Национальная авиакомпания 'Белавиа' в системе рыночных отношений

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    380,87 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Национальная авиакомпания 'Белавиа' в системе рыночных отношений

ВВЕДЕНИЕ

Развитие экономики в условиях рыночного хозяйствования в значительной степени зависит от эффективности работы предприятий. Достижения в области формирования многообразных форм предприятий, способность их структур быстро адаптироваться к динамично меняющейся конъюнктуре рынка, учитывать неопределенность будущей рыночной ситуации и возможности ее использования в свое благо являются неотъемлемыми элементами при формировании стратегии и тактики поведения предприятий.

Переход к рыночной экономике поставил перед предприятиями ряд проблем, главными из которых являются: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за высоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.

На предприятие возложены обязанности в отношениях между государством, потребителями продукции предприятия, поставщиками, посредниками, различными общественными организациями. Предприятия выступают связующим звеном для всех участников рыночных отношений. От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных благах населения страны.

Тема работы является актуальной, так как в рыночных отношениях имеет большое значение правильный выбор формы и структуры предприятия. Именно это определяет в дальнейшем способы взаимоотношений предприятия с государством и партнерами. Структура предприятия должна максимально соответствовать его стратегическим задачам, направленным на достижение основной цели предприятия - получение прибыли.

Целью работы является исследование предприятия как субъекта и объекта рыночной экономики.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть понятие предприятия и его признаки и свойства как производственной системы.

2. Рассмотреть виды предприятий и формы их образования в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

3. Изучить общую, производственную и организационную структуру, а также социальную инфраструктуру предприятия.

4. Составить организационно-производственную характеристику республиканского унитарного предприятия «Национальная авиакомпания «Белавиа» (РУП НАК «Белавиа»).

При написании курсовой работы использованы различные учебные пособия по данной тематике.

Основной теоретический и рабочий материал был почерпан из таких источников как:

·   Учебное пособие по предмету «Организация производства», автор Л.М. Синица. Из данного пособия была использована информация, характеризующая предприятие как производственную систему.

·   Гражданский кодекс Республики Беларусь - дана информация по организационно-правовым формам предприятий, которые могут создаваться в Республике Беларусь.

·   Учебник Р.А. Фатхутдинова «Организация производства» доступно и просто раскрывает сущность организационной структуры предприятия и предлагает ее классификацию.

·   Пособие Н.И. Новицкого «Организация производства на предприятиях» раскрывает сущность производственной структуры и процессов, происходящих в ее подразделениях.

·   Книга Е.В. Костроминой «Экономика авиакомпании в условиях рынка» рассматривает практические аспекты деятельности авиапредприятий, особенности, присущие предприятиям данной отрасли.

·   Книга Н.Б. Щавлинского «Национальная авиакомпания «Белавиа» рассказывает об авиакомпании «Белавиа», истории и этапах ее становления.

Этот и другой материал был использован при написании данной курсовой работы. Также использовалась информация сайта «Белавиа» и аналитические данные предоставленные авиакомпанией «Белавиа».

Курсовая работа состоит из трех разделов, каждый из которых разбит на подразделы.

В первом разделе будут рассмотрены такие основные моменты как сущность предприятия и факторы, влияющие на его деятельность, дана подробная классификация предприятий, описаны виды предприятий, создание которых разрешено законом Республики Беларусь, раскрыты признаки и свойства предприятия как производственной системы.

Во втором разделе будет рассмотрена общая структура предприятия. Как составляющие общей структуры будут описаны производственная, организационная и социальная структуры предприятия. Будут изучены элементы, входящие в производственную структуру, факторы влияющие на ее формирование. Будет рассмотрена организационная структура и дана ее классификация. Как составляющая общей структуры будет рассмотрена социальная инфраструктура предприятия, ее основные подразделения, цель и задачи ее существования на предприятии.

В третьем разделе будет рассмотрена характеристика РУП НАК «Белавиа», представлены данные за ряд лет по основным производственным показателям «Белавиа», охарактеризована производственная и организационная структура предприятия с учетом специфики отрасли, а также рассмотрены авиакомпании, конкурирующие с «Белавиа».

авиакомпания инфраструктура ресурс конкурент

1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СТРУКТУРНОЕ ЗВЕНО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Понятие предприятия и основные факторы, влияющие на его деятельность

В соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками называются коммерческими организациями. Таким образом, под предприятием как коммерческой организацией понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством и обладающий правами юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит продукцию, выполняет работы и оказывает услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Деятельность предприятия регламентирует его устав, который утверждается при создании предприятия. В уставе прописываются правила, устанавливающие порядок, организацию работы предприятия, а также условия реорганизации и ликвидации. [1]

Следует отметить, что понятия ”фирма” и ”предприятие” - кардинально различные категории экономической науки, хотя в литературе, как зарубежной, так и отечественной, они иногда отождествляются. Если хозяйственное звено является юридическим лицом, то оно уже представляет собой субъект бизнес-деятельности, будь то фирма или предприятие. Вместе с тем, в экономическом лексиконе часто термин ”фирма” используется как обобщающее понятие: фирма может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктное производство.

Главная цель предприятия - получение максимальной прибыли в долгосрочной перспективе. Для осуществления главной цели предприятие решает ряд задач:

1. Выпуск высококачественной продукции (выполнение работ, оказание услуг) в соответствии со спросом и потребностями потребителя.

2. Рациональное использование производственных ресурсов с учетом их взаимозаменяемости.

3. Разработка стратегии и тактики поведения предприятия.

4. Внедрение новых технологий, освоение новой техники.

5. Забота о своих работниках, их росте и квалификации кадров, повышении содержательности труда.

6. Обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции, поддержание благоприятного имиджа предприятия.

7. Проведение гибкой ценовой политики и осуществление других функций.

Именно на предприятии протекает процесс производства продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату и путем выплаты налогов участвует в осуществлении государственных социальных программ. [2, c. 12]

В лице руководителя как нанимателя предприятие заключает с работниками контракт - соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную контрактом работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, своевременно выплачивать работнику заработную плату. В лице профсоюза предприятие заключает с работником коллективный договор, в котором регламентируются статус профсоюза и прерогативы администрации, продолжительность рабочего дня, гарантии занятости, процедуры урегулирования трудовых споров и др. [3]

Предприятие в условиях рыночной экономики самостоятельно осуществляет свою деятельность, само определяет организационно-правовую форму, ассортимент и объемы производства продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет сотрудничать, решает вопросы оплаты труда, ценообразования, распоряжается полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов.

Обладая самостоятельностью, предприятие в условиях рынка несет полную материальную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, отвечает за нарушение договорных, кредитных, налоговых обязательств и иных правил, предусмотренных законодательством.

На эффективность работы предприятия в условиях рыночной экономики влияют самые разнообразные факторы, которые можно объединить в две группы внутренние и внешние. К внутренним факторам, от которых зависит деятельность предприятия, относятся личность руководителя, а также способность его команды управлять предприятием в условиях рынка: инвестиционная и инновационная политика предприятия, совершенствование организации производства и труда, управления предприятием, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе и др.

Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит от внешних факторов, которые можно классифицировать по группам, связанным:

с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса, предложения, колебании цен;

с изменением политической обстановки как внутри страны, так и в международном масштабе;

с инфляционными процессами;

с деятельностью государства. В современных условиях именно от государства зависит эффективность деятельности предприятий. Это, прежде всего, создание цивилизованного рынка и правовой основы на этом рынке, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, защита конкуренции, разработка и организация выполнения хозяйственного законодательства. [4, c. 48]

Необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики, при существовании жесткой конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, предприятия постоянно подвергаются риску, связанному с их производственной и коммерческой деятельностью. Наличие риска заставляет производителя экономить финансовые и материальные ресурсы, осуществлять постоянный поиск наиболее эффективных коммерческих сделок, новых проектов и т.д.

Таким образом, существование риска является постоянным и сильнодействующим фактором, повышающим эффективность деятельности предприятия.

.2 Классификация предприятий

Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения деятельности предприятия классифицируются по различным признакам:

) Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые, в первую очередь, количеством работников. По этому признаку предприятия подразделяются на мелкие - до 50 занятых, средние - от 50 до 500; крупные - свыше 500, в том числе особо крупные - свыше 1000 занятых. Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками - объемами производства, продаж, активами предприятия. [2, c. 18]

Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения - обычно крупные и очень крупные предприятия. В легкой, пищевой, нефтедобывающей промышленности, в основном, средние предприятия, в деревообрабатывающей, швейной промышленности, торговле - средние и близкие к мелким.

Ведущую роль в экономике играют крупные предприятия. Белорусская экономика характеризуется пока еще низкой долей мелкого и среднего бизнеса. Создание сети малых предприятий является необходимым условием формирования экономической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции товаропроизводителей, развитию рыночных отношений. Малые предприятия способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, они наиболее восприимчивы к технологическим новинкам.

) Предприятия классифицируются по формам собственности. Различают частные, государственные (республиканские или коммунальные) и смешанные предприятия.

) По принадлежности капитала выделяют национальные, иностранные и совместные предприятия.

Национальными называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны.

Иностранными называют предприятия, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль. Организация и деятельность иностранных компаний в стране местонахождения определяются законодательством каждой страны, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, размер налогообложения, подчинение трудовому законодательству данной страны и др.

Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо скупкой контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля. Иностранные компании обычно регистрируются в стране нахождения в качестве филиалов, дочерних компаний заграничных головных фирм.

Смешанными по капиталу называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух и более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение его штаб-квартиры. Смешанные по капиталу предприятия называют совместными в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности.

Предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, называют многонациональными. [4, c. 50]

) Предприятия классифицируются по организационно-правовым формам. В соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь могут создаваться юридические лица как коммерческие организации, только в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы, государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделением на доли (вклады) учредителей (участников) уставного капитала. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества создаются двух типов: полное товарищество и коммандитное товарищество.

Полным является товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Коммандитное товарищество - это хозяйственное товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (т.е. полные товарищи), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах внесенных сумм или вкладов, и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Так, в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь вкладчик коммандитного товарищества имеет право:

получать часть прибыли товарищества в порядке, предусмотренном учредительным договором;

знакомиться с годовыми отчетами и балансами:

выйти из товарищества по окончании финансового года и получить свой вклад;

Однако в осуществлении своих прав вкладчики ограничены тем положением, что учредительный договор подписывается только участниками коммандитного товарищества - полными товарищами, следовательно они и определяют все взаимоотношения вкладчиков с товариществом.

Наиболее распространенной организационно-правовой формой субъектов рыночной экономики является общество с ограниченной ответственностью, которым признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных вкладов. Участник общества имеет право в любой момент выйти из него, независимо от согласия других его участников, и ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующая его доле в уставном капитале общества.

В Беларуси могут создаваться общества с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

В белорусской экономике значительный удельный вес по объему выпускаемой продукции занимают акционерные общества. Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры, то есть владельцы акций данного общества, не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, то есть несут ограниченную ответственность в пределах сумм приобретенных акций. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным. Такое общество не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые акции. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество.

Производственные кооперативы - это объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членов на основе имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размере и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива. Число членов кооператива не должно быть менее трех.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.

Имущество унитарного предприятия находится в государственной либо частной собственности физического или юридического лица. Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Таким образом, в Беларуси создаются и действуют два типа унитарных предприятий, основанных:

на праве хозяйственного ведения имущества, которое создается по решению собственника его имущества, либо уполномоченного на то государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

на праве оперативного управления имуществом, созданное по решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь. Такое предприятие считается казенным.

Кроме коммерческих организаций, в рыночной экономике существуют некоммерческие. К некоммерческим относятся общественные и религиозные организации, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), автономные некоммерческие организации. Источниками формирования имущества некоммерческих организаций являются поступления от учредителей, добровольные и имущественные взносы и пожертвования, дивиденды по ценным бумагам, доходы от собственности (сдача в аренду), членские взносы, вклады государства. Эти организации не преследуют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли. Они могут создаваться для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. [1]

1.3 Признаки и свойства предприятия как производственной системы

 

Производственная система - это особый класс систем, включающий работников, орудия и предметы труда и другие элементы, необходимые для функционирования системы, в процессе которого создаются продукция и услуги.

В широком смысле под системой (от гр. systema) понимается определенная совокупность элементов, образующих целое (составленное из частей), обладающее особенностями, которые отсутствуют у составляющих его элементов.

Предприятие рассматривается в качестве производственной системы, так как ему присущи все характерные для системы признаки:

1. производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства;

2. организационно-экономическое единство - наличие единого руководства, единого производственного коллектива, взаимосвязь плана производства с обеспечивающими его выполнение материальными, техническими и финансовыми ресурсами;

3. хозяйственная самостоятельность, предусматривающая самообеспеченность необходимыми основными и оборотными средствами для осуществления производственной деятельности, самостоятельный сбыт своей продукции, наличие самостоятельной законченной системы отчетности и бухгалтерского баланса.

Подразделения предприятия (цехи, участки, службы, отделы и др.) выступают в качестве подсистем, состоящих из элементов различной степени сложности (работники, предметы и орудия труда и т.д.).

К характерным признакам функционирования предприятия как производственной системы относятся:

1. Целенаправленность, т.е. способность создавать продукцию, оказывать услуги

2. Полиструктурность, т.е. одновременное существование на предприятии (как системы) взаимопереплетающихся подсистем (цехов, участков, хозяйств, служб, отделов и т.д.)

3. Сложность, обусловлена полиструктурностью предприятия, наличием в нем в качестве основных элементов работников, а также воздействием внешней среды

4. Открытость, проявляется в тесном взаимодействии предприятия с внешней средой.

Предприятие представляет собой динамичную систему, обладающую способностью претерпевать изменения, переходить из одного качественного состояния в другое, оставаясь в то же время системой благодаря таким ее свойствам, как:

·   Результативность (способность получать эффект, создавать нужную потребителю продукцию)

·   Надежность (устойчивое функционирование, обеспечиваемое внутренними резервами, системой управления, коопераций с другими производственными системами)

·   Гибкость (возможность производственной системы приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды)

·   Долговременность (допустимость временного изменения процессов функционирования в желательном направлении под влиянием управляющих воздействий. Управляемость обеспечивается внутренними резервами, разделением системы на подсистемы, а также ограничением размеров системы)

Последнее свойство системы позволяет говорить о предприятии как саморегулирующейся системе, которая способна приспосабливаться как к внутренним, так и к внешним изменениям. Однако саморегуляция может осуществляться лишь до определенных пределов. Необходимо четко регламентировать деятельность предприятия, вытекающую из его задач, чтобы можно было определять конкретные организационные принципы его строения, внешние и внутренние связи, т.е. чтобы по отношению к внешней среде оно выступало как самостоятельная система. [2, c. 13]

2. ОБЩАЯ, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Общая структура предприятия представляет собой состав производственных звеньев (производственная структура), а также организаций по управлению предприятием (организационная структура) и по обслуживанию работников (социальная инфраструктура), их количество, величину и соотношение между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности (рис. 1).















Рис. 1 Общая структура предприятия

Примечание. Источник: [2, с. 29]

Какого-либо устойчивого стандарта структуры не существует. Структура конкретного предприятия постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов.

Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные предприятия имеют идентичные функции, главные из которых - изготовление и сбыт продукции. Чтобы обеспечить нормальное функционирование, предприятие должно иметь в своем составе цеха или мастерские по изготовлению основной продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и по обслуживанию производственного процесса.

Чтобы каждый работник в любой отрезок времени делал именно то, что необходимо остальным и всему предприятию в целом, нужны управляющие органы. На эти органы возлагаются задача определения долгосрочной стратегии, координация и контроль текущей деятельности персонала, а также наем, оформление и расстановка кадров. Все структурные звенья предприятия, таким образом, связаны между собой с помощью системы управления, которая становится его головным органом.

Для успешного ведения производства необходимо рационально построить производственный процесс в пространстве, т.е. определить исходя из особенностей производства наиболее эффективную производственную структуру предприятия.

2.1 Производственная структура предприятия: понятие, основные элементы

 

Производственная структура предприятия - это часть общей структуры, в частности состав производственных подразделений предприятия (производств, цехов, хозяйств), их взаимосвязь, порядок и формы кооперирования, соотношение по численности занятых работников, стоимости оборудования, занимаемой площади и территориальному размещению.

Производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Она оказывает существенное влияние на технико-экономические показатели производства, на структуру управления предприятием, организацию оперативного и бухгалтерского учета.

Производственная структура предприятия динамична. По мере совершенствования техники и технологии производства, управления, организации производства и труда совершенствуется и производственная структура. [6, c. 124]

Исходя из назначения и характера изготовляемой продукции или выполняемых работ, на предприятии выделяют основное, вспомогательное и обслуживающее производство и соответственно основные, вспомогательные и обслуживающие участки, цехи и хозяйства. К цехам основного производства относят цехи, изготавливающие продукцию предприятия. Основное производство подразделяется на: а) подготовительное (заготовительное); б) преобразующее (обрабатывающее); в) заключительное (сборочное). Вспомогательные цехи способствуют выпуску основной продукции, производят вспомогательные виды изделий, необходимые для нормальной работы основных цехов. Так, инструментальные цехи оснащают основные инструментом. Обслуживающие цехи и хозяйства выполняют работу по обслуживанию основных и вспомогательных цехов транспортировкой и хранением сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и т.п. Виды и взаимосвязи производственных процессов в организации показаны на рисунке 2.

Рис. 2 Виды и взаимосвязи производственных процессов в организации по ходу производства

Примечание. Источник: [7, c. 359]

 

Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цехи.

Первичным звеном пространственной организации производства является рабочее место.

Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции (или их группы), оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.

Рабочее место может быть простым и комплексным. Простое рабочее место характерно для производства дискретного типа, где один работник занят использованием конкретного оборудования. Простое рабочее место может быть одно- и многостаночным. В случае использования сложного оборудования и в отраслях с использованием аппаратных процессов рабочее место становится комплексным, так как обслуживается группой людей (бригадой) с определенным разграничением функций при выполнении процесса.

Рабочее место может быть стационарным и подвижным. Стационарное рабочее место расположено на закрепленной производственной площади, оснащенной соответствующим оборудованием, а предметы труда подаются к рабочему месту. Подвижное рабочее место передвигается с соответствующим оборудованием по мере обработки предметов труда.

Участок - производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.

На производственном участке помимо основных и вспомогательных рабочих имеется руководитель - мастер участка.

Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха.

Цех - наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними взаимосвязями.

Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной в организационном, техническом и административном отношении производственной единицей и выполняет закрепленные за ним производственные функции. Различают цеховую, бесцеховую и корпусную производственные структуры:


Несмотря на разнообразие цехов и участков основного производства, они формируются по конкретным признакам, определяющим их структуру. К таким признакам относятся технологическая и предметная специализация. Соответственно различают три типа производственных структур:

1) Технологическая структура - цехи и участки создаются по принципу технологической однородности выполняемых работ или производственных процессов по изготовлению различных изделий.

2) Предметная структура - основные цехи создаются по отдельным переделам по признаку изготовления каждым из них либо определенного изделия, либо его части.

3) Смешанная структура - сочетание предметной и технологической структур. [6, c. 125]

.1.1 Факторы, влияющие на производственную структуру предприятия

Анализ, оценка и обоснование направлений совершенствования структур предприятий должны проводиться с учетом факторов и условий их формирования. Факторы, влияющие на формирование производственной структуры предприятия, можно разделить на несколько групп.

К числу отраслевых факторов относятся: широта специализации отрасли, уровень развития отраслевой науки и проектно-конструкторских работ, особенности организации снабжения и сбыта в отрасли, обеспеченность отрасли услугами других отраслей.

Региональные факторы определяют обеспеченность предприятия различными коммуникациями: газо- и водопроводами, транспортными магистралями, средствами связи и т.п.

Общеструктурные, отраслевые и региональные факторы образуют в совокупности внешнюю среду функционирования предприятий. Эти факторы необходимо учитывать при формировании структуры предприятия.

Значительное число факторов, влияющих на производственную структуру, являются внутренними по отношению к предприятию. Среди них обычно выделяются:

• особенности зданий, сооружений, используемого оборудования, земли, сырья и материалов;

• характер продукции и методы, ее изготовления;

• объем выпуска продукции и ее трудоемкость;

• степень развития специализации и кооперации;

• мощность и особенности организации транспорта;

• оптимальные размеры подразделений, обеспечивающих управляемость ими с наибольшей эффективностью;

• специфика принимаемой рабочей силы;

• степень развития информационных систем и т.д.

При переходе предприятий к рыночным условиям возрастает значение факторов, обеспечивающих коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, ритмичность производства, снижение издержек. [8, c. 86]

2.2 Организационная структура предприятия: понятие, классификация

 

Организационная структура - это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта.

Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархичность (число уровней управления) организационной структуры предприятия, являются:

·   Масштаб производства и объем продаж;

·   Номенклатура выпускаемой продукции;

·   Сложность и уровень унификации продукции;

·   Уровень специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства;

·   Степень развития инфраструктуры региона;

·   Международная интегрированность предприятия и др.

Структура организации в зависимости от рассмотренных факторов может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной (штабной), бригадной и дивизиональной. [7, c. 108]

Классификация организационных структур управления представлена в таблице 1.

Таблица 1. Классификация организационных структур управления

Примечание. Источник: [7, c. 109, таблица 3.2]

2.3 Социальная инфраструктура предприятия

Инфраструктура предприятия (от лат. infra - ниже и structura - строение, расположение) - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

Различают производственную и социальную инфраструктуры.

Производственная инфраструктура предприятия - это совокупность подразделений, которые прямо с производством продукции не связаны. Главное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.

Социальная инфраструктура - это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей.

Внутреннее строение составляющих социальной инфраструктуры можно представить в виде трех функционально-целевых блоков:

1) Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культура, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);

2) Восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);

3) Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения).

Социальная инфраструктура состоит из подразделений:

·   общественного питания (столовые, кафе, буфеты);

·   охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты);

·   детских дошкольных учреждений (сады, ясли);

·   заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации);

·   жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома, общежития);

·   заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и т.п.

Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

К наиболее значимым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

1) Воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;

2) Эффективное использование трудовых ресурсов;

3) Обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

4) Улучшение и сохранение физического здоровья работников;

5) Рациональное использование свободного времени людей.

Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия. [4, с. 88]

3. НАЦИОНАЛЬНАЯ АВИАКОМПАНИЯ «БЕЛАВИА» В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

3.1 Авиакомпания и ее продукция

Республиканское унитарное предприятие «Национальная авиакомпания «Белавиа» создано на базе предприятий, входивших в структуру Белорусского объединения гражданской авиации (БОГА) 5 марта 1996 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко от 04.04.1995 № 126 «О повышении эффективности управления авиацией».

Учредителем авиакомпании является государство. Предприятие зарегистрировано в Минском горисполкоме решением от 04.12.2001 № 1682. Республиканским органом управления предприятием является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

С 1997 года авиакомпания «Белавиа» является членом Международной ассоциации перевозчиков (ИАТА), она - единственная авиакомпания Республики Беларусь, выполняющая регулярные международные полеты в государства дальнего зарубежья. Поэтому деятельность Национальной авиакомпании «Белавиа» неразрывно связана с международным авиационным транспортом, который является основной движущей силой в условиях роста деловой активности и развития туризма. [9, c. 10]

Необходимо отметить, что транспорт, а в том числе и воздушный обладает рядом особенностей, одной из которых является специфичность продукции предприятий данной отрасли. В результате транспортного производственного процесса не создается продукта производства в вещественной форме. Продукцией транспорта является перемещение грузов и пассажиров. Вот поэтому транспортной продукцией являются грузооборот и пассажирооборот, выражаемые соответственно в тонно-километрах и пассажиро-километрах. Зачастую допускается неправильное толкование транспортной продукции: утверждается, что продукцией являются отправленные тонны или пассажиры. Такое толкование транспортной продукции неверно потому, что количество тонн безотносительно к расстоянию их перемещения - это продукция добывающей, обрабатывающей промышленности или земледелия, но не транспорта. Следует не забывать, что количество отправленных пассажиров - это только необходимый элемент для образования транспортной продукции, но не сама продукция. [10, c. 55]

Основная сфера деятельности авиакомпании «Белавиа» - выполнение пассажирских авиаперевозок. Авиакомпания кроме выполнения авиаперевозок также осуществляет и иные виды деятельности, доля которых в доходах предприятия незначительна. Так в 2007 году в доходах авиакомпании составили:

1. транспортные услуги - 88,3%;

2. прочие услуги - 11,7%,

в т.ч.:

·   комиссионные от продажи билетов на рейсы других авиакомпаний - 0,7%;

·   техническое обслуживание воздушных судов - 0,4%;

·   услуги по хранению нефтепродуктов - 0,5%;

·   реализация нефтепродуктов - 0,4;

·   услуги по заправке воздушных судов - 9,0%;

·   рекламные услуги - 0,1%;

·   непрофильная деятельность (столовая, типография, швейный цех) - 0,1%;

·   прочие услуги - 0,2%.

Национальная авиакомпания «Белавиа» - крупнейший пассажирский авиаперевозчик Республики Беларусь, в 2007 году доля авиакомпании по количеству перевезенных пассажиров составила 93,2%, а по объему пассажирооборота - 97,7%. Объем грузовых перевозок авиакомпании незначителен и занимает 5,2% в общем объеме груза, перевезенного авиакомпаниями республики. Весь объем перевозок в настоящее время авиакомпания выполняет за пределы Республики Беларусь как в государства СНГ, так и в страны дальнего зарубежья. Выполнение внутриреспубликанских регулярных перевозок было прекращено в 2004 году из-за их крайней убыточности. Уровень спроса на эти перевозки был очень низкий даже при установлении социально-низких тарифов. Авиационный транспорт не смог конкурировать с более дешевыми наземными видами транспорта.

Объем перевозок авиакомпании за период 2005-2007 года постоянно увеличивался. Основные показатели работы авиакомпании за этот период представлены в таблице 2.

Таблица 2. Основные показатели работы авиакомпании «Белавиа» за 2005-2007 гг.

Показатели

2005

2006

2007

Перевозка пассажиров, тыс.чел.

417,9

446,0

578,8

Пассажирооборот, млн.пасс. км

660,4

734,85

1394,6

Перевозка груза, почты, багажа, тонн

1094

1134

1087

Грузооборот, тыс.ткм

1587,6

1623,5

1529,7

Тоннокилометраж, тыс.ткм

61022,2

67760,0

87253

Процент использования пассажирских кресел, %

62,4

66,7

68,3

Процент использования грузоподъемности воздушных судов, %

62,6

65,1

65,1

Количество выполненных рейсов, ед.

6705

6485

8810

Налет часов воздушных судов, час.

13506

12718

16822

Примечание. Источник: Аналитические данные предоставленные  авиакомпанией «Белавиа»

Авиакомпания выполняет регулярные и нерегулярные полеты в страны дальнего зарубежья и государства СНГ. Регулярным называется рейс, выполняемый постоянно в течение определенного срока в соответствии с действующим официально опубликованным расписанием (Приложение 1). Нерегулярной (чартерной) является перевозка на зафрахтованном воздушном судне на основании соглашения между авиаперевозчиком и организацией, нанимающей или фрахтующей его воздушное судно. При чартерной перевозке в роли заказчика может выступать любая организация: крупное деловое объединение, туристская фирма, промышленное предприятие, учебное заведение, общественно-политическая партия и т. д. Чартерный рейс носит либо разовый характер, либо может осуществляться по специальной программе. Цели выполнения чартерных рейсов различны: туристическое путешествие (билеты на чартерные рейсы чаще всего входят в стандартный «турпакет»), гуманитарные перевозки (например, оздоровление детей пострадавших в результате аварии на Чернобыльской атомной станции), бизнес рейсы и др. рейсы различного целевого назначения.

В 2007 году авиакомпанией «Белавиа» на регулярных воздушных авиалиниях было перевезено 63,1% от общего объема перевозок пассажиров. Регулярные полеты выполнялись в 13 городов дальнего зарубежья (Тель-Авив, Лондон, Париж, Стамбул, Ларнака, Манчестер, Рим, Берлин, Франкфурт, Ганновер, Варшава, Шеннон, Прага) и в 14 городов стран ближнего зарубежья (Москва, Ереван, Тбилиси, Баку, Калининград, Киев, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Астана, Павлодар, Караганда, Костанай, Курск). Чартерные полеты были выполнены в 62 аэропорта, расположенных в 30 государствах дальнего зарубежья. Основную долю рынка чартерных перевозок (74%) занимают четыре направления: Италия, Турция, Болгария, Египет.

Объемы перевозок пассажиров на регулярных и нерегулярных рейсах представлены в таблице 3.

Таблица 3. Объемы перевозок за 2005-2007 гг.


2005

2006

2007

Регулярные международные воздушные линии выполнено рейсов

2218

1809

2273

перевезено пассажиров, тыс.чел.

130,4

126,9

143,3

Регулярные СНГвыполнено рейсов

3185

3294

4671

перевезено пассажиров, тыс.чел.

151,5

161,3

221,6

Нерегулярные международные воздушные линии

 1167

1552

выполнено рейсов




перевезено пассажиров, тыс.чел.

126,3

136,3

177,8

Нерегулярные СНГ выполнено рейсов

 100

 165

265

перевезено пассажиров, тыс.чел.

9,5

20,2

34,7

Примечание. Источник: Аналитические данные предоставленные авиакомпанией «Белавиа»

Определяющим фактором в формировании сети воздушных линий авиакомпании, частоты выполнения полетов, а, следовательно, и объемов перевозок является уровень пассажирского спроса. Именно возможности и желание пассажиров совершать перемещение воздушным транспортом являются движущей силой в развитии авиакомпании.

3.2 Производственные ресурсы авиакомпании и ее организационная структура

Важнейшей особенностью воздушного транспорта является то, что его продукция потребляется непосредственно в процессе производства.

Производство и потребление продукции являются двумя актами, разделенными один от другого и в пространстве и во времени. В транспортной промышленности эти два акта сливаются вместе. Услуги транспорта (перемещение) потребляются в тот же момент, как они производятся.

На данную особенность транспорта следует обращать внимание не ради констатации самой особенности, а потому, что она имеет большое практическое значение. Именно специфика потребления транспортной продукции (в процессе производства) по-особому ставит такие вопросы, как накопление и хранение продукции, резервы провозной и пропускной способности на транспорте. Например, в промышленности, сельском хозяйстве экономически целесообразно создание запасов продукции для удовлетворения сезонной неравномерности в потреблении (зерно, производимое сезонно, а потребляемое круглый год, накапливается на складах и потребляется по мере необходимости). Накопление грузов на транспорте, а тем более скопление пассажиров, не только вызывает законное возмущение объекта перевозки (пассажира), но и приводит к прямому отрицательному эффекту, так как грузы в пути правомерно рассматривать как омертвленный запас, который лишен возможности участвовать в процессе производства или потребления, а время нахождения пассажира на транспорте - как вычет из производительного времени или времени отдыха. [10, с. 93]

Эта особенность (потребление продукции транспорта в процессе производства) имеет большое значение при формировании производственной структуры авиакомпании. На авиационном предприятии, в отличие от промышленного нет первичных звеньев производственной системы - цехов и участков. Для осуществления своей деятельности авиакомпания не использует станки и оборудование. В качестве предмета труда в авиации выступают перевозимые грузы и пассажиры, орудием труда является воздушное судно, живой труд - это летный состав, непосредственно осуществляющий перевозку.

Рассмотрим сущность и особенности видов производственных процессов в авиации (табл. 4).

Таблица 4. Сущность и особенности производственных процессов в авиации

Наименование производства

Сущность процесса, протекающего на производстве

Процесс, протекающий в авиации

Основное производство

1. Подготовительный этап основного производства

Процесс подготовки живого труда в пространстве и времени и орудия труда для преобразования предмета труда в полезный продукт

Подготовка воздушного судна и документации для выполнения транспортных услуг

2. Преобразующий этап основного производства

Процесс преобразования предмета труда путем изменения его форм и/или размеров, физических и/или химических свойств, внешнего вида, характеристик и/или показателей, состояния и/или потенциала в соответствии с плановым документом или творческим замыслом и т.п.

Загрузка пассажиров и/или грузов в самолет и выполнение рейса (нахождение самолета в небе)

Наименование производства

Сущность процесса, протекающего на производстве

Процесс, протекающий в авиации

3. Заключительный этап основного производства

Процесс подготовки преобразованного предмета труда к приобретению им формы товара для отправки или сдачи заказчику

Высадка пассажира, сдача привезенного груза

Вспомогательное производство

Процесс, способствующий нормальному протеканию процессов основного производства по преобразованию предмета труда и связанный с обеспечением основного процесса оборудованием, приспособлениями, режущим и измерительным инструментом, топливно-энергетическими ресурсами

Ремонт и техническое обслуживание воздушных судов. Для этого используется труд инженерно-технического персонала авиакомпании, без работы которых не отправится в рейс ни одно воздушное судно. В настоящее время «Белавиа» располагает мощной авиационно-технической базой, которая оснащена новейшими программно-аппаратными комплексами, способными производить диагностику авиадвигателей, узлов и агрегатов воздушных судов на самом современном техническом уровне

Обслуживающее производство

Процесс, обеспечивающий нормальное протекание основных и вспомогательных процессов путем оказания транспортных услуг, услуг по логистике, обслуживанию и т.п.

Материально-техническое обеспечение производства. Выполнение обслуживающих функций стюардами в салоне самолета. Для этого используется профессиональное мастерство бортпроводниц авиакомпании

Примечание. Источник: собственная разработка

В настоящее время на балансе авиакомпании «Белавиа» находятся воздушные суда советского производства (Ту-154Б, Ту-154М, Ту-134А, Як-40, Ан-26, Ан-24) (Таблица 5).

Таблица 5. Воздушные суда советского производства, имеющиеся на балансе авиакомпании «Белавиа»

 

Примечание. Источник: Аналитические данные предоставленные авиакомпанией «Белавиа»

Самолеты советского производства являются морально и физически устаревшими и бесперспективными для эксплуатации на рейсах авиакомпании, особенно в условиях значительного повышения цен на авиационное топливо из-за их топливной неэффективности. Авиакомпании России и других государств СНГ все более активно переходят на эксплуатацию самолетов западного производства.

В плане реализации программы развития авиакомпании была проведена большая организационная работа по приобретению в оперативный лизинг самолетов Боинг-737/500, подготовке летно-технического персонала и созданию наземной базы по обслуживанию этого типа воздушных судов. Два самолета Боинг -737/500 были взяты в оперативный лизинг. Первый самолет начал выполнение полетов на воздушных линиях авиакомпании в ноябре 2003г., второй - в июле 2004г. В 2007 году авиакомпания приобрела в финансовый лизинг два самолета Bombardier CRJ (Канада) пассажировместимостью 50 кресел. Освоение самолетов западного производства позволило авиакомпании сохранить рынок международных перевозок и увеличить объемы пассажирских перевозок.

Национальная авиакомпания «Белавиа» относится к разряду крупных предприятий, так как списочная численность персонала авиакомпании составляет более 1000 человек. Ее организационная структура является линейно-функциональной. На рисунке 3 показано, как взаимодействуют различные отделы и какому заместителю генерального директора они подчиняются. Все отделы взаимодействуют друг с другом, что, в общем, эффективно сказывается на работе всей авиакомпании.

Рис. 3 Организационная структура «Белавиа» Примечание. Источник: Данные авиакомпании «Белавиа»

В авиакомпании «Белавиа» для удовлетворения социальных нужд работников действует собственная столовая, которая входит в социальную инфраструктуру предприятия и находится на балансе авиакомпании.

Основные задачи, стоящие перед авиакомпанией:

обеспечить безопасность и надежность полетов воздушных судов на уровне международных стандартов;

обновить парк воздушных судов путем приобретения экономичных и конкурентоспособных воздушных судов западного производства;

осуществить переподготовку летного и технического персонала и подготовку наземной базы для эксплуатации новых воздушных судов;

внедрить новые информационные технологии продажи авиаперевозок с переходом на использование «электронного авиабилета»;

обеспечить прибыльную работу авиакомпании и повышение рентабельности перевозок, а на этой основе обеспечить повышение уровня жизни работников авиакомпании.

.3 Авиакомпания и ее конкуренты

Национальная авиакомпании «Белавиа» работает на рынке перевозок в условиях жесткой конкуренции.

В последние годы происходит усиление конкурентной борьбы между авиаперевозчиками за рынки сбыта. Иностранные авиакомпании постоянно наращивают свое присутствие на белорусском рынке авиаперевозок, что приводит к оттоку значительной части пассажиров на рейсы иностранных перевозчиков.

Основными конкурентами авиакомпании «Белавиа» выступают авиакомпании «Lufthansa» (Германия), «Austrian Airlines» (Австрия), «LOT» (Польша), «EL AL» (Израиль), «AirBaltic» (Латвия), «CSA Czech Airlines» (Чехия), «UMAir» (Украина), выполняющие прямые полеты в Минск.

Две крупные авиакомпании «Turkish Airlines» (Турция) и «Alitalia» (Италия) появились на рынке авиаперевозок в Республике Беларусь с лета 2006г. В 4 квартале 2006 года начали выполнять в Минск авиакомпании Аrmavia из Еревана, Caspian Airlines из Ирана и Грузинские авиалинии из Тбилиси.

Доля авиакомпании «Белавиа» на белорусском рынке международных перевозок в 2007 году составила 55,2% (рисунок 4).

Примечание. Источник: Статистические данные предоставленные авиакомпанией «Белавиа»

Основными преимуществами авиакомпаний-конкурентов являются:

солидная государственная поддержка;

укомплектованность современными воздушными судами типа Boeing, Airbus, CRJ;

имидж солидных и надежных авиаперевозчиков;

длительный опыт работы на рынке международных авиаперевозок;

регулярность и высокая надежность;

четкая маркетинговая ориентация;

наиболее оптимальное соотношение - качество услуг/цена;

наличие сетевых маршрутов, обширная география и большая частота полетов.

Эти преимущества позволяют выигрывать иностранным авиакомпаниям в конкурентной борьбе с «Белавиа» при выполнении полетов на совместных линиях.

Иностранные авиакомпании привлекают пассажиров и тем, что предлагают удобные стыковки на свои рейсы из Минска практически во все регионы мира, что делает полет для пассажира более выгодным по цене и более комфортным.

Величина тарифа на перевозку зависит от условий приобретения авиабилета (предварительности бронирования, момента приобретения, минимального и максимального срока пребывания в пункте назначения) и условий авиаперевозки. Кроме того, к тарифу добавляются аэропортовые таксы и сборы. Величина тарифа по ряду направлений различается по сезонам года в зависимости от уровня спроса на авиаперевозки (высокий и низкий).

Минимальные пассажирские тарифы авиакомпании «Белавиа», действующие в настоящий период для полетов из Минска (туда и обратно) представлены в таблице 6:

Таблица 6. Тарифы, применяемые «Белавиа» для полетов из Минска (в обе стороны)

Направление

Тариф в евро

Минск-Баку-Минск

300

Минск-Берлин-Минск

214

Минск - Варшава - Минск

105

Минск - Ереван - Минск

291

Минск - Калининград - Минск

132

Минск - Киев - Минск

104

Минск - Ларнака - Минск

230

Минск - Лондон - Минск

281

Направление

Тариф в евро

Минск - Москва - Минск

159

Минск - Париж - Минск

280

Минск - Прага - Минск

161

Минск - Рим - Минск

274

Минск - Санкт-Петербург - Минск

104

Минск - Стамбул - Минск

255

Минск - Сочи - Минск

212

Минск - Тбилиси - Минск

250

Минск - Тель-Авив - Минск

257

Минск - Франкфурт - Минск

226

Минск - Шеннон - Минск

272

Примечание. Источник: [11]

С целью расширения рынков авиаперевозок, авиакомпания постоянно проводит работу по заключению коммерческих соглашений с другими авиаперевозчиками о взаимном признании перевозочных документов (интерлайн-соглашение). Заключение коммерческих соглашений дает возможность авиакомпании «Белавиа» повысить загрузку собственных рейсов, и предоставить возможность своим пассажирам совершать полеты по конкурентоспособным ценам по ряду направлений, по которым авиакомпания не выполняет полеты на собственных воздушных судах из-за невысокого уровня спроса.

При перевозках на небольшие расстояния, как и на территории республики, авиатранспорт в ближайшем будущем будет уступать в конкурентной борьбе железнодорожному и автомобильному транспорту. Однако по мере роста доходов населения и интеграции Беларуси в мировую экономическую систему структура перевозок будет изменяться в пользу авиационного транспорта. Кроме того, рост деловой активности в современном мире требует практически мгновенного перемещения политиков и бизнесменов по всей планете, что невозможно без авиации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждая организация представляет собой весьма сложную в техническом и экономическом плане структуру. И от выбора стратегии ее работы, от конкретного способа взаимодействия и сопряжения звеньев ее составляющих, зависит если не успех предприятия целиком, то очень значительная его часть.

Проанализированные при подготовке настоящей курсовой работы материалы позволяют сделать следующие выводы:

1. Предприятие представляет собой ведущее звено экономики. Каждое предприятие осуществляет определённую основную деятельность, в этом его главная цель, смысл существования.

2. Непосредственным стимулом для организации производства, основания предприятия является перспектива получить прибыль и употребить ее для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия.

3. Формы и методы управления, структура органов управления предприятием существенно зависят от его масштабов и профиля.

4. Для успешного ведения производства необходимо рационально построить производственный процесс в пространстве. Именно эта проблема решается при формировании производственной структуры предприятия.

5. Производственная структура неразрывно связана с организационной структурой предприятия, основная функция которой заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий его функционирования.

6. Предприятие должно иметь такую производственную и организационную структуру, которая могла бы быстро и своевременно реагировать на изменение рыночных условий.

7. Для удовлетворения социальных нужд предприятие может содержать подразделения социально-бытового и культурного назначения, которые входят в общую структуру предприятия.

9. Авиакомпания выполняет регулярные и нерегулярные полеты в страны дальнего зарубежья и государства СНГ. В течение ближайших трех лет объемы перевозок авиакомпании постоянно росли.

10. Объем авиаперевозок связан с уровнем реальных доходов населения. Снижение покупательского спроса из-за недостаточного роста денежных доходов может привести к снижению уровня подвижности населения республики и в первую очередь в использовании услуг воздушного транспорта.

11. Авиакомпания имеет специфичную производственную структуру в виду особенности производства и потребления продукции транспорта, так как продукция транспорта потребляется непосредственно в процессе производства.

12. Организационная структура авиакомпании имеет вид линейно-функциональной, эта структура наиболее приемлема для предприятия и способствует его эффективной работе.

13. Авиакомпания «Белавиа» стремится к созданию и поддержанию имиджа белорусской национальной авиакомпании как солидного и надежного авиаперевозчика на европейском и мировом рынках воздушных перевозок.

Данная тема в любое время актуальна для рассмотрения и может быть использована в дальнейшем при написании дипломной работы. Совершенствование рынка, интеграция Республики Беларусь в мировую систему дают возможность для постоянного изучения участников рыночных отношений, неотъемлемым элементом которых являются предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданский Кодекс Республики Беларусь

2. Синица Л.М. Организация производства: Учеб. пособие. - 3-е изд./ Л.М. Синица. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2006. - 521с.

3. Трудовой кодекс Республики Беларусь

4. Грузинов В.П. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.В. Грузинова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. - 535 с.

5. Феденя А.К. Организация производства и управление предприятием: учебное пособие / А.К. Феденя. - Мн.: Тетра-Системс, 2004.- 192с.

6. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях: Учебно-методическое пособие / Н. И. Новицкий. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 392с.

7. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 672с.

8. Сачко Н.С. Теоретические основы организации производства: Учебное пособие / Н. С. Сачко. - Мн.: Дизайн ПРО, 2000. - 320с.

9. Щавлинский Н.Б. Национальная авиакомпания «Белавиа». - Мн.: ООО «Мэджик Бук», 2006 - 208 с.

10.  Костромина Е.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка / Е.В. Костромина. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: НОУ ВКШ “Авиабизнес”, 2005. - 344с.

WWW.belavia.by «Национальная авиакомпания «Белавиа»

Похожие работы на - Национальная авиакомпания 'Белавиа' в системе рыночных отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!