Гарантированные социальные выплаты и компенсации семьям с детьми

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,61 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гарантированные социальные выплаты и компенсации семьям с детьми















«Гарантированные социальные выплаты и компенсации семьям с детьми»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Государственная политика по поддержке семей с детьми

.1 Положение семей и детей в Российской Федерации

.2 Направления государственной семейной политики

Глава 2. Нормативная правовая база в области поддержки семей с детьми

.1 Развитие нормативной правовой базы по поддержке семей с детьми

.2 Новые законодательные инициативы в поддержку материнства и детства

.3 Федеральные Программы по поддержке семей и детей

Глава 3. Федеральные гарантии семьям, имеющим детей

.1 Государственные пособия гражданам, имеющим детей

.2Трудовые гарантии работникам, имеющим детей

.3 Выплата пенсий и пособий в случае потери кормильца

Глава 4. Система мер социальной поддержки, предусмотренных для семей с детьми в Ленинградской области

.1 Обеспечение пособиями, компенсациями и социальными выплатами

.2 Совершенствование мер социальной поддержки

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Конституция Российской Федерации провозглашает, что «основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. «В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства»1.

Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в статье 7 и ч. 1 ст. 38 основного закона Российской Федерации. Статья 72 Конституции РФ вопросы защиты семьи и детей отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов российской Федерации, основные обязательства по материальному содержанию. Социально-правовой защите воспитанию, образованию детей несут семьи и государство.

Семья - это конституционно-правовая категория, основанная на браке - юридически оформленном, добровольном союзе мужчины и женщины, порождающая взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей (ст. ст. 7, 38 и 72 Конституции Российской Федерации). Семья является непреходящей ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Система норм, ценностей и стратегий семьи выверена столетиями. Ее устойчивость и гибкость, адаптационные способности и терпимость обеспечиваются следованием опыту многих поколений. Стабильность, спокойствие и сила государств опираются на нормы и ценности семейного образа жизни. Здоровая, крепкая, дружная, материально и нравственно благополучная семья - высшая ценность.

Она дает ребенку и взрослому человеку чувство любви, защищенности, заботы, надежности, привязанности, обеспечивает связь поколений. Каждое государство заинтересовано в сохранении и трансляции семейных ценностей.

В Российской Федерации в последние годы продолжалась нормотворческая работа по обеспечению и защите прав семьи и детей. Приняты законодательные акты об охране здоровья граждан, об охране труда, указы Президента о помощи семье и детям, ряд других нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы, защищающие права и интересы семьи и детей. Вместе с тем сохраняются нормы, неадекватные сложным социально-экономическим условиям перехода к рыночным отношениям, неспособные предотвратить их негативное воздействие на семейные отношения.

Составной частью социальной политики Российской Федерации является семейная политика, включающая в себя социальную и государственно-правовую защиту семьи и детства. Направленную на создание соответствующих социальных, правовых и экономических условий для сохранения семьи как стабильного института, обеспечивающего безопасность и заботу своим членам семьи на основе любви и уважения.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми.

Решение демографической проблемы невозможно «если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, в нашей собственной стране, не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи»1.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года Президент поддержал инициативу об объявлении 2008 года «Годом семьи в России». «Его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки институтов семьи, базовых семейных ценностей»2.

Указом президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года утверждена концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая включает в себя усиление государственной поддержки семей, имеющих детей в т.ч.:

развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей с детьми в форме предоставления материнского капитала.

При написании данной работы учитывалась актуальность предложенной темы. Цель работы заключалась в проведении анализа сложившейся в настоящее время правовой базы в системе социальной поддержки семей с детьми, оценке ее целенаправленности, результативности, а также выработке предложений по улучшению действующей системы, определения направлений ее совершенствования.

В этой связи мною была поставлены следующие задачи:

. Провести обзор и анализ нормативной правовой базы, данных статистической отчетности по выполнению конкретных программ социальной поддержки семей с детьми на федеральном и региональном уровне - на примере Ленинградской области.

. Выявить дальнейшие пути совершенствования законодательной базы, направленных на поддержку семей с детьми на федеральном и региональном уровне - на примере Ленинградской области.

. Обобщить приоритетные направления и перспективы совершенствования системы государственной поддержки семей с детьми;

. Сформулировать основные выводы по проведенному исследованию.

Апробация темы. Мною была изучена нормативно-правовая база в области государственной, социальной поддержки семей с детьми: федеральное законодательство, кодексы, концептуальные федеральные программы, указы, постановления, обзоры судебной практики, статистические данные, а также региональные законодательные акты и постановления субъекта Российской Федерации - Ленинградской области. Наряду с изучением законодательной базы прочитано ряд книг и журнальных статей, посвященных рассматриваемой теме.

Глава 1. Государственная политика по поддержке семей с детьми

социальный выплата компенсация ребенок семья

1.1 Положение семей и детей в Российской Федерации

В последние годы проблемы российской семьи во многом обусловлены воздействием социально-экономических реформ 90-х годов ХХ века. Главная проблема - массовое снижение жизненного уровня семей с детьми. В числе бедных семей по общепринятым социально-экономическим и статистическим критериям оказались не только те, чье благосостояние и в прошлом находилось ниже черты бедности, но и огромная масса работающего, относительно благополучного до недавнего времени среднедоходного (по российским параметрам) слоя населения. В результате бедности и малообеспеченности миллионов семей ослабевает их воспитательный и нравственный потенциал, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Такое состояние семьи при высоком уровне разводимости и низких показателях рождаемости несет в себе угрозу социальной безопасности Российской Федерации.

Причем если у семьи имеется прожиточный минимум, то для нее практически исключается возможность получения дополнительных социальных благ от государства. Сокращение социального пакета на предприятиях также ведет к росту социальной уязвимости трудоспособного населения. Семья в настоящее время при существующем типе социальной защиты находится постоянно в состоянии социального риска, так как не имеет условий для устойчивого, надежного развития.

Именно экономическое положение семей влияет на устойчивую тенденцию к обострению всех процессов жизнедеятельности семьи. В настоящее время выделяют следующие тенденции, имеющие место в семейной сфере:

малодетность семьи, доля однодетных семей достигает 31% от общего числа семей, с двумя детьми - 21,4%, многодетные семьи - 5,3%;

рост числа неполных семей. В России их 5,2 млн., из них 98% составляют семьи, состоящие из матери и одного ребенка;

увеличение численности социально уязвимой группы детей. В первую очередь это дети из бедных семей;

снижение воспитательного потенциала семьи.

Одним из главных предназначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. В Российской Федерации проживает 29 млн. детей.

В настоящее время требуется принятие неотложных и решительных мер по фундаментальной поддержке и стабилизации положений семей с детьми. Международный и отечественный опыт свидетельствует о том, что проблемы семьи гораздо эффективнее решаются с помощью государственной семейной политики.

1.2 Направления государственной семейной политики

В настоящее время основными направлениями государственной семейной политики являются: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей. 1

Стратегической, рассчитанной на перспективу целью деятельности социального государства, всей системы социальной защиты населения является реальное снижение процента бедности и улучшение качества жизни в тех группах населения, которые в силу своего физического состояния и по другим объективным причинам не могут самостоятельно решать проблемы личного или семейного жизнеобеспечения.

Достижение этой цели строится по главному направлениям.

повышение реальных доходов населения за счет организации предоставления мер социальной поддержки - выплаты субсидий, пособий, компенсаций, предоставление установленных законом льгот и т.д.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2009 годы) в частности обозначены следующие приоритетные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:

повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создание условий для активного включения детей в социальную, экономическую, культурную жизнь общества.

Одним из условий успешного функционирования семьи и воспитания ребенка, снижения социальной напряженности в обществе является развитие сферы социальной поддержки семьи и детей.

Основными направлениями работы с семьей и детьми на сегодняшний день являются:

развитие сферы различных видов социальной помощи и социальных услуг с акцентом на усиление адресности;

проведение мероприятий, ориентированных на повышение статуса семьи и материнства.

Глава 2.Нормативная правовая база в области поддержке семей с детьми

.1 Развитие нормативной правовой базы по поддержке семей с детьми

С начала последнего десятилетия XX века Россия вступила в процессы социально-экономической и политической трансформации, коренным образом изменившие институты власти и социально-экономическую политику, обусловившие необходимость модернизации системы государственной поддержки семей с детьми.

Первым нормативным документом, регламентирующим деятельность Российской Федерации в области государственной политики в отношении семьи и детей после подписания Президентом РФ (1992 г.) Конвенции ООН о правах ребенка и Декларации прав ребенка (1989 г.), принятой ООН, стал Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Благодаря Указу обеспечение прав детей стало основой формирования новой социальной и семейной политики.

В соответствии с этим Указом с 1993 года была сформирована и реализуется новая система решения наиболее актуальных общенациональных и региональных проблем детства на программно-целевой основе - посредством разработки федеральной программы «Дети России» и соответствующих региональных программ. Эти программы содержат конкретные меры по улучшению положения детей, в т.ч обеспечению детским питанием, охране материнства и детства, организации летнего отдыха детей и др.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» сформирован национальный механизм контроля за достижением целей Всемирного плана действий в России: действует Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей с участием представителей министерств и ведомств социальной направленности, ученых и общественности, а также установлено, что в России ежегодно готовится и распространяется государственный доклад о положении детей в Российской Федерации, в котором содержится мониторинг положения детей во всех сферах жизнедеятельности и анализ эффективности мер государственной политики в отношении детей.

Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года № 942 утверждены «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» (Национальный план действий в интересах детей). Главной целью Национального плана действий в интересах детей было преодоление негативных тенденций, стабилизация положения детей и создание реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики.

а) приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка; определение правового статуса ребенка, его права на жизнь, развитие, воспитание в семье, охрану здоровья, жилище, благоприятные условия жизни, обучение, отдых, спорт, культуру;

б) обеспечение защиты ребенка от всех видов дискриминации, соблюдение его интересов, уважение его чести и достоинства, гуманное отношение;

в) определение ответственности родителей и других лиц, отвечающих за воспитание детей;

Планы конкретных мероприятий по поэтапной реализации Национального плана действий утверждались в 1996 и 1998 годах Правительством Российской Федерации.

Часть предусмотренных Национальным планом норм оказалась нереализованной, либо была реализована не полностью. В определяющей степени это связано с тяжелым социально-экономическим положением России и с отсутствием реальных источников финансирования, а также неадекватностью целей и практических мер государственной семейной политики, недооценкой со стороны государства значения государственной семейной политики как социальной опоры реформирования страны за счет обеспечения поддержки семей.

Планы конкретных мероприятий по поэтапной реализации Национального плана действий утверждались в 1996 и 1998 годах Правительством Российской Федерации.

Признавая важность семьи как социального института, ООН провозгласила 1994 год Международным годом семьи. В специальной резолюции ООН была сформулирована тема Года семьи: «Семья: ресурсы и ответственность в изменяющемся мире», а также сформулированы основные принципы, цели и концепции национальной деятельности по проведению Года семьи, изложены основные принципы семейной политики, а также ее главные задачи.

В частности, выделены следующие принципы семейной политики, использованные и в российском законодательстве:

а)семья является главной ячейкой общества и поэтому заслуживает внимания, защиты и содействия для выполнения ее функций;

б)необходимо учитывать потребности всех типов семей, независимо от их функций, многообразие предпочтений социальных условий;

в)необходимо поощрять права и свободы индивида независимо от статуса каждого индивида в семье, ее типа;

г)семейная политика должна быть направлена на поощрение равноправия между мужчинами и женщинами в распределении домашних обязанностей и равноправия возможностей в плане занятости; В документах ООН сформулированы также следующие основные задачи семейной политики:

а) защита прав семьи на уход за ее престарелыми и больными членами; б) облегчение положения семей одиноких родителей, вынужденных постоянно сочетать труд с родительскими обязанностями;

в)защита семей от нищеты и лишений, а также от негативных воздействий на нее изменений в аграрной сфере, миграции, урбанизации экономике, которые часто ведут к невозможности выполнения семьей своих задач;

г)повышение способности семей принимать грамотные решения относительно интервалов между рождениями и числа детей;

д)предотвращение развития наркомании и алкоголизации у членов семей;

е) создание условий для профессионального образования женщин, молодых матерей;

ж) обзор и пересмотр семейного законодательства;

з) выявление факторов, способствующих распаду и разрушению семьи;

и) предотвращение насилия в семье.

Данные подходы обобщили современную теорию и практику семейной политики демократических стран мира.

К базовым конституционным законам, закрепляющим права семьи в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс Российской Федерации (1995), Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995), Федеральный закон «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации» (1995), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), Трудовой кодекс Российской Федерации (2002), Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (2002), Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (2002).

До принятия Кодекса в законодательстве о браке и семье охрана прав детей как специальная задача не фигурировала. Сейчас ребенок вправе выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни, самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов, в том числе в суд.

Также впервые законодательностановлена более гибкая система определения размера алиментов. Суду предоставлена возможность, с учетом заслуживающих внимания обстоятельств, уменьшать или увеличивать установленный законом размер алиментов. Предусматривается возможность обращения взыскания на имущество плательщика и заключение соглашения о размере, условиях и порядке уплаты алиментов, а также имущественной ответственности за несвоевременную уплату.

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» вступил в действие с 19 мая 1995 года. Он впервые свел воедино и упорядочил на уровне федерального закона все многочисленные виды государственных пособий и компенсаций на детей и пособий в связи с рождением и воспитанием детей, ранее регламентировавшиеся различными нормативными документами (указами, постановлениями правительства, подведомственными актами). Это позволило существенно упростить и унифицировать законодательство, сделать его более понятным для населения и органов исполнительной власти.

В 90-е годы, в процессе социально-экономической трансформации России, создана новая для России отрасль социального обслуживания семей с детьми. Начало этой работы связано с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В этом Указе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовалось содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям. Законами, определившими правовые и организационные условия оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, являются Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», принятый ноябре 1995 года, и Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года.

Важное значение в правовом обеспечении государственной семейной политики и защиты прав семьи и детей имеют соответствующие статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (1994), Трудового кодекса Российской Федерации (2002), Жилищного кодекса РСФСР с соответствующими изменениями и дополнениями.

Приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993), Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (1993), законы Российской Федерации «О беженцах» (1993), «О вынужденных переселенцах» (1993), «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (1993), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «О развитии государственной системы профилактики и правонарушений среди несовершеннолетних» (1997). Имеются также федеральные законы «Об образовании» (1996), «Об охране здоровья граждан» (1993), о социальном страховании, федеральные законы «Об актах гражданского состояния» (1997), «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об общественных объединениях» (1995), «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (1997) и многие другие.

Таким образом, законодательно гарантированы основные права семьи, супругов и детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям.

Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки:

1. Прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей.

2 . Натуральные выдачи семьям, имеющим детей.

3. Различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.).

4.Социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

Прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей предоставляется в виде государственных денежных пособий, стипендий, компенсационных выплат, денежных средств на содержание детей в приемных семьях и пенсий. Она выплачивается в виде:

- государственных денежных пособий семьям, имеющим детей;

государственных стипендий;

ежемесячных компенсационных выплат;

денежных средств на содержание детей, находящихся на воспитании в приемной семье (питание, приобретение одежды, обуви, инвентаря, предметов хозяйственного обихода, игрушек, книг, предметов личной гигиены); - государственных пенсий на детей или с учетом находящихся на иждивении детей.

Можно выделить следующие особенности прямой денежной помощи семьям в связи с рождением и воспитанием детей:

категориальный подход (выделение особо нуждающихся в поддержке категорий семей). Так, в целях охраны здоровья беременных женщин поощряется денежным пособием постановка на учет в женской консультации в ранние сроки беременности, позволяющая обеспечить наблюдение за здоровьем беременной и плода. Обращает на себя внимание выделение таких льготных категорий семей, как семьи, пострадавшие от радиационных катастроф, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи;

постепенный переход от категориального принципа (учета типа семьи и особенности жизненной ситуации) к учету доходов семей;

преемственность форм поддержки - сохранение значительной части денежных выплат, введенных еще в советский период;

множественность источников финансирования пособий: федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальные бюджеты, внебюджетные источники;

установление выплат в твердой денежной сумме, причем размеры денежной помощи фактически не связаны с уровнем реальных потребностей семьи в поддержке (за исключением пособия по беременности и родам, выплачиваемого в размере среднего заработка в качестве компенсации этого заработка) и выплачиваются с учетом районного коэффициента;

заявительный принцип назначения денежных выплат и необходимость личного обращения за помощью;

назначение и выплата денежных средств в различных учреждениях: по месту работы, по месту учебы, в органах и учреждениях социальной защиты населения.

Трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные, оздоровительные и другие гарантии и льготы, компенсации и субсидии семьям, имеющим детей. Особенностью данной формы государственной поддержки семьям, имеющим детей, является право на льготу, компенсацию или субсидию только определенных категорий семей с детьми и граждан, первоочередность их предоставления определенным категориям и предоставление бесплатно или за половину стоимости, что создает для этих категорий населения определенные льготы и привилегии. К этой форме государственной поддержки семей с детьми относятся:

- трудовые гарантии и льготы;

льготы в области пенсионного обеспечения для женщин;

транспортные льготы для семей и детей;

субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг;

безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья, а также бесплатное обеспечение жилой площадью;

льготы по приему и содержанию детей в детских дошкольных учреждениях;

права и льготы в области охраны здоровья семей;

налоговые льготы (либо освобождение от налогообложения определенных видов доходов, либо стандартные налоговые вычеты).

2.2 Новые законодательные инициативы в поддержку материнства и детства

Послание президента Федеральному Собранию 2006 года дало новый импульс в развитии законодательной базы в поддержку материнства и детства.

С 1 января 2007 года на территории Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов в поддержку материнства и детства, расширены социальные гарантии для граждан, имеющих детей.

Первым из числа законодательных инициатив, направленных на реализацию инициатив Президента РФ, явился Федеральный закон от 5.12.2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» и утвержденное от 30.12.2006 N 865 "Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей",

Законом впервые установлено право на пособие по уходу за ребенком всем женщинам. Указанное пособие получают женщины по достижению ребенком возраста 1,5 лет, как подлежащие обязательному социальному страхованию (работающие), так и не подлежащие (не работающие). С 1 января 2007 года размер данного пособия увеличен с 700 до 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей - по уходу за вторым и последующими детьми, либо 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. В 2009 году с учетом индексации размер данных выплат составляет на первого ребенка ……… руб., на второго и последующего ……. руб. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком, производится по день исполнения ребенку полутора лет. При исчислении пособия учитываются районные коэффициенты.

Матерям, имеющим право на отпуск по беременности и родам, в период после родов, предоставлено право выбора, со дня рождения ребенка получать пособие по беременности и родам или ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Право на получение государственных пособий также имеют временно проживающие на территории РФ и подлежащие обязательному социальному страхованию иностранные граждане и лица без гражданства.

Помимо 4 видов пособий, существовавших ранее, введен новый вид пособия - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей). Его размер, так же, как и размер единовременного пособия при рождении ребенка, составит 8000 рублей. Право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Пособие назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей органом, уполномоченным производить назначение и выплату данного пособия в соответствии с законодательством субъекта РФ. Источник финансирования выплат - средства федерального бюджета, предоставляемые в виде субвенций субъектам РФ из Федерального фонда компенсаций.

С 1 января 2007 года уточнен порядок финансирования расходов, связанных с выплатой пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Конкретизирована категория граждан, выплата пособия которым осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ и средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования РФ, до достижения ребенком возраста полутора лет, а также граждан, выплата пособия которым осуществляется за счет средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования РФ, в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет. К этим категориям граждан относятся не только граждане, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, а также граждане, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации или лицензированию.

В отдельную категорию выделены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет. Финансирование расходов, связанных с выплатой этой категории граждан пособия, осуществляется соответственно за счет средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования РФ и за счет средств федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 871).

Важным законодательным актом является Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Согласно Закону с 1 января 2007 года предусмотрено предоставление права на дополнительные меры государственной поддержки женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка, и женщинам, родившим (усыновившим) третьего или последующих детей (если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки). Дополнительные меры государственной поддержки - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных принятым Законом. Также правом на дополнительные меры государственной поддержки могут воспользоваться мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.

Право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Для реализации дополнительных мер государственной поддержки выделяются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ, - материнский (семейный) капитал. Размер материнского (семейного) капитала составляет 250 тысяч рублей, который, в свою очередь, ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. При этом Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы рассматривают заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, равно как и проверяют обоснованность выдачи документов, удостоверяющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

улучшение жилищных условий;

получение образования ребенком (детьми). При этом средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого может быть направлена сумма (часть суммы) материнского (семейного) капитала, на момент начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет;

формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, либо женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, может быть реализовано лицами, которые получают с 2007 года государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, не ранее 2010 года, то есть спустя три года.

Причем в 2009 году расширена возможность использования материнского капитала

Глава 3. Федеральные гарантии семьям, имеющим детей

.1 Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации;

граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев (действие абзаца не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации на законных основаниях по состоянию на 31 декабря 2006 года;

временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию иностранных граждан

и лиц без гражданства.

Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

единовременное пособие женам военнослужащих срочной службы и ежемесячное пособие детям военнослужащих срочной службы;

ежемесячное пособие на ребенка;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти;

средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде ежемесячного пособия на ребенка;

средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации;

субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Пособие по беременности и родам

Право на пособие по беременности и родам имеют:

женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;

женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;

женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

женщины, категории которых установлены настоящей статьей, при усыновлении ими ребенка (детей).

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей - ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Размер пособия определяется исходя из:

среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом условий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обязательном социальном страховании, - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц составляет в 2007 году - 16125 рублей. Размер установлен Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ.;

300 рублей - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

стипендии - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;

денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере 300 рублей.

Единовременное пособие при рождении ребенка

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8 000 рублей.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8 000 рублей.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);

другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах:

40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 процентов размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

Ежемесячное пособие на ребенка

Размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

.2 Трудовые гарантии работникам, имеющим детей

Трудовой Кодекс Российской Федерации предусматривает ряд гарантий женщинам, совмещающим работу и материнство, а также лицам с семейными обязанностями.

Глава 41 Трудового кодекса РФ посвящена особенностям регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Статьи 253-264 Трудового кодекса РФ закрепляют гарантии, связанные с материнством, предоставляемые женщинам, а также лицам с семейными обязанностями.

В соответствии со статьей 254 Трудового Кодекса РФ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением прежнего заработка по прежней работе. При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы. Женщинам, имеющим детей в возрасте до 1.5 лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с оплатой по выполняемей работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

Статья 255 Трудового Кодекса РФ регулирует отпуска по беременности и родам. Согласно нормам указанной статьи женщинам, по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности -84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов -86, при рождении двух и более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по обязательному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям отцом ребенка, другими родственниками или опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком.

Во время нахождения отпуска по уходу за ребенком женщина или лицо, осуществляющее уход может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Нормы статьи 257 Трудового кодекса РФ регулируют предоставление отпуска работникам, усыновившим ребенка.

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляется помимо перерывов для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей). Перерывы для кормления детей включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка. (ст.258 ТК РФ).

Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни закреплены в статье 259 ТК РФ,

Статьи 260-261 ТК РФ закрепляют гарантии женщинам, в связи с беременность и родами по предоставлению отпусков, а также женщинам, имеющим детей, и лицам, воспитывающим ребенка без матери при расторжении трудового договора.

Статья 262 ТК РФ предусматривает дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, и женщинам, работающим в сельской местности.

Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери закреплены в статье 264 ТКРФ.

3.3 Выплата пенсий и пособий в случае потери кормильца

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дети умершего кормильца и сам супруг, занятый ухом за детьми умершего кормильца, не достигшими возраста 14 лет, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца. Дети, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов, имеют право на получение пенсии до 23 лет.

В соответствии с частью 1 статьи 137 Семейного кодекса Российской Федерации, усыновленные дети пользуются правом на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, так как они сами и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а также сами усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных имущественных и неимущественных правах и обязанностям к родственникам по происхождению.

В соответствии со ст.71 Семейного Кодекса РФ лишение родительских прав не освобождает от обязанностей содержать ребенка, и таким образом, дети, чьи родители были лишены родительских прав, имеют право на пенсию в случае потери кормильца.

Пасынок и (или) падчерица имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании отчими и мачехи.

Детям погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих по призванных по призыву наряду с получением пенсии по потери кормильца, гарантирована выплата ежемесячного пособия. Правила выплаты ежемесячного пособия погибшим при исполнении обязанностей военной службы по призыву утверждены, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. N 591.

Указанные Правила определяют порядок выплаты ежемесячного пособия детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву, в том числе признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявленных умершими в соответствии с:

абзацем четвертым пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 936 "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей";

подпунктом 4 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. N 650 "О мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы на атомном подводном крейсере "Курск";

пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".

Детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы до достижения ими возраста 18 лет (если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет - независимо от возраста), а детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет гарантирована ежемесячная выплата пособия в размере 650 рублей.

Размер пособия подлежит пересмотру (повышению, индексации) одновременно с централизованным повышением (индексацией) размеров окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, учитываемых в составе денежного довольствия при назначении пенсии по случаю потери кормильца, путем умножения размера пособия на индекс роста этих окладов.

Глава 4. Система мер социальной поддержки, предусмотренных для семей с детьми в Ленинградской области

.1 Обеспечение пособиями, компенсациями и социальными выплатами

Федеральным законом № 95-ФЗ от 04.07 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социального обслуживания и социальной поддержки несовершеннолетних и семей с детьми отнесены к государственным полномочиям, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств регионов.

Федеральный закон от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно изменил правовую базу, преобразовав натуральные льготы в денежные выплаты.

В этой связи комитетом по социальной защите населения в течение 2004-2009 гг. проведена определенная работа по разработке нормативно - правовой базы предоставления мер социальной поддержки семьям и детям.

На территории Ленинградской области действуют областные законы и нормативные правовые акты, предусматривающие предоставление семьям с детьми различных видов пособий и компенсационных выплат.

В соответствии с областным законом «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области» от 01.12.2004г. № 103-оз социальная поддержка семьям с детьми из средств областного бюджета предоставляется в виде:

-единовременного пособия семьям при рождении ребенка;

-ежемесячного пособия.

Закон устанавливает право на ежемесячное пособие на ребенка одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство), совместно проживающего с ним ребенка, до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ленинградской области.

Для определения размера ежемесячного пособия на ребенка используется величина прожиточного минимума на детей, установленная в Ленинградской области (прожиточный минимум), за второй квартал года, предшествующего оплачиваемому году.

Размер ежемесячного пособия на ребенка составляет:

на ребенка в возрасте от рождения до трех лет - шесть процентов прожиточного минимума;

на ребенка в возрасте от трех до семи лет - пять процентов прожиточного минимума;

на ребенка в возрасте от семи до шестнадцати лет (восемнадцати лет) - четыре процента прожиточного минимума.

Размер ежемесячного пособия на ребенка, увеличивается:

на 100 процентов - на детей одиноких матерей;

на 50 процентов - на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Размер ежемесячного пособия на третьего и последующих детей из многодетной семьи, увеличивается на три процента прожиточного минимума, но не может быть ниже 500 рублей по каждой возрастной группе. Единовременное пособие при рождении ребенка (усыновлении или удочерении ребенка в возрасте до трех месяцев) назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, органом социальной защиты населения по месту жительства семьи с ребенком. В целях стимулирования рождаемости в Ленинградской области размер единовременного пособия при рождении ребенка увеличен с 6000 рублей в 2006 году до 11000 рублей в 2009 году. Право на него имеют семьи, проживающие на территории Ленинградской области, независимо от дохода семьи.

В целях улучшения социального положения и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей с 01.01.2007г. на территории Ленинградской области действует областной закон «О социальной поддержке многодетных семей в Ленинградской области» от 17.11.2006г. № 134-оз, предусматривающий предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям, проживающим постоянно на территории Ленинградской области. Многодетным семьям гарантированы:

ежемесячная денежная компенсация в размере тридцати процентов от расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия), рассчитанных исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг;

ежегодная денежная компенсация в размере тридцати процентов от расходов на топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, в порядке, установленном Правительством Ленинградской области;

ежегодная денежная компенсация в размере 1500 рублей на каждого из детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях (но не старше 18 лет), на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для посещения школьных занятий и школьных письменных принадлежностей;

бесплатное обеспечение лекарствами, предоставляемыми по рецептам врачей, для детей в возрасте до шести лет;

льготное питание детям, обучающимся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования;

бесплатный проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных учреждений;

прием в первоочередном порядке детей в дошкольные образовательные учреждения;

при наличии медицинских показаний обеспечение в первоочередном порядке детей местами в детских учреждениях санаторного типа;

первоочередное оказание услуг детям и родителям в учреждениях социального обслуживания населения;

По расчетным данным за указанными мерами социальной поддержки обратится порядка ……… семей с детьми. На 2009 год в областном бюджете на эти цели предусмотрено финансирование в объеме ……… млн. руб.

С 1 января 2005 года в области осуществляется реализация областного закона от 01.12.2004 года № 105-оз «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Ленинградской области». В зависимости от трудной жизненной ситуации размер государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты в 2009 году составлял от 500 руб. до 4000 руб.

Помимо того, государственная социальная помощь в размере 2000 рублей предоставляется на детей из малоимущих семей потерявших кормильца, на многодетных семей, на семей с детьми-инвалидами.

Заключение

Итоги проведенного в работе исследования нормативной правовой базы, анализа российского законодательства и комплекса мер в области государственной поддержки семей с детьми позволяют сделать следующие выводы:

. С начала 90-х годов в Российской Федерации сформировалась новая законодательная база государственной поддержки семей с детьми.

. Главной проблемой современного состояния законодательной базы в данной сфере является определенный разрыв между прогрессивными концептуальными подходами, провозглашенными в российских законах целям, приоритетам, принципами государственной поддержки семей и реальными размерами помощи. Это придает законодательству отчасти декларативный характер и снижает доверие семей к государству.

. Прямая денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей в виде государственных пособий, компенсационных выплат, пенсии на детей по случаю потери кормильца, и других видов выплат Федерального уровня устанавливаются в форме твердых денежных сумм. Размеры их не зависят от реальной потребности семьи в поддержке для конкретного случая нуждаемости, а определяются финансовыми возможностями государства или иных источников финансирования мер социальной поддержки.

. Недостаточная надежность установленных законодательством источников финансированиям и их ограниченность для большинства видов поддержки семей с детьми.

. Не закреплены на уровне федерального закона норм поддержки семьи погорельцев, жертв террористических актов, природных и техногенных катастроф, за исключением радиационных. В каждом конкретном случае принимаются решения на уровне муниципальных образований, субъекта российской Федерации, либо Правительства России.

. Законодательная и нормативная база действующей системы социальных выплат, услуг и мер социальной поддержки представляет собой огромный массив законодательных актов с многочисленными поправками, не всегда четко описывающих порядок предоставления социальных выплат и других форм социальной поддержки.

. Не все семьи, имеющие право на поддержку, получают ее из-за недостаточной информированности семей, либо недоступности (отсутствия) учреждений, призванных оказывать помощь.

. Одним из основных недостатков современного законодательства является отсутствие четкого механизма привлечения к ответственности за невыполнение положений законов.

Данные выводы свидетельствуют о необходимости совершенствования законодательной базы и системы мер социальной поддержки, предоставляемых семьям с детьми. В этой связи можно выделить основные направления совершенствования системы правовых гарантий, предусмотренных семьям с детьми:

1. Реформирование социального законодательства по пути дальнейшей реализации адресного подхода при выплате государственных денежных пособий и социальных услуг. Адресный подход должен выражаться в предоставлении помощи не категориям семей, а отдельным семьям, действительно нуждающимся в помощи на основе получения объективных данных о положении конкретных семей.

. Целесообразно закрепить в законодательстве наряду с заявительным также выявительный принцип выплаты пособий и оказания мер социальной поддержки семей с детьми. При этом необходимо законодательно закрепить создание региональной и федеральной баз данных о семьях и детях, нуждающихся в различных видах государственной социальной поддержки.

. Следует индексировать размеры и постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов на выплату денежных пособий на детей

. Важно рассмотреть возможность принятия федерального закона о квотировании рабочих мест для малообеспеченных семей с детьми (одиноких родителях с детьми, многодетных семей, студенческих семей с детьми и т.д.).

. Необходима систематизация законодательства, отмена декларативных и противоречащих друг другу норм, надежные финансовые и организационные механизмы реализации.

. Предлагается изучить целесообразность принятия федерального закона о федеральных гарантиях социальной защиты и реабилитации лиц и семей, пострадавших в результате террористических актов, вооруженных конфликтов, техногенных и природных катастроф.

Российское государство и общество должны обратить пристальное внимание на поддержку семей с детьми. В основу социальной политики должны быть положены приоритеты семейных ценностей, семейного воспитания детей, равенство мужчин и женщин во всех областях жизнедеятельности, включая семейную сферу. Решение проблем семьи - это задача всего общества, объединений граждан, каждой российской семьи. Нужна консолидация всех здоровых сил, повышение роли институтов гражданского общества, в том числе органов местного самоуправления, общественных организаций, самих семей в деле стабилизации и кардинального улучшения положения российских семей.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм., внесенными Указом Президента РФ от 09.01.1996 № 10 (РГ № 7, 1996), Указом Президента РФ от 10.02.1996 № 173 (РГ №31, 1996), Указом Президента РФ от 09.06.2001 № 679 (РГ №111, 2001), Указом Президента РФ от 10.02.2003 № 841 (РГ № 151, 2003) // РГ. 1993. № 197.

. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 32. с.3301.

. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №1. с.16.

. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ// СЗ РФ. 1996. № 25. с.2954.

. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ// Российская газета № 256, 31.12.2001 г.

. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19 мая 1995 № 81-ФЗ (в редакции от 24.11.1995, от 18.06.1996, от 24.11.1996, от 30.12.1996, от 21.07.1998, от 29.07.1998, от 17.07.1999, от 10.07.2000, от 07.08.2000, от 30.05.2001, от 30.05.2001, от 28.12.2001, от 25.07.2002, от 22.08.2004, от 29.12.2004, от 22.12.2005, от 22.12.2005, от 22.12.2005, от 05.12.2006) // СЗ РФ. 1995. № 21. ст.1929.

. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. ст. 4563.

. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 октября 1997 № 134-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 43.

. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31.

. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 № 120-ФЗ//СЗ РФ. 1999. № 26. ст. 3177.

. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178 - ФЗ (с изм. от 22 августа 2004г.) // Российская газета № 188 от 31.08.2004.

. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ // Российская газета № 247 от 20.12.2001.

. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131 - ФЗ //СЗ РФ. 2003. № 40. Ст.3822.

. О внесении и изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 августа 2004 № 122 - ФЗ (с изменениями от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004) //СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей: Федеральный закон от 5.12.2006 № 207-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. ст. 5285.

. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный Закон от 29 декабря 2006 № 256-ФЗ// Российская газета № 297 от 31.12.2006.

. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента РФ от 14 мая 1996 №712 // СЗ РФ. 20.05.2006. № 2. Ст.2460

. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. - Москва: Гросс Медиа, 2006, - с.16.

. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета № 4353 от 27.04.2007.

. О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей: Постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 № 936// СЗ РФ. 1999. № 35. ст. 4321.

. О мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы на атомном подводном крейсере "Курск": Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2000 № 650// СЗ РФ. 2000. № 36. ст. 3883.

. О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2004 № 65// СЗ РФ. 2004. № 7. ст. 535.

. Федеральная целевая Программа «Дети России» на 2007-2010: Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 № 172// СЗ РФ. 2007. № 14. ст. 1688.

. О региональных целевых программах Ленинградской области: Закон Ленинградской области от 19 февраля 1999 № 23-оз// Вестник Правительства Ленинградской области. 1999. № 5.

. О социальном обслуживании населения в Ленинградской области: Закон Ленинградской области от 29 ноября 2004 № 97-оз// Вестник Правительства Ленинградской области. 2004. № 40.

. О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области: Закон ленинградской области от 01 декабря 2004 № 103-оз// Вестник Правительства Ленинградской области. 2004. № 41.

. Об утверждении перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания населения Ленинградской области: Постановление Правительства Ленинградской области от 19 апреля 2005 № 108// Вестник Правительства Ленинградской области. 2005. № 28.

. О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения: Закон Ленинградской области от 30 декабря 2005 № 130-оз// Вестник Правительства Ленинградской области. 2005. № 69.

. Об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности региональных целевых программ Ленинградской области: Постановление Правительства Ленинградской области от 3 марта 2006 № 54// Вестник Правительства Ленинградской области. 2006. № 9.

. О социальной поддержке многодетных семей в Ленинградской области: Закон Ленинградской области от 17.11.2006 № 134-оз// Вестник Правительства Ленинградской области. 2006. № 81.

. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года. Научное издание в 2-х книгах //Воронцова С.Д., Григорьев М.И. и др. - СПб.: «Знание». 2003 г.

. Научно- практический комментарий к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122 - ФЗ/ Под общей ред. Н.А. Волгина, С.В. Калашникова. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 456 с.

. Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми: Результаты исслед. проекта //В.В.Елизаров, Е.Н.Феоктистов, Г.И.Климантова и др.: - М. : Просвещение,2003. -544 с.

. Реформа социального обслуживания. Под общей редакцией руководителя Программы SPRILO С.Ташера. - СПб, ООО «Селеста», 2007.-183 с.

Похожие работы на - Гарантированные социальные выплаты и компенсации семьям с детьми

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!