Конституция Эстонской Республики

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,46 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституция Эстонской Республики

Введение

Эстония расположена на северо-западе Европы, на побережье Балтийского моря. При территории, равной 45,2 тыс. кв. км, приблизительно 9,2% занимают свыше 1 500 островов. Крупнейшие из них - Сааремаа, Хийумаа, Муху, Вормси - образуют Западно-Эстонский архипелаг (Моонзунд).

Население - 1,344,684 человек (по данным 2003 г.). На долю эстонцев приходится 65%,

Этнический состав - эстонцы 68,6%, русские 25,7%, украинцы 2,1%, белорусы 1,2%, финны 0,8%, прочие 1,6%, при этом неэстонское население доминирует в северо-восточной части страны.

В административном отношении территория Эстонии разделена на 15 уездов (maakond) и шесть городов центрального подчинения.

Официальный язык - эстонский. Столица - г. Таллинн. Религия - лютеранство (большинство верующих), православие, баптизм.

Независимое суверенное государство Эстония появилось на современной геополитической карте лишь в 1991 г., после выхода республики из состава СССР.

Процесс становления государственности начался на территории современной Эстонии к началу XIII в. Так же как и для большинства европейских государств, и прежде всего для ближайших соседей эстонцев - народов Балтии, он сопровождался многочисленными войнами и набегами на территории, имеющие столь выгодное географическое положение. Населявшие территорию современной Эстонии племена уже в XI в. имели тесные связи с Древнерусским государством и с XII в. находились в зависимости у Киевской Руси. В XIII-XVI вв. эти территории были завоеваны немецкими крестоносцами и включены в состав Ливонии, конфедерации клерикально-феодальных государств и городов. Ливония в XIII в. была образована шестью феодальными государствами, не являющимися единым государственным образованием.

В двух эстонских провинциях были образованы датские владения (Харии и Вирии), заморская часть Дании. Немецкие и датские феодалы этих мест были вассалами датского короля. Однако власть Дании была слишком слаба и не смогла противостоять Ливонскому ордену. В 1346 г. король Дании продал свои владения в Северной Эстонии Ливонскому ордену.

Особое положение занимали в Ливонии города Ганзейского союза - округ г. Риги и церковный округ Таллиннского епископства.

Реформаторское движение в начале XVI в. в Германии распространилось и в Ливонии. В середине века большинство феодалов Ливонии перешло в лютеранство. Реформация подорвала идеологические основы католико-клерикальной структуры ливонских государств - политической власти Ливонского ордена и епископов. Политическая раздробленность Ливонии в совокупности с обострением классовых и национальных противоречий способствовала ослаблению государства и в результате привела к поражению в Ливонской войне 1558-1582 гг. До 1721 г. территория Эстонии находилась под властью Швеции, а в 1721 г. по Ништадтскому мирному договору вошла в состав России. В апреле 1917 г. земли Эстонии получили статус выделенной провинции России, которой была предоставлена автономия.

Первые выборы в эстонский парламент состоялись в июле 1917 г., а 12 октября было сформировано Правительство К. Пятса, провозгласившее 24 февраля 1918 г. независимость Эстонии. В том же году Эстония была оккупирована немецкими войсками. После их капитуляции 11 ноября 1918 г. Независимость Эстонии была подтверждена.

Следующая в истории Эстонии Декларация о государственном суверенитете была подписана после завершения бурных событий первой четверти XX в., когда отношения с Россией развивались особенно напряженно. 21 июля 1940 г. Государственная дума приняла Декларацию о провозглашении Эстонии Советской Социалистической Республикой, а через месяц - Декларацию о вхождении Эстонии в состав СССР. Подобный статус Эстонии сохранялся до 7 августа 1990 г. Провозгласив 8 мая 1990 г. новый государственный статус и наименование республики, Верховный Совет объявил акт присоединения Эстонии к СССР недействительным.

События, происходившие в Эстонии с декабря 1988 г., после создания Народного фронта Эстонии, были связаны со стремлением к выходу из состава СССР и обретению самостоятельной государственности. При этом во многом эти действия были более последовательны и конструктивны, чем в других республиках бывшего Союза. Одновременно с выборами в Верховный Совет ЭССР 24 февраля 1990 г. состоялись выборы в Эстонский Конгресс, представлявший коренных жителей Эстонии и их потомков. 30 марта 1990 г. принимается постановление Верховного Совета «О государственном статусе Эстонии», по которому верховенство законов СССР над Эстонией признавалось недействительным. Эстонский Конгресс был признан параллельным парламентом. Действие всех законов СССР на территории Республики было расценено как нарушение суверенитета Республики. 28 января 1991 г. Президент СССР М.Горбачев подтвердил конституционное право выхода Эстонии (и остальных республик Прибалтики) из СССР. Вслед за этим 3 марта 1991 г. в ходе референдума о независимости Эстонии 77% голосовавших лиц, принявших в нем участие, высказались за выход из Союза ССР. 20 августа 1991 г. Верховный Совет Эстонии принимает резолюцию о национальной независимости Эстонии.

Постановление Верховного Совета Эстонской Республики от 20 августа 1991 г. «О государственной независимости» предусмотрело образование Конституционной Ассамблеи для подготовки проекта новой Конституции Эстонии.

Формально первой Конституцией Эстонии была временная Конституция, принятая в июне 1919 г. Учредительным Собранием. Однако меняющаяся политическая ситуация практически не позволила вступить ей в силу. Уже 15 июня 1920 г. Учредительное собрание принимает Конституцию, представлявшую вполне демократический вариант буржуазной конституции. Ею предусматривалось создание своеобразной республиканской формы буржуазного государства без института президента. Функции, выполняемые в иных государствах президентом, были распределены между однопалатным Государственным Собранием, Правительством и Государственным старейшиной (главой Правительства)

В 1933 г. была введена в действие Конституция, представлявшая переработку Конституции 1920 г. (из 89 первоначальных статей изменения внесены были только в 30). Однако чаще это документ называют Конституцией 1933 г. После этого в Эстонии действовали Конституции 1937 и 1938 гг. 25 августа 1940 г. Верховный Совет Эстонской ССР принял первую из двух Конституций советского социалистического типа, действовавших на территории Эстонии. В основе ее была Конституция РСФСР. После принятия новой Конституции СССР в Эстонии также принимается новая Конституция от 13 апреля 1978 г.

Действующая Конституция Эстонии принята на референдуме, состоявшемся 28 июня 1992 г. и вступила в силу 3 июля 1992 г.

В настоящей работе рассматривается конституционные основы; основы правого положения личности; формы государств; конституционный механизм государственной власти.

1.Конституционные основы

1.1 Конституция

Эстонская конституция- это единый целостный правовой документ, содержащий нормы и принципы. Конституция - правовой акт, принятый народом на референдуме и имеющий во внутригосударственном праве высшую юридическую силу. Конституция состоит из преамбулы, 15 глав и 168 статей.

Преамбула сохранила принципы преамбул предыдущих эстонских конституций. В качестве главной идеи устанавливается самоопределение народа, осуществление народовластия, демократическое устройство и государственная преемственность. Преамбула имеет значение при толковании других статей конституции.

I глава содержит общие положения, в ней говорится о том, что Эстония - самостоятельная и независимая демократическая республика, описывается государственная символика.

II глава описывает основные права, свободы и обязанности. Во второй главе содержится более четверти статей конституции.

III глава называется НАРОД и содержит 3 статьи.

IV глава описывает правовой статус, полномочия и трудовой распорядок Госсобрания.глава посвящена правовому статусу и порядку избрания президентаI глава определяет правовой статус, компетенцию и порядок формирования правительства.II глава посвящена правовому регулированию законотворчества.III глава устанавливает правовой статус Банка Эстонии, принципы налогового права и формирования госбюджета

IX глава содержит статьи о международных отношениях и о правовом регулировании заключения международных договоров.глава посвящена правовому устройству государственной обороны.

ХI глава определяет компетенцию и правовой статус Госконтроля.

ХII глава устанавливает компетенцию и правовой статус канцлера юстиции.

ХIII глава предопределяет компетенцию и правовой статус суда.IV глава посвящена правовым основам местного самоуправления.

ХV глава устанавливает порядок изменения конституции.

.2 Законодательство

Законодательство включает в себя :- простые законы, принимаемые госсобранием. Законы могут быть формальными и материальными. Формальные не содержат правовых норм и не являются источниками конституционного права. Материальные законы являются источниками конституционного права и должны согласоваться с конституцией.

конституционные законы: Закон о гражданстве, Закон о выборах в Госсобрание, Закон о выборах президента республики, Закон о выборах в местное самоуправление, Закон о референдуме, Закон о внутреннем распорядке и регламенте Госсобрания, Закон о заработной плате президента и членов Госсобрания, Закон о правительстве республики, Закон о привлечении к судебной ответственности президента и членов правительства республики, Закон о культурной автономии национальных меньшинств, Закон о госбюджете, Закон о Банке Эстонии, Закон о Госконтроле, Закон о судах и судопроизводстве, Закон о чрезвычайном положении, Закон о гособороне в мирное и военное время, законы, касающиеся внутренних и внешних долгов и имущественных обязательств государства. Эти законы нельзя изменять или дополнять простыми законами.

законы, принятые путем референдума

президентские указы.

У конституционных законов приоритет перед простыми законами, простые законы не должны противоречить конституционным. Законы, принятые путем референдума по своей юридической силе равны законам, принятым Госсобранием. Президентские указы равносильны простым законам. Президентскими указами можно изменять и отменять законы. Нельзя такими указами отменять или изменять конституцию, конституционные законы, а также законы о государственных налогах и госбюджете.

1.3 Юристпруденция

Правосудие в Эстонии может осуществлять только суд. Суд осуществляет правосудие, согласуясь с конституцией и законами. Законодатель не отождествляет право с законом. В законе не всегда содержится право. Суд должен искать право, согласуясь с законом. При вынесении решения, соответствующего праву, суд должен сначала найти норму случая (соответствующую случаю) и после этого искать норму решения (соответственно праву).

Таким образом, юриспруденция ищет смысл права и текст закона, взяв цель за основу.

1.4Общие управленческие акты

Такими актами являются:

§Постановление правительства

§Постановление Министров

§Постановление Местного самоуправления

§Постановления Банка Эстонии

Постановления министров и Правительства имеют одинаковую юридическую силу. Они даются для исполнения законов и на основании законов.

Постановления местных самоуправлений даются в рамках самоуправления и не должны теоретически вступать в коллизию с постановлениями Правительства или министров.

Также не установлено иерархии между постановлениями Банка Эстонии постановлениями Правительства или министров. Они регулируют свои специфические области и противоречий между ними не должно быть.

государственный власть право личность

2. Правовое положение личности

Правовое регулирование вопросов гражданства в Эстонии

Вопросы, связанные с гражданством, нашли отражение в трех законах о гражданстве Эстонии: 1922 г., 1938 г. и 1995 г. Институт гражданства был восстановлен 26 февраля 1992 г. Тогда - с некоторыми ограничениями вступил в силу закон о гражданстве 1938 г.

Закон 1922 г. в соответствии с Тартусским мирным договором между Эстонской республикой и Советской Россией 1920 г. давал возможность получения гражданства для лиц, живших в Эстонии, но после распада Российской империи поселившихся в России. После попытки переворота 1924 г. этот вариант получения гражданства был отменен. Согласно закону 1922 г., гражданином являлось лицо, зарегистрированное в органах местного самоуправления и постоянно проживающее в стране.

Закон о гражданстве 1938 г. предусматривал четыре возможности перехода из одного юридического статуса в другой и получение гражданства для четырех категорий лиц:

. для лиц, имевших эстонское гражданство до вступления в силу закона 1938 г.;

. для лиц, приобретших гражданство, например, женщин, выбравших эстонское гражданство при браке с эстонским гражданином (эта возможность была отменена 26 февраля 1992 г. и отсутствует в законе о гражданстве 1995 г., но много женщин-неэстонок, вышедших замуж за эстонцев до 26 февраля 1992 г., получили эстонское гражданство);

. для лиц, получающих эстонское гражданство через натурализацию или дискреционным путем;

. для лиц, восстанавливающих эстонское гражданство (эта возможность была отменена в 1939 г.).

В законе о гражданстве 1938 г. была также закреплена возможность упрощенной процедуры получения гражданство - без экзамена по языку и ценза срока проживания - для этнических эстонцев. В законе 1995 г. такой вариант не предусмотрен.

Согласно Закону о гражданстве, принятому 19 января 1995 г., эстонское гражданство может быть:

. получено от рождения;

. получено путем приобретения гражданства;

. получено путем восстановления гражданства.

По новому закону 1995 г. не существует предпочтительного предоставления гражданства по национальному признаку. На этнических эстонцев также распространяется ценз срока проживания, они должны пройти экзамены на знание языка и Конституции.

. Новшеством в законе 1995 г. является возможность получения гражданства совместно с родителями несовершеннолетними без сдачи экзаменов.

В соответствии с законом, ребенок моложе 15 лет может получить эстонское гражданство одновременно со своим родителем, если ребенок законно и постоянно живет в Эстонии и на момент получения эстонского гражданства не имеет какого-либо другого гражданства.

. Восстановление эстонского гражданства. Всякий утративший эстонское гражданство несовершеннолетним имеет право по достижении 18 лет восстановить гражданство.

. В параграфе 33 оговорены особые условия приема документов. До 2005 г. ходатайства о предоставлении гражданства принимаются также от иностранцев, постоянно проживающих в стране (работающих иммигрантов), которые на момент подачи ходатайства постоянно проживали в Эстонии с 30 марта 1990 г. не менее 5 лет. Эти особые условия не распространяются на репатриировавшихся в Эстонию эстонцев, которые могут ходатайствовать об эстонском гражданстве после 8 лет проживания в Эстонии.

а) ребенку, усыновленному в Эстонию;

б) ребенку, законно и постоянно проживающему в Эстонии, родители которого умерли, пропали без вести или лишены родительских прав.

В октябре 1998 г. в Эстонии приняты поправки к закону о гражданстве. Согласно этим поправкам, несовершеннолетние дети, которые родились в Эстонии после 1991 г., при условии, что не имеющие никакого гражданства их родители прожили в стране на момент подачи ходатайства о предоставлении детям эстонского подданства не менее пяти лет, могут получить гражданство в упрощенном порядке.

В соответствии с Законом о гражданстве порядок предоставления гражданства в порядке натурализации следующий: Иностранец, желающий получить гражданство Эстонии, должен:

) достичь 15-летнего возраста;

) пребывать в Эстонии на основании постоянного вида на жительство не менее пяти лет до дня подачи заявления о предоставлении гражданства Эстонии и не менее одного года со дня, следующего за регистрацией заявления;

) знать эстонский язык в соответствии с требованиями, установленными статьей 8 настоящего Закона;

) знать Конституцию Эстонской Республики и Закон о гражданстве в соответствии с требованиями, установленными статьей 9 настоящего Закона;

) иметь легальный постоянный доход, обеспечивающий существование его самого и его иждивенцев;

) быть лояльным Эстонскому государству;

) принести присягу: Ходатайствуя о получении гражданства Эстонии клянусь быть верным конституционному строю Эстонии.

При этом легальным постоянным доходом считается:

) Вознаграждение, заработанное законным путём на основании трудового, служебного договора, гражданско-правового договора или членства;

) Доход от законной коммерческой деятельности или собственности;

) Пенсия;

) Стипендия;

) Алименты;

) Государственные пособия, в том числе пособие по безработице и пособие на детей;

) Содержание, получаемое от члена семьи, имеющего в Эстонии легальный постоянный доход

Знанием эстонского языка в понимании настоящего Закона является знание общеупотребительного эстонского языка, необходимое в повседневной жизни.

К знанию эстонского языка предъявляются следующие требования:

) понимать услышанное (официальные заявления и сообщения); предупреждения об опасности и предостережения, новости, описания событий и разъяснения явлений);

) говорить (вести беседу и рассказ; задавать вопросы, давать объяснения, выражать предположения, отдавать приказы, выражать мнения и пожелания);

) понимать прочитанное (публичные заявления и сообщения; публичные извещения, новости, формы-образцы, публикации в газетах и журналах, известия, каталоги, инструкции по пользованию, информация о дорожном движении, опросные листы, протоколы, правила);

) письменно составлять документы (заявления, доверенности, объяснения, написать автобиографию, заполнять анкеты, бланки и тексты).

Знание эстонского языка оценивается на экзамене. Порядок проведения экзаменов устанавливается Правительством Республики. Лицу, сдавшему экзамен, выдается соответствующее свидетельство. Экзамен не должны сдавать лица, получившие на эстонском языке основное, среднее или высшее образование.

Лицо, желающее получить гражданство Эстонии, должно знать:

) основы государственного строя Эстонии, установленные в главах 1 и 3 Конституции Эстонской Республики;

) основные права, свободы и обязанности каждого, установленные в главе 2 Конституции Эстонской Республики;

) компетенцию Государственного Собрания, Президента Республики, Правительства Республики и суда в соответствии с Конституцией Эстонской Республики;

) условия и порядок приобретения, получения, восстановления и утраты гражданства Эстонии в соответствии с Законом о гражданстве.

Знание Конституции Эстонской Республики и Закона о гражданстве оценивается на экзамене, который проводится на эстонском языке. Порядок проведения экзаменов устанавливается Правительством Республики. Лицу, сдавшему экзамен, выдается соответствующее свидетельство.

В соответствии со ст.11 Закона постоянным пребыванием в Эстонии является законное пребывание в Эстонии в течение не менее 183 дней в год, при этом продолжительность отлучки из Эстонии не должна превышать 90 дней подряд в год.

Лицо, чье ходатайство о гражданстве зарегистрировано и будет рассматриваться, получает соответствующее свидетельство. Через год со дня регистрации ходатайства человек в течение месяца должен подтвердить свое желание получить эстонское гражданство Государственному совету по делам гражданства и иммиграции. В течение 6 месяцев после этого Совет должен представить эти документы со своими рекомендациями правительству страны для принятия решения по вопросу о предоставлении либо восстановлении гражданства. Решение принимается правительством страны. На основании решения правительства о предоставлении гражданства Государственный совет по делам гражданства и иммиграции вносит сведения о новом гражданине в регистр граждан и выдает свидетельство о гражданстве.

Закон о гражданстве 1995 г. не допускает двойного гражданства, т. е. гражданин Эстонии не может одновременно иметь гражданство какой-либо другой страны. Если он или она становится гражданином другой страны, не отказавшись предварительно от эстонского гражданства, его или ее лишают эстонского гражданства. Согласно конституции, этот пункт не распространяется на лиц, получивших эстонское гражданство по праву рождения.

3. Форма государства

Форма государственного устройства Эстонии - парламентская республика.

Парламентарная (парламентская) республика - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной и законодательной власти. Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Венгрии, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. (например, в Индии, ФРГ, Италии и др.). Но даже в тех случаях, когда в таких республиках президент избирается не парламентом, а непосредственно народом (например, в Ирландии, Болгарии, Финляндии и др.), его полномочия оказываются весьма ограниченными, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.

Главное в характеристике парламентарной республики состоит в том, что верховенство в ней принадлежит парламенту, а правительство несет перед ним, а не президентом политическую ответственность и уходит в отставку в случае получения вотума недоверия со стороны парламента. Конечно, и в этих условиях осуществляется принцип разделения властей, ибо исполнительная власть в лице правительства, обладая известной самостоятельностью, может в случае выражения ему вотума недоверия парламентом обратиться к президенту с предложением распустить парламент и назначить новые выборы. В целом же правительство при такой форме правления находится в определенной зависимости от парламента: во главе правительства обычно стоит лидер партии, имеющей большинство в парламенте, правительство подотчетно парламенту, контролируется им и в любое время может быть отправлено парламентом в отставку путем выражения ему вотума недоверия.

Глава государства Эстония - президент, избирается парламентом на 5 лет.

Глава правительства Эстонии - премьер-министр, назначается президентом и утверждается парламентом.

Законодательный орган Эстонии - парламент (Рийгикогу) 101 место, избирается всенародно на 4 года.

Заключение

Современная Конституция Эстонской Республики типологически относится к постсоциалистической модели конституционных актов. Так же как и большинство конституций, принятых в странах, отказавшихся от советской модели построения государства, она уже в своей преамбуле подчеркивает преемственность с историческими традициями национальной государственности и уважение к таким общечеловеческим ценностям современного мира, как свобода, справедливость и право.

В преамбуле провозглашена и высшая цель эстонского народа - сохранение эстонской нации и культуры на века, а также общественный прогресс и общая польза для нынешних и грядущих поколений. Возврат к правовым реалиям собственной истории подчеркивается и тем, что эстонский законодатель использовал для принятия современной Конституции тот порядок проведения всенародного голосования, который установлен Конституцией 1938 г.

Конституция Эстонии состоит из преамбулы и 15 глав (168 статей).

Структура Конституции свидетельствует о том, что ее создатели стремились соответствовать современным стандартам и тенденциям мирового конституционализма. Одна из первых глав посвящена детальной регламентации института прав и свобод человека и гражданина. Тем самым законодатель подчеркивает признание государством подлинной ценности и значения этого института. Причем, по степени детальности и логике изложения, правовым конструкциям норм этого института Конституция Эстонии может быть отнесена к интереснейшим образцам современного конституционализма. В главе, посвященной основным правам человека, 47 статей, что составляет значительно больше 1/3 от общего текста Конституции.

В Конституции существуют отдельные главы о финансах и бюджете, а также о международных отношениях и договорах, что не только свидетельствует о хорошем знании современных тенденций конституционализма, но и показывает приоритеты развития национального законодательства.

Конституция провозглашает Эстонию самостоятельной и независимой демократической республикой, самостоятельность и независимость которой непреходящи и неотъемлемы. Таким образом, констатируется достижение многовековой мечты эстонцев.

Список использованной литературы.

1.<http://ru.wikipedia.org/wiki/> Эстонская Советская Социалистическая Республика

.<http://works.tarefer.ru/17/100458/index.html> Общая характеристика Эстонии

.<http://whp057.narod.ru/aasto.htm> Форма государства Эстонии

.<http://www.eesti.ee/rus/grazhdanin> Официальный сайт Эстонии

.www.justlawlinks.com/GLOBAL/global/zee.htm <http://www.justlawlinks.com/GLOBAL/global/zee.htm> Ветви Властей

.www.loc.gov/law/help/guide/nations/estonia.php <http://www.loc.gov/law/help/guide/nations/estonia.php> Законодательство

.Эстония. Путеводитель//Робин Голди//Издательство ФАИР//2010

.Эстония. Энциклопедический справочник//Издательство Эстонская энциклопедия//2008г

.Консультант Плюс

Похожие работы на - Конституция Эстонской Республики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!