Характеристика налогов, взимаемых с организации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,99 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика налогов, взимаемых с организации

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты налогов взимаемых с организации

.1 Сущность, формы и методы налогообложения

1.2 Сущность и оформление налоговой политики предприятия

.3 Оценка эффективности налоговой стратегии предприятия

1.4 Определение налоговой нагрузки предприятия

Глава 2. Анализ налоговых платежей, взимаемых с предприятия

.1 Анализ механизма исчисления и уплаты основных налогов с предприятий и организаций на примере ОАО «БЭНЗ» и ООО «Бриг - Виза»

.2 Сравнительный анализ налоговой нагрузки на предприятиях различных форм собственности и сфер деятельности на примере ОАО «БЭНЗ» и ООО «Бриг - Виза»

Глава 3. Проблемы и перспективы оптимизации системы налогообложения предприятия

3.1 Проблемы оптимизации системы налогообложения предприятия

.2 Методы оптимизации налогов

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

налогообложение предприятие

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодня каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги, что при неграмотном подходе и системных ошибках оборачивается лишними затратами и проблемами с законом. Поэтому необходимо проводить оптимизацию налогообложения предприятия, что сделает доходы максимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие с законодательством.

Налогоплательщики являющиеся юридическими лицами обязаны:

-        уплачивать законно установленные налоги;

-        встать на учет в налоговые органы;

          вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

          представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

          представлять налоговым органам и их должностным лицам в определенных случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

          выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

          предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

          в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные предприятием доходы и расходы;

          нести иные обязанности, предусмотренные законодательством.

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть факты, касающиеся налоговой политики на предприятии, выбора способов ее оптимизации, с которыми сталкиваются предприятия на этом пути.

Основными задачами работы являются:

-        изучение теоретических основ налогообложения юридических лиц;

анализ нормативно-правовой базы регулирующей налогообложение предприятий;

-        анализ налоговых платежей, взимаемых с предприятия за анализируемой период;

          обобщение зарубежного опыта налогообложения предприятий;

          обобщение перспектив развития налогообложения предприятий и разработка рекомендации по оптимизации налогообложения предприятий.

Объектом исследования в данной работе является общество с ограниченной ответственностью ООО «БЭНС» и ООО «Бринг-Виза».

Предметом исследования является действующая практика налогообложения предприятий и перспектив оптимизации системы налогообложения анализируемых предприятия.

Практическая направленность работы заключается в том, что данная работа может быть полезна как юридическим, так и физическим лицам, в данной работе проведен детальный анализ налогообложения юридических лиц.

Глава 1. Теоретические аспекты налогов взимаемых с организации

.1 Сущность, формы и методы налогообложения

В современном обществе налоги - это основной источник доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части федерального, региональных и местных бюджетов любой развитой страны. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным в законном порядке. [15,С.120].

Налогообложение организаций осуществляется в соответствии с частью первой и второй Налогового кодекса РФ, отдельными федеральными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов, а также используются нормативные документы ФНС РФ.

В соответствии с действующим налоговым законодательством в РФ классификацию налогов взимаемых с организаций можно представить в виде следующих групп: прямые налоги и косвенные налоги. Прямые налоги уплачивают непосредственно налогоплательщики при получении ими доходов (прибыли). Косвенные налоги оплачиваются в конечном счете потребителями товаров (работ, услуг).

В соответствии с налоговым законодательством в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы. Федеральными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории РФ, региональными - обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, а муниципальными - обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Различают следующие формы налогообложения: общий, специальный режим налогообложения. В общую систему налогообложения организаций входят следующие налоги: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество юридических лиц, транспортный налог и земельный налог, ЕСН.

К специальным налоговым режимам относятся:

·        Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

·        Система налогообложения в свободных экономических зонах;

·        Система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;

·        Система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции;

·        Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Метод налогообложения - это порядок применения налоговой ставки, размер которой меняется в зависимости от роста налоговой базы.

Известны четыре основных метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества. Налоговая ставка совпадает с налоговым окладом. Равное налогообложение было широко распространено в средневековье. В современных условиях оно используется редко. В Российской Федерации данный метод используется при построении некоторых местных налогов (сбор за уборку территорий, налог на содержание милиции и другие), когда величина налоговой ставки определяется кратно законодательно установленному минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Равное налогообложение обеспечивает простоту исчисления и взимания налогов. Однако рассматриваемый метод считается несправедливым, так как он совершенно не учитывает платежеспособности налогоплательщиков. Налоги, построенные по равному методу, наиболее тяжелы для малоимущих и легки для лиц с большими доходами.

Метод пропорционального налогообложения. Русский экономист начала XX в. Д. Боголепов так определяет метод пропорционального налогообложения: «Пропорциональным называется такой налог, в котором уплачивается одинаковая сумма с каждой квоты (единицы) обложения, например, по рублю с каждой сотни рублей». Налоговая ставка при пропорциональном методе может быть как в твердой, так и в долевой форме.

Суть метода заключается в том, что величина ставки одинакова для всех плательщиков. Однако уплачиваемый налоговый оклад будет различным. Его величина зависит от размера объекта обложения. Чем больше величина объекта (дохода или имущества), тем при равной ставке больше сумма налогового обязательства. Метод пропорционального налогообложения считается более справедливым, так как он учитывает платежеспособность налогоплательщиков. Однако и при пропорциональном методе налоговое бремя ослабляется по мере роста дохода плательщика. Пропорциональный метод налогообложения получил широкое распространение в эпоху Великой французской революции. В настоящее время по пропорциональному методу построено подавляющее большинство налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и др.).

Метод прогрессивного налогообложения. «Прогрессивным называется налог, в котором с увеличением квоты увеличивается и ставка налога. Например, с сотни рублей взимается один рубль, а с двухсот рублей - уже не два, а три и более и т. д.»1. При прогрессивном налогообложении плательщики могут платить налоги по разным ставкам. Величина ставки зависит от размера дохода или имущества. Чем больше доход (имущество), тем выше ставка налога и больше сумма налогового оклада.

Теории прогрессивных налогов получили развитие во второй половине XIX в. под влиянием экономического развития и борьбы рабочего класса. Широко использовалось прогрессивное налогообложение и в эпоху Великой французской революции.

В настоящее время используются три формы прогрессии: простая поразрядная, относительная поразрядная, сложная.

При простой поразрядной прогрессии доходы делятся на разряды (классы). Для каждого разряда указывается «вилка» доходов (минимальная и максимальная величина дохода) и твердая сумма налогового.

Для простой поразрядной прогрессии характерен резкий скачок суммы налога при переходе в следующий разряд, что ведет к несправедливости. Получатель дохода в 999 руб. заплатит налог в сумме 1 руб., а получатель дохода 1001 руб. заплатит уже 10 руб. Получается, что при росте дохода на 2 руб. налог увеличивается в 10 раз.

Относительная поразрядная прогрессия построена следующим образом. Облагаемая налогом база также делится на разряды. Каждому разряду присваивается своя ставка налога (в денежной или процентной форме).

разряда сохраняется пропорциональность обложения, однако при переходе к следующему разряду, так же как и при простой прогрессии, происходит резкий скачок. Кроме того, возможны случаи, когда у владельца высокого дохода после уплаты налога останется в распоряжении сумма меньше, чем у владельца низкого дохода. Эта несправедливость устраняется применением сложной прогрессии.

Сложная прогрессия на сегодняшний день считается наиболее полно удовлетворяющей требованию справедливости в налогообложении физических лиц. При сложной прогрессии возросшая налоговая ставка применяется не ко всей налогооблагаемой базе, а лишь к той ее части, которая превышает предыдущий разряд. Рассмотрим сложную прогрессию на примере подоходного налога, взимаемого с физических лиц в России.

Прогрессия в налогообложении может носить не только явную, но и скрытую форму. Фактическая прогрессия может достигаться посредством установления неодинаковых сумм вычетов из облагаемого дохода (для низких доходов устанавливают более высокие суммы вычетов, чем для высоких доходов).

Метод регрессивного налогообложения заключается в том, что для более высоких доходов устанавливаются пониженные ставки налога. В явном виде регрессивное налогообложение сегодня не применяется. Однако регрессия налогообложения может носить скрытый характер. Скрытая форма регрессии присуща косвенным налогам. Именно по этой причине косвенное налогообложение признается несправедливым.

1.2 Сущность и оформление налоговой политики предприятия


Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

Поведение хозяйствующего субъекта определяет главная цель предпринимательской деятельности - увеличение совокупного дохода. Наряду с развитием производства, совершенствованием организации и управления, внедрением новейших технологий и оборудования предприятия стремятся увеличить доход за счет облегчения налоговой нагрузки, изыскания рациональных и законных способов снижения налоговых платежей. Такая задача решается по следующим направлениям:

. Выбор видов деятельности, которые обеспечат приемлемую величину налоговой нагрузки на предприятие.

. Определение оптимальных с точки зрения хозяйствующего субъекта способов и сроков уплаты налогов, сборов и других налоговых платежей.

. Выбор направлений распределения и использования прибыли, осуществления инвестирования финансовых ресурсов, которые позволят иметь благоприятные для предприятия налоговые последствия[17,С.56].

Целенаправленная налоговая политика в значительной степени зависит от знания работниками, ответственными за исчисление и уплату налогов, того, какие налоги, в какие сроки и куда необходимо уплатить, от умения этих работников разбираться в существующих законных способах снижения налоговых выплат. Знание налогового права и текущего налогового законодательства позволяет осуществлять грамотное планирование налоговых платежей и доходов.

Налоговое планирование в общем смысле представляет собой реализацию налогоплательщиком права использования всех возможных средств для уменьшения возложенного на него государством налогового бремени, основывающуюся на принципах законности, оперативности и оптимальности. Соблюдение этих принципов предопределяет характер и содержание предпринимательской деятельности, создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность возникновения ответственности за налоговые правонарушения.

Принцип законности выделяется в качестве основополагающего. Имеется в виду неукоснительное и строгое соблюдение требований налогового законодательства при определении налоговых обязательств предприятия, исчислении и уплате налогов. В связи с принятием и введением в действие части первой Налогового кодекса, ответственность за налоговые правонарушения рассматривается как самостоятельный вид юридической ответственности. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. За нарушение законодательства о налогах и сборах должностные лица могут нести налоговую, административную или уголовную ответственность.

Принцип оперативности налогового планирования заключается в том, что разработанная предприятием налоговая политика должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений в действующей системе налогообложения. При этом могут корректироваться не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а также направления всей хозяйственной деятельности.

Особенности российской политической и экономической системы - ее нестабильность, непредсказуемость, противоречивость принимаемых органами государственной власти законов и решений, в том числе и в сфере налогообложения. Поэтому предприятиям необходимо учитывать такой вероятный фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике, введением новых видов налогов и сборов, изменением налоговых ставок и штрафных санкций, отменой налоговых льгот.

Предприятия, исходя из принципа оперативности налогового планирования, должны учитывать возможные не только внешние изменения, но и внутренние, которые могут коренным образом повлиять на его налоговую политику.

Сущность принципа оптимальности налогового планирования в том, что использование механизмов, уменьшающих размеры налоговых обязательств, не должно приводить к ущербу интересам собственников предприятия и стратегическим целям развития. Один из главных вопросов налогового планирования - поддержание оптимального соотношения между налоговыми платежами и той частью прибыли, которая остается в распоряжении предприятия для осуществления инвестирования и обеспечения финансовой устойчивости.

Таким образом, налоговое планирование является важнейшей составной частью налоговой политики предприятия.

1.3 Оценка эффективности налоговой стратегии предприятия

Необходимость, целесообразность проведения тактических налоговых мероприятий возникает в основном у предприятий, налоговая нагрузка на которые превышает 30% в добавленной стоимости выпущенной продукции. Такая фискальная нагрузка на промышленные предприятия не позволяет осуществлять цикл воспроизводства продукции в полном объеме, т.к. отчисления в государственный бюджет начинают производиться не только за счет прибыли, но и за счет ресурсов на замещение физически и морально устаревших технологий, а также значительными изъятиями из бюджетов домашних хозяйств. Достижение поступательного развития экономики, НТП в связи с этим становится возможным лишь при условии привлечения дополнительных денежных ресурсов со стороны. А учитывая неразвитость рыночной инфраструктуры, инвестиционного климата, привлечение инвестиций хозяйственными субъектами и домашними хозяйствами происходит, за редким исключением, за счет государства (например, посредством завышения отпускных цен предприятий ВПК, образования кредиторской задолженности, многочисленности льгот и т.п.). Следствием этого является асимметричная структура российской экономики с гипертрофированной ролью государства во всех сферах экономики. Для достижения большей степени свободы, независимости от воли отдельных государственных чиновников руководству и собственникам промышленных предприятий необходимо задуматься о построении адекватной сегодняшним реалиям системы налогового учета и контроля, способных уменьшить негативные последствия высокой налоговой нагрузки. Отсюда учет налоговых изъятий при составлении тактических планов - насущная необходимость[18,С.67].

Оценка эффективности разработанной налоговой стратегии является заключительным этапом стратегического налогового планирования на предприятии и проводится по следующим основным параметрам:

-        согласованность налоговой стратегии предприятия с общей стратегией его развития. В процессе такой оценки выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов в реализации этих стратегий;

-        согласованность налоговой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней среды. В процессе этой оценки определяется, насколько разработанная налоговая стратегия соответствует прогнозируемому развитию экономики страны, изменениям налоговой политики государства и конъюнктуры финансового рынка в разрезе отдельных ее сегментов;

          внутренняя сбалансированность налоговой стратегии. При проведении такой оценки определяется, насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые стратегические нормативы предстоящей деятельности по налоговому планированию; насколько эти цели и нормативы корреспондируют с содержанием налоговой политики по отдельным аспектам налогового планирования; насколько согласованы между собой по направлениям и во времени мероприятия по обеспечению их реализации;

          реализуемость налоговой стратегии. В процессе такой оценки, в первую очередь, рассматриваются потенциальные возможности предприятия в формировании финансовых, интеллектуальных и технико-организационных ресурсов для решения поставленных задач налогового планирования;

          приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией налоговой стратегии. В процессе такой оценки необходимо определить, насколько уровень прогнозируемых налоговых рисков, связанных с деятельностью предприятия, обеспечивает достаточное равновесие в процессе его развития и соответствует налоговому менталитету его собственников и ответственных за налогообложение менеджеров. Кроме того, необходимо оценить, насколько уровень этих рисков допустим для финансовой деятельности данного предприятия с позиций возможного размера финансовых потерь (налоговых санкций, пеней за несвоевременную уплату налогов);

          результативность разработанной налоговой стратегии. Оценка результативности налоговой стратегии может быть проведена прежде всего на основе прогнозных расчетов финансовых коэффициентов, а также исходя из динамики показателя доли налоговых отчислений в добавленной стоимости. Наряду с этим могут быть оценены и нематериальные результаты реализации разработанной стратегии - рост деловой репутации предприятия; повышение управляемости денежных потоков; повышение уровня социальной удовлетворенности прилегающей внешней среды и др. [2,С.80]

Налоговый план - это заранее разработанная система мероприятий оперативного, тактического и стратегического уровней, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения намеченных налоговых нововведений.

Налоговый план, с одной стороны, является неотъемлемой частью финансового плана (бюджета) предприятия, он должен содержать, в конечном итоге, график оптимизированных налоговых платежей, которые в финансовом плане признаются расходами организации. Кроме того, налоговый план в определенной мере взаимодействует с планом маркетинга (например, в части предпочтительности маркетинговой экспансии в регионы с наиболее благоприятным режимом налогообложения), капиталовложений и НИОКР. С другой стороны, налоговый план - это самостоятельный документ, регулирующий управленческую деятельность по оптимизации налоговых изъятий в государственный бюджет с предприятия.

Реализация мероприятий, закрепленных в налоговом плане - четвертый этап процедуры налогового планирования, - должна контролироваться по мере выполнения предусмотренных шагов и действий, расхождения между планируемыми и достигнутыми фактическими результатами подлежат обязательному анализу, на основании которого выявляются причины возникших несоответствий, после чего в налоговом плане производятся необходимые корректировки, призванные учесть негативные моменты в будущем.

1.4 Определение налоговой нагрузки предприятия

Налоговое планирование - это допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения налоговых обязательств, планирование финансово - хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей[3,C.33].

Под налоговым планированием так же понимают выбор хозяйствующим субъектом вариантов различных правовых конструкций (системы налогообложения, вида договора, учетной политики и др.) с целью снижения налоговой нагрузки.

Дистанция между существующей и критической налоговой нагрузкой вынуждает налогоплательщиков анализировать действующую систему налогообложения. В этой связи под налоговым планированием следует понимать способ выбора оптимального сочетания инструментов, снижающих налоговую нагрузку в рамках действующего налогового законодательства, учитывая существующие возможности в процессе управления налоговыми платежами.

Практика становления и развития налоговой системы, как в зарубежных странах, так и в России показывает, что введение новых налогов или изменение порядка уплаты действующих автоматически вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную на снижение налоговой нагрузки.

Данная зависимость имеет объективные причины существования, среди которых можно выделить две, наиболее значимые:

чем меньше сумма налогов, тем больше финансовых ресурсов остается в распоряжении налогоплательщиков;

чем ближе к установленному сроку платежа уплачены налоги, тем дольше денежные средства находятся в обороте хозяйствующих субъектов[4].

Как результат, снижение налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика.

Поэтому можно говорить о необходимости анализа уровня налоговой нагрузки в процессе налогового планирования.

Категория «налоговая нагрузка» по-разному трактуется представителями экономической мысли.

Так, под налоговой нагрузкой, очень часто, подразумевается соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) организации.

Так же термин «налоговая нагрузка» трактуется как «совокупность инструментов государства, позволяющих ему конкретизировать общее бюджетное решение о совокупном объеме доходов, обеспечивающих необходимые расходы общественного сектора».

Налоговая нагрузка так же понимается как «обобщенная количественная и качественная характеристика влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков».

В целом, совокупная налоговая нагрузка характеризует долю налоговых платежей в совокупных доходах налогоплательщика и может быть определена следующим образом:

Совокупная налоговая нагрузка = Доходы / Совокупные налоговые платежи x 100%.

На текущий момент предприятиям и организациям в части оценки налоговой нагрузки, предложены следующие показатели, позволяющие получить наиболее обобщенную характеристику эффективности избранной налоговой политики:

- доля налогов в выручке - сумма всех начисленных налогов / выручка;

-        доля налогов в активах - сумма всех начисленных налогов / активы;

          доля налогов в себестоимости - сумма всех начисленных налогов / себестоимость и т.д.[5]

Все предлагаемые коэффициенты можно оценить с точки зрения возможности или невозможности их повсеместного использования и качества получаемых результатов.

Так первый коэффициент может использоваться предприятиями и организациями, применяющими любую систему налогообложения. Однако он будет сильно отличаться для предприятий разных отраслей. Использование второго коэффициента сомнительно для большинства компаний. Его применение целесообразно только для компаний, которые непрерывно наращивают свою капитализацию через увеличение внеоборотных активов. Результат расчета этого коэффициента будет сильно отличаться для компаний разных отраслей, разного масштаба, работающих на разных системах налогообложения.

Известна методика расчета налоговой нагрузки по способу эффективной ставки, характеризующей общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций или отношение общей суммы налогов к добавленной стоимости, созданной предприятием.

Согласно этой методике определяется доля изымаемой через налоги добавленной стоимости предприятия, которая делает невыгодными инвестиции в расширение производства. В зарубежных странах предельный уровень эффективной ставки принимается равным 35,4%.

Совокупная налоговая нагрузка предприятия - это отношение всех начисленных налоговых платежей к выручке от продажи товаров (работ, услуг) за отчетный период, включая доходы от прочих поступлений.

ННорн = НП / (В + ВД)* 100%, (1)

где -

ННорн - налоговая нагрузка на предприятие при применении общего режима налогообложения;

НП - общая сумма всех начисленных налогов;

В - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

ВД - внереализационные доходы.

В целом все методики определения налоговой нагрузки на налогоплательщиков различаются использованием того или иного количества налогов, включаемых в расчет, а также определением базового показателя деятельности предприятия, который берется за основу при соотнесении с суммой уплаченных налогов. Так же многие методики ставят своей целью предложить универсальный показатель налоговой нагрузки, позволяющий сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях, видах деятельности.

При расчете чистой налоговой нагрузки, необходимо учитывать только налог на прибыль и сверхлимитные обязательные платежи, которые, в соответствии с действующим законодательством, уплачиваются за счет чистой прибыли.

Несмотря на то, что налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что финансовая схема каждой сделки по своему уникальна, консультанты считают возможным перечислить основные факторы, оказывающие влияние на размер налоговой нагрузки:

- элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения;

-        льготы и освобождения;

          основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов;

          получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам;

          размещение бизнеса и органов управления хозяйствующих субъектов в оффшорах, в том числе в свободных экономических зонах, действующих на территории Российской Федерации.

Глава 2. Анализ налоговых платежей, взимаемых с предприятия

2.1 Анализ механизма исчисления и уплаты основных налогов с предприятий и организаций на примере ОАО «БЭНЗ»

Открытое акционерное общество «Бугульминский электронасосный завод» (далее БЭНЗ), занимается производством электродвигателей, генераторов и трансформаторов, предоставляет услуги по их ремонту и техническому обслуживанию, осуществляет переработку и оптовую торговлю неметаллических отходов и лома.

Положение в отрасли для БЭНЗ, как и во всех машиностроительных предприятиях, выпускающих продукцию для топливно-энергетического комплекса зависит от состояния дел на нефтяном рынке. Конкуренция на этом рынке весьма велика, поскольку все отечественные производители активно осваивают выпуск нового оборудования, а иностранные компании стремятся укрепить свои позиции в России.

В качестве приоритетных направлений деятельности остается:

изготовление новой продукции, в том числе нефтяного оборудования и запасных частей к нему,

капитальный ремонт, в том числе наземного оборудования по электротехнической продукции.

Основными видами деятельности общества с ограниченной ответственностью «Бриг - Виза» является:

выполнение строительно-монтажных работ,

земляные работы по планировке площадей, разработке, укреплению и уплотнению грунтов,

работы по устройству наружных и внутренних инженерных сетей и оборудования,

отделочные работы,

монтаж технологического оборудования,

транспортное строительство.

Рассмотрим далее на примере таблиц 2.1. динамику начисления налогов по Открытому акционерному обществу «Бугульминский электронасосный завод».

Таблица 2.1

Динамика начисления налогов ОАО «БЭНЗ» в 2008 - 2010 гг.

(тыс. руб.)

Наименование налога

2008 г.

2009 г.

2010 г.



Сумма

Отн.откл. 2009г. к 2008г.

Сумма

Отн.откл. 2010г. к 2009г.

1

2

4

5

6

Налог на добавленную стоимость

162123

159826

-1,4

165298

3,4

Налог на прибыль организаций

66142

 63225

-4,4

72524

14,7

Единый социальный налог

4123

3836

-7,0

4895

27,6

Налог на имущество организаций

3076

3081

0,2

3098

0,6

Транспортный налог

61

172

184,2

175

0,6

Другие налоги

5423

5378

-0,8

5562

3,4


Как видно из таблицы 2.1, в качестве основного налога, выступает налог на добавленную стоимость. В 2009 году произошло снижение суммы начисленного налога на добавленную стоимость на 1,4% по сравнению с 2008 годом из-за снижения объема реализации товаров и услуг собственного производства. В 2010 году в связи с производством нового дополнительного оборудования выручка от реализации товаров увеличилась, а как следствие возросла и сумма начисленного налога на добавленную стоимость. Он составил в 2010 году 165298 тыс. руб., что больше на 3,4% чем было начислено в 2009 году.

По налогу на прибыль организаций в 2009 году также наблюдалось уменьшение начисленного налога в бюджеты всех уровней Российской Федерации. Это произошло и в том числе из - за увеличения отдельных статей расходов по производству продукции, прежде всего из - за увеличения себестоимости товаров. Налог на прибыль организаций в 2010 году составил 72524 тыс. руб., что существенно больше (на 14,7%) чем в предыдущем году. Это говорит о том, что у предприятия увеличилась налогооблагаемая база, так как ставка по налогу на прибыль за последние 3 года не менялась (24% по основным видам деятельности). В качестве налогооблагаемой базы выступают доходы предприятия, в том числе и внереализационые, за вычетом расходов понесенных за тот же период.

Незначительные изменения произошли в динамике начисления налога на имущество предприятий за последние 3 года. Так, например, в 2010 году сумма начислений составила 3098 тыс. руб., что больше чем в 2009 году на 17 тыс. руб. или 0,6%. В 2009 году также существовало увеличение налога на имущество на 0,2% по сравнению с 2008 годом. Данная динамика говорит о том, что на предприятии происходит увеличение активов предприятия, прежде всего оборудования, приобретенного в том числе и для внедрения в новые отрасли производства. Ставка налога на имущество организаций составляет 2,2% по основной части основных средств предприятия. Налог исчисляется исходя из среднегодовой остаточной стоимости имущества.

Весьма значительные изменения в объеме поступлений произошло по транспортному налогу в 2009 году - на 111 тыс. руб. или 184,2% по сравнению с 2008 годом. Такое изменение связано с изменением налогового законодательства в 2009 году в области величины ставки по транспортному налогу. В 2010 году произошло также увеличение начислений по транспортному налогу на 3 тыс. руб. в связи с приобретением нового автомобиля.

Кроме этого, Открытое акционерное общество «Бугульминский электронасосный завод» начисляет и уплачивает водный налог, но он не является значимым для предприятия, так как, например в 2010 году начисления по нему составили всего 48 руб.

Далее с помощью таблицы 2.2. рассмотрим динамику начисления основных налогов в обществе с ограниченной ответственностью «Бриг - Виза».

Таблица 2.2.

Динамика начисления налогов ООО «Бриг - Виза» в 2008 - 2010 гг.

(тыс. руб.)

Наименование налога

2008 г.

2009 г.

2010 г.



Сумма

Отн.откл. 2009г. к 2008г.

Сумма

Отн.откл. 2010г. к 2009г.

1

2

3

4

5

6

Налог на добавленную стоимость

312

356

14,1

406

14,0

Налог на прибыль организаций

226

54,4

243

-30,4

Единый социальный налог

114

202

77,2

508

151,5

Налог на имущество организаций

32

56

75,0

123

119,6

Транспортный налог

3,7

12

224,3

15,5

5,3

Другие налоги

97,2

101,45

4,4

113,6

12


Как видно из таблицы 2.2., в обществе с ограниченной ответственностью «Бриг - Виза» суммы начисленых налогов за последние 3 года существенно изменялись. Так по единому социальному налогу в 2009 году произошло увеличение суммы начислений на 88 тыс. руб. В 2010 году также существовало увеличение начислений более чем в 2,5 раза на 306 тыс. руб. Это произошло по 2 причинам:

значительное увеличение среднего размера заработной платы на предприятии,

произошел найм дополнительных работников, в том числе и сдельно оплачиваемых.

Ставки по единому социальному налогу устанавливаются дифференцированно в зависимости от величины заработной платы работника предприятия. В качестве налогооблагаемой базы по данному налогу выступает фонд оплаты труда.

По налогу на имущество организаций и транспортному налогу произошло увеличение сумм начислений, что связано не только с повышение ставок по налогу (в 2009 г. по транспортному налогу), но и с приобретением нового имущества, в том числе и транспорта. Так в 2009 и 2010 годах по налогу на имущество предприятий произошло увеличение налога на 24 тыс. руб. и 47 тыс. руб. соответственно.

По налогу на прибыль организаций в 2010 году произошло снижение суммы начислений по сравнению с 2009 годом на 30,4 % или 106 тыс. руб., так как у предприятия возникли дополнительные расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу связанные с оплатой труда работников предприятия и приобретением имущества.

Механизм исчисления налога на прибыль (далее НП) организаций можно рассчитать по следующей формуле:

НП = ((выручка от реализации + внереализационные доходы) - (расходы связанные с реализацией + внереализационные расходы) * 24%

Рассчитаем далее как происходило исчисление налога на прибыль организаций по ОАО «БЭНЗ» и ООО «Бриг - Виза» в 2008-2010 гг.

1.       НП по ОАО «БЭНЗ»

- за 2008 г. = (1103364-827772) * 24%= 66142 тыс. руб.

за 2009 г. = (1095616-832178) * 24% = 63225 тыс. руб.

за 2010 г. = (1303677-1011494) * 24% = 72524 тыс. руб.

. НП по ООО «Бриг - Виза»

за 2008 г. = (5963 - 5021) * 24% = 226 тыс. руб.

за 2009 г. = (6691-5208) * 24% = 356 тыс. руб.

за 2010 г. = (45805-44113) * 24% = 406 тыс. руб.

Налог на имущество предприятий (далее НИ) зависит от величины основных фондов предприятия и исчисляется по следующей формуле:

НИ = среднегодовая остаточная (восстановительная) стоимость основных средств * 2,2%

Далее рассчитаем как происходило исчисление налога на имущество на предприятиях в 2008-2010 гг.

1.       НИ по ОАО «БЭНЗ»

- за 2008 г. = 139818*2,2% = 3076 тыс. руб.

за 2009 г. = 140045* 2,2% = 3081 тыс. руб.

за 2010 г. = 140819*2,2% = 3098 тыс. руб.

. НИ по ООО «Бриг - Виза»

за 2008 г. = 1454,5*2,2% = 32 тыс. руб.

за 2009 г. = 2545* 2,2% = 56 тыс. руб.

за 2010 г. = 5591*2,2% = 123 тыс. руб.

Таким образом, Открытое акционерное общество «Бугульминский электронасосный завод» и Общество с ограниченной ответственностью «Бриг - Виза» уплачивают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог и единый социальный налог. Механизм исчисления и уплаты данных налогов установлен законодательством Российской Федерации по налогам и сборам (Налоговым кодексом).

2.2 Сравнительный анализ налоговой нагрузки на предприятиях различных форм собственности и сфер деятельности на примере ОАО «БЭНЗ» и ООО «Бриг - Виза»

Совершенствование действующей налоговой системы предполагает оптимальное ее построение, что, в свою очередь означает обеспечение финансовыми ресурсами потребностей государства при сохранении стимула налогоплательщика к предпринимательской деятельности, постоянном повышении возможностей эффективности хозяйствования. Измерителем качества налоговой системы может служить уровень налоговой нагрузки.

В научной литературе встречается несколько методик определения налоговой нагрузки на предприятия и организации. В основном применяемые на практике методики отличаются друг от друга лишь тем, какие налоги учитываются при расчетах и что принимается в качестве интегрального показателя, с которым сравнивается общая сумма налогов за расчетный период.

Существующие методики определения налоговой нагрузки позволяют дать комплексную оценку уровня налогообложения предприятия.

Автор одной из методик, доктор экономических наук Е. А. Кирова, предлагает различать два показателя, характеризующих налоговую нагрузку экономического субъекта: абсолютный и относительный.

Абсолютная налоговая нагрузка - это налоги и сборы, подлежащие перечислению в бюджет, то есть абсолютная величина налоговых обязательств перед государством (за расчетный период).

Далее рассчитаем абсолютную налоговую нагрузку по Обществу с ограниченной ответственностью «Бриг - Виза» за 2008 - 2010 гг. в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Абсолютная налоговая нагрузка на ООО «Бриг - Виза» в 2008 - 2010 гг.

(тыс. руб.)

Налог

Годы


2008

2009

1

2

3

4

1. Косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины

312

 356

 406

2. Налоги и сборы, включаемые в издержки производства и обращения: платежи за недра, за землю, за воду и др.

 0

0

 0

3. Налог на прибыль предприятий.

 226

349

 243

4. Другие налоги (в том числе единый социальный налог)

247,1

371,45

760,1

5. Итого: общая сумма налогов и сборов, уплаченная предприятием

 784,9

1076,45

1409,1

Как видно из таблицы 2.3. Общество с ограниченной ответственностью «Бриг - Виза» в 2008 - 2010 гг. не уплачивает такие налоги как земельный, водный и т.д.

Доля налога на добавленную стоимость составляет около 30 % от общих объемов налоговых платежей. Несмотря на увеличившийся объем платежей по налогу на добавленную стоимость его удельный вес в общей сумме налоговых платежей снижается по сравнению с предыдущим годом. Так в 2010 году удельный вес данного налога составил 28,8%, в то время как в 2009 году он составлял 33%. Это связано с тем, что ежегодно увеличивается объем начислений в федеральный бюджет по единому социальному налогу в связи с увеличением размера фонда оплаты труда за год.

Далее с помощью таблицы 2.3. рассмотрим абсолютную налоговую нагрузку на Открытое акционерное общество «Бугульминский электронасосный завод» в 2008 - 2010 гг.

Таблица 2.4.

Абсолютная налоговая нагрузка на ОАО «БЭНЗ» в 2008 - 2010 гг.

(тыс. руб.)

Налог

Годы


2008

2009

2010

1

2

3

4

1. Косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины

162123

159826

165298

2. Налоги и сборы, включаемые в издержки производства и обращения: платежи за недра, за землю, за воду и др.

769

785

789

3. Налог на прибыль предприятий.

66142

63225

72524

4. Другие налоги (в том числе единый социальный налог)

11914

11682

12941

5. Итого: общая сумма налогов и сборов, уплаченная предприятием

240948

235518

251552


Как видно на основе таблицы 2.4. наибольшая абсолютная налоговая нагрузка на Открытом акционерном обществе «Бугульминский электронасосный завод» была в 2010 году и составила 251552 тыс. руб., что на 16034 тыс. руб. больше чем за предыдущий год. Это произошло в связи с тем, что по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций увеличились суммы, подлежащие уплате в бюджет.

Однако показатель абсолютной налоговой нагрузки не отражает напряженности налоговых обязательств предприятия (то есть тяжесть налогового бремени), поэтому отдельно должен рассчитываться показатель относительной налоговой нагрузки.

Относительная налоговая нагрузка - это отношение абсолютной налоговой нагрузки к доходу предприятия, в качестве которого принимается выручка предприятия (или может использоваться добавленная или вновь созданная стоимость).

Относительная налоговая нагрузка являет собой не только количественную, но и качественную характеристику воздействия налоговой системы на хозяйствующий субъект.

Рассчитаем относительную налоговую нагрузку (далее ОНН) по Обществу с ограниченной ответственностью «Бриг - Виза» и Открытому акционерному обществу «Бугульминский электронасосный завод» за 2008 - 2010 гг.

ОНН = абсолютная налоговая нагрузка / выручка предприятия.

. ОНН по ООО «Бриг - Виза»

за 2008 г. = 784,9 / 5963 * 100% = 13,2%

за 2009 г. = 1076,45 / 6691 * 100% = 16,1%

за 2010 г. = 1409,1 / 45805 * 100% = 3,1

. ОНН по ОАО «БЭНЗ»

за 2009 г. = 235518 / 1095616 * 100% =21,5%

за 2010 г. = 251552 / 1303677 * 100% = 19,3%

Для увеличения наглядности далее с помощью рисунка 2.4. рассмотрим относительную налоговую нагрузку на Общество с ограниченной ответственностью «Бриг - Виза» и Открытое акционерное общество «Бугульминский электронасосный завод» в 2008 - 2010 гг.

Как видно из рисунка 2.4, объем относительной налоговой нагрузки на предприятия в 2008 - 2010 гг. значительно различается.

Рис. 2.1. Объем налоговой нагрузки на ОАО «БЭНЗ» и ООО «Бриг - Виза» в 2008 - 2010 гг., %

Данное различие было наиболее заметно в 2010 году. Доля расходов по налогам составляет по ОАО «БЭНЗ» 19,3% от общего объема выручки, в то время как по ООО «Бриг - Виза» только 3,1%. При этом необходимо учитывать, что объем выручки от осуществления деятельности в ОАО «БЭНЗ» в несколько раз выше чем у ООО «Бриг -Виза». Но при этом ООО «Бриг - Виза» не обладает значительным объемом основных средств (то есть начисляется маленький налог на имущество организаций и транспортный налог), в то время как по ОАО «БЭНЗ» ресурсные платежи (в том числе земельный налог) составляют около 4 000 тыс. руб.

Современная налоговая политика по снижению налоговой нагрузки на предприятия заключается в смещении акцента с применения относительно высоких налоговых ставок на их снижение для создания роста налоговой базы и формирования доходов бюджета при более низкой налоговой нагрузке на хозяйствующие субъекты. Масштабная налоговая реформа в России происходит уже несколько лет. Приняты ключевые главы Налогового кодекса, направленные на снижение номинальной налоговой нагрузки, сокращение налоговых льгот, упрощение налоговой системы. Улучшилась общая собираемость налогов, в связи с чем уровень налоговых поступлений в бюджеты увеличивается. Следует также отметить, что уровень номинальных налоговых ставок основных налогов в Российской Федерации заметно ниже, чем в среднем уровень в странах Восточной Европы. И тем, не менее, возможности по дальнейшему снижению налоговой нагрузки и повышению собираемости налогов без ущерба для бюджета и с пользой для налогоплательщика у России есть.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка по ОАО «Бугульминский электронасосный завод» выше, чем по ООО «Бриг - Виза». Это связано со спецификой деятельности организации и формой собственности. В качестве основных налогов, обеспечивающих налоговую нагрузку на вышеназванные предприятия, выступают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятия и единый социальный налог.

Подведем итоги второй главы.

Необходимость, целесообразность проведения тактических налоговых мероприятий возникает в основном у предприятий, налоговая нагрузка на которые превышает 30% в добавленной стоимости выпущенной продукции.

Целенаправленная налоговая политика в значительной степени зависит от знания работниками, ответственными за исчисление и уплату налогов, того, какие налоги, в какие сроки и куда необходимо уплатить, от умения этих работников разбираться в существующих законных способах снижения налоговых выплат. Знание налогового права и текущего налогового законодательства позволяет осуществлять грамотное планирование налоговых платежей и доходов.

Глава 3. Проблемы и перспективы оптимизации системы налогообложения предприятия

3.1 Проблемы оптимизации системы налогообложения предприятия

В ходе анализа системы налогообложения предприятий можно говорить о том, что анализируемым предприятиям необходимо рассчитывать только на мероприятия по налоговому планированию, чтобы снизить свою налоговую нагрузку, тем самым улучшить свое финансовое состояние, за счет высвобождения части финансовых ресурсов.

Осуществление налогового планирования на предприятии возможно с привлечением сторонних организаций или с помощью собственных сил. Это требует больших финансовых затрат и квалификации кадров. Что для малого и еще и низкорентабельного предприятия практически невозможно. Поэтому перед автором стоит задача - разработать мероприятия по налоговому планированию, которые бы без дополнительных финансовых вложений могло бы использовать данное предприятие. Следовательно, не представляется возможным использование сложных схем налоговой оптимизации.

Основным инструментом налогового планирования выступает разработка приказа об учетной политике предприятия для целей налогообложения. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальный вариант учета, эффективный с точки зрения режима налогообложения. Значимость данного документа особенно возросла в связи с вступлением в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Дело в том, что впервые в системе российского налогообложения законодательно установлена самостоятельная учетная система - учет операций в целях налогообложения. В связи с этим при разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо обратить внимание на ряд положений. Таких как выбор метода признания доходов в целях налогообложения, метода начисления амортизации. Налоговый кодекс предоставляет возможность выбора предприятию одного из двух методов признания доходов и расходов для целей налогообложения в отношении налога на прибыль организаций - метод начисления и кассовый метод.

В ходе анализа приказа об учетной политике «БЭНЗ» установлено, что выбран метод начисления. Для предприятия же выгодно применять кассовый метод. Но при этом п. 1 ст. 273 Налогового кодекса РФ установлен критерий - «если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал». Если соблюден данный критерий, то предприятие вправе использовать кассовый метод. При анализе первичных документов установлено, что предприятие удовлетворяет критерию, установленному п. 1 ст. 273 Налогового кодекса РФ, и может использовать кассовый метод. Применение кассового метода позволит установить соответствие между получением доходов, произведением расходов и возникновением налоговых обязательств по налогу на прибыль.

П. 1 ст. 259 Налогового кодекса РФ предоставляет возможность выбора метода начисления амортизации - линейным и нелинейным методом. Предприятием для удобства был выбран линейный метод начисления амортизации. С точки зрения наибольшей эффективности привлекателен нелинейный метод начисления амортизации, так как при его использовании списание стоимости имущества происходит быстрее, чем при использовании линейного метода. Возможность выбора метода начисления амортизации затруднена тем, что выбранный метод амортизации по каждому объекту применяется на протяжении всего срока начисления амортизации. Следовательно, его можно будет применять только для вновь приобретенного или созданного амортизируемого имущества. Хотелось бы обратить особое внимание на положение п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ, в котором указано что не относятся к амортизируемому имуществу объекты со стоимостью менее 10000 рублей. Их стоимость полностью относиться на расходы. Предприятию при приобретении имущества следует рассматривать возможность разбиения этого имущества на отдельные части, для того чтобы иметь возможность списать их стоимость сразу. А по составным частям, стоимость которых свыше 10000 рублей, выбрать нелинейный метод начисления амортизации. Который должен быть закреплен в приказе об учетной политике предприятия для целей налогообложения. Общий анализ приказа об учетной политике предприятия для целей налогообложения показал, что недостаточно уделено внимания его детальной проработке и закреплению положений позволяющих осуществить дальнейшее применение мероприятий по налоговому планированию, в частности метода признания доходов и расход для целей налогообложения, выбора начисления амортизации, создании резервов, работы с просроченной дебиторской задолженностью, положений договорной политики предприятия, работы с поставщиками и потребителями услуг предприятия.

Говоря о недостатках ООО «Бриг-Виза» хотелось отметить недостатки в организации деятельности бухгалтерии. На предприятии отсутствуют специалисты со специальным налоговым образованием. Вследствие чего отсутствуют мероприятия по анализу налоговых платежей предприятия, выявления резервов по снижению налоговой нагрузки предприятия, мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки предприятия. Присутствует незнание налогового законодательства в части применения отдельных льгот и специальных режимов налогообложения, которые позволяют реально уменьшить налоговые обязательства предприятия. Также отсутствует желание работников бухгалтерии по изменению сложившейся системы учета. Хотя проведенные анализ и расчеты реально показывают возможности по снижению налоговой нагрузки и упрощении системы учета в целях налогообложения.

Применение мероприятий налогового планирования и оптимизации, как одного из его направлений, требует от организации дополнительной квалификации и серьезного подхода, так как ошибки в ведении налогового учета могут вызвать дополнительные расходы предприятия в виде штрафов и пени. Также данные мероприятия следует применять в комплексе, потому что не существует одной схемы, которая бы позволила предприятию оптимизировать налоговую нагрузку. Как справедливо замечают опытные специалисты, наибольший эффект достигается при комплексе мер, даже самых незначительных, при этом предприятие подвергается минимальному риску применения налоговых санкций со стороны налоговых органов.

3.2 Методы оптимизации налогов


Самые популярные методы оптимизации налогообложения:

1. Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний - имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня - позволяет экономить на прямых налогах.

. Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита - из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

. Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (офшор).

При выборе места регистрации ориентируются не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту - повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.

. Переход организации на упрощенную систему налогооблажения.

Таким образом, в итоге необходимо отметить, что снижение налоговой нагрузки рассматривается как главный аспект налоговой реформы в Российской Федерации. Налоговая система Российской Федерации в настоящее время это одна из наиболее динамически развивающихся отраслей. Реформа по ее совершенствованию не завершается до сих пор. Главным событием в ней было создание и введение в действие Налогового кодекса Российской Федерации. Главными направлениями налоговой реформы было установление единой и стабильной налоговой системы в РФ, создание единой правовой базы, совершенствование налогового контроля. Особо из них всех выделялось снижение налоговой нагрузки путем введения более низких ставок по налогам.

Но как показывает практика в России сохраняется достаточно высокий уровень налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. Основная тяжесть налогового бремени ложиться на организации. Отрицательным явлением является процесс нелегального уклонения от уплаты налогов, который влечет за собой наложение ответственности, как налоговой, так и уголовной. Законным же является процесс оптимизации налогообложения через применение мероприятий, способов и методов налогового планирования.

Заключение

Современная налоговая политика по снижению налоговой нагрузки на предприятия заключается в смещении акцента с применения относительно высоких налоговых ставок на их снижение для создания роста налоговой базы и формирования доходов бюджета при более низкой налоговой нагрузке на хозяйствующие субъекты. Масштабная налоговая реформа в России происходит уже несколько лет. Приняты ключевые главы Налогового кодекса, направленные на снижение номинальной налоговой нагрузки, сокращение налоговых льгот, упрощение налоговой системы. Улучшилась общая собираемость налогов, в связи с чем уровень налоговых поступлений в бюджеты увеличивается. Следует также отметить, что уровень номинальных налоговых ставок основных налогов в Российской Федерации заметно ниже, чем в среднем уровень в странах Восточной Европы. И тем, не менее, возможности по дальнейшему снижению налоговой нагрузки и повышению собираемости налогов без ущерба для бюджета и с пользой для налогоплательщика у России есть.

Проведенный анализ налоговой нагрузки предприятия позволяет сделать вывод, что налоговая нагрузка по ОАО «Бугульминский электронасосный завод» выше, чем по ООО «Бриг - Виза». Это связано со спецификой деятельности организации и формой собственности. В качестве основных налогов, обеспечивающих налоговую нагрузку на вышеназванные предприятия, выступают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятия и единый социальный налог.

На основании проведенного в данной работе анализа можно предложить следующие решения:

-        разработка и совершенствование налогового законодательства в части льготного налогообложения предприятий жилищно-коммунальной сферы в рамках всей страны;

Список литературы

1.       Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - 6-е изд. пер. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 799 с.

2.       Гусева Т.А., Чуряев А.В. Принципы налогового планирования как правового института // Налоговые споры: теория и практика. - 2009. - № 4. - С.80.

.         Березина С.В., Никулина Н.Н. Налоговое планирование - элемент налогового менеджмента страховщика // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010. - № 4.-C.33.

.         Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 384 с.

.         Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика - Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2009. - 284 с.

.         Гусева Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности: правовое регулирование.- М.: Волтерс Клувер, 2010. - 410 с.

.         Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. - М: МЦФЭР, 2010. - 290 с.

.         Жуков В.Н. Учет финансовых результатов для целей налогообложения // Бухгалтерский учет. - 2010. - №12. - С. 4 - 11.

.         Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы. Практические рекомендации. - М: Гросс-медиа, 2010. - 370 с.

.         Макарьева В.И. Оптимизация налогообложения.-М: ТЦ Сфера, 2009. - 341 c.

.         Милаков И.С. Комментарии к статье «Путь от налоговой оптимизации до налогового преступления» // Горячая линия бухгалтера.- 2010. - № 20.- С.90.

.         Моряк Е.Н. Концепция налоговиков работает // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010.- № 11.- С.78.

.         Оптимизация и выбор системы налогообложения / под ред. Семенихина В.В. - М.: Эксмо, 2010. - 384 с.

.         Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. - 12-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Новое знание, 2010. - 679 с.

.         Семенихин В.В. Оптимизация и выбор системы налогообложения. - М.: ЭКСМО, 2010. - 333 с.

.         Соркин Э.В. Оптимизация или уклонение // Учет, налоги, право. - 2010.-№2.-С.45.

.         Федосимов Б.А. Оценка налоговой нагрузки предприятий // Налоги (журнал). - 2010. - № 1. - С.56.

.         Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление // Налоговый вестник. - 2010. - №45.- С.67.

Похожие работы на - Характеристика налогов, взимаемых с организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!