Блаженная
Болеслава Ламент
монахиня
|
|
Болеслава Ламент родилась в небольшом польском городке Лович, в семье ремесленника
и была первым ребенком. Когда ей исполнился 21 год, она вместе со своей младшей
сестрой вступила в монашескую общину францисканок Семьи Марии. Судя по воспоминаниям
знавших ее тогда людей, она была многообещающей монахиней: отличалась даром горячей
молитвы, точностью и пунктуальностью в исполнении обязанностей. Болеслава работала
во многих городах, где трудились сестры из этой монашеской общины, в том числе в
Одессе, Алуште, Симферополе и в Петербурге. Она исполняла всевозможные поручения:
была воспитательницей в интернате, преподавательницей портновского дела, учительницей
в начальной школе. Что послужило причиной последующих ее поступков для нас, вероятно,
так и останется загадкой - после 9 лет монашеской жизни, перед вечными обетами сестра
Болеслава покидает монастырь. Некоторое время она живет в созерцательном монастыре
сестер визиток в Кракове, но и там не задерживается долго. Болеслава Ламент возвращается
в мир. Она работает в ночлежке. Так проходит 8 лет. Казалось бы, все должно было
встать на свои места и жизнь должна идти уже проторенной дорогой, но...
В 1900 году погибает младший брат Болеславы, который хотел стать священником.
Она принимает решение полностью посвятить свою жизнь Богу, но на раздумья и подготовку
уходит три года. В 1903 году по просьбе основательницы местного приюта она отправляется
в Могилев. Именно здесь она решает основать монашескую общину на основе Устава св.Игнатия
Лойолы, члены которой посвятили бы свою работу делу сближения Восточной и Западной
Церквей. И вот Болеслава Ламент, Леокадия Горчинская и Люция Чеховская совершают
духовные упражнения под руководством приехавшего из Москвы о.Феликса Верчинского.
Отец Феликс, бывший их духовником, одобрил идею и помог написать Устав общины. В
1905 году кандидатки начали период послушничества в основанной ими самими Конгрегации
Святого Семейства. Настоятельницей этой, пока еще малочисленной, общины была избрана
Болеслава Ламент. Как можно догадаться, эта монашеская община была создана в полной
конспирации, так как в пределах Российской Империи монашеская жизнь в рамках Католической
Церкви была запрещена правительством. Свои первые обеты сестры принесли 22 января
1906 г. По причине тяжелой финансовой ситуации приют в Могилеве, где работали сестры,
был закрыт.
Три сестры, а также три новые послушницы, осенью 1907 года отправились в столицу
- Санкт-Петербург. По прибытии Болеслава Ламент встретилась с монсеньером Стефаном
Денисевичем, руководившим тогда Могилевской архиепархией. Он призвал сестер хранить
в тайне их принадлежность к монашеской организации и благословил их предстоящую
деятельность в городе на Неве. Чтобы зарабатывать на жизнь, сестры открыли в районе
под названием Пески портновскую мастерскую. Вскоре к общине присоединились еще две
послушницы, приехавшие из Могилева. Однако мастерская не приносила дохода, и все
более реальной становилась угроза голода.
Помощь пришла неожиданно. В ноябре 1907 года настоятель церкви св.Казимира, за
Нарвской заставой на Ушаковской улице, попросил сестер заняться приютом, действующим
при приходе. Детей в приюте было около сотни - мальчики и девочки. Приют был в ужасном
состоянии: заброшенный, неухоженный, погрязщий в долгах. Сестры взялись за работу.
Кроме того, они преподавали в воскресной школе. Две сестры по инициативе настоятельницы
начали обучение в Петербургском Университете.
В 1908 году Болеслава Ламент основала женскую гимназию и интернат, а в 1910 году
община приобрела дом на улице Левой Тентелевской, туда перебрались жить монахини,
а также были перенесены гимназия и интернат. Обязанностей становилось все больше,
и было решено отказаться от работы в приходском приюте. Однако работа при церкви
св.Казимира по-прежнему продолжалась. Вместе со священником этого прихода Антонием
Около-Кулаком сестра Болеслава организовывала летние лагеря для больных детей в
Терийоки и Парголове. Часто сестры ставили спектакли и показывали их в петербургских
театрах, вырученные же средства шли на помощь детям из бедных семей. Матушка Болеслава
проявила себя не только как неплохой сценарист и режиссер, но и как талантливый
декоратор и оформитель. Сделанные ею рождественские ясли, Гроб Господень, алтари
для процессии в день Пресвятой Евхаристии притягивали множество людей. Для многих
людей, по свидетельству современника, эти спектакли и осмотр церковных декораций
становились началом обращения к Богу.
В 1912 году, по просьбе настоятеля церкви Посещения Пресвятой Девой Марией Елисаветы
на Выборгской стороне о.Петра Януковича, Болеслава Ламент основала новый дом для
сестер в этом районе. Через некоторое время здесь также была основана женская гимназия.
В том же 1912 году вместе с о.Густавом Карлингом матушка Болеслава основала женский
интернат в Выборге. Во всех трех школах в это время обучалось около 1000 девушек.
Начавшаяся в 1914 году Мировая война многое изменила. Интернат в Выборге пришлось
закрыть. Болеслава Ламент работала в приютах, изо всех сил помогая наполнившим их
беженцам и привезенным с фронта раненым солдатам. Заметно увеличилось количество
детей, учащихся в гимназиях. Но невзгоды, принесенные войной, как оказалось, были
незначительны по сравнению с предстоящими испытаниями.
Что принес России 1917 год, знают все, последствия октябрьских событий, отразившиеся
на религиозной жизни, так же хорошо известны. В эти годы, подобно многим другим,
Община Святого Семейства потеряла все! Все прежние усилия, казалось, пошли в пустую.
К моменту начала революционных событий в Петербурге жило 15 сестер из общины Святого
Семейства: 3 сестры с вечными обетами, 7 с временными и 5 послушниц. Вскоре десять
сестер переехали из Петербурга в Житомир. В столице остались лишь матушка Болеслава,
с.Люция Чеховская, с.Люция Великевич и три сестры из Петербурга - Текля Милевская,
Адольфина Бибисувна и Петронела Матулянис.
В 1919 году власти приняли решение о том, что в целях спасения детей от голода
будут выдаваться продукты, но получать их будут не родители, а те, кто организует
столовую для детей. Болеслава Ламент решила этим воспользоваться. Родители бывших
учеников воскресной школы с удовольствием приняли идею матушки. В классах бывшей
приходской школы была организована "столовая". Между завтраком и обедом
проходили занятия. С младшими детьми занимались по программе начальной школы, со
старшими по программе гимназии. Организовывались различные театральные представления,
на которые приходили многие священники Санкт-Петербурга, в том числе и епископ Иоанн
Цепляк.
Положение общины значительно усложнилось в 1921 году, когда было объявлено о
закрытии подобных столовых, так как экономическая ситуация в России изменилась к
лучшему и родители уже могли сами прокормить детей. Хотя риск был велик, ребята
по-прежнему приходили в школу. В случае расспросов они должны были отвечать, что
ходят на частные уроки к учительницам. Об оплате труда сестер не могло быть и речи,
дети были из бедных семей. Материальные условия жизни сестер становились все хуже
и хуже.
В это же время Болеслава Ламент намеревается преобразовать свою Конгрегацию,
в этом ей помогает Экзарх русских католиков о.Леонид Федоров, собирающийся объединить
небольшую женскую монашескую общину Святого Духа с Конгрегацией св.Семейства. Вот,
что он писал митрополиту Андрею Шептицкому 1 августа 1921 года. "Как я не боюсь
поляков и всего польского - однако, пани Лямент - то редкое исключение, которое
подтверждает правило". Они вместе приступают к разработке Устава Конгрегации.
Вот что, по словам о.Леонида, полагалось в ее основу: "Члены Ордена должны
помогать восточному клиру в его миссии не только в России, но и на всем Востоке.
В Орден могут поступать и монахини латинского обряда, если соглашаются работать
в духе Ордена. Для тех из них, которым тяжело привыкнуть к восточному обряду, будет
оставлен латинский. Таким образом, Орден устраивается по масштабу ассумпционистов,
но в обратном порядке: там Орден западный с допущением иногда восточных членов,
здесь же Орден восточный с допущением западных... Польза такого Ордена была бы громадна,
потому что дух Ордена абсолютно чужд всякой польщины и латиномании. Орден должен
быть подчинен непосредственно Папе, а не местному ординариату, как до сих пор".
Однако планам, в силу различных причин, не суждено было сбыться.
Матушка Болеслава Ламент была вынуждена покинуть Петербург в сентябре 1921 года.
В городе остались лишь четыре сестры для дальнейшей работы в тайной школе. Все же,
несмотря на различные способы конспирации, через три года, школа была рассекречена
властями и закрыта. В ночь с 18 на 19 ноября с.Люция Чеховская была арестована и
доставлена в тюрьму на Шпалерной улице. Вскоре она была приговорена к 10 годам лишения
свободы за организацию тайной школы и преподавание Закона Божия.
На этом заканчивается история общины сестер Святого Семейства и ее основательницы
Болеславы Ламент в Санкт-Петербурге. Далее были годы подвижнического труда в Польше,
развитие и расцвет монашеской общины, насчитывающей ныне сотни сестер, блаженная
кончина ее основательницы 29 января 1946 года и беатификация матушки Болеславы Ламент
в 1991 году.
Автор Михаил Фатеев