Международное признание Советской России

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,53 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международное признание Советской России

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет











КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Отечественная история

Тема: Международное признание Советской России


Выполнил студент

/1 группы

Факультет при ЦНИИ РТК

Е.В. Моренков

Научный руководитель

к. и. н., доцент А.Н. Таран



Санкт-Петербург 2009

Оглавление

Введение

. Образования Советской России. Первые шаги на мировой арене нового правительства

.1 Революционные движения в Европе в 1918-1919 гг.

. Реакция Запада на образование Советской России. Интервенция

. Признание Советской России странами Востока

. Эволюция дипломатических отношений Советской России и Запада

.1 Генуэзская и Гаагская конференции

.2 Признание правительства большевиков странами Запада

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Тема признания Советской России актуальна, ведь для того, чтобы лучше понять отношение к России на данный момент за рубежом нужно изучить историю этих отношений, понять сущность неразрешенных вопросов. Почему у нас сохранились напряженные отношения с западом, что иногда говорят про отголоски холодной войны, почему была эта самая холодная война, почему у России хорошие отношения с некоторыми странами запада. На все эти вопросы не ответишь, не зная предыстории. А предыстория здесь. В признании СССР. Почему? Да потому что Россия - страна преемница СССР. Не зная, как тяжело за рубежом принимали свершившийся факт прихода к власти в стране большевиков, мы не сможем правильно понять, почему к России у многих стран такое сдержанно-негативное отношение у многих стран. Взять хоть страны Прибалтики. Почему сейчас здесь проводится антироссийская политика? Литва, Латвия, Эстония, Польша. Как выяснилось позже, польско-балтийский блок, направленный против большевиков в 1920-х сколачивался дипломатами Франции. Не проходит и недели без очередного антироссийского жеста из этих стран. А ведь такое отношение к Советам оплачивалось этим странам запада в период начала существования СССР. Это были страны, через которые планировалось начать вторжение в Советскую Россию. Каналы доступа к советской власти. Время прошло, а настроения остались.

Тема еще очень интересна с точки зрения дипломатии. Терпение, проявленное советскими дипломатами на переговорах поистине потрясающее. Многочисленные провокации против советских делегаций, попытки сорвать конференции и всю вину возложить на представителей новой страны. Гаагская конференция тому примером. Дипломаты Советской России не дали возможность обвинить их в срыве конференции.

Объектом исследования в данной работе являются акты признания Советской России независимыми странами, с которыми в Российской Империи было сотрудничество или образовавшимся из таких стран, а также причины, которые способствовали их заключению. Основная цель, преследуемая нами в данной работе - понять как формировалась современное отношение к России на основе конкретного примера из истории, как создавался современный образ России в мире. Были поставлены следующие задачи: описать данные события и проанализировать их, сформировать собственное отношение к данной проблеме.

Это исследование базируется на таких научных принципах, как принцип историзма, объективности и достоверности, а также системности.

В данной работе используются 8 монографий: Всемирная история. Мир в период создания СССР А.Н. Бадака, Дипломаты нового мира Н.А. Жуковского, История успехов и неудач советской дипломатии Загладина Н.В., 3-й том Истории дипломатии (1918-1931 гг.), Тайная война против Советской России М. Сейерса, Советская внешняя политика 1917-1945 под ред. Нежинского Л.Н., Дневник политика П.Б. Струве, Статистика и экономика Струмилина С.П. Авторы этих книг придерживаются нейтральной позиции по данному вопросу, хотя кое-где заметны, на фоне остальных источников перегибы в одну из сторон, в частности кое-где выдвигается идея о непорочности политики СССР в мире.

Каждая книга из данного списка раскрывает ситуацию в мире того времени с разных точек зрения. Так, труд Тайная война против советской России отличается предельной откровенностью материалов, раскрытие многих планов иностранных держав. Но в этой работе не звучит критики автора в адрес этих держав, ведется только констатация фактов, пусть и не самых приятных для многих держав. Труд Струве Дневник политика описывает отношение к Советской России запада. Это взгляд эмигранта, не примирившегося с новой властью. В своих статьях он думает о судьбе России, спорит о действиях, которые нужно предпринять к новой стране. Не все его статьи соответствуют тематике курсовой работы. 3-й том Истории дипломатии богат фактами, необходимыми для написания данной работы, поэтому её ценность трудно переоценить. Значительным плюсом данной книги также является нейтральность авторов, что очень помогло в написании работы. Дипломаты нового мира - это книга, содержащие конкретные факты из дипломатических переговоров, которые пригодились для написания работы. Такая же по цели работа Успехи и неудачи советской дипломатии. Её важной особенностью является выявление не только заслуг, но и поражений дипломатии СССР. Автор Советской внешней политики пытается переосмыслить факты начала правления большевиков, отходя от установленного к ним правительством СССР отношения. Книга Струмилина Статистика и экономика использовалась для анализа внутренней ситуации, в которой находилась партия при её приходе.

Признание нового правительства не было легким или быстрым. Оно не было поступательным. Так, например, после заключения торгового договора с Англией и через 3 года признание Советского правительства Великобританией де юре, в 1926 г. возникает англо-советский кризис, во время которого разрываются все дипломатические отношения. Поэтому временными рамками для данной работы является период от конца Первой мировой войны, т.е. с прихода большевиков к власти в стане, до вступления СССР в Лигу Наций, что является символом признания легитимности власти правления большевиков в мире. В подпункте этой главы логично сказать про страны, в которых также произошли революции, или их попытки. Это важно, так как эти революции формировали новое отношение к большевикам.

В первой главе данной курсовой работы уделено внимание внутреннему состоянию страны, по итогам Первой мировой войны, приходу к власти большевиков и заключения ими сепаратного Брест-Литовского договора о выходе из войны. Эта глава необходима в данной работе, потому что в ней раскрываются основные принципы и идеи нового правительства.

Далее необходимо сказать про реакцию общественности развитых капиталистических государств и про интервенцию.

За неудачей интервенции следует деловое общение с новым правительством, ведущее в конечном итоге к налаживанию торговых отношений. Торговые отношения трудны с государством, не имеющим отношений дипломатических. Налаживанию дипломатических отношений, в соответствии с обстоятельствами, описанными в предыдущих главах, были посвящены последние две главы работы Признание Советской России странами Востока, Эволюция дипломатических отношений Советской России и Запада. Необходимость разделить признание Советской России странами Запада и Востока была продиктована значительными различиями в процессах налаживания отношений.

Поскольку объем сведений, необходимый для обсуждения в последней главе велик, её пришлось поделить на подпункты Генуэзская и Гаагская конференции и Признание правительства большевиков странами западами Запада.

Также к данной работе добавлены 2 приложения: резолюция, принятая английскими тред-юнионами и признание правительством Франции де юре советского правительства.

Первое приложение показывает, насколько сильно было рабочее в то движение в Англии, что помогло полному принятию Советской России. Второе приложение интересно тем, что Франция дольше всех из европейских стран сопротивлялась принятию нового правительства, а также тем, что в нем заметны некоторые оговорки, говорящие о том, что у правительства этой страны остались надежды отобрать у советской власти некоторые территории, на которых советская власть не принята.

1.Образования Советской России. Первые шаги на мировой арене нового правительства

Благодаря реформам Александра II и политике Александра III с 1890-х годов начался небывалый подъем российской экономики. Этому способствовали также введенные в 1891 году протекционистские таможенные тарифы, защищавшие отечественного производителя, результатом введения которых был приток иностранных капиталов для организации производства на месте. Французские вложения, например, составляли 17 591 млн. франков.

Майкл Сейерс говорит про предвоенную Россию следующие слова: Российская империя, по видимости богатая и сильная, на самом деле была полуколонией англо-французского и немецкого капитала. Англо-французский капитал контролировал до 72% русского угля, железа и стали, 50% русской нефти.

августа 1914 г. началась первая мировая война. В общем итоге, за 1914-1917 гг. в России под знамена было призвано свыше 15 млн. чел. Учитывая разновременность призывов, каждый из этих призванных был оторван от мирного труда в среднем по 32 месяца. Что дает в общем итоге 40 млн. лет потерянного труда. И при том, какого труда! Самого ценного, мужского, в полном расцвете сил и здоровья. Общее число убитых и умерших от ран и болезней в рядах староармейцев за 1914-1917 гг. по весьма неполным данным, исчисляется в 1 811 тыс. человек. Плененных солдат - 2 417 000, раненных - 2 844 500, потери мирных жителей - 1 500 000 человек. Это нам показывает, сколь велики были человеческие потери России в первой мировой войне. По своей сути, такие большие потери были достаточным условием для зарождения антивоенных настроений.

В целом, эта война пошатнула авторитет государя, уже поколебленный революцией 1905-1907 годов, непоследовательной политикой когда власти то нехотя уступали давлению общества, то делали попытки вернуться на путь консерватизма; усилила разобщенность общества, и без того достаточно разобщенного. Война обнажила также слабые места еще неоконченной модернизации экономики, в большой степени зависящей от регулярного притока иностранных капиталовложений, специалистов и технологий. Она углубила и без того глубокую трещину между Россией городской - Россией промышленной, Россией правящей и Россией деревенской, никак не участвующей в управлении, замыкающейся в своих местных, общинных структурах. Эти резко проявившиеся противоречия привели к росту популярности радикально настроенных партий.

февраля 1917 года началась Февральская революция, в результате которой 2 марта царь Николай II отрёкся от престола. 3 марта отрёкся и великий князь Михаил Александрович. Исполком Петроградского Совета во главе с его председателем меньшевиком Н. С. Чхеидзе вступил в переговоры с Комитетом Думы и предложил ему образовать Временное правительство. 7 ноября (25 октября) было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Съездом Советов, большинство в котором незадолго до революции получила партия большевиков - Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков), в союзе с частью меньшевиков, национальных групп, крестьянских организаций, некоторыми анархистами и рядом групп в партии социалистов-революционеров.

Важнейшей проблемой, для нового правительства был выход из первой мировой войны, поскольку её дальнейшее продолжение было невозможно из-за истощения сил страны. Заключение мира большевиками - тоже интересный для данной работы аспект.

Хоть и есть теория, что большевики пришли к власти при помощи немецкого правительства, аргументом в пользу которой является случай перевозки лидеров большевиков в запломбированном вагоне в Россию через линию фронта, что не могло произойти без содействия немецкого начальства, но большевики, прейдя к власти, не стремились к сепаратным переговорам с Германией и её союзниками. Доказательство сему находим в книге Советская внешняя политика 1917-1945: … Поэтому Совнарком и НКИД продолжали буквально атаковать нотами не только правительства стран четверного союза, но и Антанты и США, предлагая немедленно приступить к обсуждению возможности заключения всеобщего перемирия. Однако правительства стран Антанты и США упорно не принимали предложения большевиков. Иную позицию пришлось занять правящим кругам кайзеровской Германии и других стран Четверного союза, в социальном плане столь же остро не приемлющих большевизм, как и Антанта .

Война шла уже к заключению, поэтому правительства Антанты не бросились на помощь неугодному советскому режиму. Чего не сказать о правительствах Германии и её союзниц. В этих странах к тому моменту было крайне тяжелое экономическое положение, резко усилились антивоенные настроения среди трудовых слоев населения и солдат. Чтобы освободить войска с восточного фронта, 20 ноября 1917 г. в Брест-Литовске начались переговоры о заключении мира. Начало таких переговоров было фактом чрезвычайным: оно означало фактическое признание легитимности правительства России рядом крупных европейских государств, хотя и находившихся с ней в состоянии войны.

Условия мира, выдвинутые России были унизительными. Ни о каком мире без контрибуций и аннексий говорить не приходилось. Но тем не менее, этот мир был очень нужен правительству. Мир был подписан. По этому миру от России отторгались Польша, Украина, Белоруссия, Прибалтика и Финляндия, на Кавказе: Карс, Ардаган и Батум. Россия выплачивала 6 миллиардов марок репараций плюс уплата убытков, понесенных Германией в ходе революции - 500 млн. золотых рублей. Этот мир часто называют пахабным.

Едва заключив договор в Брест-Литовске, Германия тут же его нарушила. В апреле немецкие и украинские войска захватили Крым. В мае немцы вступили в Грузию по просьбе грузинских меньшевиков, которые провозгласили независимость своей республики. В январе 1918 г. Румыния захватила и аннексировала Бессарабию. Усилиями рабоче-крестьянской красной армии дальнейшее наступление немецких войск было остановлено.

.1 Революционные движения в Европе в 1918-1919 гг.

В октябре-ноябре 1918 года под уларами национально-освободительного движения народов, усилившегося в результате идейного воздействия Октябрьской революции в России, рухнул и перестал существовать один из самых консервативных режимов в Европе - Австро-Венгерская империя Габсбургов. На её развалинах возник ряд самостоятельных государств - Австрия, Венгрия, Чехословакия, а также Сербо-Хорвато-Словенское королевство (впоследствии Югославия). В первой декаде ноября 1918 года революция смела кайзеровскую монархию в Германии. 13 ноября ВЦИК постановлением аннулировал Брест-Литовский договор и все связанные с ним соглашения. Все больше и больше возникает разговоров о мировой революции.

-6 марта 1919 года в Москве состоялся I конгресс Коммунистического Интернационала, который формально объединил уже существовавшие коммунистические партии и дал толчок к образованию новых. Свою главную задачу Коминтерн сформулировал так: опрокинуть буржуазный миропорядок и воздвигнуть на его месте здание социалистического строя.

Однако радужные надежды членов интернационала не осуществлялись. Так, в Финляндии в начале 1918 г. была подавлена рабочая революция и предпосылок для новой не было. Ноябрьская революция в Германии не вышла за буржуазно-демократические рамки. Не вышли за рамки буржуазно-демократических преобразований и перемены, вызванные революционными событиями в ноябре 1918 года в Австрии. Не удались революции в Польше, Румынии, в которых пошел обратный процесс: они заняли антисоветскую позицию. Такую же позицию приняли Сербо-Хорвато-Словенское королевство и Чехословакия.

Но был и успех. В конце 1918-начале 1919 года началось мощное революционное движение в Венгрии. 21 марта 1919 года здесь произошла социалистическая революция. Была провозглашена Венгерская Советская республика. Вслед за Венгерской возникли существовавшие недолгий срок Баварская Советская Республика (13.04-1.05.1919) и Словацкая Советская республика (16.04.-7.07.1919).

Что же касается стран западной Европы, то здесь, хотя под воздействием российского Октября и европейских революций размах рабочего движения превзошел все довоенные масштабы, революции не произошло. Капиталисты Франции, Великобритании и в определенной мере Италии использовали то обстоятельство, что эти страны вышли из войны победителями. Т. е. антивоенные выступления здесь не были столь остры.

Таким образом, в начале правления большевиков, пришедших к власти в том числе и на волне антивоенного настроения, им пришлось решить трудную задачу установления долгожданного мира. Заключение Брест-Литовского сепаратного договора больно ударило по авторитету партии как за рубежом, так и внутри страны.

Тем не менее, на волне революционного движения, распространившегося по Европе в конце войны, позиции большевиков усиливаются. Движение трудящихся резко возрастает. Появление социалистических стран в Европе заставляет нервничать правительства капиталистических держав.

2.Реакция Запада на образование Советской России. Интервенция

Страны Антанты враждебно отнеслись к большевистскому режиму. Они были уверены, что переворот 25 октября был осуществлен при содействии Германии. Основание так полагать у них было, так как немецкие силы иногда помогали большевикам. Например, через весь фронт везется запломбированный вагон с видными деятелями партии. Такое не могло произойти без содействия немецкого командования.

Однако, отсутствие альтернативной власти в стране и то, что большевики сопротивлялись выполнению требований Германии, выдвинутых в Брест-Литовске, способствовало некоторое время сохранению нейтралитета по отношению к новому режиму.

Враждебность правящих кругов стран Антанты к Советскому правительству, несомненно, возросла после принятия им 10 февраля 1918 г. декрета об аннулировании всех государственных и иностранных займов, а также национализации собственности, принадлежащей иностранным гражданам.

Для того, чтобы понять отношение к Советской России за рубежом, очень удобно воспользоваться мыслью современника того времени - П.Б. Струве, который выделял 3 точки зрения иностранцев к большевизму: первые отрицали большевизм как мировое явление и мировую опасность, большевизм есть местное русское явление, до которого иностранцам нет никакого дела. Другие думали, что большевизм не только не есть мировая опасность, а наоборот, своеобразная варварская форма преодоления царизма. Большевизм идет общеевропейской цивилизации, являясь лишь местной грубой, но полной творческих сил и возможностей формой и выражением прогрессивных начал. И третье думали, что большевизм есть мировая опасность, мировое зло, воздвигающееся на пути всех народов. Очень много богатых и влиятельных людей, кредиторов, владельцев предприятий, из-за введенного декрета об аннулировании иностранной собственности и займов попали под третью категорию.

Также много людей мигрирует из России в страны Европы, Азии, США из-за разгорающейся в стране гражданской войны. Не все из них спокойно приживаются к новой обстановке. У многих из них появилось желание сделать все возможное для свержения коммунистов. Так, например, в Европе создается антибольшевистское общество ТоргПром, целью деятельности которого была экономическая помощь антисоветскому движению. Многочисленны антисоветские организации образуются в США. В этих организациях разрабатываются планы по свержению большевиков и реставрации монархизма, а их участниками ведется активная антисоветская агитация. Достаточно только посмотреть на заголовки иностранных газет: Нью-Йорк Таймс писала, что большевики - наши злейшие враги, большевики - истинный враг человечества. Лондонская Дейли Телеграф писала, что в Одессе наступило царство террора и к тому же объявлена неделя свободной любви. Нью-Йорк Сан изощрялась в заголовках, вроде Красные изувечили американских раненных топорами. Нью-Йорк Таймс сообщала: Россия при красных - гигантский бедлам. Спасшиеся жертвы рассказывают, что буйные помешанные свободно разгуливают по улицам Москвы … вырывают падаль у собак.

Эмигрировавшие русские, капиталисты, пострадавшие от деятельности большевиков, а также многие люди, не связанные с Россией, но опасающиеся прихода к власти большевиков и у них в стране и составляют костяк общества, которое будет пытаться навредить Советам.

Чтобы помешать массовому наступлению немцев на западе, необходимо было любой ценой сохранить Восточный фронт. В марте 1918 г. в Мурманске высадились 2 тыс. английских солдат с целью сорвать предполагаемое наступление на Петроград. За ним вскоре прибыл крупный контингент американских, английских и французских войск. В соглашении, подписанном мурманским Советом, представители Англии, Франции и США обязались не вмешиваться во внутренние дела края. Так, под вполне дружелюбным предлогом и начиналась интервенция.

Нужно понимать, что огромная по своим размерам страна была сильно ослаблена первой мировой войной. Поэтому у большинства стран возникает желание присоединить часть Российской Империи. Так, например, 23 декабря 1917 г. заключается англо-французское соглашение, определяющее французские и английские зоны действия в России, что, по сути, было дележом Российской Империи.

Вначале большевистские руководители отнеслись к высадке иностранных войск в Мурманске и Архангельске одобрительно, поскольку это могло ограничить экспансионистские устремления Германии.

Летом 1918 г. союзные державы вторглись в Сибирь якобы для спасения чехов от ничем не спровоцированных нападений красной армии и вооруженных большевиками немецких военнопленных. Правда, с разрешения Советских властей, в Сибирь для проверки обвинений выехала комиссия из английского агента разведки, американского капитана и американского военного атташе в Пекине для проверки этого факта. Приведенные обвинения, как выяснила комиссия, сплошной вымысел, имеющий целью вовлечь союзников в интервенцию против Советской России. Эти заключения скрыли от американской и английской публики.

По предложению французского министра Клемансо, 16 марта 1918 г. Военный совет в Лондоне принял решение о высадке японских войск на Дальнем Востоке. Первые японские соединения высадились во Владивостоке 5 апреля, за ними последовали американские войска. Но, если американцев было всего 7500 чел., то японцев было более 70 тыс. У Японии были не столько антибольшевистские, сколько экспансионистские настроения.

В конце лета 1918 г. характер интервенции изменился: войска получили приказ поддерживать антибольшевистские настроения. Эта поддержка не была безвозмездной: лидеры белого движения, в случае победы, обязались на многие уступки странам запада.

К лету 1919 на территории Советской России находились вооруженные силы 14 иностранных государств, ни одно из которых не объявляло войны: Англия, Франция, Япония, Германия, Италия, США, Чехословакия, Сербия, Китай, Финляндия, Греция, Польша, Румыния, Турция. По словам М. Сейерса, антибольшевизм играл здесь лишь второстепенную роль. Гораздо большее значение имели такие факторы, как северорусский лес, донецкий уголь, сибирское золото и кавказская нефть. Кроме того, имелись обширные империалистические замыслы, как английский план Закавказской федерации, которая бы оградила от России Индию и сделала бы возможным исключительное господство англичан в нефтеносных районах Ближнего Востока; японский план завоевания и колонизации Сибири; французский план контроля над Донецким бассейном и Черноморьем и честолюбивый, дальнего прицела план Германии захвата Прибалтики и Украины.

Упуская ход самой интервенции, поскольку это не есть тема данной работы, мы можем сказать: вооруженная интервенция в России потерпела неудачу благодаря как героизму советских народов, так и поддержке мировой общественности, для которой были непонятны причины нахождения солдат в далекой России, если война уже кончилась. И, наконец, провалу интервенции способствовал недостаток единства среди самих интервентов.

После разгрома интервентов и белогвардейцев, открылся новый период в отношениях между Советским государством и капиталистическим миром. Важнейшей чертой этого периода было продолжение борьбы Советского правительства за проведение в жизнь принципа мирного сосуществования с капиталистическим странами, за установление нормальных экономических и политических отношений. Так называемый принцип мирного сосуществования.

Этот принцип появился не сразу у советской власти. Этот принцип, по сути, не соответствует идеи мировой революции. Мирное сосуществование вокруг капиталистических стран никак не может привести к мировой революции, для которой нужны были определенные предпосылки, которых просто не было. Советским правительством предпринимаются, как мы увидим в следующей главе, достаточно много попыток, пробуется много путей для налаживания мирных контактов с окружающими её капиталистическими странами. Идея мировой революции совсем не была забыта, она была просто отложена, до лучшего момента. На данный момент компартию больше беспокоили внутренние дела. А чтоб наладить внутренние дела требовалась помощь тех самых капиталистических стран, против которых и была направлена эта мировая революция. То есть мы можем говорить о некой двойственности во внешней политике Советской России.

3.Признание Советской России странами Востока

Страны Востока признали СССР де юре намного раньше, чем западные державы. Это можно объяснить удаленностью властей этих стран от закулисных интриг, даже если не полной изоляции от них, то хотя бы удаленностью от их центра, а также исторически сложившимися доверительными отношениями с некоторыми странами востока, в частности с Персией.

Эта страна первой из Восточных стран подписала договор с Советской Россией. В правящих кругах этой страны шла острая борьба двух ориентаций: национально - персидская, державшая курс на дружбу с Советской Россией, и английской. В октябре 1920 г. у власти в Персии стал национальный кабинет. Советское правительство предложило Персии заключить договор. Согласно этому договору советское правительство отказывалось в отношении Персии от всех неравноправных договоров, а также от соглашений, заключенными во вред Персии царским правительством с великими державами. Персии возвращались все концессии имущества, полученные царским правительством и т.п.

Оценивая успехи советской политики в Персии, английский журнал Nation писал: Россия пожинает теперь в Персии плоды своей политики самопожертвования: она отказалась от всего: от концессий, дорог, телефонов, банков, не прося ни пенса вознаграждения за убытки… В результате мы имеем безусловный рост русского влияния, которое опирается на добрую волю самого персидского населения.

Следующим соглашением, заключенным Советской Россией на Востоке, был советско-афганский договор. События в России оказали глубокое влияние на развитие национально-освободительного движения. В результате убийства проанглийского эмира Хабибула-хан к власти приходит молодой и энергичный реформатор Аманулла-хан. Советское правительство еще в декларации от 27 мая 1919 г. безоговорочно признала суверенные права Афганистана. В ответ на эту декларацию, в Москву прибыло специальное афганское посольство для заключения договора с советской республикой. 28 февраля 1921 г. в Москве состоялось окончательное подписание договора. Советская Россия обеспечивала свободный и беспошлинный транзит через свою территорию грузов, закупленных Афганистаном, и обязывалась оказывать этой стране материальную и культурную помощь. При этом Афганистану была оказана безвозмездная помощь в 1 млн. рублей золотом.

Этот договор способствовал признанию независимости Афганистана Англией. Англо-афганский договор был подписан 22 ноября 1921 г. Англия признавала независимость Афганистана и отказывалась от контроля над его внешними сношениями.

марта 1921 г. был заключен договор О дружбе и братстве между советской Россией и кемалистской Турцией. Соглашение это ликвидировало все старые царские договоры, навязанные Турции. Советское правительство отказалось от режима капитуляций. Долги, которые Турция выплачивала царскому правительству, объявлялись аннулированными. Наконец, в договоре было предусмотрено, что вопрос о режиме проливов будет передан на обсуждение стран Черноморского побережья. Турции также была оказана безвозмездная помощь в размере 10 млн. рублей золотом.

На дальнем Востоке Советская республика установила дипломатические отношения прежде всего с Монголией. До 1911 г. Монголия являлась провинцией Китая. После китайской революции монгольские князья провозгласили независимость своей станы.

В 1917 г., опасаясь освободительного влияния Октябрьской революции, японцы снабдили белогвардейского атамана Семёнова и поручили подчинить Монголию Японии. Монгольский народ начал борьбу против японских захватчиков. В 1920 г. была создана народная революционная партия.

После разгрома Колчака Красной Армией атаман Семёнов бежал из Монголии. Вместо него японцы выдвинули другого белогвардейца, барона Унгерна. Народное правительство Монголии, образованное 13 марта 1921 г., обратилось с просьбой к Советской стране освободить страну от наёмников Японии. Монгольская народная армия и советские войска освободили Монголию от белых банд.

июля 1921 г. народное правительство Монголии обратилось к Советской республике с просьбой не выводить войска из Монголии, а также быть посредником в установлении отношений между Монголией и Китаем.

В октябре 1921 г. в Москве начались переговоры между монгольским правительством и советским. Эти переговоры закончились 5 ноября 1921 г. В нем страны признавали друг друга и обязывались проводить принцип наибольшего благоприятствования в области политических и экономических отношений.

Новым успехом советской политики явилось подписание 31 мая 1924 г. Соглашения об общих принципах для урегулирования вопросов между Советским Союзом и Китайской республикой.

Еще в марте 1923 г. пекинское правительство уполномочила доктора Ван Чжэн-тина начать переговоры с советской делегацией в Пекине. Переговоры, однако, затянулись на целый год. Общественные организации Китая и особенно вождь гоминдана (национально-демократическая партия Китая) Сун Ят-сен настойчиво требовали скорейшего подписания советско-китайского соглашения. 14 марта 1924 г. соглашение между Ван Чжэн-тином и советской делегацией было, наконец, достигнуто. Однако под влиянием Франции, которая настраивала китайское правительство против заключения договора с СССР, китайское правительство отказалось подписать соглашение с СССР. Этот отказ поднял в Китае волну протеста. В результате 31 мая 1924 г. уполномоченный китайского правительства Веллингтон Ку и советская делегация подписали договор, положивший начало официальным дипломатическим отношениям между СССР и Китаем.

Правительство Советского Союза объявило уничтоженными и не имеющими силы все договоры и соглашения, заключенные между царским правительством и другими державами, в какой-либо степени затрагивающие интересы Китая. Советский Союз отказался от своей части возмещения, которое Китай вносил после боксерского восстания 1900 г., а также от специальных прав и привилегий, приобретенных царским правительством в Китае, в силу прежних неравноправных договоров, соглашений и т.д.

Советско-китайское соглашение от 31 мая 1924 г. было ратифицировано президентом Китая 19 июля 1924 г. С этого времени дипломатическим были налажены.е отношения между СССР и Китае.

Ввиду того, что КВЖД проходит по территории Манчжурии, а правительство Трех восточных провинций Китая не подчинялись китайскому правительству, возникла необходимость советско-манчжурского соглашения. Соглашение между СССР и автономным правительством трех восточных провинций Китая было подписано в Мукдене 20 сентября 1924 г.

Летом 1924 г., после образовании в Албании правительства Фан-Ноли, начались переговоры между СССР и Албанией. 6 июля 1924 г. албанское правительство заявило, что будет весьма счастливо установит дипломатические и дружественные отношения между народом русским и албанским.

В результате состоялся обмен дипломатическими представителями между СССР и Албанией. Однако, в Албании начались внутренние волнения в связи с борьбой двух группировок, за которыми соперничали между собой Италия и Югославия. Правительство Фан-Ноли его противники обвиняли в большевизме.

Иностранные дипломаты в Тиране также выступали против представительства СССР в Албании. Правительство Фан-Ноли, опасаясь внутренних и международных осложнений, предложило советскому правительству покинуть Албанию.

Все же, правительство Фан-Ноли было свергнуто; новое правительство Ахмед-Зогу не предприняло никаких попыток для восстановления отношений между Албанией и СССР.

В конце июля 1924 г. мексиканский представитель в Берлине сообщил советскому послу о решении правительства Мексики признать СССР де юре и без всяких условий обменяться посланниками. Наша страна не занимается вопросами о происхождении правительств, - писал в своей ноте представитель Мексики, - ибо мы признаем в самых широких размерах за каждой страной право иметь правительство, наиболее для неё подходящее. Таким образом, мы не видим никаких препятствий к возобновлению в желаемый момент официальных сношений с Россией, и в этих видах в ближайший срок обе страны аккредитуют своих представителей.

Предложение правительства Мексики было принято. 1 августа 1924 г. между СССР и Мексикой были установлены дипломатические отношения.

Так же безоговорочно признало СССР правительство Геджаса; экономические и политические отношения с ним начались 6 августа 1924 г.

сентября 1924 г. было подписано соглашение об установлении дипломатических отношений между СССР и Венгрией. Однако, правительство Венгрии не ратифицировало договора в срок, поэтому он в силу не вступил.

В целом, мы можем сказать, что страны Востока признали СССР с большим воодушевлением, по сравнению со странами Запада, так как она вела здесь политику самопожертвования, отдавая этим странам средства, так необходимые ей самой. Мы также можем сказать, что налаживание отношений со странами Востока стимулировало признание Советской России и западными державами.

4.Эволюция дипломатических отношений Советской России и Запада

Первыми ласточками признания мы можем считать торговое соглашение между правительствами РСФСР и Великобритании, подписанное 16 марта 1921 г., которое положило начало признания Советской России крупными капиталистическими державами. Это соглашение было необходимо Великобритании - Ллойд Джордж говорил Великобритания переживает трудные времена. Заказы не поступают. Потребители не хотят покупать. Мы, возможно, стоим перед самым тяжелым периодом безработицы, которую кто-либо из нас когда-нибудь видел. Русские готовы платить золотом, а вы не хотите продавать.

Вскоре после этого были подписаны торговые соглашения РСФСР с Германией и Италией.

4.1Генуэзская и Гаагская конференции

большевик интервенция дипломатический советский

Заседание Верховного совета Антанты в Каннах, открывшееся 6 января 1922 г. решил созвать международную экономическую и финансовую конференцию в Генуе все страны Европы, на которую приглашался и СССР. Это приглашение, по сути своей, можно считать как признание капиталистическими державами неизбежность установления деловых отношений с Советами.

Генуэзская конференция открылась 10 апреля 1922. На ней участвовали делегации 34 стран. Представитель Советской России, Г. В. Чичерин, выступал на первом пленарном заседании. В декларации, которую он огласил, содержалась развернутая конкретная программа установления прочного, длительного мира между всеми государствами и укрепление международной безопасности. Советское правительство признавало необходимым экономическое сотрудничество с капиталистическими странами на основе взаимности, равноправия и полного и безоговорочного признания. Во второй день конференции советской делегации вручили меморандум, который требовал взятие на себя всех финансовых обязательств царского и временного правительства, признание ответственности за все убытки, понесенные иностранцам от действий Советского правительства и его предшественников, а также возврат национализированных предприятий. В свою очередь, советские дипломаты выдвинули контрпретензии к странам Антанты за ущерб, нанесенный интервенцией и блокадой. Западные державы отвергли контрпретензии, но согласились уменьшить военный долг и продлить срок уплаты процентов. Советская делегация ответила, что ей нужно снестись со своим правительством. Переговоры временно приостановились.

Попыткам навязать советским республикам кабальный договор или сорвать конференцию, советская делегация противопоставила активную дипломатическую борьбу за достижение взаимовыгодных соглашений. Эта борьба увенчалась крупным успехом: путем соглашения с Германией удалось пробить брешь в антисоветском фронте капиталистических государств.

Советско-германские переговоры об урегулировании отношений начались еще задолго до Генуэзской конференции. Глубокие противоречия, существовавшие между Германией и Антантой, способствовали успеху этих переговоров, а обстановка, сложившаяся в Генуе, дала толчок к их скорейшему завершению.

апреля 1922 г. в местечке Рапалло близ Генуи был подписан советско-германский договор, полностью восстановивший дипломатические и консульские отношения между обеими странами. Германия и РСФСР взаимно отказались от возмещения военных расходов, военных и невоенных убытков. Германия признала национализацию немецкой государственной и частной собственности в России, осуществленную во исполнение декретов советской власти, а Советская Россия отказывалась от права на получение репараций согласно статье 116 Версальского договора. Предусматривалось так же развитие взаимных торговых, хозяйственных и правовых отношений на основе наибольшего благоприятствования.

Этот договор имел большое значение, как для Советской России, так и для Германии, так как этот договор укреплял международное положение и способствовал выходу из состояние внешнеполитической изоляции обоих держав.

Заключение Раппальского договора вызвало смятение в лагере держав Антанты. Это потрясет весь мир, это будет настоящим ударом для данной конференции, - так оценивал Раппальский договор американский наблюдатель Чайлд. Наиболее резко вели себя французы. Барту требовал уничтожения Раппальского договора и угрожал прекращением переговоров не только с германской, но и с советской делегацией. Однако, правительства держав Антанты в этом вопросе не совпадали. Правительство Франции хотело использовать этот договор как предлог для срыва конференции. Крайне заинтересованные в достижении экономического соглашения с Советской Россией английские, а также итальянские делегаты вели себя сдержанно. Конференция продолжала свою работу, французы не решались уйти, видя. что другие делегации едва ли последуют за ними.

Раппальский договор открыл реальную возможность широких и взаимовыгодных деловых связей между двумя странами. Уже к концу 1922 г. германский экспорт в Советскую Россию увеличился более чем в 2 раза.

мая состоялось последнее заседание Генуэзской конференции. На нем подводились итоги работы конференции. И если представители французской и английской делегации Барту и Ллойд-Джордж расценивали конференцию как успешную, то представитель советской делегации заключил, что в целом конференция не достигла не одной из поставленных задач. Представитель советской делегации закончил свою речь словами: Русский народ глубоко жаждет мира и сотрудничества с другими нациями, но - я вряд ли должен добавить - на основе полного равенства. Была принята резолюция о продолжении её работы уже в Гааге.

Гаагская конференция проходила с 15 июня по 20 июля 1922 г. Конференция, как это было задумано еще в Генуе, разделилась на 2 комиссии - на русскую и нерусскую. Во вторую комиссию входили все делегаты представленных в Генуе стран, но без советских делегатов. Уже это разделение свидетельствовало, что против Советской страны будет создан единый фронт. Это подчеркивалось и тем, что нерусская комиссия собралась в Гааге на 10 дней раньше русской.

Советская делегация прибыла в Гаагу 26 июня. По приезду их пригласили к министру иностранных дел Голландии Патэну. Последний сообщил, что Гаагская конференция будет состоять из трех подкомиссий: по частной собственности, долгам и кредитам. Чтобы подчеркнуть, что советская делегация ставит всю работу комиссий в зависимость от вопроса о кредитах, она предложила созвать третью подкомиссию в первую очередь.

Работа подкомиссий показала, что все те требования вернуть национализированную собственность и выплатить кредиты перекочевали с Генуэзской конференции сюда. Никаких кредитов давать СССР никто не собирался: В частных беседах выяснилось, что никаких кредитов ни одно государство предоставить советскому правительству не желает. Речь могла идти максимум о 25 млн. стерлингов, которыми английское правительство располагало в силу уже проведенных законов. Но и в этом случае предстояли серьезные затруднения.

июля Патэн сообщил советской делегации письмом, что председатель третьей подкомиссии от имени членов всех трех подкомиссий признал бесполезным продолжать разговоры. Однако, если советская делегация выдвинет новые предложения, двери конференции остаются открытыми. Услужливая пресса объяснила, что таким новым предложением должно стать согласие советской делегации обсудить вопрос о компенсации за национализированную частную собственность.

Инициаторы Гааги явно вели дело к срыву, пытаясь при этом вину за неудачу конференции свалить на советскую делегацию. Допустить этого было нельзя. Чтоб не сорвать конференцию, советская делегация пошла на уступки, а именно - отказалась от требования немедленного предоставления кредитов.

В тот же день, 15 июля, состоялось заседание нерусской комиссии. После продолжительных прерий комиссия вынесла резолюцию, в которой отказывалась заявить о своем согласии с советским предложением и запросить свои правительства. Это означало, что комиссия фактически отказалась вести конференцию.

Неожиданное закрытие Гаагской конференции, несмотря на соглашение советской делегации на дальнейшие уступки, мы можем объяснить как влияние закулисных сил, главным образом, нефтяных королей.

И Генуя, и Гаага показали, что в капиталистическом мире шла борьба двух течений: одно стремилось создать единый фронт против советской страны, другое разрывало этот фронт. Чем успешнее шло в стране строительство нового общества, чем сильнее становилось его влияние на весь остальной мир, тем упорнее стремились державы образовать единый антисоветский лагерь. Но тот же рост и укрепление Советского государства усиливали противоречия в капиталистическом лагере. Некоторые из капиталистических государств считали более благоразумным не идти на столкновение с страной Советов, а искать с ней сближения. Активная политика советской власти усиливала эту тенденцию.

4.2 Признание правительства большевиков странами Запада

Особенно остро к концу 1923 г. стал вопрос о признании СССР перед английским правительством. Неустойчивость международного положения, экономический кризис, сужение европейского рынка, прогрессирующий рост безработицы в Англии явно не могли быть преодолены без экономического и политического сближения с СССР.

Даже консервативная английская печать - правда, со многими оговорками - высказывалась осенью 1923 г. за восстановление нормальных отношений с СССР. Немедленного признанию СССР требовали рабочие массы Англии и общественная организация Руки прочь от России.

Конгресс английских тред-юнионов, собравшийся в сентябре 1923 г., на котором участвовало несколько сот делегатов от 4.000.000 рабочих, единогласно принял резолюцию о признании Советской России (см. приложение 1).

На декабрьских выборах 1923 года консерваторы, боровшиеся против признания Советской России, ведшие вызывающую политику против рабоче-крестьянского правительства, потерпели решительное поражение. 24 января в Англии образовалось новое правительство, сформированное рабочей партией с членом II Интернационала, Макдональдом, как премьером, во главе. Уже на другой день после того, как выяснились результаты выборов и поражения консерваторов, вся европейская пресса заговорила о неизбежности признания де-юре Советской России Англией в результате усиления влияния английского рабочего класса на внутреннюю и внешнюю политику страны.

Когда в результате этих выборов у власти стало правительство представителя II Интернационала Макдональда, не могло быть уже сомнений в том, что это правительство, желает ли оно этого или нет, вынуждено будет немедленно признать Советскую власть под угрозой в противном случае окончательной дискредитации "рабочей" партии и всего II Интернационала в глазах миллионов английских пролетариев.

Десять дней колебалось английское правительство, сформированное Макдональдом, между противоположными влияниями и, наконец, решилось на смелый шаг. То, с чем боролся до последнего издыхания лорд Керзон, что не удалось либералу Ллойд-Джорджу, выполнило правительство, выдвинутое рабочими, и выполнило под прямым давлением рабочих Англии. 2 февраля 1924 г. британский официальный агент в Москве Ходжсон в ноте на имя народного комиссара иностранных дел известил, что правительство Великобритании признает Союз Советских Социалистических Республик как правительство де-юре тех территорий бывшей Российской империи, которые признают его власть.

Восстановление дипломатических отношений между СССР и Великобританией еще не означало, полного урегулирования взаимоотношений между обеими странами. На основании ноты Ходжсона от 2 февраля 1924 г. спорные вопросы, разделявшие СССР и Англию, должны были подвергнуться обсуждению на специальной англо-советской конференции в Лондоне.

Вокруг англо-советской конференции создалась напряженная атмосфера. В первые месяцы переговоры продвигались чрезвычайно туго. Однако, срыв конференции был бы невыгоден и опасен прежде всего для самого правительства Макдональда. Поэтому в конце концов стороны все же пришли к соглашению по основным вопросам. 8 августа 1924 г. между Советским Союзом и Великобританией были подписаны 2 договора - общий и отдельный торговый договор. Общий договор был посвящен вопросам отмены старых договоров, претензиях и займе, урегулировании рыбной ловли в водах, прилегающих к северным берегам СССР, а также миру и невмешательству во внутренние дела друг друга. Торговый договор заменял англо-советское торговое соглашение на более взаимовыгодный, а также признавал монополию Советской власти на торговлю.

Этому договору не было суждено войти в силу. 8 октября 1924 г. правительство Макдональда потерпело поражение. Новый консервативный кабинет Болдуина-Остина Чемберлена отказался от ратификации англо-советского договора.

Вслед за Англией поспешила закончить давно начатые переговоры с СССР и Италия. Ещё по предварительному соглашению между итальянским и советским правительством от 26 декабря 1921 г. обе стороны условились иметь в Москве и Риме официальных уполномоченных. Несколько позже, 30 ноября 1923 г., Муссолини заявил, что Италия не должна игнорировать роль и значение возрождающейся России и что для признания Советской России де юре у фашистского режима нет никаких препятствий.

Советское правительство соглашалось дать Италии некоторые преимущества и льготы при заключении с ней торгового договора. Италия особенно нуждалась в русском зерне, нефтепродуктах, угле, железной руде, лесе, пеньке, льне. Однако, хотя Муссолини и обещал провести признание СССР в течение двух недель, переговоры затянулись почти на полгода.

Лишь 8 февраля 1924 г. итальянский представитель в Москве Патерно посетил заместителя наркома по иностранным делам и сообщил ему о признании советского правительства де юре. Затем Патерно прислал в наркоминдел ноту Муссолини от 7 февраля 1924 г., сообщавшую о подписании договора о восстановлении дипломатических отношений, торговле и мореплавании. Хотя признание СССР Италией оказалось не первым, советское правительство признало ей номинальный приоритет и не отказывалось от предоставлении Италии некоторых льгот по торговому договору. Со своей стороны, итальянское правительство по договору 7 февраля 1924 г. признало монополию внешней торговли Советского Союза. При этом оно предоставило торговому представительству Советского Союза дипломатические привилегии.

Восстановление нормальных отношений СССР с Англией и Италией повлекло за собой признание СССР и со стороны ряда других государств. Более того, советское правительство после заключения договоров с Англией и Италией объявило, что будет предоставлять права наибольшего благоприятствования тем странам, которые признали СССР де юре до 15 февраля 1924 г. Это решение свидетельствовало об укреплении силы и авторитета Советского государства. Теперь оно уже обходилось без послаблений тем капиталистическим странам, которые все еще колебались в деле признания советского правительства.

февраля 1924 г. представителю СССР в Норвегии была вручена нота норвежского правительства: фактически и юридически единственно законной и суверенной властью признавалось ею правительство СССР.

февраля 1924 г. австрийское правительство известило наркоминдел СССР о своем решении немедленно возобновить с Советским Союзом нормальные отношения и заменить свое представительство в Москве дипломатической миссией.

марта 1924 г. последовало признание СССР со стороны Греции. Переговоры с ней также затянулись в связи с борьбой вокруг признания СССР в Англии. Греция была первой из балканских стран, вступившей с СССР в нормальные отношения

К началу 1924 г. из скандинавских стран одна только Швеция не находилась в договорных отношениях с Советским Союзом. Предварительное соглашение от 1 марта 1922 г., весьма выгодное для Швеции, не было ратифицировано шведским парламентом: этому помешала оппозиция буржуазных партий, требовавших возмещения убытков, понесенных в России в результате национализации промышленности. Лишь 15 марта 1924 г. шведское правительство заявило о своем признании СССР де юре. В тот же день было подписано и торговое соглашение.

Признание СССР со стороны Норвегии и Швеции не могло не отразиться и на позиции Дании. В начале апреля 1924 г. с ней были начаты официальные переговоры о признании СССР де юре. Вследствие внутренних политических перемен в Дании они затянулись на несколько месяцев. Лишь 18 июня 1924 г. эти переговоры закончились признанием СССР де юре со стороны Дании.

Из-за активно враждебной деятельности французских капиталистов наркоминдел сделал французскому правительству заявление о невозможности дальнейших торговых сношений с Францией. Во всей Восточной Европе, - заявлял Чичерин в беседе с корреспондентом Правды, - международные отношения не могут как следует наладиться и не может наступить безусловно прочный мир в результате враждебной деятельности против Советской республики. Это решение потревожило деловые круги Франции. Против политики Пуанкаре в стране росла оппозиция.

Общественное мнение Франции все решительнее высказывалось в пользу скорейшего урегулирования взаимоотношений между Францией и СССР. На конференции, организованной Лигой защиты прав человека, де Монзи выступал с подробным докладом о поездке в Россию. Он настаивал на необходимости возобновления отношений с СССР, подчеркивая особую важность равноправного участия советского правительства в европейских делах. Без России невозможна никакая политика, немыслим никакой европейский мир - такой был общий вывод де Монзи.

В своей книге В Россию и обратно он привел много фактов, свидетельствовавших об укреплении международных связей и авторитета Советского государства. Советское правительство, писал де Монзи, послало за границу и держит там двадцать уполномоченных представителей и поверенных в делах. Германское посольство в Москве с чрезвычайным и уполномоченным послом графом Брокдорф-Рантцау во главе имеет многочисленный штат. Турция, Персия и Афганистан также имеют в Москве свои посольства. Эстония, Финляндия, Латвия, Литва, а также Польша содержат здесь свои миссии. Послала в Москву своего дипломатического представителя и Австрия. Великобританская торговая миссия торговая миссия в России также весьма активна. Италия, Дания, Чехословакия установили с правительством СССР не только торговые, но и общие, вполне доброжелательные отношения. В гостинице Савой живет делегат китайской республики; в Токио ведутся переговоры с Японией. Только Франция продолжает держаться в своих взаимоотношениях с СССР той уморительной формулы, которую она применяла, когда приглашала СССР в Геную и Гаагу: Я приглашала советское правительство, ноя его не знаю. Я звала его, но я его отрицаю.

С целью осложнить международное положение СССР французская дипломатия не только поддержала притязания Румынии на Бессарабию, но и стремилась превратить бессарабский вопрос в casus belli между СССР и Румынией. 11 марта 1924 г. проведена была ратификация французским парламентом Парижского соглашения 1920 г. о Бессарабии. Этим актом правительство Пуанкаре спешило подкрепит позиции Румынии на предстоящей в конце марта 1924 г. советско-румынской конференции по вопросу о Бессарабии.

Эта антисоветская демонстрация Пуанкаре явилась одним из последних проявлений его ненависти к СССР. Пришедшее ему на смену правительство левого блока во главе с Эдуардом Эррио было сторонником признания СССР. Однако и его правительству потребовалось несколько месяцев, прежде чем вопрос о признании СССР стал на практическую почву.

Лишь 28 октября 1924 г. Эррио сообщил телеграммой на имя председателя совнаркома и народного комиссара иностранных дел, что Франция признает де юре советское правительство (смотри прил. 2).

Следует отметить, что телеграмма Эррио об установлении дипломатических отношений с СССР содержала некоторые характерные оговорки. Так, в ней нашла свое отражение еще тлевшая у французов надежда оторвать от СССР кое-какие территории, в частности Грузию, где в 1924 г. меньшевики пытались поднять мятеж против СССР. Вот почему французское правительство подчеркивало, что признает правительство СССР лишь там, где его власть признана населением.

Эррио предложил советскому правительству прислать в Париж делегацию для переговоров. В тот же день совнарком ответил согласием. Приветствуя установление дружественных отношений с демократической Францией, отказавшейся от агрессивных замашек Пуанкаре, сессия ЦИК СССР единогласно признала необходимость возобновления дипломатических отношений с Французской республикой. Этим актом было положено начало развитию нормальных экономических и политических отношений с Французской республикой. Этим актом было положено начало развитию нормальных политических и экономических отношений между Советской Россией и Францией.

Следующим международным актом полосы признаний было японо-советское соглашение, заключенное в Пекине 20 января 1925 г. Это соглашение устанавливало нормальные дипломатические и экономические отношения между СССР и Японией. Пекинская конвенция исходила из принципа невмешательства во внутренние дела другой страны и предусматривала, что ни одна из сторон не допустит на её территории организаций или групп, претендующих на звание правительства какой-либо части территории другой страны. На первых порах японское правительство предполагало обменяться лишь поверенными в делах. Но в конце концов оно изъявило согласие на принятие полномочного советского посла.

В то время, как страны западной Европы постепенно становились на путь признания советского правительства, влиятельные круги американской буржуазии все ещё упорствовали, требуя от России обязательства уплатить долги. В.И.Ленин отмечал, что политика отказа от развития торговли с Советской Россией, которую проводило правительство президента В.Вильсона, является недальновидной и наносит вред самим Соединенным Штатам. Нравится им это или нет, - говорил он в октябре 1920 г. - Советская Россия - великая держава. После трех лет блокады, контрреволюции, вооруженной интервенции и польской войны советская Россия сильна как никогда прежде. Америке ничего не даст вильсоновская политика благочестивого отказа иметь с нами дело на том основании, что наше правительство им не по вкусу.

Тем не менее, в конце 1920 - начале 1921 г. в США развернулась довольно острая дискуссия по вопросу развития торговли и признания Советской России, которая захватила и конгресс. Сенаторы У.Бора, Дж. Франс, Р. Лафоллет, Д. Норрис и другие выступали в первую очередь за нормализацию советско-американских торговых отношений. Отражением таких настроений было предложение американского промышленника и банкира В. Вандерлипа от имени синдиката, объединявшего 12 капиталистов тихоокеанского побережья США, подписать концессионный договор с Советским правительством на эксплуатацию природных богатств Приморья и Камчатки. Находившийся в Лондоне Л.Б. Красин вел переговоры с агентами «Стандарт ойл» о закупке этой компанией нефтепродуктов в Баку и с «Фаундейшн К» о строительстве нефтепровода Грозный - Черное море. В октябре 1921 г. Красин телеграфировал в Москву о важности этих переговоров как «первой серьезной деловой связи с крайне авторитетными американскими кругами».

Многие из этих соглашений не были реализованы. Тенденция к налаживанию торговых и экономических связей между двумя государствами не возобладала в политике США. Официальные круги страны продолжали держаться курса на непризнание. Повторяя аргументы белогвардейского «посла» Бахметьева, госдепартамент заявлял, что России нечем торговать, она обладает нулевой покупательной способностью, разорена, является «гигантским экономическим вакуумом» и никакое восстановление не предвидится, пока существует советский строй.

Можно говорить о том, что в целом споры об отношении к Советской России в начале 20-х годов окончились победой сторонников жесткой линии. Правительство Гардинга взяло курс на продолжение политики экономической блокады и дипломатической изоляции Страны Советов. В ноте опубликованной 25 марта 1921 г. госсекретарь США Ч.Хьюз объявил, что до коренных изменений в социально-экономическом строе России правительство Соединенных Штатов … не может считать, что существует надлежащая база для рассмотрения вопроса о торговых отношениях. Эта политика продолжилась даже тогда, когда ряд крупнейших капиталистических государств встал в 1924 - 1925 гг. на путь установления дипломатических отношений с СССР. Некоторые надежды на перемену политики правительства в вопросе о признании СССР возникли после отставки Хьюза с поста государственного секретаря в марте 1925 г. однако позиция правительства осталась прежней. Вскоре это подтвердили и государственный департамент, и его новый руководитель - госсекретарь Ф. Келлог.

Даже при отсутствии дипломатических отношений между двумя странами, отмечал неофициальный представитель СССР в США Б.Е. Сквирский в речи 12 мая 1928 г. в американской Академии политических и социальных наук, объем советско-американской торговли возрастал. Так, если за весь 1913 г. товарооборот между царской Россией и США составлял 48 млн. долл., то за шесть месяцев - с октября 1927 по март 1928 г. - он достиг 80 млн. долл. Налицо заметный рост советско-американской торговли. Но развитие торговли наталкивалось на множество барьеров и препятствий, искусственно создаваемых правительственными органами США. То они изобретали фальшивую версию о «принудительном труде» в СССР, то отказывались принимать советское золото, ввезенное в США для выравнивания пассива торгового баланса, то вдруг поднимали шумиху о мнимом советском «демпинге».

Признанию Советской России США способствовал рост авторитета СССР. Несмотря на имевшие место трудности, шло развитие социализма по всему фронту и в городе, и в деревне. В стране была ликвидирована безработица. И это в то время, когда в штатах наступил экономический кризис. В 1932 г. там насчитывалось до 17 млн. безработных - почти половина рабочего класса того времени.

С приходом к власти в США Ф. Рузвельта в 1933, возобновились переговоры с СССР о налаживании торговых отношений. Это предложение было отклонено советским правительством, так как торговые отношения между обеими странами могут быть созданы лишь на твердой юридической базе, которую может дать лишь установление дипломатических отношений в полном объеме.

ноября 1933 г. нарком иностранных дел СССР М.М.Литвинов прибыл в столицу США. В результате недельных переговоров, которые временами носили довольно острый характер, стороны договорились обменяться нотами и письмами по ряду обсуждавшихся вопросов. В ноте от 16 ноября 1933 г. президент Рузвельт уведомлял главу советской делегации, что правительство США решило установить нормальные дипломатические отношения с правительством Союза Советских социалистических республик и обменяться послами.

В том же году, 14 октября 1933 г. Германия, вслед за Японией вышла из Лиги Наций. Для поднятия авторитета Лиги Наций, появилась идея пригласить Советский Союз. Одним из её авторов являлся Барту. Это тем более интересно, что 10 лет назад он вел жесткую антисоветскую политику, стремился провалить Генуэзскую и Гаагскую конференции. Именно по инициативе французской дипломатии 30 государств - членов Лиги Наций направили советскому правительству телеграмму с предложением СССР вступить в Лигу. Советский Союз, считая, что, будучи членом Лиги, он сможет с большей пользой способствовать укреплению мира и борьбе с агрессией, дал своё согласие. Одновременно советское правительство заявило, что оно вступит в Лигу только в случае предоставления СССР постоянного места в Совете этой организации.

сентября 1934 общее собрание Лиги Наций приняло постановление о приёме СССР в Лигу и включении его представителя в её Совет в качестве постоянного члена. 34 члена Лиги проголосовали "за" и только три - Голландия, Португалия и Швейцария - "против". Глава советской делегации Литвинов М.М. сказал, что Советский Союз не несёт никакой ответственности за прежние решения Лиги, принятые без его участия и согласия.

Принятие СССР в Лигу Наций можно считать фактом признания СССР как страны, с которой надо считаться и которую надо уважать. Представитель СССР был наравне с представителем Великобритании или Франции, хотя слова Советской России в этой организации были не столь значимы, как у Великобритании или Франции, из-за недоверия, тайной озлобленности на данную страну. Но ведь дали голос!!

Таким образом, открытая агрессия против советского государства странами Запада в начале его существования меняется на признание её важности на мировой арене. Многие люди, готовые в начале её существования пойти на любые шаги ради свержения советской власти, со временем начинают привыкать к мысли, что с новым правительством нужно считаться и как бы ни был противен политический строй этой страны, с ней лучше не враждовать, а наоборот, войти в тесное мирное сотрудничество.

Заключение

Признание Советской России было долгим и мучительным. Пробиваясь сквозь стену недоверия и ненависти, дипломаты страны Советов пытались установить дипломатические связи со странами мира. Эти дипломатические связи были необходимы молодой и неокрепшей стране, потому что, только с налаженными дипломатическими связями можно было наладить экономические отношения. Идея мировой революции, к которой вначале правления большевики уделяли много внимания, как показал опыт, оказалась не состоятельной. Поэтому вскоре берется новый курс на мирное сосуществование с капиталистическими странами.

Признание Советской России произошло намного быстрее на Востоке, чем на Западе, что объясняется исторически сложившимися отношениями, а также стремлением стран Востока добиться удержать свою независимость от западных держав, поскольку договора между большевистским правительством и странами Востока в основном имели характер взаимного признания.

С западными державами установить мирные отношения удалось не сразу. Различные конференции, проводимые в начале 20-х годов западными державами с участием советского правительства не приносили никаких результатов из-за разобщенности западных держав. Потихоньку, с определенным промежутком времени они по-отдельности устанавливают дипломатические и торговые отношения. Каждое признание для советского правительства было очень ценно, поскольку оно делало все более весомым шаги, ими предпринимаемые.

Логическим финалом этого долгого пути является факт включения СССР в Лигу Наций. Конечно же, не все противоречия с другими странами, претензии и контрпретензии были разрешены. Но мы можем говорить, что мировое признание Советской России состоялось. С правительством большевиков снова, как до этого и с царской Россией, начали считаться.

Библиографический список

1. Бадак А.Н. Всемирная история. Мир в период создания СССР/ А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек. - М.: АСТ, 2002 - 415 с.

. Жуковский Н. Дипломаты нового мира: [очерки] / Н.А. Жуковский. - М.: Политиздат, 1982 г. - 302 с.

. Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии./ Н.В. Загладин. - М.: Международные отношения, 1990 - 231 с.

. История дипломатии, 1918-1931 гг., ОГИЗ Государственное изд-во полит. литературы. Т. 3. - М.; Л., 1945 - 883 с.

. Сейерс М. Тайная война против Советской России / М. Сейерс, пер. с англ. М. Сейерс, А. Кан. - М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1947 - 456 с.

. Советская внешняя политика 1917-1945: Поиски новых подходов: учебное пособие./ Под ред. Нежинского Л.Н. - М.: Междунар. отношения, 1992. - 348 с.

. Струве П.Б. Дневник политика (1925-1935) (сборник) / П.Б. Струве. - РАН. Ин-т Российской истории, Париж: Русский путь, Ymca-Press, 2004 - 869 с.

. Струмилин С.П. Статистика и экономика / П.С. Струмилин. - М.: Наука, АН СССР - 492 с.

Приложение 1

Резолюция, принятая английскими тред-юнионами

"Конгресс повторяет заявления предыдущих конгрессов о необходимости возобновления во всей полноте дипломатических и торговых отношений с Россией. Далее, конгресс выражает мнение, что, ввиду невозможности установления нормальных отношений между Европой и Азией пока Россия остается вне семьи народов, должна быть безотлагательно созвана англо-русская конференция для урегулирования всех вопросов между русским и великобританским правительствами. Конгресс предлагает великобританскому правительству войти в переговоры с советским правительством по вопросу о скорейшем созыве такой конференции. Конгресс предлагает генеральному совету довести эту резолюцию возможно скорее до сведения правительства".

Приложение 2

Признание правительством Франции де юре советского правительства.

Правительство республики, верное дружбе, соединяющей русский и французский народы, начиная с настоящего дня, признает де юре правительство СССР как правительство территорий бывшей Российской империи, где его власть признана населением, и как преемника в этих территориях предшествующих правительств. Оно готово поэтому завязать теперь же регулярные дипломатические отношения с правительством Союза путем взаимного обмена послами.

Похожие работы на - Международное признание Советской России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!