Питер Пауль Рубенс и Рембрандт
1999
г.
Питер Пауль Рубенс
Питер
Пауль Рубенс, знаменитый живописец первой половины XVII века, был сыном богатой
и кипучей Фландрии.
Рубенс
родился 28 июня 1577 года в семье адвоката, в небольшом немецком городке –
Зигене, куда его отец эмигрировал в период буржуазной революции во Фландрии в
1568 году. Семья Рубенса вернулась на родину лишь в 1589 году, после смерти
отца. Петер Пауль учился живописи у художников Верхахта, Норта и Вениуса. Много
времени посвятил он изучению антиков, вписывал в себя и постигал творения
Леонардо, Микеланджело, Джорджоне, Тициана, Караваджо. В 1609 году он
становился придворным живописцем. Правителей Южный Фландрии – инфаты Изабеллы и
эрцгерцога Альберта.
В
1610-1612 годы Рубенс создает свои знаменитые алтари “Водружение креста” и
“Снятие креста”. Постепенно в творчестве художника усиливаются драматизм,
движение, экспрессия “Союз Земли и Воды” около 1615 года, “Похищение дочерей
Левкиппа” около 1615-1617 годов, “Охота на львов” около 1615 года, “Битва
амазонок” около 1618-1620 годов. Художник пишет множество картин на
мифологические, библейские и аллегорические темы, прославляя красоту человека,
его силу, энергию, жизнелюбие.
К
Рубенсу рано приходит известность. Он выполняет многочисленные заказы европейской
знати. В 1621-1625 годах он пишет для французского двора, серию из двадцати
трех картин “Жизнь Марии Медичи”, предназначенную для украшения галереи
Люксенбурского дворца.
В
1609 году он женился на Изабелле Брант, умершей в 1626 от чумы. Спустя четыре
года в 1630 году он приводит в дом новую жену, шестнадцатилетнюю красавицу
Елену Фоурмен. В своем роскошном доме в Анверпене Рубенс выстроил огромную
мастерскую и жилое помещение для учеников. Среди них – один из известнейших
учеников – Ван Дейк. Обычно ученики помогали Рубенсу выполнять многочисленные
заказы. Лишь в последние годы жизни большую часть картин выполняет сам, особенно
высоко знаменитая “Шубка” – интимный портрет Елены Фоурмен, написанный в 1638
–1640 годах.
Скончался
Рубенс 30 мая 1640 года.
Рембрандт
Великий
Рембрандт родился в семье мельника в голландском городе Лейдене в семье
мельника. Он закончил Латинскую школу, затем в 1620 году поступил в Лейденский
университет. Но занятия мало увлекали Рембрандта, мечтавшего стать художником.
Поэтому в 1621 году он уходит из университета и становится учеником местного
живописца Сваенбюрха. Спустя три года молодой художник переезжает в Амстердам,
чтобы продолжить обучение у известного художника “исторического жанра” –
Питера Ластмана.
В
1625 году Рембрандт возвращается в Лейден и открывает свою мастерскую. В это
время он пишет много портретов членов своей семьи – матери, отца, сестры и
автопортреты. Вскоре после возвращения Рембрандта в Лейден у него появляется
ученик – известный впоследствии художник Герард Доу.
Вначале
1630-х годов Рембрандт переселяется в Амстердам, где очень быстро достигает известности.
Однако, даже выполняя заказы, которых в то время у него было множество, Рембрандт
одержим всегда одной мыслью – усовершенствовать собственное мастерство. Нередко
его художественные изыскания вызывают недовольство заказчиков. Первой картиной
принесшей ему известность, был “Урок анатомии доктора Тульта”, 1632 год.
В 1634 году Рембрандт женится на дочери юриста Саскиии
ван Эйленбюрх. С этого начинается самая счастливая пора жизни художника:
обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов. Живописец
часто пишет молодую жену “Флора” 1634 год, “Автопортрет с Саскией на коленях”,
1639 год. Но счастье недолго улыбалось Рембрандту: в 1642 году Саския
скончалась, оставив маленького сына Титуса.
Моральная подавленность и овладевшая Рембрандтом
страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Этому
способствовало и изменение прописанной светлой живописью. Рембрандт же, никогда
не уступавший вкусам заказчиков интересовался контрастами света и тени,
сосредотачивая свет в одной точке и, оставляя остальные части полотна в
полутени и тени “Ночной дозор”, 1642 год и др.. Заказов становилось все меньше.
Новая подруга его жизни Сендрикье Стаффельс (ее портрет, написанный в середине
1650-х годов – один из самых поэтичных портретов художника) и его сын Титус
основали в помощь художнику компанию по торговли картинами и антиквариатом. Но
их усилия оказались тщетными. Дела шли все хуже. В начале 1660-х годов умерла
Гендрикье, а через несколько лет и Титус.
Однако, несмотря ни на что художник продолжает работать.
В эти особенно тяжелые года он создает ряд замечательных работ: “Синдики”,
1661-1662 годы, “Возвращение блудного сына”, 1668-1669 годы, поражающие
внутренним драматизмом.
Величайший художник умер в крайней
бедности 4 октября 1669 года.