Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,71 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

ЖУРНАЛИСТИКА КАК СФЕРА МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение закономерностей журналистики как функционирующей системы логично и естественно начать с центрального понятия науки о журналистике - «массовой информации» и стоящего за ним явления общественной жизни. Разобравшись в этой многозначной и сложной проблеме, можно получить прочную базу для дальнейшего проникновения в законы журналистики.

Массово-информационная деятельность в современных масштабах, когда сложилась глобальная система коммуникаций и когда миллионы (а порой и миллиарды) людей узнают о событиях в момент их свершения и получают комментарий к ним по горячим следам, была невозможна еще каких-нибудь сто лет тому назад и является феноменом XX века. Именно XX веку свойственны массовые движения, массовое производство, массовые коммуникации и другие массовые процессы и явления. В последние десятилетия сложился и термин «массовая информация».

Средства массовой информации, включая печать, радио и телевидение, прошли большой путь становления и развития. Первые газеты появились в начале XVII века, а журналы - во второй половине того же столетия. С тех пор начался процесс формирования и журналистики как важного социального явления. Однако зарождение массово-информационной деятельности началось в еще более далекие времена. И хотя это были только пражурналистские явления, обратиться к ним необходимо, чтобы понять, как возникало, в чем коренилось то явление, которое сейчас приобрело развитые формы и оказывает огромное влияние на общественную жизнь.

1. ПРАЖУРНАЛИСТСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

информационный массовый общение журналистика

Формы информационного общения появились уже на заре человечества. Это было необходимым шагом при переходе от «первобытного стада» к формированию человеческих общностей. Огромную роль в этом сыграли первичные формы труда формировавшихся людей, в процессе организаций которого возникала необходимость обмена «сообщениями». Сначала это были знаки (в том числе и звуковые), а затем стала возникать членораздельная речь. Так потребность в обмене информацией привела к развитию форм знакового общения. Это знаковое общение способствовало сплочению людей при организации поведения в характерных для первобытнообщинного строя областях деятельности. При этом знаковое и более всего несущее информацию речевое общение выступало как составная часть всей жизни людей. Информационное общение, в котором были задействованы зрение и слух, было мощным фактором воздействия на людей и, что особенно важно, - воздействия в сфере общественного мнения, которое тогда было едва ли не главной силой в организации жизнедеятельности человеческих общностей.

Итак, уже на первых этапах человеческой истории возникли информационные потоки, направленные, в частности, на формирование, поддержание и активизацию общественного мнения. Речь, жест, мимика стали факторами формирования представлений об окружающем мире и способом воздействия на поведение людей как членов общностей при первобытном строе. Связка «информация - общественное мнение» свидетельствует о том, что предвестники будущих массово-информационных процессов стали зарождаться в далекие времена.

С возникновением государства формы общественной жизни усложнились, развернулись процессы разделения труда, сформировались политические институты и появились профессиональные политики. В это время особенно активную роль в распространении общественной информации играют ораторы. Политическая деятельность великих ораторов древности, в частности Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим), представляет яркое проявление того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью, - целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиям.

С древних времен и до наших дней устные выступления ораторов являлись и остаются важнейшей формой массово-информационной деятельности. Представители государственной власти рассылали с наказами гонцов: глашатаев, дьяков, герольдов. С устными формами распространения информации связаны широко бытующие сейчас слова -«форум» (площадь собраний в Риме), «трибуна» (выборные должности, затем место произнесения речи), «вече» (собрание у славян; ст.сл. ветъ - «совет»), «дума» (собрание советников) и др. Многие из них сохранились в названиях газет и журналов, что свидетельствует о прочных связях журналистики с пражурналистскими явлениями. Унаследованными оказались и такие слова, как «вестник» («Московский вестник»), «курьер» («Курьер ЮНЕСКО»), «герольд» («International Gerald Tribune»), «почта» («Morning Post»), «трибуна» («Chicago Tribune»), «дума» («Дума») и т.д. Имена персонажей мифологии, выступавших в качестве вестников богов (и потому изображавшихся с крылышками на сандалиях), и покровителей глашатаев (Гермес - в греч., Меркурий - в рим.), также вошли в журналистский лексикон («Московский Меркурий» и др.).

Традиции ораторских выступлений широко использовала церковь и религиозные деятели, стоявшие во главе массовых движений (например, проповеди Т. Мюнцера стали великими образцами публицистики эпохи реформации). Политическое красноречие было составной частью общественно-политической деятельности уже в XVIII веке, а позднее оказалось важным атрибутом парламентской культуры (слово «парламент» происходит от франц. parler «говорить»), вообще выступлений перед широкой публикой, в том числе на митингах и собраниях.

Одновременно с устными развивались письменные формы массово-информационной деятельности: государственные институты, общественные деятели, иерархи церкви рассылали различные письменные документы - послания, реляции, рескрипты, буллы. Позже возникли прокламации, листовки, эпистолярные формы корреспонденции. На их основе сформировались жанры публицистики, широко вошедшие в журналистскую практику.

Все эти формы общественной коммуникации, активно используемые сейчас, возникли в древности как формы пражурналистской деятельности. Тогда же появилось и некое подобие газеты. В обширных древних государствах (прежде всего в Римской империи) устные формы распространения сведений оказались недостаточными, равно как и рассылка с гонцами письменных сообщений. Поэтому возникли «писаные» формы собственно пражурналистики - подобия газет в виде сводок актуальных материалов разного рода и форм.

Известно, что в Древнем Египте при дворе фараонов «выходила», в виде папирусных свитков, «газета»; в противовес ей существовало и оппозиционное «издание». Но более устойчивым оказалось другое пражурналистское предприятие: в римском государстве по указанию Юлия Цезаря стали «выходить» и удержались в течение столетий (I в. до н.э. - IV в. н.э.) сводки различных известий - «Acta Senatus» и «Acta diurna populi Romani». Предназначенные для них сообщения писались на покрытых гипсом досках, которые вывешивались на видных местах. В письменных копиях «Acta» рассылались по городам и провинциям Рима, чтобы держать в курсе событий чиновников, военачальников, сборщиков податей, местных управителей, сообщать им о решениях центральной власти. И в других странах, например, в Японии, до возникновения печатной техники существовали «газеты» - оттиски с обожженных глиняных досок. Известна самая старая такая «газета» - «Иомиури Каварабан» («Читать и передавать оттиск») за 1615 год. В Англии распространялись рукописные листки «News Letters», а в России в течение всего XVII века при дворе царя выпускались рукописные «Куранты» (от франц. courant «текущий»), которые именовались также «Вести», «Столбцы».

В древности для фиксации текста использовались глиняные и натертые воском деревянные дощечки, папирусные свитки (способ приготовления папируса изобретен в Египте, откуда много столетий он «экспортировался» по всему древнему миру). На смену деревянным дощечкам пришла бумага (ит. bambagia «хлопок»), впервые полученная в Китае в I в. н.э., откуда она попала в Японию (VI век) и через арабов в Европу (X век). Здесь стали изготавливать бумагу из тряпья, древесного луба, пеньки (до середины XIX века). На Руси до появления бумаги писали на берёсте. Книги составляли из пергаментных листов-пластин недубленой кожи с удаленным волосяным покровом (название идет от г. Пергам в Малой Азии, где пергамент изготавливался уже в I веке до н.э.). При письме пользовались тростниковой палочкой-пером (калам), волосяной кисточкой, деревянными палочками (стило в Риме, писало на Руси), гусиными и другими перьями.

С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах «информационной службы». В средневековой Европе были созданы даже своеобразные бюро по сбору и распространению письменной информации - цехи писателей новостей (Novellanti в Риме, Scrittori d'avviso в Венеции). Тогда же возникло и слово «газета» - от названия монеты «gazzetta»; за такую монету в Венеции можно было получить для прочтения сводку новостей.

Однако все названные явления относятся к пражурналистике, как бы сильно их отдельные черты ни походили на журналистику. Пражурналистские явления характеризуются ограниченным и непостоянным распространением «изданий» (которые к тому же адресованы относительно узкой аудитории, часто идут к ней очень долго), отсутствием печатной техники (которая еще не изобретена), позволяющей быстро тиражировать газеты и журналы.

Собственно журналистика - печатные периодические издания - могла возникнуть только после изобретения книгопечатания. В Китае книгопечатание появилось раньше, чем в Европе (в VII веке - ксилография, в XI - наборная печать). В Европе технические предпосылки книгоиздания начали складываться с 30-40-х годов XV века (изобретения И. Гуттенбергом книгопечатания с помощью набора из отдельных литер). Уже в 1510 году в Париже насчитывалось десять типографий. В Европе печатаются календари, сборники известий, листки - непосредственные предшественники газет, журналов, альманахов. В России первая датированная книга («Апостол») была выпущена в 1564 году. Но со времени изобретения книгопечатания пройдет еще полтора столетия, прежде чем типографская техника начнет использоваться для тиражирования журналистской периодики. Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII веков - время активного складывания рыночных отношений, роста международной торговли. В это же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства (Франция, затем Россия), развиваются наука и культура, распространяется грамотность, растет прослойка образованных людей, расширяется читательская аудитория.

Все эти социальные, политические, культурные, экономические факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, коммерческой, научной, культурной информации, а также политической - о внутреннем и международном положении дел.

Технические возможности тиражирования информации способствуют быстрому росту и развитию всесторонних связей между странами. Именно поэтому время выхода на арену истории буржуазии с ее экономическими интересами, а затем и политическими притязаниями сопровождалось становлением и развитием журналистики. Кроме того, и феодально-клерикальные круги стали поддерживать развитие печати, понимая ее значение для политической и идеологической борьбы.

Первые газеты, рассчитанные прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую информацию, важную для деловых людей того времени. Но уже «Gasette», созданная при участии кардинала Ришелье, стала публиковать и политические новости с ориентацией на государственные интересы Франции.

Во второй половине XVII века появились журналы, стали возникать ежедневные газеты. Впрочем, вначале главным оружием политической борьбы были издания брошюрного типа - памфлеты. Именно памфлеты стали главным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции. А накануне Великой Французской революции возникла буржуазно-демократическая политическая пресса газетного типа. Во время революции выходили знаменитые газеты: «Друг народа» Марата, «Пер Дюшен» Эбера, «Защитник конституции» Робеспьера.

В России первая газета - «Ведомости» - стала выходить в 1702 году по указу и при участии Петра I. Это было государственное политическое издание, пропагандировавшее петровские преобразования.

В XVIII - начале XIX века журналистика развивалась преимущественно в формах так называемого «персонального журнализма», когда основатель и руководитель издания был главным, а порой и единственным автором (как И. А. Крылов в «Почте духов»), он же занимался типографским делом и распространением. Издавались преимущественно журналы, газеты занимали как бы второе место. Тиражи были невелики, влияние прессы ограничивалось узким кругом людей. В России даже в середине XIX века тираж в 5-6 тыс. экземпляров считался огромным.

В XIX веке европейская журналистика стала динамически развивающейся важнейшей областью общественно-политической, экономической, культурной жизни общества. Она откликалась на широкий круг интересов и запросов аудитории, включая домоводство, любительские занятия и моды. Политические группировки, правительственные учреждения, научные, культурные и другие общества и ассоциации стремились обзавестись своими изданиями, чтобы с помощью средств массовой информации знакомить широкие круги общественности со сферой своих занятий, оказывать влияние на общественное мнение и умонастроения людей. В журналистике сформировались направления, выражавшие интересы различных социальных сил.

С ростом значения журналистики все шире использовались различные технические средства для воспроизведения и передачи информации (техника гравирования для иллюстрирования, телеграф для передачи сообщений, железные дороги для доставки и т.д.). Во второй половине XIX века были изобретены способы воспроизведения фотографических снимков с помощью клиширования, ротационная машина, линотип. Газеты и журналы завоевывали широкие круги аудитории, благодаря чему росли тиражи и доходы, формировались редакционные кружки, корпус профессиональных журналистов. В конце XIX века выделились две разновидности журналистики: массовая (для широкого читателя из низов общества) и качественная (для состоятельных людей, правящих кругов, интеллигенции).

Влияние журналистики сильно возросло. Она стала активно вмешиваться во внутриполитическую борьбу и международные отношения, оказалась способной не только влиять на принятие политических решений, уничтожать репутации крупных политиков, но и свергать правительства. На первое место вышли ежедневные газеты, их владельцев стали называть лордами (или баронами) прессы, они вошли в правящий истеблишмент общества.

На рубеже XIX и XX веков было изобретено радио и телевидение. Радио стало важным средством массовой информации уже в 20-х годах, а телевидение - в конце 40-х годов XX века. К 80-м годам развитие всех трех типов каналов массовой информации благодаря развитию радиоэлектроники привело к созданию единой системы журналистики, к их «равноправию» (в некоторых отношениях лидером стало телевидение). Сформировалось как бы единое мировое информационное пространство, когда межгосударственные границы перестали быть препятствием для распространения массовой информации. Наступление после эры «холодной войны» разрядки, а затем и мирного периода в развитии человечества придало журналистике еще более весомую роль в процессах развития земной цивилизации. Если раньше в условиях идейно-политических столкновений журналистику называли «пятой великой державой» или «третьей силой», то теперь все чаще ее стали именовать «четвертой властью» (помимо законодательной, исполнительной и судебной) благодаря значительной роли в обществе через формирование массового сознания в мировых масштабах.

Эта сила журналистики обусловлена значением информации в современной жизни общества. И роль ее будет увеличиваться по мере продвижения человечества к возникающему информационному обществу, где решающим фактором развития станут «информационные технологии». Владение информацией и умение работать с ней приобретают решающее значение.

В формирующемся постиндустриальном/ информационном обществе деятельность СМИ серьезно меняется и технически. После трех первых этапов развития (устная речь, письменные формы, технические средства копирования текста и изображения, звуко- и видеоматериалов) наступает четвертый, основанный на господстве электронно-компьютерных средств - цифровой записи и передаче информации с использованием волоконно-оптического кабеля и космической связи. Наступает пора multimedia, когда «потребитель» информации будет располагать основанным на компьютерной базе единым коммуникационным устройством, соединяющим свойства телевизора, радиоприемника, телефона, электронной почты, факса, фото- и видеокамеры, притом размером с книгу. Интерактивная (двусторонняя) связь с банками данных позволит с помощью принтера получать газету, создаваемую с учетом интересов и вкусов потребителя, компьютером, знающим предпочтения «хозяина» и выполняющим его заказы. Так «бродкастинг» превращается в «бродкэтч»: возникает парадоксальное явление - индивидуализированная (или демассовизированная) массовая информация.

Всемирная сеть Интернет для тех, кто имеет компьютер и возможность подключиться к телефонной системе связи (а также оплатить услуги провайдера и - в некоторых случаях - подписку на получение информации по этой сети) предоставляет гигантские возможности получать самую разнообразную информацию, в том числе - электронные версии и дайджесты газет/телевизионные и радиопередачи; через Интернет можно «войти» в разные «конференции», знакомиться с материалами, распространяемыми через собственные «странички» (сайты) отдельными журналистами, а также другими «частными лицами» (которые, между прочим, часто ведут себя безответственно). Широчайшие возможности Интернета (и они будут расширяться) можно использовать по-разному.

В результате компоновки «на заказ» массово-информационного «меню» возникает опасность такой индивидуализации получаемой отдельными потребителями информации, что образы мира в сознании людей будут существенно (а порой и кардинально) различными. Единый реальный мир превращается тем самым во множество несовпадающих его «образов»-версий. В этих условиях резко возрастет значение такого (таких) источника массовой информации, который бы готовился журналистами как интегрирующая модель современности, создающий своего рода background, предоснову миросознания и задающий парадигму восприятия всей другой информации. Это особенно важно для единого взаимозависимого мира информационной цивилизации XXI века.

Таковы массово-информационные прогнозы на XXI век.

. МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРИРОДА ЖУРНАЛИСТИКИ

В теории журналистики понятие «массовая информация» (лат. informatio «осведомление, изложение, сообщение») является базисным (такую функцию, например, в теории искусства играет «образ», в политэкономии - «товар» и т.д.). Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массовой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности. Журналистика не располагает никакими другими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме информации. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, информация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журналистики как специфическим социальным институтом. Этим объясняется выбор термина «средства массовой информации» для журналистики как совокупности многочисленных каналов печати, радио и телевидения.

При рассмотрении массово-информационной природы журналистики возникают трудности. Одна из них - сложность овладения содержанием понятия «массовая информация» как начальной категории всей системы знаний о журналистике. Об этом свидетельствуют уже те характеристики, какие были даны этому понятию в предыдущей главе. Трудно и логически, и психологически, на поверхности имея дело с «самым простым» (что проще информации как сообщения!), вскрыть огромной сложности явление. Например, кажется, что в большом тексте информации больше, чем в маленьком. На самом деле часто бывает так, что в маленькой заметке информации для аудитории содержится гораздо больше, чем в большей по объему статье. Или: чтобы передать мысль как можно точнее, кажется, нужно как можно шире использовать лексические возможности языка. Но это зачастую приводит к затруднению понимания смысла сообщения какой-то частью аудитории (или потере информации).

Таким образом, за внешне простым содержанием категории «информация» скрыты сложные внутренние пласты знаний, тогда как мы бессознательно стремимся остановиться на привычных простых характеристиках. В действительности же при изучении «простого» как клеточки, содержащей все богатство развитого сложного явления, необходимо обратиться к коренным свойствам предмета, в противном случае последующее развертывание знания будет лишено фундаментальных основ и обучающиеся не получат цельного, связанного единством знания о журналистике.

Вторая трудность, непосредственно связанная с первой, - это многозначность употребления в повседневной жизни слов «массовая» и «информация». Определение «массовая» кроме основного значения («большая количественно, рассчитанная на многих, результат поточного производства») иногда употребляется для обозначения низкого качества («массовая продукция») или, как в словосочетании «массовая культура», низкопробного, вульгарного, рассчитанного на нетребовательный вкус продукта духовного производства.

Употребляемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» теряет негативные оттенки (хотя это не значит, что те или иные издания или программы не могут быть вульгарными, низкопробными, оболванивающими аудиторию), приобретая следующий смысл:

  • направленность на массу (общество, народ, класс, слой, регион, профессию и т.д.) при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории;
  • соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивающей широкий круг экономических, социальных, духовных интересов массы, и обеспечения ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в разных сферах жизни;
  • стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечеловеческим нормам;
  • доступность информации для массы (бесплатное поступление информации или за небольшую плату, удобный режим потребления дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), простота формы, способствующая легкому усвоению;
  • возможность одновременного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска) информации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов;
  • открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, сотрудничество, работа на общественных началах и т.д.).

Массовая информация, наряду со специальной (соответствующей профессиональным знаниям, общественной деятельности, любительским увлечениям и пр.) и индивидуальной (включающей неповторимый, уникальный личный опыт, знания, представления) в их своеобразном для каждого человека сочетании и взаимоотношениях, создает основу духовного мира личности, «информационный базис» системы ее отношений и деятельности.

Роль информации играют (или могут сыграть - об этом ниже) любые произведения: статьи и очерки, телефильмы и радиоспектакли, рекламные видеоклипы и музыкальные заставки. Более того, информационный смысл имеют и характер заголовка, и место произведения на полосе или в программе, и интонация ведущего или диктора, и шрифтовые выделения, линейки, отбивки и т.п. - они как бы дополняют текст самого произведения, подчеркивают его значение для аудитории или роль, которую придают ему журналисты.

Таким образом, термином «информация» в наше время следует пользоваться в широком смысле - это вся совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных), которую несет журналистика аудитории. А то, что в журналистике традиционно принято называть «информацией», - это только часть информации в широком смысле этого слова, а именно событийная информация, сведения о новых фактах. Наряду с событийной в информационном потоке журналистики присутствует комментированная и фундаментальная, художественная и публицистическая информация. И это принципиально важно знать для понимания журналистики как массово-информационной деятельности: СМИ ни в коем случае не могут ограничить свою деятельность только сообщением новостей - событийной информацией.

Однако и понимания информации в широком смысле еще недостаточно. Необходимо углубиться в качественную специфику содержания понятия «информация». А для этого недостаточно употреблять этот термин только в качестве синонима понятий «совокупность произведений», «система сведений» и т. д. Специфичность содержания термина «информация» легко почувствовать эмпирически, опираясь на повседневный опыт. Когда прочитана большая статья или прослушана длинная передача, из которых аудитория ничего существенного не вынесла, часто говорят: «произведение бедно информацией» или «в статье нет информации». Эти суждения кажутся парадоксальными. В самом деле, если в тексте были зафиксированы какие-то сведения, то почему же читатель или зритель не обнаружил информации?

Этот вопрос и ответ на него имеют важное значение для журналистской деятельности как деятельности информационной. Но найти правильный ответ, обсуждая характер текста только как носителя информации, не удается - рассматривать текст (статьи, радиообозрения или телеинтервью) следует только в системе отношений «журналист - аудитория». Текст (в теории информации принят термин «сообщение») лишь посредник в системе Д- Ж- Т- А.

Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то материальном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию. Текст в системе Д- Ж- Т- А может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной информации, поскольку, хотя он и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».

В самом деле, если текст произведения выступает материальным посредником в информационном процессе, то «неполучение» аудиторией содержащихся в нем сведений (не подписался на газету, не включил телевизор, так как не счел передачу интересной, при чтении обнаружил много непонятных слов, отвлекся от фильма и т.п.) нарушает или блокирует результативное функционирование всей системы Д- Ж - Т-А. Если текст «не получен» аудиторией или дошел до нее сильно искаженным, то можно говорить о серьезных нарушениях в течении информационного процесса или о его прерывании. Следовательно, потенциальная информация сработает лишь в том случае, если «достигнет» аудитории. Поэтому собственно информацией в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией.

Не случайно в науке об информации это положение является отправным моментом, а разделение сообщения и информации принципиальным. Сообщение - это еще не информация, только в соприкосновении его с «потребителем» появляется (выделяется, порождается) информация; информацией является сработавшее в сообщении, использованное аудиторией.

Во взаимодействии текста с аудиторией (Т- ) объективно выделяются два акта. Первый - отбор из номера газеты (программы ТВ), нужных аудитории текстов (сообщений), и далее - отбор из этого текста того, что оказалось интересным, понятным, полезным, важным для аудитории. Часть текста, которая «взята» аудиторией, - это принятая информация. Принятая информация всегда составляет какую-то часть объема потенциальной информации (лишь в идеальном случае, когда без потерь «взято» все сообщение, принятая информация равна потенциальной).

Второй акт - это переработка принятой информации, перестройка сознания и поведения аудитории под ее влиянием. Сложившиеся представления, взгляды, суждения и т.д. под воздействием принятой информации в той или иной мере преобразуются - систематизируются, развиваются, углубляются, уточняются или, наоборот, разрушаются, обесцениваются, дезинтегрируются, деградируют. Измеряется этот процесс уже не количественной мерой, как в первом акте, а качественной оценкой, характером и степенью изменений состояния сознания аудитории под влиянием принятой информации. «Перестроения» в сознании аудитории под воздействием принятой информации есть реальная информация.

В силу превращений текста на его пути в аудиторию принципиально важным требованием, предъявляемым к журналистам, оказывается знание закономерностей этих превращений и учет их в работе над своими текстами. Журналист должен понимать, что не все переданное оказывается принятым и тем более адекватно освоенным. Поэтому, исходя из знаний аудитории, он обязан налаживать такие взаимоотношения с ней, при которых потенциальная информация максимально полно станет принятой, а затем и реальной.

Так становится очевидной не только проблема адекватности познания журналистом действительности и фиксации полученного знания в тексте, но и проблема эффективности взаимодействия текста с аудиторией. Применительно к концепции информации это, с одной стороны, проблема информационной насыщенности текста, т.е. наличия в нем большого объема потенциальной информации и соответственно высокой предполагаемой потенциальной эффективности; а с другой - проблема высокой информативности текста, т.е. максимальной реализации его потенций при столкновении с аудиторией, что соответственно означает его высокую реальную эффективность. От уровня информационной насыщенности текста зависит его действительная информативность - степень перехода потенциальной информации в принятую и далее переработка ее в реальную информацию.

Таким образом, постоянной заботой журналиста является повышение информационной насыщенности подготавливаемых им текстов. А это требует выработки на основе общетеоретических положений практических правил, руководствуясь которыми он в каждом конкретном случае может добиваться их высокой информативной насыщенности.

Эти практические правила формируются в соответствии с тремя этапами, или сторонами, массово-информационного процесса: 1) отображением действительности, 2) созданием текста произведения, 3) освоением текста аудиторией. И «текстовую» деятельность журналиста как «знаковую» можно описать с трех сторон: семантической, синтактической и прагматической. Семантика (греч. Semantikos «значимый, обозначающий») текста - это характеристика его отношений с действительностью (что и как отображено); синтактика (греч. sintaktikos «составленный») - характеристика внутренней структуры текста (как организован текст); прагматика (греч. Pragma «польза, дело») текста - характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается). При этом непременной чертой текстов в журналистике должна быть семантическая, синтактическая и прагматическая адекватность их (лат. adequatos «соответствующий») - правильность отображения действительности, точность организации, ценность для аудитории.

Строгое следование этим требованиям семантической, синтактической и прагматической адекватности выступает сущностным условием реализации принципиально важной задачи массово-информационной деятельности - достижения информированности аудитории. Информированность - это такое состояние сознания, при котором каждый его субъект-носитель - классовый, этнический, региональный, профессиональный, возрастной и т.д. - располагает всей «необходимой и достаточной» информацией, позволяющей ему верно ориентироваться в действительности и принимать правильные, соответствующие его истинным потребностям решения во всех областях жизни, в которыеон включен и в которых имеет право выбора.

Добиться адекватной информированности по всему кругу важных для конкретной аудитории вопросов чрезвычайно трудно. «Мешает» этому неполнота знаний журналистов, особенности их подхода к отображению жизни, трудности донесения информации до аудитории и мн. др. А преодолению трудностей служит и расширение кругозора, образованности, творческих умений журналиста, укрепление гуманистической направленности его социальной позиции, стремление способствовать своей аудитории глубже разбираться в жизни и т.д.

Создание текста произведения в расчете на повышение информированности аудитории - основа деятельности журналиста. Причем работа над текстом - это не различные акты творчества, следующие один за другим (сначала накопление знаний о жизни, затем их оформление и, наконец, отделка с ориентацией на аудиторию), а единый процесс, в котором семантические, синтактические и прагматические проблемы решаются в комплексе - одновременно и взаимосвязанно. В этом процессе прагматический аспект творчества (забота об аудитории, о ее информированности) является центральным.

Достижение высокой прагматической адекватности требует от журналиста знания тех условий и факторов, которые действуют в сфере отношений «текст- аудитория», влияя на эффективность контактов с читателем, слушателем, зрителем, и предопределяют высокую информативность текста. При этом для различных слоев аудитории журналист обязан специально, по-новому, готовить информацию, учитывая ее потребности, интересы, уровень подготовки, социальные позиции и т.д.

Добиться прагматической адекватности можно лишь при соблюдении трех необходимых условий информативности. Первое - небанальность (франц. banal «избитый»), оригинальность сведений, сообщаемых аудитории. Наиболее простое проявление небанальности - новизна информации, наличие в ней сведений (фактов, наблюдений, оценок, идей и т.д.), которыми еще не располагает читатель, слушатель или зритель. Однако новизна- не единственное проявление небанальности. Качеством небанальности обладает и такая информация, которая призвана возродить в памяти сведения, факты, выводы, идеи, напомнить их содержание и значение. Небанальна и информация, актуализирующая известное, помогающая использовать ранее полученные сведения для осмысления текущих событий и проблем, для ответа на новые вопросы. Небанальностью обладает и такая информация, которая полнее, строже и четче систематизирует ранее полученные сведения, связывает разрозненные знания в целостную систему. Наконец, небанальна информация, которая перестраивает ранее выработанные представления, дает другую, более верную интерпретацию известным фактам и персонажам жизни.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!