Проблемы действия уголовного закона в пространстве

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,22 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы действия уголовного закона в пространстве













КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему

«Проблемы действия уголовного закона в пространстве»

Введение

В своей работе я расскажу о действии уголовного закона в пространстве, освещение рассматриваемой проблемы в целом, окажет существенную помощь в правильном понимании и применении норм уголовного закона.

Прежде всего, следует отметить, что правовое решение вопроса о пределах действия закона является необходимым условием его правильного понимания и применения. Установленные на этот счет правовые нормы служат важной гарантией обеспечения свободы поведения человека в обществе, предоставляют ему возможность согласовывать свои действия и поступки с предписаниями закона.

Что касается действия уголовного закона в пространстве, то можно сказать, что осуществление уголовной юрисдикции внутригосударственными органами покоится на некоторых принципах, главенствующими из которых являются:

территориальный принцип

национальный принцип

экстерриториальный принцип

покровительственный принцип

Нормы о действии закона во времени и в пространстве базируются на общепризнанных принципах гуманизма и справедливости, закрепленных в нормах международного права, что повышает их значимость.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблем действия уголовного закона в пространстве, раскрытие его принципов.

Общая характеристика действия уголовного закона в пространстве

Каждая статья Уголовного кодекса РФ обеспечивает защиту прав и свобод провозглашенных в Конституции РФ. Конституция РФ является основой юридической базы Уголовного законодательства РФ.

В соответствии с ч.1 ст.11 Уголовного кодекса РФ он распространяет своё действие на всю территорию Российской Федерации (территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве). К территории Российской Федерации для целей определения границ действия УК РФ относятся:

Суша - земельная территория, находящаяся в пределах Государственной границы РФ.

Внутренние воды рек, озёр и иных водоемов, находящихся в пределах Государственной границы РФ.

Внутренние морские воды Российской Федерации, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Территориальное море Российской Федерации - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от указанных в международных правовых актах исходных линий (линия наибольшего отлива вдоль берега и др.)

Недра - часть земной коры в границах территории РФ, расположенная ниже почвенного слоя (земной поверхности, дна водоёмов) и простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Воздушное пространство - воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем. Законодательством не установлен максимальный предел высоты, являющейся верхней границей воздушного пространства; в международной практике обычно принимается, что открытое космическое пространство, на которое распространяется международный режим, начинается с высоты 100-110 км.

Континентальный шельф - морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, но не менее 200 морских миль, если иное не установлено международным договором РФ.

Исключительная экономическая зона РФ - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации, имеющий протяжение 200 морских миль от исходных линий территориального моря (если иное не установлено международным договором РФ)1.

На территории континентального шельфа уголовная юрисдикция РФ не распространяется на покрывающие его воды и воздушное пространство и в связи с этим осуществляется только в отношении преступлений, связанные с нарушением режима этой территории (в том числе касающихся находящихся на них искусственных объектов: буровых установок, искусственных островов, подводных кабелей). Аналогичным образом обстоит ситуация и с осуществлением уголовной юрисдикции на территории исключительной экономической зоны: она распространяется только на деяния, связанные с незаконным созданием в ней зон безопасности и использованием её природных ресурсов.

Действие Уголовного кодекса РФ распространяется также на пилотируемые объекты, запускаемые Российской Федерацией в космическое пространство, приписанные к порту или аэропорту РФ водные и воздушные суда под флагом или с опознавательными знаками РФ, находящиеся в открытом море или открытом воздушном пространстве, а также военно-морские корабли и военные воздушные суда, находящиеся под флагом или опознавательными знаками РФ (независимо от их места нахождения)2.

Международным правом устанавливаются ограничения в отношении осуществления уголовной юрисдикции РФ по преступлениям, совершённым на борту морских судов под флагом иностранных государств, находящихся в пределах территориального моря РФ, и воздушных судов таких государств, находящихся в пределах воздушного пространства РФ. Ст.27 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года устанавливает, что юрисдикция прибрежного государства распространяется только на случаи, когда последствия преступления распространяется на прибрежное государство, либо преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море, либо если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель государства флага обратится с просьбой о помощи к местным властям, либо если эти меры необходимы для пресечения незаконного оборота наркотических или психотропных средств.

Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года устанавливает, что в отношении преступлений, совершённых на борту воздушных судов других государств, находящихся в территориальном воздушном пространстве, уголовная юрисдикция осуществляется лишь если преступление имеет последствия на территории государства, либо совершено гражданином (резидентом) или в отношении гражданина (резидента) такого государства, либо направлено против безопасности государства, либо связано с нарушением правил воздушных полётов, либо если вмешательство требуется для выполнения международных обязательств данного государства.

Таким образом, в отношении всех прочих преступлений, совершённых на борту воздушных и морских судов применяется закон государства флага. Это же относится и к морским и воздушным судам РФ, находящимся в пределах территориального моря и воздушного пространства иностранных государств.

Международным правом могут устанавливаться исключения из территориальной уголовной юрисдикции РФ. Одним из наиболее известных таких исключений является дипломатический и консульский иммунитет.

Принципы действия уголовного закона в пространстве

В ст. 11-13 УК РФ определены принципы действия уголовного закона в пространстве.

Территориальный принцип действия уголовного закона определяется следующими положениями: по российскому уголовному законодательству подлежат ответственности лица, совершившие преступления на территории России (ст. 11 УК РФ). Понятие территории России определено в законе РФ «О государственной границе» от 1 апреля 1993 г. Территорией Российской Федерации является суша в пределах государственных границ России, водное пространство внутренних морей, озер, рек. К территории также относятся территориальные воды, ширина которых установлена в 12 морских миль, исчисляемых от линии наибольшего отлива. Действие УК РФ распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе или исключительной экономической зоне РФ. В соответствии с законом РФ «О континентальном шельфе РФ» от 30 ноября 1995 г., континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ до определенной его глубины. Исключительная экономическая зона Российской Федерации устанавливается в 200 миль в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод РФ и прилегающих к ним.

Уголовная юрисдикция распространяется также на лиц, совершивших преступление на морских и речных судах, на военно-морских кораблях, воздушных аппаратах и запущенных в космос российских космических объектах при определенных условиях, регламентированных в ч. 3 ст. 11 УК РФ.

Из данного принципа есть исключение, действующее для лиц, обладающих правовым (дипломатическим) иммунитетом. Данные лица не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия правительства страны, которую они представляют. К таким лицам, пользующимся правом дипломатической неприкосновенности, относятся: главы посольств и дипломатических миссий в ранге посла, посланника или поверенного в делах, советники и секретари всех степеней, военные атташе, а также члены их семей и некоторые другие лица.

Принцип ответственности по закону места совершения преступления, получивший название территориального, гласит: все лица, совершившие преступление на территории данного государства, подлежит ответственности по его законам. Он выражает территориальный по своему существу характер государственного суверенитета, в соответствии с которым юрисдикция государства распространяется на всех находящихся на его территории лиц, и покоится на презумпции, что преступление затрагивает интересы того государства, где оно совершено.

Принцип гражданства означает, что граждане РФ, где бы они ни совершили преступление, несут уголовную ответственность по Уголовному кодексу РФ. Ст. 12 УК РФ устанавливает положение, по которому граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в ней лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по российскому уголовному закону, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении этих лиц в России назначенное наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление (ч. 1 ст. 12 УК). При этом необходимо выделить два обстоятельства:

во-первых, общественно опасное деяние, совершенное лицом за границей, должно признаваться преступлением не только российским уголовным законом, но и законом иностранного государства, на территории которого совершено это преступление;

во-вторых, при применении к такому лицу наказания в России нельзя превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом этого иностранного государства.

Реальный принцип (ч. 3 ст. 12 УК РФ) основывается на том, что иностранные граждане и лица без гражданства подлежат уголовной ответственности по российским уголовным законам, если их преступления направлены против интересов Российской Федерации, например, организация вооруженного мятежа (ст. 279 УК).

Реальный принцип состоит в экстратерриториальном действии уголовного закона в целях защиты интересов государства и его граждан от преступлений, совершаемых не гражданами данного государства. Предоставляя более широкие пределы для действия национального закона в пространстве, указанный принцип исходит не из того, где совершено преступление и кто его совершил, а из того, на чьи интересы оно было направлено. Практически речь идет об угрожающих безопасности государства или наносящих ущерб его гражданам действиях, совершаемых вне территории государства лицами, не имеющими его гражданства, так как иначе были бы использованы либо территориальный, либо персональный критерии. Поэтому не случайно реальный принцип называют еще принципом защиты, охранительным, или пассивным персональным, т.е. учитывающим гражданство потерпевшей стороны, хотя последний критерий является более узким, поскольку потерпевшими от преступления могут быть не только физические, но и юридические лица.

Универсальный принцип исходит из необходимости борьбы с международными преступлениями, в частности, касающейся борьбы с фальшивомонетничеством, угоном воздушного судна и т.д.

Институт выдачи одним государством лиц, совершивших преступление, другому иностранному государству (экстрадиция) давно известен международному праву. В этом случае государство, на территории которого находится преступник, по просьбе иностранного государства, ограничивая свою уголовную юрисдикцию в отношении этого лица, выдает его другому заинтересованному государству.

Универсальный принцип заключается в применении национального уголовного закона к находящимся на территории государства иностранцам, совершившим за его пределами преступления, посягающие согласно межгосударственным соглашениям на международный правопорядок. Этот критерий дает возможность любому государству устанавливать юрисдикцию в отношении лиц, уголовно противоправные деяния которых, имея место за его пределами, не затрагивают прямо ни данное государство, ни его граждан.

Ч. 1 ст. 13 УК РФ устанавливает, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Помимо перечисленных основных принципов следует указать:

экстерриториальный принцип, определяющий изъятия из территориального принципа для некоторой категории иностранцев;

покровительственный принцип, определяющий изъятия из территориального принципа в зависимых государствах; оккупационный принцип, определяющий изъятия из территориального принципа в местностях, оккупированных иностранным государством3.

Действие уголовного закона в пространстве предполагает раскрытие и уяснение положений, изложенных в ст. 11 УК РФ, построенной на принципе территориальности, в ст. 12 УК РФ, построенной на принципе гражданства и других принципах, и ст. 13 УК РФ, построенной на международном принципе о выдаче преступников.

Нужно отметить, что нормы этих статей в УК РФ подверглись определенному обновлению.

Лицо, совершившее преступление на территории РФ, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

Преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства РФ, признаются совершенными на территории РФ. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов РФ, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором РФ. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения.

Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права.

В общих словах, сущность принципа территориальности состоит в том, что все лица, совершившие преступления на территории РФ, независимо от того, являются ли они российскими гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства, несут уголовную ответственность по УК РФ.

Пределы территории РФ определяются в ст. 1 Закона РФ "О государственной границе РФ" от 1 апреля 1993 г., из которого следует, что территорией РФ является суша, недра и воздушное пространство в пределах государственной границы РФ.

Государственной границей является линия, определяющая пределы сухопутной и водной территории РФ. Вертикальная поверхность, проходящая по этой линии, является границей воздушного пространства и недр РФ.

Понятие "воздушное пространство" включает все воздушное пространство над сухопутной и водной территории РФ, и над территориальными водами.

Преступление считается совершенным на территории РФ, если на территории РФ были совершены действия (бездействие) и наступили общественно опасные последствия; или если на территории РФ были совершены действия (бездействие), а общественно опасные последствия наступили за ее пределами; или если действия (бездействие) были совершены за пределами РФ, а общественно опасные последствия наступили на территории РФ.

В части 3 статьи на законодательном уровне закрепляется решение тех вопросов, с которыми сталкивается практика и которые прежде решались на основе сложившихся традиций. Речь идет о применении УК РФ к действиям, совершаемым на гражданском судне, находящимся в открытом водном или воздушном пространстве; такие действия квалифицируются по УК РФ, если иное решение не предусмотрено международным договором РФ. Действительно, гражданское судно РФ, находящееся в открытом море или открытом воздушном пространстве, считается территорией РФ, поскольку на судне, несущем флаг РФ, действуют законы РФ. В случае нахождения гражданского водного или воздушного судна РФ в территориальных водах или воздушном пространстве другого государства на него распространяется юрисдикция этого государства. Что касается военного, водного, морского или воздушного судна, то преступления, совершенные на этих судах, всегда рассматриваются по УК РФ, независимо от того, где находилось такое судно

Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по Уголовному Кодексу РФ.

Пределы территории Российской Федерации определяются в ст. 1 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г., из которого следует, что территорией РФ является суша, недра и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ.

В ч. 2 данной статьи устанавливается, что УК РФ действует также в отношении деяний, совершенных в пределах территориальных вод РФ, которые также являются частью территории РФ и ширина которых равна 12 морским милям. На основании сложившейся международной практики устанавливается, что действие УК распространяется также на деяния, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Понятие и режим континентального шельфа определен в ст. 1 Закона РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 25 октября 1995 г. (РГ, 7 декабря 1995 г.), из которой, в частности, следует, что внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от территориального моря РФ. Исключительная экономическая зона РФ устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих РФ островов. Внешняя граница такой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды РФ.

Преступление считается совершенным на территории РФ, если на территории РФ были совершены действия (бездействие) и наступили общественно опасные последствия; или если на территории РФ были совершены действия (бездействие), а общественно опасные последствия наступили за ее пределами; или если действия (бездействие) были совершены за пределами РФ, а общественно опасные последствия наступили на территории РФ.

В ч. 3 статьи 11 УК РФ на законодательном уровне закрепляется решение тех вопросов, с которыми сталкивается практика и которые прежде решались на основе сложившихся традиций. Речь идет о применении УК к действиям, совершенным на судне, находящимся в открытом водном или воздушном пространстве; такие действия квалифицируются по УК РФ, если иное решение не предусмотрено международным договором РФ. Что касается военного водного, морского или воздушного судна, то преступления, совершенные на этих судах, всегда рассматриваются по УК РФ, независимо от того, где находилось такое судно.

Часть 4 статьи касается вопроса об ответственности лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, и применяет общую отсылку к нормам международного права.

Круг лиц, пользующихся таким иммунитетом, определяется на основе взаимности Венской конвенции о дипломатических отношениях, ратифицированной СССР 11 февраля 1964 г. и Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966г.

На территории РФ личной неприкосновенностью и иммунитетом пользуются: глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советники, торговые представители и их заместители, военные, военно-морские, военно-воздушные атташе и секретари -архивариусы, а также члены их семей, не являющиеся гражданами России и проживающие совместно с ними.

Ограниченным иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ на началах взаимной договоренности пользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и правительственных делегаций.

Иммунитет территории означает, что без разрешения руководителей дипломатических представительств нельзя входить на территорию посольств для выполнения следственных действий - осмотра, обыска, задержания и ареста подозреваемых. Поэтому в международной практике известно много случаев предоставления убежища в помещении посольства лицам, преследуемым правоохранительными органами государства, в котором аккредитовано представительство.

Правовой иммунитет не означает безнаказанности или свободы совершать преступления. Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего представительства, в стране пребывания. Как правило, лица, пользующиеся правовым иммунитетом, в случае нарушения законов РФ, например совершения шпионажа, объявляются персоной "нон грата" и выдворяются за пределы России.

Граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц, наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по Уголовному Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов РФ, и в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ2.

Эта статья внесла существенные изменения в практику применения УК РФ в отношении действий, совершенных вне пределов РФ. Здесь сформулирован принцип non bis in idem (не дважды за одно и тоже), уточнены ч. 1, ст. 12 УК РФ , ч. 2 ст. 12 УК РФ пределы назначения наказания судом РФ за преступления, совершенные вне пределов РФ, уточнена уголовная ответственность лица без гражданства, расширены основания уголовной ответственности иностранных граждан за преступления, совершенные вне пределов РФ5.

В соответствии со ст.50 Конституции РФ и ч.2 ст.6 УК РФ, устанавливающих, что никто не может быть дважды привлечен к ответственности за одно и то же преступление, эта статья - в отличие от прежнего законодательства - определяет, что ни граждане РФ, ни лица без гражданства, ни иностранцы не могут привлекаться к уголовной ответственности, если за совершенные ими вне пределов РФ преступления они были осуждены в иностранном государстве.

Кстати, уголовная ответственность лиц без гражданства зависит от того, проживают ли они в РФ постоянно или временно. Если эти лица проживают в РФ постоянно, то за преступления, совершенные вне пределов РФ, они отвечают по правилам, установленным для граждан РФ. Если же они не проживают в РФ постоянно, то за такие преступления они отвечают по правилам, установленным для иностранных граждан.

Впервые в РФ на законодательном уровне решен вопрос об уголовной ответственности военнослужащих, находящихся в составе воинских частей РФ за пределами России. Положения ч.2 статьи сформулированы, по сути дела, на основе так называемого оккупационного принципа действия уголовного закона (ст. 50 Конституция РФ) в пространстве, являющегося фактически изъятием из территориального принципа и проявляющегося в применении к преступлениям, совершенным на оккупированной территории, законов государства, совершившего оккупацию. Применение оккупационного принципа обычно происходит на основе договора с государством, на территорию которого введены войска во время войны или после нее или при других обстоятельствах.

Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

В соответствии со ст. 50 Конституции РФ и ч. 2 ст. 6 Уголовного Кодекса, устанавливающих, что никто не может быть дважды привлечен к ответственности за одно и то же преступление, статья 12 УК РФ - определяет, что ни граждане РФ, ни лица без гражданств, ни иностранцы не могут привлекаться к уголовной ответственности, если за совершенные ими вне пределов РФ преступления они были осуждены в иностранном государстве.

Уголовная ответственность лиц без гражданства зависит от того, проживают ли они в РФ постоянно или временно. Если эти лица проживают в РФ постоянно, то за преступления, совершенные вне РФ, они отвечают по правилам, установленным для граждан РФ. Если же они не проживают в РФ постоянно, то за такие преступления они отвечают по правилам, установленным для иностранных граждан.

В соответствии с ч. 1 данной статьи граждане РФ за преступления, совершенные вне пределов РФ, отвечают в том случае, если совершенное деяние признано преступлением как в РФ, так и в государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государстве за это преступление.

УК установил размер наказания, которое может назначить российский суд за преступление, совершенное вне пределов РФ: это наказание не может превышать максимальной санкции, предусмотренной за содеянное в том государстве, где оно было совершено.

Иностранные граждане могут отвечать по УК РФ за два вида преступлений, совершенных ими вне пределов РФ: а) за деяния, предусмотренные международным договором и б) за деяния, направленные против интересов РФ. За указанные преступления иностранные граждане могут подлежать ответственности при условии, что они не были осуждены в иностранном государстве и привлечены к ответственности на территории РФ.

Россия является участником многих двусторонних и многосторонних конвенций по борьбе с преступностью, например, Конвенций о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (от 16 декабря 1970 г.), о борьбе с захватом заложников (от 17 декабря 1979 г.), о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (от 10 марта 1988 г.), о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (от 20 декабря 1988 г.) и др.

Под действиями, направленными против интересов Российской Федерации, следует понимать не только действия, непосредственно направленные против государства (например, шпионаж), но и другие преступления, причиняющие ущерб общественным отношениям, охраняемым российским уголовным законом, в том числе преступления против жизни и здоровья российских граждан.

В РФ на законодательном уровне решен вопрос об уголовной ответственности военнослужащих, находящихся в составе воинских частей РФ за пределами России. При этом законодатель не счел возможным принять жесткое решение: указанные военнослужащие отвечают по УК РФ, если иное решение не предусмотрено соответствующим международным договором РФ, который в таком случае является приоритетным в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Иностранные граждане должны отвечать по УК РФ за 2 вида преступлений, совершенных ими вне пределов РФ:

а) за деяния, предусмотренные международным договором;

б) за деяния, направленные против интересов РФ.

За указанные преступления иностранные граждане могут подлежать ответственности при условии, что они не были осуждены в иностранном государстве и привлечены к ответственности на территории РФ, то это и есть универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, который так же именуется космополитическим, исходящем из необходимости борьбы с международными преступлениями и заключающемся в том, что каждое государство вправе применить свой уголовный закон к иностранным гражданам, совершившим за пределами его страны преступления, предусмотренные международными соглашениями. УК РФ сохранил действие этого принципа и дополнил его новым, называемым в теории реальным принципом, заключающемся в том, что каждое государство распространяет свой уголовный закон на преступления, совершенные за границей этого государства, если они посягают на его интересы. Под действиями, направленными против интересов РФ, следует понимать не только действия, непосредственно направленные против государства (например, шпионаж), но и другие преступления, причиняющие ущерб общественным отношениям, охраняемым российским уголовным законом, в точнее преступления против жизни и здоровья российских граждан.

Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция)

Согласно ч. 1 ст. 61 Конституции РФ и ч. 1 ст. 13 УК граждане России, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

В силу ст. 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В Российской Федерации не допускается выдача (экстрадиция) другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. В этом случае речь идет об иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно не проживающих в России и совершивших преступление за границей либо на территории России. Поэтому согласно ч. 2 ст. 13 УК иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Преступление считается совершенным на территории России в следующих случаях:

а) когда преступное действие (бездействие) совершено на территории России и на ее же территории наступили общественно опасные последствия;

б) когда преступное действие или бездействие совершено на территории России, а преступное последствие наступило за границей;

в) когда преступное действие или бездействие лицом совершено за границей, а преступный результат наступил на территории России.

Правильное решение вопроса о месте совершения преступления имеет важное практическое значение не только для определения территории государства, где оно было учинено, но и для установления территориальной подследственности и подсудности уголовного дела о совершенном преступлении.

Особый интерес имеет вопрос о месте совершения длящихся и продолжаемых преступлений, а также преступлений, при которых преступное действие (бездействие) совершено в одном месте, а преступное последствие наступило в другом. При длящемся и продолжаемом преступлении местом его совершения признается та географическая точка, где пресечено (прекращено) данное деяние или совершен последний акт продолжаемого деяния. Когда преступное действие учинено в одном месте, а последствие его наступило в другом месте, то местом совершения преступления следует считать ту географическую точку, где учинено само действие (или бездействие).

Итак, все лица, совершившие преступления на территории России, подлежат ответственности по УК России. Территория России определяется ее Государственной и таможенной границей, законодательством о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, международными договорами и традициями. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств, которые неподсудны по уголовным делам российским судам, разрешается дипломатическим путем. Граждане РФ и постоянно проживающие в России лица без гражданства за совершение преступления за границей подлежат уголовной ответственности по закону России, если они не были привлечены к ответственности и осуждены за границей. Граждане России не подлежат выдаче другому государству в связи с совершением преступления за границей.

ээкстрадиция пространство преступление закон

Заключение

В работе затрагивались вопросы относительно действия уголовного закона в пространстве, что имеет огромное практическое и теоретическое значение.

Говоря о действии уголовного закона в пространстве, можно сказать, что он базируется на следующих принципах:

территориальный принцип

национальный принцип

экстерриториальный принцип

покровительственный принцип

В завершении можно отметить, что непосредственное практическое применение Уголовного кодекса РФ всеми правоприменительными органами, выявит не только его положительные стороны, но и недостатки, которые законодатель будет и обязан устранять путем издания новых законов, предусматривающих уголовную ответственность в соответствии с ч.1 ст.1 УК РФ, явно не совместимых с изменяющимися социально - экономическими и политическими отношениями и криминогенной ситуацией в стране или международными договорами, к которым присоединится Россия.

Литература

1.Конституция РФ. , 1996 г.

2.Уголовный кодекс РФ, 1997 г.

.Закон РФ "О государственной границе РФ", 1993 г.

.Закон РФ "О континентальном шельфе РФ", 1993 г.

.Бойцов А. В. Действие уголовного закона во времени и пространстве. С-Пб., 1995 г.

.Наумов А. В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1996 г.

.Здравомыслов Б. В. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. М., 1996 г.

.Наумов А. В. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. М., 1996 г

.Кузнецова Н.Ф. Конституция Российской Федерации и уголовное законодательство Вестник МГУ.

. Лосицкая Л.К. Европейские конвенции Законность. 2000.

. Тропин М.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью Следователь. 2003.

. Павлова И.В. Выдача преступников как средство борьбы с уголовными преступлениями международного характера (правовые проблемы). Дис. канд. юрид. наук. М 1984.

Похожие работы на - Проблемы действия уголовного закона в пространстве

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!