Финансово-правовые отношения в сфере денежного обращения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,37 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансово-правовые отношения в сфере денежного обращения

Оглавление

Введение

. Понятие и правовые основы денежной системы

. Понятие и правовой режим денежного обращения в РФ

. Ответственность за нарушение действующего законодательства

Заключение

Список литературы

Введение

Несмотря на особую значимость функционирования денег для современного общественного устройства (для современной денежной экономики), приходится констатировать, что законодательное поле денег в настоящее время недостаточно проработано. Во многом это связано с высокой степенью динамизма соответствующих отношений: еще совсем недавно использование денег не мыслилось без существования их овеществленных форм (монет, банкнот, ассигнаций, казначейских билетов), и вот уже безналичные расчеты становятся основной формой расчетов.

Динамизм феномена денег и связанных с их функционированием отношений обусловливает необходимость формулировки таких теоретических положений, которые дали бы возможность объяснения происходящих перемен и моделирования вариантов изменения соответствующих явлений, составления научных прогнозов.

На современном этапе развития правовой жизни вопросы денежной системы, денежного обращения, организации расчетов, обоснованно признаются актуальными вопросами финансового права.

Следует отметить, что деньги приобретают своё значение не только в рамках национального финансового права, деньги становятся все более и более значимым объектом изучения международного финансового права.

Объектом исследования контрольной работы является финансово-правовые отношения в сфере денежного обращения.

Предметом исследования является денежная система Российской Федерации: проблемы и пути её решения.

Цель контрольного исследования - осуществить теоретико-правовой анализ денежной системы и денежного обращения в Российской Федерации.

Постановка данной цели определила необходимость решения следующих задач исследования:

. Дать определение денежной системы Российской Федерации.

. Определить правовые основы денежной системы РФ.

. Дать определение денежного обращения.

. Определить правовой режим наличного и безналичного денежного обращения РФ.

. Дать характеристику финансово-правовой ответственности.

В процессе исследования контрольной работы мной были изучены монография В.Н. Сидоровой «Проблемы правового режима безналичных денег: соотношение вещных и обязательственных прав», научный труд Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулина «Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» и другие.

Нормативную базу контрольной работы составили: Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и т.д.

1. Понятие и правовые основы денежной системы

Существует несколько определений денежной системы.

В современном экономическом словаре данная дефиниция делится на 2 части:

) исторически сложившаяся форма организации денежного обращения в стране;

) денежные знаки страны, денежные единицы, правила эмиссии и формы обращения денег, денежные отношения, законодательно установленные в стране.

Вострикова Л.Г. полагает, что денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране.

К.С. Бельский выделяет 2 определения:

.Денежная система представляет собой в самом общем виде исторически сложившуюся в данной стране группу денежных знаков, с помощью которой государство организует денежное обращение.

1.Денежная система Российской Федерации - это установленная финансовым законодательством форма организации денежного обращения, исторически сложившаяся в стране и включающая в свой состав денежную единицу со своим наименованием, виды денежных знаков, порядок выпуска (эмиссии) денежных знаков и организацию обращения посредством наличных и безналичных денег.

Наиболее правильным, по моему мнению, является определение денежной системы данное К.С. Бельским.

В основе любой денежной системы лежат деньги или денежные знаки, которые используются в качестве всеобщего эквивалента, универсального товара, обладающего свойством всеобщей непосредственной обмениваемости. Имея соответствующую сумму денег, человек в процессе купли и продажи может приобрести квартиру, автомобиль, туристическую путевку во Францию и т.д. Это свойство денег позволяет называть их «особым универсальным товаром», «всеобщим эквивалентом», «благом, обладающим совершенной ликвидностью».

Денежная система исторически появилась тогда, когда изготовление, выпуск в обращение металлических денежных знаков, ответственность за их подделку стали регулироваться нормами права, в числе которых ведущее место заняли нормы финансового права. Можно подчеркнуть: без правового регулирования денежная система как инструмент организации денежного обращения просто немыслима.

Характеризуя денежную систему Российской Федерации, следует указать на то, что она имеет конституционную основу. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Российской Федерации отнесены «денежная эмиссия», «установление правовых основ единого рынка», а в ст. 75 устанавливается денежная единица страны и указывается, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.

Итак, правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. От 03.11.2010) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. От 23.07.2010) «О банках и банковской деятельности» (с изм. И доп., вступающими в силу с 01.01.2011), Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

Многие вопросы деятельности Центрального банка РФ, обеспечивающие функционирование денежной системы и требующие их детализации (изготовление денежных знаков, их перевозка в регионы страны, хранение и инкассация, создание резервных фондов денежных знаков, их изъятие из обращения, уничтожение и замена устаревших и поврежденных денежных знаков), регулируются нормами финансового права, содержащимися в ведомственных нормативных актах Центрального банка РФ. Так, решение по разработке и изготовлению денежных знаков по постановлению Правительства РФ принимает Совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Однако эти решения находят отражение в соответствующих правовых и технико-юридических нормах, содержащихся в ведомственных нормативных актах Центрального банка РФ (указаниях, положениях, инструкциях).

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

Ведение кассовых операций на предприятиях и организациях регулирует Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18 (ред. От 26.02.1996) «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации», основные моменты которого предписывают следующее.

Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках).

Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, которые согласованы с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.

Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

Необходимо отметить, что Бюджетный кодекс также затрагивает денежные отношения, устанавливая порядок расходования денежных средств. В частности, абз. 1 ст. 6 БК РФ предусматривает, что бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В силу абз. 2 ст. 13 БК РФ использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Важную роль в регулировании денежной системы в Российской Федерации играют также нормы уголовного права. На банковских билетах, в частности, имеется надпись: «Подделка денежных знаков преследуется по закону».

В соответствии со ст. 186 УК РФ к лицам, к участвующим в изготовлении в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте применяется одно из уголовных наказаний. В правовом регулировании обращения безналичных денег существенную роль играют нормы как финансового, так и гражданского права.

Правовое регулирование как элемент денежной системы, достаточно наглядно указывает на то, что деньги являются не только экономической, но также юридической категорией. К сожалению, этот аспект денег в теоретическом плане игнорируется в современной отечественной науке финансового права.

2. Понятие и правовой режим денежного обращения в РФ

Вопрос правового режима денег и денежного обращения имеет исключительное значение для участников гражданско-правового (коммерческого) оборота в частности и успешного развития экономики страны в целом.

Денежное обращение - это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, работ, услуг. Денежное обращение имеет две формы (сферы): наличную и безналичную. Между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую.

Разновидностью безналичной формы существования денег в настоящее время являются электронные деньги. Соответственно, и расчеты могут проводиться как в наличном, так и в безналичном порядке. В последнем случае они производятся либо на основании бумажных документов, либо на основании электронных.

При наличных расчетах используются бумажные деньги (банкноты) и монеты. При безналичных расчетах денежные суммы перечисляются посредством бухгалтерских записей по банковским счетам либо в иной форме, не требующей физической передачи денег.

Наличные и безналичные деньги имеют разный правовой статус. Так, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» говорит лишь о монополии государства на эмиссию и обеспечительных гарантиях лишь в отношении наличных денег. В то же время в нормативные акты включены нормы об обязательном использовании безналичных форм расчетов и запрет на хранение наличных денег, что предполагает трансформацию активов, в том числе наличных денежных средств, организаций и частично для физических лиц в записи на расчетные счета кредитных учреждений, однако порядок эмиссии и гарантий в отношении такой формы хранения актива государство не устанавливает.

Законодательное положение о наличной и безналичной формах расчетов, по-видимому, должно подразумевать равенство этих форм. В то же время в практике денежного обращения имеет место неравенство этих форм расчетов. Так, можно отметить три следующие формы проявления этого неравенства: 1) не так уж редко продавцы устанавливают две цены на товары, одну для наличной, а другую для безналичной формы оплаты; 2) некоторые банки, в том числе Сбербанк, удерживают с физического лица часть средств при снятии со счета денег, поступивших на счет путем перечисления безналичных денег, т.е. «за обналичку»; 3) некоторые банки при сдаче наличных денег и соответствующей их трансформации в безналичную форму, в том числе, когда такая сдача обязательна, удерживают часть средств «за пересчет купюр».

По мнению В.Н. Назарова, проявления неравенства наличных и безналичных денег могут быть урегулированы только в рамках финансового права, путем установления соответствующих правил денежного обращения, а в рамках гражданского права это урегулировать невозможно ввиду «договорного» механизма регулирования.

Также обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Для финансового права остается неважной принципиальная для цивилистов дискуссия о понятии и природе безналичных денег. Для финансового права на первое место выходит задача обеспечения равенства всех денежных форм независимо от формы их хранения и передачи. Форма денег может играть роль при рассмотрении денег как товара, т.е. в гражданских правоотношениях, что недопустимо в финансовом праве.

·Наличная форма денежного обращения

В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» организация наличного денежного обращения на территории РФ осуществляется ЦБ РФ.

В настоящее время наличное денежное обращение в Российской Федерации регулируется Положением о правилах наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров ЦБ РФ от 05.01.1998 № 14-П (в ред. от 31.10.2002), а также Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением совета директоров Банка России от 22.07.1993 № 40 (далее по тексту - Порядок).

Согласно п. 2.1 Положения ЦБ РФ № 14 организации и учреждения, независимо от организационно-правовой формы, должны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. В кассе учреждения денежные средства могут храниться только в пределах лимитов, утвержденных банком.

Согласно п. 2.5 Положения ЦБ РФ № 14-П В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично - денежные расчеты.

В соответствии с п. 2 ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также с участием граждан-предпринимателей осуществляются в качестве общего правила в безналичном порядке. Вместе с тем ГК РФ разрешает указанным субъектам рассчитываться и наличными деньгами. В соответствии с указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У Расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.

Роль государства в регулировании денежного обращения в наличной форме является первостепенной.

Проблемой же наличного денежного обращения является эмиссия денежных единиц без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в процессе производства, распределения и обмена, которое неизбежно вызывает их излишек и в итоге приводит к их обесцениванию. Основным же условием, обеспечивающим стабильность денежной единицы государства, должно являться соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный оборот.

Действующее гражданское законодательство допускает двоякое толкование определения «деньги». В ст. 128 ГК «Виды объектов гражданских прав» законодатель относит деньги к вещам (наличным денежным знакам), отграничивая их от имущественных прав, в том числе от обязательственного права требования.

Итак, наличные деньги как вещи подчиняются вещно-правовому режиму, включая и вещно-правовые способы защиты.

Законодатель определяет рубль в качестве законного платежного средства, предписывая возможность осуществления платежей «путем наличных и безналичных расчетов», т.е. законодатель разграничивает деньги как объекты вещных прав и формы расчетов по исполнению (оплате) денежных обязательств, отнюдь не применяя в качестве синонимов понятия «наличные деньги» и «безналичные деньги».

·Безналичная форма денежного обращения

ГК РФ не содержит легального определения вклада, однако по формально-правовым основаниям юридической логики можно сделать вывод о том, что под выдачей вклада подразумевается его передача из рук в руки, т.е. вклад может быть выражен только в наличных денежных знаках (вещах), что, в свою очередь, противоречит правилам совершения расчетных операций.

Анализ правового определения договоров банковского вклада (ст. 834 ГК) и банковского счета (ст. 845 ГК) позволяет сделать вывод о том, что между вкладчиком (владельцем счета) и кредитным учреждением существуют обязательственные правоотношения. Право истребования у кредитной организации денежной суммы, размещенной во вклад (на счет), принадлежит вкладчику (владельцу счета) на основании обязательственного права требования с применением обязательственно-правовых способов защиты, а не на вещном праве (например, праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Правильность (справедливость) такого правового положения представляется весьма спорной. Во всяком случае, представляется необоснованным применение измененного правового режима безналичных денег с вещного на обязательственный, в отношении вкладов, внесенных в учреждения Сберегательного банка и Госбанка СССР до 1992 г. Во-первых, в нарушение ст. 4 ГК изменениям законодательства в этой части была придана обратная сила, т.е. действие ГК было распространено на отношения, возникшие до введения его в действие. Во-вторых, это нарушение позволило Российской Федерации, будучи правопреемницей СССР, необоснованно отказаться от исполнения денежных обязательств перед вкладчиками.

Поскольку к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (п. 3 ст. 834 ГК), представляется возможным:

для удобства и более полного исследования поставленной проблемы объединить эти счета под общим названием «договор денежного счета» или применять существующие в праве и правовой литературе понятия «договор банковского вклада», «договор денежного вклада» и «договор банковского счета» в качестве синонимов;

признать, что применительно к рассматриваемой теме деньги, находящиеся на денежном счете, выступают в форме безналичных денег (вклада).

Объектом договора денежного счета является определенная денежная сумма (сумма вклада по договору банковского вклада или определенная сумма денежных единиц - по договору банковского счета). Следует отметить, что посредством передачи в кредитное учреждение определенного количества наличных денежных знаков, выделенных из общей массы денежной наличности не только по родовым, но и по индивидуальным признакам, в течение определенного промежутка времени может быть заключено неопределенное количество договоров денежного счета на неопределенную сумму денежных единиц. В основе этого лежит функция денег как средства обращения.

Все обязательства кредитного учреждения перед клиентом возникают по поводу объекта как определенного вида имущества. Особенность этого имущества заключается в том, что оно представляет собой безналичную денежную сумму. В данном случае представляется возможным говорить о специфическом характере владения «бестелесным» имуществом, т.е. имуществом, которое не имеет физических свойств и в силу этого не может быть уничтожено. Решение вопроса о том, кому принадлежит право собственности на объект договора, т.е. на определенное количество денежных единиц, представляет собой определенную сложность.

Известно, что во внутреннем обороте государства деньги выполняют четыре функции: меры стоимости, средства обращения, средства платежа, а также функцию средства накопления и сбережения.

В.П. Грибанов признает вклад в кредитном учреждении собственностью вкладчика по следующим основаниям:

а) при внесении вклада в кредитное учреждение вкладчик передает ему определенную сумму денег в форме определенных денежных знаков. При этом внесенная сумма денег зачисляется на счет вкладчика, а денежные знаки обезличиваются и попадают в наличный оборот кредитного учреждения;

б) деньги, внесенные во вклад, функционируют в двух формах: обезличенных денежных знаков и безналичных денег, т.е. в форме определенной суммы, числящейся во вкладе;

в) сумма денег, находящихся во вкладе, независимо от вещественной формы денег выполняет все функции денег: она является и мерой определенной стоимости, и средством платежа, и средством накопления;

г) в качестве предмета договора денежного вклада выступают не денежные знаки, а определенная денежная сумма, независимо от того, выражена она в форме наличных денежных знаков либо в безналичной форме;

д) денежная сумма как предмет договора денежного вклада - это вещь "особого рода", которая, однако, обладает индивидуально-определенными свойствами, выраженными в определенном количестве денежных единиц, составляющих эту сумму;

е) право распоряжения является важнейшим правомочием собственника, и поскольку право распоряжения денежной суммой вклада принадлежит исключительно вкладчику, то нет никаких оснований не считать его собственником вклада в юридическом смысле.

Изложенные аргументы ученого представляются вполне убедительными и применимыми не только к договору денежного вклада, но и к договору банковского счета.

Денежные средства, зачисленные во вклады, не перестают быть деньгами и используются как средство платежа за товары и услуги; владелец вклада обладает всеми правомочиями собственника: передав наличные деньги во владение кредитному учреждению, он пользуется зачисленными во вклад безналичными деньгами при совершении платежей по своим обязательствам. При этом вкладчик не требует предварительной выдачи наличных денег для платежа, а дает кредитному учреждению поручение по перечислению сумм.

Вклад является специфическим обособленным имуществом. Сумма вклада не выполняет функцию денег как средства обращения, однако выполняет функции денег как средства сбережения и средства платежа. Для владельца вклада - вкладчика (собственника) это свойство вклада имеет одинаково важное экономическое и юридическое значение, так как вкладчик может считать сумму вклада в активе своей собственности и в любой момент использовать ее по своему усмотрению, например на покрытие каких-либо расходов.

Это позволяет сделать следующий вывод: правовой режим вклада определяется тем, что вкладчик, как правило, является собственником помещаемой во вклад суммы денежных средств и у него сохраняется право собственности на определенную сумму денежных единиц, обращенную во вклад, а не на конкретные денежные знаки, которые могут быть заменены, уничтожены.

Кредитное учреждение как хранитель вклада выполняет все предусмотренные законодательством обязанности по обеспечению сохранности вклада. Во всех случаях нарушения права вкладчика по распоряжению вкладом имущественную ответственность несет хранитель имущества - кредитное учреждение.

Гарантировать сохранность вклада позволяет то обстоятельство, что вклад нельзя уничтожить. Уничтожение (нерасходование) вклада безналичных денег не имеет значения для денежного обращения, так как безналичные деньги невозможно уничтожить, а восстановление их суммы является чисто технической операцией. Аннулирование вклада (т.е. закрытие счета и получение суммы помещенных в кредитное учреждение средств) возможно только самим вкладчиком в процессе распоряжения вкладом.

Риск случайной гибели наличных денежных знаков лежит на собственнике, и поскольку право собственности на них перешло от вкладчика к государству (кредитному учреждению) в момент передачи их для зачисления во вклад (на счет), то и риск случайной гибели денежных знаков не связан с риском случайной гибели вклада. Вклад в силу его особой природы не может быть объектом владения и гарантирован от случайной гибели, что позволяет считать форму хранения денежных средств на счетах кредитных учреждений самой надежной формой хранения (при правильном режиме правового регулирования безналичных денег).

Таким образом, объектом договора денежного вклада (счета) является «вклад» (безналичные деньги), который можно определить как имущество особого рода, принадлежащее клиенту (вкладчику, владельцу счета) на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления), обладающее индивидуально-определенными свойствами, образованное путем разового или многократного внесения в кредитное учреждение денежных сумм (наличных или безналичных денег), выраженное в безналичной форме и являющееся эквивалентом суммы наличных денежных средств, временно, до востребования их вкладчиком, находящихся в денежном обороте государства (соответственно в собственности государства или кредитного учреждения).

Таким образом, наличие в законодательстве оснований для двойного толкования понятия «деньги» привело в правоприменительной практике к возникновению ряда проблем, в числе которых, в частности, можно назвать следующие:

ослабление банковской дисциплины и ответственности банков перед клиентом за обеспечение сохранности вверенных им денежных средств;

расширение сферы теневой экономики и как следствие этого - активизация деятельности «теневых банков».

превращение денег (всеобщего эквивалента стоимости товаров) в один из самых дорогих товаров и неоправданное повышение стоимости банковских услуг;

Решением эти и других проблем может стать следующее:

. На законодательном уровне исключить возможность двойного толкования понятия «деньги» посредством:

определения правовой категории наличных и безналичных денег;

признания денег имуществом (вещью);

перевода оборота денег на вещно-правовой режим регулирования.

. Изменить способы защиты по денежным обязательствам:

для защиты прав субъектов по денежным (вещным) обязательствам установить вещно-правовой режим защиты;

для защиты прав субъектов по обязательствам расчетно-кредитного обслуживания денежного обращения сохранить обязательственно-правовой режим защиты.

при передаче денег в кредитное учреждение под размещение ценных бумаг (облигаций, сертификатов и др.) сохранить правовой режим договора займа, учитывая, что деньги передаются в собственность кредитного учреждения.

. Поскольку Россия находится фактически в предшествующей денежно-финансовой эпохе - эпохе налично-счетных денег и объем наличного оборота в стране чрезвычайно высок и даже превышает объем оборота счетных денег, необходимо внести законопроект, устанавливающий государственное вмешательство и использование определенных технологий для постепенного перехода населения страны к безналичному порядку расчетов. Данный законопроект является безусловно актуальным, призванным оздоровить всю экономическую систему страны. Представляется, что идея, воплощенная в данном законопроекте, должна служить ориентиром на отдаленную перспективу, к которому нужно двигаться постепенно, создавая все необходимые условия.

. Ответственность за нарушение действующего законодательства

Наиболее распространенным способом защиты нарушенных публично-правовых финансовых интересов является использование механизма административного производства.

В порядке административного производства защищаются публично-правовые финансовые интересы, нарушенные неправомерными действиями физических и юридических лиц, осуществляющих продажу товаров без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5 КоАП РФ); не соблюдающих порядок ведения кассовых операций и операций с денежной наличностью (ст. ст. 15.1, 15.2 КоАП РФ); осуществляющих валютные операции без специального разрешения (лицензии), а также при несоблюдении иных требований валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ).

Административный способ защиты публично-правовых финансовых интересов предусмотрен положениями Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии со ст. 13 которого нарушение порядка совершения операций с денежными средствами или иным имуществом, допущенные кредитными организациями; профессиональными участниками рынка ценных бумаг; страховыми и лизинговыми компаниями; организациями федеральной почтовой связи; ломбардами; организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящими лотереи и иные игры; организациями, осуществляющими управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, влечет применение мер административного воздействия в виде отзыва (аннулирования) лицензии. Процедура отзыва (аннулирования) профессиональных лицензий перечисленных организаций осуществляется лицензирующими органами в порядке административного производства.

Судебная процедура защиты публично-правовых финансовых интересов применяется при привлечении к ответственности в виде наложения штрафа на физических и юридических лиц за нарушения установленного порядка исполнения бюджетов (ст. ст. 15.14 - 15.16 КоАП РФ); за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (ст. 16.22 КоАП РФ).

Определенная специфика существует при защите публичных финансовых интересов от неправомерных деяний налогоплательщиков. Так, в соответствии со ст. ст. 45 - 48 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика. Взыскание налога с физических лиц всегда производится в судебном порядке, а с организаций - только в случае, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, либо юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. В остальных случаях взыскание недоимок по налогам с юридических лиц производится в бесспорном порядке, т.е. в порядке административного производства.

Взыскание недоимок по налогам и сборам не является мерой ответственности участников налоговых правоотношений, поскольку не несет в себе дополнительных негативных обременений для налогоплательщиков. Целью такого взыскания является восстановление нарушенного публично-правового финансового интереса путем принуждения налогоплательщика к выполнению возложенной на него обязанности.

В то же время одновременно со взысканием недоимок к налогоплательщикам могут быть применены меры ответственности в виде налоговых санкций. Налоговые санкции представляют собой правовой инструмент, используемый государственными органами для защиты нарушенных публично-правовых финансовых прав и интересов.

Важным моментом является то, что в соответствии с п. 7 ст. 114 НК РФ налоговые санкции с налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, взыскиваются в судебном порядке.

Судебный порядок распространяется также на случаи: а) взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, если сумма штрафа превышает пять тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах; б) взыскания налоговых санкций с организации, если сумма штрафа превышает 50 тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

Налоговые санкции, предусматривающие штрафы меньшего размера, взыскиваются с налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей и организаций) на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает порядок перераспределяет поступления штрафов за нарушение законодательства РФ в доход федерального бюджета либо бюджета субъекта. Так, в силу п. 3 ст. 46 БК РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

в федеральный бюджет - по нормативу 50 процентов;

в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), - по нормативу 50 процентов.

За нарушение законодательства в сфере денежного обращения предусмотрена также уголовная ответственность. В частности, ст. 186 УК РФ, как уже было указано предусмотрена ответственность за изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.

Это позволяет сделать следующий вывод: правовой режим вклада определяется тем, что вкладчик, как правило, является собственником помещаемой во вклад суммы денежных средств и у него сохраняется право собственности на определенную сумму денежных единиц, обращенную во вклад, а не на конкретные денежные знаки, которые могут быть заменены, уничтожены.

Заключение

Ответственность в сфере денежного обращения предусматривает 3 вида ответственности в зависимости от характера и вида совершаемого деяния: административную, налоговую, уголовную.

В процессе изучения контрольной работы выявлены следующие проблемы:

1.Проблемой наличного денежного обращения является эмиссия денежных единиц без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в процессе производства, распределения и обмена, которое неизбежно вызывает их излишек и в итоге приводит к их обесцениванию.

2.Проблемами безналичного денежного обращения являются

ослабление банковской дисциплины и ответственности банков перед клиентом за обеспечение сохранности вверенных им денежных средств;

расширение сферы теневой экономики и как следствие этого - активизация деятельности «теневых банков».

превращение денег (всеобщего эквивалента стоимости товаров) в один из самых дорогих товаров и неоправданное повышение стоимости банковских услуг.

Решением данных проблем может стать следующее:

1.Основным условием, обеспечивающим стабильность денежной единицы государства, должно являться соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный оборот.

2.На законодательном уровне исключить возможность двойного толкования понятия «деньги» посредством:

- определения правовой категории наличных и безналичных денег;

признания денег имуществом (вещью);

перевода оборота денег на вещно-правовой режим регулирования.

.Изменить способы защиты по денежным обязательствам:

для защиты прав субъектов по денежным (вещным) обязательствам установить вещно-правовой режим защиты;

для защиты прав субъектов по обязательствам расчетно-кредитного обслуживания денежного обращения сохранить обязательственно-правовой режим защиты.

при передаче денег в кредитное учреждение под размещение ценных бумаг (облигаций, сертификатов и др.) сохранить правовой режим договора займа, учитывая, что деньги передаются в собственность кредитного учреждения.

. Необходимо внести законопроект, устанавливающий государственное вмешательство и использование определенных технологий для постепенного перехода населения страны к безналичному порядку расчетов. Представляется, что идея, воплощенная в данном законопроекте, должна служить ориентиром на отдаленную перспективу, к которому нужно двигаться постепенно, создавая все необходимые условия.

Для создания российским государством самостоятельной модели денежной системы полезно опираться на положительный опыт международного финансового права.

денежное обращение безналичный

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823.

3.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - Ст. 3824.

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2011) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.

.Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) // Собрание законодательства РФ. - 15.07.2002. - № 28. - Ст. 2790.

.Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.01.2011) // Собрание законодательства РФ. - 13.08.2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3418.

.Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.1998 № 14-П (ред. от 31.10.2002) (утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47) // Вестник Банка России. - 14.01.1998. - № 1. - С. 3.

.Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18 (ред. от 26.02.1996) «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» (вместе с «Порядком...», утв. ЦБ РФ 22.09.1993 № 40) // Экономика и жизнь. - № 42 - 43. - 1993.- С. 3.

.Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У (ред. от 28.04.2008) «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.07.2007 № 9757) // Вестник Банка России. - № 39. - 11.07.2007. - п. 1.

.Бельский К.С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. - 2005. - № 8. - С. 17-23.

.Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2007.. - 389 С.

.Назаров В.Н. Деньги как категория финансового права // Финансовое право. - 2009. - № 7. - С. 12-17.

13.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 135.

.Сидорова В.Н. Проблемы правового режима безналичных денег: соотношение вещных и обязательственных прав // Банковское право. - 2007. - № 5. - С. 3-11.

15.Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». М.: Дело, 2003. - 275 С.

Похожие работы на - Финансово-правовые отношения в сфере денежного обращения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!