Учет товарных операций в торговле

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,55 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет товарных операций в торговле















Учет товарных операций в торговле

Содержание

Введение

. Краткая экономическая характеристика предприятия

. Организация учета товарных операций в торговле

. Учет товарных операций в ООО "Мебель"

Заключение

Список использованных источников

бухгалтерский учет товар поставка реализация

Введение

В данной работе будет рассмотрена тема «Учет товарных операций в торговле».

Торговля - реализация товаров непосредственно организациям и населению для личного потребления. Розничная торговля подразделяется по формам собственности на государственную, коллективную, совместную, частную, смешанную.

Основной целью работы является систематизация и закрепление полученных знаний на основе практических ситуаций.

Основными задачами являются:

применение на практике теоретических знаний;

изучение порядка ведения бухгалтерского учета в ООО «Мебель», документального оформления хозяйственных операций в ООО «Мебель»;

получение навыков составления первичных документов, регистров, форм отчетности;

сделать выводы о проделанной работе.

Объектом изучения будет являться ООО «Мебель».

Изучение будет производиться на основании первичных документов, журналов-ордеров, учетных регистров, годовой отчетности, а так же Кодексов, положений по бухгалтерскому учету, методических указаний, инструкций и прочих.

Актуальность темы объясняется тем, что торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. Основным показателем работы торговых предприятий является товарооборот. В сфере торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления.

1. Краткая экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Мебель» (сокращенно ООО «Мебель») находится по адресу г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, 38А. ООО «Мебель» является правопреемником А.П. «Оренбургхозтовары». Форма собственности - частная.

Общество занимает первый этаж пятиэтажного дома со встроенными нежилыми помещениями. Общая торговая площадь 585 кв.м.

Основной вид деятельности ООО «Мебель» - розничная торговля мебелью. Режим работы с 10-00 до 18-00 без перерыва.

ООО «Мебель» учреждено гражданами РФ в соответствии с Гражданским Кодексом РФ с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». ООО "Мебель" осуществляет свою деятельность на основании устава. Он утвержден собранием учредителей (протокол № 21 от 07.12.1998 г). ООО "Мебель" состоит из 5 учредителей.

Уставный капитал сформирован за счет стоимости вкладов учредителей. Участник может выйти из общества в любое время, независимо от согласия других участников. При этом его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе из общества, а общество выплачивает бывшему участнику действительную стоимость его доли.

Высшим органом является собрание учредителей. Оно созывается не реже 1 раза в год.

Исполнительным органом является директор Годунова Ольга Васильевна. В ее обязанности входит осуществление руководства текущей деятельности общества на основе единоначалия в пределах, определенных Уставом, решениями общего собрания учредителей, распоряжение имуществом, средствами имущества, представление общества в отношениях с другими организациями, заключение договоров и иных сделок, открытие в банках расчетных счетов, назначение должностных лиц и их увольнение, установление должностных окладов, утверждение штатов. Директор издает приказы и дает указания, которые обязаны для всех работников ООО "Мебель", а так же утверждает цену на товар, так как в штатном расписании нет экономиста по ценам и товароведа.

ООО "Мебель" было зарегистрировано в Государственной регистрационной палате 7 декабря 1998 г. ООО "Мебель" - юридическое лицо, КПП №561201001, ИНН №5612003529. Общество имеет расчетный счет № 40702810400610000142 в Оренбургском филиале «Банка Москвы», БИК 045354804, к/с 30101810300000000804.

В ООО "Мебель" согласно штатному расписанию числятся директор, главный бухгалтер, контролер-кассир, продавец, дворник, уборщица.

Главным бухгалтером является Шатрова Любовь Дмитриевна. Так как документооборот небольшой, то она работает в бухгалтерии одна. Ее деятельность осуществляется в соответствии с ФЗ от 21.11.1996 г. № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете» и приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34 - н «об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ». Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

С 01.01.2003 г. ООО "Мебель" применяет Упрошенную систему налогообложения согласно Главы 26.2 части второй Налогового Кодекса РФ. Объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %. В состав доходов включаются:

) выручка от продажи товаров, имущества и имущественных прав;

) внереализационные доходы.

Все доходы определяются кассовым методом, т.е. учет происходит в тот день, когда организация фактически получит деньги, имущество и другие ценности.

Все доходы и расходы учитываются в специальном регистре - книге учета доходов и расходов. Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета. Форма учета журнально-ордерная. Она наиболее удобна при ручном учете.

ООО "Мебель" состоит на учете в налоговой инспекции Центрального района г. Оренбурга. Налоговым периодом признается квартал, полугодие, девять месяцев, год.

Учетная политика ООО "Мебель" составляется с 1992 года согласно положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина РФ от 20.03.1992 г. № 10. это положение дает возможность выбора разных вариантов учета по отдельным операциям.

Учетная политика ООО "Мебель" составлена и утверждена 04.01.2004 г. Годуновой О.В. и будет действовать до конца 2004 года.

В ООО "Мебель" предусмотрен следующий рабочий план счетов.

№ счетаНаименование01Основные средства02Амортизация основных средств10/9Материалы19НДС к возмещению41/2Товары в розничной торговле42Торговая наценка44/3Расходы на продажу50Касса51Расчетный счет57Переводы в пути60Расчеты с поставщиками62 Расчеты с покупателями и заказчиками68Расчеты по налогам и сборам69Расчеты по социальному страхованию и обеспечению70Расчеты с персоналом по оплате труда71Расчеты с подотчетными лицами76Расчеты с разными дебиторами и кредиторами80Уставный капитал83Добавочный капитал84/1Нераспределенная прибыль90/1Продажа на наличный расчет90/2Продажа по безналичному расчету91Прочие доходы и расходы99Прибыли и убытки

Основная функция бухгалтерского учета - это упорядоченная система сбора, регистрация и обобщение информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Денежным измерителем в ООО "Мебель" являются рубли и копейки, с их помощью можно проанализировать финансово - хозяйственную деятельность, осуществить расчетные операции и др.

Бухгалтерский учет является:

сплошным - учитываются все хозяйственные средства и операции, не допуская их выборочной регистрации.

непрерывным - ведется изо дня в день непрерывно.

строго документальным - т.е. для отражения любой операции основание должен служить правильно оформленный документ (счет - фактура, приходные и расходные кассовые ордера, платежные поручения и др.).

. Организация учета товарных операций в торговле

Учет поступления товаров.

Бухгалтерский учет на розничном торговом предприятии должен обеспечить:

контроль за выполнением плана розничного товарооборота, подготовку информации, необходимой для управления всеми службами предприятия;

проверку правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и полное их отражение в учете;

организацию материальной ответственности за товары;

контроль за правильностью списания товарных потерь;

контроль за соблюдением правил проведения инвентаризаций, своевременное выявление и отражение в учете их результатов.

Основные задачи учета поступления товаров и выполнением договоров поставок:

) контроль за выполнением плана поступления товаров в целом, а также по источникам поступления;

) контроль выполнения договорных обязательств поставщиками по количеству (объему), ассортименту, качеству, срокам поставок товаров;

) контроль за правильным определением количества, качества, цен, стоимости товаров, поступивших в магазин, за своевременным и качественным оформлением документов на поступившие товары. От этого зависит обоснование и своевременное предъявление претензий поставщику или транспортным организациям за недопоставку товаров, за понижение их качества по сравнению с указанным в документах поставщика;

) контроль за своевременным и полным оприходованием поступивших товаров материально- ответственными лицами, что является важным условием обеспечения сохранности товарно - материальных ценностей;

) контроль за осуществлением своевременных и правильных расчетов с поставщиками за поступившие и оприходованные товары.

Основной составной частью розничного товарооборота является продажа товаров населению за наличный расчет, а объем реализации определяется выручкой за проданные товары. На предприятии розничной торговли одной из важнейших частей учета является учет товаров.

Приобретение товарно- материальных ценностей на стороне может осуществляться двумя вариантами. При первом варианте для приобретения товарно- материальных ценностей на стороне предприятие назначает своего поверенного. Ему выдают подотчет наличные деньги с правами получения товаров и немедленной оплаты за них, либо доверенность по которой можно получить товарно- материальные ценности, в счет договоренности, имеющей место между предприятиями в виде договора поставок или гарантийного письма с визой руководителя поставщика (независимо оплачены товарно- материальные ценности предварительно или нет). Доставка товаров в таких случаях осуществляется самовывозом, независимо от географического расположения покупателя и поставщика. При втором варианте (отдаленность поставщика от получателя, и/или постоянство поставок) поставки осуществляет посредник - транспортное предприятие или непосредственно поставщик. Бухгалтерия торгового предприятия должна контролировать полноту и своевременность оприходования товаров и правильность их оплаты. Контроль должен начинаться с момента оплаты товаров, а если товары поступают раньше оплаты- с момента их фактического поступления денег.

На практике в условиях ручного ведения учета применяются в основном два способа бухгалтерского контроля за полнотой и своевременностью оприходования товаров, а также за правильностью их оплаты:

Способ - ведение позиционного учетного регистра по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Способ - безрегистрационный.

Часто в организациях применяется 1 способ, основанный на совмещении аналитического учета расчетов с поставщиками с синтетическим учетом. При журнально-ордерной форме таким учетным регистром является журнал- ордер по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» с дебетовою ведомостью. Данный регистр открывается на каждый месяц. В дебетовой ведомости отражается оплата товаров, а в журнале- ордере оприходование товаров. Операции в учетных регистрах отражаются позиционным способом - на одной и той же строке обеих частей записываются кредитовые суммы, означающие оприходование товаров и дебетовые показатели, означающие оплату товаров.

Учет расчетов с поставщиками посредством ведения позиционного учетного регистра весьма трудоемок, требует большого объема записей. В розничной торговле эффективен безрегистрационный способ учета расчетов с поставщиками. Расчетные документы сличаются с товарами, о чем делается отметка в особой части товарного отчета, то есть указывается дата оплаты. По окончании месяца на основании незакрытых позиций в товарном отчете составляется ведомость оприходования по неоплаченным товарам. В ведомости указывается код поставщика и торговые единицы, дату и номер товарного документа, стоимость товара и тары, транспортные расходы, сумма к оплате. В ведомости оприходованных, но не оплаченных товаров в следующем месяце делается отметки об оплате товаров. Безрегистрационный способ учета расчетов с поставщиками весьма прост и обеспечивает оперативный контроль за оприходованием и оплатой товара. Он исключает двойную регистрацию операций, как по оплате товаров, так и по оприходованию товаров.

При компьютерной обработке: контроль осуществляется автоматически на основании сличения двух массивов - информацию об оплате товаров и об оприходовании их материально ответственными лицами. При использовании ПЭВМ автоматически определяется своевременность оплаты товаров, что составляет современные принципы выдачи информации по отклонению от нормального хода хозяйственной жизни. Сведения об оплаченных расчетных документах накапливаются в памяти ПВЭМ и используют для составления регистров синтетического учета.

При поступлении товаров если расхождение количества и стоимости поступивших товаров с сопроводительными документами поставщика не обнаружено, то приемка оформляется на счет - фактуре или другом заменяющем его документе путем проставления специального штампа и подписью материально ответственных лиц на этих документах. Необходимы подписи принимающего и сдающего лица. При наличии одной подписи документ недействителен.

Учет товаров и тары в розничных торговых предприятиях ведется на счете 41 «товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле». Учет товаров на этом счете ведется по розничным или окончательным продажным ценам. Разность между стоимостью товаров по розничным или окончательным продажным ценам и их покупной стоимостью учитывается на счете 42, субсчет 2 «Торговая наценка (скидка, накидка) по товарам в розничных предприятиях.

Поступившие товары и тара от поставщиков, подтвержденные подписью материально- ответственных лиц в документах (счетах- фактурах, товарно- транспортных накладных и др.), приходуются в бухгалтерском учете записью:

Дебет счета 41, субсчет 2 «Товары и тара в предприятиях розничной торговли» (по розничным или окончательным продажным ценам) Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками»- на покупную стоимость товаров и тары".

Если товары учитываются на счете 41 по продажным ценам, то на сумму торговой надбавки, рассчитанной по ее среднему проценту от стоимости фактически поступившего товара, делается дополнительная запись:

Дебет счета 41, субсчет 2 «Товары и тара в предприятиях розничной торговли» (по розничным или окончательным продажным ценам) Кредит счета 42 «Торговая наценка»

В соответствии с договором в счет- фактуру или товарно- транспортную накладную поставщиком могут быть включены транспортные расходы, подлежащие оплате покупателем. На эту сумму, кроме указанной выше записи на оприходование товаров и тары, производится запись на отражение расходов по доставке товаров:

Дебет счета 44, субсчет 2 «Издержки обращения розничных торговых предприятий» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками».

Учет реализации и прочего выбытия товаров.

Реализация товаров в розничных торговых предприятиях производится за наличный расчет. Учет товаров на предприятиях розничной торговли, реализующих товары населению, ведут в суммовом или количественно- суммовом выражении. Документальное оформление продажи товаров за наличный расчет зависит от формы обслуживания покупателей и порядка получения наличных денег от них.

Во всех местах розничной торговли должны быть установлены контрольно- кассовые машины. Они должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции и находится в исправном состоянии. Работа с контрольно- кассовыми машинами на торговых предприятиях должна проводиться в соответствии с действующими директивными и методическими документами. Все расчеты с населением должны сопровождаться выдачей кассовых чеков. Стоимость товара покупателем оплачивается в кассу. Деньги получают кассиры - операционисты. На кассовой машине выбивают чек, а копия чека отпечатывается на ее контрольной ленте. Продавцы отпускают товар на сумму указанную в чеке. Кассовые чеки хранят в течение дня на наколках, а в конце дня подсчитывают и определяют сумму выручки за день. Эта сумма должна соответствовать данным показаний суммирующих денежных счетчиков кассового аппарата. По неиспользованным чекам деньги возвращают покупателям после соответствующей надписи заведующего магазином, а из суммы показания суммирующих счетчиков вычитают сумму по возвращенным чекам. Реализация товаров может производиться по накладным. На основании доверенности покупателя производится отпуск товара с подотчета материально- ответственного лица.

На предприятиях самообслуживания с последующей оплатой товара деньги получает кассир- контролер. При таком порядке основным документом, который остается на предприятии и где фиксируются данные о реализации, является контрольная кассовая лента. Выручка от реализации определяется по показаниям счетчиков кассовой машины с учетом акта о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам.

Все операции по движению выручки кассира записываются в книгу кассира - операциониста. В ней отражают показания счетчиков кассовой машины на начало и конец рабочего дня, сумму выручки за день, сданную выручку наличными и оплаченные документы, сумму чеков, возвращенных покупателями, а также отклонения (недостачи, излишки) между показаниями выручки по счетчикам и фактическим наличием денег и денежных документов у кассира.

Результаты работы кассы ежедневно подтверждают своими подписями директор и кассир магазина. В бухгалтерию предоставляется ежедневно отчет по кассе. Контролеры касс, установленных в торговом зале, сдают выручку старшему кассиру магазина, который выписывает на ее суммы приходные кассовые ордера и квитанции к ним. Квитанции к приходному кассовому ордеру на сумму сданной в кассу выручки прилагаются к товарному отчету и служат основанием для списания стоимости реализованных товаров с подотчета материально ответственных лиц. Ордера старшие кассиры прилагают к своим кассовым отчетам, а выручку отправляют в банк для зачисления на расчетный счет предприятия. Заведующие отделами, секциями магазина на основании приходных и расходных документов составляют товарные отчеты и в установленные главным бухгалтером сроки сдают их в бухгалтерию. Отчеты после проверки и бухгалтерской обработки являются основанием для записей данных о движении товарно- материальных ценностей в учетные регистры.

Товарный отчет составляют на бланках товарно- денежного отчета и в основном аналогичным образом. Отличие имеется лишь в заполнении расходной части отчета, где реализация за наличный расчет отражается на основании показаний счетчиков кассовых машин в сумме фактически полученной выручки кассиром от покупателей.

Отчет по кассе составляет кассир торгового предприятия ежедневно по установленной форме. В графе «Приход» записывается поступившая выручка от реализации товаров по отделам (секциям) на основании показателей кассовых счетчиков, записанных в книге кассира - операциониста. Если имеется возврат денег по неиспользованным чекам, то сумма выручки отражается в отчете за исключением денег, возвращенных покупателям. В графе «Расход» записывают суммы по каждому документу в отдельности на сдачу денег в банк, выдачу заработной платы и другие выплаты, произведенные из выручки. Отчет составляется в двух экземплярах, один из которых вместе с документами сдается в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре.

Большинство товаров реализуется по свободным ценам, которые подразделяются на отпускные и розничные. Свободные цены устанавливаются изготовителями по согласованию с покупателями товаров и применяются при расчете изготовителей со всеми покупателями. Свободные розничные цены на товары формируются розничным продавцом, осуществляющим реализацию населению исходя: из свободных отпускных цен изготовителя, торговых надбавок, включающих оплачиваемые оптовые надбавки, а также других расходов связанных с доставкой товаров до розничных предприятий, хранением и продажей товаров в розницу, прибыль. Разница между стоимостью товаров по продажным (свободным отпускным, свободным розничным) ценам или розничной торговой надбавкой является покупной стоимостью. Сверх нее могут оплачиваться тара и транспортные расходы, которые отражаются в сопроводительных документах поставщика отдельными позициями.

Для учета реализации товаров и тары за наличный расчет также как и для учета поступления товаров, используется счет 41, субсчет 2 «Товары в розничных торговых предприятиях». Выручка сдается в кассу ежедневно.

Наряду с реализацией происходит прочее выбытие товаров из розничных торговых предприятий (потери, недостачи, уценка товаров и т.п.). Выявляются путем проведения инвентаризации. Порядок проведения и документального оформления результатов инвентаризации определяется в указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Товарные потери могут возникать, как по объективным, так и по субъективным причинам они делятся на нормируемые и ненормируемые:

Нормируемые потери - потери в пределах норм естественной убыли образуются в результате физико-химических изменений в товарах, вызывающих уменьшение их первоначальной массы (объема). Максимальная величина потерь регламентируется нормами естественной убыли, которая списывается по специальному расчету, утвержденному руководителем предприятия, только при наличии фактических недостач товаров при инвентаризации и только в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке.

Ненормируемые потери - потери сверх норм естественной убыли. Оформляются составленными комиссией актами на порчу, бой, лом товаров. Эти товары, пришедшие в полную негодность и подлежащие списанию, должны быть изъяты и уничтожены. Акты рассматривает руководитель предприятия. Потери должны взыскиваться с виновных лиц и лишь при отсутствии конкретных виновных лиц могут быть списаны за счет предприятия.

Некоторые продукты до поступления в торговый зал должны пройти стадию подготовки: освобождение от связочных материалов, тары и бумажной обертки, зачищены загрязненные поверхности, заветренные срезы, пожелтевший слой у жиров и т.д. Образующиеся при этом отходы списываются. Отдельные товары приходуются сразу за минусом отходов по установленным нормам. В зависимости от условий договора поставки указанные отходы списывают или за счет дополнительной скидки поставщика или за счет торговой организации. Составляется акт на списание отходов. Расчет величины отходов по утвержденным нормам производится непосредственно на самих приходных документах. Материально ответственное лицо приходует товар чистым весом, то есть за вычетом отходов.

В магазинах самообслуживания и с открытой выкладкой товаров помимо потерь вследствие естественной убыли при хранении и реализации возникают потери по причине «забывчивости» покупателей. Раньше такие потери нормировались (в процентах к обороту товаров) и дифференцировались с учетом специализации магазина, то есть устанавливались дополнительные нормы списания потерь превышающих нормы естественной убыли. Списание потерь в пределах этих норм допускается тогда, когда недостача товаров, выявленная при инвентаризации свыше норм естественной убыли. Такие дополнительные потери в пределах норм, как и естественная убыль, списываются на издержки обращения или за счет начисленного резерва. Порядок отражения в учете операций по начислению резерва и списанию таких потерь аналогичен порядку списания естественной убыли товаров. В настоящее время ни в одном нормативном документе упоминания об этих потерях нет. Но они возникают объективно и должны быть приравнены к естественной убыли и списываться по утвержденным нормам.

Потери товаров вследствие боя, порчи, лома актируются и списываются за счет виновных лиц. В акте кроме обязательных реквизитов указывают причину потерь и возможность дальнейшего использования: сдача в утиль, продажа по более низкой цене, сдача в переработку или уничтожение. Уничтожение испорченных товаров производится в присутствии комиссии во избежание повторного списания и актирования. Сдачу товаров в переработку, утиль и на откормочные пункты оформляют товарно- транспортной накладной. Акты о бое, порче, ломе товаров передают в бухгалтерию для проверки правильности составления, после чего передают руководителю предприятия на утверждение для принятия решения, за чей счет списывать образовавшиеся потери. Так как указанные потери возникают вследствие бесхозяйственности (неудовлетворительные условия хранения, неправильное обращение с товарами при транспортировке, хранении, отпуске), то они взыскиваются с виновных лиц. И только если конкретных виновников в причиненении ущерба установить невозможно, потери списываются за счет предприятия. Потери товаров вследствие боя, порчи, лома в учете отражаются в общеустановленном порядке.

При оприходовании товаров поступивших в таре (например: икра, повидло, варенье в бочках) чистую массу товаров нетто определяют путем вычитания из массы брутто массы тары по маркировке. После реализации таких товаров, освобожденная тара взвешивается, при этом может оказаться, что фактическая масса тары больше обозначенной на маркировке из-за впитывания товара в тару. Образовавшаяся разница между фактической массой тары и массой тары, указанной на маркировке, называется завесом тары. Это означает, что товара продано меньше, чем оприходовано. В связи с тем, что завес тары происходит не по вине материально ответственного лица, а по объективным причинам, то сумма завеса тары списывается как излишне оприходованный товар. Завес тары оформляется специальным актом. Сроки его составления устанавливаются условиями поставки. Если срок не указан, то акт должен быть составлен не позднее десяти дней после освобождения тары, а из- под полужидких товаров и с рассолом - сразу же после ее освобождения. При составлении акта на таре делается отметка с указанием даты и номера акта для предотвращения повторного взвешивания одной и той же тары.

Товары, по которым возможен завес тары, регистрируются в специальном журнале, в нем указывают наименование поставщика и товара, дату и номер документа, массу товара по документам поставщика (отдельно брутто, нетто, масса тары). В зависимости от условий договора с поставщиком по-разному списывается завес тары. Если списание происходит за счет поставщика, то в его адрес направляется претензионное письмо с экземпляром акта о завесе тары и на основании этого письма поставщику предъявляется претензия, при этом завес тары списывают с материально ответственного лица по учетным ценам, а покупная стоимость товаров взыскивается с поставщика. Если предъявить претензию поставщику невозможно (несвоевременно или неправильно составлен акт о завесе тары), то эти потери списывают на виновных лиц. Если виновников установить невозможно, завес тары может быть списан за счет торгового предприятия.

Списание недостач товаров в стеклянной таре и порожней стеклянной тары в результате боя в пределах норм при транспортировке на розничные торговые предприятия производится по фактическим размерам на основании специального расчета, в размере, не превышающем предельных норм. Списание может производиться только после инвентаризации ценностей: по товарам в стеклянной таре - по ценам, по которым товары были оприходованы (вместе с тарой); по порожней стеклянной таре - по средним залоговым ценам. Потери товаров от боя стеклянной тары в пределах норм относятся на издержки обращения по покупным ценам, потери от боя порожней стеклянной тары в пределах норм относятся на издержки обращения по средним залоговым ценам. Сверх норм потери возмещаются материально ответственным лицом: от боя стеклянной тары с товарами - по учетным ценам, от боя порожней стеклянной тары - по средним залоговым ценам.

Тара после ее освобождения из-под товара должна, как правило, сдаваться поставщикам. На возвращаемую тару выписывается расходная или товарно- транспортная накладная в двух экземплярах. В накладной указывается: наименование тары, количество, учетная цена и сумма. Лица, принимающие тару, проверяют фактическое ее состояние и в случае соответствия данным сопроводительного документа расписываются в получении, и один экземпляр накладной возвращается в торговое предприятие. Если при приемке выявлены расхождения, то выписывается приходная накладная. Один из двух ее экземпляров вручается лицу, сдающему тару, а второй при отчете сдается в бухгалтерию.

Суммовой и количественно - суммовой метод учета поступления и реализации товаров.

Товары могут учитываться в суммовом или количественно-суммовом выражении.

Суммовой метод учета - подразумевает учет товарно- материальных ценностей в денежном выражении. Как было указанно выше товары, поступающие в розничную торговлю, приходуются в день их поступления на основании счетов - фактур, товарно - транспортных накладных или иных сопроводительных документов по наименованию товаров в стоимостном выражении. Учет на складе может вестись либо по цене реализации (с применением счета 42 Торговая наценка») либо по цене приобретения (без применения счета 42 «Торговые надбавки»).

Рассмотрим варианты: Применение счета 42 «Торговая наценка» предполагает, что продажная цена должна быть фиксирована. В условиях плавающих цен и нестабильности рубля это - непозволительная роскошь. Главным аргументом за использование 42 счета является хранение в кладовой и закрепление за материально- ответственным лицом товаров по продажным ценам. В случае возмещения убытков с материально- ответственного лица будет взиматься недостача не по цене приобретения, а по цене реализации. Но это не всегда так. Даже если учет товаров ведется по цене реализации, то возмещение недостач не обязательно должно ввестись по этой же цене. А т.к. возмещение убытков случай неординарный, происходит не часто, то лучше немного усложнить алгоритм расчета при взимании недостачи, чем усложнить расчеты, связанные с повседневной работой. Этот подход удобен в отношении контроля за сохранностью товаров и работой материально- ответственных лиц. В этом случае можно ежедневно сравнивать итоговые показатели по кассе - приход за реализованные товары с итоговыми показателями по расходу из отчетов материально- ответственных лиц. Однако такой метод учета товаров в кладовой затрудняет другие работы. Усложняются бухгалтерские записи в связи с тем, что отдельно на счете 42 необходимо отражать разницу между стоимостью хранящихся в кладовой товаров по цене реализации с их же стоимостью по цене приобретения. Такой подход неудобен при частых изменениях цены за реализованный товар, а если учесть многократное изменение цены в течение одного рабочего дня, становится ясно, что такой подход неудобен. Поэтому на практике лучше применять учет без использования счета 42 «Торговая наценка». При суммовом методе учета реализация товара оформляется только кассовыми чеками в них указывается только стоимость реализованного товара. Тем не менее, этот метод в нашей стране до сих пор достаточно широко распространен, поскольку наши торговые предприятия пока не оснащены оборудованием, обеспечивающим автоматизацию учетных операций с выделением конкретных наименований товаров, например: на основании использования штрих кодов.

В торговле использование суммового метода учета является мало эффективным. Ведение количественно- суммового учета приводит к значительному снижению хищений и потерь, более быстрому и достоверному получению информации и как следствие - к увеличению прибыльности и рентабельности предприятия. Сумма отпущенных товаров определяется по отчетам продавцов (кладовщиков или других материально- ответственных лиц). Для выявления несоответствия отчетов материально- ответственных лиц и реальных остатков в кладовой необходимо регулировать (например: раз в месяц) проводить инвентаризацию. Если инвентаризация проводится регулярно.

На счете 50 «Касса» аналитический учет ведется по продавцам, кассирам и подтверждается отчетом кассира. В зависимости от уровня автоматизации бухгалтерского учета на предприятии проводки отражаются в реальности реже (в момент возникновения необходимости) или по итогам работы за день (в конце рабочего дня) или за отчетный период.

Наименование и количество реализованных товаров учитываются продавцами и отражаются в их ежедневных отчетах о реализации.

Учет торговых наценок и скидок.

Счет 42 "Торговая наценка" предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях, осуществляющих розничную торговлю, если их учет ведется по продажным ценам. На счете 42 "Торговая наценка" учитываются так же скидки, предоставляемые поставщиками организациям, осуществляющим розничную торговлю, на возможные потери товаров, а так же на возмещение дополнительных транспортных расходов. Кредитуется счет 42 "Торговая наценка" при принятии к бухгалтерскому учету товаров на суммы торговой наценки (скидок, накидок).

Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по товарам проданным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи и т.т., сторнируется по кредиту счета 42 "Торговая наценка" в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи» и иных соответствующих счетов. Относящиеся к непроданным товарам суммы накидок (скидок) уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения полагающейся накидки (скидки) на товары в соответствии с установленными размерами.

Сумма скидки (накидки) на остаток непроданных товаров в организациях, осуществляющих розничную торговлю, может быть определена по проценту, исчисленному исходя из отношения суммы накидок (скидок) на остаток товаров на начало месяца и оборота по кредиту счета 42 "Торговая наценка" (без учета сторнированных сумм) к сумме проданных за месяц товаров (по продажным ценам) и остатка товаров на конец месяца (по продажным ценам).

Аналитический учет по счету 42 "Торговая наценка" должен обеспечивать раздельное отражение сумм накидок (скидок) и разниц в ценах, относящихся к товарам в организациях, осуществляющих розничную торговлю, и к товарам отгруженным.

Документальное оформление товарных операций.

Поступление материальных ценностей от поставщиков производится на основании заключенных между покупателями и поставщиками хозяйственных договоров. В договорах, заключаемых между поставщиками и покупателями, оговариваются: виды поставляемых товарно - материальных ценностей, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели товарно - материальных ценностей, сроки исполнения договора, порядок расчетов (условия платежей), а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора.

Каждая хозяйственная операция, в том числе поступление товаров, должна быть оформлена документально. Любой документ должен иметь следующие основные реквизиты:

наименование документа (форма);

- код формы;

- дата составления;

содержание хозяйственной операции;

измерители (в количественном и стоимостном выражении);

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления;

личные подписи и их расшифровка.

Также могут быть включены дополнительные реквизиты. Документы составляются в момент совершения операции, а если это невозможно непосредственно после окончания операции.

Для получения товаров и тары от поставщиков представителю предприятия (экспедитору) выдается доверенность. Все доверенности регистрируются в момент выдачи в специальном журнале. Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименований ценностей, предполагаемых к получению. На доверенности необходима роспись экспедитора, которая должна быть заверена подписями бухгалтера и руководителя с наложением оттиска печати предприятия. По доверенности представитель предприятия может получить товар непосредственно от поставщика с выпиской одновременно отгрузочных документов.

Основными документами, на основании которых поступают товары, являются счета- фактуры, товарно-транспортные накладные и др. Товарно- транспортные накладные выписываются при поставке товаров автомобильным транспортом, в остальных случаях выписываются счета- фактуры. Счета- фактуры регистрируются в книге продаж и в книге покупок.

Счета- фактуры составляются предприятием поставщиком на имя предприятия покупателя в двух экземплярах, первый из которых не позднее десяти дней с даты отгрузки товаров или предоплаты (аванса) представляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм по налогу на добавленную стоимость. Второй экземпляр счет - фактуры (копия) остается у поставщика для отражения в книге продаж.

В счет - фактуре должны быть указаны:

порядковый номер счет - фактуры;

наименование и регистрационный номер поставщика товаров;

наименование получателя товаров;

стоимость (цена) товаров;

сумма налога на добавленную стоимость;

дата предоставления счет - фактуры;

В счет - фактуре не допускаются подчистки и помарки. Исправления заверяют подписью руководителя и печатью предприятия поставщика с указанием даты исправления.

Получаемые и выдаваемые счета- фактуры хранятся раздельно в журнале учета счетов- фактур. Они должны быть подшиты и пронумерованы.

Покупатели товаров ведут журнал учета полученных от поставщика счетов- фактур и книгу покупок. Книга покупок предназначена для регистрации счетов- фактур в целях определения сумм налога на добавленную стоимость. Счета- фактуры, предъявляемые поставщиками, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретенных товаров. Книга покупок должна быть прошнурована, ее страницы пронумеровывают и скрепляют печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем предприятия или уполномоченным им лицом.

В зависимости от особенности товаров к товарно- транспортным накладным или счетам- фактурам могут быть приложены документы, подтверждающие количество товаров или их качество (качественные удостоверения, сертификаты, справки о результатах лабораторных анализов).

Полученный груз с сопроводительными документами экспедитор доставляет на склад своего предприятия. При доставке грузов автотранспортом водитель автохозяйства является представителем поставщика и вместе с грузом передает материально ответственному лицу один экземпляр товарно- транспортной накладной.

За нарушение условий договоров поставщики и покупатели несут взаимную материальную ответственность в виде неустойки, штрафов и пени за невыполнение договорных условий, за задержку оплаты расчетных документов и за необоснованный отказ.

При продвижении товаров от поставщиков до покупателей возникают транспортные расходы и проблема их оплаты. Транспортные расходы могут оплачиваться:

поставщиком;

часть расходов оплачивает поставщик, часть- покупатель.

Порядок распределения транспортных расходов между поставщиком и покупателем определяется, по согласованию сторон, в договоре поставки. Транспортные расходы относятся на издержки обращения.

В зависимости от условий договора поставки товары могут оплачиваться после или до их получения покупателем.

Независимо от способа оплаты и доставки порядок оприходования товарно- материальных ценностей должен отвечать определенным требованиям. При любом варианте получения товаров у поставщика и любом варианте доставки их предъявляют материально ответственному лицу для оприходования. Приемка на складе производится методом прямого счета, взвешивания, обмера и внешнего осмотра, с целью выявления соответствия данным сопроводительных документов. В случае выявления в процессе приемки товаров недостач, излишков, пересортицы, несоответствия качества или поступление ценностей без сопроводительных документов поставщика создается комиссия, которая составляет Акт об установленном расхождении в количестве при приемке продукции (товара), Акт о приемке товара по качеству или Акт на оприходование товаров, поступивших без счета поставщика. О составлении акта делается отметка на всех экземплярах товарно- транспортных накладных. Акты составляют в трех экземплярах: один экземпляр остается на предприятии, принявшем товары, другой - вручается под расписку на первом экземпляре представителю поставщика или направляется ему при предъявленной претензии, третий экземпляр представляется в бухгалтерию. Акт подписывают представитель принимающей организации и представитель поставщика. Этот акт является основным документом, на основании, которого поставщику могут быть предъявлены соответствующие претензии.

При обнаружении во время приемки ценностей недостачи на ее величину уменьшается стоимость товаров поступивших на предприятие, а соответствующие суммы отражаются в составе расчетов по претензии или недостачи и потерям от порчи ценностей, а также расчетам по возмещению материального ущерба по принадлежности. Поступившая с товаром тара также приходуется. На тару, а также на тароматериалы, полученные от распаковки товара и на тару, поступившую в упаковке, включенной в цену товара и не показываемых отдельно в счетах поставщиков, составляется Акт на оприходование тары, не указанной в счете поставщика. Акт составляется комиссией в составе директора торгового предприятия (или его заместителя), материально- ответственного лица в одном экземпляре, который передается в бухгалтерию при товарном отчете.

Товары, поступающие в розничную торговлю, приходуются в день их поступления на основании счетов - фактур, товарно - транспортных накладных или иных сопроводительных документов по наименованию товаров в стоимостном выражении

На основании документов, которыми оформлено поступление и выбытие товаров и тары, материально- ответственные лица составляют отчеты и вместе с первичными документами представляют в бухгалтерию.

Отчеты материально- ответственных лиц имеют большое значение. Они используются для контроля за сохранностью ценностей, выполнением плана, величиной товарных запасов и др.

На предприятиях, имеющих кассиров, материальная ответственность за товарно- материальные и денежные ценности разграничивается. Поэтому составляются товарные и кассовые отчеты.

Синтетический и аналитический учет товарных операций.

Товары - часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц предназначенная для продажи или перепродаваемая без дополнительной обработки. Товары принимаются в бухгалтерии к учету по фактической себестоимости.

Счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. Этот счет используется в основном организациями, осуществляющими торговую деятельность, а так же организациями, оказывающими услуги общественного питания.

В организациях, осуществляющих промышленную или иную производственную деятельность, счет 41 «Товары» применяется в случаях, когда какие-либо изделия, материалы, продукты приобретаются специально для продажи или когда стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включаются в себестоимость проданной продукции, а подлежит к возмещению покупателями отдельно.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 "Товары" учитывают так же покупную тару и тару собственного производства.

Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Товары, принятые на комиссию, учитываются на забалансовом счете 004.

К счету 41 "Товары" могут быть открыты субсчета:

-1 «товары на складах» - здесь учитывается наличие и движение товарных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах организаций, оказывающих услуги общественного питания и т.п.

-2 «товары в розничной торговле» учитывается наличие и движение товаров, находящихся в организациях, занятых розничной торговлей и в буфетах организаций, занятых общественным питанием. Здесь же учитывается наличие и движение стеклянной посуды в организациях, занятых розничной торговлей и в буфетах организаций, занятых общественным питанием.

-3 «тара под товаром и порожняя» учитывают наличие и движение тары под товарами и тары порожней.

-4 «покупные изделия» организации, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность, учитывают наличие и движение товаров.

Оприходование прибывших на склад товаров и тары отражается по дебету счета 41 "Товары" в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения. При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам одновременно с этой записью делается запись по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам. Транспортные и другие расходы по заготовке и доставке товаров относятся с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в дебет счета 44 «Расходы на продажу».

Поступление товаров и тары может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров их стоимость списывается со счета 41 "Товары" в дебет счета 90 «Продажи». Если выручка от продажи отпущенных (отгруженных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания эти товары учитываются на счете 45 «Товары отгруженные». При фактическом отпуске товаров производится запись по кредиту счета 41 "Товары" в корреспонденции со счетом 45 «Товары отгруженные». Товары, переданные для переработки другим организациям, не списываются со счета 41 "Товары", а учитываются обособленно.

Аналитический учет по счету 41 "Товары" ведется по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров.

Инвентаризация товаров

Товары заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (сорта и др.).

Комиссия в присутствии заведующего складом и других материально-ответственных лиц должна пересчитать, перевесить, перемерить имеющиеся на предприятии товары. Причем вносить данные в описи со слов материально-ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия запрещено.

Товары, поступающие во время инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти товары заносятся в отдельную опись под наименованием «Товары, поступившие во время инвентаризации».

Все организации должны применять формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

По каждому виду имущества заполняются отдельные унифицированные формы первичной учетной документации: №ИНВ -1, №ИНВ - 1а, №ИНВ - 3 и т.д.

В том случае, если комиссия обнаружила расхождения между фактическими остатками материальных ценностей, выявленными при проверке, и остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета, должна быть составлена сличительная ведомость.

Составляя сличительные ведомости, необходимо учитывать пересортицу товарно-материальных ценностей.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

Выявленный в результате инвентаризации имущества излишек необходимо оприходовать по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Стоимость такого имущества увеличивает, согласно подпункту «а» пункта 3 статьи 12 Закона №129 - ФЗ, финансовые результаты организации.

Дт 41 Кт 91/1

Дт 91/1 Кт 99

Например, при инвентаризации была обнаружена недостача товаров и тары на складе и в розничной торговле:

Дт 94 Кт 41

Недостача отнесена на виновное лицо

Дт 73/2 Кт 94

. Учет товарных операций в ООО «Мебель»

Согласно устава в ООО "Мебель" основным видом деятельности является розничная торговля мебелью.

Директор магазина заключает договора купли-продажи. Согласно этого договора одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму. Приемку товаров по количеству и качеству осуществляют в соответствии с действующими нормативными актами.

Приходуют товар в день поступления товара согласно сопроводительных документов (накладной, счетов-фактур) по их фактическому наличию.

Материально-ответственные лица (продавцы), приняв товар, расписываются в получении товара. Затем в бухгалтерии получают доверенность. Там бухгалтер проверяет полноту и правильность заполнения накладных, счетов-фактур.

Потом заполняет журнал «Учет выданных доверенностей». Данный журнал пронумерован, прошнурован и скреплен печатью и подписью главного бухгалтера на последнем листе. Затем бухгалтер заполняет доверенность, в которой расписывается материально-ответственное лицо.

Помимо этого материально- ответственное лицо расписывается в журнале о получении доверенности. В доверенности так же ставят свои росписи главный бухгалтер и директор и подкрепляют их печатью.

Доверенность, первый экземпляр накладной и второй экземпляр счета-фактуры отдают поставщику. Второй экземпляр накладной и первый экземпляр счета-фактуры отдают директору, так как она определяет розничную цену.

Цена - денежное выражение стоимости товара. На разных стадиях товарного обращения действуют соответствующие цены: оптовые, розничные, договорные, свободные и другие. В ООО "Мебель" товар реализуется по розничным ценам. Розничная цена - цена, по которой продается товар населению поштучно или мелкими партиями в розницу. Она включает в себя оптовую цену и наценку для покрытия торговых расходов розничной торговой фирмы и получения прибыли. Торговая наценка - добавленная стоимость к покупной цене товара, предназначенная для возмещения торговых расходов (издержек обращения), получения прибыли и уплаты налогов.

При учете товаров по продажным (розничным) ценам разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам, т.е. торговая наценка предприятий розничной торговли, учитывается отдельно на счете 42 "Торговая наценка".

При принятии к бухгалтерскому учету товаров по продажным ценам счет 42 "Торговая наценка" кредитуется на суммы торговой наценки (скидок, накидок).

На этом счете учитывают так же скидки, представляемые поставщиками торгующим организациям на возможные потери товаров, а так же на возмещение дополнительных транспортных расходов.

По проданным товарам, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п. суммы торговой наценки сторнируются по кредиту счета 42 "Торговая наценка" в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи» и иных соответствующих счетов.

Относящиеся к непроданным товарам суммы скидок (накидок) уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов суммы скидки (накидки) на остаток непроданных товаров в организации определяется по проценту, исчисленному исходя из отношений суммы скидок (накидок) на остаток товаров на начало месяца и оборота по кредиту счета 42 "Торговая наценка" (без учета сторнированных сумм) к сумме проданных за месяц товаров (по продажным ценам) и остатка товаров на конец месяца (по продажным ценам).

Аналитический учет по счету 42 "Торговая наценка" в ООО "Мебель" обеспечивает раздельное отражение сумм скидок (накидок) и разниц в ценах, относящихся к остатку товаров и к товарам отгруженным.

В учете делают следующие записи:

Дт 41 Кт 42 - учтена торговая наценка при оприходовании товара (по реестру розничных цен).

Дт 90 Кт 42 - списана торговая наценка по товарам, использованным при реализации (сторно) (товарный отчет формы № МХ - 20, №МХ - 20а.).

Дт 94 Кт 42 - списана торговая наценка по недостающим товарам (сторно) (сличительная ведомость формы № инв-19, специальный расчет).

Дт 98 Кт 42 (сторно) - включена в доходы будущих периодов сумма скидок (накидок), приходящаяся на долю недостающих товаров и тары (бухгалтерская справка)

Дт 41 Кт 42 (сторно) - отнесена на прибыль разница в ценах на излишек товара, выявленный при инвентаризации (сличительная ведомость формы № инв - 19, специальный расчет).

Продажная (розничная) цена товара представляет собой сумму цены поставщика и торговой наценки.

Продажная цена рассчитывается следующим образом:

Покупная цена товара = стоимость товара + торговая наценка + НДС

Реестр розничных цен в ООО "Мебель" содержит следующие реквизиты:

наименование организации

дату составления документа

порядковый номер реестра

подпись руководителя и печать организации

наименование товара, на который устанавливается торговая наценка

покупная цена товара

размер торговой наценки (без НДС)

сумма (НДС)

розничная цена за единицу товара

Оформленный реестр розничных цен служит документальным обоснованием начисления торговой наценки при оприходовании товара.

При оприходовании товара в учете ООО "Мебель" отражаются следующие проводки:

Дт 41 Кт 60 - оприходованы полученные от поставщика товары

Дт 19 Кт 60 - учтен НДС по оприходованным товарам

При оформлении реестра розничных цен в учете делается проводка:

Дт 41 Кт 42 - начислена торговая наценка на оприходованные товары (включая НДС).

Возможность включения транспортных и иных расходов, связанных с закупкой и транспортировкой товаров, в их учетную стоимость, определена пунктом 2.2. «Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и финансовых результатов на предприятиях торговли» (утвержденных по согласованию с Минфином России, письмом Комитета РФ по торговле 20.04.1995 г. № 1 - 550/32-2 и доведенных до сведения письмом Госналогслужбы России от 10.05.1995 г. №ЮБ - 6 - 17/256).

Торговую наценку директор ООО "Мебель" Годунова О.В. определяет исходя из условий поставки, закупочной цены, какие расходы были по закупке и реализации товара, уровень спроса на этот товар. Например, на товар, полученный от ЧП Антонова А.В. директор определила 40 % надбавки. Для этого она составила реестр, где сделала расчет, определила розничную цену и утвердила его.

Розничная цена = (1850 * 140%) / 100% = 2590

Розничная сумма 10 * 2590 = 25900 (эту сумму должны записать в приход материально ответственные лица).

При учете товаров по продажным ценам реализованная торговая наценка представляет собой валовой доход от реализации товаров и является расчетной величиной.

Списание реализованной торговой наценки производится с помощью метода «красное сторно»:

Дт 90 Кт 42 - сторнирована реализованная торговая наценка.

При реализации товара, учитываемого по продажным ценам, в учете торгового предприятия делаются следующие проводки:

Дт 50 Кт 90/1 - отражена реализация товара

Дт 90/3 Кт 68 - начислен налог с продаж, подлежащий к уплате в бюджет

Дт 90/3 Кт 68 - начислен НДС, подлежащий к уплате в бюджет

Дт 90/2 Кт 41 - списана себестоимость реализованных товаров (в продажных ценах)

Дт 90/2 Кт 42 - сторнирована реализованная торговая наценка

Дт 90/9 Кт 99 - выявлен финансовый результат от продажи товаров за отчетный месяц

Порядок списания суммы недостач в ООО "Мебель":

Дт 94 Кто 41 - списана сумма недостачи товара по продажным ценам

Дт 94 Кт 42 - сторнируется сумма торговой наценки, относящаяся к недостающим товарам.

Согласно накладных, счетов-фактур и реестра материально-ответственные лица делают разноску в книгу прихода товара материальных ценностей.

Так как приход товаров (документооборот) небольшой за месяц в ООО "Мебель" товарный отчет составляют один раз в месяц. Остаток на начало месяца берется с предыдущего отчета. в приход ставятся все документы за месяц в порядке получения, подсчитывают итог по приходу. В расходе записи делаются на основании квитанций о сданной выручке в кассу или счет-фактура, накладная и доверенность (при безналичном расчете). Затем подсчитывается итог по расходу, и выводят остаток на конец месяца. Т.е. остаток на начало (76925,64) плюс приход (31100) минус расход (18212) равно остаток на конец (89813,64).

В отчете указывают, сколько приложено документов. Затем в нем расписываются материально-ответственные лица. Отчеты сдаются в двух экземплярах в бухгалтерию.

Первый экземпляр вместе с документами после проверки остается в бухгалтерии, второй передается материально-ответственному лицу. При проверке отчета в бухгалтерии особое внимание обращается на наличие подписей, правильность заполнения отчета, прилагаемые документы. После этого бухгалтер ставит дату сдачи отчета и свою роспись. Затем он начинает проставлять корреспонденцию счетов, сверяет суммы отчета и счетов-фактур. Если все выполнено правильно, то бухгалтер ставит в отчете корреспонденцию в графе «отметки бухгалтерии».

В учете делаются записи:

Дт 41 Кт 60 - оприходование товара по цене поставщика

Дт 41 Кт 42 - оприходование торговой наценки

Так же проверяется остаток на начало месяца с Главной книги. Потом подсчитываются итоги по счетам. Общий итог равен итогу по приходу. По расходу только сдача выручки.

Дт 90/1 Кт 41 - выручка по реализованному товару.

Следующим этапом является подсчет итога по счету 90/1 и сверка с расходом. Потом выводится остаток на конец месяца. Бухгалтер ставит свою роспись в подтверждение проверки отчета и отдает второй экземпляр материально - ответственному лицу, которое расписывается в первом экземпляре.

После проверки отчета все данные бухгалтер записывает в журнал - ордер 2/2. сальдо берется из Главной книги или предыдущего журнала. Затем бухгалтер разносит по дебету счета 41 "Товары" итоги, корреспонденцию по приходу товарного отчета. Подсчитывается итого по приходу. То же самое делается и с кредитом счета 41 "Товары". Потом выводится сальдо на конец месяца. Данные журнала - ордера №2/2 сверяются с данными журнала - ордера №1 по счету 50 «Касса», счету 60 «Расчеты с поставщиками» журнал - ордер №6. после этого можно делать разноску в Главную книгу.

Наличие товаров в отделе согласно учетной политики один раз в год проверяют посредством их инвентаризации. Она проводится с целью выявления соответствия фактического наличия товаров с данными бухгалтерского учета.

Для этого директор ООО "Мебель" издает приказ о назначении комиссии, председателя комиссии, счетного работника и материально-ответственного лица, сроках проведения инвентаризации.

Комиссия опечатывает все подсобные помещения, снимает остаток в кассе и составляет акт. Материально-ответственное лицо составляет товарный отчет до учета, который затем визирует председатель комиссии, так же он визирует все документы, приложенные к отчету (ставит дату, номер, подпись).

Затем материально-ответственные лица дают расписку, что все документы по приходу и расходу включены в отчет. В процессе инвентаризации составляется инвентаризационная опись фактического наличия ценностей.

После подведения итогов по ведомости материально-ответственные лица дают расписку об отсутствии претензий к инвентаризационной комиссии.

В учете могут быть сделаны следующие записи:

если обнаружена недостача

Дт 94 Кт 41 - выявлена недостача

Дт 73 Кт 94 - недостача отнесена на материально-ответственное лицо

Дт 50 Кт 73 - погашена недостача материально-ответственным лицом

если обнаружен излишек

Дт 41 Кт 91 - сумма зачислена на доходы

На счете 44 «Расходы на продажу» (издержки обращения) отражаются все расходы, которые возникают в процессе движения товаров до потребителей. Сюда включают: расходы на перевозку товаров, оплату труда, содержание зданий, помещений, инвентаря, хранение и переработка товаров, реклама и др.

В учете ООО "Мебель" делаются следующие проводки:

Дт 44 Кт 60 - услуги вневедомственной охраны (акцептованные счета, акт о выполненных работах и др.)

Дт 44 Кт 60 - отражена стоимость разных услуг, включаемых в издержки обращения (акцептованные счета, акт об оказании услуг и др.)

Дт 44 Кт 41 - отражена стоимость товаров, использованных для собственных нужд (акт формы № Торг - 16)

Дт 44 Кт 71 - отражены в издержках обращения расходы подотчетных лиц (утвержденные авансовые отчеты формы АО -1)

Дт 44 Кт 76 - отражены расходы по доставке продукции до пункта назначения

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных расходов, связанные с продажей товаров.

В торговых организациях транспортные расходы распределяются между проданным и остатком товара на конец каждого месяца, т.е. списываются частично. А все остальные расходы, связанные с продажей товаров ежемесячно относятся на себестоимость проданных товаров. Аналитический учет в ООО "Мебель" по счету 44 «Расходы на продажу» ведут по видам и статьям расходов.

Заключение

В данной работе была рассмотрена тема «Учет товарных операций в торговле».

Вышеизложенный материал можно обобщить следующим образом и сделать определенные выводы, рекомендации, советы.

ООО «Мебель» находится по адресу г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, 38А. Форма собственности - частная. Основной вид деятельности ООО «Мебель» - розничная торговля.

По уставу в ООО "Мебель" основным видом деятельности является розничная торговля мебелью. В ООО "Мебель" товар реализуется по розничным ценам. При учете товаров по продажным (розничным) ценам разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам, т.е. торговая наценка предприятий розничной торговли, учитывается отдельно на счете 42 "Торговая наценка". На этом счете учитывают так же скидки, представляемые поставщиками торгующим организациям на возможные потери товаров, а так же на возмещение дополнительных транспортных расходов.

Торговую наценку в ООО "Мебель" определяют исходя из условий поставки, закупочной цены, какие расходы были по закупке и реализации товара, уровень спроса на этот товар.

Документооборот за месяц в ООО "Мебель" небольшой, поэтому товарный отчет составляют один раз в месяц. Отчеты сдаются в двух экземплярах в бухгалтерию. При проверке отчета в бухгалтерии особое внимание обращается на наличие подписей, правильность заполнения отчета, прилагаемые документы.

После проверки отчета все данные бухгалтер записывает в журнал - ордер 2/2. Сальдо берется из Главной книги или предыдущего журнала. Данные журнала - ордера №2/2 сверяются с данными журнала - ордера №1 по счету 50 «Касса», счету 60 «Расчеты с поставщиками» журнал - ордер №6. после этого можно делать разноску в Главную книгу.

Наличие товаров в отделе один раз в год проверяют посредством их инвентаризации. В процессе инвентаризации составляется инвентаризационная опись фактического наличия ценностей.

На счете 44 «Расходы на продажу» (издержки обращения) отражаются все расходы, которые возникают в процессе движения товаров до потребителей. Сюда включают: расходы на перевозку товаров, оплату труда, содержание зданий, помещений, инвентаря, хранение и переработка товаров, реклама и др.

На снижение реализации товаров оказывает влияние открытие новых рынков и магазинов. В результате чего снижается товарооборачиваемость товаров. Для улучшения финансового результата необходимо увеличить товарооборачиваемость. Для этого нужно проводить работу по поиску и привлечению поставщиков с более низким уровнем цен на предлагаемые товары. Необходимо проводить работу по рекламе магазина. Реклама- двигатель прогресса. Чем больше покупателей привлечено, тем выше товарооборачиваемость.

Снизить издержки обращения. Путями снижения издержек обращения можно считать ряд направлений:

. Расширение современных форм продажи товаров.

. Совмещение профессий.

. Механизация трудоемких процессов.

. Совершенствование аппарата управления.

. Улучшение использования торгово-технологического и холодильного оборудования;

. Уменьшение звенности товародвижения;

. Развитие прямых хозяйственных связей;

. Применение современных форм продажи товаров;

. Прогнозирование оборотных средств, оптимальное распределение оборотных средств;

. Материальная заинтересованность работников в рациональном использовании оборотных средств.

Необходимо проводить мероприятия по снижению расходов по товарным ресурсам и тары, для этого в установленные сроки проводится инвентаризация товарно- материальных ценностей, устанавливается соотношение товарной массы, проводить работу по устранению сверх нормативных потерь товаров и тары.

Для конкуренции с открывшимися рынками необходимо улучшить ассортимент товаров, за счет привлечения новых поставщиков, снизить уровень цен (уровень цен ниже рыночного) это позволит привлечь покупателей, товарооборот будет увеличиваться не за счет высоких цен, а за счет увеличения объема реализации товаров. Для повышения уровня коммерческой работы нужно провести работу с поставщиками о выполнении ими своих договорных обязательств. Изучить спрос населения на группы товаров и делать закупки товаров в соответствии спроса населения. Проведение этой работы поможет улучшить финансовый результат работы предприятия.

Рекомендации по совершенствованию деятельности и учета ООО "Мебель".

улучшение ассортимента товаров

привлечение новых поставщиков

использование безналичных расчетов

для ускорения товарооборота предоставлять кредиты

снижение цен

Список использованных источников

1. Закон «О бухгалтерском учете» № 129 - ФЗ

. «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ 10/99» от 06. 05.99 г. №10

. «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ 5/01» от 09.06. 2001г. №44-н

. «Методические рекомендации по БУ затрат, включаемых в издержки обращения на предприятиях торговли» от 20.04.95 №1- 550/32-2

. «Положение по ведению бухгалтерского учета в РФ» от 29.07.98 № 34-н

. «Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» от 10.07.96 №1-794/32-5.

. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88

. «Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета». Утверждена Минфином РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.

. Письмо Минэкономики России от 20.12.95 №7-1026

. Астахов В.П. « Теория бухгалтерского учета» - М.: 2003 г.

. Бакаев А.С. « План и корреспонденции счетов бухгалтерского учета. Типовые проводки» - М.: 2003 г.

. Волков Н.Г. «Бухгалтерский учет и отчетность на предприятии» - М.: 2002 г.

. Глушков И.Е. «Бухгалтерский учет на современном предприятии» - Н.: ЭКОР, 2004 г.

. Касьянова Г.Ю. «10 000 и одна проводка по новому Плану счетов» - М.: 2004 г.

. Кожинов В.Я. «Бухгалтерский учет» - М.: «Экзамен», 2002 г.

. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет. Пособие» - М.: ИНФРА - М, 2000 г.

. Новиченко П.П. «Бухгалтерский учет», М.: 2000 г.

. Петрова Ю.В. «Новый план счетов бухгалтерского учета. Комментарии, схемы, проводки». Пособие. - СПб.: «Дик», 2001 г.

. Рахмат З. «Бухгалтерский учет в рыночной экономике» - М.: 2004 г.

. «Главбух. Годовой отчет» - 2003 г.

. Учетная политика ООО "Мебель" от 04.01.2004 г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!