Конституция Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,75 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституция Российской Федерации

Содержание

Введение

. История развития и принятия Конституции

.1 Исторические предпосылки возникновения Конституции РФ 1993 г

.2 История создания Конституции Российской Федерации 1993 г

. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

.1 Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г

.2 Современные изменения в Конституции РФ

Заключение

Список литературы

Введение

Конституции является Основным Законом российского государства, который определяет его общественное и государственное устройство.

Основной закон утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Конституция Российской Федерации закрепляет идеологические, политические и юридические особенности нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации является одним из важных составляющих формирования гражданской идентичности личности. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации подчеркнул важнейшую роль Конституции в становлении демократии и правового государства, в избавлении от правового нигилизма и укреплении конституционной законности, в реализации прав и свобод граждан, социальных гарантий, в расширении экономической и предпринимательской свободы. С учетом этого изучение истории создания Конституции Российской Федерации относится к важнейшим задачам, которые должны решаться при изучении текста Конституции. Основной целью работы является изучение процесса развития Конституции РФ в ее историческом и современном положении. В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

·рассмотреть исторические предпосылки возникновения современной Конституции; <file:///C:\ФАЙЛЫ\АЛГОРИТМ%20ЗАКАЗЫ%20И%20РАБОТЫ\История%20принятия%20конституции\Документ%20Microsoft%20Office%20Word%20(2).docx>

·выделить основные моменты истории создания Конституции Российской Федерации 1993 г.;

·описать современные изменения в Конституции РФ.

1. История развития и принятия Конституции

.1 Исторические предпосылки возникновения современной Конституции

Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х-начале 60-х годов Х1Х (А.С Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского ти др.) стала проводиться идея конституционной монархии.

Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести "План государственного преобразования" графа М.М. Сперанского (1809) и "Государственную уставную грамоту Российской империи" Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон "определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой".

Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в "Русской правде" П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также "Манифесте к русскому народу" Северного общества (Х1Х). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий.

Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.

Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр 11, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.

Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка" шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров.

Конституционное значение имели "Учреждение Государственной Думы" от 20 февраля 1906 года; Указ "О переустройстве учреждения Государственного совета" от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года.

Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года.

Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности. В этот период принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских Съездов Советов: "Рабочим, солдатам и крестьянам!" (Обращение 11 Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; "О мире", "О земле", "О полноте власти Советов", "Об учреждении Совета Народных Комиссаров", датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России от 15 ноября (2)1917 г., Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда Советов "О федеральных учреждениях Российской Республики" от 28(15) января 1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата и закреплялось полновластие Советов.

Декреты первых лет послереволюционного периода отражали ликвидацию капиталистической системы хозяйства, национализацию крупной собственности, помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старого государственного аппарата - администрации, суда, армии, полиции, земства.

Конституционные акты послеоктябрьского периода в России базировались на утопических представлениях о тенденциях мирового революционного процесса, ожидании близкой победы социализма во всех странах и установление коммунизма. В этих актах воплощена идеологизированная, классовая направленность диктатуры пролетариата. Так, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой Конституции РСФСР 1918 г., выражала решимость "вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма". Исторической задачей Советской власти провозглашалось "беспощадное подавление эксплуататоров".

Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов.

Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии или преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия (ст.20). В то же время, идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишении избирательных прав непролетарских слоёв населения -представителей так называемого "эксплуататорского класса", духовенства, бывших служащих полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров.

Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единая, взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной власти.

С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России, как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копирует Союзную.

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила "Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик" (Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года). Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.

Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной идеологией (преамбула, ст.6). Государство провозглашалось основным орудием построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8 Конституции трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о коммунистическом идеале; ст. ст. 45, 49 - о целях коммунистического строительства.

Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.

С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения "советская", "социалистическая", что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.

Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основе федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и её субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и оборонной политики. Необходимость конституционных перемен назревала объективно.

Выводы: На изменение конституции влияют многие факторы - интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на государство, право, их общественную роль.

Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима.

Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.

1.2 История создания Конституции <#"justify">2. Современные конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

конституция власть равноправие свобода

2.1 Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г

Анализируя порядок изменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования".

Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г. предусмотрена в главе 9 - "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".

Субъекты законодательной инициативы:

Президент Российской Федерации

Совет Федерации

Государственная Дума

Правительство Российской Федерации

законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации

группа численностью не менее 1/5 членов Совета Феде рации или депутатов Государственной Думы.(ст. 134 Конституции РФ)

Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов (например, постановлений Государственной Думы, постановлений Правительства и т.д.). Эти акты должны приниматься с соблюдением установленных процедур и правил.

В частности, акты конституционной инициативы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации должны отвечать тем формальным требованиям, которые установлены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и регламентах их законодательных (представительных) органов.

Конституционная инициатива групп депутатов Федерального Собрания оформляется в виде законопроекта или предложения о конституционном пересмотре, которые подписываются не менее чем 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Предложения о пересмотре Конституции должны быть оформлены в соответствии с теми требованиями, которые установлены регламентами Совета Федерации и Государственной Думы. Так, в Государственной Думе необходимым условием внесения законопроекта является представление:

текста законопроекта;

обоснования необходимости его принятия, включающего развернутую характеристику законопроекта, с указанием его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия;

справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;

перечня законов и иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта;

предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;

финансово-экономического обоснования, если реализация законопроекта потребует дополнительных материальных и иных затрат (ст. 96 Регламента Государственной Думы).

В том случае, если не выполнены указанные требования, либо форма представленного проекта не соответствует установленным нормам, законопроект может быть возвращен Советом Государственной Думы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной Думы).

В главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.

Регламентом Государственной Думы предусмотрен следующий порядок рассмотрения вопроса о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции. Соответствующие предложения должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции или их статей, частей, пунктов, а также обоснование новелл, внесенных в порядке законодательной инициативы. Предложение направляется Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно - правовой реформе для подготовки заключения, после чего включается Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов (ст. 128). По итогам обсуждения Государственная Дума принимает решение об одобрении или отклонении предложения.

Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание в порядке, предусмотренном соответствующим федеральным конституционным законом.

Оно, согласно ч. 3 ст. 135 Конституции РФ, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на референдум (всенародное голосование). При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

Рассмотренный выше порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации подчеркивает особую значимость и вместе с тем необходимость обеспечения стабильности данных норм Конституции.

Вторая часть- это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 108).

В данной статье речь идет не о федеральных конституционных законах, исчерпывающий перечень которых содержится в самом тексте Конституции, а о федеральных законах, которые принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

Основные стадии:

. Инициатива субъекта о внесении такого предложения, подготовка проекта закона о поправке к Конституции и направление его в Государственную Думу.

. Проект, поступивший в палату в порядке осуществления права законодательной инициативы, передается Советом Государственной Думы на заключение Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе. Комитет проводит предварительное рассмотрение проекта с участием инициатора законопроекта, представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, а также представителей других комитетов палаты. Заключение комитета и подготовленный к рассмотрению проект федерального закона направляются в Совет Государственной Думы для включения его в календарь рассмотрения вопросов.

. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона в трех чтениях.

В ходе рассмотрения законопроекта заслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно - правовой реформе, выступления представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.

Каждая поправка к проекту обсуждается и ставится на голосование в отдельности. Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает федеральный закон о внесении поправки в соответствующую статью гл. 3 - 8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 130 - 133 Регламента Государственной Думы).

Принятый проект закона в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации.

. Рассмотрение проекта закона в соответствующих комитетах Совета Федерации и принятие решения к рассмотрению либо его возвращение в Государственную Думу.

. Рассмотрение Советом Федерации проекта закона. Закон о поправке к Конституции считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации.

Если Совет Федерации отклоняет представленный закон либо принимает его в ином виде, то для преодоления возникших разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельности которой устанавливается регламентами палат Федерального Собрания.

. Опубликование Председателем Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона уведомления для всеобщего сведения, включающего текст закона о поправке к Конституции с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.

. Направление Председателем Совета Федерации закона о поправке к Конституции не позднее пяти дней со дня его принятия в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения.

. Рассмотрение закона в срок не позднее одного года со дня его принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ и направление его в Совет Федерации в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции.

. Установление Советом Федерации результатов одобрения закона (не менее 2/3 голосов) законодательными (представительными) органами субъектов РФ, оформление их в соответствии с регламентом Совета Федерации и направление в течение семи дней со дня установления результатов Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

. Подписание Президентом Российской Федерации в срок не позднее 14 дней со дня получения закона и осуществление официального опубликования.

. Вступление закона Российской Федерации о поправке к Конституции в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

. Внесение Президентом Российской Федерации принятой поправки к Конституции Российской Федерации и осуществление официального опубликования Конституции в месячный срок со дня вступления в силу закона.

Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Четвертая часть- изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке.

В спорных случаях, говорится в постановлении, Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов.

В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ.

Во всех случаях, рассмотренных выше, поправки к ст. 65 не подлежат, в отличие от федеральных законов о внесении поправок к иным положениям гл. 3 - 8 Конституции, одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Выводы: Конституция РФ является постоянно действующей, но современная жизнь подвижна и может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции РФ может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

2.2 Современные изменения в Конституции РФ

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Это - реально действующая Конституция, в отличие от конституций социалистических, лишь прикрывавших неограниченную власть правящей партии - КПСС. Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти, она последовательно проводит принцип разделения властей, сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. В Конституции особо подчеркнуты ее значимость как основного источника права, ее прямое действие, особенно норм о правах и свободах гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества.

Несмотря на постоянные попытки подправить текст Конституции в соответствии с требованиями политической конъюнктуры, Основной Закон в течение пятнадцати лет оставался неизменным. Хотя и были изменения в 65-й главе, где перечислены названия субъектов Федерации - их число за эти годы в процессе укрупнения сократилось с 89 до 83. Но корректировка всякий раз производилась в строгом соответствии с нормами законодательства, так что эта тема даже у юридической общественности, всегда готовой поспорить о букве и духе очередного подпункта, не вызывала интереса.

Однако в середине 2000-х годов все чаще стали звучать голоса в поддержку изменений Основного закона страны. С предложением внести изменения в Конституцию с целью увеличения срока президентских полномочий с нынешних четырех до пяти или семи лет выступил разу после своего переизбрания на должность председателя Совета Федерации Сергей Миронов. Он также предложил увеличить количество сроков пребывания в должности президента подряд с двух до трех сроков. Лидер ЛДПР, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский предлагал провести всенародный референдум по изменению Конституции в части увеличения срока полномочий президента РФ до семи лет.

Вопросы пересмотра Конституции и внесения в нее поправок рассматриваются в главе 9 раздела первого Конституции РФ. Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу (таковыми субъектами являются Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы). Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трех пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание - особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе.

Президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно публично заявлял, что не допустит изменения Основного закона, потому что "это прямая обязанность президента - гарантировать незыблемость Конституции". "Наша с вами задача - прекратить всякие разговоры о необходимости изменения Конституции", - сказал президент. Он отметил, что российская Конституция, став основой стабильности в обществе, не исчерпала своего позитивного потенциала, а тем, кто обсуждает способы ее изменения, надо "сосредоточить внимание на том, как использовать все то, что она предоставляет, чтобы развивать нашу страну".

В ноябре 2008 года президент Дмитрий Медведев в своем первом Послании Федеральному Собранию обратился к политической элите страны с предложением внести следующие изменения в Конституцию. Во-первых, изменить срок полномочий президента РФ (на действующего президента эта норма не распространялась), увеличив его с четырех до шести лет. Во-вторых, изменить срок полномочий депутатов Госдумы, увеличив его с четырех до пяти лет. И в-третьих, повысить ответственность кабинета министров, обязав правительство России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Госдумой.

Позже, выступая в Кремле на научно-практической конференции, посвященной пятнадцатилетнему юбилею Конституции, президент заявил:

Конституция - фундаментальный документ. Но это не значит, что мы не можем смотреть на Конституцию глазами современных людей - людей, которые живут уже в ХХI веке. Именно на это направлены те предложения, которые были сделаны мной в ходе произнесения Послания, которое поддержали Государственная Дума и Совет Федерации. На мой взгляд, главное достижение последнего времени заключается в том, что любые изменения, будь то изменения в обычное законодательство или изменения в Конституцию, должны приниматься в соответствии с теми правилами, которые мы сами для себя установили. И именно эти правила когда-то установила Конституция, именно этим правилам мы и будем следовать дальше - и мы, и, по всей вероятности, те, кто будет работать после нас. Конституция реально должна прорастать и в принимаемом законодательстве, и в правоприменительной практике, во всех решениях государственной власти и в инициативах гражданского общества. Только в таком случае ее потенциал может быть реализован в полной мере. И только так можно достичь провозглашенных Конституцией стратегических целей нашего развития.

Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, выступая на конференции в Кремле, подчеркнул: "Нужно, чтобы государственность и Конституция как ее правовое средоточие воспринимались всем народом как бесценное завоевание. Именно бесценное и именно завоевание. Бесценное - потому что потерявший государственность народ ввергается в пучину разнообразных бедствий, как материальных, так и культурных, духовных, нравственных. И в конечном итоге перестает существовать".

Поскольку предложенные изменения не затрагивали основополагающие главы Конституции (первая, вторая и девятая главы Основного Закона особенно жестко защищены от перемен), то для их превращения в законодательную норму было достаточно одобрения двумя третями голосов членов законодательных органов власти в Российской Федерации. И еще до Нового года думцы, региональные парламентарии и сенаторы поддержали предложения Дмитрия Медведева. В результате 30 декабря 2008 года были приняты следующие поправки: "Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной Думы" N 6-ФКЗ и "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" N 7-ФКЗ, в соответствии с которыми был увеличен срок полномочий: президента - до 6 лет, Государственной Думы - до 5 лет. В Конституции также появилась норма, которая обязывает правительство ежегодно отчитываться перед Госдумой.

Выводы: Конституция является фундаментальным документом, однако мир и современное общество постоянно меняется, создавая новые условия и требования к основным законам страны, создавая предпосылки для их изменения. Любые изменения: в обычное законодательство или в Конституцию, должны приниматься в соответствии с установленными правилами. Конституция должна не только провозглашать основные права и свободы граждан, но и реально действовать, совместно с другими законами страны.

Заключение

Конституция РФ призвана стать фундаментом общественного климата. Конституционными положениями предполагается создание предпосылок для: подлинного равноправия граждан, свободы и безопасности личности; экономической системы, в равной мере обеспечивающей интересы человека, государства, хозяйствующих субъектов; формирования атмосферы гармонии в обществе и его постепенного движения к идеалу, который принято именовать гражданским обществом; обеспечения политико-территориальной структуры государства, способствующей эффективной роли каждого уровня публичного управления; организации публичной власти в интересах всего общества и каждого гражданина. Действующая Конституция РФ рождалась в серьезных муках. Именно "родовая травма" ядра нашей правовой системы обусловила появление многих проблем, связанных с пробелами и диспропорциями в отечественных конституционно-правовых моделях.

К сожалению, отечественными конституционалистами мало внимания уделяется вопросам не только истории создания Конституции РФ, но и условиям и идеям, которые сопровождали обсуждение и принятие конкретной конституционно-правовой нормы. Подводя некоторые итоги, можно отметить, что ныне действующая Конституция РФ является результатом длительной общественной дискуссии. В основу обсуждения были положены, с одной стороны, президентский проект, созданный весной 1993 г. по указанию первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, а с другой - проект Конституции, разработанный Конституционной комиссией Российской Федерации по решению Съезда народных депутатов РСФСР.

В наше время Конституция несмотря на то, что является фундаментальной, не остается неизменной, в нее вносятся существенные поправки, призванные улучшить эффективность действующей Конституции.

Список литературы

1.Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000.

2.Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Изд-во РЮИД: Сашко, 2000.

.АвакьянС.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//Журнал российского права, 2003, N 11.

.Афанасьева В.И. Манифест 1812 года - первый российский Закон об охране авторских прав // История государства и права - 2007. - № 6 - С.14-15.

5.Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М.: Инфра-М, 1996.

.Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд. группа Инфра-м -норма, 1997.

7.История государства и права России - 2-е изд / Под ред. Титова Ю.П.. - М., 2008.

.История государства и права России / Под ред. Чибиряева С.А. - М., 2001.

.История отечественного государства и права ч. 1 - 3-е изд. / Под ред. Чистякова О.И. - М., 2004.

.История политических и правовых учений / Под общ. ред. Нерсесянца В.С. - М., 2005 - С.553, 561.

.История политических и правовых учений / Под общ. ред. Хорошилова А.Н.. - М., 2001.

.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник.- М.: Юрист, 2003.

.Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1996.

14.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

.Кузнецов И.Н. История государства и права России. - М., 2003.

17.Лафитский В.И. Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней. - М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю. - 2003.

.Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. Издательство: Инфра. - М., 2007.

.Любимов А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. Изд. 2-е, перераб., доп. - М., 2004.

.Малахов В.П. История политических и правовых учений. - М., 2003. -

.Михайлов А. Конституция в современном прочтении. Поправки окончательно вписаны в Основной Закон./-"Российская газета" Федеральный выпуск №4831 от 21 января 2009 г. <http://www.rg.ru/gazeta/rg/2009/01/21.html>http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-popravki.html

23.Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.

.Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации// "Российская газета" от 14 декабря 1995 г.

25.Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации//"Российская газета" от 9 ноября 1995 г.

26.Проект Конституции Российской Федерации <http://www.kodeks-luks.ru/ciws/site?tid=0&nd=9004937&prevDoc=901883159&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D3%26lsz%3D15%26nd%3D901710851%26nh%3D10%26>. Документы и материалы. - М.: Республика, 1993.

.Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. - М., 1994 . - С. 190-191.

.Стенограмма пленарного заседания Конституционной комиссии 29 июля 1992 года.

.Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"// "Российская газета" от 10 марта 1998 г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!