Роль телефона доверия в профилактике суицидального поведения подростков

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    164,33 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль телефона доверия в профилактике суицидального поведения подростков

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ
.1 История возникновения службы телефонной помощи населению
.2 Технология телефонного консультирования и его особенности
.3 Особенности работы с суицидальными абонентами
.4 Психологические особенности подростковых суицидов, телефон доверия как средство их профилактики
.5 Выводы по главе
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение отношения к телефону доверия
.1 База и методы исследования
.2 Анализ и обобщение результатов
.3 Рекомендации для работы на телефоне доверия с суицидальными абонентами
.4 Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Объём социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка. Одна из проблем современной ситуации в жизни общества и человека заключается в увеличении количества самоубийств. Причём число суицидов среди детей и подростков превышает показатель среди взрослых. За последние 30 лет уровень суицидов среди детей и подростков в нашей стране вырос в 8 раз (Г.В. Старшенбаум, 2005). Частота суицидальных попыток у подростков в несколько раз выше, чем у взрослых.

В условиях политического, экономического, духовного кризиса ценности человека, как индивидуума находятся под угрозой.

Суицидом называют осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. По каким же причинам люди теряют смысл своей жизни? Даже в окружении множества людей человек часто чувствует себя одиноким и испытывает эмоциональные страдания. Межличностное общение зачастую настолько поверхностно и неграмотно, что некоторым людям становится трудно найти друзей и в тяжёлые моменты жизни не с кем поговорить, поделиться своими проблемами, не у кого спросить совета и получить поддержку. Эта проблема не обходит стороной и подростков, ведь их ведущей деятельностью в этом возрасте является общение в системе общественно-значимой деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и другие). Именно в общении осуществляется отношение к подростку, как к человеку, как к иной личности, происходит усвоение системы нравственных ценностей. Зачастую некоторые из них не могут полностью открыться даже собственным друзьям. Существует крайне любопытная статистика относительно возраста самоубийц. Оказывается, что подавляющая, непропорционально большая часть таких случаев приходится на долю подростков или юношей и девушек в переходном возрасте. На сухом языке медицины это называется специальным термином - "пубертатный суицид", т.е. "самоубийство, совершенное в пору полового созревания". За последнее десятилетие число самоубийств среди молодёжи выросло в три раза. Основные причины суицида: неразделённая любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Мужчины совершают самоубийство примерно в 3 раза чаще. По-видимому, риск особенно высок у мужчин среднего возраста в моменты тяжелых жизненных кризисов - например, при тяжелых заболеваниях (инфаркте миокарда, злокачественных новообразованиях), при крупных финансовых неудачах, после развода - если они начинают искать выход в алкоголе и не соглашаются с диагнозом депрессии. Самоубийства среди детей встречаются редко. Риск самоубийства возрастает в период полового созревания. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место. Службами здравоохранения США ежегодно регистрируется более 250 000 попыток самоубийства среди школьников и студентов 15-19 лет [6]. В этой ситуации работа телефона доверия приобретает особую актуальность, так как предлагает временную, но мгновенную поддержку, которая может быть настолько эффективной, насколько точны, искренны, профессиональны действия консультантов телефона доверия.

На сегодняшний день остро встаёт проблема доверия. Люди либо защищаются от стрессов, либо уходят от них, вместо того, чтобы их решать. Проблема состоит в том, что люди зачастую не осознают своих жизненных трудностей или отрицают их наличие, это препятствует эффективному решению проблемы.

Объект исследования - особенности организации службы телефонной помощи населению.

Предмет - роль телефона доверия в профилактике суицидального поведения подростков.

Цель исследования: изучение роли телефона доверия в профилактике суицидального поведения подростков.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и обобщить материалы по данной теме;

. Организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению роли телефона доверия в профилактике суицидального поведения у подростков;

. Разработать рекомендации по работе с суицидальными подростками для специалистов телефона доверия

Методы: теоретико-методологический анализ литературы; анкетирование, интервью.

Практическая значимость: данная работа полезна руководству службы телефона доверия, психологу, поможет педагогам-психологам при работе с суицидальными или склонными к суициду подростками. На основе исследования разработаны рекомендации по работе с суицидальными абонентами для психологов на телефоне доверия. Дальнейшей перспективой данной работы является проведение акции по оповещению подростков о номере телефона доверия и разработка программы по подготовке волонтёров для работы на телефоне доверия.

ГЛАВА 1. ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ
1.1 История возникновения службы телефонной помощи населению

Телефонное консультирование в настоящее время получило признание во всём мире, оно активно развивается и совершенствуется. Для населения России эта форма психологической помощи особенно актуальна. Коренные изменения в общественно-политической и экономической жизни страны неизбежно сопровождается серьёзными переменами в жизни каждого человека и действуют разрушительно на физическое и психическое здоровье. Возникают отклонения в самочувствии, поведении и общении, растёт количество психосоматических заболеваний, увеличивается число больных алкоголизмом и наркоманией, распадаются семьи; стихийные бедствия и военные действия на территории страны приводят к психическим травмам, инвалидности и гибели людей; растёт преступность, всё более актуальной становится проблема безработицы. По этим и другим причинам многие ощущают потребность в психологической поддержке. Лица, обратившиеся за помощью на телефон доверия, характеризуются различными эмоциональными нарушениями, не достигшим клинического уровня, ощущением безысходности в сложившейся ситуации, отчаянием, а также состоянием тревоги, страха, ненависти. Эти состояния часто являются факторами суицидального риска.

Следует указать на особое переживание одиночества, которое испытывает ребёнок, обратившийся за помощью к телефонному консультанту. Это переживание человека, оставшегося один на один со своей маленькой личной трагедией, со своей проблемой, которая может восприниматься им как трудноразрешимая и растянутая во времени. Настроения у подростков меняются часто и легко, но при этом испытываемые тоска и ярость. Ненависть, одиночество по-настоящему глубоки, и для подростка очень важно обратиться за помощью именно в данный переживаемый им момент. Существенный вклад в решение этих проблем призваны внести Телефонные Службы Экстренной Психологической Помощи (Телефоны Доверия). К сожалению, номеров телефонов доверия в России практически никто не знает. Для сравнения: в Швеции телефоны доверия для детей и подростков пишутся на ранцах, ластиках, линейках, на школьных досках, а в Бельгии эти номера указываются на каждом таксофоне [20].

В электронной энциклопедии телефон доверия определяется как один из видов социально значимых услуг, которая предоставляет возможность анонимной телефонной беседы с квалифицированным консультантом. В ходе разговора абоненту <#"534273.files/image001.gif">

Рис.1. «Знаете ли вы номер телефона доверия?»

Номер телефона доверия знают лишь 26% опрошенных подростков (29 чел.) из них 13 девочек и 16 мальчиков, из чего следует, что из данной выборки мальчики лучше осведомлены о данной службе. Соответственно, 84% (81 человек) большая часть из всех опрошенных не знают номер ТД.

Рис.2. «Обращались ли вы когда-нибудь на телефон доверия?»


Рис.3. «Обратитесь ли вы когда-нибудь на телефон доверия в будущем?»

На вопрос «Обратитесь ли вы когда-нибудь в будущем на телефон доверия?» 38% (42 человека) ответили - «да, если возникнет необходимость», и 62% (68 человек) ответили - «нет, даже если возникнет необходимость» (рис.3). Двое мальчиков из числа тех, кто обращался на телефон доверия, по данным анкеты не обратятся в будущем в эту службу, даже если возникнет необходимость, хотя одному из них стало лучше после консультации со специалистом.

Рис.4. «Посоветуете ли вы обратиться на телефон доверия своим родственникам, близким, если возникнет в этом необходимость?»

Из всех опрошенных 42% (46 подростков) посоветуют своим близким, родственникам обратиться на телефон доверия, если возникнет необходимость, остальные же - большая часть 58% (64 человека) - ответили, что советовать не будут (рис.4). Одна девочка 14-ти лет подписала на анкете, что посоветует обратиться на телефон доверия только подруге.

Из 29 человек, знающих номер ТД, 59% (17 человек-6 девочек и 11 мальчиков) посоветуют своим родственникам, близким обратиться на ТД, если в этом возникнет необходимость, а 41% (12 человек - 7 девочек и 5 мальчиков) не посоветуют. Девушка 16-ти лет написала на анкете: «Я не знаю, что именно это из себя представляет», хотя в её анкете на вопрос: «Знаете ли вы номер ТД?» стоит утвердительный ответ.

Рис.5. «Считаете ли вы, что телефон доверия может помочь в разрешении какой-либо проблемы человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации?»

Из общего количества опрошенных 14% подростков (15 человек) считают, что телефон доверия абсолютно ненужная обществу социальная служба, 34% (37 человек) считают, что телефон доверия может помочь в разрешении какой-либо проблемы многим людям, находящимся в критической ситуации, и 52% (58 опрошенных) затруднились в ответе на этот вопрос (рис. 5).

На вопрос «Возникали ли у вас мысли о том, что жизнь безнадёжна?» 10% (11 человек) ответили - «да, часто возникают», 60% (66 человек) - «нет», 30% (33 человека) - «иногда возникают».

По результатам опроса видно, что некоторые ребята даже не имеют общего представления о деятельности данной социальной службы. 14% из всех опрошенных (15 человек) считают, что ТД ненужная обществу социальная служба (рис. 5), и никто из них не обращался в службу, только двое из данной выборки знают номер ТД. Если возникнет в этом необходимость, большая часть опрошенных 62% (68 человек) не обратятся в данную службу (рис. 3) и также большая часть из общей выборки 58% (64 человека) не посоветуют своим родственникам и близким обратиться на ТД при возникновении необходимости в этом (рис. 4). Таким образом, можно заключить, что подростки практически не знают номер телефона доверия, не обратятся туда, а также плохо осведомлены о самой работе данной службы, не имеют должного представления о телефонном консультировании. Поэтому большая часть опрошенных затруднились ответить на вопрос, может ли телефон доверия помочь людям в разрешении трудной жизненной ситуации, а также почти все опрошенные не смогли дать оценку эффективности оказываемой помощи телефонным консультантом.

Также нами было проведено интервью с психологом, работающим на телефоне доверия для детей, подростков и их родителей, который стал работать в январе на базе отделения помощи семьи и детям.

На вопрос «Как часто на телефон доверия звонят подростки? И как часто поступают повторные обращения?» мы получили следующий ответ:

«Сами подростки звонят не часто, соответственно, и повторные обращения поступают редко. В основном звонят их родители по вопросам воспитания, неуправляемости детей, девиантного поведения. Также родители обращаются за помощью в разрешении проблем, возникающих в связи с разводом, чтобы помочь ребёнку адаптироваться в данной ситуации».

Ответ на вопрос: «Какие проблемы в обращении подростков превалируют?» последовал такой:

«В обращениях подростков преобладают проблемы разрыва романтических отношений, проблемы в школе (давление со стороны сверстников, давление в школе), проблемы взаимоотношений с родителями, друзьями».

На вопрос «Часто ли звонят суицидальные подростки?» психолог ответила, что на телефоне доверия не было зарегистрировано ни одного суицидального подростка.

На поставленный вопрос «Как вы думаете, какую роль телефон доверия играет в профилактике суицида у подростков?» психолог ответила следующее:

«В профилактике суицидального поведения, наверное, незначительную роль, а вот в предсуицидальном - немалую. Когда человек хочет привлечь к себе внимание, он для этого и звонит на телефон доверия, он не хочет покончить жизнь самоубийством. Если человек хочет это сделать, то он это сделает и не будет звонить, есть, конечно, случаи, когда это делают назло кому-то».

«Нет. Чем хорош телефон доверия? Тем, что вы его не видите, вам не нужно как-то наряжаться для него, выглядеть красивыми, вы будете разговаривать с подготовленным человеком, и сами можете представить консультанта таким, каким вы хотите его увидеть. Главное для консультанта - изначально правильно подобрать интонацию, тембр голоса.

Да, бывали случаи, когда поговоришь с ними и в конце телефонного разговора, когда проблема уже решена, конечно, бывает и благодарят».

И на последние вопросы интервью: «Как Вы считаете, все ли подростки в нашем городе знают о ТД? Существует ли проблема оповещения подростков о возможности позвонить на ТД?» психологом было отмечено следующее:

«Конечно, не все подростки знают номер телефона доверия в нашем городе, так как существует проблема оповещения подростков о телефоне доверия, но мы стараемся её решать, распространяем визитки, расклеиваем объявления».

После проведения интервью можно сделать следующие выводы: подростки не часто звонят на телефон доверия, повторных обращений происходит ещё меньше, но те, кто обращаются, иногда благодарят консультантов за помощь в разрешения какой-либо проблемы, таким образом, выражая своё отношение к данной службе. Суицидальных подростков вообще не было зарегистрировано на телефоне доверия. Сама психолог, работающий на телефоне доверия, определяет роль данной службы в профилактике суицидального поведения подростков как незначительную, считая, что люди с истинными суицидальными намерениями не будут звонить на телефон доверия, а просто осуществят их. Из-за существующей проблемы оповещения подростков о номере телефона доверия и о работе данной службы, не все подростки города информированы о телефонном консультировании, а лишь малая часть.

2.3 Рекомендации для работы на телефоне доверия с суицидальными абонентами

На основе изученной информации об особенностях работы на телефоне доверия нами были составлены рекомендации для работы с суицидальными абонентами:

. Консультант должен быть самим собой, без продуманной игры. Будьте спокойны, заинтересованы, уверены в себе, познавайте. Принимайте абонента без вызова и критики и позвольте ему/ей рассказать свою историю по-своему. Ваша основная роль - выслушать и собрать информацию, чтобы помочь оценить ситуацию, а не советовать. Постарайтесь прояснить его чувства без осуждения. Спросите абонента, как он себя чувствует. Возможно, он уже изначально испытывает определенные эмоции. Фразы абонента, типа "Я никогда не знал, что способен чувствовать такое", "Я боюсь, что сделаю что-либо" или "Я не понимаю, что со мной случилось" ясно показывают, что он испытывает новые для себя эмоции или более сильные, чем когда-либо ранее.

. Будьте открыты и сосредоточены, когда подозревается суицид. Если абонент суицидален, то причина его звонка - поговорить о суициде. Способность говорить о суициде свободно полезна в целях снижения тревожности клиента по поводу своих суицидальных импульсов. Если абонент обнаруживает, что вы интересуетесь им и не боитесь суицидальных мыслей, он может понять, что суицид не является решением его проблемы. Одна из важнейших обязанностей консультанта - помочь абоненту разделить основные и побочные проблемы.

. Необходимо оценить летальность. Тон голоса, частота слов, одышка или громкое дыхание могут сказать больше, чем вербальный уровень. Летальность зависит от степени вероятности того, что абонент покончит с собой немедленно или в ближайшем будущем. Число критериев летальности меняется с наблюдениями и опытом. Суицидальный потенциал варьирует в терминах летальности от минимума, где нет опасности потерять жизнь и до максимума, где вероятность смертельного исхода огромна, и смерть может наступить в ближайшее время. Прослушивание суицидальных планов абонента поможет Вам также решить, насколько серьезна угроза самоубийства. Необходимо проследить пути развития идей, чтобы понять, куда они ведут, но Вы не должны говорить слишком много. Абоненту должно хватать времени, чтобы выражать свои мысли. Говоря слишком быстро, чтобы заполнить паузы, вы можете раздражать абонента. Паузы позволяют абоненту собраться с мыслями и выразить их. Если вы обнаружили, что абонент уже предпринимает суицидальные попытки (выпил таблетки, перерезал вены и т. п.) или собирается сделать это уже вот-вот, действуйте в ситуации прямо и активно. Процесс помощи должен быть ускорен.

. Следует оценить ресурсы. Это важно как при оценке суицидального потенциала, так и для того, чтобы помочь абоненту составить план действий. У абонента есть как внутренние, так и внешние ресурсы. Что следует сделать абоненту, чтобы обрести силы пережить кризис? Внутренние ресурсы: работнику следует спросить, случалось ли подобное ранее, и как абонент справился, что ему при этом помогло. Внешние ресурсы: могут ли помочь церковь, семья, друзья, по мнению абонента. Если нет - не считайте их ресурсами. Сделайте акцент на помощь службы как ресурса, усильте развитие других ресурсов. Если система внешних ресурсов слаба или не существует, подключите дополнительную помощь, устройте групповую телефонную консультацию (если возможно). Дополнительную информацию необходимо запросить, когда Вы определили, что абонент уже совершает самоубийство. Первой необходимой информацией является та, что может прояснить положение абонента. Также должна быть предпринята попытка узнать, какие средства использовались, как давно и где находится абонент. Если вы неспособны получить необходимую информацию об абоненте в состоянии саморазрушения, необходимо сообщить в специальную службу. Там смогут определить местонахождение абонента на линии связи. Если необходимая информация получена, необходимо вызвать скорую помощь. Чрезвычайно важно удержать суицидального клиента от употребления средств самоубийства. Вы должны попытаться поговорить с таким клиентом. Попытаться мобилизовать любые другие ресурсы, чтобы удержать клиента от использования этих средств. Если существуют значимые другие, нужно попросить разрешения переговорить с ними о положении клиента.

. Как и в других жизненных ситуациях, консультант должен развить в себе уверенность и самообладание с помощью тренировок и опыта. Мобилизация ресурсов - направлений. Поинтересуйтесь, что собирается абонент сделать в данный момент. Что он готов сделать? В зависимости от природы разговора (высока летальность или нет) Вам следует решить, куда направить Ваши усилия. Если абонент не нуждается в прямом вмешательстве, вы можете помогать абоненту переживать кризис и заботиться о нем. Помните: не давайте советов и не принуждайте абонента принять Вашу помощь. Ваша работа - помочь в выдвижении альтернатив. Обратитесь за помощью, в случае необходимости, и, если абоненту совсем плохо, спросите, что он чувствует. Если абонент согласен, что дополнительная помощь может помочь, созовите телефонную консультацию и действуйте сообща. Напомните абоненту, что вы все переживаете за него и убедите позвонить вам снова. Если вас просят перезвонить, тоже соглашайтесь.

. Вам следует попытаться увидеть амбивалентность во время разговора с суицидальным абонентом. Примером амбивалентности является абонент, который злится на любимого за причиненный ему реальный или воображаемый ущерб и полон сильных чувств: как любви, так и ненависти к другому. Такой абонент может принять летальную дозу барбитуратов и затем обратиться к кому-нибудь в поисках спасения перед тем, как потерять сознание. Отношения и сила двух противоположных импульсов к жизни и смерти могут варьировать в различных условиях.

. Суицидальные угрозы и попытки у мужчин следует принимать всерьез. Помните, что чем старше человек, тем более серьезен его самодеструктивный потенциал. Для всех возрастов суицидальные коммуникации выше среди мужчин, чем среди женщин.

. Серьезные суицидальные идеи обычно связаны с чувствами беспомощности, безнадежности, истощения и краха. То, что может показаться неважным для Вас, возможно, чрезвычайно важно для абонента. Вам следует давать свои суждения лишь в том случае, если абонент утратил контроль или неспособен рассуждать сам. Это должно основываться на главном содержании диалога. Если абонент чувствует, что нет больше смысла бороться с жизнью, он готов отказаться. Будущее абонента основано на его собственной оценке своих чувств. Вам следует постараться изменить эту оценку.

2.4 Выводы по главе

После проведения исследований, можно сделать следующие выводы. Результаты проведённого исследования сошлись в выводах, которые указывают на следующее: некоторые ребята даже не имеют должного представления о деятельности службы телефонного консультирования. Подростки практически не знают номер телефона доверия, редко туда обращаются за помощью, а также плохо осведомлены о самой работе данной службы, опрошенные не смогли дать оценку эффективности оказываемой помощи телефонным консультантом. Повторных обращений происходит ещё меньше, но те, кто обращаются, иногда благодарят консультантов за помощь в разрешения какой-либо проблемы, таким образом, выражая своё отношение к данной службе.

Опрошенный психолог, работающий на телефоне доверия, определяет роль данной службы в профилактике суицидального поведения подростков как незначительную, считая, что люди с истинными суицидальными намерениями не будут звонить на телефон доверия, а просто осуществят их. Но по определению профилактика суицида - это ведь комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение суицида и/или устранение его факторов риска. Если подростки будут чаще звонить на ТД в кризисных ситуациях и их проблемы будут в процессе беседы разрешаться, если оказанная им помощь будет эффективна, то таким образом будет происходить предупреждение суицидального поведения среди подростков. Это значит, телефон доверия может выступать в качестве значимой социальной службы по решению каких-либо проблем, возникающих у подростков, а также для превенции суицидов.

Вследствие проблемы оповещения подростков о номере телефона доверия и о работе данной службы, существует необходимость разрабатывать проекты оповещения подростков о телефоне доверия, усилить меры для решения этой проблемы, указывать на то, что подростки могут обратиться в службу, не опасаясь за разглашение без их согласия информации, полученной консультантом в ходе беседы, так как одним из принципов данной службы является анонимность.

телефон доверие профилактика суицид подросток

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть важную роль, которую играют службы телефона доверия для всего мирового сообщества, так как в условиях дефицита полноценного общения, в постоянно меняющейся реальности, в условиях дефицита ресурсов человеческой психики, позволяющих адекватно реагировать на раздражители окружающей среды, каждый нуждается в доверии, а иногда и психологической помощи, и телефонная служба всегда готова поддержать любого. Человек, позвонивший на телефон доверия, всегда может рассчитывать на психологическую помощь, доверие и поддержку.

Тенденция к росту обращений на детские телефоны доверия зависит от того, как информируют детское население о таких службах. Наиболее эффективным является не общее объявление, хотя они тоже работают, и не объявление в газетах и журналах, потому что дети не всегда их читают. Самое эффективное, если ребенок получит листок бумаги, на котором будет написан номер телефона и обращение, как и зачем он может туда звонить.

На основе исследования нами были разработаны рекомендации для работы на телефоне доверия с суицидальными абонентами. Кроме того нами были запланированы разработка и проведение программы по подготовке волонтёров на телефон доверия выходные дни, а также акция на лето этого года по оповещению по оповещению подростков о номере телефона доверия, в которой будут раздаваться детям канцелярские товары, а на них будет написан номер телефона доверия.

Список используемой литературы

1. Васюков Игорь. В чем польза от звонка на "Телефон доверия"? [Электронный ресурс] //www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-10626/

. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Минск.: Харвест, 2007. - 576 с. - (Библиотека практической психологии).

. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. [Электронный ресурс]

. Особенности консультирования по телефону в случае подросткового суицида [Электронный ресурс] //www.azps.ru/list/110b

. Практика телефонного консультирования: хрестоматия / Ред.-сост. А.Н.Моховиков. - 2-е изд.,доп. - М,: Смысл, 2005. - 463с.

. Предотвращение самоубийства.   [Электронный   ресурс] //www.max.1gb.ru/psy/psy-book17

. Профилактика   суицида.   [Электронный     ресурс] //www.psyolesyatan.ucoz.ru/index/

. Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков [электронный ресурс] //www.http://centercep.ru/stati/8-klinicheskaya-psihologiya-i-psihoterapiya/132-suicid-o-merah-profilaktiki-suicida-sredi-detey-i-podrostkov.html

. Профилактика суицидального поведения детей и подростков: Методическое пособие/ Составители: Л.М.Левина, С.М.Ильина. - Иркутск: Издательство ОГОУ ЦПМСС, 2009. -44с.

. Психологическая библиотека/Моховиков А.Н. - Телефонное консультирование 2-ое издание. [Электронный ресурс] //www.zipsites.ru/psy/psylib

. Ромек В. Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб.: Речь, 2007. - 256с.

. Романова. Работа психолога на телефоне доверия. [Электронный ресурс] //www.psyinst.ru/library.php

. Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи [электронный ресурс] ratepp.ru/publ

. Руководство по телефонному консультированию [Электронный ресурс] www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Article/rukovod.

. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. - М.: "Когито-Центр", 2005. - 376с. (Клиническая психология)

. Ступени телефонного разговора с суицидальными клиентами [электронный ресурс] azps.ru/list/100bl

. Счёты с жизнью: Молодёжные самоубийства - новый пик через сто лет/ И.П.Прусс// Знание - сила. -2004. -№5. - с.28-30.

. Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. [Электронный ресурс] centercep.ru/stati/8-klinicheskaya-psihologiya-i-psihoterapiya/132-suicid-o-merah-profilaktiki-suicida-sredi-detey-i-podrostkov

. Телефон доверия. Чтобы тебя услышали. [Электронный ресурс]

. Темпоральные характеристики самоубийства/ А.Ю.Мягков// Социс. -2004. - №3. - с.83-92.

. Труханова А.В.Специфика работы психолога-консультанта Телефона доверия с детскими суицидальными обращениями. [Электронный ресурс] psyjournals.ru/helpline/issue/40536_full

. Устименко С. Ф. Межличностные взаимоотношения подростков. [Электронный ресурс] www.voppsy.ru/issues

. Экстренное психологическое консультирование по телефону. [Электронный ресурс] www.psyinst.ru/library.php/library

. Мифы и реальности о суицидах. Профилактика суицида. [Электронный ресурс] <http://www.psylive.ru/articles/2359_mifi-i-realnosti-o-suicidah-profilaktika-suicida.aspx>

Похожие работы на - Роль телефона доверия в профилактике суицидального поведения подростков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!