Особенности системы образования в России

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    143,02 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности системы образования в России

МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Провинциальный колледж»













ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Курсовая работа



Выполнена ученицей

Лавровой Анастасией

Александровной






Ярославль, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 ПОНЯТИЕ «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ»

1.2 СТРУКТУРА И СТУПЕНИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

1.3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

2.2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ

2.3 ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Заключение

Список литературы

 

Введение

Актуальность. В настоящее время основным фактором развития общества принято считать состояние его системы образования.

Такое утверждение не совсем точно. Вернее сказать, что мощным фактором экономического и социального развития общества является уровень знаний его членов. Этот уровень определяется обучением.

Обучение представляет собой процесс, который начинается задолго до того, как человек приступит к образованию, если под обучением понимать передачу знаний от человека к человеку, от общественной системы (или подсистемы) к человеку. Хотя и принято считать, что образованность населения - фактор развития общественных отношений, но и само обучение существенно зависит от уровня производственного и культурного развития общества. Достаточно вспомнить первобытное общество, в котором обучение было вплетено в повседневную жизнь членов общины. И только с появлением значительного запаса знаний вместе с возможностью излагать их с помощью письма возникла необходимость выделить процесс обучения в самостоятельный вид деятельности. Лишь тогда, когда в обществе создаются учреждения, специализированные на обучении, можно говорить об образовании. Образование становится видом обучения, но обучение в первоначальном смысле сохранило свое значение: первые образы и понятия, навыки и умения, знания об окружающем мире человек получает в самый начальный период своей жизни, чаще всего в семье, но нередко в специализированных воспитательных учреждениях.

Степень изученности - Систему образования в России изучали Д.А. Ягофаров, С.В. Куров и Е.Д. Волохова. Они проводили различные исследования и рассматривали вопросы, касающиеся системы образования.

Объект исследования - система образования.

Цель исследования - выявить особенности системы образования в России.

Задачи исследования:

1)      изучить систему образования в России

2)      рассмотреть структуру системы образования

)        рассмотреть зарубежный опыт формирования системы образования

)        дать анализ системы образования

Эмпирическая база. Законодательство: Конституция РФ, Закон РФ "Об образовании", статистика по численности школ, ВУЗов, опрос общественного мнения.

Структура работы. Логика исследования обусловила структуру курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, заключения.

Глава 1 посвящена теоретическим основам изучения системы образования, Глава 2 рассматривает анализ системы образования в России.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


.1 ПОНЯТИЕ «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ»

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество.

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.

Образование - развитие жизненного опыта человека. Как процесс и как результат. В соответствии с иерархической структурой личности образование включает в себя три компонента: воспитание, обучение, развитие.

В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности…

В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому».

В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других ВУЗах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения.

Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.

Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

Образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились.- Б.Ф. Скиннер.

В Главе II статье 8. Закона Российской Федерации «Об образовании» даётся понятие системы образования.

Так система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

·        преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

·        сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

·        органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Таким образом, под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

.1 СТРУКТУРА И СТУПЕНИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

За последние десять лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других нормативных документов.

В соответствии с Законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» развивается автономия образовательных учреждений. Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами. В рамках этого процесса к настоящему времени статус юридических лиц получили около 85 % учреждений общего среднего образования.

Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности. Так, в составе учреждений дошкольного образования общей численностью 53,9 тысяч единиц сложился широкий спектр их видов: с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников - 2,3 тыс.; компенсирующего вида - 1,6 тыс.; ухода и оздоровления - 1,3 тыс.; комбинированного вида - 8,5 тыс.; центры развития ребенка - 0,5 тыс. Вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов.

В системе общего образования получили широкое развитие школы с углубленным изучением предметов - около 15 % от общего количества средних (полных) школ; лицеи - 2 %; гимназии - 3 %.

В начальном профессиональном образовании сформировались учебные заведения повышенного типа, в основном, профессиональные лицеи, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров рабочих. Они составляют 23,9 % от общего числа учебных заведений этого уровня.

В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования развились новые виды учебных заведений - колледжи, доля которых составляет около 40% от всего количества учреждений данного уровня. В колледжах ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития.

В составе высших учебных заведений получил развитие университетский сектор - 50 % от общего числа государственных вузов. Около 30 % составляет доля академий.

Развитие вариативности учебных заведений профессионального образования сопровождалось преодолением сложившейся ранее их отраслевой направленности, вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными структурными сдвигами экономики, развитием региональных рынков труда.

В значительной мере расширилась сама сеть профессиональных образовательных учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи, вузы, их структурные подразделения стали значительно более доступными жителям даже самых отдаленных районов страны. Постепенно формируется система открытого (дистанционного) образования.

Одним из существенных изменений в деятельности образования стало развитие вариативности образовательных программ, что способствует возможности выбора обучаемым уровня и вида образования и большей ориентации образования на требования рынка.

С развитием вариативности образовательных программ значительно расширился спектр издаваемой учебной литературы. Возникла и усиливается конкуренция авторов и авторских коллективов, возросла возможность отбора наиболее качественных материалов для издания.

Значительным импульсом для развития образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимся уровня и вида образования, с другой, в условиях ограниченности бюджетных средств, позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Практика показала, что даже в сегодняшних сложных социально-экономических условиях население готово оплачивать свое образование. Так, размеры платного приема в государственные вузы составили в 2000 году свыше 40% от общих размеров приема. Значительную роль в расширении возможностей получения желаемого образования начали играть негосударственные образовательные учреждения высшего образования.

В настоящее время число их составляет около 700, а контингент студентов около 500 тыс. человек или почти 10 % от общего контингента студентов вузов.

В результате число студентов в вузах страны составляет в настоящее время около 4800 тыс. человек, или 327 человек на 10 тысяч населения.

Помимо личных средств обучаемых, в систему образования начали поступать значительные объемы финансовых средств из других внебюджетных источников. Все это привело к формированию системы многоканального финансирования образования, дающей возможность образовательным учреждениям частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.

Одним из результатов перестройки деятельности профессионального образования явилось значительное изменение структуры подготовки кадров по отдельным профессиям, направлениям, специальностям. Эти изменения были обусловлены усилением ориентации образования как на личные потребности обучаемых в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда в специалистах гуманитарного профиля, сферы сервиса, информационных технологий. Произошла интеграции ряда специальностей в более крупные. В начальном профессиональном образовании ранее существовавшие 1200 профессий рабочих объединены в 293 интегрированных. В среднем профессиональном образовании на основе интеграции число специальностей уменьшилось на 12%. В высшем образовании 35 специальностей (около 10% от общего количества) объединены в рамках направлений профессиональной подготовки. Более подробно динамика этих изменений показана ниже, при характеристике состояния отдельных уровней образования.

Получила развитие интеграция образовательных и научных учреждений, производственных предприятий различного вида учебно-научно-производственные комплексы. Это позволило начать системно решать задачи преемственности образовательных программ разного уровня, усилить связь образования, науки и промышленности, более полно и эффективно использовать имеющиеся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы. Особенное значение начинает приобретать формирование университетских комплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования.

Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования, хотя по отдельным направлениям (нормативы финансирования, обеспечение самостоятельности в использовании финансовых средств, льготы и преференции образовательным учреждениям и финансирующим образование лицам и др.) требуется существенное дополнение существующего правового поля в интересах развития сферы образования.

Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведениями: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, Российский союз ректоров, советы ректоров вузов субъектов Российской Федерации, региональные советы директоров средних специальных учебных заведений, Ассоциация «Роспрофтехобразование», Ассоциация технических университетов, Ассоциация негосударственных вузов, попечительские советы и др.

Происходящие в образовании изменения отражаются в сложившейся к настоящему времени системе образовательной статистики, которая содержит многие сведения, характеризующие состояние, а также количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования. Отчасти в ней нашли свое отражение новые явления и процессы в сфере образования (создание негосударственных учреждений, платное обучение в государственных учебных заведениях, появление новых видов учебных заведений, формирование многоуровневой системы подготовки специалистов и др.). Постепенно вводятся показатели, отвечающие международным требованиям.

Тем не менее, сегодняшняя образовательная статистика характеризует главным образом количественные аспекты системы образования и образовательной деятельности, и слабо ориентирована на оценку качества образовательной деятельности и ее результативность. В ней не нашла адекватного отражения кардинально изменившаяся ситуация в управлении, организационной структуре, финансировании сферы образования. В тоже время, многосторонняя, объективная оценка процессов модернизации образования требует реализации соответствующих систем мониторинга и статистики образования.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

·        общеобразовательные (основные и дополнительные);

·        профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

·        дошкольного образования;

·        начального общего образования;

·        основного общего образования;

·        среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

·        начального профессионального образования;

·        среднего профессионального образования;

·        высшего профессионального образования;

·        послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Так образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.

1.2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрим системы образования Австралии и США.

Система образования Австралии.

Австралия предлагает привлекательные условия для получения образования. Несмотря на то, что учебные заведения отличаются своими размерами и местоположением, все они предлагают большой выбор качественных программ и курсов, а также предоставляют прекрасные возможности для проведения научных исследований.

Австралия сегодня - это индустриально развитая страна, где развитию системы образования и науки традиционно уделяется большое внимание. В свою очередь доходы от иностранных студентов составили только за 2007-08 год $14.2 миллиардов, что вывело образование на третью позицию в списке экспортных отраслей экономики после экспорта угля и железной руды. Несмотря на текущий мировой финансовый кризис, эта отрасль показывает устойчивый рост.

Согласно официальной статистике на начало 2009 года количество иностранных студентов по сравнению с прошлым годом выросло на  21.4%. В австралийских учебных заведениях обучаются более 200000 иностранных студентов. Университеты и школы страны оснащены самым современным оборудованием и предлагают образовательные программы, характеризующиеся гибким и прогрессивным подходом к процессу обучения и научным исследованиям.

Сегодня Австралия входит в тройку лидеров по количеству иностранных студентов среди англоязычных стран, уступая США и Великобритании.

В отдельных странах этого региона большинство студентов выбирают обучение в Австралии, как основное направление обучения за рубежом. Исторически австралийская система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. В стране с почти 21-миллионным населением действует 40 университетов, больше 350 колледжей, сотни государственных и частных средних школ. По уровню образования населения Австралия занимает третье место в списке стран - членов Организации экономического развития и сотрудничества. Одно из важных отличий Австралии от других стран - это наличие национальной системы программ обучения и квалификаций, основанной правительством страны. Система австралийских квалификаций (Australian Qualification Framework, AQF) охватывает среднее, профессионально-техническое и высшее образование и включает 13 государственных квалификаций.

Система начального и среднего образования в Австралии - одна из лучших в мире. В школах уделяется большое внимание индивидуальным особенностям учеников. Программа построена так, чтобы максимально развить интеллектуальный, общественный, творческий и карьерный потенциал каждого учащегося. В австралийской школе принято деление на следующие уровни:

·        Начальная школа (Primary school) с 1 до 6 или 7 класса

·        Средняя школа (Secondary school) с 7-8 класса до 12

·        Младший колледж (Senior secondary school) с 7-8 класса до 10

·        Старшие классы или высший колледж (11 и 12 классы)

В Новом Южном Уэльсе, Виктории, Тасмании и на Австралийской столичной территории срок обучения в начальной школе составляет 6 лет, в остальных штатах - 7. Обучение в двух последних классах школы (Year 11 и Year 12) имеет свои особенности. В программу входят так называемые ключевые дисциплины (Key Learning Areas). Помимо них разные школы предлагают дополнительные предметы, которые можно изучать по выбору. Учебный год в австралийских школах делится на четверти (каждая продолжительностью в 12 недель), начинается в конце января и заканчивается в начале декабря.

Наряду с государственными школами действует 950 частных. Кроме того, открыто еще 35 международных средних школ, работающих по программе International Baccalaureate (IB). Плюсы обучения по системе IB очевидны: аттестат международного образца позволяет поступать в высшие учебные заведения не только Австралии, но и Великобритании, США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Австралийские школы предъявляют различные требования к поступающим. Чем выше престиж школы, тем они жестче. Для школьников-иностранцев требования в основном сводятся к владению английским языком (в старших классах), хорошим оценкам за предыдущие годы учебы и (иногда) спортивным достижениям. В лучшие школы существует конкурс.

В Австралии иностранные студенты могут получить образование по школьной программе любого уровня, но система AQF рассматривает только аттестат о полном среднем образовании, который выдается ученикам, решившим продолжить учебу после получения обязательного образования. Сертификат о полном среднем образовании может иметь и другие названия в зависимости от того, в каком штате находится учебное заведение. Например, в Штате Квинсленд (QLD) выдается Аттестат о полном среднем образовании (Senior Certificate), а в Штате Южная Австралия (SA) Аттестат штата Южная Австралия об образовании (South Australian Certificate of Education, SACE).

Австралийские университеты предлагают как бакалаврские, так и аспирантские программы. Наиболее популярны такие отделения, как бизнес, деловое администрирование и экономика. Конечно же, более половины иностранных студентов поступает на эти курсы. Вторая по популярности область знаний - естественные, гуманитарные и общественные науки, а так же искусство. Третья - инженерные и технологические специальности. Необходимым условием для поступления в австралийские учебные заведения является знание английского языка. Официальным экзаменом, удостоверяющим ваш уровень владения, является IELTS. При этом каждое учебное заведение самостоятельно устанавливает минимальный экзаменационный рейтинг. Сами тесты должны быть пройдены не более, чем за 24 месяца до дня подачи заявления. Система высшего образования Австралии, подобно системам других англоязычных стран мира, относится к многоступенчатым. Доказательством ее высокой эффективности может служить тот факт, что в последние годы эта же система вводится в странах Европейского союза и начинает понемногу приживаться в нашей стране. Основу системы составляют программы бакалавриата (Bachelor degree), которые в Австралии представлены сотнями специальностей. Обучение на дневном отделении (full-time) в основном рассчитано на 3 года (не считая некоторых специальностей).

По окончании выпускникам присваивается степень бакалавра в той или иной области знания и выдается соответствующий документ, признаваемый практически во всех странах мира как полноценный диплом о высшем образовании. Выпускникам, показавшим наиболее выдающиеся академические успехи, могут присвоить степень бакалавра с отличием (Bachelor degree honours). К тому же результату приводит дополнительное обучение на протяжении еще одного года. Обладатели этой степени пользуются некоторыми преимуществами при зачислении на программы дальнейшего образования и при трудоустройстве. Следующая ступенька - магистерские программы (Masters degrees). Обучение в их рамках рассчитано на 2 года для выпускников программ бакалавриата и на год - для обладателей степени бакалавра с отличием. В Австралии действуют магистерские программы 3 типов: coursework (профессиональная специализация), coursework and theses (то же с защитой диссертации), research and thesis (исследовательская работа с защитой диссертации).

Вершиной образовательной пирамиды служат докторские программы.

В отличие от России они представлены двумя типами программ: research и coursework. Первые практически ничем не отличаются от нашей аспирантуры: соискатель на протяжении 3 лет проводит научные исследования и пишет диссертацию, чтобы после ее защиты получить степень PhD (в западной традиции ученая степень в любой области знания именуется «доктором философии»). Вторые носят прикладной характер и больше связаны с практическим применением результатов исследований.

Система образования США

Система образования в Соединенных Штатах включает в себя три основных уровня: начальное образование среднее образование и высшее образование. В большинстве штатов в образовательную программу также входят профессионально-техническое обучение, образование для взрослых, школы или курсы для особых категорий детей и детские сады.

Средняя школа состоит из трех ступеней:

·        начальная (Elementary School)

·        средняя (Middle School)

·        старшая (High School)

В организационном плане обучение в школах обычно строится по схеме «6-3-3», в которую входят младшие классы (с 1-го по 6-й), средние (с 7-го по 9-й) и старшие (с 10-го по 12-й). Однако в некоторых населенных пунктах до сих пор придерживаются ранее принятой схемы «8-4»: с 1-го по 8-й класс (начальная школа) и с 9-го по 12-й (средняя школа). Применяется также схема «6-6»: с 1-го по 6-й класс (начальная школа) и с 7-го по 12-й (средняя школа).

В настоящее время в системе школ, объединяющих начальное и среднее образование, преобладает схема «6-3-3» или её разновидность «6-2-4». Однако следует отметить, что в США много разновидностей вышеупомянутых схем. Учебный год в американской школе, как правило, длится 9 месяцев- с начала сентября по середины июня и делится на семестры: дети обучаются 5 дней в неделю. Продолжительность учебных занятий в день - 5-6 часов (с 8.30 до 15.30). Продолжительность урока варьируется от 52 до 57 мин.

Начальная школа - это самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведёт все занятия с классом. Основной целью начальной школы является общее интеллектуальное и социальное развитие ребенка от 6 до 12 или 15 лет.

Средняя школа. Большинство учащихся проходят курс, включающий в себя английский язык, естественные и общественные науки, математику и физическое воспитание. В 8-м классе появляется система выбора предметов, а обязательными предметами являются английский язык, математика, обществоведение, естествознание, физкультура с гигиеной, музыка и изобразительное искусство, труд (для мальчиков) и домоводство (для девочек). Учащийся также может выбрать в качестве факультативной дисциплины иностранный язык, какой-либо раздел изящных искусств и конкретную специальность в области профессионально-технического обучения. В 7-м, 8-м и 9-м классах большое значение приобретают советы по профориентации, поскольку именно на этой стадии обучения учащиеся начинают планировать свою будущую карьеру и выбирают предметы, которые им понадобятся в приобретённой профессии.

В США, как и большинстве стран Европы, средняя школа является профильной: на старшей ступени (9-12классов) учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору.

Академический профиль дает образование, достаточное для поступления в вуз.

Профессиональные профили готовят ученика к непосредственной практической деятельности в четырёх областях: сельскохозяйственном производстве, бизнесе, экономике домашнего хозяйства, промышленном производстве и строительстве. После прохождения этой программы учащиеся либо устраиваются на работу, либо продолжают обучение.

Третья, общая или комплексная программа состоит из академических и профессионально- технических аспектов обучения. Те, кто не собирается сразу поступать в колледж или устраиваться на работу, но хотят получить как можно больше знаний и диплом средней школы, как правило, выбирают общий курс.

Для получения диплома по окончании средней школы выпускникам достаточно получить зачёты по 16-ти академическим курсам в течение последних 4-х лет обучения. Обязательным является изучение 5-ти «базовых дисциплин», составляющих ядро современной школьной учебной программы: английский язык (3-4года), математика (2-3года), естественные науки (2-3года), социальные науки (2-3года),овладение компьютерной грамотностью ( 0,5 года). Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении, должны пройти 2-летний курс иностранного языка. Во многих школах США для получения аттестата зрелости время, затрачиваемое на изучение кулинарии и вождения автомобиля, может быть равно времени, отводимому на изучение математики, химии, истории, биологии и английского языка.

Контроль знаний осуществляется постоянно в ходе тестирования учащихся. Во многих школах в конце учебного года проводятся экзамены, причем экзаменационные требования разрабатываются на местном уровне. Система оценок обычно буквенная, по первым пяти буквам английского алфавита. Учащиеся получают табель с оценками по каждому изучаемому предмету как минимум 2 раза в год. В 5-8 классах средних школ хранятся «транскрипты», подытоживающие курсы обучения отдельным предметам, пройденным каждым учеником, и полученные по ним оценки. При поступлении учащегося в колледж эти транскрипты обычно передаются в приемную комиссию.

Школьники, собирающиеся поступать в колледж, как правило, ещё учась в последних двух классах средней школы сдают вступительные экзамены. Эти вступительные экзамены предоставляют учащимся широкий выбор при поступлении в колледж. На основе результатов тестирования транскиптов, сделанных в старших классах средней школы, и рекомендаций учителей учащиеся школ принимаются в колледж.

система образование правовой

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


2.1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Базовой юридической основой образования является статья 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года. В ней говорится: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Будущее каждого народа и государства зависит от того, в каком положении находятся дети. В 1989 году ООН была принята Конвенция о правах ребенка, в которой имеются статьи о праве ребенка на образование соответствующего уровня и содержания, в том числе на получение бесплатного и обязательного образования.

Как видно, общемировым минимальным требованием является начальное образование, хотя сейчас подавляющее большинство стран мира уже преодолели этот порог и реализуют в качестве обязательного основное среднее образование.

Во Всеобщей декларации прав человека провозглашена также общедоступность технического и профессионального образования.

Право каждого человека на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ, принятой в 1993 году. В ней говорится:

1)      Каждый имеет право на образование.

2)      Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

)        Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

)        Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Конституцией РФ гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования.

Однако в последние годы под воздействием экономических проблем общедоступность профессионального образования в России снижена. Во многих учреждениях профессионального образования значительная часть контингента переведена на платное обучение.

Рассмотрим закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) для примера.

Данный закон относится к базовому (системообразующему) типу законов. Как и всякий иной закон, он обладает высшей (после Конституции РФ) юридической силой. Более того, в числе упоминавшихся базовых образовательных законов, этот закон играет роль своего рода «коренника», на которого ориентируются и остальные законодательные акты.

Закон Российской Федерации «Об образовании» был принят 10 июля 1992 года (номер 3226-1) и направлен на урегулирование системы общественных отношений, складывающихся в образовании. В нем регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.

Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ внес в базовый закон существенные изменения и дополнения, ставшие основанием для изложения его в новой редакции. С момента принятия закона 22 раза федеральные законодательные акты вносили в него изменения и дополнения, среди которых наиболее существенные поправки были внесены указанным Федеральным законом от 13 января 1996 г. и Федеральным законом от 22 августа 2004 г. (так называемым «монетарным» законом или законом «об отмене льгот»).

Закон «Об образовании» имеет сложную структуру и состоит из 6 глав, объединяющих собой 58 статей.

Первую главу «Общие положения» составляют общие нормы и принципы, действующие в сфере образования. Они регулируют отношения, связанные с определением и закреплением принципов государственной политики, задач органов образования, государственных гарантий прав граждан на образование.

Вторая глава «Система образования» определяет совокупность компонентов, образующих систему образования РФ, формы получение образования, их виды и ступени образования.

В третьей главе «Управление системой образования» содержатся нормы, регулирующие отношения, связанные с распределением компетенции Российской Федерации и ее субъектов, местных органов самоуправления и образовательных учреждений в области образования и компетенции иных органов.

Нормы главы четвертой «Экономика системы образования» определяют основные источники поступления финансовых и материальных средств на нужды образования. В контексте современных реалий, опосредованных сложными и противоречивыми реформаторскими процессами в сфере образования, эта глава закона приобретает особе значение.

Социальные гарантии реализации прав граждан на образование составляет содержание пятой главы, актуальность которой в настоящее время исключительно высока. Здесь закрепляются права обучающихся и воспитанников, права и обязанности родителей, работников образовательных учреждений.

Наконец, глава шестая регулирует отношения в области внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества образовательных учреждений, что также значимо в контексте присоединения России к Болонской декларации о высшем образовании.

Одна из наиболее значимых особенностей Закона РФ «Об образовании» состоит в том, что в нем четко определены и сформулированы главные задачи образовательного законодательства (ст. 4). Назовем и кратко охарактеризуем эти задачи.

Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

К изложенному выше о компетенции в сфере образования, добавим лишь следующее. Распределение компетенции между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации по законодательному регулированию отношений, возникающих в области образования, закреплено в статье 3 комментируемого Закона. Так, федеральные законы разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. Субъекты же Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. При этом важно подчеркнуть, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

Практически все акты образовательного законодательства (исключение составляет, ситуация, связанная с принятием закона «об отмене льгот» от 22 августа 2004 года) принимались так или иначе с целью обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование (ст. 43 .Конституции РФ). Тем самым, эти акты представляют собой юридические гарантии конституционных положений, закрепляющих право граждан на образование.

Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации.

Современное российское образовательное законодательство содержит нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с функционированием всех элементов системы образования Российской Федерации, а именно: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений (независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов); органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Образовательное законодательство имеет своей задачей регулирования как собственно образовательных, так и иных отношений, складывающихся в области образования (административных, трудовых, экономических, гражданско-правовых, финансовых, семейных и т.д.) Регулируя такие правоотношения, законодательство определяет права, обязанности и ответственность субъектов таких правоотношений (в ст. 50, к примеру, закрепляются права обучающихся, воспитанников; ст. 52 - права и обязанности родителей (законных представителей); в ст.ст. 12 и 32 - статус образовательного учреждения и т.д.).

Настоящим законом также определяются вопросы языковой политики в сфере образования (ст.6), политики в сфере формирования государственных образовательных стандартов, включающих в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения (ст.7); структура системы образования (с.8) и др.

Анализ структуры и текста Закона РФ «Об образовании» свидетельствует, что этот закон является составным, комплексным. Разные части сводного текста закона «Об образовании» «принадлежат» разным федеральным законам. Основной текст включает в себя отдельные положения почти 20 (!) законов. Не все участки текста закона «Об образовании» принадлежат собственно основному закону, т.е. не регулируют непосредственно образовательные отношения, что является также одним из доводов сторонников образовательного права для признания его в качестве самостоятельной, хотя и носящей комплексный характер, правовой отрасли. Вследствие указанной причины поправки, которые периодически, вносятся в этот закон, нужно всегда вносить и в тексты законов, формирующих составной текст, а не только в текст «основного» закона.

Такая ситуация случилась и с поправками, внесенные Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (закон N 122). Охарактеризуем сначала эти поправки в общем виде.

Этим законом было внесено более ста поправок в текст Закона РФ «Об образовании», состоящий из 58 статей изменения текста произведены в 31 статье.

Целый ряд поправок к тексту закона направлен на устранение содержательно-смысловых двусмысленностей, существовавших в тексте закона. Примером нечеткой юридической конструкции может служить, скажем, понятие «орган управления образованием», употреблявшееся в статьях 4, 30, 33, 37, 44 и 50 закона «Об образовании». Дело в том, что в качестве органов управления образованием можно рассматривать и ректорат, и педагогический совет и даже родительское собрание в школе. В новой редакции текста закона использовано более адекватное понятие: «орган исполнительной власти в области образования».

К юридико-техническим новеллам можно отнести и изменения текста закона, связанные с введением новых понятий: «федеральное государственное образовательное учреждение»; «государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации» и «муниципальное образовательное учреждение». Обусловленные этими новыми понятиями нормы можно встретить во многих статьях закона (см. статьи 12, 13, 28, 29, 33, 34, 41, 42, 55).

К категории юридико-технических поправок можно отнести поправки к статьям 1 и 37. К примеру, прежняя редакция текста закона содержала требование, чтобы результаты конкурса, объявленного Правительством Российской Федерации на разработку Федеральной программы развития образования, утверждались федеральным законом. Теперь же Федеральная программа развития образования обрела статус федеральной целевой программы. Правительство Российской Федерации будет разрабатывать и утверждать ее в этом статусе. Прежний текст закона содержал требование к органам управления образованием обеспечивать Федеральную программу развития образования. Это требование сейчас также исключено. Уточнения текста закона в области образования, носящие юридико-технический характер, проведены по всему тексту закона. В частности, по всему тексту закона исключены обязательства государства по отношению к регламентированию деятельности муниципальных образовательных учреждений. Так же последовательно упоминания в тексте «социальной помощи» заменены на слова «поддержка» (ст.ст. 5, 50), когда речь идет о государстве, а не об иных структурах (ст.18).

Среди общей массы поправок можно выделить поправки, направленные на расширение видов организационно-правовых форм субъектов образовательной деятельности.

Так, в тексты статьи 11.1 и статьи 34 введена новая юридическая конструкция - «государственная образовательная организация». Правом на создание таких организаций наделено Правительство Российской Федерации, а также органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Государственная образовательная организация может быть филиалом или объединением некоммерческих организаций. Введение дополнительных категорий юридических лиц, являющихся субъектами образовательной деятельности, может иметь далеко идущие последствия для выстраивания всей инфраструктуры образовательной системы. Эти последствия сейчас трудно оценить.

Главной целью произведенных поправок была конкретизация прав и обязанностей органов власти Российской Федерации по отношению к учрежденным ими образовательным учреждениям, а также уточнение правового статуса самих учреждений.

В затраты на образование и обучение, осуществляемое в рамках государственных стандартов и гарантий, исполнение которых предусмотрено Конституцией Российской Федерации, не входят расходы на лечение, на льготы воспитанникам и их родителям или опекунам, а также на социальную, материально-техническую и иную помощь. На этом основании в новой редакции закона из норм, регулирующих бюджетные затраты на образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями, исключены затраты на социальное обеспечение. Такого рода уточнения можно отнести к категории уточнений юридико-технического характера.

Тексты некоторых статей закона «Об образовании» претерпели изменения вследствие своей несогласованности с положениями Конституции Российской Федерации или иных федеральных законов. Из текста закона были исключены те государственные обязательства и гарантии, которые не относятся к области образования. Указанные исключения норм не носят запретительного характера. Поэтому участие государства в таких формах поддержки образования не исключается, а либо регулируется иными законами, либо на другом уровне (муниципальном или уровне субъекта Российской Федерации), либо перестает носить предписывающий характер.

Из текста закона исключено обязательство государства компенсировать гражданину «затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования» (ст. 5).

Желание ученика учиться в негосударственном учреждении не снимает с государства обязанность обеспечить учащемуся место в общеобразовательной школе.

Поэтому государство вынуждено учитывать возможность возврата ученика из платного учреждения в государственное и муниципальное. Нежелание использовать гарантию получения бесплатного образования не может служить основанием для выплат. Подкрепленная материальным благополучием личная инициатива ученика пребывать в негосударственном образовательном учреждении может быть квалифицирована как желание получить дополнительные образовательные услуги. Затраты по оплате дополнительных услуг должен нести их потребитель.

Государственные гарантии финансовой и материальной поддержки в воспитании детей раннего детского возраста (ст. 18) исключены из текста закона, поскольку воспитание детей раннего детского возраста является темой другой отрасли законодательства (семейного).

Тот же Семейный кодекс (СК) Российской Федерации достаточно детально расписывает все особенности указанного процесса (ст.ст. СК 1, 54, 56 и др.).

К отдельной группе можно отнести нормы, которые вообще являются новыми для закона «Об образовании». Такова, например, норма о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (ст. 55).

Особую группу составляют нормы, регламентирующие права образовательных учреждений. Уточнен порядок разработки и принятия коллективом образовательного учреждения устава, который должен быть утвержден учредителем (ст. 13 и 32) уточнены имущественные права государственных и муниципальных учреждений, а также права на открытие расчетного счета (ст. 12, 13).

В специальную группу поправок следует выделить изменения текста закона, связанные с налоговым и бюджетным регулированием в области образования. Так, из текста закона исключен ряд таких законодательных положений, как право филиалов, отделений и структурных подразделений образовательных учреждений иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях (ст. 12); нормы о формировании федеральных фондов развития образования и ежегодном установлении доли федерального дохода, направляемой на финансирование образования, а также об установлении налоговых льгот, стимулирующих развитие образования (ст.28); нормы о ежегодном выделении финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, о защищенности расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также о ежеквартальной индексации размеров и нормативов финансирования образовательных учреждений в соответствии с темпами инфляции (ст.40); норма о финансировании высшего профессионального образования в размере не менее трех процентов от расходной части федерального бюджета (ст. 40) и др.

В этой связи нужно заметить, что исключение перечисленных выше поправок из текста образовательного закона практически не сказалось на бюджетной и налоговой политике в области образования. Дело в том, что все ранее присутствовавшие в образовательном законе нормы всегда действовали, но только в формате бюджетного и налогового законодательства. Данное обстоятельство еще раз свидетельствует о том, что имеет место определенная «нестыковка» между образовательным и отраслевым, в частности, бюджетным и налоговым, законодательством.

Поправки к тексту закона «Об образовании» имели целью устранить юридические несоответствия, имеющиеся в отраслевом законодательстве в области образования. Конечно, такая огромная работа не может быть завершена полностью одним нормативным актом. В ныне существующей правовой системе Российской Федерации отсутствуют многие необходимые положения и нормы - принципы, вокруг которых должна быть консолидирована правовая идеология и выработаны нормы права. Очевидно, что общая государственная концепция организационно-структурной и правовой реформы законодательства в сфере образования нуждается в согласовании.

.2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ

Сотрудничество в области образования - одно из важнейших и перспективных направлений осуществления гуманитарного, политического и культурного сотрудничества на основе добрососедства, миропонимания, доверия, межнационального согласия осуществляется посредством реализации совместных проектов и программ в области науки и образования, культуры и спорта. Обеспечение прав и основных свобод человека (и образования в том числе, как одного из основных, конституционных прав человека и гражданина) является сферой совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты.

Для разрешения обозначенных проблем, реализации вышеизложенных принципов и достижения перечисленных целей потребуется создание адекватной инфраструктуры, включая координационные, консультативные, контрольные и других органов. Часть таких органов уже создана, некоторые еще предстоит создать: Совет по сотрудничеству в области образования, Конференции министров образования, Совещания председателей парламентских комитетов по вопросам образования, науки и культуры, Постоянная Комиссия по вопросам образования, науки, культуры и информации Межпарла­ментской ассамблеи, Рабочие совещания секретарей национальных комиссий по делам ЮНЕСКО, Центр образовательной статистики стран СНГ, Международный центр сравнительных исследований систем образования в разных странах и др.

В целях реализации поставленных задач уже была создана, например, Базовая организация государств-участников Содружества Независимых Государств по исследованиям в области образовательной политики, подготовки и переподготовки специалистов в сфере образовательного менеджмента и права с учетом потребностей формирования и развития единого (общего) образовательного пространства СНГ.

Главной целью деятельности Базовой организации является научное, методическое и информационное обеспечение процессов формирования и развития единого (общего) образовательного пространства государств-участников Содружества посредством проведения сравнительных исследований в области образовательной политики, включая: изучение, обобщение и распространение положительного опыта реформирования и модернизации систем образования государств-участников СНГ, а также международного опыта; подготовку рекомендаций, аналитических, информационных и методических материалов по направлениям деятельности Базовой организации; обучение управленческих кадров и специалистов в области образования.

Данной организации предоставлены такие права, как:

1)      право представлять в соответствующие органы отраслевого сотрудничества СНГ рекомендации, материалы по итогам работы, а также предложения о деятельности Базовой организации;

2)      право запрашивать через органы отраслевого сотрудничества государств-участников СНГ информацию, необходимую для осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Положением;

)        право принимать участие в работе органов отраслевого сотрудничества государств-участников СНГ, а также международных организаций;

)        право проводить научные, учебно-методические конференции, семинары, совещания и другие мероприятия;

)        право организовывать подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров в области образования для государств-участников СНГ.

Проведенные исследования предоставляют возможность предполагать, что вид и форма источника права об образовании не имеют определяющей зависимости от правовой системы, скорее, такая зависимость существует от формы государственного устройства - унитарного государства или федеративного, а также от политического режима в стране, господствующей правовой и педагогической идеологии.

Так, и в унитарном, и в федеративном государстве первичным источником права об образовании является закон (статут, основной закон), но основной формой закрепления нормы права в унитарном государстве является - распоряжение Министерства образования (Департамента просвещения), а в федеративном - закон штата (для США и Канады - это органы центральной власти по вопросам образования, а не региональной, ибо согласно конституциям стран практически все вопросы образования находятся в компетенции легислатур штатов). Норма права по вопросам образования, закрепленная в постановлении профильного министерства для централизованного государства и в законе штата - для децентрализованного составляют закон (в материальном смысле слова), поэтому данные нормативные акты являются самыми популярными, «силовыми», эффективно действующими. В странах с нестабильной экономикой силу закона имеет нормативный акт, исходящий от государственного исполнительно-распорядительного аппарата в силу действия сильных патриархальных традиций, неурегулированности отношений образования на законодательном уровне, либо отсутствия профильного закона.

Для правовых систем общего права активное нормотворчество наблюдается на основном - региональном - уровне. Скажем, в англо-американской и австралийской правовых системах, федеральное законодательство играет лишь направляющую роль, регламентирующее ключевые моменты управления и функционирования системы образования в федерации. Основной источник права об образовании здесь - закон субъекта федерации. В англо-саксонской правовой системе - основная форма нормотворчества сосредоточена в системе министерских и ведомственных органов образования. Здесь основное внимание правотворческих органов направлено на такие сферы образования как функционирование системы уровней школьного и высшего обучения.

2.3 ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Данные проведенного исследования.


Вывод: Таким образом, большинство учеников 10 экономического класса планируют получить высшее образование.


Вывод: Таким образом, мнение класса разделилось. 52% считают, что ситуация в системе образования нормальная, а 44% - тревожная.


Вывод: Ученики 10 экономического класса считают, что наиболее остро стоят проблемы введения ЕГЭ и слабо материально-техническая база школ.


Вывод: Большинство учащихся хотели бы обучаться за рубежом.


Вывод: Ученики 10 экономического класса предпочитают письменные экзамены.


Вывод: Ученики 10 экономического класса отдают предпочтение, сдавать экзамен в виде теста.


Вывод: Большинство учащихся хотят получить очное образование.

В ходе работы было проведено исследование в виде анкетирования среди учащихся 10 экономического класса.

По результатам анкетирования:

· ученики интересуются системой образования в России

· стремятся получить высшее образование

·        видят проблемы в сфере образования.

 

Заключение

 

Образование является автономной системой, имеющей относительную самостоятельность, образование способно оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества.

Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. В этой области заняты одновременно около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики, промышленности, производства. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Через культурно-воспитательную функцию образование оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение.

Современное образование - это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

Список литературы

 

Нормативно-правовые источники

1.       Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).

2.       Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.).

.        Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.)

.        Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

.        Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.

.        Международные акты о правах человека: Сборник документов. - М.: НОРМА, 2000.

.        Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации» (принят Государственной Думой в первом чтении). - Правовая система «Гарант».

Учебники, монографии

8.       Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. - М., 2004.

9.       Куров С.В. Образование и гражданское право: Учеб. пособие. - М.: «Готика», 2004.

.        Социология образования: Учеб. пособие /Серия «Alma Mater». - Ростов н/Дону: «Феникс», 2005.

.        Шкатулла В.И., Кудрявцев Ю.А. Законодательство об образовании и правовые аспекты совершенствования управления образованием: Экспериментальная учебная авторская программа. - М., 2000.

Справочная литература

12.     Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутовских. - М.: ИНФРА-М, 1997.

13.     Лукичев Г.А. Предисловие // Документы международного права по вопросам образовании / Сост.: Ю.А. Кудрявцев, Г.А. Лукичев, Т.Ю. Тихомирова и др.; Под ред. Г.А. Лукичева и В.М.Сырых.- М.: Готика, 2003. - (Законодательство об образовании. Т.1).

.        Словарь-справочник по российскому законодательству /Под ред. Л.Ф. Апт. - М.: Юристъ, 2001.

Электронные ресурсы

15.     Информационный сайт об образовании в России. Режим доступа: <http://www.ruob.ru/index.html>

.        Модернизация образования в России // Специализированный образовательный портал ИННОВАЦИИ в образовании. Режим доступа: <http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm>

.        Система образования Австралии. Режим доступа: <http://www.studyabroad.ru/sysaustra.php>

Похожие работы на - Особенности системы образования в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!