Товароведение парфюмерно-косметических товаров

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,75 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Товароведение парфюмерно-косметических товаров

Введение

С древних времен люди пользовались благовониями. В Европу ароматические вещества попали из стран Востока. Производство парфюмерии в Европе началось с 12 века. Душистая вода была разработана в г.Кельне и называлась Кельтской водой.

С 19 века парфюмерия стала развиваться как индустрия роскоши. Много внимания парфюмеры уделяли художественному оформлению флаконов для духов. Французская парфюмерия пользуется во всем мире высоким спросом.

В России парфюмерно-косметическая промышленность зародилась на рубеже 18-19 веков. В конце 18 века в Москве была открыта парфюмерно-косметическая фабрика, а в середине 19 века создавались и другие парфюмерно-косметические производства. В настоящее время в России успешно работают предприятия по выпуску парфюмерно-косметической продукции: Новая заря, Свобода (Москва), Невская косметика (Санкт-Петербург), Калина (Екатеринбург) и другие.

В древности люди использовали так же косметические средства, и не только в гигиенических целях, но и для приукрашивания своей внешности. Древний Восток считается родиной косметики. В Древней Руси косметика применялась в основном в гигиенических целях.

В 9 веке во Франции было изобретено мыло. В 1883г. на всемирной выставке в Амстердаме был представлен красный стерженек, обернутый бумагой - прообраз современной помады. В 40-х годах 20 века Америка стала родиной помады.

В наши дни ассортимент косметических средств очень велик и разнообразен. Применение косметики должно быть безвредно для кожи и организма.

Глава 1. Товароведение и экспертиза

.1 Понятие парфюмерно-косметических товаров

Запах является основным функциональным свойством парфюмерных изделий. Запах проходит три стадии: начальный запах, серединный запах (основной по нему судят о качестве и стойкости), остаточный (конечные, слабый ).

К функции также относят стойкость, которая зависит от соединений и происхождений стойких веществ.

Эстетические свойства: внешний вид, дизайн, цвет, гармоничность и оригинальность запаха, и его соответствие моде.

Эргономические свойства: удобство использования, психофизиологические свойства на человека. Безопасность определяется токсичностью душистых веществ их раздражающим и аллергическим действием.

Парфюмерные жидкости представляют собой спиртовые, спиртоводные или водно-спиртовые растворы многокомпонентных смесей душистых веществ (парфюмерных композиций). Они находятся в конденсированном агрегатном состоянии, промежуточном между твёрдым и газообразным, заключённом в интервале от температуры кристаллизации (отверждения) до температуры кипения, обладают малой сжимаемостью и большой плотностью и в то же время не обладают упругостью формы и легко текут, принимая форму сосуда, в котором находятся. Одной из основных характеристик жидкостей является вязкость, под которой понимают свойство жидкости оказывать сопротивление относительному сдвигу её слоев под действием приложенной силы. Величина, обратная вязкости, называется текучестью.

По физическим свойствам парфюмерные жидкости относятся к легколетучим, склонным к пенообразованию. Парфюмерные жидкости могут содержать красители, антиоксиданты и другие добавки, разрешённые органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора России. Парфюмерные жидкости подразделяют на духи, парфюмерные, туалетные и душистые воды и одеколоны, которые отличаются значениями физико-химических показателей: суммой массовых долей душистых веществ, объёмной долей этилового спирта или крепостью (условной), стойкостью запаха и прозрачностью жидкости.

Парфюмерные жидкости должны вырабатывать в соответствии с требованиями стандарта по рецептурам и техническим требованиям на конкретное наименование изделия и технологическим регламентам (инструкциям) при соблюдении санитарных норм и правил, утверждённых в установленном порядке. Качество косметических товаров при приемке от изготовителя проверяют визуально-органолептическими методами, выборочно. Дефекты парфюмерно-косметических товаров подразделяют на дефекты самого средства, недостатки тары, упаковки, маркировки. Вся косметическая продукция включена в перечень Номенклатуры продукции и услуг, которые обязательно сертифицируются (введена в действие 1.10.1998 г. Постановлением Госстандарта РФ от 23.02.1998 г. № 5), так как парфюмерно-косметическая продукция является потенциально опасной для здоровья людей.

1.2 Общая характеристика парфюмерно-косметических товаров

К парфюмерно-косметическим товарам относятся: парфюмерия, гигиеническая косметика и декоративная косметика. По классификатору ОКП, в основу которого положена общность технологии производства, выделяют одеколоны и душистые воды (9155), духи и эфирные масла в сувенирных наборах (9156), парфюмерные наборы и серии (9157), продукция косметическая (9158). По классификатору ТН ВЭД парфюмерно-косметические товары относятся к 33 группе.

По функциональному назначению парфюмерно-косметические товары предназначены для ароматизации и гигиены человека: для ухода за кожей лица, рук, тела, для ухода за волосами, полостью рта, для защиты от вредного воздействия солнца, для украшения лица, рук и т. п. Этой группе товаров свойственна универсальность, т. е. выполнение основной функции и дополнительных, например, мытье волос и их питание, освежение, лечение, защита, окрашивание.

Эргономические свойства выражаются в удобстве использования, гигиеническом действии, косметическом эффекте, придании приятного запаха.

ПКТ относятся к группе непродовольственных товаров с ограниченным сроком годности, поэтому надежность выражается в установленном сроке годности. Большинство ПКТ имеет срок годности от 6 до 18 мес. В настоящее время использование новых видов сырья, современных технологий, консервантов позволяет увеличить сроки годности до 2-3 лет.

Показатели безопасности ПКТ даны в табл.1.

Эстетические свойства ПКТ оцениваются на основании органолептических показателей (внешний вид, цвет, запах). Дизайн упаковки должен соответствовать стилю времени и направлению моды. Для наборов и серий одного наименования необходимы гармония формы и цвета, выразительность. В парфюмерии ценится оригинальность флакона и соответствие его наименованию изделия, а также качество материалов, используемых для упаковки.

Таблица 1 Показатели безопасности ПКТ

Вид безопасностиПоказателиХимическаярН, отсутствие солей тяжелых металлов (свинец, мышьяк, ртуть), кислотное и карбонильное числа, массовая доля щелочи; для зубных паст - содержание фторидовМикробиологическаяНе должны содержаться патогенные стафилококки и энтеробактерии; нормируется количество дрожжеподобных и плесневых грибков, аэробных и анаэробных бактерийТоксикологическаяКласс опасности (4 - нетоксичные), отсутствие кожно-раздражающего и сенсибилизирующего действия на кожу и слизистые оболочки мелких животных (либо по биологическим неживым объектам)Клинические испытанияНа пробантах-добровольцах определяется рН кожи, гидратантность, содержание липидов, кожно-раздражающее или сенсибилизирующее действие

Информация для потребителей на этикетке (или футляре упаковки) должна соответствовать ГОСТу Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителей: наименование и назначение изделия; наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес); массу или объем упаковки; состав (ингредиенты); условия хранения; срок годности или дату изготовления; обозначение ГОСТа или ТУ (для отечественной продукции); знак соответствия в системе обязательной сертификации; способ применения и предостережения; штриховой код и товарный знак - при наличии. Гарантийный срок хранения товаров устанавливает изготовитель продукции.

1.3 Показатели качества парфюмерно-косметических товаров

Духи, одеколоны и душистые воды должны быть прозрачными, без осадка и мути, не оставлять пятен на ткани, иметь устойчивый, приятный запах. Флаконы должны быть изготовлены из доброкачественного стекла требуемой формы и емкости, красиво оформлены и герметично укупорены. Выпускают парфюмерные товары без деления на сорта. У доброкачественных косметических товаров приятный запах, однородная консистенция. В них не должно содержаться вредных для организма веществ. Крема не должны иметь крупинок, комков, хлопьев.

Губная помада не тает, легко наносится на губы, равномерно окрашивает, имеет гладкую, блестящую поверхность и не крошится. Пудра должна быть точно измельченной, равномерной окраски, ложиться тонким ровным слоем, не осыпаться и придавать коже матовый оттенок, на сорта косметические товары не делятся. Твердое туалетное мыло должно быть однородной консистенции, без трещин, пятен, налета, твердое на ощупь, не крошиться, с приятным запахом. В воде при комнатной температуре делать обильную, устойчивую пену. Жидкое мыло должно быть прозрачно, не иметь осадка и мути.

К факторам, влияющим на сохранность потребительских свойств, качества парфюмерных товаров, относятся упаковка, маркировка, хранение, транспортирование.

Качество парфюмерии должно соответствовать требованиям стандартов, по которым она изготовлена.

Парфюмерные жидкости представляют собой спиртовые, спиртоводные или водно-спиртовые растворы многокомпонентных смесей душистых веществ (парфюмерных композиций). Парфюмерные жидкости могут содержать красители, антиоксиданты и другие добавки, разрешенные органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора России. Парфюмерные жидкости подразделяют на духи, парфюмерные, туалетные и душистые воды и одеколоны, которые отличаются значениями физико-химических показателей: суммой массовых долей душистых веществ, объемной долей этилового спирта или крепостью, стойкостью запаха и прозрачностью жидкости

Парфюмерные жидкости должны вырабатывать в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рецептурам и техническим требованиям на конкретное наименование изделия и технологическим регламентам при соблюдении санитарных норм и правил, утвержденных в установленном порядке.

По органолептическим и физико-химическим показателям парфюмерные жидкости должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 2.

Таблица 2 Органолептические и физико-химические показатели парфюмерных жидкостей

Наименование показателяХарактеристика и нормаДухи концентри- рован -ныеДухи группы ЭкстраДухиПарфюмерная водаТуалетная водаОдеколонДушистая водаВнешний видПрозрачная жидкостьЦветСвойственный цвету изделия данного наименованияЗапахСвойственный запаху изделия данного наименованияПрозрачность606050504024-Стойкость запаха, ч, не менее+3+3+3+3+3+5+5Объемная доля этилового спирта55,070,085,075,075,060,020,0Крепость (условная), % обСоответствующая крепости парфюмерной жидкости данного наименования с допустимым отклонением +/-1Сумма массовых долей душистых веществ, %, не менее30,015,010.010,04,01,51,0

Показатели микробиологической чистоты парфюмерных жидкостей детского ассортимента и душистой воды должны соответствовать нормам безопасности, установленным гигиеническими требованиями к парфюмерно-косметической продукции.

Сырье и материалы для приготовления парфюмерных жидкостей должны соответствовать требованиям нормативных документов. Для приготовления парфюмерных жидкостей используют ректификованный этиловый спирт по ГОСТ 5962 или ректификованный этиловый спирт по ГОСТ 5962, денатурированный добавками, разрешенными в установленном порядке в Российской Федерации. (ГОСТ Р. 51578-2000 С.,1-3)

Требования к качеству парфюмерных товаров можно подразделить на 2 основные группы:

·Требования к их составу;

·Требования к внешнему виду.

К требованиям первой группы относят нормативную стойкость запаха, крепость и содержание композиции в соответствии с требованиями стандарта, техническими инструкциями и рецептурами. Парфюмерные товары должны изготовляться из доброкачественного сырья, по рецептурам и технологическим регламентам при соблюдении санитарных норм и правил, утверждаемых в установленном порядке.

Содержание композиции для каждого наименования парфюмерии должно быть не ниже стандартных норм, установленных для каждой группы. Крепость спирта должно иметь отклонение не более 1 % по сравнению с рецептурными нормами. Парфюмерные товары должны быть в виде однородной прозрачной жидкости без осадка и помутнений. Духи и одеколоны должны обладать приятным запахом, характерным для духов и одеколонов определенного наименования. По цвету они должны соответствовать контрольным образцам данного наименования, по стойкости - своей группе.

Качество косметических товаров. Требования к качеству косметических товаров.

Все косметические товары должны производиться по рецептурам, утвержденным соответствующими органами Минздрава РФ, и отвечать требованиям нормативных документов.

Общие требования, предъявляемые к качеству косметических товаров, следующие:

Высокая степень эффективности действия изделий, они должны быть полезны и оказывать благоприятное воздействие на состояние кожи, волос, полости рта;

Безопасность всех ингредиентов, вводимых в косметические средства; все они проходят тщательную проверку на безвредность и эффективность в соответствующих лечебных учреждениях и выпускаются в продажу только с разрешения органов Санэпиднадзора РФ;

Неизменность качества в течение гарантийного срока, устойчивость по отношению к развитию микроорганизмов и окислительным процессам;

Эстетические требования: хороший внешний вид самого средства (консистенция, цвет, запах), художественное и рекламное оформление упаковки. Косметические товары должны иметь приятный, но не сильный запах, не заглушающий и не искажающий аромат парфюмерных товаров.

Декоративная косметика должна украшать внешность человека, не вызывать раздражения кожи, глаз; легко наноситься и смываться, обладать стойкостью к поту, влаге, температуре.

Кроме общих требований к отдельным группам, видам косметики предъявляются специфические требования, связанные с особенностями их состава, применения и др.

.4 Нормативно-правовая база регламентирующая качество парфюмерно-косметических товаров

Все косметические товары должны производиться по рецептурам, утвержденным соответствующими органами Минздрава РФ, и отвечать требованиям нормативных документов.

Общие требования, предъявляемые к качеству косметических товаров, следующие:

·Высокая степень эффективности действия изделий, они должны быть полезны и оказывать благоприятное воздействие на состояние кожи, волос, полости рта;

·Безопасность всех ингредиентов, вводимых в косметические средства; все они проходят тщательную проверку на безвредность и эффективность в соответствующих лечебных учреждениях и выпускаются в продажу только с разрешения органов Санэпиднадзора РФ;

·Неизменность качества в течении гарантийного срока, устойчивость по отношению к развитию микроорганизмов и окислительным процессам;

·Эстетические требования: хороший внешний вид самого средства (консистенция, цвет, запах), художественное и рекламное оформление упаковки. Косметические товары должны иметь приятный, но не сильный запах, не заглушающий и не искажающий аромат парфюмерных товаров.

Декоративная косметика должна украшать внешность человека, не вызывать раздражения кожи, глаз; легко наноситься и смываться, обладать стойкостью к поту, влаге, температуре. Кроме общих требований к отдельным группам, видам косметики предъявляются специфические требования, связанные с особенностями их состава, применения и др.

Требования к средствам для ухода за кожей

Косметические кремы представляют собой смесь синтетических и натуральных продуктов: жиров, воска, масел, настоев или экстрактов лекарственных трав, витаминов, красителей, антиоксидантов, консервантов, отдушек и других добавок, обеспечивающих потребительские свойства кремов и разрешенных к применению в установленном порядке.

По органолептическим и физико-химическим показателям косметические кремы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.3.

Таблица 3 Органолептические и физико-химические показатели косметических кремов

Наименование показателяХарактеристика и нормаЭмульсионные кремыКремы-гелиЖировые кремыВнешний видОднородная масса, не содержащая посторонних примесейЦветСвойственный цвету данного кремаЗапахСвойственный запаху данного кремаМассовая доля воды и летучих веществ5,0-98.05,0-98,0-Водородный показатель рН5,0-9,05,-9,05,0-9,0Температура каплепадения--39-55Коллоидная стабильностьстабилен-Термостабильностьстабилен-Массовая доля суммы тяжелых металлов, % не более0,0020 (20,0)

Микробиологические показатели косметических кремов должны соответствовать нормам безопасности, установленным гигиеническими требованиями к парфюмерно-косметической продукции.

Кремы должны соответствовать по консистенции своей группе, должны быть однородными (без сгустков, комков, расслоений), стабильными. Расслоение жидких кремов должно исчезать при легком взбалтывании. Цвет и запах - свойственны изделию данного наименования.

Кремы должны легко выдавливаться из туб или выливаться из флаконов, легко наноситься на поверхность кожи, растекаться по ее поверхности, быстро впитываться. Значение рН кремов в пределах 5-9. Очень кислые или щелочные кремы отрицательно влияют на кожу.

Лосьоны должны быть прозрачными, однородными, допускается опалесценция, должны обладать определенным косметическим эффектом (очищающим, освежающим, дезинфицирующим и др.) Значение рН - 1,2-8,5. Низкую кислотность имеют лосьоны, предназначенные для снятия загрязнений с рук. Лучшее значение рН лосьонов для кожи лица - 5-7. Лосьоны должны сохранять свои свойства в течение 12 месяцев при перепаде температур от -10 градусов до +45 градусов. [6 С. 1-3]

Требования к средствам для ухода за зубами и полостью рта

Зубные пасты подразделяются на гигиенические и лечебно-профилактические.

По органолептическим и физико-химическим показателям зубные пасты должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.4.

Таблица 4 Органолептические и физико-химические показатели зубных паст

Наименование показателяХарактеристика и норма для зубной пастыпенящейсянепенящейсяВнешний видОднородная пастообразная масса без крупинокЦветСвойственный цвету пасты данного наименованияЗапахСвойственный запаху пасты данного наименованияВкусСвойственный вкусу пасты данного наименованияМассовая доля углекислого кальция и углекислого магния, %25-43Массовая доля глицерина, %10-33Массовая доля воды, %19-45Массовая доля суммы тяжелых металлов, %, не более0,1Продолжение таблицы 3Водородный показатель Рн7,0-10,3Динамический предел текучести150-400Коэффициент пластичности, с-120-75Пенное число, см3250-700-Устойчивость пены0,2-1,0-

Зубной порошок должен быть однородным, без комков и твердых включений, с приятным запахом, создавать во рту ощущение свежести. Влажность порошка - не более 3 %.

Зубные пасты должны быть однородными, в виде пастообразной или гелеобразной массы без крупинок, посторонних включений; обладать приятным запахом, вкусом, цветом. Пасты должны легко выдавливаться из туб, растекаться на щетке, не затвердевать при плотной упаковке, рН - 7-10,3; должны обладать полирующим, освежающим, дезинфицирующим, лечебным действием, сохранять свои свойства при длительном хранении. Содержание влаги в пасте от 17,5 до 45 % в зависимости от вида.

Зубные эликсиры должны быть прозрачными, без мути и осадка, приятными на вкус, устранять неприятный запах в полости рта, освежать ее.

Требования к средствам для ухода за волосами

Шампуни представляют собой водные растворы на основе поверхностно-активных веществ. В них могут входить отдушки, красители и специальные добавки, улучшающие потребительские свойства изделий.

Таблица 5 Органолептические и физико-химические показатели шампуней

Наименование показателяХарактеристика и нормаВнешний видОднородная жидкость или однородная жидкая или густая геле - или кремообразная масса без посторонних примесейЦветСвойственный цвету данного шампуняЗапахСвойственный запаху данного шампуняВодородный показатель рН5,0-8,5Пенообразующая способность: пенное число, мм, не менее Устойчивой пены не менее100 0,8Массовая доля хлоридов, %, не менее6,0Массовая доля суммы тяжелых металлов, %, не более0,0020 (20)

Шампуни должны хорошо очищать волосы и кожу головы, давать обильную густую пену, легко и полностью смываться с волос; не должны давать осадка с солями кальция и магния в жесткой воде, т.е. налетов на волосах. Значение рН в пределах 5-8,5 для шампуней на основе синтетических моющих веществ и 6-10 - для шампуней на мыльной основе.

Краски для волос порошкообразные (хна, басма) должны быть сухими, однородными, жидкие - без осадка, кремообразные - не содержать посторонних включений. Водородный показатель (рН) - в пределах 8,5 - 11,5. Цвет волос после окраски должен соответствовать цвету, указанному в маркировке краски. Краска не должна придавать волосам жесткость и тусклость (матовость).

Требования к декоративной косметике

Косметические изделия представляют собой смеси минеральных и органических веществ, в которые могут входить ароматизаторы, красители и специальные добавки, обеспечивающие потребительские свойства изделий и разрешенные к применению в установленном порядке.

По органолептическим и физико-химическим показателям косметические изделия должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.6.

Таблица 6 Органолептические и физико-химические показатели декоративной косметики

Наименование показателяХарактеристика и нормаПорошкообразные изделияКомпактные изделияВнешний видОднородная порошкообразная масса без посторонних включенийОднородная спрессованная компактная масса без посторонних включенийЦветСвойственный цвету или тону данного изделияЗапахСвойственный запаху данного изделияМассовая доля воды и летучих веществ, %, не более7,07,0Водородный показатель рН5,5-10,05,5-10,0Степень компактности-Выдерживает испытания по 6,6Массовая доля суммы тяжелых металлов, %, не более0,0020 (20)

Губные помады должны иметь гладкую равномерно окрашенную поверхность, приятные запах и вкус, без жирового привкуса. Карандаш не должен крошиться, прогорать, покрываться серым налетом, должен давать ровный, однородный, легко наносящийся на кожу мазок.

Температура каплепадения для губных помад находиться в пределах 55-80 градусов. Губная помада должна держаться на губах несколько часов, в жаркую погоду и при приеме горячей пищи не должна стекать с губ и не оказывать раздражающего действия. Помада не должна выпадать из пенала, движок пенала должен свободно перемещаться, при его движении края пенала не должны срезать помаду.

Пудра - тонкого помола, степень измельченности в соответствии с ГОСТом, так как от этого во многом зависит кроющая способность, способность пудры прилегать к коже без осыпания, прочно удерживаться на ней. Значение рН - нейтральная среда. Пудра должна обладать адсорбирующей способностью, т.е. легко впитывать выделения влаги, устраняя при этом блеск кожи; запах пудры приятный, освежающий. Для порошкообразной пудры содержание влаги не более 2 %.

Компактная пудра должна быть плотно спрессована, без сколов и трещин, не должна ломаться при легком надавливании, легко набираться на пуховку.

Качество компактной пудры, румян, теней для век проверяют при ударе подоконника (палетки) с компактным изделием о твердую поверхность, покрытую слоем линолеума, три раза роняя его с высоты 20 см, при этом изделия и тара не должны растрескиваться.

Требования к средствам для ухода за ногтями

Лаки, эмали для ногтей должны соответствовать присвоенному номеру цвета, лак - прозрачный, без мути и осадка; эмаль - непрозрачная, однородная. Они должны ложиться на ногти ровно и гладко, быстро высыхать (не более 2,5 мин), образуя ровную, блестящую пленку, устойчивую к средствам бытовой химии. Время высыхания двойного слоя лака при температуре 20 градусов должно составлять не более 2,5 мин. В настоящее время выпускают эмали с высокой укрывистостью и скоростью высыхания 1-2 мин. Жидкость для снятия лака и эмали должна хорошо растворять их.

Требования к туши для ресниц

Тушь для ресниц - однородная масса или пластинка, должна обладать хорошей кроющей способностью, стойкостью к воде, рН 1% -ного водного раствора - 7-10,0. Качественная тушь не должна вызывать склеивания ресниц, аллергии. Некоторые виды туши обладают возможностью удлинять ресницы. А также способны придавать им эффективный изгиб. Тушь не должна ложиться комочками, который при высыхании попадают в глаза, вызывая их покраснение и раздражение.

Маркировка парфюмерно-косметических товаров

Средством маркирования парфюмерных жидкостей являются этикетки, а для дорогостоящей продукции футляры.

Этикетки бывают облаточные и литографические. Литографические этикетки изготавливают из этикеточной бумаги; облаточные из металлизированной бумаги и кэшированной фольги. Этикетка должна быть без перекосов, морщин, для наклеенных - не допускаются подтеки клея. На флаконах сложной формы или из серебристого стекла можно наклеивать этикетку на дно флакона.

Этикетки должны быть красочными, незагрязненными, без клеевых подтеков, аккуратно приклеенными.

На каждой единице потребительской тары с жидкими парфюмерно-косметическими изделиями указывают:

·наименование, название и назначение изделия;

·наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну) и местонахождение организации (адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (при наличии);

·товарный знак изготовителя (при наличии);

·объем, см3 (мл), или масса нетто, г;

·объемную долю этилового спирта, % об (для спиртосодержащих ПК изделий);

·состав изделия (с указанием ингредиентов в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре изделия);

·условия хранения (для продукции, требующих специальных условий хранений);

·дату изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет) или «годен (использовать) до (месяц, год)»;

·обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлено и может быть идентифицировано изделие;

·информацию о сертификации, в соответствии с законодательством страны, реализующей ПК изделия.

Наименование, название и назначение изделия указывают на лицевой стороне этикетки, остальные обозначения допускается указывать на оборотной стороне литографской этикетки, контр-этикетке или футляре, открытке или на этикетке, наклеенной на дно потребительской тары

На флаконах сложной конфигурации, декоративно-сувенирного характера, малых размеров (вместимостью до 25 см3) допускается указывать только наименование и название изделия, остальную маркировку размещают на футляре, открытке или аннотации.

ПК изделия должны сопровождаться информацией о применении и предостережениями при использовании изделия, четко нанесенными на этикетке, футляре, потребительской таре или в аннотации в количестве, соответствующему числу изделий в ящике.

Допускается нанесение информации рекламного характера. Штрих код наносят в соответствии с законами страны-изготовителя.

Маркировку наносят на государственном языке страны, на территории которой реализуют ПК изделия. Дополнительно допускается наносить маркировку по усмотрению изготовителя на государственных языках субъектов стран СНГ, а также на языках других стран.

Перечень ингредиентов, входящих в состав ПК изделия, допускается указывать в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов с использованием букв латинского алфавита.

Средства нанесения информации должны обеспечивать стойкость маркировки при транспортировании, хранении и использовании.

На этикетках размером до 10*15 мм и этикетках любых размеров с печатью по фольге допускается указывать только наименование изделия и цену. парфюмерный косметический товар качество

На флаконах без этикеток или с этикетками, имеющими декоративный характер, маркировку размещают на футляре.

Транспортная маркировка с нанесением манипуляционных знаков: «Осторожно, хрупкое!», «Верх, не кантовать», «Боится сырости».

Глава 2. Проблема фальсификации и идентификации

.1 Контрабанда парфюмерно-косметических товаров

Для современной экономики характерна ситуация, когда большие объемы товаров изготавливаются производителями незаконным способом, с использованием чужих торговых марок и фирменных наименований.

Ведение бизнеса под чужим именем - очень выгодное с коммерческой точки зрения мероприятие. Пользуясь тем, что всемирно известные производители спортивных товаров, духов, косметики и парфюмерии, одежды и обуви, медикаментов, продуктов питания, напитков, часов и массы других товаров вложили в свои бренды огромные финансовые средства и интеллектуальные ресурсы, сделали их узнаваемыми и престижными, пираты беззастенчиво копируют и распространяют поддельные продукты, извлекая преступные доходы.

Понятия ведения бизнеса под чужим именем и контрафакции связаны между собой самым непосредственным образом, однако они не тождественны. Контрафакция − (от франц. contrefaction − подделка) − это незаконное использование отдельными физическими и юридическими лицами известных на рынке торговых марок с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя.

В то же время под понятие «контрафактной» попадает вся продукция, изготовленная предприятием хотя и под своей торговой маркой, но без уплаты налогов, таможенных пошлин и иных обязательных платежей, предусмотренных законом. В целом, это небольшой сегмент рынка контрафактной продукции, составляющий в среднем не более 3-5% в стоимостном выражении.

Если говорить в целом о доле фальсифицированных товаров, то по экспертным оценкам, они занимают значительную часть теневого рынка, который достигает в РФ от 30 до 40% ВВП. Отечественные потребители привыкли дешево покупать поддельные духи «Hugo Boss», ходить в кроссовках и спортивной одежде «Adidas», «Nike», «Reebok», «Puma» сшитых в подпольных цехах дешевой рабочей силой. Косметика, парфюмерия, средства гигиены, хозяйственные товары (с использованием известных товарных знаков Pantene PRO-V, Dove, Sunsilk, Kenzo, Versace и т.д.), производимые в подпольных цехах или в странах юго-восточной Азии, незаконно попадают на таможенную территорию РФ.

Нередко в средствах массовой информации появляются сообщения о пострадавших и скончавшихся от поддельных спиртных напитков людей, о лекарствах, не помогающих и даже вредных для больных, о материальных и моральных потерях лиц, купивших сфальсифицированную продукцию.

Как известно, фальсификат попадает на рынок той или иной страны двумя путями - изготавливается местными пиратами, или завозится на внутренний рынок из-за рубежа. Движение контрафактных товаров по таможенной территории страны наносит огромный вред в экономическом, политическом и социальном плане. Не только развивающиеся, но и развитые страны страдают от использования контрафактной продукции.

Наиболее ощутимым и поддающимся количественной оценке является хозяйственный ущерб. Выпуская фальсифицированную продукцию, пираты поставляют ее на рынок по заниженным ценам, так как не платят при этом налогов, авторских вознаграждений, роялти по франчайзингу. Китайские, вьетнамские, польские, российские и иные производители, ведущие дела под чужим именем, своими контрафактными товарами подрывают режим честной конкуренции. Покупая дешевую пиратскую продукцию, потребители игнорируют оригинальные товары, должным образом лицензированные и сертифицированные. Так, например, реализуя контрафактные DVD-диски с пиратскими копиями видеофильмов и компьютерных игр, фальсификаторы предлагают цены в 2-3 раза ниже, чем правообладатели. Естественно, что честный бизнес не выдерживает конкуренции с пиратами и влачит жалкое существование.

Большой экономический ущерб несут владельцы брендов, чьи товары подделываются пиратами. Затрачивая огромные суммы на рекламу, программы качества и маркетинга, производители брендированной продукции затем получают дополнительную прибыль, за счет добавочной стоимости, создаваемой известной торговой маркой. Однако пираты лишают их этой возможности, замещая оригинальную продукцию контрафактной, чаще всего, ненадлежащего качества. Таким образом, ущерб владельцам брендов наносится сразу по двум направлениям: с одной стороны, из-за того, что часть добавленной стоимости, приносимой брендом, присваивается производителями контрафактной продукции; с другой − тем, что купив некачественную продукцию, потребитель винит в этом изготовителя брендированной продукции, не подозревая, что имеет дело с фальсификатом. Так формируется моральный ущерб.

Значительным по своим масштабам бывает социальный ущерб от контрафакта. Потребители, купившие сфальсифицированную алкогольную и пищевую продукцию, поддельные фармпрепараты и медикаменты, получают отравления и даже погибают. Естественно, что такая ситуация вызывает недовольство населения, перерастающее в социальный протест.

И, наконец, политический ущерб, состоит в том, что страны, в которых практически бесконтрольно производится и продается контрафактная продукция, утрачивают положительный имидж в глазах мирового сообщества. Политических лидеров таких стран обвиняют в слабости и неспособности справиться с фальсификаторами.

Хищение чужой интеллектуальной собственности препятствует налаживанию добрососедских и партнерских отношений, создает напряженность в политических вопросах. Так, например, задержка с принятием России в ВТО происходит, наряду с другими факторами, и по причине высокого уровня производства и потребления контрафактной продукции. Значительная доля теневой экономики и хищения интеллектуальной собственности являются причиной помещения нашей страны на низкие позиции в международных рейтингах. Все это оказывает негативное влияние на имидж и деловую репутацию России в восприятии мировой общественности.

Учитывая немалый ущерб, наносимый экономике и обществу производителями контрафактной продукции, государственные ведомства и правоохранительные органы ведут с фальсификаторами постоянную борьбу. Противостоять экспорту и импорту контрафактных товаров призвана, таможенная служба. В ее задачи входит:

·выявление и задержание фальсифицированной продукции;

·взаимодействие с правообладателями интеллектуальной собственности (торговых марок, программного продукта, видеофильмов, аудиодисков и проч.);

·проведение экспертиз подлинности (аутентичности) товаров под заявленными брендами;

·проведение следственных мероприятий и участие в судебных процессах по фактам ведения бизнеса под чужим именем;

·составление и ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

·взаимодействие с Госторгинспекцией, предпринимательскими объединениями и силовыми структурами в вопросах изготовления, распространения и торговли контрафактной продукцией.

В своей повседневной деятельности таможня имеет дело с двумя видами контрафактной продукции. К первому виду относятся фальсифицированные товары, которые лишь имитируют внешние атрибуты оригинального изделия и не соответствуют его качественным характеристикам и требованиям безопасности. Например, сфальсифицированная спортивная одежда Adidas по внешнему виду изделий, дизайну, упаковке и торговой марке выглядит как оригинальная. Однако по своим качественным свойствам - надежности, долговечности, составу материалов, гигиеничности, вентиляционным свойствам - значительно уступает аутентичной продукции. В этом случае возможной мерой противодействия фальсификату является контроль качества товара при его ввозе на территорию страны, его сертификация и лицензирование.

Нередко бывает так, что контрафактная продукция по качеству вполне соответствует характеристикам аутентичного товара. Например, поддельная туалетная вода «Kenzo» в полной мере соответствует оригинальному изделию по запаху, дизайну упаковки, штрих-кодам и ингредиентам. Или джинсы «Lee», изготовленные из такого же денима, что и оригинальные изделия, сшитые по фирменным выкройкам, изготовленные по скопированным технологиям. В этом случае таможенная служба руководствуется принципом - право на допуск в торговый оборот брендированной продукции имеет только владелец прав на данную торговую марку.

Российская таможенная служба в своей работе по предотвращению изготовления и распространения контрафактной продукции руководствуется нормами Таможенного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Статьи 14.10 и 7.12 КоАП РФ позволяют таможенным органам проводить расследования, связанные с нарушением прав владельцев интеллектуальной собственности. Введение процедуры расследования дает возможность таможне применить все процессуальные действия, которые предусмотрены КоАП РФ для доказательства вины в совершении правонарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Существенно облегчает задачу пресечения деятельности пиратов Таможенный реестр (перечень) объектов интеллектуальной собственности. Механизм его функционирования достаточно простой. Владелец торговой марки («Coca-Cola», «Rolex», «Nike», «Chanel» и.т.д.) вносит в таможенный реестр список производителей и продавцов (импортеров/экспортеров) легальной продукции (товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности - торговую марку, знак обслуживания, изобретение и.т.д.). Таможенный реестр интеллектуальной собственности позволяет представителям таможенной службы быстро определить контрафакт. Во всем мире, органами таможенного контроля арестовывается более 70% нелегальной продукции.

Учитывая то обстоятельство, что как таможенные органы, так и владельцы брендов заинтересованы в пресечении деятельности по изготовлению и торговле контрафактными товарами, между таможней и правообладателями осуществляется, чаще всего, тесное взаимодействие по многим вопросам. Так, например, представители компаний-правообладателей консультируют сотрудников таможни в части распознавания подделок, в проведении экспертиз, по техническим аспектам. Так, сотрудниками Самарской таможни была изъята парфюмерная продукция под торговой маркой Hugo Boss, расфасованная в специальные контейнеры типа «ручка» емкостью 10 мл. В ходе расследования и консультаций с представителями фирмы было установлено, что Hugo Boss не выпускает продукцию в таре менее 20 мл. Так называемые «ручки», в которых содержится парфюмерная продукция менее 20 мл, правообладателями не производится. Знание одной лишь этой особенности линии Hugo Boss позволяет сотрудникам таможни оперативно распознать и пресечь распространение данной контрафактной продукции на территории России.

Таможенный кодекс РФ содержит необходимые положения, регламентирующие меры, предпринимаемые таможенными органами в отношении выпуска товаров на таможенную территорию страны на основании заявления обладателя исключительных прав на товарные знаки. Глава 38 ТК РФ предусматривает приостановку выпуска товаров по требованию обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав на тот период, когда данные товары находятся под таможенным контролем.

Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав при перемещении через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, подает заявление в федеральную таможенную службу с требованием о принятии мер, связанных с приостановкой выпуска таких товаров.

Заявление о принятии мер, связанных с приостановкой выпуска товаров, должно содержать сведения:

·о правообладателе, а в случае, если заявление подается его представителем - также о представителе;

·об объекте интеллектуальной собственности;

·о товарах, являющихся, по мнению правообладателя, контрафактными, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары;

·о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры.

По результатам рассмотрения поданного заявления таможенная служба выдает решение о приостановке выпуска контрафактных товаров или об отказе в иске. Для того, чтобы такую меру, как приостановка выпуска товаров, не использовали отдельные предприниматели и предприятия в целях недобросовестной конкуренции, используется система обеспечения гарантий компенсации вреда от задержек, связанных с экспертизой товаров. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма, которую вносит правообладатель, должна быть не менее 500 тыс. рублей.

Российская таможенная практика показывает, что далеко не все правообладатели готовы вносить такие значительные суммы на счета таможенных органов. Во многих случаях они предпочитают обращаться в милицию или с исками в судебные инстанции.

В заключении следует отметить, что весьма позитивные результаты в борьбе против изготовления и распространения контрафактной продукции дает тесное взаимодействие таможни с прочими правоохранительными органами и гражданами, желающими помочь правосудию. С помощью оперативных данных, агентурных сообщений и добровольных информаторов удается выявить немало случаев фальсификации аутентичной продукции, о маршрутах следования контрабандных товаров, о местах их изготовления и торговли.

Заключение

В наше время ароматы это неотъемлемая часть жизни. Для одних это просто приятный парфюмерный продукт, а для кого-то важная составляющая в жизни. Очень интересное дело приобретение парфюмерных средств, но оно таит в себе много опасностей - это и приобретение поддельных продуктов, имитаций и товаров не прошедших таможенный контроль. При покупке нового или незнакомого аромата нужно быть внимательным, тщательно изучить упаковку, качество оформления, содержимое и тогда приобретенный товар вас никогда не разочарует.

Сейчас производится много парфюмерных продуктов, многие ароматы - однодневки, очень мало по-настоящему интересных ароматов, за которыми покупатель вернулся в магазин не один раз. Хочется верить, что введение моды на натуральные ингредиенты принесет большое количество великолепных и запоминающихся продуктов.

С каждым годом, даже с каждым месяцем появляется всё больше и больше косметических новинок. Улучшается рецептура, улучшается качество декоративной косметики, что вносит разнообразие в нашу жизнь. Косметика доставляет нам удовольствие и приносит удовлетворение самими собой. В заключение хотелось бы сказать, что, рассмотрев тему декоративной косметики, я ещё больше осознала, насколько важное значение она занимает в нашей жизни. Макияж - это великое искусство, которое должна освоить каждая женщина.

Список литературы

.ГОСТ 27429-87. Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. Введ. 28.09.87. - М.: Изд-во стандартов, 1987.

2.ГОСТ Р 52345 - 2005. Изделия косметические гигиенические моющие. Общие технические условия. Введ. 31.05.2005. - М.: Стандартинформ, 2005.

.ГОСТ Р 52344 - 2005. Изделия косметические порошкообразные и компактные. Общие технические условия. Введ. 31.05.2005. - М.: Стандартинформ, 2005.

.ГОСТ Р 52343 - 2005. Кремы косметические. Общие технические условия. Введ. 31.05.2005. - М.: Стандартинформ, 2005.

.ГОСТ Р 51391 - 99 Изделия парфюмерно - косметические. Информация для потребителя. Общие требования. Введ. 9.12.1999. - М.: Госстандарт России. 1999.

.Васильева Н.О. Фальсификация и идентификация непродовольственных товаров/Н. О. Васильева, Н. Г. Плотникова; КГТЭИ. - Красноярск, 2004.-84 с.

.Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. Учебник для вузов/ С.А. Вилкова. - М.:Деловая литература, 2000. - 286 с.

.Николаева М.А. Товарная экспертиза: Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Деловая литература». - 2007.-320 с.

.Паршикова В.Н. Парфюмерно-косметические товары: учеб. Пособие для студентов торгово-экономических вузов/ В.Н Паршикова - Красноярск: РИО КГПУ, 1999 - 260 с.

10.Ходыкин А.П. Товароведение непродовольственных товаров/ А.П. Ходыкин, А.А. Лешко, Н.И. Волошко, А.П. Снитко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006 - 540 с.

11.Шепелев А.Ф. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров/ А.Ф. Шепелев, И.А. Печенежская, Т.Е. Ивахненко - Ростов Н/Д.: Издательский центр «Март», 2001-144 с.

.Яковлева Л.А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров/ Л.А. Яковлева, Г.Г. Кушакова - СПб Издательство «Лань», 2001 - 256 с.

13.ГОСТ 27429-87. Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. Введ. 28.09.87. - М.: Изд-во стандартов, 1987.

.ГОСТ Р 52488-2005. Средства для стирки. Общие технические условия . Введ. 30.12.2005. - М.: Стандартинформ, 2006.

.Николаева М.А. Товарная экспертиза: Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Деловая литература». - 2007.-320 с.

16.Паршикова В.Н. Товароведение и экспертиза бытовых химических товаров: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений/ В. Н. Паршикова - издательский центр «Академия», 2005 - 224 с.

.Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник / Под ред. проф. А.Н. Неверова.- М.: МЦФЭР, 2006. -848 с.

Похожие работы на - Товароведение парфюмерно-косметических товаров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!