Анализ проблем реформирования курса физики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Анализ проблем реформирования курса физики
ВВЕДЕНИЕ
Система высшего
образования является бесспорным и мощным фактором социального прогресса,
определяющим судьбу страны на большую перспективу. В век триумфа информационных
технологий, неконтролируемого развития техногенной цивилизации, технизации
человека в субстратном и функциональном аспектах роль высшего образования
особенно актуализируется. Именно оно определяет качество того интеллектуального
потенциала, который способен генерировать новые идеи для создания более
совершенных систем управления и организации, «создавать Человека», способного
осуществить прорыв в новое социальное измерение. Современный мир подходит к
такому состоянию, когда дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет
определяться интеллектуально-образовательным потенциалом человека и общества.
Традиционная
миссия высшего образования – сбережение, развитие, распространение знаний и
социального опыта различных форм путем научного исследования и
интеллектуального творчества. Она касается точных, естественных, гуманитарных и
общественных наук и предусматривает учет потребностей общества, его экономического,
социального и культурного развития в русле крупных мировых тенденций, который
прогнозируется на ближайшие годы. Она включает в себя задачу развития эндогенного
потенциала человечества к усвоению и применению имеющихся и созданию новых
знаний. Что касается собственно образовательной деятельности, то перед ней
стоит задача профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов,
формирование ответственных, просвещенных и активных граждан. В связи с этим,
актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что техническое
образование является одной из базовых областей системы высшего
профессионального образования. Его состояние оказывает решающее влияние на
развитие экономического потенциала страны, рост производства и формирует образ
государства на международной арене. С интенсивным развитием в России рынка
труда, государственного и частного секторов экономики актуальность проблемы
подготовки студентов инженерных вузов возрастает, так как политехническое
образование должно гарантировать не только уровень подготовки инженеров,
соответствующий международным стандартам, но и способность инженера
адаптироваться к рыночной экономике. В настоящее время перед высшей школой
стоит задача подготовки инженеров, обладающих знаниями, соответствующих последним
достижениям научно-технического прогресса. На это направлены мероприятия по перестройке
высшего и среднего специального образования в стране, главной целью которых
является повышение качества подготовки специалистов.
Важным
утверждением для данного исследования является то, что среди всех
фундаментальных наук, определяющих современный научно-технический прогресс,
физике принадлежит особая роль в подготовке выпускников высших учебных
заведений к активному и деятельному участию в современном производстве.
Необходимость совершенствования физического образования в высших учебных
заведениях обуславливается развитием самой физики как науки, возрастанием ее
роли в развитии смежных наук и культуры общества.
При этом
актуальным также является аспект проблемы - взаимосвязь фундаментальной и
профессиональной подготовки специалистов, профессиональной направленности
общетеоретических дисциплин. В процессе изучения общетеоретических дисциплин в
техническом вузе необходимо не только сообщить студентам систему научных
знаний, но и вооружить их целым рядом профессионально значимых умений и навыков
познавательного и практического характера. В частности физика, как одна из
общетеоретических дисциплин, является не только теоретико-экспериментальной
наукой, но и основой техники и технологии.
§1. Историко-педагогическая динамика процесса
взаимодействия физики как учебной дисциплины и технического образования в ссср
В современных теоретических и поисковых исследованиях в области методики
преподавания физики для инженерных специальностей очевиден дефицит
историко-педагогического знания. Это отрицательно сказывается на
основательности и надежности, разрабатываемых сегодня идей и предложений
педагогических наук, а также уменьшает вероятность появления действительно
новых концепций обучения, в которых нуждается высшее техническое образование.
Актуальность
рассмотрения исторического аспекта проблемы детерминирована, прежде всего, тем,
что в течение десятилетий государство, общество, непосредственно представители
педагогической науки и практики выражали неудовлетворенность качеством и
уровнем эффективности функционирования системы отечественного образования в
целом и каждым её структурным звеном в отдельности. Рассмотрение избранной
проблемы вызвано необходимостью исторической преемственности поколений и
важностью обращения к историко-педагогическому наследию, особенно в условиях
вступления страны в третье тысячелетие и его первый век – «век образования»
(Б.С. Гершунский, Е.Б. Захарова, В.В. Краевский и др.). Среди широкого комплекса
инновационных подходов, личностно-ориентированных методик и информационных
технологий особую ценность представляют те из них, с помощью которых будут
подготовлены высококвалифицированные специалисты-инженеры, соответствующие
требованиям современной социокультурной ситуации и учитывающие, что выпускник
университета обладает особыми качествами. Одим из отличий университетского
образования указал еще в XIX в. Дж. Ст. Миль – «это умение ориентироваться в
поле человеческого знания, умение схватывать взаимосвязи между отдельными
предметами, особый математический взгляд на вещи, который позволяет действовать
с новым и неизвестным, исходя из знания целого».[1]
Фактически в этой цитате выражена мысль о важной роли фундаментальной
компоненты в содержании любого образования. Не составляет исключения и
инженерное образование.[2]
В последние годы о фундаментализации высшего инженерного образования говорят на
всех уровнях, особенно через призму физического знания, т.к. физика является не
только «прародительницей» большинства технических наук, но и представляет собой
одну из тех немногих учебных дисциплин, которые формируют научное мышление и
научное мировоззрение.
Исторически в
России высшие технические школы развивались в тесной связи с
естественнонаучными факультетами университетов, что гарантировало серьезную
фундаментальную подготовку выпускников. Уровень высшего технического
образования в России был очень высок, этот факт признавался специалистами всего
мира[3]. Исследование логики
исторического развития высшего технического образования в контексте педагогики
показало, что высшая школа с 20-х годов ХХ века прошла три этапа становления:
- период
строительства коммунизма с 1917г. - 1985г. Для данного периода характерно
преобладание в системе высшего образования деятельностного подхода на фоне
четко выраженной коммунистической идеологизации. Подготовка специалистов носила
избыточно прагматический, утилитарный и идеологизированный характер;
- период перестройки 1985 г. - начало
90-х. В содержании высшего образования происходит отказ от коммунистической
идеологии. Образовавшийся вакуум приводит к потере ценностных ориентиров в
области образования, в центре которого стали находиться конкретные, необходимые
для успешного ведения профессиональной деятельности, знания, умения, навыки, а
не сам человек, его устремления, интересы, личностные особенности;
- современный
период – с 90-х годов ХХ века. Понимание необходимости восстановления
утраченной традиции сочетания развития личности и профессионального
образования. Стратегию высшего технического образования составляет соответствие
личности инженера современной социокультурной ситуации, т.е. человек
техногенной цивилизации становится смыслом современного инженерного
образования.
Следует отметить,
что в последние десятилетия наметились отрицательные тенденции снижения роли
фундаментальной подготовки в инженерном образовании. Это выражается и в том,
что с конца 50-х и до начала 90-х годов XX века объем курса физики в
технических вузах уменьшился в среднем вдвое, в 90-е и последующие годы
продолжалось его дальнейшее сокращение.
Так еще в середине ХХ А.Ф. Иоффе, уделяя
огромное внимание проблеме подготовке молодых специалистов в Политехническом
институте, выстроил четкую собственную концепцию преподавания курса физики в
высшей технической школе, основные положения которой были им опубликованы еще в
1947 и 1951 гг. А.Ф. Иоффе был уверен, что физику нельзя считать только
общеобразовательным предметом. Она должна обогащать и углублять специальное
образование. По его мнению, для полноценного преподавания курса физики
необходимо учитывать следующее:
-связь научно-исследовательской тематики
кафедры физики со спецификой вуза, что привлечет к ней интерес технических
кафедр и обеспечит приток аспирантов и оборудования;
- курс и учебник физики приспособить к
профилю вуза или специальностей; согласовывать материал с техническими
кафедрами, удовлетворять их запросы, но и давать знания по всем разделам
физики, тем более актуальным в данный момент;
- кроме общего курса физики должны быть
и спецкурсы, согласованные с задачами втуза; лекционный курс (порядка 120 ч)
необходимо удвоить.
Изучая процесс взаимодействия физики и
технического образования, целесообразно акцентировать внимание на трудах
знаменитого физика и педагога советского периода И.В. Савельева. С именем И.В.
Савельева связана целая эпоха в преподавании физики в технических вузах нашей
страны. Он является создателем и главой оригинальной педагогической школы,
фундамент которой – его широко известный трехтомный учебник по курсу общей
физики для втузов. Успехи российских специалистов в области физических и
технических наук в немалой степени обусловлены тем, что десятки тысяч студентов
изучали общую физику по учебнику И. В. Савельева. Педагогическую деятельность в
МИФИ И. В. Савельев начал в 1952 г. Под руководством и при непосредственном
участии И. В. Савельева на базе факультета экспериментальной и теоретической
физики МИФИ был создан факультет повышения квалификации преподавателей физики
вузов. Написанный им трехтомный «Курс общей физики» для технических вузов с
расширенной программой только на русском языке издавался 9 раз общим тиражом
более 4 млн экземпляров.
Вообще советская
физика всегда была гордостью нашей страны. Имена А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы, Л.Д.
Ландау и многих других вписаны в анналы мировой науки. Именно благодаря
достижениям физики, Советский Союз в середине прошлого столетия вышел на
передовые рубежи научно-технического прогресса. Высокий авторитет
фундаментальной физики и успехи в ее практическом использовании были бы
невозможны без эффективной системы взаимодействия с техническим образованием,
которая реализовалась в вузах и университетах страны.
Но в последней
четверти ХХ века число преподавателей, имеющих высшее образование физического
профиля, упало до 40%.[4]
В подавляющем большинстве технических вузов отменены вступительные экзамены по
физике, и это произошло на фоне снижения уровня подготовки учащихся по физике в
средней школе. Существовала и существует еще одна проблема – это
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального
образования, которые разрабатываются на основании «Требований к блоку
естественнонаучных дисциплин», снижают число часов, отводимых на изучение
физики до (30–40) % от рекомендованного.
В рамках
реферативной работы крайне сложно раскрыть актуальную проблему взаимодействия
физики и технического образования, но становится очевидным, что все
перечисленные факты приводят к тому, что во второй половине ХХ века
«большинство студентов технических вузов имеют дело не с физикой, а с ее
профанацией».[5]
Ограничение фундаментальной естественнонаучной подготовки в технических вузах
привело к тому, что у дисциплин, в частности физики, не только исчезает
мировоззренческий подтекст, но и приводит к серьезному снижению уровня
фундаментальной подготовки студентов технических университетов и ставит под
вопрос статус технического образования.
Сравнительный анализ теории и практики учебно-воспитательного процесса
в советской школе и основных тенденций педагогической мысли постсоветского
периода неизбежно приводит к выводу, что распад СССР в конце ХХ века привел ко
многим реформаторским преобразованиям в образовании и науках технического,
социально-гуманитарного содержания, не составила исключения педагогическая
наука. В этой области произошла весьма болезненная методолого-стратегическая
ошибка смещения, а затем и замены понятий революционного и реформационного
путей преобразований в советской школе перестроечного периода и в «новой» школе
постсоветского периода. Стремление к революционным преобразованиям в период
перестройки, представляемым как инновационные, превратило жизненно необходимый
путь образовательных реформ в свою содержательную противоположность.
В условиях обострения основных социально-экономических и политических
противоречий была сформулирована идея необходимости реформы советской школы в
широком понимании, осуществление которой тормозилось в связи с тем, что ее
реализация началась до развертывания перестройки всей общественной жизни, была
попыткой перемен лишь в одной сфере – образования. Так академик Б.Т. Лихачев
отмечал, что «коренная причина кризиса в образовании заключается в психической,
научно-педагогической и нематериальной неподготовленности реформы.
Необходимость решительных перемен в образовании была глубоко осознана и
осмыслена с точки зрения новых экономических и политических, нравственных,
этетических требований жизни общества к подрастающему поколению. Но реализация
реформы оказалась необеспеченной с точки зрения ее
содержательно-педагогического исполнения, материальной базы и
организационно-мобилизационной готовности всех воспитательно-образовательных
сил общества».[6]
В 80-е – 90-е годы ХХ века российская система образования также и в
области физики начала давать сбои. Примитивное понимание «гуманитаризации»
образования, переход страны к рынку, перераспределение ресурсов в пользу
нематериальных секторов экономики привели к резкому снижению привлекательности
физики и других естественных наук у молодежи. На государственном уровне активно
обсуждался вопрос об объединении школьных естественнонаучных предметов в один
– естествознание.
Невозможно не отметить, что в период перестройки в средней
общеобразовательной школе основным принципом являлся политехнизм и соединение
обучения школьников с производительным трудом на современной технической и
технологической основе. Б.Т. Лихачев отмечал, что «политехнизм необходимо
осуществлять с учетом требований НТР, компьютеризации как нового способа
мышления, новейших технологий, тесной связи школ с передовыми предприятиями,
научными учреждениями, агропромышленными государственными, колхозными,
арендными, подрядными объединениями. Это обеспечивает не только современный
уровень среднего образования, но и воспитания интеллектуально-развитого типа
личности. Суть политехнизма - в органическом единстве общеобразовательных и
политехнических знаний, в применении этих знаний на современном производстве.
Научно-теоретическая сущность современного производства становится органической
частью общеобразовательного знания. Политехнические сведения пронизывают
естественнонаучные предметы и, наряду с этим, могут быть сконцентрированы в
специальной учебной дисциплине. Кроме того, необходимо применение учащимися
политехнических знаний в условиях современного производства, более глубокое
постижение через производство этих знаний, формирование каждым учащимся в себе
характера современного индустриального рабочего»[7].
В этих условиях физика, как и другие фундаментальные науки, не являясь
профилирующей в технических вузах, но, имеющая мировоззренческое назначение и
вместе с математикой призванная формировать фундамент, являющийся основой для
прикладных наук, оказалась невостребованной. Например, ни нелинейная наука, ни
диссипативные открытые структуры, ни современные достижения в физике
конденсированного состояния не были отражены в программах по физике для высшей
школы. Лабораторная база физического практикума, за очень редким исключением,
фактически пришла в негодность из-за отсутствия материальных средств на ее
модернизацию. Создание методической и научно-популярной литературы, учебных
пособий по физике фактически никем не контролировалось, несмотря на исключительно
большие возможности современных технических средств популяризации знаний.
Уже с 90-х годов в подготовке будущих инженеров стал увеличиваться
разрыв между теоретическими знаниями и практической базой из-за сокращения
производственных практик. Высшая школа оказалась оторванной не только от
производства, но и от настоящей науки. С падением производства все труднее
стало осуществлять интеграцию образования, науки и производства. Как известно,
востребованность специалистов определяется в основном их способностью быть
мобильными и конкурентоспособными в условиях рыночной экономики, а уровень
знаний становится важнейшим критерием компетентности. Однако в 90-е годы
молодые специалисты в значительной части оказались не готовыми к созданию и
использованию технологий новых поколений, не получили должных навыков
применения средств автоматизации технологических процессов, проектирования и
научных экспериментов, управления производством.
Таким образом,
профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано
с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой
включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках
крупных производственных организаций или государственной системой образования.
Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ),
профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь
развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на
сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых
профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей),
профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения
профессии.
Вместе с тем
социологические исследования и в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему
фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого
вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а
затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается
среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление
социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в
будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных
потребностей общества, качество и эффективность подготовки.
Особо остро стоит
вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень
современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и
исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось
немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты
социологических исследований, невысокой устойчивостью профессиональных
интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов
меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только
28% из них спустя три года после получения.[8]
Таким образом, в последней четверти ХХ века наблюдалась парадоксальная
ситуация в области физического знания, которая имела специфические характерные
черты. Во-первых, не учитывался высокий потенциал физики как фундаментальной
науки в системе подготовки инженера. Во-вторых, в процессе обучения физике
студентов технических вузов, имело место несоответствие между общеобразовательной
значимостью курса физики и поставленными целями и задачами. В - третьих,
отсутствие понимания физики не только как научной области, но и как элемента
человеческой культуры, техносферы и сферы развития человеческого мышления.
§3. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К
НЕЙ
Фундаментальность
физического образования предполагает, что в высших технических учебных
заведениях знания, сформированные у студентов на занятиях по физике, являются
фундаментальной базой для изучения общетехнических и специальных дисциплин,
освоения новой техники и технологий. Содержание курса физики должно
способствовать формированию у студентов представлений о современной физической
картине мира. В этом случае физическое образование становится целостным, более
того, дисциплины учебного плана оказываются объединенными общей методологией
построения, ориентированной на междисциплинарные связи. важно осознавать, что
физика является фундаментальной наукой, а инженерно-технические – прикладными.
Но их тесная генетическая взаимосвязь часто приводит к тому, что их перестают
различать в организационном плане. В то же время, для достижения максимальной
эффективности, каждой из них нужны различные, иногда даже противоположные,
формы организации.
В процесс
обучения, как уже отмечалось, важно акцентировать внимание на формировании
целостного представления о структуре материального мира и его законов. Философ
и методолог науки Т.Г. Лешкевич утверждает, что «научная картина мира – это
целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях
действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных
научных понятий и принципов. Каждая НКМ строится на основании определенных фундаментальных
теорий, по мере развития практики и познания одни научные картины мира меняются
другими. НКМ играют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных
научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением и влияют на его
формирование».[9]
В истории
естествознания выделяют три научных картины мира, в основе которых лежали
фундаментальные физические теории:
механистическая
(законы классической механики);
электромагнитная
(теория электромагнитного поля);
квантово -
релятивистская (квантовая теория и СТО и ОТО А. Эйнштейна).
Следует
отметить, что современная научная картина мира не содержит в своей основе
фундаментальной теории, что говорит об изменении статуса фундаментальных и
прикладных знаний. Основными характерными чертами современной ЕНКМ является
глобальный эволюционизм (применение идеи развития на всех уровнях организации
материи), рассмотрения процессов природы с точки зрения самоорганизации
(синергетика), плюрализм истины, а также комплексность науки.
В процессе
физического образования, также важно раскрыть то, что фундаментальные науки
добывают знания об естественных процессах, не имея в виду их непосредственного
применения для удовлетворения конкретных потребностей людей. Задача
фундаментальных наук состоит в том, чтобы открывать новые факты и
систематизировать их в зависимости от возможностей, либо на описательном
уровне: в научных статьях, монографиях и справочниках, либо в виде оригинальных
обобщений, включая формулирование законов природы и разработку теорий путем введения
новых представлений и понятий. Функция прикладных наук состоит в использовании
этих знаний для разработки конкретных технологий, устройств и процессов,
направленных на удовлетворение специфических потребностей общества.
Систематический
процесс передачи знаний из области фундаментальных наук в область прикладных -
осуществляется посредством системы образования. Однако процесс передачи знаний
из одной области в другую может быть осуществлен более коротким способом, а
именно, путем приглашения соответствующих специалистов фундаментальщиков для
выполнения конкретных прикладных разработок. Таким образом, фундаментальная
наука может непосредственно порождать прикладную.
Таким образом,
обучение физике должно быть взаимосвязано со специальными дисциплинами и
базироваться на рассмотрении конкретных процессов и явлений, относящихся к
профессиональной деятельности будущего специалиста. Анализ диссертационных
исследований, посвященных проблеме совершенствования обучения физике студентов
инженерных вузов Жмодяк А.Б., Измайловой А.А., Кучиной Т.В., Новодворской Е.М.,
Печенюк Н.Г., и других показал, что комплексный подход к проблеме подготовки по
физике будущих инженеров отсутствует.
Исследование
периодической литературы постсоветского периода, а также Государственных
образовательных стандартов показало, что основное внимание уделяется принципу
профессиональной направленности, он является основным при построении методики
обучения в системе высшего профессионального образования. Существенно меньшее
внимание уделяется принципу фундаментальности физического образования,
отсутствуют исследования, посвященные взаимосвязи принципов фундаментальности и
профессиональной направленности обучения и созданию на этой основе методической
системы обучения физике.
Анализ программ
по дисциплине «Физика» показал, что целью изучения физики в техническом Вузе
является создание основы теоретической подготовки будущего инженера и той
фундаментальной компоненты высшего технического образования, которая будет
способствовать в дальнейшем освоению самых разнообразных инженерных
специальностей – в различных областях техники. Используя все виды занятий
важно обеспечить строго последовательное, цельное изложение физики, как науки,
показать глубокую взаимосвязь различных ее разделов. Сообщить студентам
основные принципы и законы физики, а также их математическое выражение.
Познакомить студентов с основными физическими явлениями, методами их наблюдения
и экспериментального исследования, с основными методами измерения физических
величин, простейшими методами обработки результатов эксперимента и основными
физическими приборами. Сформировать определенные навыки экспериментальной
работы, научить формулировать физические идеи, количественно ставить и решать
физические задачи, оценивать порядок физических величин. Таким образом,
подготовить студентов к изучению ряда профессиональных дисциплин инженерных
специальностей и показать студентам, что физика составляет в настоящее время
универсальную базу техники.
Основным
требованием к уровню освоения содержания дисциплины является требование, что в
результате изучения курса физики студент должен иметь представления об основных
принципах и законах физики, а также иметь ясное представление о границах
применимости физических моделей и гипотез, правильно формулировать физические
идеи, количественно ставить и решать физические задачи, оценивать порядок
физических величин.
Будущему инженеру
крайне необходимо правильно планировать эксперимент так, чтобы точность
измерений соответствовала поставленной цели и уметь анализировать результаты
эксперимента и делать правильные выводы.
Таким образом, в
сфере обучения давно назрела необходимость ключевых перемен, связанных с
коренной перестройкой всей системы этой ветви образования с целью повышения ее
качества и эффективности. Специфика обучения в высших технических вузах состоит
в том, что помимо общенаучных дисциплин в учебных планах этих вузов существуют
циклы профессионально-технических дисциплин, поэтому процесс обучения должен
осуществляться на основе межпредметных связей общенаучных дисциплин с
общетехническими и специальными дисциплинами, без чего невозможно успешное
овладение профессиональными знаниями и умениями.
Пересмотр ориентиров образования в последнее время привел к
формированию новой образовательной парадигмы, в рамках которой не только в
России в связи с новыми экономическими условиями, но и во всем мире в
образовании происходят инновационные процессы, идет поиск новых систем
образования, более демократичных, диверсифицированных (разнообразных) и
результативных с позиций интересов общества в целом и отдельной личности.
Таким образом,
существует противоречие между стоящими на современном этапе задачами подготовки
будущих инженеров по физике и отсутствием концепции методической системы
обучения физике студентов инженерных вузов, соответствующей современной
образовательной парадигме, которая характеризуется такими чертами, как
фундаментальность, целостность, ориентация на интересы личности.
Правомерно
сделать следующие выводы:
во-первых,
содержание курса физики следует группировать вокруг фундаментальных физических
теорий, что позволяет реализовать целостность физического образования;
во-вторых,
процесс обучения физике в техническом вузе должен рассматриваться как
методическая система, ведущим принципом которой, должен является принцип
единства фундаментальности и профессиональной направленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проблем
реформирования курса физики в техническом вузе в контексте современной
образовательной парадигмы позволил выявить ряд основополагающих моментов:
- традиционно
информационным образованием и подготовкой выпускника-профессионала, обладающего
фундаментальными знаниями и системно-эволюционным стилем мышления,
методологическими познавательными навыками и творческой активностью, способного
освоить практически любую специалыюсть, готового к непрерывному самообразованию
в течение всей жизни;
Необходимо
устранить противоречия между фундаментальными идеями современной физики и
исторически консервативным содержанием традиционного курса общей физики, также
учебников по дисциплине для технических вузов;
-дескриптивным характером постановки
изучения в традиционном курсе и спецификой современного естественнонаучного
познания природы;
-целостной современной
естественнонаучной картиной мира и фрагментарным построением физической
реальности в учебной дисциплине.
В качестве недостатков, отражающих
состояние общефизического образования в технических вузах, можно отметить:
oграниченность традиционно-дидактических подходов к системному
совершенствованию ОФО; отсутствие практики построения адаптированных
фундаментально-целостных курсов физики, способствующих развитию
системно-эволюционного стиля мышления студентов.
В научно-педагогической литературе
большое внимание уделяется исследованиям концептуальной, методической и
дидактической базы обеспечения ОФО. Разработаны и внедряются новые
педагогические технологии, однако, современная образовательная парадигма
определяет актуальность именно целостной проблемы: каковы должны быть
системно-эволюционные подходы к проектированию общефизического образования
студентов технического вуза, удовлетворяющие всем психолого-педагогическим
нормам и способствующие формированию современного стиля мышления,
профессиональной компетентности и творческой активности будущего инженера.
Таким образом, актуальность
диссертационного исследования обусловлена:
— потребностью проектирования
инновационной педагогической технологии ОФО в техническом вузе, способствующей
не только формированию системы физических знаний как фундаментальной базы для
дальнейшей профессиональной подготовки студентов инженерных специальностей, но
и развитию системно-эволюционного (в идеале - синергетического) стиля мышления
обучаемых.
В жизни
современного общества инженерная деятельность играет все возрастающую роль.
Проблемы практического использования научных знаний, повышения эффективности
научных исследований и разработок выдвигают сегодня инженерную деятельность на
передний край всей экономики и современной культуры. В настоящее время великое
множество технических вузов готовит целую армию инженеров различного профиля
для самых разных областей народного хозяйства. Развитие профессионального сознания
инженеров предполагает осознание возможностей, границ и сущности своей
специальности не только в узком смысле этого слова, но и в смысле осознания
инженерной деятельности вообще, ее целей и задач, а также изменений ее
ориентаций в культуре ХХ века.
Общество с
развитой рыночной экономикой требует от инженера большей ориентации на вопросы
маркетинга и сбыта, учета социально-экономических факторов и психологии
потребителя, а не только технических и конструктивных параметров будущего
изделия.
Инженерная деятельность предполагает регулярное
применение научных знаний (т.е. знаний, полученных в научной деятельности) для
создания искусственных, технических систем - сооружений, устройств, механизмов,
машин и т.п. В этом заключается ее отличие от технической деятельности, которая
основывается более на опыте, практических навыках, догадке. Поэтому не следует
отождествлять инженерную деятельность лишь с деятельностью инженеров, которые
часто вынуждены выполнять техническую, а иногда и научную деятельность (если,
например, имеющихся знаний недостаточно для создания какой-либо конкретной
технической системы). В то же время есть многочисленные примеры, когда крупные
ученые обращались к изобретательству, конструированию, проектированию, т.е., по
сути дела, осуществляли какое-то время, параллельно с научной, инженерную
деятельность. Поэтому инженерную деятельность необходимо рассматривать
независимо от того, кем она реализуется (специально для этого подготовленными
профессионалами, учеными или просто самоучками).
Современный этап развития инженерной деятельности
характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач,
обращением ко всему комплексу социальных гуманитарных, естественных и
технических дисциплин. Однако был этап, который можно назвать классическим,
когда инженерная деятельность существовала еще в "чистом" виде:
сначала лишь как изобретательство, затем в ней выделились проектно-конструкторская
деятельность и организация производства.
Обособление проектирования и проникновение его в
смежные области, связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело
к кризису традиционного инженерного мышления и развитию новых форм инженерной и
проектной культуры, появлению новых системных и методологических ориентаций, к
выходу на гуманитарные методы познания и освоение действительности.
В соответствии с вышеизложенным рассмотрим
последовательно три основные этапа развития инженерной деятельности и
проектирования:
Современный инженер - это не просто технический
специалист, решающий узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с
природной средой, основой жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация
современного инженера только на естествознание, технические науки и математику,
которая изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в
научно-техническом развитии современного общества. Решая свои, казалось бы,
узко профессиональные задачи, инженер активно влияет на общество, человека,
природу и не всегда наилучшим образом. Это очень хорошо понимал еще в начале ХХ
столетия русский инженер-механик и философ-техники П. К. Энгельмейер:
"Прошло то время, когда вся деятельность инженера протекала внутри
мастерских и требовала от него одних только чистых технических познаний. Начать
с того, что уже сами предприятия, расширяясь, требуют от руководителя и
организатора, чтобы он был не только техником, но и юристом, и экономистом, и
социологом". Эта социально-экономическая направленность работы инженера
становится совершенно очевидной в рамках рыночной экономики - когда инженер
вынужден приспосабливать свои изделия к рынку и потребителю.
Задача
современного инженерного корпуса - это не просто создание технического
устройства, механизма, машины и т.п. В его функции входит и обеспечение их
нормального функционирования в обществе (не только в техническом смысле),
удобство обслуживания, бережное отношение к окружающей среде, наконец,
благоприятное эстетическое воздействие и т.п. Мало создать техническую систему,
необходимо организовать социальные условия ее внедрения и функционирования с
максимальными удобствами и пользой для человека. Одной из важных задач
технического образования остается повышение качества. В связи с этим актуально
изучение основных факторов, определяющих формирование специалиста, в частности
выпускника технического вуза. Понятно, что основой для получения качественного
технического, технологического образования является знание физики, к сожалению
оценивающееся в последнее время все чаще по результатам тестирования, не
учитывающим глубину понимания тестируемым предмета. На наш взгляд, именно
понимание физики, ее основных закономерностей наиболее существенно для
успешного обучения в техническом вузе. Поэтому в основе нашей образовательной
концепции лежит развитие уровня понимания физики.
Литература.
См.: Тупталов Ю.Б. К вопросу о
философии образования // Философия образования для XXI века. – М.: Логос,
1992.– С. 104.
Федоров И. О содержании, структуре
и концепции современного инженерного обра-зования.//Alma mater.– 2000.– № 2. –
С. 9.
Федоров И. О содержании, структуре
и концепции современного инженерного обра-зования.//Alma mater.– 2000.– № 2. –
С. 9.
Сенашко В.С. О преподавании
естественнонаучных дисциплин в вузах Российской Федерации / газета «Магистр» –
№ 7–8 (48–49), июль-август, 1999.
См.: Спирин Г.Г. Сколько физики
нужно студенту технического вуза? / Физическое образование в вузах. – 2001.–
т. 7. – № 1.
Лихачев Б.Т. педагогика. Курс
лекций. – М.: Прометей. – 1998. – С.418.
См.: Социология образования
Лешкевич Т.Г.
[1] См.:
Тупталов Ю.Б. К вопросу о философии образования // Философия образования для
XXI века. – М.: Логос, 1992.– С. 104.
[2] Федоров И. О содержании, структуре и
концепции современного инженерного образования.//Alma mater.– 2000.– № 2. – С.
9.
[4] Сенашко
В.С. О преподавании естественнонаучных дисциплин в вузах Российской Федерации /
газета «Магистр» – № 7–8 (48–49), июль-август, 1999.
[5] См.: Спирин Г.Г. Сколько физики нужно
студенту технического вуза? / Физическое образование в вузах. – 2001.– т. 7. –
№ 1.
[6] Лихачев Б.Т. педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей.
– 1998. – С.418.
[7] См.: Лихачев Б.Т.
педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей. – 1998. – С.438.
[8] См.: Социология образования
[9] Лешкевич Т.Г.
[10] См.: Степин