Законность
Законность - такой режим общественной жизни, который характеризуется верховенством в ней закона и безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод. Законность есть режим общественной жизни, при котором государство и правовая система обладают защитными механизмами, обеспечивающими соответствие поведения, деятельности участников регулируемых отношений праву, закону. Законность при этом не сводится исключительно к оценке законности юридически значимого поведения, но и предполагает оценку самого закона. Законность есть требование (принцип, режим) выражения права во всякой юридически значимой правовой деятельности.
Обоснование всего многообразия присущих законности свойств предполагает рассмотрение законности в единстве трех взаимосвязанных аспектов: как принципа (идеи, требования); метода поведения и режима общественной жизни.
Как принцип государственно-правовой жизни законность провозглашается и законодательно закрепляется в качестве основополагающего начала правовой жизни, идеи или требования, которой должны руководствоваться в своем поведении. Понимание законности как принципа права означает, что требования права в равной мере обращены как к населению, так и государственным органам и их должностным лицам.
Во втором аспекте законность рассматривается в качестве метода поведения участников регулируемых отношений. В этом аспекте законность можно представлять в специальном значении - в качестве метода государственного руководства обществом, состоящего в организации общественных отношений путем издания и обеспечения к исполнению юридических предписаний.
Во втором случае речь идет о правовом методе или о методе законности. Государство издает законы и требует от их адресатов безусловного их выполнения. В этом смысле законность выступает элементом политического режима, который противостоит беззаконию и произволу. В этом качестве законность зарождается на ранних этапах развития государственности. Утверждение законности в качестве метода применительно к современным условиям предполагает наличие, по меньшей мере, трех условий: во-первых, наличие развитого законодательства, образующего нормативно-правовую основу законности; во-вторых, соблюдение юридических предписаний (реализация и применение законодательства); и, в-третьих, наличие специальных органов и средств контроля за осуществлением правовых предписаний.
В более широком значении законность выступает в качестве метода или юридического средства организации поведения как властных структур, так и населения.
В третьем аспекте законность проявляется как особый режим общественной жизни. В указанном смысле законность призвана отразить реальное господство закона в общественной жизни, господство его в отношениях между личностью и властью. Закон и только он устанавливает степень зависимости личности от власти и пределы притязаний власти по отношению к личности. В указанном смысле законность есть режим господства закона в общественной жизни.
Понимание законности как особого режима означает распространение ее требований на все области правовой жизни - сферу реализации, применения права и правотворчества, не оставляя тем самым зон, неподвластных закону. В этом аспекте законность - основной компонент, показатель правового государства. Наконец, понимание законности как режима свидетельствует о том, что общество располагает такими рычагами и механизмами, использование которых способно цивилизованными способами подчинить воле законодателя поведение граждан и должностных лиц государства.
.4 Отличительные признаки и условия формирования правового государства
Концепция правового государства возникла, чтобы с точки зрения теории поставить пределы самовластию, всевластию государства.
Признаки правового государства.
. Главным принципом функционирования правового государства является обеспечение прав граждан, прав участников общественных отношений. Именно поэтому современное социальное государство и называется правовым. Если на первом месте находятся закон и правопорядок, то в этом случае мы имеем законное государство.
2. Правовое государство - это то государство, где господствуют право и закон во всех сферах общественной жизни. Идея состоит в том, что государство, устанавливая законы, не вправе само же их нарушать. Правовым законом связано и само государство, и его органы.
. Правовое государство базируется на идее правового закона. Законом является официальный документ изданный с соблюдением особой процедуры в целях установления определенных правил поведения. Правовым законом является лишь тот, который защищает права и свободы человека, выражает саму идею права. В государстве создаются особые институты, определяющие правовой характер нормативных предписаний, например, Конституционный Суд, который следит за конституционностью всех решений государственных органов. Правовой закон характеризуется следующими признаками:
А) Правовой закон есть выражение и закрепление объективированной в праве свободы людей;
Б) Правовой закон воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющий всеобщий характер справедливости; его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства;
В) Правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных);
Г) Правовой закон - это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Законодатель не создает содержания права; он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества;
Д) Правовой закон - антипод произволу. Правовая жизнь закона возможна только в условиях правового государства.
. Для правового государства характерна взаимная ответственность граждан и государства. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона государство должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливое отношение к гражданину, общественными организациями, другими государствами. Правовое государство несет политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств.
. Для правового государства характерно разделение властей, необходима система контроля за соблюдением и исполнением законов.
. Необходимыми характеристиками правового государства являются легальность государственной власти.
1.5 Сущность и характерные черты государственной власти
Государственная власть - это организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов. Суть государственной власти выражается в принятии актов, имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Органы государственной власти делятся на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. А по уровням - это органы федеральные и субъектов РФ. Государственная власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент (состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, суды РФ (существует единая судебная система РФ; ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы законодательной власти (законодательные собрания, думы и др.), исполнительной власти (президенты, губернаторы, правительства) и суды.
Признаки государственной власти.
) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.
) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом.
) Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».
) Государственная власть определяются конституционными нормами, иным законодательством.
) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом: парламент, правительство, суды, милиция (полиция) и т. д.
В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты: республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т. д.
Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.
2. Политический процесс
.1 Понятие политического процесса
Политический процесс - одна из центральных и, вместе с тем весьма специфических категорий политической науки. Он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних факторов.
Политический процесс показывает как граждане, группы и институты власти взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции.
Политические процессы имеют свою структуру, которые можно определить как базовые и периферийные. Базовые - это разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством; требования населения к управленческим решениям, формирования политических элит и т.п. Другими словами как население участвует в государственном управлении. Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп), развитие местного самоуправления и т.п. И базовые и периферийные процессы ориентируются на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. Явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая, в свою очередь, делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. Скрытый (теневой) процесс базируется на деятельности незарегистрированных политических лидеров, групп, центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.
Принятие политических решений - центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений. Принятие решения - сложный процесс и проходит в своей стадии три этапа - подготовительный, собственно принятия решений и реализация принятых решений.
Важным элементом политического процесса является политический протест, который представляет собой разновидность негативной реакции человека или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Его наиболее распространенным источником является слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, низкая солидарность с провозглашенными политическими целями режима, психологическая неудовлетворенность сложившейся системой взаимоотношений гражданина и государства, страх за свое будущее, беспредел в разгуле преступности, падение доходов населения и увеличение налогов и выплат.
Стремясь предотвратить политический протест, государства определяют пути совершенствования конституционных основ политического строя, но в то же время формируют структуры и механизмы, пресекающие несанкционированные формы политического протеста населения.
2.2 Конституирование и воспроизведение компонентов политической системы
Первой стадией политического процесса выступает конституирование политической системы. Можно сказать, что это его основное регулирующее начало, которое позволяет сводить отдельные (частные) политические процессы в единый общегосударственный политический процесс, что делает его последовательным и относительно стабильным. Конституирование политической системы идет непрерывно, постоянно возобновляется и представляет собой практическое воплощение воли людей, своими усилиями создающих эту систему. Возможны различные методы его осуществления: мирные и насильственные.
Создание новой политической системы в результате победы в ходе политической борьбы нуждается в легитимации, т.е. обеспечении поддержки и признании данной политической системы со стороны членов общества. Конституирование политической системы совершается в соответствии с определенными историческими закономерностями с учетом объективных социально-экономических потребностей общества, а также социально-психологических факторов и сложившейся нормативно-ценностной системы.
После того как конституирование политической системы завершено, она начинает воспроизводить себя, если получает признание и поддержку со стороны общества. Воспроизводство политической системы это сложное, внутренне противоречивое явление, которое проходит несколько ступеней развития. Главными характеристиками этого этапа являются преемственность и обновляемость основных элементов и механизмов политической системы. Преемственность означает развитие, усовершенствование ранее сложившихся элементов и отношений при сохранении их сущностных характеристик, отражающих суть данного типа политической системы. Обновляемость является существенным дополнением к предыдущему принципу и предполагает зарождение ее новых черт и свойств. Воспроизводство политической системы предполагает обязательное обновление и совершенствование системы официально-нормативных предписаний, регулирующих поведение участников политического процесса. Это осуществляется путем пересмотра и уточнения действующей конституции, законодательства и других нормативно-правовых актов.
Политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством. Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций.
.3 Принятие политико-управленческих решений и контроль над функционированием политической системы
Под политическим процессом понимается совокупная деятельность субъектов посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества.
В политологии обычно различают следующие стадии политического процесса: конституционирование, образование политической системы; воспроизведение её компонентов и признаков; принятие и использование политико-управленческих решений; контроль за функционированием и направлением развития политической системы.
Принятие и исполнение политико-управленческих решений представляет собой внутреннюю сторону механизма воспроизводства политической системы. Анализ этой наиболее важной стадии политического процесса предполагает поиски ответа на ряд вопросов:
а) кому служит власть (речь идёт о соотношении интересов);
б) кто управляет (какие органы являются центрами политической власти, каковы основы поведения руководителей);
в) как власть осуществляется (какова социотехника существующей власти)
Анализ оптимальных политических решений должен учитывать позицию тех, кто их принимает, с их иерархией ценностей, восприятием действительности.
Реализация принятых решений требует:
последовательной деятельности руководства;
мобилизации средств но их исполнения;
нейтрализации действий направленных против целей с использованием средств, вызывающих минимум отрицательных побочных явлений и в последствий;
способность обеспечить поддержку тех групп общества, позиции и действия которых имеют особенно большое значение. В случае выполнение всех этих условий можно считать что политическая власть сильна, а её деятельность эффективна.
Контроль над функционированием и развитием политической системы осуществляется двумя группами институтов:
). "Контроль с верху", осуществляется учреждениями находящимися внутри самой политической системы;
). "Контроль снизу", осуществляется самими гражданами, что возможно только при достаточно высоком уровне политической культуры граждан.
Важное значение в связи с этим приобретают открытость и гласность политического процесса, чрезвычайно возрастает роль СМИ, которые часто называют "четвёртой властью".
Что бы понять роль и значение СМИ в современном мире, нужно более подробно разобраться в следующих понятиях: информация, массовая коммуникация, манипулирование сознанием, демагогия, популизм.
Информация - это совокупность знаний, суждений, мнений, которые формируются и воспроизводятся в обществе. Используются индивидами, социальными и политическими институтами для регулирования социального и политического взаимодействия между социальными субъектами.
Массовая коммуникация - процесс передачи и распространения информации среди массовой и рассредоточенной аудитории по различным каналам коммуникации с помощью технических средств. Она служит для влияния на установки, мнения, поведение людей, для оказания политического и идеологического давления и контроля.
Манипулирование сознанием ориентирует массовое сознание на социальные и политические цели, ценности, нормы, и т.п., отвечающие интересам действующей власти, либо для достижения власти, или иных целей. Способы:
дробление (фрагментация) информации, которая включает в себя разнородность подаваемого материала, подачу неполной информации, или отрывочных сведений.
немедленность подачи информации (репортаж с места событий), краткость и скоротечность информации, что ведёт к уменьшению способности критической и аналитической проработки информации и т.д.
Демагогия так же относиться к способам манипулирования массовым сознанием. Она основывается на определённой политической идеологии, строиться и функционирует с учётом результатов предшествующей идеологизацией общества, а так же принятых обществом и не подвергаемых сомнению, или наоборот, отрицаемых идеологией.
Популизм так же входит в перечень способов манипулирования сознанием, и представляет собой вариант, в котором любая сложная проблема сводиться к упрощённому объяснению, и прилагается простое решение, как правило, в виде лозунга, опирается на неразвитость политического сознания общества.
Список литературы
1. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. 544 с.
. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007. 640 с.
. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: НОРМА, 2008. 544 с.
. См.: Хорос В.Г. Гражданское общество: общие подходы // Мировая экономика и международные отношения. 1995. N 11. С. 49.
. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 587 с.
. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект, 2010. 256 с. - комментарий к статье 2
. Злобина Е.А., Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (постатейный) // СПС Консультант Плюс. 2006.
. Бринчук М.М. Экологическое право: учебник // СПС Консультант Плюс. 2008.
. Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Постатейный комментарий Федерального закона N 164-ФЗ ученых и специалистов под рук. проф. ГУ - ВШЭ, д.ю.н. А.Н. Козырина // Библиотечка "Российской газеты". 2005. Вып. N 7. С. 57.
. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.