Комплимент в коммуникативном акте общения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,88 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Комплимент в коммуникативном акте общения

Содержание

Введение

. Понятие комплимента и его общая характеристика

.1 Понятие и сущность комплимента

.2 Принципы и цели комплимента в прямой коммуникации

.3 Роль комплимента в коммуникативном акте общения

. Принцип вежливости в речевом общении

.1 Речевое общение

.2 Принцип Вежливости

.2 Требования к употреблению комплемента

.3 Реакция на комплимент

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Комплимент являются неотъемлемым компонентом современной коммуникации, средством гармонизации как межличностного, так и межкультурного взаимодействия. Комплиментом интересуются различные области научного знания: психология, социология, лингвистика. Уделяет ему должное внимание и риторика - наука о средствах и способах убеждения.

Лексема «комплимент» в европейских языках появилась только в начале XVII, а в России - в начале XVIII века, поэтому объектом специального изучения и освещения в литературе комплимент стал, начиная с этого времени. Причиной этого послужила реформаторская деятельность Петра I. С введением новых светских форм развлечений, и в частности, ассамблей, широкое распространение в этот период получили правила хорошего тона. Именно в связи с этим в 1708 году появилась книга «Приклады, како пишутся комплименты разныя». В ней приводились образцы формул, которыми следует начинать письмо, выражать свои чувства к даме, формулы, удобные для заключения письма, а также образцы интимной, поздравительной и официальной переписки. В XIX веке сфера использования комплимента значительно расширилась. Он стал элементом устного этикетного общения и трактовался как особенная форма похвалы, знак склонности и привязанности.

После 1917 года в стране произошла смена системы ценностей и в центре внимания оказались совсем иные идеалы. В результате этого вплоть до 80-х годов ХХ в. комплимент не являлся объектом пристального внимания и специального изучения. Однако, уже начиная с начала 80-х годов, наблюдается рост интереса к данному речевому жанру.

Комплиментом в целях обучения искусству делового общения стала активно интересоваться практическая психология, которая рассматривает комплимент как необходимый компонент создания доверительной тональности общения, способствующий его эффективности (Шепель 1994; Шейнов 1997; Бодалев 1996; Борисов 1998 и др.).

Так как комплимент является одной из форм речевого этикета, некоторые аспекты его употребления освещаются в работах по речевому этикету В.Е.Гольдина, В.Г.Костомарова, Н.М.Фирсовой. В монографиях и учебниках по культуре речи русского языка, например, в работах В.В.Колесова (1988), А.Н.Васильевой (1990), А.А.Бурова (1996), А.К.Михальской (1996), Л.К.Граудиной (1998), М.Р.Львова (2000), Л.А.Введенской, Л.Г.Павловой, Е.Ю.Кашаевой (2004), О.Я.Гойхман (2005) и др., отражаются отдельные наблюдения по данной проблеме.

Имеются специальные исследования отечественных языковедов по изучению этикета русского языка (А.А.Акишиной, Н.И.Формановской, В.Е.Гольдина, А.Г.Гольдина, А.Г.Балакай, В.И.Гвазаевой, В.В.Кобзевой, Г.Р.Шамьеновой и др.). В этих исследованиях освещаются актуальные вопросы теории общения, вскрываются функциональные и категориальные сущности единиц речевого этикета.

В конце XX - начала XXI вв. русское общество вновь начинает переживать глобальные изменения, а вместе с ними снова начинает трансформироваться и комплимент. Возрос интерес языковедов к проблемам межличностной коммуникации и к вопросам повышения эффективности общения в ситуациях повседневной интеракции, что естественно в условиях значительного расширения международных контактов.

Комплимент же как элемент языковой культуры широко представлен в ситуациях повседневного речевого поведения и является одним из наиболее ярких и востребованных проявлений человека в ситуациях повседневного речевого взаимодействия. Поэтому вполне объясним интерес лингвистов к изучению данного речевого акта и появление в последние годы в языкознании работ, рассматривающих те или иные аспекты комплимента. Так, В.И.Карасик в монографии «Язык социального статуса» (1991) рассматривает комплимент в связи с категорией вежливости. Е.В.Зверева (1995) в своем исследовании сосредоточивает внимание на правилах речевого поведения, речевом этикете с точки зрения различения локальных понятий как маркеров социальных отношений коммуникантов по социальной ситуации и особому регистру общения. Л.Э.Безменова (2001) рассматривает комплимент как особый класс единиц речевого этикета. Е.В.Мурашкина (2004) посвящает свою работу проблеме комплексного описания регулятивной (диалогообразующей, диалогоформирующей и диалогонаправляющей) специфики единиц комплиментной коммуникации. О.А.Агаркова (2004) исследует прагматические аспекты комплиментарного высказывания как речевого оценочного акта с точки зрения его структурной организации и семантико-прагматического функционирования.

Как видим, комплимент привлекал и привлекает внимание целого ряда отечественных и зарубежных лингвистов, которые описывают и анализируют его отдельные аспекты, в т.ч. комплиментной коммуникации. При этом исследователи подчеркивают, что речевые акты с установкой на комплимент требуют дальнейшего изучения в силу их неопределенного коммуникативного статуса. Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность работы.

Объектом является комплимент в коммуникативном акте общения, а предметом анализ его коммуникативных функций.

Цель работы - раскрыть важность значения комплимента в коммуникативном акте общения.

Для достижения цели мы ставим следующие задачи:

рассмотреть понятие и сущность комплимента, а также его отличие от лести и похвалы;

определить принципы и цели комплимента в прямой коммуникации;

раскрыть роль комплимента в коммуникативном акте общения;

охарактеризовать принцип вежливости в речевом общении;

выявить возможные основные реакции на комплимент.

В работе использовались следующие методы: описательный; анализа; сравнительно-сопоставительный.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка и использованной литературы.

1. Понятие комплимента и его общая характеристика

.1 Понятие и сущность комплимента

Комплимент (фр.compliment) - это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв [24].

Комплимент (по В.В.Леонтьеву)- это этикетное высказывание, которое может быть использовано во многих ситуациях, требующих одобрительного комментария (толкования) [22].

Комплимент (по Ефремовой): это приятные, лестные слова, сказанные в чей-либо адрес [11].

Согласно словарям Ушакова и Брокгауза-Эфрона: «комплимент - это любезность, лестные слова, содержащие похвалу, фраза, содержащая нечто приятное для того, кому сказана».

Здесь следует отметить, что для определения понятия «комплимент» в современных толковых словарях, например, в «Словаре современного русского языка», в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова» и др., используется лексема лестный. Хотя она и является дериватом от существительного лесть, имеющего отрицательную коннотацию, одновременно является синонимом прилагательного приятный и сопровождается положительной коннотацией: «Лестный - содержащий похвалу; одобрение» [24].

Например: «Вам идет эта прическа» и «Вы самая красивая» - и в том и в другом высказывании содержится похвала (в комплименте содержится правдивая информация о достоинствах человека, лесть передает искаженную - преувеличенную информацию).

Комплимент - это небольшое преувеличение достоинства, которое каждый желает видеть в себе, благодаря которым срабатывает психологический феномен внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до тех качеств, которые подчеркнуты в комплименте. Получая комплимент, человек неосознанно стремится оправдать ожидания, что формирует ответную симпатию к вам, снимает его психологическую защиту и закрытость.

Лесть, в отличие от комплимента (небольшого преувеличения), представляет собой сильное преувеличение достоинств собеседника, как в вышеприведенном примере. И основная цель лести - получить какую-либо выгоду. Фокус внимания льстеца находится в себе, в своих потребностях и в своей корысти, ему нет дела до объекта лести, он просто его использует в своих целях. Льстецу не важно, нанесет ли он человеку ущерб своими словами, или возвысит его.

Лесть грубее и имеет больше шансов быть отвергнутой из-за вопиющей неправдоподобности. Многих лесть отталкивает. Хотя встречаются люди (и их, увы, не мало), которым лесть по душе. Слова «Не люблю комплиментов» относятся не к комплиментам, а к пародиям на них, к лести. Известно, что плохим исполнением можно испортить самую хорошую идею.

Таким образом, понятия «комплимента» и «лести» противопоставляются как выражение реально существующих достоинств собеседника, целью которого является доставить удовольствие собеседнику, не предполагая собственной выгоды и восхваления несуществующих или сильно преувеличенных достоинств собеседника с целью извлечь выгоду. Итак, между лестью и комплиментом можно выделить следующие основные отличия [26]:

лесть, как правило, прямолинейна, однозначна, проста и понятна, комплимент же предполагает разночтение, размышление, в ходе которого человек сам домысливает суть высказанного;

лесть подразумевает чрезмерное, вопиющее преувеличение положительных качеств личности, чаще всего приписывание достоинств, которых нет, комплимент же не допускает этого, он лишь опосредованно указывает на наличие у человека ряда положительных качеств;

комплимент способен вызвать у собеседника приятные чувства, лесть по своей природе может вызвать отторжение и спровоцировать обратную реакцию.

Таким образом, комплимент - это красивые слова, которые могут быть сказаны одним человеком - другому с целью дать ему понять, что определенные его качества вам нравятся, и человек вам симпатичен. Цель комплимента - передать отношение и положительные эмоции.

Главное отличие комплимента от лести - это цели или мотивация, с которой человек делает либо то, либо другое. Или он преследует личные, корыстные цели - то есть льстит. Или хочет поддержать отношения и сделать приятное собеседнику - говорит комплимент.

Однако граница между комплиментом и лестью является довольно зыбкой и зависит от коммуникативной ситуации и самих коммуникантов, точнее, от их возрастных и социальных характеристик, а также от личных взаимоотношений адресанта и адресата.

Отметим также, что кроме противопоставления «комплимента» и «лести» в лингвистической литературе происходит дифференцирование «комплимента» и «похвалы». Так, например, О.С.Иссерс говорит о том, что для похвалы основной целью является положительная оценка, а для комплимента - сообщить о благорасположении. Исследователь отмечает, что «для похвалы показателем успешности … является принятие оценки, показателем неудачи - ее отклонение», «для комплимента даже несогласие адресата с говорящим не означает неуспеха…», а также утверждает, что похвала предполагает оценку качеств, знаний, умений адресата и чтобы получить похвалу, нужно совершить нечто, проявив себя с положительной стороны. Комплимент же не ограничен в этом плане [14].

.2 Принципы и цели комплимента в прямой коммуникации

Коммуникация - это процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Комплимент относится к области контактологии, так как это речевое действие осуществляется в ситуациях, представляющий контактный тип взаимодействия участников коммуникации [21].

Для гармонизации общения важно, чтобы собеседники отдавали себе отчет в каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса, который представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев.

Важнейшими правилами общения считаются Принцип Кооперации П.Грайса и Принцип вежливости Дж.Лича [2].

Суть Принципа Кооперации состоит в требовании вносить коммуникативный вклад в речевое общение в соответствии с принятой целью и направлением разговора. Сам Грайс описывает принцип кооперации следующим образом: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога». Принцип кооперации включает 4 максимы:

максима полноты информации;

максима качества информации;

максима релевантности;

максима манеры.

Часто люди могут ответить на вопрос или неполно, или с упоминанием некоторых дополнительных сведений, которых вопрос не предполагал. Суть постулатов состоит в том, чтобы говорящий стремился сообщить именно необходимое собеседнику количество информации.

Если принцип кооперации характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то принцип вежливости - это принцип взаиморасположения говорящих в структуре речевого акта.

Суть Принципа Вежливости можно определить как тип социального взаимодействия, в основе которого лежит уважение к личности партнера. Дж. Лич, формулируя принцип вежливости, предусмотрел следующие максимы:

максима такта;

максима великодушия;

максима одобрения;

максима скромности;

максима согласия;

максима симпатии.

Следование этому Принципу Вежливости накладывает определенные требования на поведение членов общества, которые заключаются в том, чтобы учитывать интересы партнера, считаться с его мнением и желаниями, облегчать по возможности возлагаемые на него задачи. Ведь известно, что мы все чувствительны к комплиментам. Эта чувствительность проявляется в том, что человек, выслушивая приятные слова в свой адрес, испытывает особый вид удовольствия, реализуя при этом потребность в получении положительных эмоций. Эта потребность свойственна каждому, вот почему человек, делающий комплименты, - для окружающих желательный собеседник: ведь он является для многих источником положительных эмоций.

Целевой установкой комплимента в общении является стремление сообщить собеседнику о нём как личности нечто приятное, таким образом располагая его к себе и способствуя установлению и / или развитию социально-коммуникативного контакта. Эта этикетно-оценочная природа комплимента, развитая живым общением, проявляет себя в двух жанровых типах [8].

Комплимент первого типа выражает личностно-ориентированный подход к оценке, объектом которой является человек, как правило, близкий говорящему. Уточнённая цель такого комплимента заключается в стремлении выразить искреннее приятие личностных характеристик адресата, показать / подтвердить своё тёплое, дружеское отношение к нему, при необходимости откорректировать его эмоциональное состояние в положительную сторону, например:

Мужчина (подруге): А ты всё хорошеешь!

Подруга (удивлённо): Правда?!

Мужчина: Конечно, правда! День ото дня всё краше и краше! Прямо иногда так и задумаешься, бывает…

При близком общении малейшее проявление неискренности легко идентифицируется адресатом благодаря общим фоновым знаниям участников коммуникации, а потому крайне нежелательно. Особый положительный настрой, сопричастность с партнёром способствуют в таком случае появлению комплиментов ярких с точки зрения их нестандартности и образной насыщенности.

Второй тип - формальным, напротив, реализует собственно этикетную функцию высказывания. Его отличает невысокая степень близости коммуникантов, отсутствие истинной эмоциональности со стороны говорящего, стандартизированность языкового выражения (комплиментарные клише), а также факультативная искренность, на которой базируется оценка качеств, соответствующих реальному положению дел, например:

[Корпоративное посещение концерта. Множество людей у гардероба]. Начальник, женщина 45-ти лет (сотрудникам, громко): Рада, что вы пришли. Правильно, пусть все видят, какие красивые сотрудники в нашей редакции!

И всё же в норме комплиментарное высказывание должно обладать хотя бы внешним признаком эмоциональности, поскольку его автор сам апеллирует прежде всего к эмоциям, чувствам адресата, добиваясь с ним коммуникативного сближения.

Большое значение в этом смысле приобретает учет характера взаимодействия коммуникантов. Например, попытка использовать положительную оценку по отношению к незнакомому лицу или лицу, стоящему на более высокой ступени в социальной иерархии, без должного учёта социально-ролевых, ситуативных и прагматических параметров может обернуться коммуникативной неудачей, например:

[Беседа в автобусе]. Студент (молодому преподавателю): Ольга Владимировна, а почему вы на лыжах не ходите? Надо жить полной жизнью, ведь вы ещё так молоды!

Преподаватель (недовольно): Спасибо, Саша! Это очень мило с вашей стороны обратить внимание на мой возраст!

Таким образом, цель комплимента - доставить удовольствие собеседнику, тем самым запрограммировав его (воздействуя через подсознание на его эмоции и чувства) на дальнейшее сотрудничество.

.3 Роль комплимента в коммуникативном акте общения

Комплимент - простое, но мощное средство, помогающее устанавливать хорошие отношения с другими людьми. Их говорят по разным причинам, но все они обычно доставляют удовольствие и поднимают вашу самооценку [33]. Говоря комплимент, необходимо быть по возможности честным и откровенным, слова не должны содержать в себе ярко выраженной лести.

Когда мы произносим искренний комплимент, мы сосредотачиваемся на другом человеке, ищем в нем положительные качества, и наше мнение о нем растет. Считается, что когда человек говорит другому приятные слова, он поднимает собственную самооценку, потому что нужна определенная доля уверенности в себе, чтобы замечать хорошее в других людях и озвучивать эти мысли. Кроме того, внимательность и умение подмечать положительные качества в других поможет вам замечать больше хорошего в вас самих.

Умение делать красивые и уместные комплименты является важным достоинством человека в общении.

Рассматривая роль комплимента в коммуникативном акте общения, комплимент можно условно подразделить на два вида: светский и деловой [23].

Светский комплимент - это комплимент внешности, достоинствам человека. Он предназначен, как правило, для знакомых людей: родственников, близких, друзей, знакомых, коллег по работе. При этом необходимо подчеркнуть, что и по нынешним временам следует различать комплимент, адресуемый мужчине, и комплимент, адресуемый женщине.

Сделать комплимент женщине несколько проще. Можно похвалить ее внешность, одежду, духи, украшения и т. д. Комплимент мужчине - дело более сложное. На Западе принято хвалить загородную виллу, машину, верховую езду, игру в гольф и т. д. Собственность, ум, способности - вот основные темы для комплимента, предназначенного мужчине. Но во всех случаях комплимент всегда подчеркивает достоинства вашего собеседника.

Комплимент требует особого такта по отношению к адресату. С одной стороны, не следует особо увлекаться этой формой речевого общения, с другой - в некоторых случаях невысказанный комплимент может граничить с невежливостью. Например, если вы не сумели по достоинству оценить гостеприимство хозяев дома.

Светский комплимент очень распространен в неофициальной обстановке. Однако эта форма комплимента необходима и на уровне формальных отношений, особенно в сфере управления. Комплимент всегда обращен к собеседнику, ярко адресован, при этом «Я» говорящего несколько отступает в сторону, например:

«Вы прекрасно выглядите!», «Вам очень идет этот костюм» и т. п. В ответ на светский комплимент принято благодарить: «Благодарю вас», «Спасибо», «Вы очень внимательны» и др. Ответные реплики: «Вы мне льстите», «Это только комплимент» и другие считаются невежливыми. В любом комплименте должна быть заложена немалая доля правды.

Одна небольшая деталь. Если вы всегда только благодарите за комплимент, с довольным видом кивая головой: «Да, я такой», вы рискуете потерять расположение своих знакомых, друзей, коллег. В любой ситуации, почти в любом человеке можно найти, подчеркнуть что-то хорошее, достойное поощрения. Найдите повод для ответных слов одобрения, восхищения, признания своим близким друзьям, коллегам, знакомым.

Деловой комплимент - это обмен любезностями между сторонами, партнерами («я рад вас видеть» и т. п.). Деловой комплимент начинает и заканчивает любую деловую встречу, беседу, переговоры.

Для успеха в деловой коммуникации следует помнить: чем приятнее будет людям общаться, тем выше шанс удачно решить деловую проблему.

Прямой комплимент позволяет подчеркнуть «значительность» партнера, например: «Поскольку ваша фирма имеет прочные позиции на рынке компьютерных технологий, мы хотим вам предложить ...» или «Так как ваша фирма является крупнейшим поставщиком ВАЗа, мы хотим заключить с вами договор о ...».

В рамках взаимодействия, соблюдая этику деловых контактов, используя в контексте общения прием «комплимент», делая это ситуативно, уместно и адекватно ожиданиям партнера, можно расположить его к себе и даже «снять» негативную установку.

Вот несколько комплиментов для делового взаимодействия [19]:

Когда партнер сумел во время переговоров добиться большего, чем было намечено: «Как вам удается так расположить к себе людей?»

Когда партнер подметил что-то характерное и важное для фирмы у претендента на сотрудничество: «Я раньше не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях, вы - потрясающий аналитик!»

После длительных переговоров, завершившихся для вас удачно: «Всегда приятно иметь дело с таким партнером».

Партнеру, который неожиданно открыл вам на что-то глаза: «Общаясь с вами, можно многому научиться».

Партнеру, который был участником конфликта, возникшего по ходу дискуссии, но удержался от ответного выпада: «Как вы смогли воспитать в себе такую сдержанность?»

Партнеру, который, несмотря на трудности, довел дело до конца: «Вашей воле можно позавидовать!»

Партнеру, который все-таки добился своего: «Это прекрасно, что у вас такой настойчивый характер!» или «Вы такой целеустремленный человек! Как мне этого не хватает!»

Партнеру, который чем-то бескорыстно пожертвовал ради другого: «Меня подкупают ваши доброта и отзывчивость!»

Партнеру, который впервые достиг больших результатов в переговорах и сам смущен этим: «Вы скромничаете! Ваши способности давно всем известны!»

В письменном этикете комплимент - это выражение вежливости, которым заканчивается любое официальное и полуофициальное письмо. Комплимент в конце письма является обязательной частью корреспонденции. В письме употребляются следующие заключительные формулы вежливости: «С уважением ваш…», «Искренне ваш», «Преданный вам» и т.д.

По своему стилю и тону заключительные формулы вежливости должны быть гармоничны обращению и основному тексту письма. Так, если письмо начинается словами: «Уважаемые господа!», «Господа», то предпочтительными будут следующие заключительные формулы: «Искренне ваш», «С уважением» и т. д.

Таким образом, для успеха в коммуникативном акте общения следует помнить о том, что чем приятнее будет людям общаться, тем выше будет шанс удачно решить проблему. При этом комплименты позволяют:

показать партнерам, что вы ими интересуетесь;

человеку возможность осознать собственную значимость помогает быстрее получить желаемое;

оценить чей-то труд, признать его полезность и незаменимость, сказать приятные слова человеку создает условия для эффективного взаимодействия.

Тактично и вовремя сказанный, комплимент поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к собеседнику, к его предложениям, к общему делу.

Возникшие положительные эмоции связываются по закону ассоциации с их источником и переносятся на того, кто их вызвал, в следствие чего возникает притяжение к этому человеку. Хваля партнеров, мы помогаем им чувствовать себя значимыми в глазах других, создаем доброжелательную атмосферу делового контакта. Вызывая своими словами у партнера улыбку или приятное удивление, мы отвлекаемся от собственных проблем и поднимаем свое настроение. Наконец, чем больше комплиментов мы делаем людям, тем больше приятных слов возвращается к нам.

2. Принцип вежливости в речевом общении

.1 Речевое общение

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать, как прошлый, так и настоящий общечеловеческий опыт, явилось речевое общение.

Речевое общение - это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. Гармонизация общения начинается с удачного установления контакта между партнерами по общению.

Эффективность общения чаще всего связывают с коммуникативной стороной. Основной целью общения является выработка единой точки зрения между общающимися, установление согласия по поводу ситуаций и проблем, при этом важно, чтобы передаваемая информация была правильно понята. Умение точно выражать свои мысли и умение слушать являются составляющими коммуникативной стороны общения.

Немаловажным достоинством человека в речевом общении является умение делать красивые и уместные комплименты. Тактично и вовремя сказанный комплимент поднимает настроение у адресата, воодушевляют партнера и придают ему уверенность настраивает его на положительное отношение к собеседнику, к его предложениям, к общему делу.

И.Н.Формановская в своей работе «Речевой этикет и культура общения» выделяет девять правил ведения речи [31]:

доброжелательное отношение к собеседнику;

проявлять уместную в данной ситуации общения вежливость;

не ставить в центр внимания собственное «я», не навязывать собственных мнений и оценок;

не скупиться на языковые средства адресации, делать комплименты, постоянно поддерживая контакт внимания, понимания, интереса;

умело выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру;

следовать логике развертывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке, чтобы следствия вытекали из причин;

помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничены;

вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность и неофициальность обстановки.

Комплимент делается в начале разговора, при встрече, знакомстве, расставании, во время беседы; может относится как к внешнему виду, так и к отличным профессиональным качествам и умению осуществлять бизнес-общение, содержать общую положительную оценку, например [1]:

«Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно) выглядите».

«Вы так (очень) обаятельны (умны, находчивы, рассудительны, практичны)».

«Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель)».

«Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство)».

«Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их».

«С вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать)».

.2 Принцип Вежливости

Соблюдение Принципа Вежливости имеет целью добиться максимальной эффективности социального взаимодействия за счет «сохранения социального равновесия и дружественных отношений», причем считается, что в коммуникативной практике этот принцип играет более значительную роль, чем принцип кооперации [2].

В применении к речевой коммуникации Принцип Вежливости определяется как особая стратегия речевого поведения, направленная на предотвращение возможных конфликтных ситуаций, которая реализуется в процессе речи с помощью различных правил и тактических приемов. Дж.Лич выделяет шесть таких правил (максим):

) максима такта: «Своди до минимума усилия других», «Старайся увеличить выгоду для других»;

) максима великодушия: «Своди до минимума выгоду для себя», «Бери на себя все усилия»;

) максима одобрения: «Не хули других»;

) максима скромности: «Своди до минимума похвалу в свой адрес», «Хвали других»;

) максима согласия: «Избегай разногласий», «Стремись к согласию»;

) максима симпатии: «Будь благожелательным».

К этим максимам необходимо добавить и некоторые другие правила, формулируемые различными исследователями следующим образом: «Не навязывайся», «Не принуждай партнера», «Давай ему свободу выбора», «Не посягай на его права», «Не нарушай границ его личной сферы».

Данные максимы описывают стереотип речевого поведения, необходимый для рационального общения при условии сотрудничества коммуникантов.

Смысл Принципа Вежливости объясняется следующим образом:

если хочешь быть вежливым или по крайней мере выглядеть вежливым, будь в своем поведении и в своих высказываниях тактичен, великодушен и скромен, не относись к адресату неодобрительно и с антипатией и по возможности соглашайся с ним;

говори адресату по возможности о приятных для него вещах и избегай неприятных тем;

если же кто-то тебе неприятен, и ты хочешь дать ему понять это, не оскорбляй его, а вырази свою неприязнь в форме внешне безобидного иронического высказывания.

Таким образом, Принцип Вежливости может быть сформулирован следующим образом: «своди к минимуму (при прочих равных условиях) выражение невежливых мнений и суждений» [4].

Вежливость является относительным понятием и во многом определяется правилами, принятыми в различных ситуациях общения: то, что признается вежливым в одном коммуникативном контексте, может быть нейтральным в другом и неприемлемым в третьем. Поэтому следует знать, чтО и при каких обстоятельствах расценивается как вежливое.

Умением делать тонкие, изящные комплименты отличались, например, Александр Сергеевич Пушкин и фельдмаршал Кутузов [18].

.3 Требования к употреблению комплемента

В основе механизма действия комплимента лежит психологический феномен внушения. Человек поверит в свои способности, например, в то, что у него «светлая голова» или «золотые руки», если ему говорить об этом. К тому же легче поддается внушению тот, кто этого хочет, и проще всего внушить то, о чем человек мечтает.

В эффекте внушения посредством комплимента происходит как бы «заочное» удовлетворение мечты, которая затем может стать реальностью. Однажды матрос, работавший на одном из пассажирских судов, услышал от капитана: «А из тебя неплохой судоводитель получится». Эта скромная похвала вдохновила речника окончить ВГАВТ и стать капитаном дальнего плавания.

Но грань между похвалой, содержащейся в комплименте и банальностью всегда зыбка, её легко можно перейти, если не знать правил применения комплиментов.

А.Ю.Панасюк в книге «Управленческое общение. Практические советы» сформулировал правила, в которых раскрывается психологический механизм влияния комплимента [25]:

«Один смысл». Комплимент должен отражать только положительные качества человека. В комплименте следует избегать двойного смысла, когда, например, данное качество у человека можно считать и позитивным, и негативным. Например, в такой фразе, как «Я удивляюсь Вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа», явно нарушено правило «один смысл».

«Без гипербол». Отражаемое в комплименте положительное качество должно иметь небольшое преувеличение. Излишнее преувеличение достоинств человека вызывает у него недоверие и воспринимается как лесть.

«Высокое мнение». Важным фактором в результативности этого приема является собственное мнение человека об уровне развития отраженных в комплименте качеств. Если человек знает, что уровень указанного в комплименте качества у него выше, последствия будут носить отрицательный характер, т.к. нарушено правило «высокое мнение».

«Без претензий». Человек совершенно не стремится к совершенствованию данного своего качества. Более того, считает, что было бы плохо, если бы оно было выражено у него сильнее, чем есть. Если делается комплимент по поводу не имеющего для него значения качества, нарушается правило «без претензий».

«Без дидактики». Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать, т.е. утверждать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению. Такие комплименты, как «Твердость убеждений украшает мужчину», «Умейте отстаивать свои позиции» явно нарушают правило «без дидактики».

«Без приправ». Правило касается не самого содержания комплимента, а тех добавок, которые нередко следуют за ним. Например: «Выглядите Вы прекрасно, но сдали, конечно, в последнее время», «Руки у Вас золотые, но язык - враг Ваш». Такие «приправы» являются «ложкой дегтя» и снижают или вообще сводят на нет даже самый хороший комплимент.

Среди множества комплиментов есть форма, способная вызвать положительные эмоции даже у тех, кто находится на крайне отрицательных к вам позициях. Эта форма называется «комплимент на фоне антикомплимента самому себе», которая вызывает удовлетворение сразу двух потребностей вашего собеседника:

) потребности в усовершенствовании какой-то своей черты характера, способности, привычки, умения;

) потребность в удовлетворении своей установки на критику партнера по деловому разговору. И даже в ситуации, когда человек относятся к вам с недоверием, с помощью приема «золотые слова» можно расположить их к себе.

Например: «Вы так хорошо разбираетесь в компьютерах, что мне к этому просто нечего добавить» или «Вы так хорошо общаетесь с клиентами, а у меня это не всегда получается».

Существуют и особые требования к комплименту. Основными из них являются следующие [21].

. Комплимент должен строиться на фактической основе. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Отсутствие фактической основы делает комплимент, неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести. Если есть сомнение, поймет ли собеседник, о каком факте идет речь, то лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уже обыгрывать; его. Хуже всего, когда комплимент противоречит фактам.

Например, коллега не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли, а ему говорят, что он прекрасно выглядит. Эти слова будут восприняты как насмешка.

. Комплимент по возможности должен быть кратким. Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать одну- две мысли, не более. Быть простым по конструкции - значит быть заведомо понятым. Более того, не следует забывать, что убедительность легко потопляема в море слов.

. Комплимент не должен содержать поучений. Например: Ты замечательный помощник, мастер на все руки, но успеваемость надо подтянуть.

. В комплименте не должно быть двусмысленных оборотов. Двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента.

. Комплимент без эмпатии несовершенен. Только проявив эмпатию (сопереживание, сочувствие), можно понять; а что же собеседнику будет приятно услышать. Однако есть вещи, приятные каждому. Все хотят хорошо выглядеть (особенно женщины), быть умными (особенно мужчины), добиваться успеха, пользоваться уважением, признанием, любовью и т.д. Общение с человеком даст дополнительную информацию. Чем более персонифицирован комплимент, тем он ценнее, ибо полнее учитывает специфику конкретного человека. Таким образом, без сочувствия, сопереживания умения войти в мир мыслей и переживаний собеседника, комплимент не будет эффективен и естественен.

. Комплимент на фоне антикомплимента себе - эффективный комплимент. Он удачен и особо чувствителен, поскольку, возвышая другого, удается обратить внимание собеседника на свой неуспех. Для многих это важный показатель собственного достижения, а отчасти и превосходства.

Приведем несколько примеров. Один преподаватель говорит другому: «Как тебе удается говорить с заведующим кафедрой? Я вчера целый час его убеждал, и все без толку, а ты за пять минут решил тот же вопрос».

Другой пример: нужно сделать комплимент человеку, про которого известно только то, что это скряга, каких свет не видел. Включаем механизм эмпатии. И что удается увидеть: а считает ли он себя скрягой? Конечно же нет! Скорее наоборот - человеком бережливым, хозяйственным и рачительным. И, несомненно, гордится этим, осуждая других за расточительность. Вот и основа для комплимента: «Мне так не хватает вашей бережливости». Редко когда такой человек останется равнодушным к подобному высказыванию в свой адрес. В итоге результат не только налицо, но и на лице собеседника.

. Комплиментарность требует тренировки. Существует достаточно распространенное заблуждение, что говорить комплименты необходимо только «нужным» людям, т.е. тем, от которых нужно что-то получить. Не имея опыта делать комплименты «по пустякам», вряд ли можно добиться отточенного опыта комплиментарности по отношению к «нужному» человеку. Вот почему чтобы комплимент был удачным в нужной ситуации, необходимо его совершенствовать на «полигоне» повседневных 6ытовых взаимоотношений: начиная с собственного ребенка и заканчивая случайными прохожими на улице. Только в тренировках будет отточено изысканное мастерство комплиментарности. Практикой и только практикой достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и неотразимым.

. Ни дня без комплимента. Очень полезно поставить себе задачу: ни дня без комплимента. Комплимент, как известно, начинается с желания его сказать. Важно найти то, что нравится в собеседнике, что хотелось бы позаимствовать у него. И сказать об этом прямо. Люди обычно принимают комплименты благосклонно, ибо всякому приятно уже то, что ему говорят что-то хорошее. И легко прощают возможные промахи. Особенно если не будет посторонних свидетелей. Поэтому учиться делать комплименты лучше один на один.

Кроме того, следует учитывать половозрастные особенности собеседника. Делая комплименты окружающим, важно учитывать кто перед вами - мужчина или женщина, ребенок, юноша или пожилой человек.

Половые особенности продиктованы спецификой физиологических различий мужчины и женщины, характером протекания психических процессов, особенностями восприятия окружающей действительности, характером профессиональной деятельности и многим другим.

Для мужчины особо значимо: его умственные способности, собственное финансовое положение, успешность карьеры, социальный статус, целеустремленность, решительность и ряд других качеств, которые в идеале должны отражать имидж преуспевающего мужчины.

Для женщины, безусловно, ценно и значимо - это внешний вид, красота лица и фигуры, женственность, образование, финансовое положение (собственное или мужа), карьера (для «бизнес-леди»), внутреннее обаяние и еще очень многое, на что следует, умело обращать внимание, когда объектом комплиментов является женщина.

В заключение подведем итог сказанному двумя выводами:

Первый - мы все чувствительны к комплиментам. Да, действительно это так, и вряд ли можно найти исключения. Комплименты любят практически все, просто реакция на них у отдельных людей бывает не столь заметна.

Слабость к комплиментам объясняется тем, что комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека - потребность в положительных эмоциях. Собеседник, удовлетворивший эту потребность, действительно становится желанным партнером по общению.

Второй - польза от комплимента - всем. Сказать хороший комплимент собеседнику - означает расположить его к себе, понравиться ему. И когда комплимент приходится по душе партнеру, лицо его озаряется особой улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой имеет приятное обыкновение передаваться и автору комплимента. Это означает, что и вы также непроизвольно улыбнетесь и почувствуете, что и ваше настроение улучшилось. Так что польза от комплиментов - всем.

Как видим, противопоказаний и ограничений применению комплиментов практически нет. К тому же они намного действеннее, чем критика. Ведь, как гласит поговорка, искренняя похвала делает излишними сто порицаний.

Поэтому, говорите комплименты!

В таблице 1 представлены примеры комплиментов для делового взаимодействия [29].

Таблица 1 - Примеры комплиментов для делового взаимодействия

СитуацияКомплиментКогда партнер сумел во время переговоров добиться большего, чем было намеченоКак вам удается так расположить к себе людей?Когда партнер отметил что-то характерное и важное для фирмыЯ раньше не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях, вы потрясающий аналитик!В ответ на добрую улыбку, явно адресованную вамЗнаете ли вы, что ваша улыбка просто обезоруживает!После длительных переговоров, завершившихся для вас удачноВсегда приятно иметь дело с таким партнером!Когда беседа закончилась успешноДо чего же приятно взаимодействовать с таким интересным партнером!Партнеру, который неожиданно для вас открыл вам на что-то глазаОбщаясь с вами, можно многому научиться!Партнеру, который неожиданно для участников дискуссии блеснул эрудициейМеня всегда поражает широта вашего кругозора!Партнеру, который был участником конфликта, но удержался от ответного выпадаКак вам удалось воспитать в себе такую сдержанность?В ситуации, когда партнер легко мог «сорваться», но не сделал этогоВаша стойкость и выдержка меня всегда восхищают!Партнеру, который, несмотря на трудности, довел дело до концаВашей воле можно позавидовать!Партнеру, который все-таки добился своегоЭто прекрасно, что у вас такой настойчивый характер! Вы такой целеустремленный человек, как мне этого не хватает!Партнеру, который чем-то бескорыстно пожертвовал ради другогоМеня подкупают ваша доброта и отзывчивость!Партнеру, который вел переговоры в трудной, конфликтной ситуации и сумел их эффективно завершитьЗнаете ли вы, что ваша энергия просто заряжает других!Партнеру, сделавшему хороший доклад или сообщениеКакая у вас прекрасная речь! Слушать вас - одно наслаждение!Партнеру, который впервые достиг больших результатов в переговорах и сам смущен этимВы скромничаете! Ваши способности говорят за вас! (давно известны!)Партнеру, который в ходе дискуссии по памяти привел необходимые данные, интересную информациюУ вас энциклопедическая память! Ваша эрудиция поражает!Партнеру, сумевшему кого-то переубедитьВашей логике и умению убеждать можно позавидовать!Исполнителю, справившемуся с неприятной, рутинной работойЭто прекрасно, что у вас такой настойчивый характер!Человеку, нашедшему подход к сложному клиентуЯ раньше и не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях!Организатору различных мероприятийУверен, что в этом деле вас трудно превзойти!Мастеру на все рукиВерно говорят, у вас действительно «золотые руки»!

Каждый человек стремится услышать о себе что-то определенное, потому что именно конкретность комплимента позволяет человеку почувствовать его правдивость и искренность. Кроме того, большинство людей думают, что человек, заметивший какие-то нюансы нашей личности и отметивший их с помощью комплимента, на самом деле проявляет к нам искренний интерес.

Когда, говоря комплименты, мы постоянно комментируем совершенно очевидные положительные качества, это производит меньшее впечатление, чем если бы мы замечали скрытые черты. Чем больше скрытых «мелочей» замечают наши коллеги, партнеры по деловой коммуникации, тем более искренними кажутся их слова. Более того, делая такой искренний комплимент, мы не только помогаем человеку почувствовать наше уважение, но и сами понимаем, почему уважаем этого человека. Кроме того, комплимент оказывает положительное воздействие даже тогда, когда партнер относится к вам с неприязнью. В рамках делового взаимодействия, делая комплимент ситуативно уместно и адекватно ожиданиям делового партнера, можно расположить его к себе, изменить негативную установку.

.4 Реакция на комплимент

Комплименты нужно не только уметь говорить, но и уметь принимать. Обычно комплимент предполагает фатическую реакцию собеседника, то есть как средство установления и поддержания контакта между участниками беседы. Ответы на комплимент, могут быть двух типов: положительные или отрицательные. Стандартными типами реакций на комплимент считаются благодарность, выражение радости от полученного комплимента и ответный комплимент.

Благодарность. Например: «Ты самая, - я не нахожу других слов, - что ни на есть женщина, ты…прекрасная». - «Спасибо, мой родной». (Минчин 1993: 181).

Ответ адресата может также содержать выражение радости, удовольствия от полученного комплимента. Например: «Как вы хорошо поете, Витя». «Приятно слышать» (Арбузов. Иркутская история 1973: 255).

Реакцией адресата может быть и ответный комплимент: «Ты прекрасно выглядишь. Возмужал, возмужал…». «Вы тоже прекрасно выглядите, дядя Ваня» (Битов. Заповедник 1991: 466).

Встречается и такая реакция, как ответный комплимент с антикомплиментом самому себе , например: «Вон ты какой стал». «Какой?». «Умный». «Я-то умный? Ты - умный. Я - дурак дураком» (Арбузов. Иркутская история 1973: 242).

Адресат может выразить и согласие с комплиментом, сопровождаемое мотивировкой его справедливости. Мотивировка может быть как рациональной, так и эмоциональной. Рациональная мотивировка может быть проиллюстрирована следующим примером: «Какой вы имеете решительный характер». «О, да! Мы все женщины гораздо решительнее вас, господ мужчин…» (Писемский 1988: 377). Примером эмоциональной мотивировки справедливости комплимента: «О, да ты сегодня роскошная, Бэллочка!» «А что же! Не одной вашей Эммочке в панбархатах ходить!» (Минко 1972: 126).

Реакцией является и ироническое согласие с комплиментом, например: «Вы отважный». «А вы думали!» (Арбузов. Иркутская история 1973: 247).

В число реакций на комплимент входит и удивление: «Что же вы не танцуете, Нила? У вас хорошо получается». «Вам нравится?» (Салынский 1973: 560).

Реакцией на комплимент может быть его разоблачение со стороны адресата. Под разоблачением понимается вербальный комментарий адресата, выражающий его констатацию иллокутивного смысла комплимента. Например: «Вы же… вы же такая… такая красивая, что и сами не знаете. Верьте мне!». «Вовсе я не красивая. Вы преувеличиваете!» (Зарудный 1973: 466).

Отмечена также и невербальная реакция на комплимент, как положительная, так и отрицательная.

Таким образом, реакция на комплимент может вызывать как положительную, так и отрицательную иллокуцию (согласие/несогласие). Иллокутивное вынуждение, определяющее необходимость того или иного ответа, базируется на законах речевого общения.

Резюмируя вышеизложенное, кратко отметим, что комплимент надо уметь не только делать, но и достойно на него отвечать, иначе собеседник, если и не обидится, то уже не захочет в другой раз сделать вам приятное.

Как показывает практика делового взаимодействия, людям очень трудно бывает принять похвалу в свой адрес. Большинство автоматически отвергают комплименты, что делать не следует ни при каких обстоятельствах. Во-первых, вы обижаете того, кто вам сказал приятные слова, во-вторых, вы должны быть благодарны этому человеку: вы принимаете положительную оценку и начинаете верить ей. Поэтому, за комплимент всегда следует благодарить.

Общая формула ответа на комплимент: «Это благодаря вам!» Все искусство состоит в умении ее варьировать. Иными словами, необходимо вернуть психологический «плюс» собеседнику.

Кроме того, комплименты следует получать: с достоинством и благодарностью; слова благодарности нужно высказывать искренно; комментарии и вопросы (даже в ответ на комплименты двусмысленные, неуместные) лучше оставить при себе.

Принимая комплимент, не возражайте, но и не умаляйте своих достоинств.

похвала комплимент речевой общение

Заключение

Курсовая работа посвящена изучению одного из компонентов современной коммуникации - комплимента.

Итак, комплимент - это элемент речевого этикета, в котором содержится некоторое преувеличение положительных качеств человека, благодаря которым срабатывает психологический феномен внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до тех качеств, которые подчеркнуты в комплименте.

Отличие от похвалы: похвала направлена сверху вниз и констатирует факт положительного отношения к сделанной работе.

Отличие от лести: лесть направлена снизу вверх, всегда имеет корыстные цели.

По своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения, создания аттракции. Механизм комплимента включает в себя следующее: произнесение приятных слов, преувеличивающих качества собеседника, вызывание у него чувства удовлетворения, образование положительных эмоций, создание расположения к себе или к обсуждаемому вопросу.

Самый эффективный комплимент - это комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Такой контрастный метод побуждает собеседника к ответной любезности. А обмен любезностями - хорошее начало любого разговора (во всяком случае лучше, чем обмен колкостями и нападками).

Комплимент содержит в себе ряд смыслов и определенную технологию, которую нельзя нарушать:

во-первых, комплимент должен содержать только один смысл, избегать какой-либо многозначительности;

во-вторых, включая в себя некоторое преувеличение, комплимент не должен строить гиперболизацию на сопоставлении возможных противоположных свойств;

в-третьих, комплимент должен однозначно опираться только на собственное мнение;

в-четвертых, в комплименте не должно содержаться ни грана менторства, дидактики.

и, наконец, в-пятых, комплимент не должен содержать в себе той ложки дегтя, которая может испортить бочку меда.

Стиль комплимента различен. Он зависит от объекта (подчиненный, начальник, посетитель, женщина), от характера (комплимент о личных или деловых качествах), от ситуации и техники, предыдущего контекста разговора и в целом от всей исторической переменной данного вопроса или специфики личных взаимоотношений с объектом комплимента.

Итак, комплименты говорят для того, чтобы:

человек услышал в свой адрес комплимент по поводу определенного качества его личности;

благодаря функционированию установки на желательность этого качества оно на уровне подсознания принимается за реальность;

возникло чувство удовлетворения, которое всегда сопровождается возникновением положительных эмоций (чувство приятного).

Таким образом, в настоящее время соблюдение общепринятых в обществе норм коммуникативного взаимодействия требует от его участников знания и умения применять определенные технологии осуществления конкретных форм общения: обращение, приветствие, знакомство и представление, комплимент, разговоры по телефону; переговоры и др.

В процессе формального и особенно неформального общения манеры проявляются в технике речи, комплиментах. При этом недопустима лесть, тем более подхалимаж. Использование комплимента в общении требует определенного такта и чувства меры.

Практика доказала, что техника общения подвластна каждому, кто настойчиво упражняется, овладевая этим искусством.

Список используемой литературы

1.Балыхина Т.М. Курс русского языка и культуры речи / Т.М.Балыхина, М.В.Лысякова, М.А.Рыбаков. - М.: Изд-во РУДН, 2004. - 488 с.

.Барташова О.А. Соблюдение и нарушение принципов речевого общения в ситуациях деловой коммуникации: Учебное пособие / О.А.Барташова, С.Е.Полякова.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 48 с.

.Бишоф А. Секреты эффективного делового общения / А.Бишоф. - Пер. с нем. Е.А.Зись. - М.: Омега-Л, 2007. - 126 с.

.Богданов В.В. Речевое общение: Прагматические и семантические аспекты / В.В.Богданов. - Л.: Изд-во Ленинград.ун-та,1990. - 88 с.

.Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В.Бороздина. - 2-е изд. стереотипное. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 222 с.

.Васильева А.Н. Комплимент как средство речевой коммуникации / .А.Н.Васильева. - М.:ПРИОР, 2004. - 247 с.

7.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

8.Волынкина С.В. Комплимент в аспекте жанровых взаимодействий (на материале телевизионных ток-шоу) / С.В.Волынкина // Филология: Сборник науч. статей. - Красноярск: КрасГУ, 2006. - С.30-36.

.Гойхман О.Я. Речевая коммуникация / О.Я.Гойхман, Т.М.Надеина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 272 с.

.Деловое общение: Учеб. пособие / Под ред. Ф.Л.Шарова. - М.: МИЭП, 2007. - 108 с.

.Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 1. А-Л / Т.Ф.Ефремова - М.: АСТ, 2006. - 1168 с

.Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н.Зарецкая. - М.: Дело, 2002. - 480 с.

.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

.Иссерс О.С. Речевая тактика комплимента в разговорной речи / О.С.Иссерс // Речь города: Тезисы докладов Всероссийск. межвузовск. научной конференции. - Омск. - 1995. - С.179.

.Клюев Е.В. Речевая коммуникация / Е.В.Клюев. - М.: Рипол классик, 2002. - С.112.

.Колесников Н.П. Культура речи / Н.П.Колесников, Л.А.Введенская. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 448 с.

.Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет / М.В.Колтунова. - М.: Экономика, 2000. - 152 с.

.Комплимент. Учитесь женщину хвалить / Т.Басова // Родная газета. - №13(99). - 2005. - С.34.

.Коробкова С.Н. Этика делового общения: Сборник практических задач / С.Н.Коробкова. - СПб.: СПбГУАП, 2003. - 79 с.

.Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие / И.Н.Кузнецов. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 244 с.

.Курбатов В.И. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях / В.И.Курбатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

.Леонтьев В.В. Комплимент как жанр личностного типа дискурса / В.В.Леонтьев // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2000. - С. 200-207.

.Маркова О.Ю. Психология делового общения / О.Ю.Маркова. - СПб.: СПбГЭТУ, 2003. - 114 с.

.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. - 944 с.

.Панасюк А.Ю.Управленческое общение. Практические советы /А.Ю.Панасюк. - М. Экономика, 2000. - 112 с

.Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация / В.Н.Панкратов. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - 208 с

.Прияткина А.Ф. Русский язык и культура речи / А.Ф.Прияткина. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 165 с.

.Русский язык и культура речи. Учебник / Под. ред. проф. В.И.Максимова. - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.

.Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие / Е.Н.Скаженик. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 101 c.

.Титова Л.Г. Деловое общение: Учеб. пособие / Л.Г.Титова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 271 с.

.Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 2002. - 160 с.

.Шенкевец Н.П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Н.П.Шенкевец. - Благовещенск: Издательство «Зея», 2006. - 188 с.

.Этикет от А до Я / автор-составитель Н.В.Чудакова. - М.: АСТ, 1999. - 112 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!