Этнокультурные особенности ценностных ориентаций узбекской и русской этнических групп

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,07 Mb
  • Опубликовано:
    2011-10-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Этнокультурные особенности ценностных ориентаций узбекской и русской этнических групп

Содержание

Введение

Глава 1. Этнокультурные особенности ценностных ориентаций: разработанность теории

.1 Культура, особенности этнических групп

.2 Ценностные ориентации и доминирующие мотивации этнических групп

.3 Социальная группа, этническая группа

.4 Молодежь как особая социальная группа

Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций в узбекских и русских этнических группах

.1 Методика и методы исследования

.2 Объём и процедура проведённого исследования

.3 Обсуждение результатов исследования

.3.1 Исследование мотивационного профиля респондентов узбекской и русской этнических групп

.3.2 Исследование ценностных ориентаций респондентов узбекской и русской этнических групп

.3.3 Исследование ценностных ориентаций респондентов узбекской и русской этнических групп в зависимости от уровня образования

.3.4 Исследование ценностных ориентаций молодежи узбекской и русской этнических групп

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность проблемы.

Знание различий в ценностных ориентациях имеет большое значение в межэтническом групповом взаимодействии. Так как ценностные ориентации являются важным регулятором активности человека, а в современном мире каждый человек живет в системе международных отношений, возрастает потребность в знании ценностных ориентаций, для определения этнических особенностей поведения и эффективной межкультурной коммуникации.

Современная Россия стремительно осваивает многоуровневое пространство международных отношений, в силу чего актуализируется потребность в знании этнических особенностей поведения, ценностных ориентаций и навыках эффективной межкультурной коммуникации.

Так же глубокие трансформации российского общества, затрагивающие каждого человека, изменяющие социальные институты, практики и процессы, привели к переопределению характера межэтнических отношений и факторов этнической идентичности внутри самой России. На первый план выходят проблемы толерантности и терпимости, этнических интересов и стереотипов, национализма и установок на межэтническое общение.

Ценностные ориентации являются важным регулятором активности человека, поскольку они позволяют соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью нормами социума. Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека.

В связи с этим оказывается очевидной теоретическая и практическая актуальность социологического анализа этнокультурных особенностей ценностных ориентаций этнических групп. История научного интереса к проблеме этнокультурных особенностей восходит к классической этнографии и антропологии Боаса Ф., Дюркгейма Э., Летурно Ш., Тайлора Э. С развитием наук о человеке и обществе проблема культурных различий и интеркультурных взаимодействий оказалась в поле зрения социологии, этнологии, истории культуры, социальной и культурной антропологии, кросс-культурной, социальной, этнической психологии.

В России исследования этнокультурных особенностей были представлены работами Бердяева Н.А., Ключевского В.О., Миклухо-Маклая Н.Н., Сорокина П.А. [28].

Гипотеза исследования.

В связи с этнокультурными различиями в этнических группах ценностные ориентации:

1.  В узбекской этнической группе по сравнению с русской этнической группой возможен приоритет религиозных и семейных ценностей.

2.       В русской этнической группе по сравнению с узбекской этнической группой возможно предпочтение в пользу реализации своих способностей и положению в обществе.

.        С повышением уровня образования в этнических группах различия ценностных ориентаций могут не обнаруживаться.

Объект исследования: узбекская и русская этнические группы.

Предмет исследования: ценностные ориентации этнических групп.

Цель исследования: изучение этнокультурные особенности ценностных ориентаций в узбекской и русской этнических группах.

В соответствии с предметом и целью работы определены следующие задачи:

1.  Показать принадлежность испытуемых к социальным группам на основе анализа документов.

2.       Изучить мотивацию в узбекской и русской этнической группах.

.        Выявить ценностные ориентации в узбекской и русской этнических группах.

.        Определить влияние образования на ценностные ориентации в этнических группах.

.        Выяснить особенности ценностных ориентаций молодежи в этнических группах.

Теоретическая новизна: в работе впервые были выявлены этнокультурные особенности ценностных ориентаций узбекской и русской этнических групп, исследован мотивационный профиль этнических групп, особенности ценностных ориентаций молодежи, а так же рассмотрено влияние образования на ценностные ориентации личности.

Практическая значимость исследования: результаты данного исследования были использованы для планирования социальной работы с группами подростков различных национальностей в Московском кадетском корпусе юстиции и ГОУ гимназии №1565 «Свиблово». Результаты исследования использованы для валидизации методики «Типы доминирующих мотиваций» Рыжова Б.Н. на кафедре социологии и истории психологии.

Структура дипломной работы соответствует логике исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, выводы, список литературы и приложения. Общий объем работы 57 страницы без учета приложений. Библиография содержит 43 источников, в том числе 17 изданных за последние 10 лет.

Глава 1. Этнокультурные особенности ценностных ориентаций: разработанность теории

.1 Культура, особенности этнических групп

Трудно и, пожалуй, даже невозможно дать универсальное, всеобъемлющее определение культуры. То же следует сказать и об «этнической культуре». Последнюю можно понимать и толковать по-разному, поскольку она проявляется и реализуется различным образом. Как известно, культура вообще имеет множество определений. Некоторые специалисты насчитывают их до нескольких сотен. Но все эти определения «укладываются», по сути, в несколько основных подходов, благодаря чему становятся более или менее обозримыми. Для нашей темы наиболее актуальными представляются ценностный (аксиологический), символический (культура - система символов), организационный и деятельностный подходы.

Известно, что так называемая этничность - это, прежде всего, и главным образом культура этноса, именно ею определяются “границы” этноса, отличия каждого из них от других. И аксиологический подход дает возможность сопоставить этносы:

·  с позиций доминирующих, приоритетных или наиболее укорененных, устойчивых ценностей в их культуре,

·        отличительных, своеобразных ценностей и норм данного этноса

·        особенностей “сцепления”, структуры и взаимосвязи ценностных элементов в культуре конкретного этноса.

В свою очередь символический подход позволяет увидеть уникальность восприятия каждым этносом окружающего мира, Природы и Космоса и соответственно своеобразие его мышления и чувственной сферы. Организационный подход обнаруживает специфику устройства коллективной жизни этноса в экономической, политико-правовой, бытовой сфере. Наконец, деятельностный подход ориентирует на изучение поведенческой стороны этнической культуры и связан, в частности, с такими понятиями, как характер нации, этнос культуры, которые проявляются в способе поведения, особенностях поступков типичных представителей конкретного этноса.

Все только что выделенные аспекты культуры - аксиологический, символический, организационный, деятельностный - тесно взаимосвязаны. Так, базовые представления о мире и верования этноса (символический аспект) реализуются и отражаются в укладе его жизни (организационный аспект) и в конечном итоге оформляются в определенную ценностно-нормативную систему - со своими приоритетами и своеобразными связями между отдельными ценностными ориентирами (аксиологический аспект), а образ жизни и система ценностей в свою очередь обусловливают формы поведения и способы деятельности членов этнической группы (деятельностный аспект). Наконец, типичные формы поведения и способы деятельности служат подкреплением и опорой господствующим в этнической группе представлениям и верованиям (подобно тому, например, как систематическая молитва поддерживает в человеке веру, не дает ей ослабеть и угаснуть).

Помимо вышеизложенного поаспектного проявления этнической культуры, целесообразно иметь в виду также иной, так сказать, уровневый способ ее проявления. Этническая культура в виде конкретных ее составляющих и элементов может как осознаваться, так и не осознаваться самими ее носителями. Так же существуют различия в осознании представления о себе внутри этнической группы и в сознании других этносов при взгляде «со стороны». Таким образом, при анализе этнической культуры целесообразно учитывать обе вышеуказанные формы ее проявления - поаспектную и уровневую [15].

Учитывая направление дипломного исследования, рассмотрим ценностный аспект этнокультуры.

По мысли Сорокина П., ценности - это основа и фундамент всякой культуры [38].

Поскольку главным предметом данного аспекта этнической культуры являются ценности - отметим, что они представляют собой «разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения [14].

Дополняет это определение высказывание Парсонса Т. [34], который, рассматривая ценности как составные части социальной системы, соответственно определяет их как “общепринятые представления о желательном типе социальной системы - прежде всего об обществе в представлении его собственных членов” [15, с. 28].

В связи с тем, что в последнее время ученые и политики пришли к убеждению об особой значимости культурно-цивилизационных различий между народами в качестве причин опасных межнациональных, межгосударственных конфликтов, исследователи стали уделять первостепенное внимание именно тем ценностям, которые отличают, разделяют этносы, могут вести к их взаимному отчуждению, взаимонепониманию, враждебности.

О контрастах между различными этнокультурами на уровне отдельных ценностей писала в свое время Бенедикт Р.: «Каждая культура, с точки зрения других, игнорирует фундаментальное и разрабатывает несущественное. Одна культура с трудом постигает ценность денег, для другой - они основа каждодневного поведения. В одном обществе технология невероятно слаба даже в жизненно важных сферах, в другом, столь же «примитивном», технологические достижения сложны и тонко рассчитаны на конкретные ситуации. Одно строит огромную культурную суперструктуру юности, другое - смерти, третье - загробной жизни» [32, с. 54].

Исследователи этнической культуры давно пришли к убеждению, что она представляет собой некое целостное системное образование, каждый элемент которого принципиально не может и не должен рассматриваться сам по себе, как самодостаточный, вне системы. Каждый элемент культуры имеет определенное значение и смысл только в рамках системы, и будучи вне ее, например, при перенесении в другую культурную систему, существенно меняет свое значение иногда самым неожиданным образом. Основоположником этого подхода по праву считают Боаса Ф.. Системно-ценностное описание в отношении этнической культуры может пониматься по-разному. Так, Олпорт Г. [32] считает целесообразным основываться на шести основных интересах, или мотивациях: теоретической, экономической, эстетической, социальной, политической и религиозной: в соответствии с той или иной мотивацией выделяются культурные типы. Например, экономический тип систематизирует предметы окружающего мира с точки зрения их полезности, для эстетического главное - форма и гармония, для социального - любовь к народу, для политического - власть, борьба.

Культурный тип личности или этногруппы может быть определен с помощью различных психологических и социологических методов (интервью, тесты, анализ литературных источников и т. д.) При этом, естественно, многое зависит от способа классификации ценностей. А в этом вопросе у различных исследователей разные подходы. В соответствии с идеей Клакхон Ф. и Стродбека Ф. имеется лишь ограниченное число общих человеческих проблем, которые во все времена приходилось решать людям. Это, например, проблемы, связанные с отношением ко времени и пространству, к природе и людям, отношение к религиозным категориям. «По мнению Клакхон Ф., на эти глобальные вопросы бытия в арсенале человеческого опыта имеется только несколько вариантов ответов. Например, на вопрос об отношении человека ко времени может быть только три ответа. Человек может быть ориентирован на настоящее, на прошлое, на будущее. Отношение к природе может быть только трояким: подчинение природе, гармония с ней, покорение ее» [32, с. 80].

Как бы мы ни классифицировали ценности, получаемые в результате этой операции классы (группы, блоки) едва ли удастся ранжировать их таким образом, чтобы это оказалось общезначимым и приемлемым для всех. Впрочем, что касается социальных нормативов (а они тоже представляют собой ценности), то в истории социологии были попытки провести их объективное ранжирование по определенному признаку. Так, один из классиков американской социологии Самнер У. (1840-1910) размышлял следующим образом. «Обычаи описывают нормы, нарушение которых не угрожает целостности группы. Они напоминают правила приличия, например, требование пользоваться ножом и вилкой. Нравы - более строгий вид норм. К нарушителям нравов группа применяет жесткие санкции вплоть до изгнания. Они составляют групповую мораль, или нравственность. К ним относятся требования уважать старших, помогать родственникам... Законы, третий вид норм...» [15, с. 28].

Но в целом любом упорядочении ценностных ориентиров очень велика доля субъективного и социально-ситуативного. И все же данное обстоятельство не может являться препятствием для вполне адекватного системного описания ценностных миров различных этносов. При этом этногрупповая субъективность, которая так или иначе проявится в упорядочении ценностных элементов, как раз окажется кстати. Ведь различные социологические методы позволяют довольно точно выявить ценностные приоритеты различных этносов как на уровне «блоков» (какие группы ценностей являются приоритетными для данного этноса), так и на уровне отдельных ценностных элементов.

1.2 Ценностные ориентации и доминирующие мотивации этнических групп

Ценностные ориентации представляют собой сложное отражение объективных потребностей и интересов, как общества, социальных групп, так и личности отдельного человека, являющегося частью социума, который способствует формированию у него соответствующих ценностных ориентиров, определяя нравственное сознание и поведение человека [10].

Другими словами с позиции личности: ценностные ориентации это элементы внутренней структуры личности. Которые сформировались и закрепились жизненным опытом человека в ходе процессов социализации и социальной адаптации. Ценностные ориентации отграничивают значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного). В диспозиционной структуре личности ценностные ориентации образуют высший (как правило, осознаваемый - в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной (здесь-и-теперь), так и долгосрочной (прежде всего) перспективе. Ценностные ориентации наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь человека. Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу.

Ценностные ориентации, следовательно, задают:

·  общую направленность интересам и устремлениям личности;

·        иерархию индивидуальных предпочтений и образцов;

·        целевую и мотивационную программы;

·        уровень притязаний и престижных предпочтений;

·        представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости;

·        меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного "проекта" жизни.

Следует отметить, что ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия.

Содержание ценностных ориентаций личности также обусловлено характером общественных отношений, развивающихся по объективным законам и детерминирующих субъективные отношения конкретных личностей, проявляясь в их действиях, переживаниях, стремлениях [31, 41, 42].

Непротиворечивость и цельность систем ценностных ориентаций может рассматриваться как показатель устойчивости и автономности личности. Соответственно их противоречивость и "разорванность" - как свидетельство незрелости и маргинальности личности (маргинальность личности - промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику), что фиксируется через неспособность человека вынести оценку и принять решение (или, наоборот, готовности действовать по раз и навсегда установленному стереотипу), с одной стороны, и расхождение вербального и невербального поведения - с другой.

Сложная цепь взаимосвязей между макросредой, микросредой и личностью является механизмом социального развития человека в современном ему мире. Процесс формирования ценностных ориентаций - многоплановый, он обусловлен многими факторами и в немалой степени взаимосвязан с явлением стратификации общества. В связи с чем, особое значение обретают исследования доминирования ценностных ориентаций среди представителей разных социальных классов [18].

Истоки концепции ценностных ориентаций усматривают в работах Томаса У. и Знанецкого Ф., впервые категориально употребивших сам термин, переинтерпретировав понятие attitude (отношение) в переживание личностью значимости какого-либо явления. В качестве теоретического основания концепции ценностных ориентаций называют учение Вебера М. о ценностно-рациональном действии. В качестве разработки проблематики ценностных ориентаций могут быть также рассмотрены работы Узнадзе Д. по фиксированным социальным установкам [40].

Хотя было бы явно неверным сводить ценности даже малой группы к механической "сумме ценностей" ее членов, тем не менее система индивидуальных ценностей каждого из них в известной степени проявляется как на уровне собственно ценностных ориентаций, так и динамических процессов в группе.

Ценностные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне целям и планам. Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию. Их предмет - определенная сфера жизнедеятельности, линия поведения, рассчитанная на период времени, который заранее трудно установить для непосредственной реализации ожиданий, соответствующих сложившейся иерархии ценностей [12, 25].

Систему ценностных ориентаций личности, можно рассматривать также как подсистему более широкой системы, описываемой как «жизненный мир человека», «образ мира» и т.п., имеющую, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер [43].

Принцип иерархии ценностей, многоуровневость, является важнейшей характеристикой ценностных ориентаций личности, определяющий возможность реализации посредством ценности целого ряда разноплановых функций. Система ценностных ориентаций личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов на уровне более общей системы «человек» [9].

Интенсивное развитие научных исследований, прикладных и практических разработок обусловили потребность в разработке общей теории, которая бы строилась на основе достижений всей системы психологических направлений и отраслей. В качестве такого общего подхода выступил системный подход, рассматривающий человека и его психику как систему.

Система - это множество связанных между собой объектов, обладающих в своей совокупности общей функцией по отношению к какому - либо постороннему объекту [37, с. 72].

В качестве общих характеристик системы в различных исследованиях как правило отмечают:

целостность - несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и несводимость из какой - либо части системы ее свойств как целого

структурность - связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом

взаимосвязь системы со средой, из которой она постоянно образует новые элементы

иерархичность - каждый компонент системы может быть одновременно и элементом данной системы и сам включать в себя другую систему

множественность описания - каждая система, являясь сложным объектом, не может быть сведена к какой - либо одной картине и ряд других свойств [6, 7, 37].

Системные описания являются средством решения многих теоретических и прикладных задач. В теоретическом плане - это подразумевает интеграцию и систематизацию психологических знаний, уменьшение субъективизма в интерпретации психических явлений. Необходимость системного подхода обусловлена расширением и усложнением изучаемых явлений, потребностями в управлении системами и интеграции знаний [6, 7, 27].

Согласно системному подходу, ценности, выступают в преобразованном виде в качестве мотивов поведения, так как ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с личной ценностной структурой. При таком подходе понятие «базовый мотив» тождественен понятию «личная ценность» [3, 13, 22].

С точки зрения Алексеевой В., ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. По ее мнению, система ценностных ориентаций - это основа усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы, которые руководят поведением людей [1, 22].

Ценностные ориентации являются важным регулятором активности человека, поскольку они позволяют соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью нормами социума. Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности действительности [2, 8, 22].

С точки зрения системного подхода существует два основных вида мотивации:

биологическая - преследующая своей целью развитие человека как вида: человек как индивид в системе биологического вида выступает как целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида; биологическая мотивация - социализированные инстинкты человеческого индивида:

социальная - развитие человека как личности, с конечной целью развития самой цивилизации; человек как личность в системе общества - становится носителем совокупности социальных системных качеств. Механизмы развития биологических систем закреплены на уровне [37, с. 125].

Биологическая мотивация:

·        Мотивация развития вида

- репродуктивная мотивация - продолжение человека как вида

охранительная мотивация - выживание человека

·        Мотивация развития личности

- витальная мотивация - обеспечение необходимого обменного баланса процессов между человеческим организмом и средой

- мотивация самосохранения - достижение индивидуальной устойчивости человека во взаимодействии со средой в широком смысле.

Социальная мотивация:

·        Мотивация развития социума

- самоактуализация - включает творческую мотивацию, способы самовыражения и самоутверждения личности

- мораль - нравственная сфера личности, совокупность норм, целей, ценностей, нравственный потенциал; в основе нравственности лежит «чувство справедливости, т.е., субъективное понимание внутреннего равновесия макросоциальной системы в целом и ее отдельных частей. Результатом такого равновесия должно стать достижение оптимального для макросистемы баланса ее взаимодействий с внешней средой и снятие напряженности внутри самой системы».

·        Мотивация развития личности

- познавательная - совокупность постоянно прирастающих знаний и умений личности

защитный потенциал личности - совокупность защитных механизмов личности, призванных сохранить постоянство, устойчивость структурных компонентов личности [37].

В соответствии с вышеуказанным описанием, использованные в исследовании ценностные ориентации можно соотнести со следующими типами мотивации.

Биологическая мотивация:

·        Витальная:

- Хорошее питание

Занятия спортом

Свобода передвижения и поступков

Внешность и одежда

·        Самосохранение:

- Здоровье

Личная безопасность

Комфортные условия жизни

Долгая, деятельная жизнь

·        Репродуктивная:

- Успех у противоположенного пола

Любовь

Наличие детей

Счастливая жизнь

·        Альтруизм:

- Безопасность родственников

Забота о семье и близких

Защита соотечественников

Социальная мотивация:

·        Познавательная:

- Деньги и независимость

Образование и культура

Увлечения и отдых

Получение новой информации о мире, науке и искусстве

·        Сохранение «я»

- Уверенность в завтрашнем дне

Верность своим моральным принципам

Хорошая работа

Общение с друзьями и интересными людьми

·        Самоактуализация

- Ваше положение в обществе

Возможность реализации своих способностей

Могущество Родины, ее влияние в мире

Творчество

·        Нравственность

- Вера и религия

Ваш народ, его традиции и культура

Справедливость в отношениях между людьми

Порядок и благополучие в стране

1.3  Социальная группа, этническая группа

Слово «группа» попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo - узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию.

Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала 19 в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает»[16, с. 134].

Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру <#"535477.files/image001.gif">

Рис. 1. - Распределение мотивационного профиля личности в узбекской

этнической группе

Аналогичное исследование типов доминирующей мотивации в русской этнической группе выявило, что ведущими в этой группе так же являются мотивации относящиеся к биологическим - самосохранение индекс 5,4, репродуктивная мотивация 5,2, альтруизм 5,1, витальная 3,7. Следом, по значимости, выступает социальная мотивация - самоуважение 4,9, познавательная мотивация 4,4, самоактуализация 4,1. Мотивация нравственности менее выражена в русской этнической группе, по сравнению с узбекской этнической группой, усредненный индекс мотивации составляет 3,3. Графическое распределение мотивационного профиля личности в русской этнической группе показано на рисунке 2.

Рис. 2. - Распределение мотивационного профиля личности в русской

этнической группе

Результаты исследования доминирующей мотивации испытуемых узбекской и русской этнических групп, выявил следующие особенности: в узбекской этнической группе по сравнению русской этнической группой репродуктивная мотивация и нравственность доминирует на 0,5. В русской этнической группе, по сравнению с узбекской этнической группой, преобладает самоактуализация на 0,52. Различия достоверны при Р < 0,05. В целом результаты исследования выявили равнозначность уровня мотивационного профиля представителей этнических групп. Различия индексов: познавательной мотивации, самоуважения и самосохранения проявляются на уровне тенденций. В русской этнической группе они преобладают по сравнению с узбекской этнической группой: познавательная мотивация на 0,2, самоуважение на 0,08 и самосохранения на 0,25. Мотивации альтруизм и витальная мотивация в обеих группах равнозначны.

Графическое соотношение типов мотивации представлено на рисунке 3.

Рис. 3. - Соотношение распределения типов мотивации представителей

узбекской и русской этнических групп

.3.2 Исследование ценностных ориентаций респондентов узбекской и русской этнических групп

Для выявления ценностных ориентаций испытуемых, были проведены исследования по методике «Типы доминирующих мотиваций». В результате проведенного исследования определены показатели усредненного индекса ценностей по всей выборке, по 32 ценностям. Данные показатели представлены в приложении 4, таблице 4.

С учетом показателя среднего индекса выявлены десять доминирующих ценностей в этнических группах.

В узбекской этнической группе счастливая семейная жизнь является наиболее приоритетной ценностью индекс 7,3. Безопасность родственников индекс 7,2, так же является доминирующей ценностью. Далее следуют ценности: забота о семье и близких 6,1, любовь 6,1, здоровье 6,0. Ценности: уверенность в завтрашнем дне, хорошая работа и наличие детей имеют одинаковые показатели индекса равные 5,6. Следом, по значимости, выступают ценности - долгая, деятельная жизнь 5,1 и комфортные условия жизни 4,8.

В русской этнической группе доминирующей является ценность безопасность родственников индекс 7,0. Ценности: счастливой семейной жизни и здоровья имеют равнозначные показатели индекса 6,6. Далее следуют забота о семье и близких 5,8, любовь 5,7, хорошая работа 5,6, уверенность в завтрашнем дне 5,5, долгая, деятельная жизнь 5,3, наличие детей 5,1 и комфортные условия жизни 5,1.

Сравнительный анализ результатов исследования доминирующих ценностей в основной и контрольной группах показал, что в целом ценностные ориентации оказались равнозначны или проявляющиеся на уровне тенденций. Достоверные различия, при Р < 0,05, выявлены в следующих ценностях: ценность счастливой семейной жизни доминирует в узбекской этнической группе по сравнению с русской этнической группой на 0,7 показателя индекса. В свою очередь в русской этнической группе по сравнению с узбекской этнической группой приоритетной является ценность здоровья на 0,6. Графическое распределение ценностных ориентаций узбекской и русской этнических групп представлено на рисунке 4.

Рис. 4. - Распределение ценностных ориентаций узбекской и русской

этнических групп наиболее значимых для респондентов

Анализ данных по всем 32 исследованным ценностям показал, что в целом ценностные ориентации в основной и контрольной группах оказались равнозначными. Однако прослеживаются и различия ценностных ориентаций. Так в узбекской этнической группе по сравнению с русской этнической группой доминирующими выступают ценности веры и религии индекс которых выше на 0,75, а индекс ценности счастливой семейной жизни больше на 0,71. В русской этнической группе по сравнению с узбекской этнической группой приоритет отдается ценностям: здоровья больше на 0,61, возможности реализации своих способностей больше на 0,6, могущество Родины и ее влияние в мире больше на 0,52 и ценность положения в обществе больше на 0,52. Различия достоверны при Р < 0,05. Графически данное распределение показано на рисунке 5.

Рис. 5. - Распределение ценностных ориентаций в узбекской и русской

этнических группах

Среднее значение индексов ценностных ориентаций этнических групп представлено в таблице 3.

Таблица 3. - Среднее значение индексов ценностных ориентаций

этнических групп

Наименование ценностей

Среднее значение индексов


Узбекская этническая группа

Русская этническая группа

Разность по модулю

Вера и религия

3,75

3,00

0,75

Счастливая семейная жизнь

7,27

6,56

0,71

Здоровье

6,01

6,62

0,61

Возможность реализации своих способностей

4,59

5,18

0,60

Могущество Родины и ее влияние в мире

3,27

3,79

0,52

Положение в обществе

2,94

3,45

0,52


2.3.3 Исследование ценностных ориентаций респондентов узбекской и русской этнических групп в зависимости от уровня образования

По данным проведенного исследования выявлено, что образование влияет на ценностные ориентации как между этническими группами, так и внутри них Данные представлены в приложении 4, таблице 5.

При анализе данных по ценностным ориентациям, в зависимости от уровня образования в узбекской этнической группе, выявлены следующие особенности. Достоверные различия между ценностными ориентациями среди респондентов с высшим и средним образованием, при Р<0,05, определены в восьми ценностях.

Для респондентов с высшим образованием по сравнению с респондентами со средним и средним специальным образованием приоритетными ценностями являются: хорошая работа на 0,98, хорошее питание на 0,96, а так же могущество Родины и ее влияние в мире на 0,63.

Тогда как для респондентов со средним и средним специальным образованием доминирующими являются ценности: успех у противоположного пола на 0,84, справедливость между людьми на 0,8, увлечения и отдых на 0,67, свобода и передвижение на 0,61, творчество на 0,59. Графически распределение ценностных ориентаций, имеющих наибольшие различия среди респондентов узбекской этнической группы с высшим и средним образованием представлено на рисунке 6.

Рис. 6. - Распределение ценностных ориентаций, имеющих наибольшие

различия среди респондентов узбекской этнической группы с высшим

и средним образованием

Анализ данных по ценностным ориентациям, в зависимости от уровня образования в русской этнической группе, показал, что достоверные различия между показателями у социальных групп с высшим и средним образованием, при Р<0,05, определены только в двух ценностях. Это ценность хорошего питания, превалирует у людей с высшем образованием на 0,57 и справедливость между людьми превалирует у людей со средним и средним специальным образованием на 0,79.

На уровне тенденций доминирующими ценностями у людей со средним образованием по сравнению с людьми с высшим образованием являются ценности увлечения и отдыха на 0,47, успех у противоположного пола 0,44. Тогда как доминирующими ценностями у людей с высшим образованием по сравнению с людьми со средним образованием является верность своим моральным принципам на 0,45. Графически данное распределение представлено на рисунке 7.

Рис. 7. - Распределение ценностных ориентаций, имеющих наибольшие

различия среди респондентов русской этнической группы с высшим и

средним образованием

При сравнении данных исследования ценностных ориентаций респондентов, выявлено, что образование стирает различия в ценностных ориентациях между представителями этнических групп.

Так анализируя результаты исследования ценностных ориентаций имеющих достоверные различия (при Р<0,05) между этническими группами со средним и средним специальным образованием, получено расхождение по десяти ценностям. Тогда как при анализе достоверных различий (при Р<0,05) между этническими группами с высшим образованием, расхождение выявлено только по четырем ценностям. Графическое изображение представлено на рисунках 8 и 9.

По результатам сравнения данных исследования ценностных ориентаций между этническими группами респондентов со средним и средним специальным образованием получены следующие данные. Доминирующими в узбекской этнической группе по сравнению с русской этнической группой является ценности: веры и религии на 0,95, счастливая семейная жизнь на 0,74, ценность традиций и культуры на 0,68 и успех у противоположного пола на 0,63.

В русской этнической группе доминируют ценности: возможности реализации своих способностей на 0,8, могущество Родины и ее влияние в мире на 0,75, образование и культура на 0,67, положение в обществе на 0,67, защита соотечественников на 0,59 и здоровье на 0,58. Различия достоверны при Р < 0,05. Графическое изображение распределения ценностных ориентаций имеющих достоверные различия между этническими группами респондентов со средним и средним специальным образованием представлено на рисунке 8.

Рис. 8. - Распределение ценностных ориентаций имеющих достоверные

различия между этническими группами респондентов со средним и

средним специальным образованием

По результатам анализа данных исследования ценностных ориентаций между этническими группами респондентов с высшим образованием, достоверное расхождение выявлено: в русской этнической группе по сравнению с узбекской этнической группой доминируют ценности творчества на 0,68 и здоровья на 0,64. В узбекской этнической группе по сравнению с русской этнической группой доминируют ценности: счастливой семейной жизни на 0,68 и ценность веры и религии на 0,55. Различия достоверны при Р < 0,05. Графическое изображение распределения ценностных ориентаций имеющих достоверные различия между этническими группами респондентов с высшим образование представлено на рисунке 9.

Рис. 9. - Распределение ценностных ориентаций имеющих достоверные

различия между этническими группами респондентов с высшим

образованием

Так же вычислен коэффициент корреляции по трем доминирующим ценностям в этнических группах в зависимости от уровня образования. Полученные данные показывают, что в группах с высшим образованием коэффициент корреляции ниже, чем в группах со средним образованием. Данные приведены в приложении 5.

2.3.4 Исследование ценностных ориентаций молодежи узбекской и русской этнических групп

Для выявления ценностных ориентаций молодежи, было проведено исследование методом анкетирования, в результате были получены данные по 20 ценностям. Данные приведены в приложении 4, таблице 6.

В узбекской этнической группе доминирующими ценностями являются: забота о семье и близких, что составило 73,3% респондентов, провождение времени с друзьями 73,3%, реализация своих возможностей 63,3%, свобода передвижения и поступков 53,3%.

В русской этнической группе приоритетными являются ценности: забота о семье и близких 70,6%, провождение времени с друзьями 58,8%, свобода передвижения и поступков 53,3%, деньги и независимость 58,8%, счастливая семейная жизнь 52,9%. Графически данные представлены на рисунке 10.

Рис. 10. - Распределение наиболее значимых ценностных ориентаций

молодежи узбекской и русской этнических групп

При анализе данных исследования молодежи, наибольшие различия между ценностными ориентациями в этнических группах (более 10% испытуемых) определены в семи ценностях. В узбекской этнической группе доминирующими по сравнению с русской этнической группой являются ценности: общения с друзьями и интересными людьми на 19,8%, реализации своих возможностей 16,3%, провождения времени с друзьями на 14,5%, безопасность родственников на 11,6%.

В русской этнической группе доминирующими по сравнению с узбекской этнической группой являются ценности: деньги и независимость на 28,8%, получение новой информации о мире, науке и искусстве больше на 27,1%, хорошая работа на 21,2%. Графически данные представлены на рисунке 11.

Рис. 11. - Распределение ценностных ориентаций молодежи узбекской

и русской этнических групп имеющих наибольшие различия

Заключение


В данной работе были выявлены этнокультурные особенности ценностных ориентаций узбекской и русской этнических групп, исследован мотивационный профиль этнических групп, особенности ценностных ориентаций молодежи, а так же рассмотрено влияние образования на ценностные ориентации различных социальных групп.

Этнокультурной особенностью ценностных ориентаций этнических групп является то, что в связи с изменением социальных и экономических условий жизни в узбекской этнической группе по сравнению с русской этнической группой выявлен приоритет религиозных и семейных ценностей. Различия достоверны при Р < 0,05. В русской этнической группе по сравнению с узбекской этнической группой выявлено предпочтение в пользу реализации своих способностей и положению в обществе. Выявлена достоверность различий при Р < 0,05. Так же анализ полученных в результате исследования данных дает возможность судить о том, что образование влияет на ценностные ориентации и стирает различия в них между представителями этнических групп. В ходе исследования ценностных ориентаций молодежи, выявлено, что различия проявляются в доминировании в русской этнической группе ценностей независимости и финансового благополучия, а в узбекской этнической группе ценности общения с друзьями. Выявлена достоверность различий при Р < 0,05.

Результаты данного дипломного исследования в практическом применении целесообразность использовать при планировании социальной работы с группами различных национальностей. Рассматривая этнокультурные особенности узбекской и русской этнических групп, можно предположить, что различия в ценностных ориентациях их представителей будут меняться с течением времени под влиянием текущей национализации государств. Результаты проведенного исследования и сделанные ему адекватные выводы полностью подтвердили выдвинутую ранее гипотезу.

Выводы по результатам исследования

1.  В этнических группах выявлены социальные группы с равнозначным количеством респондентов с высшим и средним (средним специальным) образованием, а так же респонденты разделены по полу и возрасту.

2.  Изучение мотивации в узбекской и русской этнических группах, показало, что не смотря на определенную равнозначность индексов мотивации этнических групп, определился ряд особенностей, так в узбекской этнической группе превалирует репродуктивная мотивация и нравственность на 0,5. В русской этнической группе преобладает мотивация самоактуализации на 0,52. Различия достоверны при Р < 0,05.

3.       При выявлении ценностных ориентаций этнических групп, обнаружены различия в узбекской и русской этнических группах. Доминирующими ценностями в узбекской этнической группе выступают ценности веры и религии на 0,75 и ценность счастливой семейной жизни на 0,71. А в русской группе приоритетнее ценности: здоровья на 0,61, возможности реализации своих способностей на 0,60, Могущество Родины и ее влияние в мире на 0,52 и ценность положения в обществе на 0,52. Различия достоверны при Р < 0,05.

4.  Определено влияние образования на ценностные ориентации, как между этническими группами, так и внутри них. Образование стирает различия в ценностных ориентациях между представителями этнических групп.

5.       Особенности ценностных ориентаций молодежи проявляются в доминировании ценностей: заботы о семье и близких, провождение времени с друзьями, реализации своих возможностей, свободы передвижения и поступков, ценности денег и независимости. Этнокультурные различия проявляются в доминировании в русской этнической группе ценностей независимости и финансового благополучия на 28,8%, а в узбекской этнической группе ценности общения с друзьями на 19,8%.

Список использованной литературы

1.   Абрамова С.Г. Комплекс методик на определение учебного профиля школьника. - М.: педагогика - пресс, 1993. - 128 с.

2.       Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

.        Арестова О.Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности //Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. - 1999. - №3. - с. 40.

.        Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // СоцИс. 1990. №7. - с. 42-49.

.        Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов - Москва, АСПЕКТ ПРЕСС, 1999 - 58 с.

.        Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.

.        Барабанщиков В.А. Идея системности в психологии: пути развития// Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - №1. - с. 5-13.

.        Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ОЕР СЭ, 2001. - 511 с.

.        Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. - 1999. - №5. - С. 383.

.        Василенко В.А. Ценности и оценка. - Киев, 1964.

.        Гидденс. Э. Социология. - М.: УРСС, 2005. - 632 с.

.        Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2002. - с. 258-259.

.        Грабовский А.И. Системно-психологическая концепция психической работоспособности. // Монография - М.: Пограничная академия ФСБ России, 2008.

.        Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. - СПб., 1997 - 366 с.

.        Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. - Ростов-н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. - 280 с.

.        Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии, 1983, №4 - с. 132-137.

.        Дубин Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда: Жизненные ориентиры современной российской молодежи // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - №1

.        Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция / Т.И. Заславская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2003 - 568 с.

.        История теоретической социологии. - М., 1997 - Т. 1. - 366 с.

.        Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. 2000. №3. - с. 124-129.

.        Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Проблема реальности в социологии: как возможна социальная группа? // Социологические исследования". 1996. №12, с. 90-105.

.        Кожинова О.В. Ценностные ориентации в подростковых группах. - Москва: МГПУ.

.        Козлов В.И. Национализм и этнический нигилизм. // Свободная мысль. 1996. №6. - с. 98, с. 104.

.        Кон И. С. Социология молодёжи. В кн.: Краткий словарь по социологии - М., 1988.

.        Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.

.        Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических республик. - М., 1990.

.        Косов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. - 1997. - №6. - с. 58-68.

.        Кочетков, В. В. Социологический анализ межкультурных различий: Дис… док. соц. наук: Спец. 22.00.06 - Социология духовной жизни / Науч. рук. В.Н. Ярская; СГТУ. - Саратов, 2000. - 322 с.

.        Крюков М.В. Главной задачей остается проникновение в существо этнических связей // Советская этнография. 1986. №5. - с. 71.

.        Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей // Советская этнография. 1986. №3.

.        Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности - М. 1989. - с. 6-23.

.        Лурье С.В. Историческая этнология: Учебн. пособие для вузов. - М., 1997.

.        Никольский Д. Социология молодежи. - М.: Феникс, 2002. - 250 с.

.        Парсонс Т. Заключение // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972. - с. 368.

.        Психологическая энциклопедия. - 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006. - 1096 с: ил. ISBN 5-272-00018-8

.        Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. - Изд. 3-е - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 480 с.

.        Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). - М.: изд-во МГПУ, 1999.

.        Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - 280 с.

.        Социология молодёжи. / Под ред. В. Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996.

.        Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - (Мир энциклопедий) - 1312 с.

.        Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994. - 360 с.

.        Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Российский журнал социальной работы - 1997. - №1. - с. 215.

.        Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности - 7-е изд. - М. «Добросвет», 2003. - 596 с.

Приложение 1

Программа социологического исследования.

Программа исследования относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых - представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования.

I. Теоретико-методологическая часть.

1 этап. Формулировка и обоснование проблемы исследования.

В данной работе проблема сформулирована как выражение необходимости изучения этнокультурных особенностей ценностных ориентаций узбекской и русской этнических групп.

2 этап. Цели и задачи исследования.

Цель - модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Целью исследования является выявление особенностей ценностных ориентаций этнокультурных групп. Задачи исследования представляют собой содержательную, методологическую и организационную конкретизацию целей. Для данного исследования выдвигаются следующие задачи:

) Показать принадлежность испытуемых к социальным группам на основе анализа документов.

) Изучить мотивацию в узбекской и русской этнической группах.

) Выявить ценностные ориентации в узбекской и русской этнических группах.

) Определить влияние образования на ценностные ориентации в этнических группах.

) Выяснить особенности ценностных ориентаций молодежи в этнических группах.

3 этап. Определение объекта и предмета исследования.

Объект - это носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, включенная в процесс научного познания.

Объектом данного социологического исследования являются узбекская и русская этнические группы.

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему.

В качестве предмета исследования были избраны ценностные ориентации этнических групп. Этот выбор основан на предположении о том, существуют различия в ценностных ориентациях узбекской и русской этнических групп.

4 этап. Логический анализ основных понятий.

Под логическим анализом основных понятий подразумевается логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.

Для дескриптивной интерпретации были выбраны такие понятия, как ценностные ориентации, мотивация, этническая группа, социальная группа, молодежь.

Ценностные ориентации - представляют собой сложное отражение объективных потребностей и интересов, как общества, социальных групп, так и личности отдельного человека, являющегося частью социума, который способствует формированию у него соответствующих ценностных ориентиров, определяя нравственное сознание и поведение человека.

Мотивация - побуждение к действию <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5>; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA>, определяющий его направленность, организованность, активность <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8> и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Этническая группа - группа людей, объединённая общими признаками, объективными <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5> либо субъективными <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5>. Различные направления в этнологии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F> включают в эти признаки происхождение, язык <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA>, культуру, территорию проживания, самосознание <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и др. В русском языке аналогом термина долгое время было понятие «народ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4>».

Социальная группа - объединение людей, имеет общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Молодежь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

5 этап. Выдвижение гипотез.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

В ходе анализа этнокультурных особенностей ценностных ориентаций этнических групп были выдвинутые следующие гипотезы, что связи с изменением социальных и экономических условий жизни:

) В узбекской этнической группе по сравнению с русской этнической группой возможен приоритет религиозных и семейных ценностей.

) В русской этнической группе по сравнению с узбекской этнической группой возможно предпочтение в пользу реализации своих способностей и положению в обществе.

) Образование влияет на ценностные ориентации и стирает различия в них между представителями этнических групп.

) Различия в ценностных ориентациях молодежи проявляются в доминировании в русской этнической группе ценностей независимости и финансового благополучия, а в узбекской этнической группе ценности общения с друзьями.

II. Методическая часть программы.

1 этап. Выборка.

Выборочная совокупность задается самим объектом исследования, в данном случае это представители узбекской этнической группы - жители р. Узбекистан, г. Ташкента, в возрасте 16-78 лет, и представители русской этнической группы - жители Российской Федерации, г. Москвы, в возрасте 16-71 года. В качестве генеральной совокупности узбекской этнической группы рассматривалось общее население города Ташкента. В аналитических исследованиях проблема статистической репрезентативности выборки оказывается второстепенной в сравнении с необходимостью обеспечить качественное представление изучаемых социальных объектов.

2 этап. Методы сбора информации.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. В данном исследовании применялся такой вид опроса, как групповое анкетирование. Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования, в данном случае - ценностных ориентаций молодежи. Был разработан инструментарий: бланк анкеты. Так же были применены методики «Типы доминирующей мотивации» Б.Н. Рыжова, а так же метод анализа документов.

3 этап. Методы обработки и анализа данных.

Основное назначение анализа данных: зафиксировать информацию об изучаемом объекте в виде признаков, определить ее надежность, выработать объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса, обосновать и проверить гипотезы.

Для математико-статистического преобразования данных использовались корреляционный анализ - коэффициент корреляции Спирмена, t-статистика для сравнения средних, уровень значимости полученного коэффициента корреляции вычислялся с помощью t-критерия Стьюдента.

Организационный план исследования.

Организационный план описывает распределение во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследования.

№ п/п

Сроки выполнения

1.

Подбор литературы, ее изучение и обработка. Составление библиографии по основным источникам.

01-20.02.2010 г.

2.

Обсуждение концепции дипломного исследования.

21.02.2010 г.

3.

Составление плана дипломной работы и согласование его с руководителем.

22.-28.02.2010 г.

4.

Накопление, систематизация и анализ практических материалов.

01.04-01.10.2010 г.

5.

Написание и представление на проверку первой главы

05-15.10.2010 г.

6.

Разработка и представление второй главы.

20.10.-01.12.2010 г.

7.

Согласование выводов и предложений.

02-16.02.2010 г.

8..

Переработка (доработка) дипломной работы в соответствии с замечаниями.

17.02.-26.01.2011 г.


Приложение 2

Методика «Типы доминирующей мотивации» Б.Н. Рыжова.

ИНСТРУКЦИЯ по выполнению теста

На обороте представлен бланк ответов теста. Он содержит 4 таблицы, в каждой из которых дан список из 8 потребностей и ценностей, имеющих различную значимость для каждого человека. Против каждой из потребностей имеется ячейка, в которую следует проставить ранг значимости этой потребности от «1», что соответствует наибольшей значимости, до «8», что соответствует ее наименьшей значимости.

Прочтите первую таблицу и проранжируйте содержащиеся в ней потребности и ценности по их значимости лично для Вас. Поставьте соответствующие ранги в таблице, начиная с наиболее значимой для Вас потребности или ценности. Затем сделайте то же в последующих таблицах.

Образование __________ Дата _______ Пол ______ Возраст ________

Таблица 1

Таблица 2

Название ценности

Ранг

Название ценности

Ранг

Здоровье

 

Образование и культура

 

Свобода передвижения и поступков

 

Комфортные условия жизни

 

Деньги и независимость

 

Творчество

 

Наличие детей

 

Занятия спортом

 

Забота о семье и близких

 

Хорошая работа

 

Ваше положение в обществе

 

Любовь

 

Порядок и благополучие в стране

 

Вера и религия

 

Верность своим моральным принципам

 

Готовность помочь другому человеку

 

Таблица 3

Таблица 4

Название ценности

Ранг

Название ценности

Ранг

Безопасность родственников

 

Счастливая семейная жизнь

 

Могущество Родины, ее влияние в мире

 

Получение новой информации о мире, науке и искусстве

 

Долгая, деятельная жизнь

 

Возможность реализации своих способностей

 

Увлечения и отдых

 

Уверенность в завтрашнем дне

 

Ваш народ, его традиции и культура

 

Защита соотечественников

 

Хорошее питание

 

Справедливость в отношениях между людьми

 

Успех у противоположного пола

 

Внешность и одежда

 

Общение с друзьями и интересными людьми

 

Личная безопасность

 


Приложение 3

Анкета, разработанная для установления доминирующих ценностных ориентаций молодежи.

Здравствуйте! Мы предлагаем Вам принять участие в нашем опросе, посвящённом исследованию ценностных ориентаций. На ряд предложенных вопросов необходимо будет дать один или несколько вариантов ответов, которые в наибольшей степени соответствуют Вашему мнению. Это исследование анонимно и проводится исключительно в научных целях, собранные данные будут использоваться в обобщенном виде.

.        Что для Вас более важно в жизни?

(отметьте не более двух наиболее значимых ответа)

1 свобода передвижения и поступков

2 здоровье

3 успех у противоположного пола

4 деньги и независимость

5 забота о семье и близких

2.      Скажите, к чему вы стремитесь в будущем?

(Отметьте не более двух вариантов ответа)

1 комфортные условия жизни

2 Ваше положение в обществе

3 общение с друзьями и интересными людьми

4 счастливая семейная жизнь

5 хорошая работа

3.      Что Вы делаете в свободное время?

(Отметьте не более двух вариантов ответа)

1 занимаетесь спортом

2 проводите время с друзьями

3 помогаете семье

4 получаете новую информацию о мире, науке, искусстве

5 занимаетесь каким либо видом творчества

4.      Что для Вас на данный момент является наиболее важным?

(укажите не более двух вариантов)

1 возможность покупать дорогие модные вещи

2 порядок и благополучие в стране

3 реализация своих возможностей

4 безопасность родственников

наличие денег на отдых

5.      Какое у Вас образование?

1 Среднее

2 Среднее специальное

3 Высшее

Ваш возраст:_______________

Ваш пол: 1 М 2 Ж

Благодарим Вас за участие в опросе!

Приложение 4

Таблица 4. - Распределение результатов исследования ценностных

ориентаций узбекской и русской этнических групп

Тип ценности

Усредненный ранг вида ценности



Узбекская этническая группа

Русская этническая группа

1

Безопасность родственников

7,25

7,03

2

Ваш народ, его традиции и культура

3,88

3,41

3

Вера и религия

3,75

3,00

4

Верность своим моральным принципам

3,56

3,74

5

Внешность и одежда

3,44

3,44

6

Возможность реализации своих способностей

4,59

5,18

7

Готовность помочь другому человеку

4,35

4,51

8

Деньги и независимость

4,35

4,60

9

Долгая, деятельная жизнь

5,05

5,25

10

Забота о семье и близких

6,13

5,77

11

Защита соотечественников

2,76

3,06

12

Здоровье

6,01

6,62

13

Комфортные условия жизни

4,80

5,05

14

Личная безопасность

4,65

4,58

15

Любовь

6,10

5,70

16

Могущество Родины и ее влияние в мире

3,27

3,79

17

Наличие детей

5,58

5,14

18

Образование и культура

4,69

5,18

19

Общение с друзьями, интересными с людьми

4,55

4,84

20

Положение в обществе

2,94

3,45

21

Получение новой информации

3,35

3,45

22

Порядок и благополучие в стране

2,99

2,69

23

Свобода и передвижение

4,00

3,84

24

Спорт

3,11

3,36

25

Справедливость между людьми

4,59

4,10

26

Счастливая семейная жизнь

7,27

6,56

27

Творчество

3,41

3,84

28

Уверенность в завтрашнем дне

5,62

5,50

29

Увлечения и отдых

4,34

4,30

30

Успех у противоположного пола

3,71

3,28

31

Хорошая работа

5,59

5,56

32

Хорошее питание

4,36

4,24

Таблица 5. - Сводная таблица данных по ценностным ориентациям

узбекской и русской этнических групп с учетом уровня образования

Ценности

Высшее образование

Среднее образование



Узбекская этническая группа

Русская этническая группа

Узбекская этническая группа

Русская этническая группа

1

Безопасность родственников

7,17

6,98

7,32

7,08

2

Ваш народ, его традиции и культура

3,88

3,61

3,88

3,20

3

Вера и религия

3,65

3,10

3,85

2,90

4

Верность своим моральным принципам

3,64

3,96

3,48

3,51

5

Внешность и одежда

3,13

3,44

3,75

3,43

6

Возможность реализации своих способностей

4,80

5,18

4,38

5,18

7

Готовность помочь другому человеку

4,40

4,51

4,30

4,50

8

Деньги и независимость

4,30

4,57

4,40

4,63

9

Долгая, деятельная жизнь

5,03

5,23

5,06

5,26

10

Забота о семье и близких

6,14

5,88

6,11

11

Защита соотечественников

2,85

2,87

2,66

3,25

12

Здоровье

6,01

6,65

6,00

6,58

13

Комфортные условия жизни

4,80

4,90

4,80

5,20

14

Личная безопасность

4,80

4,73

4,50

4,42

15

Любовь

5,95

5,65

6,25

5,75

16

Могущество Родины и ее влияние в мире

3,58

3,87

2,95

3,70

17

Наличие детей

5,60

5,16

5,56

5,12

18

Образование и культура

4,98

5,28

4,40

5,07

19

Общение с друзьями, интересными людьми

4,55

4,79

4,55

4,89

20

Положение в обществе

3,14

3,50

2,73

3,40

21

Получение новой информации

3,20

3,40

3,50

3,50

22

Порядок и благополучие в стране

3,18

2,69

2,80

2,69

23

Свобода и передвижение

3,69

3,77

4,30

3,91

24

Спорт

2,88

3,26

3,34

3,46

25

Справедливость между людьми

4,19

3,70

4,99

4,49

26

Счастливая семейная жизнь

7,29

6,61

7,24

6,50

27

Творчество

3,11

3,79

3,70

3,88

28

Уверенность в завтрашнем дне

5,83

5,58

5,40

5,42

29

Увлечения и отдых

4,00

4,06

4,67

4,53

30

Успех у противоположного пола

3,33

3,10

4,17

3,54

31

Хорошая работа

6,00

5,60

5,02

5,35

32

Хорошее питание

4,90

4,58

3,94

4,01

Таблица 6. - Сводная таблица данных по ценностным ориентациям

молодежи узбекской и русской этнических групп

Наименование ценностей

Количество испытуемых, в %



Узбекская этническая группа

Русская этническая группа

Разность по модулю

1

Забота о семье и близких

73,33

70,59

2,75

2

Проводите время с друзьями

73,33

58,82

14,51

3

Свобода передвижения и поступков

53,33

58,82

5,49

4

Деньги и независимость

30,00

58,82

28,82

5

Счастливая семейная жизнь

46,67

52,94

6,27

6

Реализация своих возможностей

63,33

47,06

16,27

7

Здоровье

46,67

47,06

0,39

8

Получаете новую информацию о мире, науке, искусстве

20,00

47,06

27,06

9

Помогаете семье

40,00

41,18

1,18

10

Хорошая работа

20,00

41,18

21,18

11

Занимаетесь каким либо видом творчества

36,67

29,41

7,25

12

Общение с друзьями и интересными людьми

43,33

23,53

19,80

13

Комфортные условия жизни

26,67

23,53

3,14

14

Успех у противоположного пола

16,67

17,65

0,98

15

Безопасность родственников

23,33

11,76

11,57

16

Занимаетесь спортом

13,33

11,76

1,57

17

Ваше положение в обществе

10,00

11,76

1,76

18

Наличие денег на отдых

6,67

5,88

0,78

19

Возможность покупать дорогие модные вещи

0,00

5,88

5,88

20

Порядок и благополучие в стране

10,00

0,00

10,00


Приложение 5

Коэффициент корреляции русской этнической группы с высшим образованием и узбекской этнической группы с высшим образованием по ценности безопасность родственников:

Correlations



Безопасность родственников Высшее образование русская этн. гр.

Безопасность родственников Высшее образование узбекская этн. гр.

Безопасность родственников Высшее образование русская этн. гр.

Pearson Correlation

1,000

,098


Sig. (2-tailed)


,330


N

100,000

100

Безопасность родственников Высшее образование узбекская этн. гр.

Pearson Correlation

,098

1,000


Sig. (2-tailed)

,330



N

100

100,000


Коэффициент корреляции русской этнической группы со средним образованием и узбекской этнической группы со средним образованием по ценности безопасность родственников:

Correlations



Б.Р. Среднее образование русская этн. гр..

Б.Р. Среднее образование узбекская этн. гр.

Б.Р. Среднее образование русская этн. гр.

Pearson Correlation

1,000

,130


Sig. (2-tailed)


,198


N

100,000

100

Б.Р. Среднее образование узбекская этн. гр.

Pearson Correlation

,130

1,000


Sig. (2-tailed)

,198



N

100

100,000


Коэффициент корреляции русской этнической группы с высшим образованием и узбекской этнической группы с высшим образованием по ценности заботы и семье и близких:

Correlations



Забота о с. и б. Высшее образование русская этн. гр.

Забота о с. и б. Высшее образование узбекская этн. гр.

Забота о с. и б. Высшее образование русская этн. гр.

Pearson Correlation

1,000

-,183


Sig. (2-tailed)


,069


N

100,000

100

Забота о с. и б. Высшее образование узбекская этн. гр.

Pearson Correlation

-,183

1,000


Sig. (2-tailed)

,069



N

100

100,000


Коэффициент корреляции русской этнической группы со средним образованием и узбекской этнической группы со средним образованием по ценности заботы и семье и близких:

Correlations



Забота о с. и б. Среднее образование русская этн. гр.

Забота о с. и б. Среднее образование узбекская этн. гр.

Забота о с. и б. Среднее образование русская этн. гр.

Pearson Correlation

1,000

,095


Sig. (2-tailed)


,348


N

100,000

100

Забота о с. и б. Среднее образование узбекская этн. гр.

Pearson Correlation

,095

1,000


Sig. (2-tailed)

,348



N

100

100,000


Коэффициент корреляции русской этнической группы с высшим образованием и узбекской этнической группы с высшим образованием по ценности счастливой семейной жизни:

Correlations



Счастл. с.ж. Высшее образование русская этн. гр.

Счастл. с.ж. Высшее образование узбекская этн. гр.

Счастл. с.ж. Высшее образование русская этн. гр..

Pearson Correlation

1,000

-,042


Sig. (2-tailed)


,677


N

100,000

100

Счастл. с.ж. Высшее образование узбекская этн. гр.

Pearson Correlation

-,042

1,000


Sig. (2-tailed)

,677



N

100


Коэффициент корреляции русской этнической группы со средним образованием и узбекской этнической группы со средним образованием по ценности счастливой семейной жизни:

Correlations



Счастл. с.ж. Среднее образование русская этн. гр.

Счастл. с.ж. Среднее образование узбекская этн. гр.

Счастл. с.ж. Среднее образование русская этн. гр.

Pearson Correlation

1,000

,064


Sig. (2-tailed)


,530


N

100,000

100

Счастл. с.ж. Среднее образование узбекская этн. гр.

Pearson Correlation

,064

1,000


Sig. (2-tailed)

,530



N

100

100,000


Похожие работы на - Этнокультурные особенности ценностных ориентаций узбекской и русской этнических групп

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!