Особенности рефлексии на уроках английского языка

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    847,92 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности рефлексии на уроках английского языка

Департамент образования, культуры и молодёжной политики

Белгородской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Яковлевский педагогический колледж»








Курсовая работа

по дисциплине: «Теория и методика обучения иностранному языку»

Особенности рефлексии на уроках английского языка


Работу выполнила: Посохова В. В.

Руководитель работы: Макова З. В.






Строитель 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

.1 Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе

.2 Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности

.3 Особенности рефлексии на уроках английского языка

. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

.1 Опыт использования рефлексии на уроках английского языка в 2.2 Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Строитель

.3 Рекомендации по подготовке и проведению уроков английского языка с учетом особенностей рефлексии

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности.

Резервы кроются в повышении целенаправленности обучения, усилении его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применении современных методов обучения, активизации методов обучения, активизации темпов учебных действий, развитии рефлексивных навыков труда, использовании новейших информационных технических средств обучения.

Темой данной курсовой является исследование особенностей рефлексии на уроках английского языка. Рефлексия очень часто используется на уроках в школах. Необходимость изучения особенностей рефлексии на уроках английского языка обусловлена тем, что рефлексия - это деятельность человека направленная на осмысление своих собственных действий, процедура, осуществляющая снятие практического затруднения на уроках английского языка. С помощью рефлексии происходит процесс осмысления и переосмысления знаний полученных знаний.

Ряд отечественных и зарубежных авторов, в частности: Л.В Бизяева, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, А.А. Реан, Б.П. Ковалев, С.Л. Рубинштейн отмечают, что педагогическая рефлексия выполняет ряд функций.

Проблема рефлексии в педагогической деятельности выступает особенно ярко потому, что, рассмотрев структуру, специфику и другие ее особенности, мы можем более обоснованно подходить к проблеме произвольности всех психических процессов учащегося. Соответственно, осмыслив и исследовав роль рефлексии в этом вопросе, мы можем работать над повышением сознательности и произвольности всех процессов, входящих в изучение английского языка.

Таким образом, актуальность этой темы заключается в ее высокой важности, значимости, злободневности.

Как показывают многочисленные исследования, особенности рефлексии в процессе мышления являются необходимым условием для успешной реализации практической деятельности.

Цель исследования - выявить особенности рефлексии на уроках английского языка, разработать конкретный материал для применения на практике.

Объект исследования - особенности рефлексии на уроках английского языка.

Предмет исследования - методика применения рефлексии на уроках английского языка.

Задачи исследования

. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу о рефлексии, выявить педагогические условия развития;

. Определить особенности использования рефлексии на уроках английского языка;

. Разработать рекомендации и практический материал для применения рефлексии на уроках английского языка.

Методы исследования:

-анкетирование;

-наблюдение;

-анализ документации.

Некоторые выводы, касающиеся практического применения рефлексии на уроках английского языка, нами были сделаны во время прохождения педагогической практики на базе МОУ «СОШ №2» г Строитель Яковлевского района Белгородской области.

Объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы из 25 наименований.

Материалы данной курсовой работы могут быть использованы учителями иностранного языка, студентами-практикантами.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

.1 Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе

Рефлексия (от позднелатинского. reflexio - обращение назад) - обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Ее следует разделять от понятия самосознания. Не каждая рефлексия - обращение сознания субъекта на свое знание - делается самосознанием. «Самосознание»- это рефлексия, при которой предметом ее становится знание себя [1, 424] .

В обиходном смысле, а также в психологии рефлексией называют любое размышление субъекта (в обиходе это чаще всего конкретный человек, в психологии может быть и человек, и группа), обращенное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных поступков, своих состояний и событий, которые уже произошли. При этом степень глубины рефлексии, самоанализа находится в зависимости от степени образованности субъекта, развитости нравственного чувства и уровня контроля самого себя. Считается, что писатели, философы и политики способны вырабатывать у себя высокую степень способности к рефлексии.

Афористическое определение понятия рефлексии: «Рефлексия есть мысль, направленная на мысль» (или «направленная на саму себя»). Это определение понятия не совсем точно, поскольку сущность рефлексии в самой обращенности на себя, а не в том, что она есть мысль. Более точным, является вот это определение: Рефлексия есть обращенность сознания на себя. В значении этого определения, воображение, речь, мысль и др. способы осознанной деятельности могут признаваться рефлективными, если с их помощью обращаются на самих себя.

Большая советская энциклопедия: «Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры. В этом смысле рефлексия есть метод философии, а диалектика - рефлексия разума» [ 2 , 304] .

Объем и полифоничность психологического содержания рефлексии, ее полифункциональность, богатый спектр признаков и свойств свидетельствуют о важности и уникальности места и роли рефлексии в интегральной структуре личности человека. Рефлексивные процессы выделяются практически во всех сферах психологической действительности. Развитие рефлексивной психологии связано с именем А.Буземана, который впервые выделил ее в качестве самостоятельной дисциплины в начале 20-говека.

В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию сознания (Выготский Л.С., Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н., Пушкин В.Н., СеменовИ.Н.,СмирноваЕ.В.,Сопиков А.П.,Степанов С.Ю. и др.), мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зак А.З., Зарецкий В.К., Кулюткин Ю.Н., Рубинштейн С.Л., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др.), творчества (Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М., Степанов С.Ю., Семенов И.Н. и др.), общения (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Кондратьева С.В. и др.), личности (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С., Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др.) [3, 99-104].

Если резюмировать роль и место рефлексии в мышлении, то можно отметить, что:

рефлексия есть проявление высокого уровня развития мыслительных процессов (Н.Г.Алексеев,В.В.Давыдов,А.З.Зак,Ж.Пиаже,С.Л.Рубинштейн);

рефлексия позволяет человеку сознательно регулировать, контролировать свое мышление как с точки зрения его содержания, так и его средств (Л.Н.Алексеева, И.Н.Семенов,Д.Дьюи);

рефлексия есть фактор продуктивности мыслительной деятельности (И.С.Ладенко, Я.А.Пономарев);

рефлексия помогает "войти" в ход решения задачи другого человека, осмыслить его, "снять" содержание и, в случае необходимости, внести необходимую коррекцию или стимулировать новое направление решения (Ю.Н.Кулюткин, С.Ю.Степанов, Г.С.Сухобская).

В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания:

рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (С.В.Кондратьева, В.А. Кривошеев, Б.Ф.Ломов);

рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (В.А. Лефевр, Г.П.Щедровицкий);

рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я-концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г.Асмолов,Р.Бернс,В.П.Зинченко);

рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им (В.В.Столин, К.Роджерс) [4, 35-40].

Выделение указанных сфер существования рефлексивных процессов в значительной степени условно. В психологической реальности бытия человека его мышление не изолировано от его личностных особенностей. Напротив, как показывают результаты экспериментальных исследований, продуктивность мышления в значительной мере зависит от реализации личностной позиции субъекта мышления, от глубины его "личностных смыслов" (А.Н.Леонтьев), вовлеченных в решение проблемы. Механизмом, опосредующим и связывающим операционально-предметную сторону мышления и личностные смыслы субъекта, включенные в мыслительный процесс, является рефлексия (А.В.Брушлинский, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, И.Н.Семенов).

Существенным, на наш взгляд, является то, что с развитием научного знания расширились границы применения категории рефлексии. Отечественные исследователи И.Н.Семенов и С.Ю.Степанов показали, что рефлексия активно используется не только на философском, но и на общенаучном уровне, выступая в качестве:

методологического средства междисциплинарных разработок и неклассических направлений современной науки (теория рефлексивных игр, теория рефлексивного управления и.т.п.);

объяснительного принципа для ряда общественных и гуманитарных дисциплин (социология, логика ,лингвистика,экологияидр).

Кроме того, сегодня рассматривается собственно психологический аспект рефлексии в отличие от ее философских трактовок, анализируется история вычленения в психологии (в частности, в исследованиях мышления и сознания) рефлексии как особого психологического явления [5,358] .

Психология рефлексии как научная проблема в течение длительного периода интересовала многих ученых. Разработка проблемы рефлексии за рубежом велась в контексте интроспекции, затем в рамках метакогнитивистского подхода, а сегодня исследования идут в следующих четырех направлениях: академическом, социально ориентированном, развивающем, социально-реконструктивистском. Исследования рефлексии в советской психологии осуществлялись Б.Г. Ананьевым Л.С. Выготским С.Л. Рубинштейном и другими сначала на теоретическом уровне, а затем для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях.

Несмотря на наличие обширного теоретического и эмпирического материала по проблеме рефлексии, до сих пор актуальна потребность в новых фактах, характеризующих педагогическую рефлексию в рамках образовательной системы, в том числе профессионального образования, позволяющего прояснить специфику данного психологического явления.

Так, в исследованиях И.А. Стеценко выделяются следующие компоненты в структуре рефлексивной деятельности педагога:

· мотивационно-целевой - потребность в рефлексивной деятельности, положительное отношение и интерес к совершенствованию педагогической рефлексии, осознание целей использования педагогической рефлексии;

· когнитивно - операционный - знания, конкретизирующие теоретические основы педагогической рефлексии, профессиональные умения учителя по осуществлению рефлексивной деятельности;

· аффективный - эмоции, сопровождающие практические действия педагога при осуществлении рефлексивной деятельности, чувство уверенности в успехе;

· оценочный - оценка, самооценка и контроль рефлексивной деятельности;

· нравственно-волевой - личностные качества , способствующие эффективной рефлексивной деятельности [ 7, 335-336] .

Разные исследователи занимались не только изучением определения рефлексии, но и разрабатывали различные критерии развития педагогической рефлексии.

Г.Г. Ермакова предложила следующие критерии развития педагогической рефлексии: достаточность рефлексивных знаний, отношение педагога к педагогической рефлексии и рефлексивной деятельности, собственно рефлексивное поведение педагога.

Показателями первого критерия развития педагогической рефлексии - достаточность рефлексивных знаний - выступают проблемность и конфликтность. Этот критерий представлен высоким, средним и низким уровнями, на каждом из которых рассматриваются такие признаки, как глубина, дифференцированность.

Для развития педагогической рефлексии важным представляется определение педагогических условий[8,410]. Первым педагогическим условием развития рефлексии является специально организованная рефлексивная деятельность педагога. Для понимания рефлексивной деятельности огромное значение имеют труды Г.И.Щукиной по теории деятельности в педагогике. Они позволяют выявить возможности рефлексивной деятельности для формирования личности в педагогическом процессе. Г.И.Щукина разработала педагогическую структуру деятельности, выделив ее компоненты: цель, мотивы, содержание, предметные действия, умения, результат.

Таким образом, рефлексивная деятельность характеризуется следующим: ей присущи свойства деятельности (целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность) и характерна общность в построении и способов, процесса деятельности ее конечных результатов.

Вторым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является наличие рефлексивной среды. Рефлексивная среда - это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов [9, 19-26].

А.А.Бизяева ведет речь о "рефлексивно-инновационной среде", в которой стимулируются сотворчество, создаются условия выбора, в результате происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале.

Цель создания рефлексивной среды: снятие отчуждения педагога от учебного процесса и развитие профессиональной рефлексивности педагога как способа жизнедеятельности (осуществления профессиональной деятельности). Основными направлениями работы в рефлексивной среде выступают работа с экзистенциальными феноменами, смыслами, ценностями педагога по индивидуальной деятельности; осуществление психологически безопасной (безоценочной) диагностики профессиональных качеств и использование полученных результатов для своего профессионального совершенствования; развитие творческой уникальности педагога[10,35-37].

Третьим педагогическим условием развития педагогической рефлексии является активизация межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности. Особенность отношений в педагогическом процессе в условиях рефлексивной деятельности предполагает, что и преподаватель и обучающийся выступают субъектами деятельности, когда их общая деятельность протекает синхронно и каждый дополняет и обогащает деятельность друг друга, сохраняя своеобразие своих действий.

Именно в таких взаимопереходах субъектно-объектных отношений в субъектно-субъектные отношения и заключены механизмы развития профессиональной рефлексиипедагога[8,412].

Межсубъектные отношения педагога и обучающегося представляют значительную ценность. Они обеспечивают сложение сил, единство действий и взаимосвязь деятельности ее участников-исполнителей. В этих условиях раскрываются как силы и возможности обучающихся, их опыт, их внутренние ресурсы, так и педагогическое мастерство преподавателя, достижение более высоких результатов.

Результатом межсубъектных отношений в рефлексивной деятельности становятся взаимопонимание, сотрудничество, сотворчество. Рефлексия составляет сущностную характеристику межсубъектных отношений, ибо рефлексия способна быть механизмом познания не только своего, но и чужого сознания.

В рефлексивной деятельности показателями усвоения эффективности межсубъектных отношений могут выступать: адекватность рефлексии за другого, согласованность позиций, заинтересованность друг в друге, отношения взаимной ответственности, поддержка и т.д.

Рефлексивность лежит в основе социально-перцептивных и коммуникативных способностей педагога и обусловливает уровень его профессионального самосознании[11,116].

Четвертым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является актуализация рефлексивности педагога. Рефлексивность - есть отраженная в рефлексивной деятельности субъектность позиции ее участников. Актуализировать рефлексивность педагога - значит, анализировать актуализацию потребности в пересмотре собственной профессиональной позиции. Подобная актуализация предполагает, что благодаря рефлексии педагог выходит из поглощения самой профессией, помогает посмотреть на нее с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к ней, и, наконец, занять позицию вне ее, над ней для суждения о ней [8,413]. Актуализированная рефлексивность педагога позволяет ему преодолевать педагогический эгоцентризм. Найденный заново личностный смысл дает перспективу для внутренних изменений, ломки устаревших профессиональных стереотипов, открывает путь дальнейшего профессионального роста.

Пятым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Использование образовательных программ по развитию профессиональной рефлексии. Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет преподавателю проводить: анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения учащихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность [12,214] .

1.2 Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности

Огромную роль в процессе обогащения самосознания играет самопознание - изучение личностью собственных особенностей: психических, физических, нравственных. Самопознание совершается, во-первых, путем анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих однокурсников с общепринятыми нормами. Поэтому очень важно как можно раньше учить детей анализировать свою деятельность, свое поведение.

Во-вторых, самопознание совершается путем осознания отношения других людей к себе, их оценки отдельных качеств данной личности, её поведения, деятельности. Сопоставляя эти оценки, особенно тех людей, которые входят в референтную для данного ребенка группу, с мнением и суждениями которых он особенно считается, со своими собственными оценками, студент вырабатывает у себя адекватную самооценку. В-третьих, самопознание совершается путем самонаблюдения своих состояний, мыслей и чувств [13,136].

Самонаблюдение может происходить не только по ходу, в процессе психической деятельности, переживания, но и ретроспективно, путем восстановления по памяти прошедших событий, ситуаций, актов поведения, поступков и анализа, установления причинной связи между отдельными поступками и обстоятельствами и оценки этих поступков, своего поведения. Самопознание является не только основой для установления оценочного и теоретического отношения к собственным достоинствам и недостаткам, но и для развития постоянного самоконтроля и саморегуляции своей психической и практической деятельности, для самовоспитания. Тем самым ученик становится не только объектом, но и субъектом воспитания, он воспитывает себя собственными усилиями, самосовершенствуется как личность.

Проблема организации и корректировки образовательной деятельности связана с успешностью её осмысления[14,626-627]. Традиционная методика обучения не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от обучающихся, в ней отсутствуют рефлексивные виды деятельности. Вместо этого идет закрепление или обобщение полученных знаний. Личностно-ориентированное обучение предлагает педагогу по-другому решать проблему постановки целей обучения, разработки плана работы, конструирования системы занятий, формы рефлексии и оценки.

Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования, которое включает осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика и учителя. Они не просто осознают сделанное, они осознают способы деятельности, знания, умения, отношение к ним, пути взаимодействия с членами содружества (класса, группы) [15,61-64] .

Без такой фиксации у индивида не возникает и не может возникнуть необходимости что-либо познавать и понимать. Первая группа способов обучения рефлексии объединяет те способы, которые направлены на создание таких условий, когда такая необходимость возникает. Вторая группа объединяет более частные дидактические приемы, направленные как на выведение ученика в рефлексию, в рефлексивную позицию, так и на ее активизацию [15,61-64].

Необходимое условие обучения выходу в рефлексию, в рефлексивную позицию - изживание широко бытующего в практике обучения "культа знаний", при котором знать - хорошо, а не знать - плохо, и "внедрение" идеологии незнания, при которой снимается необходимость "казаться хорошим", т.е. "знающим", снимается атмосфера напряженности и страха не знать, не угадать "правильный ответ"; при которой "знание о своем незнании" становится ценностью большей, чем знание как таковое. Наряду с культом знаний необходимо устранить закономерно следующую из него "презумпцию тождественности" (Г.П.Щедровицкий) когда познание подменяется узнаванием, т.е. во всякой новой ситуации ищется и находится, узнается старый, уже известный набор "знаний"[16,52-53].

Второе необходимое условие обучения умению и готовности выходить в рефлексивную позицию - это внедрение идеологии сомнения и критики. Эта идеология подразумевает всяческое поощрение и стимулирование несогласия и независимой оценки происходящего или изучаемого со стороны учеников. Третье необходимое условие обучения учащихся умению и готовности выходить в рефлексивную позицию - это внедрение идеологии знаковости, идеологии, в рамках которой предмет или явление становятся знаком для индивида благодаря его, индивида, действию: именно индивид делает нечто знаком чего-либо за счет сознательного изменения "ракурса" рассмотрения[17,99-104].

Внедрение идеологии искусственно-технического подхода, то есть приучение учащихся рассматривать окружающий мир не только как естественный, но и как искусственно созданный. Необходимо научить школьников видеть за предметом его творца, его создателя, рассматривать все сущее не только как таковое, но и как созданное кем-то в соответствии с каким-то проектом, замыслом, какой-то целью, нормой. Внедрение идеологии многообразия и равнозаконности разных позиций. Необходимо обучать ребенка умению занимать ту или иную позицию, уметь увидеть объект с разных точек зрения.

Одним из лучших способов овладения умением занимать и сменять разные позиции является ролевая игра. По мнению Ж. Пиаже, «для мысли игра в общем является верховным законом». Частое переключение с одной роли на другую приводит к систематическому "расшатыванию" представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создает условия для координации разных позиций. Необходимо всячески поощрять наличие собственного мнения, видения, в том числе и несогласие с общепринятой точкой зрения, с точкой зрения учителя. Помимо этого, необходимо формирование установки на "отчетность", готовности ответить в любой момент на вопрос "Что ты делаешь?", "Зачем ты это делаешь?", "Каким образом ты это делаешь?" и т.д. Сначала эти вопросы, как правило, приходится задавать учителю, но постепенно учащиеся начинают сами задавать их друг другу, а затем и самим себе[18,659].

На уроке и вне его учитель сам должен постоянно демонстрировать рефлексию своей деятельности. Можно добиваться реализации установки на более "высокое" осмысление посредством "навязывания" ученику несвойственной ранее для него позиции, например позиции учителя в том учебном процессе, в котором он ранее занимал позицию ученика. Например, можно дать ученику задание составить вопросы к тексту таким образом, чтобы, отвечая на них, можно было бы восстановить наиболее значительное и интересное в тексте; такие задания выталкивают ученика в рефлексивную позицию "учителя", которому предстоит организовывать работу "ученика", и в обеих позициях выступает сам ученик; везде, где это возможно, предварять урок изложением его плана в деятельностных формулировках; последние несколько минут каждого урока отводить для рефлексии того, что, с точки зрения детей, на уроке происходило; во время урока делать везде, где это возможно, остановки деятельности для ее рефлексии. Таким образом, в сознание ученика внедряется установка на отчетность, готовность к отчету.

Наряду с рефлексией своей деятельности ученик должен быть научен осуществлять самоопределение, т.е. должен уметь и быть готовым рефлектировать свою позицию в ситуации деятельности: как кто он в ней выступает, какие цели ставит или какими ценностными основаниями руководствуется. Учитель должен постоянно демонстрировать такое самоопределение сам в процессе рефлексии своей деятельности. Важно формирование установки на всяческое поощрение учебных и внеучебных действий: ответов, интерпретаций, сочинений, решений и т.д., в которых видна рефлектирующая личность в ее индивидуальном своеобразии.[19,544].

Следующим методом обучения учащихся готовности и умению выходить в рефлексивную позицию является метод обучения школьников задавать самим себе вопросы. Вопрос есть средство фиксации знания о незнании, причем если этот вопрос ставит сам ученик, то тем самым он фиксирует знание о своем незнании, выводя, соответственно, себя в рефлексивную позицию. Майкл Коул, например, считает «вопрошающее чтение успешным применением культурно-исторической теории к решению проблем дифференциальной диагностики и коррекции затруднений в приобретении навыков чтения». Надо отметить, что вопросы учителя или автора учебника отнюдь не всегда выводят ученика в рефлексивную позицию. Ведь, чтобы стать таковыми, они должны исходить из той модели мира, в которой живет и действует ученик. Это усиливает необходимость обучать ученика технике постановки собственных вопросов, приучать адекватными способами и средствами постоянно ставить себе самому вопросы, демонстрировать в процессе обучения виды вопросов и разнообразные способы их постановки. Этот метод имеет весьма глубокие корни - вспомнить хотя бы сократический диалог или катехизисную форму - и весьма серьезные основания: ведь любое движение мысли начинается с постановки вопроса, с проблематизации [20,451-452].

Существует два типа средств, выводящих учащихся в рефлексивную позицию: языковые средства и средства чистого мышления. К первым относятся морфемы, лексические единицы, синтаксические конструкции и т.п. Чем богаче их набор у индивида, тем точнее индивид может рефлектировать ситуацию, рефлективно описывать ее этими языковыми средствами. Ко вторым относятся разнообразные (философские, грамматические, эстетические, научные и т.д.) категории и понятия. Наличие достаточного набора таких средств позволяет индивиду не только выходить в рефлексивную позицию, но и осуществлять разные способы представления, осмысления рефлектируемой ситуации.

Учитель должен постоянно давать учащимся средства для выхода в пространство чистого мышления (схемы, графики, формулы, таблицы, карты и пр.) и обучать ими пользоваться.

Организовать деятельность учащихся следует таким образом, чтобы они могли выйти в более мощную рефлексивную позицию, чем им (каждому конкретному ученику) было присуще до этого момента. Этого можно достичь, например, посредством интерпретации действий учащегося при помощи достаточно мощных категорий, вынуждая учащихся рефлектировать свои действия этими категориями как средствами и, соответственно, осуществлять задаваемые этими категориями действия.

В основе коммуникации в процессе обучения должны быть соблюдены следующие основополагающие принципы диалога: свободный обмен мнениями между равноправными собеседниками; выявление позиции и аспекта видения каждого участника коммуникации; возбуждение самопознания (рефлексии) посредством целенаправленных вопросов; применение иронии и шутки как способа активизации мышления; применение аналогий; выявление противоречий на уровне схематизации. Важно также и постоянное поддержание повышенного эмоционального фона при интерпретациях, ролевых играх и дискуссиях. Активизирует рефлексию учащегося и прием «прогнозирования», поскольку для того, чтобы ответить на вопросы типа "Что будет дальше?", "О чем, по-вашему, текст с данным заголовком (начинающийся следующими словами)?", "Чем закончится данный рассказ?" и т.д., необходимо прежде всего ответить на вопросы типа "Что это?", "Что происходит?" и тому подобные, непосредственно выводящие обучаемого в рефлексивную позицию вопросы. Анализ текстов дает возможность перенести имеющиеся рефлексивные позиции на самих учащихся и моделировать имеющиеся рефлексивные отношения.

Эксплицирование импликаций позволяет "увидеть невидимое" и “услышать несказанное”, а имплицирование экспликаций является модификацией первого, но выполненной на более высоком рефлексивном уровне: надо составить импликацию, учитывая картину мира и рефлексию реципиента этой импликации, что весьма трудно и является уже работой повышенного уровня сложности. Общий принцип эксплицирования импликаций - выявление того содержания, которое прямым образом «не оформлено», а как бы «следует» из контекста, из ситуации. Техника экспликации применима в рамках практически всех учебных предметов.Осуществлять имплицирование - то есть создавать такие «сжатые» формы, в которых запрограммирован (посредством имитационной рефлексии) способ их интерпретации, понимания - сложнее как в учебном (из-за высокого уровня сложности этой творческой работы), так и в организационном плане. Реальнее всего эту работу проделывать в рамках занятий развития речи или в рамках внеаудиторной работы (например, при подготовке текстов или мизансцен при составлении сценариев вечеров и т.п.) [21,113-118].

Несомненно, рефлексия является инструментом мышления в обучающей деятельности, а перечисленные и многие другие способы призваны сформировать у учащихся способность к рефлексии.

1.3 Особенности рефлексии на уроках английского языка

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, мы предлагаем следующую классификацию видов рефлексии:

· рефлексия настроения и эмоционального состояния;

· рефлексия содержания учебного материала;

· рефлексия деятельности.

Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах [22,1-15].

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

Подробнее остановлюсь на каждом виде рефлексии.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке.

Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучики.

 

Интересен, на наш взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Используется и прием с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку.

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет, - другого.

Хотим напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.

Если учитель хочет закончить урок:

Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые.

На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку.

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет, - другого.

красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.

Если учитель хочет закончить урок на наиболее высоком эмоциональном уровне, кчему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию:

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

Более старшие ребята могут оценить не только настроение, но и свое эмоциональное состояние. И вопросы «Что тычувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаю опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса [23,25].

Рефлексия содержания учебного материала. Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.

В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:

1. Прием незаконченного предложения (тезиса):today’s lesson I have got acquainted with. -found out... learnt... remembered...

Возможные варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока:

I would like to go to school where ...I want to help people I...look up to (respect) people who ...ideal friend is a person who ...most serious problem(s) in my life is...you want to be a friend of the Earth ... Etc.

. Прием «Выбор афоризма». Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей. Их можно использовать в качестве фонетической и речевой зарядки. Затем учащиеся выбирают высказывание, которое им больше понравилось и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор [24,16-18].

Предлагаем высказывания (цитаты) выдающихся людей различной тематики для использования на уроке (Приложение 1).

Использование афоризмов делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы. рефлексия английский язык урок

3. Рефлексия достижения цели. Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения. We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson (speak about... understand the information...Know how to explain the problem (reason)... now say my own opinion on ...give arguments...find necessary information [25, 25-26] ).

Целесообразно на этапе рефлексии еще раз вспомнить и акцентировать внимание учащихся на эффективности работы с использованием алгоритма, т.е. в определенной последовательности. Например, на заключительных этапах изучения темы (проблемы) учащиеся, работая над проектом, получают памятки с указанием наиболее общей последовательности или руководство, где подробно описаны действия, даны функциональные смысловые, содержательные опоры (Приложение 2).

Анализируя свою деятельность по предложенному алгоритму в процессе работы над проектом, учащиеся приходят к следующему выводу: процесс работы не менее важен, чем результат, и он строится в логике деятельности. А в случае неудачи учащиеся видят, на каком этапе они не доработали и на какие моменты обратить внимание в следующий раз.

Изучив психолого-педагогические и методические основы использования рефлексии на уроках английского языка, мы пришли к выводу что:

в настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии;

границы применения категории рефлексии расширяются;

структура рефлексивной деятельности педагога многокомпонентна.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

.1 Опыт использования рефлексии на уроках английского языка в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Строитель

Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе.

Исследовательская работа проводилась в течение педагогической практики 2010-2011 учебного года в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2»г. Строитель Яковлевского района. Преподаватель иностранного языка - Мишенина Елена Владимировна. В работе были задействованы ученики 4,7 классов, которые начали изучать английский язык с 1-го класса. Целью анализа явилось выявление степени использования рефлексии на уроках иностранного языка, наличия материала для проведения рефлексии. Вначале были поставлены следующие задачи:

Выявить степень применения рефлексии на уроках иностранного языка.

Определить уровень готовности к работе с данной технологией.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

-анкетирование;

-наблюдение

-анализ документации.

На основе анализа результатов анкетирования учителей можно увидеть, что о рефлексии знают 98% , используют всего лишь 45% , учитывают результаты рефлексии в дальнейшей деятельности 45% (Приложение 3).

Использование метода педагогического наблюдения позволяет сделать выводы, что уроки Елены Владимировны проходят живо и без напряжения.

Урок был организован на высоком уровне. Ученики и учитель были подготовлены к началу урока, были соблюдены правила поведения в кабинете английского языка и техника безопасности. Учитель продемонстрировал владение педагогическим мастерством и методикой преподавания. Во время урока, речь учителя была понятной и доступной ученикам. Главная информация подчеркивалась. Учащиеся с интересом участвовали в рефлексии. Она была представлена цветными картинками с изображением солнца, к которому надо было подрисовать лучи. В конечном итоге цели, поставленные учителем, были достигнуты. По результатам рефлексии было понятно, что урок детям понравился и имел положительные результаты (Приложение 4).

Анализ уроков учителя показал, что применение рефлексии на занятиях английского языка позволяет оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесс.

Уместно было использование наглядного материала для применения рефлексии. Также Елена Владимировна использовала мультимедиа на своих уроках, что вызывает интерес учащихся к иноязычной речи и культуре. Темп уроков умеренный, плотность высокая. Пронаблюдав за школьниками, можно сделать вывод о том, что ребята активно ведут себя на уроке, совместно составляют диалоги, участвуют в командных соревнованиях, викторинах, играх.

На основе анализа опыта использования рефлексии можно с уверенностью утверждать, что в последние годы в педагогической практике рефлексии уделяется недостаточно внимания. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку своей деятельности и ее результатов. Вместе с тем, потенциал этой группы технологий задействован далеко не полностью. Как показывает практика, в основном педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие понять эмоциональное состояние учеников, отследить его динамику в ходе урока или учебного курса. При этом зачастую недооценивается огромнейшая ценность рефлексивного материала, касающегося, например, того, как воспринимается, сам педагог, субъективной ценности учебного материала, пройденного на уроке, или того, как сам учащийся оценивает свое продвижение в освоении предмета или личностное развитие.

2.2 Рекомендации по подготовке и проведению уроков английского языка с использованием рефлексии

Необходимость разработки системы уроков с использованием рефлексии, обусловила проведение уроков с внедрением данных рекомендаций.

Уроки проводились в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Строитель, Белгородской области.

Основной задачей являлось - разработка уроков английского языка с применением рефлексии.

.Выбрав тему, которая соответствовала программным требованиям, был разработан и проведен урок «Travelling» для развития навыков коммуникативной компетенции учащихся в монологичной речи, аудировании и чтении, активизации употребления лексики по теме, расширении словарного запаса; для создания условий для воспитания, потребности расширять свой кругозор; развития коммуникативной активности на уроке, мотивации к изучению английского языка (Приложение 5).

Внедрение новых подходов, стимулирующих изучение английского языка, не только обеспечивает первоначальное становления личности ребенка, но и выявление, развитие у него способностей, формирования умений и желания учиться. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик - учитель». Грамотно применяемая рефлексия может стать для педагога и мощным инструментом психолого-педагогического исследования, и средством, актуализирующим собственное личностное развитие, а также эффективной «иммунизации» к профессиональному эмоциональному выгоранию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели теоретические основы использования рефлексии, а также практические аспекты организации учебной деятельности учащихся с применением рефлексии на уроках английского языка.

Мы подтвердили актуальность данной темы о том, что рефлексия входит в практику обучения иностранным языкам. Она привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению. Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству.

Можно сделать выводы, что рефлексия:

является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты.

рефлексия существенно отличается от сознания так как сознание есть знание о другом, а рефлексия - знание себя.

Нет единого подхода в изучении рефлексии и ее компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы.

То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост.

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя. Мы пришли к выводу, что в последние годы рефлексия не достаточно используется в образовательном процессе. Подводя итог проделанной работе, следует сказать, что рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. По мере проведения исследования цели, поставленные перед нами, мы достигли, задачи выполнили.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бизяева А.А. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.: Просвещение,2001.Подласный И.П. Педагогика.- М.:Просвещение,2002

. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностр. языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 1-15.

. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. - М.: Титул, 2001. - С. 25.

. . Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2005.

. Жукова Н.В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении: канд. психол. наук. - М., 2000.

. Зарецкий В. К., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач. -- Вопросы психологии, 1980, № 5, с. 113--118.

. Карпов А.В. Психология механизмов деятельности. - Москва.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 424 с.

. Кочукова О.В., Остражкова Н.С. Учебник как средство формирования критического мышления учащихся на социокультурном материале. // Английский язык в школе / English at School. Обнинск: 2005.

. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М.: Когито - Центр,2003.

. Коряховцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы учащихся изучающих иностранный язык. Пособие для учителей. - М.: Аркти, 2002. - С.16-18.

. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением//Иностр. языки в школе. - 2000. - № 6.

. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001.

. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 2000.

. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение,2006.

. Программа среднего (полного) образования по английскому языку // Иностр. языки в школе. - 2005. - № 5. - С. 26.

. Россохин А. В.Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе.- М.: «Когито-Центр», 2010.

. Стеценко И.А - Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности

. Соколова Л.А Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся / А.Л Соколова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 1. - С. 19-26.

. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии, М., 1982, № 1,

. Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия.- Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2000.

. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. - Москва.: Наследие ММК, 2005.

. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник . Мн.: Университетское,2000.

. Хуторской А.В. Современная дидактика. - С-Пб.:Санкт-Петербург, 2001.

. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции) - М.: Педагогический центр «Эксперимент»2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Высказывания (цитаты) выдающихся людей различной тематики для использования на уроке английского языка.

Ability Behind an able man there are always other able men.proverb I get quiet joy from the observation of anyone who does his job well.Feather Friendship Do not protect yourself with a fence but rather with your friend.proverb The friend who understands you creates you.Rolland I like a friend who will stand by me not only when I'm in the right, but when I'm a little wrong.Walter Scott He who seeks a faultless friend remains friendless.proverb A man becomes like those, whose society he loves.proverb Friendship is an art and very few persons are born with a natural gift for it.Norris Future The only light upon the future is faith.Haecker It is a cheap generosity which promises the future in compensation for the present..A. Spender Generation Each generation has a different language, and can't learn what a former generation knew until it has been translated into their words..B. Hathaway Each generation is a secret society and has uncom-municable enthusiasms, tastes and interests which are mystery both to its predecessors and posterity.Chapman Generosity No one is so generous as he who has nothing to give.proverb I'm convinced that the majority of people would be generous from selfish motives, if they had the opportunity.. Warner It is very pleasant to be generous though very vexatious to pay debts.Waldo Emerson Gentlemenis it to be a gentleman? The first to thank and the last to complain.proverb A gentleman is a man whose principal ideas are not connected with his personal needs and his personal success..B. Yeats Health When a man loses his health, then he first begins to take good care of it.Billings Health of body and mind is a great blessing if we can bear it..H.C. Newman He who has health has hope and he who has hope has everything.proverb Joy The more joy we have, the more nearly perfect we are.Spinoza One joy scatters a hundred griefs.proverb Movies Most horror movies are certainly that.Frencis Everybody criticizes the movies. Yet everyone seems to continue to go to them.M. Gillis Music God save me from a bad neighbour and a beginner on the fiddle.proverb Music is another lady that talks charmingly and says nothing.O'Malley Newspaper A free press can of course be good or bad, but, most certainly without freedom, it will never be anything but bad.Camus Early in life I had noticed that no event is ever correctly reported in a newspaper.Orwell You should always believe all you read in newspapers, as this makes them more interesting.Macaulay Government The less government we have, the better.. IV". Emerson Every nation has the government that it deserves.De Moistre All government is evil ... The best government is that which governs least.O'SullvansThe whole art of government consists in being honest.Jefferson In every society some men are born to rule, and some to advise.. W. Emerson Youth Youth means love.Browning Youth is a period of missed opportunities.

С Connolly Youth is the best time to be rich and the best time to be poor.No young man believes he will ever die.Hazlitt Youth is quick in feelings but weak in judgement.The way to success Persistent people begin their success where others end in failure.Eggleston Failure is only the opportunity to begin again more intelligently.

Нету Ford Never, never, never give up.Churchill Education A child miseducated is a child lost.F. Kennedy The nation that has the schools has the future.Better build schoolrooms for the boys than prison cells for the men.Cook I hear and I forget, I see and I remember, I do and I understand.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятки с указанием наиболее общей последовательности, где подробно описаны действия, смысловые, содержательные опоры.

We work on the projectthe title of the project.information and illustrations.all the material on this problem.all the possible characteristics.or make the project in any of the following forms - a scheme, a collage, a poster, a booklet, a leaflet, a guide, an advertisement, etc.(deliver) your project to the classmates.

Explain your ideas.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопросы к анкетированию учителей

Что вы знаете о рефлексии?

Какую роль она играет в образовательном процессе?

Часто ли вы используете рефлексию на своих уроках?

Учитываете ли вы результаты рефлексии в своей дальнейшей деятельности?

Есть ли у вас наборы для рефлексии?

Результаты анкеты для учителей


Вопросы к анкетированию учителей

Что вы знаете о рефлексии?

Какую роль она играет в образовательном процессе?

Часто ли вы используете рефлексию на своих уроках?

Учитываете ли вы результаты рефлексии в своей дальнейшей деятельности?

Есть ли у вас наборы для рефлексии?

Результаты анкеты для учителей


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

План-конспект урока в 4 «В» классе на тему- «My House»

Цель:

. Совершенствование навыков устной речи

.2.Предъявление новой лексики по теме «My house»

.Активизация грамматических навыков(выражения частности)

.Развитие навыков чтения и слушания с целью детального понимания содержания.

.Развитие навыков говорения и письма.

Задачи:

а) образовательные:

развитие умений и навыков устной речи у учащихся, а именно - составление рассказов о своем доме или квартире, используя оборот there is/there are;

отработка учащимися диалогов, используя речевой образец Have you got...?) развивающие:

развитие умений и навыков в чтении, а именно обучение чтению про себя и пониманию общего содержания и полного содержания прочитанного текста.

· введение нового лексического материала: a hall, a kitchen, a pantry, a living room, a bedroom, a bathroom, a toilet, a window, a wall, a door, a flat.

· развитие лингвистических способностей учащихся: (внимания, наблюдательности, умения выделять главное, памяти, речи).

· развитие познавательного интереса учащихся.

· расширение кругозора учащихся.) воспитательные:

· формирование эстетического вкуса учащихся, положительного отношения к живописи и музыке.

· формирование здорового образа жизни, интереса к занятиям на свежем воздухе.

Оборудование:

. Учебник

. Рабочая тетрадь

. Компьютер

. Раздаточный материал

Ход урока. Начало урока:

1. Приветствие учащихся.

Good morning, dear children ! Glad to see you.

Good morning, dear teacher! We are glad to see you too!

I see that you are ready for our English lesson and now let's start it!

OK, we are ready!

. Цель урока:

Today we are going to speak about your flats and houses. We'll practice our skills in speaking and reading, listening and writing. I wish you to be calm and to work well.. Речевая зарядка:, I want you to answer some questions:

What date is it today?

What day of the week is it today?

What was your homework for today?. Фонетическая зарядка:'s sing the song about my home:I Think Of HomeI think of 'home' I think of cherry piesI think of 'home' I think of mulberry treesI think of 'home' I think of butterfliesI think of 'home' I think of bumble bees.

IV. Предъявление и первичное закрепление нового материала:

1. Look at the blackboard, listen to me and remember:

bath + room = bathroom

living + room = living room

. Use new words in combinations and sentences

(For example: I've got a flat. There is a bathroom in it.'ve got a flat. There are two bedrooms in it.'ve got a flat. There is a kitchen and two bedrooms in it.

. And now fill in some missing words in these sentences:) There : bedrooms in the house.) There : doors in the hall.) There : no windows in the hall.) There : a kitchen in the house.) There : a living room in the house.) There : a pantry in the house.) There : a lot of windows in the house.. Обучение чтению:

. Repeat after me: large, sometimes, interesting, go shopping.

. Read the text and answer the questions:) How many rooms are there in granny's house? What are they?) What does Simon do to help his granny?) Why is Simon is sad?) What does he want to do?) What do you do to help your mum and granny?

Физкультминутка:, clap, clap your hands, your hands together. , clap, clap your hands, your hands together. , sing, sing a song, a song together. , sing, sing a song, a song together., wink, wink your eyes, your eyes together. , wink, wink your eyes, your eyes together. , dance, dance a dance, a dance together. , dance, dance a dance,

Dance a dance together.. Совершенствование навыков устной речи

1) Act out your dialogues about your flats and houses.

VII. Развитие навыков письма и аудирования:

Now it is time to practice our skills in writing. Take yourАВ, open them at page 12 and do Ex.1 (fill in the crossword).out 9 words on the topic "Describing your house".

W

P

A

N

T

R

Y

O

N

L

A

O

C

E

O

K

H

I

L

J

L

L

V

K

I

I

N

A

K

P

L

D

W

E

L

T

H

E

D

S

O

Q

R

S

E

C

V

W

O

P

U

X

B

A

T

H

R

O

M

D

R

T

S

M

E

E

T

R

I

Y

G

H

K

A

N

D

R

Y

N

L

I

V

I

N

G

R

O

O

M

VIII. Заключительный этап урока:

. Обобщение проделанной работы.

. Домашнее задание (АВ упр.2, 3 на стр.12 письм. и упр.4, 6 на стр.13 тоже письменно).

. Комментирование и выставление оценок.

.Рефлексия.

Материал для рефлексии


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

План-конспект урока в 7 «В» классе на тему Travelling

Цели:

развивать навыки коммуникативной компетенции учащихся в монологичной речи, аудировании и чтении; активизировать употребление лексики по теме, расширять словарный запас; воспитывать потребность расширять свой кругозор; развивать коммуникативную активность на уроке, мотивацию к изучению иностранного языка.

Средства обучения:

магнитофонная запись текста «В Вашингтон на поезде»; видеофильм «Следуйте за мной» (Фрагмент «На вокзале»); картинки; плакаты; буклеты; слова на доске; учебник Биболетовой М.З. “Enjoy English” для 6 класса; картинки с текстами, диалогами, грамматическими упражнениями.

План урока:

. Организационный момент;

. Контроль домашнего задания;

. Повторение пройденного материала;

. Подготовка к введению нового учебного материала;

. Введение нового учебного материала;

. Контроль понимания нового учебного материала;

. Тренировка нового учебного материала;

. Контроль усвоения нового учебного материала;

. Закрепление нового учебного материала;

. Объявление домашнего задания;

. Подведение итогов урока и оценка работы учащихся;

.Этап рефлексии.

Ход урока.

План (этапы) урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Good morning to everybody, our motto today is “East or West, home is best”. We’re going to speak about traveling and transport, which we use daily.

Good morning.

Изучение нового материала (введение нового учебного материала, контроль его понимания, тренировка и контроль усвоения материала).

1. Now you’ll be listening the record “By train to Washington”. Then answer my questions: - When did Richard and Victor arrive at the station? - Why did they have to check in Richard’s suitcase? - How had Rich traveled to Washingtonbefore? 2. We’re going to watch the part of the film “ on the railway station in Great Britain”. And you’ll compare the work of the railway station inGreat Britain and in USA. 3. Almost all people are fond of travelling. It is very inteeresting to see new places, another towns and countries. People may travel either for pleasure or on business. There are various methods of travelling. For me there is nothing like travel by air, it is more comfortable, more convenient and, of coursee, far quicker than any other method. There is none of the dust and dirt of a railway car journey, none of the trouble of changing from train to steamer and then to another train. And speak about your reports. You can also use the following words, which you’ll find in the blackboard: amtrak - название американской железной дороги; departure - отъезд; to check in -сдаватьбагаж; carry - on baggage -ручнаякладь; non- smoking car - вагон для некурящих; downtown - центр города. 4. Now you’ll be reading the dialogue written in your cards: - Hello, is that the booking-office? I want two second-class sleepers on theSevastopol express on Saturday. - I’m sorry, but we are all booked up for Saturday. I can let you have a separate compartment in a first-class sleeper on Sunday if you want. - That’s an express train, isn’t it? -Yes, it is. - Two first-class sleepers, then, one upper and one lower berth. - O’kay. Here are your tickets. Have a good trip. -Thanks a lot

1. Ученики слушаютзапись текста “By train to Washington” и ответить на вопросы учителя.For example, they arrived an hour before depature; I checked as it was too big and heavy to take into the car as carry-on baggage.2.Просмотр фрагмента фильма «На вокзале в Британии». После просмотра учащиесясравнивают работу железной дороги в Великобритании и США.3. 2-3 ученика рассказывают о своем любимом виде транспорта. Доклады были подготовлены заранее.For example, many people like to travel by car. It is interesting too, because you can see many things in a short time, you can stop when and where you like, you do not have to buy tickets or carry your suitcases.4. Ученики читают по парам диалог.

Закрепление материала

Please, repeat these words: to travel; by train; by plane (air); by ship (sea); by car; on foot; to book tickets; a passenger; a passenger car; a sleeper; a first-class sleeper; a railroad station; an information bureau; to weigh.

Ученики произносят слова и словосочетания за учителем хором.

Your home task is Ex. 21, 27, p. 85-87 from Biboletova M.Z. Learn new words, we’ll have dictation. Your marks today are. Now the lesson is over. Thank you.


Этап рефлексии

Teacher: Что ж, наш урок подходит к завершению И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы выбрали смайлик , который соответствует вашей работе на уроке. Номер выбранного смайлика отметьте на полях тетради.

Good bye.


Материал для рефлексии

Похожие работы на - Особенности рефлексии на уроках английского языка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!