массовое развития малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения.
Существенная роль малых предприятий в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Так, удельный вес малых предприятий в таких странах, как Япония, Германия, превышает 95%. Из 880 тыс. промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих и 700 - более 1000 работающих. В странах ЕС количество предприятий с численностью занятых свыше 500 человек не превышает 12 тыс.
Сектор малого предпринимательства динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.д. Важнейшими особенностями малых предприятий является способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малых предприятий является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Например, в США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе малых предприятий в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора малых предприятий дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и др.
В аспекте воздействия малого предпринимательства на важнейших агентов рыночных отношений целесообразно выделить его роль в формировании конкурентной среды. Крайне важна функция малого бизнеса как амортизатора колебаний экономической конъюнктуры. Несомненна, далее, роль малого предпринимательства как катализатора научно-технического и технологического прогресса. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах. По оценкам специалистов, на его долю приходится около половины всех изобретений и научных разработок. Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться далее экологическая (природоохранительная) функция малого предпринимательства.
Таким образом, исследование воздействия малого предпринимательства на разнообразные общественные процессы позволяет сделать вывод об объективно высокой социально-экономической значимости его функций.
В содержании функций малых предприятий ныне появляются новые «чрезвычайные» составляющие, обусловленные необходимостью смягчения кризиса в экономике и социально-политической сфере. Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны:
. Значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для беднейших слоев) с использованием местных источников сырья;
. Принять активное участие в конверсии через подключение к сети кооперационных связей и использование высвобождающихся ресурсов;
. Приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов;
. Вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;
. Создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях ( в первую очередь, относящихся в ВПК);
. Ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов;
. Послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.
Место малых предприятий предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.
Поэтому и для России неизбежно достижение аналогичных показателей уровня развития малых предприятий, жизненно необходимого для эффективного функционирования рыночной экономики и социально-политической стабилизации общества. Для этого требуется глубокое, длительное и целенаправленное реформирование всей экономической системы.
В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.
II. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Анализ ситуации в России свидетельствует о том, что малое предприятие начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики.
Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудового населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.
Из этого следует, что вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики.
Анализ содержания существующих программ в области государственной поддержки малых предприятий позволяет вскрыть их наиболее существенные недостатки:
) рассогласованность, "нестыковку" элементов программ, в частности аналитических разделов и блока основных мероприятий;
) декларативность, неконкретность поставленных задач;
) слишком широкий спектр планируемых мероприятий, ведущий к распылению и без того скудных средств;
) как следствие всего вышеназванного - нереалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов.
В развертывании комплекса практических мер господдержки, нацеленных на перелом негативных тенденций в развитии российского малого бизнеса необходимо четкое выделение трех главных направлений:
. Наведение элементарного порядка во внешней среде малого предпринимательства.
. Осуществление регулирующего воздействия на его внутреннюю среду, прежде всего по линии оказания избирательной прямой ресурсной (в первую очередь финансовой) поддержки малых предприятий.
. Организационное самосовершенствование системы господдержки.
Для обеспечения стабильности внешней среды малого предпринимательства необходимо осуществить как минимум:
) реформирование налогообложения и совершенствование правовой базы
) защиту субъектов малого бизнеса от преступных посягательств
) устранение административных барьеров
) улучшение условий сбыта
) содействие развитию кооперационных связей с крупным бизнесом.
) Следует категорически запретить практику постоянного пересмотра налогового законодательства в течение финансового года, тем более задним числом. Толкование налогового законодательства и определение порядка его применения должно стать исключительной прерогативой Федерального Собрания РФ. Финансовые и налоговые службы и другие органы исполнительной власти должны быть лишены такого права.
Абсолютный предел налоговых изъятий не должен превышать критический уровень 45-50% от ВВП, при более высоких ставках начинается массовое бегство от налогов, что в конечном итоге приводит к снижению налоговой базы и спаду производства. В России величина налоговых изъятий в совокупности с платежами во внебюджетные фонды и другими обязательными отчислениями превысила критический уровень. Все это приводит к тому, что главным способом приспособления представителей малых предприятий к этим явлениям стала практика ухода в тень.
) Пренебрежительное отношение государства к малому собственнику выражается и в том, что он остается незащищенным от проявлений организованной преступности, рэкета, коррупции. По имеющимся данным, преступными формированиями контролируется 41 тыс. крупных и средних хозяйственных субъектов, в том числе 1500 государственных предприятий, 4000 акционерных обществ и около 600 банков. В таких условиях единственно возможными способами выживания предпринимателя является его интеграция или сотрудничество с криминальными элементами и вовлечение в теневую экономику, методы которой обеспечивают относительную стабильность и защищенность для малых предприятий.
) Рассматривая проблемы развития малого бизнеса в России, неизбежно приходится затрагивать вопросы взаимоотношений между предпринимателями и различными властными структурами. К сожалению, они весьма далеки от совершенства. В своей деятельности предприниматели постоянно сталкиваются с разнообразными препятствиями, создаваемыми органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях, которые существенно затрудняют создание новых фирм, мешают им выходить на рынок и успешно развиваться.
По антимонопольному законодательству федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на: - введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;
установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона РФ в другой;
выдачу хозяйствующим субъектам указаний о приоритетном заключении договоров или о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей;
предоставление отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующим на данном рынке, и др.
Но практика показывает повсеместные нарушения антимонопольного законодательства в различных субъектах Российской Федерации.
) Главное направление поддержки малого предпринимательства в области сбыта - обеспечение участия субъектов малого бизнеса в производстве продукции для государственных нужд. Установление обязательной квоты на размещение госзаказов на малых предприятиях (не менее 15% от общего объема) дает им гарантированный рынок сбыта продукции и услуг, позволяет оптимально планировать свою производственную и финансовую деятельность.
) В условиях рыночных отношений основными формами интеграции крупных и мелких хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование, лизинг. В результате их использования:
) возрастает стабильность внешней среды малого предприятия;
) происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов.
По данным Администрации малого бизнеса США, к концу пятого года существования разорялись лишь 14% франчайзинговых предприятий, тогда как для независимых малых форм хозяйствования этот показатель составил более 65%. В настоящее время в системе франчайзинга в России работают известные зарубежные компании: "Пицца Хат", "Баскин Роббинс", "Рибок" .
Перспективным представляется развитие и создание франчайзинговых систем в таких сферах деятельности, как: предприятия питания, строительство, услуги по трудоустройству, бытовое обслуживание населения, заправка и обслуживание автомобилей, гостиницы и мотели. Развитию франчайзинга в России в современных условиях препятствует ряд обстоятельств: отсутствие специальной нормативно-правовой базы и должного информационного обеспечения, недостаточная осведомленность предпринимателей о возможностях и особенностях такого способа ведения бизнеса, нехватка знаний, необходимых для его осуществления, отсутствие соответствующих консультационных структур, а также общие проблемы финансово-кредитного характера.
Значение такой формы взаимодействия крупного и мелкого производства, как лизинг объективно обусловлено самим ходом российских экономических реформ. С одной стороны, многие крупные предприятия (в первую очередь ВПК) не используют значительную часть производственных фондов, с другой стороны, подавляющая масса мелких производителей не располагает адекватной материальной базой и не имеет финансовых средств для закупки необходимой техники. Применение лишь 20% незадействованного сегодня оборудования позволило бы произвести в секторе малого предпринимательства продукции на 500 трлн. рублей.
И хотя на начало 1996 г. в России насчитывалось около 25 активных лизинговых компаний, практически лишь Московская лизинговая компания (МЛК) специализируется на работе с малым бизнесом.
Перспективы развития в России венчурного финансирования в качестве формы интеграции крупных и мелких структур, как представляется, связаны прежде всего с реализацией потенциала финансово-промышленных групп. Взаимодействие последних с малыми инновационными фирмами эффективно способствовало бы разрешению противоречия между невостребованностью творческих возможностей российских ученых и необходимостью кардинального обновления технической основы фактически всех отраслей народного хозяйства; это в определенной мере решило бы и проблему "утечки умов".
В настоящее время в России осуществляется ряд программ венчурного финансирования сферы малого бизнеса со стороны зарубежных финансовых институтов, таких, как Европейский банк реконструкции и развития, Агентство США по международному развитию, Управление по кредитованию и развитию (Германия) и др. организаций. Их опыт в реализации схем венчурного финансирования малого бизнеса может представлять интерес для российских банков и других финансовых институтов.
Реализация экономического потенциала малых предприятий во многом зависит от условий их финансирования.
Финансовая поддержка малого предпринимательства должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать надо прежде всего жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и направлениям социально-экономической политики, поддержка не должна принимать форму основного источника увеличения дохода и повышения рентабельности.
Государственную политику стимулирования малого предпринимательства надо проводить с учетом приоритетности главных направлений сферы производства. Во многих развитых странах налоги на прибыль предприятия, которое занимается производственной деятельностью, не превышают 20-30% его прибыли и при этом строго дифференцируются в зависимости от выпускаемой продукции. Налоги на коммерческое посредничество значительно выше. Например, в США они достигают 90-95%. Такой механизм стимулирует перелив капитала в производство. Российская же налоговая система одинакова и для производителя, и для посредника. И пока не будет устранен этот парадокс, бегство капитала малого бизнеса из производства в сферу обращения не прекратится.
Можно выделить несколько направлений совершенствования существующей системы поддержки инвестиционной деятельности малого бизнеса:
. Развитие научно-аналитического и информационного обеспечения механизма инвестиционной поддержки сферы малого бизнеса. Главной задачей здесь является разработка системы приоритетов финансирования по основным направлениям развития малого предпринимательства и обоснование мероприятий по их реализации с целью отражения интересов всех уровней: федерального, регионального и самих малых предприятий.
. Усиление целевой направленности и перенесение центра тяжести процесса активизации инвестиционной деятельности малых предприятий на региональный уровень.
. Развитие перспективных форм финансирования и поддержки сферы малого бизнеса.
Особое внимание должно быть обращено на следующие моменты: развитие системы кредитования с целью увеличения количества получателей финансовой поддержки и облегчения доступа малых предприятий к коммерческим кредитам предполагает расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях: пониженный процент; более продолжительный срок кредитования; снижение требований к залоговому обеспечению; бесплатное консультирование.
Развитие механизма гарантий по инвестиционным кредитам, предоставляемым предприятиям малого бизнеса, должно включать наличие государственных гарантий коммерческим банкам, участвующим в финансировании этих предприятий.
Механизм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса призван способствовать развитию новых форм сотрудничества малых предприятий в области кредитования - обществ взаимного кредитования. Создание систем производственного и технологического обслуживания малого бизнеса предполагает учет того обстоятельства, что в настоящее время существенным резервом для формирования определенных элементов инфраструктуры малого бизнеса может стать использование имущества и производственных площадей несостоятельных предприятий при их ликвидации, реорганизации или перепрофилировании.
Необходимо развитие системы страхования инвестиций. На Западе страхование воспринимается как неотъемлемый механизм перераспределения риска. Его повышенный уровень на предприятиях малого бизнеса предъявляет особые требования к работе страховых компаний.
Выделяют следующие виды институтов поддержки малого предпринимательства:
. Финансовые, в том числе фонды поддержки малого предпринимательства, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды и т.д.
. Лизинговые компании.
. Центры (пункты) информационного обеспечения.
. Учебные центры.
малый бизнес предпринимательство финансирование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В малый бизнес вовлекается все большее количество граждан.
Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формируют условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84% Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более, чем половина малых предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 года занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки малых предприятий на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирование его инвестиционной активности.
Практическая значимость работы заключается в возможности её использования в учебном процессе при изучении данной темы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов // Российский экономический журнал. 2006. №3, 52с.
. Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики. 2007. №4
. Афанасьев В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости // Российский экономический журнал. 2006. №10, 56с.
. Блинов А. Малое предпринимательство и большая политика // Вопросы экономики. 2006. №7
. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2004. №7, 78с.
. Малые предприятия и рабочие места // Человек и труд. 2003. №8
. Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации развития малого предпринимательства) // Общество и экономика. 2002. №9-12
. Митрофанова Н. Малый бизнес в тени - государству жарко Экономика и жизнь. 2008. №20, 88с.
. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы Вопросы экономики. 2007. №4
. Посеешь бизнес - пожнешь налоги // Экономика и жизнь. 2001. №24, 43
. Цыганов А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия Вопросы экономики. 2000. №6
. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России Российский экономический журнал. 2004. №5-7
.Инвестиционная поддержка малого предпринимательства Российский экономический журнал. 2001. №5, 99с.