегда быть полноценно заполненным, занятия можно начинать с небольших упражнений, связанных с подъемом определенных вещей, очень легких. После того как человек научится управлять невесомыми предметами, легко научиться управлять весом собственного тела и даже придавать ему движение, сколько бы оно ни весило; ощутить состояние полета на физическом плане. Ведь именно Подсознание, изначально зная о силе притяжения и опасности его потери для всех живущих на земле, не дает человеку возможность - летать до той поры, пока человек не научится управлять гравитацией Земли по отношению к своему телу.

Можно делиться своими индивидуальными наработками между собой и помогать друг другу приобретать новые.

Но многое, конечно, зависит от разрешения Господа, потому что это, действо, опасно для жизни человека.

Есть потоки, дающие возможность путешествовать во Времени и Пространстве, потоки энергии используемой для телепортации, потоки открывающие каналы путешествий в другие Галактики за короткое время и другие.

Подсознание - это кладовая Программ и Энергии для их исполнения. Когда Господь вручит «ключи» от Подсознания самому человеку, то человек уже по своему усмотрению, самостоятельно может распоряжаться всем этим богатством, соблюдается и Закон Ненасилия над Личностью. Но необходимо учитывать, что в этом случае ошибки личности могут быть масштабнее и ответственность за них тоже. Чтобы не ошибиться, лучше попросить, чтобы Господь, продолжал свое ведение, особенно, первое время, пока человек не научится владеть своим кладом - открытым Подсознанием и распоряжаться своим богатством правильно, пока не научится слышать свою интуицию, свою Душу.

Подсознание укомплектовано, различными Программами.

Программу саморегуляции, которая постоянно поддерживает чистоту связи различных систем тела и энергию Божественной Программы Здорового Тела, обеспечивая стабилизацию и улучшение здоровья человека. Эта Программа очень важна, так как Программа Здорового Тела, включенная Подсознанием, работает самостоятельно, постоянно до тех пор, пока не «замусорятся» снова Тонкие тела, а затем и системы тела физического. Она очень похожа на медленно «затухающий» маятник, в результате различных сопротивлений загрязненного тела.

И все-таки, чем чаще человек будет прислушиваться к своему телу и не перегружать его без необходимости, тем лучше он будет себя чувствовать.

Программа Целительства так же находится в Единой Индивидуальной ДНК. Включенная с помощью Подсознания, она самостоятельно, без Целительного потока, поможет человеку, убрать любые виды информационного загрязнения из своего тела или из тела пациента; проблемы, мешающие слаженной работе органов, и включить Программу Здорового Тела. Но если направить в эту Программу Целительный поток, то мощность ее увеличится в миллионы раз. Программой Целительства можно работать тогда, когда Индивидуальный Целительный поток еще не дан. Есть люди, которым Он дается с рождения.

Целительство с помощью своего Подсознания не так просто, как может показаться на первый взгляд. Подробнее о всех «подводных камнях» этого вида деятельности можно узнать из специального раздела статьи о Подсознании, посвященной Целительству.

Есть Программа, содержащая таланты, которые воспринимаются людьми как сверхъестественные. Благодаря Подсознанию, можно иметь яснослышание, ясновидение, яснопонимание, не осознавая, как это происходит. С помощью Подсознания можно летать, телепортировать, читать мысли на расстоянии, видеть Прошлое и Будущее. Проводить многие немыслимые в Настоящее время дела на Земле. Качество этих дел будет зависеть от наполненности Подсознания энергией, и от того, момента, когда собственное Сознание человека, получившего определенный жизненный опыт, узаконит их существование.

Программа взаимодействия Сознания и Подсознания - является наиболее значимой. Именно она дает человеку возможность работы со всеми видами Программ, заложенных в поле Подсознания, в Его Индивидуальной Единой ДНК. Создает особые условия осознанной работы с Подсознанием.

Человек не может переделать свое Подсознание, изменить его структуру. Подсознание никогда не «вписывает» в себя мысли и идеи человека самостоятельно, не дает власти над собой непосредственно. Но в то же время, открытое Сознанию человека Подсознание дает возможность черпать из него то, что тот хочет для построения своей жизни, без ограничений. Он имеет право брать из него все, по своему усмотрению и использовать так, как сочтет нужным любой Его клад. В Подсознании человека (как вы уже знаете) есть много Программ. Люди, обладающие мощным Подсознанием, могут самостоятельно работать с отдельными Программами, которые в нем находятся, с помощью своего Сознания. Они для того и существуют, чтобы человек в определенный период жизни мог бы ими воспользоваться, внедрить в жизнь, с помощью мощной силы мысли, которой владеет, благодаря полноценно заряженному Подсознанию.

В Программе Будущего, которую посылают человеку Духи Предков, согласно наработкам его Прошлых воплощений и Идущего, далеко не все полотно Времени заполнено событиями. Но сам человек своей мыслью не может в ней хозяйничать и заполнять свободное пространство новыми желаниями, так как вибрации его мысли никогда не смогут достигнуть вибраций мира Огненного, с помощью которых идет запись желаний (ситуаций). Согласованные с кармой человека, они вносятся в полотно Времени Будущего, с помощью созидательных энергий Мира Огненного, Духами Предков или другими Высшими силами. Вспомним, что все, что есть на Земле было когда-то запрограммировано в мире Огненном: и леса, и реки, и моря, и горы, и пустыни - все, что есть на Земле. Построения, связанные с жизнью человека, прежде всего, были запрограммированы в мире Огненном, затем приняты талантливыми людьми и материализованы на Земле и т.д.

Человек, с повышенной энергией в Подсознании, с включенной Программой взаимодействия Сознания и Подсознания, может добиться того, что его положительная мысль - желание войдет в Подсознание. Оно запишет ее в определенную Программу, допустим в Программу на реализацию задуманного. Затем Подсознание введет эту Программу в ближайшее Будущее, то есть самостоятельно создаст ситуацию, при которой желаемое, в рамках этой Программы, быстро претворится в жизнь.

Допустим, писатель хочет видеть реализацию своей новой книги во многих странах, но даже представления не имеет к кому обратиться с этой проблемой, так как предполагаемые издатели и продавцы живут далеко и выхода, реального, на них нет. С помощью Подсознания можно поработать с Программой на реализацию задуманного (есть такая отдельная Программа) и в ее рамках четко описать свое желание (оно может быть любым). Допустим: «Мое Подсознание, я обращаюсь к тебе с любовью и прошу внести в Программу моего ближайшего Будущего - Программу на реализацию Задуманного.Я хочу, чтобы моя книга появилась в печати и была распространена во всех странах, где есть люди, знающие русский язык». При этом можно даже не предполагать, как и когда это произойдет, но четко видеть желаемое - книга быстро уходит к читателю с прилавков магазинов во всех странах мира. И «видеть» это необходимо каждый день до реализации своей мечты. Засыпать и просыпаться с этой мыслью. Результат не замедлит сказаться.

В Программу своего Ближайшего Будущего, если работа идет с помощью своего Подсознания, можно вкладывать только свое Будущее. С членами семьи можно работать с помощью Духов Предков. Они внесут желаемую ситуацию в то Ближайшее Будущее, которое позволит его карма.

У людей, не обладающих энергоемким Подсознанием, Запись событий, не вошедших в ближайшее Будущее, так же может произойти, но гораздо медленнее, (раз в 100), так как записываться она будет на полотно Прошлого, а не Будущего Времени. А для этого Оно должно быть очищено от той информации, которая на нем имеется, через страдания или через сознательное очищение Предыдущего воплощения с помощью Господа.

Открытое Подсознание - это очень большая ответственностьи испытание для человека. Прежде, чем обратиться с просьбой о включении и стопроцентном заполнении Подсознания, необходимо очень хорошо взвесить свои силы, честно проанализировать свои взгляды на жизнь, свое эмоциональное восприятие мира.

Подсознание - это вотчина Бога, но не Бог. Оно не помогает человеку принять правильное решение, не ведет его по жизни, даже если человек Его попросит об этом. Открывая возможность осознанного взаимодействия с Подсознанием, Господь показывает, что расширяет свое доверие к человеку, способному на многое и надеется, что тот оправдает его, то есть не причинит вреда себе и другим.

Включенное Подсознание может мощно помогать личности, на уровне энергии Бога, Святого Духа, Божьей Матери. Но работа собственным Подсознанием без опоры на Божественное ведение или ведение Духами Предков, чревата серьезными последствиями, вплоть до смертельного исхода носителя энергетически увеличенного Подсознания. Поэтому не случайно до начала третьего тысячелетия вполне нормальным считался тот факт, что люди рождались и жили до конца своей жизни с Подсознанием, находящимся в рабочем состоянии на 20-40 процентов и выглядевшим как сдутый шарик. Оно не только не получало дополнительную энергию для определенной работы, но не имело даже своей обычной формы, определенной Богом. Можно сказать, что в этом случае Подсознание на 80 процентов благополучно спало, было выключено из жизни. У многих оно спит и сейчас.

Подсознание, не обладает способностью анализа и не отделяет добро от зла, несмотря на то, что обладает большой энергией и различными возможностями. Поэтому, для грамотной и безопасной работы с помощью Подсознания, необходимо иметь расширенное, чистое Сознание, способное видеть истинность событий жизни и правильно оценивать свои желания, мысли и действия.

В момент преображения Подсознания с помощью Господа, человек, конечно, вполне соответствует происходящему действу. Но затем он может изменить свои взгляды и черты характера, потерять контроль над своими мыслями и действиями, даже если находится на достаточно высоком уровне своего Духовного развития. В этом случае, он не застрахован от ошибок, отвечать за которые будет по строгим Космическим законам.

Человек, с рождения имеющий мощное, энергетически, Подсознание, обладает силой власти над людьми, с менее, энергетически, наполненным Подсознанием. Самая распространенная ошибка такой личности заключается в том, что она начинает использовать данную ей силу не на благо для себя и для других людей, а только для себя. Если Сознание не расширено, и человек не видит истинные ценности этого мира, то рождает примитивные мысли, которые хоть и не могут войти в Подсознание, но, тем не менее, сила, которую дает мысли хорошо заряженное Подсознание, помогает в их реализации. В этом случае, потеряв контроль над своими желаниями, опьяненный возможностями своей личности, он может довести себя до состояния абсурда, то есть, строя себе великолепное Будущее на «костях» других людей, он создаст ситуацию, которая его же и уничтожит. Поэтому признание нравственно-этических норм человека и Космических законов, в этом случае жизненно важно. Оно убережет Личность от многих ошибок.

Само Подсознание человека всегда Божественно чистое. Но структура его такова, что, взаимодействуя с Сознанием, Оно может реагировать на любые идеи и мысли, которые человек вынашивает и стремится претворить в жизнь, вплоть до убийства других людей или себя самого.

Как сказано выше, Подсознание может самостоятельно входить в Ближайшее Будущее и включать дополнительную Программу, в которую носитель данного Подсознания поместил свой план, самостоятельно.

Допустим, в Подсознании есть Программа сохранения жизни. Сознание кричит о том, что ему угрожают, и стопроцентно заряженное Подсознание включает Программу сохранения жизни, то есть включает в идущую Программу Будущего тот план, который позволяет человеку уцелеть, не осознавая то, что Сознание узаконило решение человека ради своей жизни убить других людей.

В Подсознании есть Программа благополучного материального уровня жизни человека, при котором наиболее удобно сохранить здоровье физического тела. Она включается в Подсознании Сознанием человека, когда тот озабочен этим вопросом. Проводится в Программу Будущего Времени, неся на хвосте план, придуманный человеком. Без анализа - хороший он или плохой, добрый или злой, не осознавая - что эта ситуация может принести: экономический вред другим людям и даже смерть или, наоборот, улучшит благосостояние не только самого человека, но и поднимет общее благосостояние людей, связанных с ним.

Любая Программа, находящаяся в Подсознании, всегда Божественна и в таком качестве передается Подсознанием в Программу Будущего. Тот факт, что средства, для материализации этой программы выбирает сам человек, и они не анализируются его Подсознанием, которое вносит изменения в Будущее личности самостоятельно, создает ситуацию, при которой люди, обладающие большим Подсознанием, несут и большую, ответственность за будущее свое и других. От ошибок их может спасти только чувство любви, которое, к сожалению, Подсознание не может передать, хотя само по себе состоит из огненных энергий любви.

Сейчас все чаще появляются на Земле дети, с повышенной энергетикой Подсознания. Их называют индиго - дети. Это дети, у которых в ауре - радуге преобладает цвет индиго.

Они рождены с чувством любви к людям, но любовь эту окружающие могут увеличить или погасить. Результат воспитания, который проявится, в этом случае, будет более ощутим обществом, чем тот, который оно получало от людей, обладающих обычным уровнем энергии Подсознания.

8. Генезис сознания

Деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности и к самому себе - к его состояниям, свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии. Однако теперь логика исследования оборачивается: проблема проявления психических процессов превращается в проблему их происхождения, их порождения теми общественными связями, в которые вступает человек в предметном мире.

Психическая реальность, которая непосредственно открывается нам, - это субъективный мир сознания. Потребовались века, чтобы освободиться от отождествления психического и сознательного. Удивительно то многообразие путей, которые вели к их различению в философии, психологии, физиологии: достаточно назвать имена Лейбница, Фехнера, Фрейда, Сеченова и Павлова.

Решающий шаг состоял в утверждении идеи о разных уровнях психического отражения. С исторической, генетической точки зрения это означало признание существования досознательной психики животных и появления у человека качественно новой ее формы - сознания. Так возникли новые вопросы: о той объективной необходимости, которой отвечает возникающее сознание, о том, что его порождает, о его внутренней структуре.

Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. Перед неискушенным человеком наличие у него этой субъективной картины не ставит, разумеется, никаких теоретических проблем: перед ним мир, а не мир и картина мира. В этом стихийном реализме заключается настоящая, хотя и наивная, правда. Другое дело - отождествление психического отражения и сознания, это не более чем иллюзия нашей интроспекции.

Она возникает из кажущейся неограниченной широты сознания. Спрашивая себя, сознаем ли мы то или иное явление, мы ставим перед собой задачу на осознание и, конечно, практически мгновенно решаем се. Понадобилось изобрести тахистоскопическую методику, чтобы экспериментально разделить «поле восприятия» и «поле сознания».

С другой стороны, хорошо известные и легковоспроизводимые в лабораторных условиях факты говорят о том, что человек способен осуществлять сложные приспособительные процессы, управляемые предметами обстановки, вовсе не отдавая себе отчета в наличии их образа; он обходит препятствия и даже манипулирует вещами, как бы «не видя» их.

Исторически необходимость такого «предстояния» (презентированности) психического образа субъекту возникает лишь при переходе от приспособительной деятельности животных к специфической для человека производственной, трудовой деятельности. Продукт, к которому теперь стремится деятельность, актуально еще не существует. Поэтому он может регулировать деятельность лишь в том случае, если он представлен для субъекта в такой форме, которая позволяет сопоставить его с исходным материалом (предметом труда) и его промежуточными преобразованиями. Более того, психический образ продукта как цели должен существовать для субъекта так, чтобы он мог действовать с этим образом - видоизменять его в соответствии с наличными условиями. Такие образы и суть сознательные образы, сознательные представления - словом, суть явления сознания.

Сама по себе необходимость возникновения у человека явлений сознания, разумеется, еще ничего не говорит о процессе их порождения. Она, однако, ясно ставит задачу исследования этого процесса, задачу, которая в прежней психологии вообще не возникала. Дело в том, что в рамках традиционной диодической схемы объект ® субъект феномен сознания у субъекта принимался без всяких объяснений, если не считать истолкований, допускающих существование под крышкой нашего черепа некоего наблюдателя, созерцающего картины, которые ткут в мозге нервные физиологические процессы.

9. Локализация высших психических функций

Локализация (от лат. localis - местный) - отнесение высших психических функций к конкретным мозговым структурам. Проблема локализации ВПФ разрабатывается нейропсихологией, нейроанатомией, нейрофизиологией и др. История изучения локализации ВПФ восходит к античности (Гиппократ, Гален и др.). Представители узкого локализационизма рассматривали психологические функции как единые, неразложимые на компоненты «психические способности», осуществляемые ограниченными участками коры мозга - соответствующими мозговыми «центрами». Считалось, что поражение «центра» ведет к выпадению соответствующей функции. Логическим завершением идей наивного локализационизма явились френологическая карта Ф. Галля и локализационная карта К. Клейста, представляющие работу коры больших полушарий как совокупность функций различных «центров» психических способностей. Другое направление - «антилокализационизм» рассматривало мозг как единое недифференцированное целое, с которым в равной степени связаны все психические функции. Отсюда следовало, что поражение любой области мозга ведет к общему нарушению функции (например, к снижению интеллекта), а степень нарушения функции не зависит от локализации и определяется массой пораженного мозга. Согласно теории системной динамической локализации ВПФ, мозг - субстрат психических функций работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые осуществляются в соответствующих структурах. Нарушение этих физиологических процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных психических функций.

Заключение

На современном этапе развития нейропсихологии весьма актуальными становятся вопросы о мозговой организации наиболее сложных форм психической реальности - эмоционально-личностной сферы и сознания. И вновь раздаются голоса о принципиальной недопустимости самой постановки вопроса об их мозговой организации (или локализации), о невозможности связывать эти сложные психические явления с какими-либо конкретными мозговыми образованиями. Вновь дискутируются вопросы об общественно-исторических, социальных и биологических, генетических детерминантах психики, причем в процессе таких дискуссий нередко смешиваются вопросы о содержании психических явлений (определяемом социальными факторами) и способах их реализации (с помощью конкретных мозговых механизмов). При решении этих проблем в рамках нейронаук на современном уровне вновь всплывают упрощенные представления о материальных основах психики (идеи о мозговых «центрах» эмоций, центрэнцефалическая теория сознания), с одной стороны, и современные «эквипотенциальные» теории (голографические концепции работы мозга) - с другой. Наряду с этими концепциями достаточно распространены и представления о принципиальной невозможности естественнонаучного объяснения таких сложных психических явлений, как личность и сознание в естественнонаучной материалистической парадигме.

Литература:

1.Выготский Л.С. Мышление и речь. // Т.2. М.: Педагогика, 1982 - С. 5-361.

.Выготский Л.С. О психологических системах. // T.I. - М.: Педагогика, 1982.-С. 109-131.

.С. Немов, «Психология», том 1, Москва, 1995 г.

.Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - «Питер» 1999.

.Агаджанян В.Г. Физиология человека М.: 2004

Похожие работы на - Особенности психических функций человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!