Федеральное собрание Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,01 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Федеральное собрание Российской Федерации

Содержание

Введение

1. Правовой статус федерального собрания Российской Федерации

1.1 Понятие Федерального Собрания РФ

1.2 Структура Федерального Собрания РФ

2. Депутат государственной думы федерального собрания РФ

2.1 Правовой статус депутата Государственной Думы РФ

2.2 Выборы в Государственную Думу РФ

2.3 Роспуск Государственной Думы РФ

3. Члены совета федерации федерального собрания РФ

3.1 Правовой статус члена Совета Федерации

3.2 Наделение полномочиями члена Совета Федерации

3.3 Досрочное прекращение полномочий депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации

Заключение

Список используемой литературы

Список использованных сокращений

Введение

Проблематика повышения эффективности парламентских институтов актуальна не только для России, но и для всего мира. В связи с этим в российском обществе уже почти полтора десятка лет не утихает интерес к эволюции парламентских учреждений разных уровней.

За это время в нашей стране уже произошла практическая апробация разных моделей организации и деятельности представительных учреждений. Однако поиски оптимальных моделей продолжаются, причем не только на уровне Федерации, но и на уровне ее субъектов.

Проблемы организации и осуществления государственной власти вызывали теоретический и практический интерес на протяжении многих веков. Мировой опыт убедительно подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. В этой связи существует необходимость совершенствования механизмов реализации государственной власти в современной России на всем государственном пространстве, как федеральном, так и региональном

Согласно этому принципу, закрепленному в ст.10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти самостоятельна и выполняет свои функции посредством особой системы органов и в специфических правовых формах.

Государственная власть всегда материализуется в определенной структуре государственных органов, статус которых обусловлен действующим законодательством.

1. Правовой статус федерального собрания Российской Федерации

1.1 Понятие Федерального Собрания РФ

Впервые в истории нашей страны Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила понятие "парламент" применительно к представительному и законодательному органу Российского государства (ст.94) [1].

Федеральное Собрание РФ характеризуется как представительный орган. С одной стороны, это означает, что оно является представителем всего многонационального народа России и формируется на основе участия населения во всеобщих выборах, прежде всего, депутатов Государственной Думы. С другой стороны, Федеральное Собрание выступает представителем субъектов Российской Федерации: так формируется Совет Федерации, в который входят по 2 представителя от каждого субъекта Российской Федерации - один от законодательной власти субъекта, другой - от исполнительной власти субъекта [10].

Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган. Оно законодательно регулирует жизнь страны, является единственным органом, который принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Российский парламент выполняет также некоторые контрольные функции, хотя Конституция и не определяет его как контрольный орган:

утверждение федерального бюджета и заслушивание отчета Правительства о его исполнении;

участие обеих палат в формировании органов государственной власти;

решение вопроса о доверии Правительству как формы его ответственности перед Государственной Думой;

утверждение Советом Федерации некоторых указов Президента;

рассмотрение вопросов федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

ратификация международных договоров.

1.2 Структура Федерального Собрания РФ

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Заседания палат проводятся раздельно. Заседания открытые. На совместные заседания палаты могут собираться для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств [9].

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.

Из своего состава Государственная Дума избирает Председателя и заместителей Председателя, которые ведут заседания Думы и ведают ее внутренним распорядком. Порядок деятельности Государственной Думы определяется ее Регламентом. Обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет ее аппарат.

В соответствии с Регламентом Государственной Думы образуется, как правило, около 25 комитетов:

по законодательству;

по государственному строительству;

по труду, социальной политике и делам ветеранов;

по бюджету и налогам;

по кредитным организациям и финансовым рынкам;

по экономической политике и предпринимательству;

по собственности;

по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;

по энергетике, транспорту и связи;

по обороне;

по безопасности;

по международным делам;

по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

по делам Федерации и региональной политике;

по вопросам местного самоуправления и др.

Образована также мандатная комиссия.

Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты создается Совет Государственной Думы, в который входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов [15].

К ведению Государственной Думы в соответствии со ст.103 Конституции относится:

дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

объявление амнистии;

выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

По вопросам своего ведения Государственная Дума принимает постановления.

федеральное собрание государственная дума

Государственной Думой принимаются федеральные законы (ст.105 Конституции РФ) [1]. Главное направление работы Государственной Думы - это законодательная деятельность.

Государственная Дума внесла немалый вклад в создание законодательной базы современной России. Это выразилось, в частности, в принятии новых Гражданского, Уголовного, Семейного, Уголовно-исполнительного, Бюджетного, Налогового (часть I), Лесного, Воздушного, Градостроительного, Арбитражного процессуального кодексов, Кодекса торгового мореплавания и др.

Совет Федерации - палата Федерального Собрания, государственный орган, имеющий двуединую природу: это орган посредством которого субъекты Российской Федерации принимают участие в делах Федерации; это часть, внутриструктурное подразделение общероссийского парламента, осуществляющего установленные конституцией функции.

В настоящее время Совет Федерации находится на стадии становления. Безусловно, основы палаты уже заложены, и на современном этапе остро стоит проблема повышения эффективности осуществления государственных полномочий.

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" [3] в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - от законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации. Таким образом, в состав Совета Федерации входит 178 членов.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания палаты и ведают ее внутренним распорядком.

Порядок деятельности Совета Федерации определяется его Регламентом. Деятельность Совета Федерации обеспечивается его аппаратом.

Постановлениями Совета Федерации образуются различные комитеты:

по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

по вопросам безопасности и обороны;

по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;

по вопросам социальной политики;

по вопросам экономической политики;

по международным делам;

по делам Содружества Независимых Государств;

по аграрной политике;

по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;

по делам Севера и малочисленных народов.

Совет Федерации образует Комиссию по регламенту и парламентским процедурам.

В соответствии со ст.102 Конституции РФ [1] к ведению Совета Федерации относится:

утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

назначение выборов Президента Российской Федерации;

отрешение Президента Российской Федерации от должности;

назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По вопросам своего ведения Совет Федерации принимает постановления.

Полномочия Совета Федерации этим не исчерпываются. В соответствии со ст.105 Конституции РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой в течение 5-ти дней, передаются на рассмотрение Совета Федерации. Ряд законов (ст.106) подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Это говорит о том, что отдельные законы, не рассмотренные Советом Федерации в течение 14 дней, считаются одобренными им [1].

2. Депутат государственной думы федерального собрания РФ

2.1 Правовой статус депутата Государственной Думы РФ

В энциклопедических изданиях депутат определяется как выборных представитель населения в органах власти, лицо, избранное членом представительного органа власти [18].

Депутат Государственной Думы в соответствии с законом "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" [2]. Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Понятие депутат дается также в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [5] депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Специфика конституционного статуса депутата обусловлена самой Конституцией РФ [1], которая призвала закреплять основополагающие, руководящие начала, организации государства и общества, регулировать наиболее существенные общественные взаимосвязи. Поэтому при закреплении статуса депутата конституционные нормы являются ядром, предопределяющим содержание регламентов палат, правил поведения депутатов и других норм, актов, детально регулирующих отношения, возникающее в ходе осуществления депутатами своих представительных функций. Кроме того, конституционно закрепленный статус депутата достаточно понятен, так как основные законы изменяются лишь в случаях очень серьезных перемен, происходящих в обществе и государстве [16].

Как считает О.О. Миронов, в конституции страны должны быть закреплены отправные начала избирательного процесса, механизм получения от избирателей права на осуществление законодательной власти. Конституция призвана отразить характер депутатского мандата (свободный, императивный, с элементами того и другого), основы статуса депутата [17].

Детализация конституционных норм о статусе депутата осуществляется в специальных нормах, регламентирующих представительных органов, смысл и назначение, которых состоит в создании оптимальных условий для законодательной деятельности, для работы представительных органов. В таких нормативных актах имеются главы, посвященные депутатам.

В современной теории конституционного права существует и применяется несколько понятий, характеризующих депутата как субъекта общественных отношений: "статус депутата", "правовой статус депутата", "правовое положение депутата", "конституционный статус депутата" [19].

Центральное место в содержании правового статуса принадлежит правам и обязанностям. Все другие образующие этот статус элементы, так или иначе, группируются и объединяются вокруг них.

Эффективность работы парламента, его влияние на общественную и государственную жизнь во многом зависят от того, каким статусом наделяется главное действующее лицо - депутат. Возлагая на парламентариев самые ответственные обязанности, законодательство предоставляет им все необходимые для работы условия. Эти условия, позволяющие успешно решать стоящие перед ними задачи, - важнейшие гарантии их плодотворной деятельности.

Парламентская система предполагает, что отбор кандидатов в депутаты становится делом политических партий, которые формулируют общенациональную программу развития страны и берут на себя политическую ответственность за выдвинутых ими кандидатов в депутаты. Став народными избранниками, эти кандидаты реализуют не свои собственные, личные программы, а программу соответствующей политической партии, корректируют ее с учетом общегосударственных интересов.

Несмотря на очевидность политической составляющей в деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации, равно как и любого другого парламента, доминирующими для них являются вопросы разработки и принятия законов. Именно на это их нацеливает Конституция Российской Федерации. Поэтому современная тенденция развивать политическую составляющую в деятельности российского парламента, что проявляется не только в высказываниях отдельных депутатов, ученых, общественных деятелей, но и в новейшем федеральном законодательстве, представляется неверной. Несмотря на всю важность парламента как органа согласования различных политических интересов, парламент - это собрание профессионалов, способных разработать, принять закон и обеспечить его проведение в жизнь. При этом профессионализм депутатов должен проявляться не столько в отражении политики соответствующей партии в конкретном законе, сколько в отражении воли своих избирателей, народа Российской Федерации [15].

На таком понимании сути парламентской деятельности основывается позиция о принципе равенства прав депутатов и недопущении установления преимуществ депутатских объединений по отношению к депутатам.

Вместе с тем следует отметить, что Государственная Дума еще не готова к реализации нового порядка формирования, ведь, как показывает практика, еще ни один из действовавших Регламентов нижней палаты не защищал права и интересы политических партий. Настоящий Регламент, например, не ограничивает право депутата переходить из одного депутатского объединения в другое, независимо от того, по списку какого избирательного объединения он избран. В результате депутаты, избранные от одного избирательного объединения, в ходе созыва выходят из него и вступают в иные депутатские объединения [14].

В Государственной Думе неоднократно возникали предложения о введении "императивного мандата". В данном случае речь идет о праве избирательного объединения отзывать из Думы депутатов, избранных по его федеральному списку, однако ни один проект, направленный на реализацию этих предложений, не был принят. Также в Регламенте нет нормы, которая бы говорила об обязанности депутата голосовать за решение партии и четко придерживаться ее линии.

Права и обязанности депутата установлены в Федеральном законе от 08.05.1994 N 3-ФЗ [2]. Условия осуществления депутатом Государственной Думы своих полномочий установлены в ст.6. депутат Государственной Думы не вправе:

а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;

б) находиться на государственной или муниципальной службе;

в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации;

г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации;

д) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Депутат Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий службу в перечисленных органах и учреждениях.

Формами деятельности депутата Государственной Думы являются:

а) участие в заседаниях Государственной Думы в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы Российской Федерации; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации;

б) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в работе согласительных и специальных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой; в работе парламентских комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2005 года N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" [7], а также рабочих групп, создаваемых указанными парламентскими комиссиями;

в) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;

г) участие в парламентских слушаниях;

д) внесение законопроектов в Государственную Думу;

е) внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации, Государственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса);

ж) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации;

з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Формами деятельности депутата Государственной Думы также являются:

а) работа с избирателями;

б) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе.

Деятельность депутата Государственной Думы может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Гарантии деятельности (и статуса) депутата Государственной Думы:

а) гарантии, связанные с правами и возможностями парламентария в округе:

работа с избирателями,

право на прием в первоочередном порядке должностными лицами,

право на получение и распространение информации,

право на обращение,

б) гарантии, связанные с правами и возможностями парламентария в Думе:

право законодательной инициативы,

участие депутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты, а также в заседании комитета, комиссии палаты,

право запроса,

право приглашения на заседание членов Правительства Российской Федерации и других должностных лиц и пр.;

в) гарантии личной неприкосновенности:

недопустимость задержания, ареста, обыска,

недопустимость личного досмотра депутата,

недопустимость допроса депутата без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания,

невозможность привлечения депутата к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

г) социальные гарантии и гарантии трудовых прав;

д) материально-финансовые и организационные гарантии.

2.2 Выборы в Государственную Думу РФ

Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [5] (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" [6], других федеральных законов.

Так согласно ст.7 Федерального закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" [6] Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее - кандидаты) выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях") [4] право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Основные положения конституций и законодательства, посвященные деятельности партий, развиваются и конкретизируются в избирательных законах. Эти законы содержат нормы, которые регулируют участие партий в выборах. Избирательное законодательство, прежде всего, устанавливает основания для участия политических партий в выборах.

По своей организационно-правовой форме партия представляет собой объединение, основанное на членстве. В основе партийной организации лежит система взаимоотношений между членами партии, предусматривающая наличие определенных иерархических связей, партийной дисциплины и субординации, добровольно соблюдаемых ее членами. Партию отличает организационная устойчивость - она создается на длительный, неопределенный срок.

Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) избирается 450 депутатов.

Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов).

Выдвижение кандидатов (списка кандидатов) партией либо ее региональным отделением возможно после официального опубликования решения о назначении выборов. В уставе политической партии должен быть установлен порядок выдвижения от политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Кандидату от политической партии присуща определенная доля автономности от политической партии. Вместе с тем, его автономия должна осуществляться в допустимых пределах, не противоречащих программе и Уставу партии.

Возрастание роли партий в избирательной системе страны, превращение их в единственный вид избирательного объединения делают центральным вопрос о том, в какой степени система политических партий в стране обеспечивает избирательные права граждан. Ведь чем сильнее роль партий в избирательной системе, тем важнее становится то, насколько демократически устроены сами партии, и до какой степени они независимы от государства [15].

Выдвигая кандидатов по округам и, тем более, при выдвижении партийных списков, партии превращаются в посредников между кандидатами и избирателями. Прежде чем быть избранным избирателями, кандидат должен быть избран партией, избиратели же фактически ратифицируют этот выбор. В итоге, вопрос о свободе создания политических партий и соблюдении равенства прав, как между членами различных партий, так и между партиями становится вопросом обеспечения конституционных принципов народовластия, равенства прав и обязанностей граждан.

2.3 Роспуск Государственной Думы РФ

Роспуск Государственной Думы есть досрочное прекращение ее полномочий по решению Президента РФ и по основаниям, предусмотренным в Конституции РФ. При демократических режимах роспуск парламента предполагает два взаимосвязанных процесса: прекращение деятельности парламента и назначение новых выборов. Роспуск парламента вытекает из принципа разделения властей и выступает одним из важных механизмов в системе сдержек и противовесов властей. В российской Конституции этот широко известный на Западе институт появился впервые. При этом в отличие от западных конституций, не устанавливающих определенных конкретных ситуаций, могущих стать основанием для роспуска, Конституция РФ определенно указывает на две такие ситуации:

) конфликт между Президентом и Государственной Думой при формировании Правительства (ст.111 Конституции РФ), а именно после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства, предложенной Президентом РФ;

) конфликт между Государственной Думой и Правительством, когда Президенту необходимо принять решение об отставке Правительства либо роспуске Государственной Думы. Конституцией (ч.2 ст.109) предусмотрена обязанность Президента в случае роспуска Государственной Думы назначить дату выборов нового ее состава. При этом выборы и их проведение должно пройти в такие сроки, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска [1]. Таким образом Конституция РФ устанавливает гарантии непрерывности функционирования законодательной власти.

Согласно Конституции РФ Государственная Дума не может быть распущена: в течение года после ее избрания (ст.117); с момента выдвижения ею обвинения против Президента и до принятия решения Советом Федерации (ч.3, 4 ст.109); в период действия на территории РФ военного или чрезвычайного положения; в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (ч.5 ст.109).

3. Члены совета федерации федерального собрания РФ

3.1 Правовой статус члена Совета Федерации

Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом [2].

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" [3] дает следующее определение члена Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты [11].

Член Совета Федерации - представитель от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва, а член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, формируемого путем ротации, - со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа [20].

Права, обязанности и основные гарантии деятельности члена Совета Федерации урегулированы регламентов Совета Федерации [8].

Члену Совета Федерации обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Член Совета Федерации имеет право избирать и быть избранным на выборные должности и в органы Совета Федерации.

Член Совета Федерации обладает правом законодательной инициативы, которое он реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Член Совета Федерации осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Юридическая конструкция Федерального Собрания Российской Федерации построена таким образом, чтобы его палаты действовали постоянно, поскольку только в этом варианте можно было бы соблюсти жесткие временные сроки прохождения законов и взаимодействие между палатами в законодательном процессе. Этот вывод подтверждает п.1 ст.99 Конституции РФ [1]. И здесь, безусловно, имеется в виду именно такой порядок работы, который обеспечил бы непрерывность процесса законотворчества, регламентированного Конституцией Российской Федерации. Такая работа Совета Федерации может быть обеспечена только таким составом его членов, которые действовали бы на постоянной, профессиональной основе и могли квалифицированно представлять интересы субъектов Российской Федерации.

Некоторые главы субъектов Российской Федерации возглавляют в целом "исполнительную власть" или "систему исполнительной власти", но не являются главами "исполнительных органов государственной власти", а значит, легитимность их членства в Совете Федерации также могла быть поставлена под сомнение [19].

Член Совета Федерации не вправе в соответствии с Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" [2]:

а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;

б) находиться на государственной или муниципальной службе;

в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации.

г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

д) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий службу в перечисленных органах и учреждениях [19].

Срок приостановления службы в органах и учреждениях, указанных в части третьей настоящей статьи, засчитывается в выслугу лет служащих или работников указанных органов и учреждений. В течение данного срока выплата денежного довольствия (денежного содержания) и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для служащих и работников указанных органов и учреждений, а также присвоение очередных специальных званий и классных чинов не производится. В течение этого срока член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе уволиться со службы в указанных органах и учреждениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны предоставлять члену Совета Федерации, являющемуся соответственно представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, для осуществления им своих полномочий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, а также обеспечивать иные условия для осуществления им своих полномочий, предусмотренные Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации…" [2].

Гарантии беспрепятственного осуществления членами Совета Федерации своих полномочий устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Регламентом.

Член Совета Федерации обязан присутствовать на заседаниях Совета Федерации, комитета (комиссии), членом которого он является.

Член Совета Федерации до начала заседания Совета Федерации, комитета (комиссии) палаты, членом которого он является, информирует соответственно Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Председатель Совета Федерации), председателя комитета, комиссии о невозможности присутствовать по уважительной причине на заседании палаты, комитета, комиссии.

Член Совета Федерации принимает личное участие в заседаниях Совета Федерации и совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, в заседаниях комитетов, комиссий палаты. Член Совета Федерации пользуется при голосовании правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом Федерации, комитетом (комиссией) палаты, членом которого он является.

Член Совета Федерации вправе участвовать в обсуждении всех вопросов, рассматриваемых на заседаниях палаты, комитетов, комиссий Совета Федерации и на парламентских слушаниях, обращаться с вопросами к членам и представителям Правительства Российской Федерации, иным лицам, приглашенным на заседание палаты, выступать с обоснованием своих предложений при обсуждении вопросов, относящихся к ведению палаты, и по порядку голосования.

Член Совета Федерации в соответствии с Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" вправе запрашивать и получать информацию (в том числе на машиночитаемых носителях), необходимую для осуществления его деятельности в Совете Федерации, документы, принятые палатами Федерального Собрания Российской Федерации и их органами.

Член Совета Федерации в течение всего срока своих полномочий обладает неприкосновенностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" [2] и Регламента Совета Федерации.

Вопрос о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности рассматривается палатой по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Представление Генерального прокурора Российской Федерации о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности предварительно рассматривается Комиссией Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитетом Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, которые готовят заключения.

Вопрос о рассмотрении представления Генерального прокурора Российской Федерации о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности включается в повестку дня очередного заседания Совета Федерации по предложению Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности и (или) Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам. На заседание Совета Федерации может быть приглашен Генеральный прокурор Российской Федерации.

Член Совета Федерации, в отношении которого поступило представление Генерального прокурора Российской Федерации о лишении неприкосновенности, вправе дать пояснения при рассмотрении этого вопроса на заседаниях Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам.

По результатам рассмотрения представления Генерального прокурора Российской Федерации о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности Совет Федерации может принять решение дать согласие на личный досмотр, задержание, арест и допрос члена Совета Федерации, проведение в отношении него обыска, привлечение члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение в отношении члена Совета Федерации уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации.

Указанное решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением палаты, не требующим специального голосования.

Решение Совета Федерации должно быть мотивировано.

Решением Совета Федерации от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы.

Постановление Совета Федерации в течение трех дней со дня его принятия направляется Генеральному прокурору Российской Федерации.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы представляют декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, в порядке, установленном федеральным законодательством о государственной службе. Информация о нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговыми органами Российской Федерации, подлежит опубликованию в официальном печатном издании Федерального Собрания Российской Федерации.

3.2 Наделение полномочиями члена Совета Федерации

По мнению некоторых ученых, порядок формирования Совета Федерации имеет очень важное значение не только сам по себе, но и еще в ряде аспектов: связь порядка формирования с представительной природой парламента; с назначением парламента; с принципом разделения властей; самостоятельность члена Совета Федерации: свободным или императивным мандатом обладает член Совета Федерации; влияние порядка формирования на образ работы палаты [10].

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

июля 2007 года на 208-м пленарном заседании был одобрен Федеральный закон "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Проект данного закона был внесен в Государственную Думу Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым.

Данный федеральный закон предусматривает, что членом Совета Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание членом Совета Федерации.

Условие обязательного десятилетнего проживания в регионе не распространяется на членов Совета Федерации при их избрании на новый срок от тех субъектов РФ, представителями которых они являлись на момент вступления данного закона в силу, в том числе, если их полномочия не были подтверждены Советом Федерации. Аналогичное положение предусмотрено для членов Совета Федерации при их избрании от вновь образованного субъекта РФ в случае, если субъект Российской Федерации, представителями которого они являлись в Совете Федерации, прекратил свое существование в результате данного объединения.

Условие обязательного десятилетнего проживания не распространяется на граждан, имеющих не менее десяти лет стажа военной и правоохранительной службы. Данное дополнение продиктовано тем, что выполнение этими государственными служащими своих должностных обязанностей не позволяет им самостоятельно выбирать место жительства.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

В настоящее время для члена Совета Федерации представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и члена Совета Федерации представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации существуют разные процедуры замещения должности члена Совета Федерации - косвенные выборы и назначение.

Регламенты парламентов субъектов Российской Федерации разнообразно подходят к регламентированию процедуры выборов члена Совета Федерации. Нередко региональные парламенты процедуру рассмотрения кандидатуры (кандидатур) закрепляют не только в своем регламенте, как это предписывается Федеральным законом, но и в отдельных постановлениях, положениях, а то и в законах субъекта Российской Федерации. В данных документах определяется не только порядок избрания, но также основания и процедура досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, а в ряде случаев - порядок их взаимодействия с делегировавшими их органами государственной власти.

Выбор способа формирования верхних палат представительных и законодательных органов зависит от многих факторов (исторических, политических, экономических, социальных) и стоит в тесной взаимосвязи с назначением и местом в государственном механизме палаты парламента страны. Необходимо указывать, что при формировании верхних палат парламентов в мировой практике используется либо один способ для всего состава палат, либо сочетаются различные способы формирования. И тогда, говоря об основных способах формирования палат, необходимо указывать какие способы используются для формирования всего состава палаты, а какие способы используются лишь для определенной части палаты. Необходимо различать способ формирования верхней палаты парламента (выборный, невыборный, смешанный) и способ замещения мандата депутата (члена) верхней палаты (которых большое множество), что позволит более точно и полно раскрыть классификацию способов формирования верхних палат.

Заложенный в Конституции Российской Федерации принцип формирования Совета Федерации содержит некую неясность и неопределенность в его реализации, предопределивший споры о природе представительства, месте, предназначении и роли Совета Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации самоотстранился от принятия решения относительно порядка формирования палаты по существу, косвенно подтвердив наличие внутреннего противоречия, несовершенство положений Конституции Российской Федерации, касающихся порядка формирования Совета Федерации, места Совета Федерации в структуре парламента России, и своего рода незрелость российского федерализма [12].

Рассматривая Совет Федерации стоит отметить, что порядок формирования Совета Федерации, за всё время существования палаты парламента России, кардинально менялся трижды и эти изменения являются отражением эволюции российского федерализма. Сегодня можно сказать, что порядок формирования Совета Федерации является смешанным, сочетающим использование двух процедур - непрямых выборов в отношении представителей от законодательных (представительных) органов власти и назначения - от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Член Совета Федерации - представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации новый член Совета Федерации - представитель от этого органа должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации [9].

Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуры (кандидатур) для избрания представителя в Совете Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа. Кандидаты для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации обязаны представить соответственно в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

а) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения);

б) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации, не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу телеграммой уведомляет Совет Федерации о содержании решения и о дате его вступления в силу и не позднее пяти дней со дня вступления решения в силу направляет его в Совет Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации в пятидневный срок со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) направляет в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

3.3 Досрочное прекращение полномочий депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации

Часть 2 статьи 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации избравшим (назначившим) его органом государственной власти.

Основания досрочного прекращения полномочий, общие для члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, закреплены в части 1 статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" [2].

Помимо этого полномочия члена Совета Федерации также могут быть прекращены по инициативе избравшего (назначившего) его органа государственной власти (часть 2 статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). Однако в каких случаях это происходит в данном законе не установлено.

Отсутствие в федеральном законодательстве мотивов "отзыва" члена Совета Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации с неизбежностью приводит к регулированию этих вопросов в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Такое положение не соответствует пункту "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации, поскольку формирование органов государственной власти находится в исключительном ведении Российской Федерации и должно регулироваться федеральными конституционными законами и федеральными законами (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем, представляется возможным оспаривать конституционность не только порядка осуществления досрочного отзыва члена Совета Федерации, но и самого института досрочного прекращения полномочий парламентария.

Институт отзыва члена Совета Федерации является составной частью императивного мандата парламентария и относится к институтам конституционного уровня. Однако Конституция Российской Федерации не предусматривает ни отзыв члена Совета Федерации, ни депутата Государственной Думы. Следовательно, этот институт не может быть введен в законодательном порядке [13].

Применительно к "верхней палате" парламента отзыв члена Совета Федерации устанавливает ответственность и подотчетность члена Совета Федерации, которые связывают его позицию с местными интересами, поручениями тех органов, представителем которых он является. Таким образом, член Совета Федерации фактически в силу своей зависимости оказывается не способным решать общегосударственные задачи, общие для всей Федерации, что противоречит статусу "парламентария федерального парламента" [20].

Очевидно, что указанное обстоятельство может существенно затруднить выработку согласованных позиций, влиять на активную и независимую позицию члена Совета Федерации и, в результате, стать фактором, который дестабилизирует палату, поскольку частая ротация ее состава не способствует росту ее профессионализма.

Поэтому представляется, что отсутствие в Конституции Российской Федерации института отзыва парламентария не является случайным.

Необходимо отметить, что положения статьи 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" [3], в соответствии с которой осуществляется досрочный отзыв члена Совета Федерации, не вполне согласуются и с другими конституционными положениями.

Признав ответственность члена Совета Федерации перед избравшим (назначившим) его органом государственной власти, федеральный закон в то же время не обеспечивает члену Совета Федерации достаточных гарантий от недобросовестных инициатив по его отзыву.

В законе, например, отсутствуют положения, устанавливающие исчерпывающий перечень оснований для досрочного отзыва члена Совета Федерации, что фактически лишает его возможности не только выдвигать четкие доводы в свою защиту, но и возможности юридически обоснованного обращения в суд и использования средств судебной защиты своих законных прав и интересов.

Таким образом, нарушается право граждан защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем судебной защиты, предусмотренное частью 2 статьи 45 и частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

О нарушении в данном случае конституционных прав свидетельствуют и факты правоприменительной практики. Как известно, вопрос об отзыве представителя от Законодательного Собрания Эвенкийского автономного округа был рассмотрен на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти в его отсутствие, что лишило его возможности давать объяснения по поводу обстоятельств, выдвинутых в качестве основания для отзыва. Кроме того, при принятии решения Законодательного Собрания игнорировались требования статьи 18 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, и что именно они должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Заключение

Федеральное Собрание есть общенациональный представительный орган государственной власти, институт народного представительства. Народное представительство в Федеральном Собрании гарантируется демократической избирательной системой, свободным характером выборов, обеспечивающим формирование парламента в таком составе, который способен максимально отражать интересы различных групп людей, выражать общенациональные интересы, волю всего многонационального народа (всей нации) или всей совокупности российских граждан. Природа Федерального Собрания как органа народного представительства обусловлена его структурой. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума формируется из числа депутатов, избираемых всем населением страны; Совет Федерации формируется путем представительства от каждого субъекта РФ. Такой способ формирования российского парламента обеспечивает наиболее полную реализацию им функции общенационального представительного органа власти;

Федеральное Собрание есть законодательный орган власти РФ. Это означает, что только данный орган обладает прерогативой принимать федеральные законы. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета - принадлежность всей власти народу и признание народа единственным источником власти (ст.2 Конституции РФ);

Федеральное Собрание - это постоянно действующий орган власти (в этом находит воплощение один из важнейших принципов парламентаризма): избирается сроком на 4 года и действует на постоянной основе;

Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовых формах - заседания палат, совместные заседания палат, сессии палат, заседания комитетов и комиссий, депутатских фракций, парламентские слушания и др. В подобных формах никакой иной орган государственной власти не осуществляет свои функции;

Федеральное Собрание отличает использование особых процедурных форм. Таковыми формами являются: законодательный процесс как особый порядок разработки и принятия законов; контрольный процесс как форма осуществления парламентом своих полномочий по контролю за деятельностью иных органов государственной власти; бюджетный процесс - порядок рассмотрения, утверждения Государственного бюджета и осуществления контроля за его исполнением.

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (поправки от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст.445.

2.Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст.74.

.Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст.3336.

.Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст.2950.

.Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст.2253.

.Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.

.Федеральный закон от 27.12.2005 N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 1. Ст.7.

.Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ Российской Федерации. 2002. N 7. Ст.635.

.Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. М.: Юрист, 2007.210с.

.Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. Т.3. М.: Статус, 2006.351с.

.Бурмистров А.С. Парламентский контроль двухпалатных парламентов субъектов Российской Федерации // Представительная власть - XXI век. 2008. № 2 - 3. С.3-6.

.Быков С.В. Процедура формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федеральное и региональное регулирование // Современное право. 2006. № 6. С.51-55.

.Векшин А.А., Спиридонов А.А. Совершенствование порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как конституционно-правовая гарантия обеспечения компромисса интересов Федерации и ее субъектов: История и современность. М.: Юриспруденция, 2007.309с.

.Ковалев О.И. Регламент Государственной Думы как нормативно-правовая основа деятельности парламента России: Автореф. дис. …канд. юрид. наук.М., 2006.30с.

.Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2004.452с.

.Матвеева О.М., Савицкий И.И. Конституционный статус депутата парламента стран Западной Европы. - Екатеринбург, 1993.128с.

.Миронов О.О. Конституционный статус депутатов парламентов // Журнал российского права. 1997. № 4. С.138-140.

.Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М.: изд. Тихомирова, 1998.980с.

.Федосов П.А. Двухпалатные парламенты; европейский и отечественный опыт // Полис. 2005. №1. С.41-47.

.Филиппова Н.А. Представительство субнациональных интересов в Совете Федерации Федерального Собрания РФ // Российский юридический журнал. 2008. № 2. С.48-50.

Приложения

Список использованных сокращений

РФ - Российская Федерация

ФС РФ - Федеральное Собрание Российской Федерации

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации.

Похожие работы на - Федеральное собрание Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!