Функционирование местных бюджетов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    683,20 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Функционирование местных бюджетов

Оглавление

Введение

. Функционирование местных бюджетов

.1 Местный бюджет в системе бюджетного устройства Российской Федерации

.2 Анализ доходной части бюджета Увельского района

.3 Налоговые доходы местного бюджета

. Практическая часть

Задание № 1 Анализ основных показателей Федерального бюджета

Задание № 3 Анализ основных показателей бюджета Пенсионного фонда РФ

Задание № 10 Анализ доходов местного бюджета

Задание № 11 Анализ налоговых доходов регионального бюджета

Задание № 13 Анализ расходов бюджета муниципального образования

Задание № 14 Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ

Задание № 15. Анализ расходов подразделов раздела Федерального бюджета на 2011 год

Задание № 16 Расчет поступлений в бюджетную систему от уплаты НДФЛ и страховых взносов во внебюджетные фонды

Задание № 20 Изучение бюджетного процесса на муниципальном уровне

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Демократические преобразования в, начавшиеся в конце восьмидесятых - начале девяностых годов, привели к появлению и закреплению на конституционном уровне разновидности публичной власти - местного самоуправления, сочетающего в себе, с одной стороны, признаки общественного института, и значительное влияние государственного начала, с другой стороны. В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, нашли свое отражение основные положения, характеризующие местное самоуправление.

Конституционные требования о гарантированности местного самоуправления, невхождений органов местного самоуправления в систему органов государственной власти и самостоятельности местного самоуправления в пределах собственных полномочий обусловили необходимость разработки и претворения в жизнь новых механизмов взаимодействия органов публичной власти различного уровня.

Особо актуальный характер данный вопрос носит в сфере финансовых взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления. Первая попытка их законодательного регулирования, предпринятая в Федеральном законе от 28 августа 1995 года, не решила проблем, связанных с недостаточностью у местного самоуправления финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения.

Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией и ее государственным устройством. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы, функционирования бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Местный бюджет составляет третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья Бюджетного кодекса определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Характеризуя взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления в финансовой сфере необходимо иметь представление о понятии «межбюджетные отношения». Под межбюджетными отношениями следует понимать взаимоотношение между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу распределения и закрепления доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Вопросы формирования, утверждения исполнения бюджета волнуют не только специалистов средств обеспеченных регионов, но и многочисленных налогоплательщиков, для которых далеко не безразлично, на какие цели пойдут и насколько эффективно для населения будут использованы налоговые поступления. Решение проблем, связанных с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, обеспечивает снижение социальной напряженности. Именно поэтому представители исполнительной власти, депутаты, руководители организаций должны сегодня детально представлять, как формируются и исполняются бюджеты.

1. Функционирование местных бюджетов


1.1 Местный бюджет в системе бюджетного устройства Российской Федерации


Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (от 6 октября 2003 го. № 131-ФЗ) определяет сферу собственных полномочий местных органов власти, а также принципы их финансового обеспечения.

В Федеральном законе в качестве принципа территориальной организации местного самоуправления закреплена двухуровневая модель организации местной власти, включающая в себя два типа муниципальных образований: муниципальное поселений и муниципальный район с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий (рис. 1). Эта модель предусматривает механизм распределения полномочий и ресурсов между уровнями местной власти, допускающие возможность их передачи с одного уровня на другой.

Такая передача происходит, в зависимости от конкретных обстоятельств, либо в индивидуальном порядке (от муниципального района - к отдельному муниципальному поселению или в обратном направлении).

                                                                                 Первый уровень


                                                                                  Второй уровень

* 1, 2, 3, 4 - муниципальные поселения

Рис. 1 Схема двухуровневой модели организации местной власти

Кроме того, на базе крупных городов создается третий тип муниципальных образований - городской округ, сочетающийся в себе признаки поселения, так и муниципального района. Заложенная в законе система межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями зеркально отражает межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами и позволяет создать стабильные долговременные условия формирования местных бюджетов.

Вопросы местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления (полномочия органов местного самоуправления), можно условно разделить на пять основных групп:

1)      Организация местного самоуправления на соответствующей территории и его правовое закрепление в уставе и иных нормативных правовых актах муниципального образования - принятие и изменение уставов муниципальных образований, установление норм, обязательных к исполнению на территории муниципального образования, том числе ведение налогов, регулирование социально- экономического развития муниципального образования, установление порядка природопользования и т.д.

2)      Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, обеспечение социально- экономического развития муниципального образования - от имени населения органы муниципального образования осуществляют права собственника в отношении: средств местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, имущества органов местного самоуправления, муниципальных земель и других природных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности.

)        Организация, содержание и развитие муниципальных служб, предприятий и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах.

)        Осуществление международных связей, направленных на решение вопросов местного значения в пределах своей компетенции.

)        Осуществления контроля за соблюдением нормативных правовых актов, действующих на территории муниципального образования, за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления - организация и осуществление контроля представительного органа местного самоуправления за деятельностью исполнительно-распорядительных органов и должностных лиц, внутренний контроль в исполнительно-распорядительной сфере.

К ведению органов местного самоуправления относятся: вопросы организации жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обслуживания населения, обеспечение материально-технических условий дошкольного и школьного образования, благоустройства территории, ряд других вопросов. Исполнение этих функций закрепляются отдельными статьями закона за каждым из уровней местной власти.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих городских и сельских поселений самостоятельно.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требованием, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) в органы государственной власти субъектов Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов. Органы местного самоуправления осуществляют следующие бюджетные полномочия:

- установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

-        составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

         установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

         определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

         осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;

         детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;

         в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

         установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с Кодексом в бюджеты муниципальных районов;

- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам сельских поселений;

-        определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджета поселений в бюджеты муниципальных районов;

         составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, полученные на обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также осуществляемые за счет их соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомления с указанными документами и сведениями в случае отсутствия возможного их опубликования. По проекту бюджета муниципального образования и годовому отчету о его исполнении проводятся публичные слушания.

Развитие местного самоуправления практически связано с решением вопросов местного значения, организацией территориального управления и социально-экономического развития сообществ. К предметам ведения местного самоуправления относится комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.

Развитие муниципального образования осуществляется главным образом за счет такого источника финансирования как местный бюджет. Однако в настоящее время, когда социально-экономическое положение многих российских городов оставляет желать лучшего, все чаще возникает вопрос о привлечении дополнительных финансовых ресурсов в экономику муниципальных образований. Бюджет развития призван аккумулировать инвестиционные средства, в целях поддержания процессов социально-экономического развития. Главная цель бюджета развития - корректирующие воздействие на структуру реального сектора экономики муниципального образования.

Бюджет муниципального образования и бюджета развития - разные по своей сущности и целевой направленности. Бюджет, как таковой, всегда содержит в своих функциональных разделах капитальные расходы инвестиционной и инновационной направленности. Поэтому бюджет развития должен быть самостоятельным. Стратегическая система управления муниципальными финансовыми потоками призвана обеспечить стабильное развитие муниципального образования и усилить экономическую самостоятельность. На сегодняшний день одной из проблем муниципального образования является отсутствие целостной методики управления имеющимися в их распоряжении финансовыми ресурсами, обеспечивающей достижение стратегических задач и непосредственное выполнение функций, возложенных на них законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

На данный момент система составления бюджета развития работает по принципу - доходы определяют расходы. Если снижается доходная часть, то урезаются, прежде всего, отдельные статьи финансирования программ развития. Бюджет развития - сбалансированная совокупность заемных средств, выделяемых из бюджета муниципального образования на инвестиционные цели.

Необходимо разделение текущих и капитальных расходов бюджета, выделив из них средства бюджета развития, с последующим его утверждения самостоятельного бюджета, имеющего отличные от бюджета текущих расходов источники поступления и направления расходования средств. Бюджет текущих расходов обязательно должен быть сбалансирован налоговыми и неналоговыми доходами (рис. 2).


=

доходы местного бюджета                               текущие расходы

                                               * 1 - расходы за коммунальные услуги;

                                                2 - расходы на заработную плату;

                                                3 - расходы за услуги связи;

                                                4 - прочие расходы.

Рис. 2 Схематичное изображение баланса текущих расходов и собственных доходов муниципального образования

1.2 Анализ доходной части бюджета Увельского района

 

Доходы бюджета Увельского муниципального района формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Челябинской области о налогах и сборах, нормативными правовыми актами Собрания депутатов Увельского муниципального района о налогах и сборах.

Планирование доходов местного бюджета на предстоящий финансовый год осуществляется финансовым органом Увельского района.










* включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления.

Рис. 3. Структура доходов местного бюджета

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной поддержки.

Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений (рис. 3.).

Итак, процесс планирования доходной части местного бюджета начинается с составления базового бюджета, т.е. ожидаемое поступление от каждого вида налога, предусмотренного действующим законодательством, в течение года, при этом анализируется фактическое поступление доходов прошедшего года. Налоговое планирование это один из этапов бюджетного процесса и представляет собой научно обоснованный расчет величины налоговых поступлений местного бюджета на основе оценке налоговой базы.

Показатели по налоговым доходам рассчитываются бюджетным отделом Финансового управления, руководствуясь методическими указаниями по формированию доходной части бюджета, в части собственных доходов.

Рассчитанные плановые показатели утверждаются Министерством финансов. Составление проекта бюджета Увельского муниципального района - исключительная прерогатива администрации Увельского муниципального района. Непосредственное составление бюджета осуществляет Финансовое управление администрации Увельского района.

Составлению проекта местного бюджета предшествует подготовка ряда необходимых документов:

-        прогноз социально-экономического развития Увельского муниципального района;

-    основные направления бюджетной налоговой политики Увельского района на очередной финансовый год;

-        баланс финансовых ресурсов на очередной финансовый год;

         план развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год;

         реестр расходных обязательств.

Для составления проекта бюджета необходимы сведения о:

-    нормативах отчислений от федеральных, региональных, местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

-        предполагаемый объем финансовой помощи,

         видах и объемах расходов (на данный момент система составления бюджета развития работает по принципу - доходы определяют расходы).

Доходную часть местного бюджета характеризуют данные табл. 1. По данным табл. 1 видно, что за период с 2008 по 2010 годы в доходах местного бюджета Увельского муниципального района преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего бюджета. При этом доля безвозмездных поступлений за анализируемый период не снижается, а наоборот имеет рост с 201643,0 тыс. руб. до 415461,5 тыс. руб.. Это говорит о том, что собственных доходов Увельского муниципального района не достаточно для осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов как оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы, т.к. в течение финансового года возможны повышения тарифов и как следствие этого лимитов предусмотренных по бюджету может быть не достаточно.

Доля налогов в общем, объеме поступлений местного бюджета Увельского муниципального района показана в табл. 1. Анализируя структуру доходов за период с 2008 по 2010 года прослеживается снижение удельного веса налоговых и неналоговых доходов от общего поступления соответственно с 23,9% до 19,4% и с 1,5% до 0,8%, с одновременным ростом доли финансовой безвозмездной помощи от общего объема доходов с 74,6% до 79,8%. Местный бюджет Увельского муниципального района находится практически в полной зависимости от вышестоящего бюджета бюджетной системы. Снижение или не значительный рост собственных доходов приводит к увеличению объема финансовой помощи (табл. 1).

Таблица 1

Доходы местного бюджета Увельского района в 2008-2010 гг., тыс. руб.

Наименование вида дохода

2008 г. факт

2009. факт

2010 факт

ДОХОДЫ ВСЕГО

270349,0

341192,9

521686,5

1. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ:

64519,0

53845,2

101511,5

Налог на прибыль

5835,0

1461,1

2025,5

Налог на доходы физ. лиц

37009,0

25522,0

67687,7

Налог на совокупный доход

6880,0

17762,2

22810,1

Налог на имущество физических лиц

8053,0

564,7

3997,0

Платежи за пользован. природным ресурсами

1353,0

1796,4

31,7

Земельный налог

3151,0

3635,8

3233,8

Прочие налоги, пошлины и сборы

2238,0

3102,8

1725,7

2.НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

4187,0

2937,7

4672

Доходы от сдачи в аренду имущества

2265,0

1454,2

0

Возмещение потерь от сельскохозяйственного производства

229,0

374,4

1612,3

Доходы от продаж и платных услуг

135,0

344,2

1796,9

Платежи за выполнение соглашений о разделе продукции

430,0

0

0

Штрафные санкции

1128,0

764,8

1255,3

3. БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

201643,0

284409,9

415461,5

Дотации

140353,0

94404,9

81270,4

Субвенции

147,0

69330,8

219547,5

Субсидии

61143,0

120674,2

114643,6


Таблица 2

Структура доходов местного бюджета Увельского муниципального района в 2008-2010 гг., %

Вид дохода

Уд. вес к общ. доходу

Уд. вес к общ. доходу

Уд. вес к общ. доходу

ДОХОДЫ ВСЕГО

100

100

100

1. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

23,9

15,8

19,5

Налог на прибыль

2,2

0,4

0,4

Налог на доходы физических лиц

13,6

7,5

13,0

Налог на совокупный доход

2,5

5,2

4,4

Налог на имущество физических лиц

2,9

0,2

0,8

Платежи за пользование природными ресурсами

0,5

0,5

0

Земельный налог

1,2

1,1

0,6

Прочие налоги, пошлины и сборы

1

0,9

0,3

2. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1,5

0,9

0,9

Доходы от сдачи в аренду имущества

0,8

0,4

0

Возмещение потерь от сельскохозяйственного производства

0,1

0,1

0,3

Доходы от продаж и платных услуг

0

0,1

0,3

Платежи за выполнение соглашений о разделе продукции

0,2

0

0

Штрафные санкции

0,4

0

0,2

3. БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

74,6

83,4

79,6

Дотации

51,9

27,67

16,5

Субвенции

0,1

20,36

42,08

Субсидии

22,6

35,37

21,02

Следует отметить, что снижение доли собственных доходов происходит не только за счет изменения бюджетного и налогового законодательства, но и за счет того, что муниципалитетам не выгодно обеспечивать рост собственных доходов, так как это обернется для них снижением объема финансовой помощи.

 

.3 Налоговые доходы местного бюджета


К налоговым доходам местного бюджета относятся: собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов сборов, определенные налоговым законодательством: земельный налог; налог на имущества физических лиц.

В бюджет района зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога; государственной пошлины; за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.

В бюджет муниципального района подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органом государственной власти субъектов РФ, например налог на прибыль.

Показатели налоговых доходов Увельского муниципального района за период с 2008 года по 2010 год отражены в табл. 3. В 2008 году сумма налоговых доходов составила 64 519,0 тыс.руб., в 2009 году 53 845,2 тыс.руб., в 2010 году 101 560,5 тыс.руб. Налог на доходы физических лиц вырос от 37009 тыс. руб. до 67687,7 тыс.руб., рост налога на совокупный доход составил от 6880 тыс.руб. в 2008 году до 28810,1 тыс.руб. в 2010 году, поступления земельного налога в 2010 году осталось примерно на уровне 2008 года. Анализируя структуру налоговых доходов от общего объема поступлений (табл. 4) можно сказать, что не смотря на рост в течении трех лет, доля налоговых платежей в общем объеме уменьшается с 23,9% в 2008 году до 19,5% в 2010 году, снижение на 4,4%. Причина в том, что основная масса в доходах района это финансовая помощь с вышестоящего бюджета.

Анализ структуры налоговых доходов в разрезе видов платежей местного бюджета Увельского муниципального района (табл5) за период с 2008 года по 2010 год, показал, что основу собственных доходов составляет налог на доходы физических лиц, его удельный вес в общей сумме налоговых доходов местного бюджета района составил в 2008 году 57,4% к общему доходу налоговых платежей, в 2009 году показатель получился 47,4%, в 2010 году 66,6%. Иные собственные источники приходятся на налог на совокупный доход, его доля в общем объеме налоговых поступлений составила в 2008 году 10,7%, в 2009 году 32,9%, в 2010 году 22,5%, налог на имущество физических лиц, а также земельный налог.

Таблица 3

Налоговые доходы местного бюджета Увельского района в 2008-2010 гг., тыс. руб.

Вид дохода

2008

2009

2010

ВСЕГО ДОХОДОВ

270349,0

341192,9

521686,5

в том числе НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ:

64519,0

53845,2

101560,5

в том числе: 1.Налог на прибыль

 5835,0

 1461,1

 2025,5

2.Налог на доходы физ.лиц

37009,0

25522,0

67687,7

3.Налог на совокупный доход

6880,0

17762,2

22810,1

4.Налог на имущество физических лиц

8053,0

564,7

3997,0

Платежи за пользован. природными ресурс.

1353,0

1796,4

31,7

6.Земельный налог

3151,0

3635,8

3233,8

7.Прочие налоги, пошлины и сборы

2238,0

3102,8

1725,7


Именно эти налоги определяют доходную базу местного бюджета. Не смотря на то, что наблюдается спад в общем, по годам показатели налоговых доходов имеют рост (табл. 6.) За последние два года прослеживается рост налоговых поступлений на 88,6% или на 47 715,5 тыс.руб.

Таблица 4

Структура налоговых доходов в общем объеме поступлений

Период

Единица измерения

Всего доходов в местный бюджет

В том числе: налоговые доходы

2008 год

тыс.руб.

270349,0

64519

Уд.вес

%

100

23,9

2009 год

тыс.руб.

341192,9

53845

Уд.вес

%

100

15,8

2010 год

тыс.руб.

521686,5

101560,5

Уд.вес

%

100

19,5


Таблица 5

Структура налоговых доходов местного бюджета Увельского района в 2008-2010 гг., %

Вид дохода

Уд. вес к общ. доходу

Уд. вес к общ. доходу

Уд. вес к общ. доходу

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ВСЕГО

100

100

100

в том числе: 1.налог на доходы физ. лиц

57,4

47,4

66,6

2.налог на совокупный доход

32,9

22,5

3.налог на имущество физических лиц

12,5

1,2

3,9

4.налог на прибыль

9,0

2,7

2

5.земельный налог

4,8

6,7

3,2

6.платежи за пользован. природными ресурсами

2,1

3,3

0,1

7.прочие налоги, пошлины и сборы

3,5

5,8

1,7


В разрезе группы налогов, формирующих основную массу налоговых поступлений также происходит увеличение, так налог на прибыль вырос на 38,6% или 564,4 тыс. руб., налог на доходы физических лиц увеличился в 2,7 раза, среди зачисляемых в бюджет доходных источников это наиболее объемный налог. Наиболее значимые налоговые доходы:

. налог на доходы физических лиц, доля в 2008 году составила 57,4% ,в 2009 году 47,4%, в 2010 году 66,6%;

. налог на совокупный доход его удельный вес в объеме налоговых поступлений составил в 2008 году 10,6%, в 2009 году 32,9%, в 2010 году 22,5%;

. доля налога на имущество физических лиц соответственно: 12,56%, 1,2%, 3,9%;

. налог на прибыль соответственно: 9,0%, 2,7%, 2%. Остальные налоговые доходы объединены в статью прочие.

Таблица 6

Динамика налоговых доходов в 2008-2010гг., тыс. руб.

Наименование

2009 г. факт

2010 г. факт

Динамика (роста; снижения)

Динамика (роста; снижения в %)

ДОХОДЫ ВСЕГО:

341192,5

521686,5

180494,0

152,9

1. Налоговые доходы:

53845,0

101560,5

47715,5

188,6

в том числе: Налог на прибыль

1461,1

2025,5

564,4

138,6

Налог на доходы физ.лиц

25522,0

67867,7

42345,7

265,9

Налог на совокупный доход

17762,2

22810,0

5047,8

128,4

Налог на имущество физических лиц

564,7

3997,0

3432,3

707,8

Платежи за пользован. природными ресурс.

1796,4

31,7

-1764,7

1,8

Земельный налог

3635,8

3233,8

-402,0

88,9

Прочие налоги, пошлины и сборы

3102,8

1594,8

-1508,0

51,4


Действующее законодательство предусматривает зачисление налога на доходы физических лиц по месту работы. В связи с этим местный бюджет недополучает значительные финансовые ресурсы для развития своей территории. При этом социальные, имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц производятся по месту проживания налогоплательщика, т.е. возврат сумм налога производится из бюджета, в который он не поступал. Поэтому, необходимо в Налоговом кодексе предусмотреть норму, устанавливающую порядок уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика, что позволит создать более благоприятные условия для проживания граждан и для развития социальной инфраструктуры муниципального образования.

2. Практическая часть


Задание № 1 Анализ основных показателей Федерального бюджета


а) Подберите цифровой материал о доходах/расходах Федерального бюджета РФ, а также данные прогнозируемого объёма ВВП и уровень инфляции за соответствующий период, используя ст.1 ФЗ «О Федеральном бюджете…» и заполните таблицу 1

Таблица 1

Показатели Федерального бюджета РФ

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Изменения n год - 100 %





2010г.

2011г.

Доходы, млрд. руб.

12,97661415

6,950010032

8,844554761

-46,44

27,26

Расходы, млрд. руб.

9,84521759

9,88692094

10,65855876

0,42

7,80

+ / - , млрд. руб.

3,131396557

-2,936910907

-1,814004

-193,79

-38,23

ВВП, млрд. руб.

40420

43187

50389

6,85

16,68

Инфляция, %

13

10

6,5

-23,08

-35,00


б) проанализировать полученные данные, с чем связана такая динамика, причины, ваша оценка

Данные таблицы показывают, что в 2010-2011гг. показатели федерального бюджета имеют дефицит денежных средств. Это обстоятельство является посткризисным последствием страны, возникшим в начале 2010 года.

Также, значительно снижается инфляция на 35% в 2011 году и повышается ВВП на 16,68%, что является положительным моментом в экономике РФ.

в) проиллюстрируйте данные таблицы возможными графиками и диаграммами.

Представим графики показателей доходов, расходов, ВВП и инфляции в 2009-2011гг.

Рис. 1. Динамика доходов и расходов Федерального бюджета РФ за 2009-2011гг, , млрд. руб.

Рис. 2. Динамика ВВП за 2009-2011гг, млрд. руб.

Рис. 3. Динамика инфляции за 2009-2011гг.,%

г) используя данные приложения ФЗ «О Федеральном бюджете» заполните таблицу 2

Таблица 2

Бюджетная классификация расходов Федерального бюджета на 2011 год.

Раздел расходов

Наименование раздела

Сумма, млрд. руб.

Доля, %

1

2

3

4

1

Общегосударственные расходы

469 598,70

0,0773

2

Национальная оборона

38 409 318,70

6,3199

3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

85 623,10

0,0141

4

Национальная экономика

139 948 190,70

23,0272

5

Жилищно-коммунальное хозяйство

30 610,00

0,0050

6

Охрана окружающей среды

3 396 255,60

0,5588

7

Образование

27 545 730,80

4,5324

8

Культура, кинематография

4 627 110,70

0,7613

9

Здравоохранение

294 943,70

0,0485

10

Социальная политика

255 441,20

0,0420

11

Физическая культура и спорт

20 000,00

0,0033

12

Средства массовой информации

260 000,00

0,0428

13

Обслуживание государственного и муниципального долга

389 906 104,80

64,1556

14

Межбюджетные трансферты

2 502 000,00

0,4117


Всего

607 750 928,00

100,0000


Рис.4. Бюджетная классификация расходов Федерального бюджета на 2011 год, млрд. руб.

Рис. 5.Бюджетная классификация расходов Федерального бюджета на 2011 год, %

Таким образом, основную долю в бюджетных расходах Федерального бюджета РФ занимают такие расходы как Обслуживание государственного и муниципального долга - 64,16% и Национальная экономика - 23%.Расходы на образования составили 4,5%, а расходы на Национальную оборону 6%.

Доля остальных расходов составляет менее 1%.

Д) - Ответьте на следующие вопросы

1.   Назовите орган власти, утверждающий Федеральный бюджет

Принятый Государственной Думой Закон о федеральном бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

.     Каким документом регламентируется бюджетный процесс для анализируемого бюджета?

Постановлением Правительства РФ определяется порядок и сроки разработки бюджетной системы РФ в целом на соответствующий финансовый год.

Министерство финансов РФ обеспечивает методическое руководство и координацию работы министерств и ведомств РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований по составлению проектов соответствующих бюджетов и бюджетного послания Президента РФ

.     назовите орган власти, осуществляющий контроль за расходованием средств федерального бюджета

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

Задание № 3 Анализ основных показателей бюджета Пенсионного фонда РФ


а) Подберите цифровой материал о доходах/расходах Пенсионного фонда РФ, за соответствующий период, используя данные ст.1 ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда…» и заполните таблицу 2

Таблица 2

Показатели бюджета Пенсионного фонда РФ

Показатели

2009г

2010г

2011г

Изменения n год - 100 %





(n+1) год

(n+2) год

Доходы, млрд. руб.

3,282951083

4,688859069

5,26401275

42,82

12,27

Расходы, млрд. руб.

3,04148342

4,406858555

4,89437035

44,89

11,06

+ / - , млрд. руб.

0,241467663

0,282000514

0,3696424

16,79

31,08


б) проанализируйте полученные данные

Данные таблицы 2 показывают, что Пенсионный фонт РФ на протяжении анализируемого периода имеет профицит, который с каждым годом увеличивается.

в) проиллюстрируйте данные таблицы соответствующими диаграммами.

Рис. 1. Динамика доходов и расходов ПФ в РФ за 2009-2011г, млрд. руб.

г) проведите сравнительный анализ общей суммы доходов бюджета ПФ в бюджете, сделайте выводы о динамике доли доходов ПФ в трехлетнем периоде, если средства ФБ принять за 100%

Таблица 3А

Доля доходов бюджета ПФ в ФБ

Бюджеты РФ

Доходы ФБ и ПФ

Доля доходов ПФ в ФБ


2009

2010

2011

2009

2010

2011

Федеральный бюджет

12,97661415

6,950010032

8,844554761

100

100

100

Пенсионный фонд

3,282951083

4,688859069

5,26401275

25,30

67,47

59,52


Таким образом, минимальная доля средств ПФ в ФБ 25,3% относилась на 2009 год. В 2010 году заметен резкий скачок доли средств выделенных в ПФ. На наш взгляд это связано с осуществлением Пенсионной реформы.

г) ответьте на следующие вопросы:

. кто осуществляет составление проекта бюджета ПФ РФ

Бюджет Пенсионного фонда утверждается правлением Пенсионного фонда не позднее 10 декабря года, предшествующего году, на который составлен бюджет.

Проект бюджета Пенсионного фонда составляется с учетом ежегодных актуарных расчетов.

Порядок разработки, утверждения и исполнения бюджета Пенсионного фонда устанавливается правлением Пенсионного фонда.

. назовите правовую форму бюджета ПФ РФ

финансово-правовой акт субъекта Российской Федерации, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на уровне субъекта Российской Федерации денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций данного субъекта.

. назовите орган власти, утверждающий бюджет ПФ РФ и отчет о его исполнении

Бюджет Пенсионного фонда утверждается правлением Пенсионного фонда не позднее 10 декабря года, предшествующего году, на который составлен бюджет.

. перечислите основные направления расходования денежных средств ПФ РФ

Использование средств Пенсионного фонда.

. Средства Пенсионного фонда используются на:

-  выплату пенсий, предусмотренных настоящим Законом;

-       предоставление социальных услуг, предусмотренных настоящим Законом;

-       финансирование административных расходов, связанных с выполнением функций, возложенных на органы Пенсионного фонда;

-       оплату услуг по выплате и доставке пенсий;

-       формирование резерва средств Пенсионного фонда.

2. Запрещается использование средств Пенсионного фонда для оплаты договоров страхования пожизненных пенсий и единовременных выплат и на цели, не предусмотренные настоящим Законом.

Задание № 10 Анализ доходов местного бюджета


а) Подберите данные, используя отчеты об исполнении бюджетов, о доходах субъекта РФ (по вашему выбору), заполните таблицу 2, сделайте выводы о том, какие виды доходов преобладают, с чем это связано, какова их динамика, проиллюстрируйте данные соответствующей диаграммой

Решение

Проанализируем в таблице 3 доходы бюджета Свердловской области за 2009-2010 годы (источник - Сайт Министерства финансов Свердловской области). Бюджет является областным.

Таблица 3

Структура доходов бюджета Свердловской области

Виды

2009 год

 

2010 год

 

Изменения

Темп прироста,


Млн. руб.

%

Млн. руб.

%

Млн. руб.

%

%

Налоговые доходы

73 517,76

66,46

100 746,75

71,69

27 228,99

91,06

37,04

Неналоговые доходы

5 089,14

4,60

6 658,31

4,74

1 569,17

5,25

30,83

Безвозмездные поступления

32 016,38

28,94

33 120,00

23,57

1 103,62

3,69

3,45

ВСЕГО:

110 623,28

100,00

140 525,06

100,00

29 901,78

100,00

71,32


Как в 2009, так и в 2010 году преобладают налоговые доходы, их структура в общей сумме доходов составляет 71,69%, темп прироста 37,04%.

На втором месте - безвозмездные поступления, которые в 2010 году составили 23,57% или 33120 млн. руб.

Неналоговые доходы занимают долю в общей сумме доходов 4,74%.

Рис. 1 Динамика доходов

б) Ответьте на следующие вопросы

Да, возможен. Доходы бюджета можно проанализировать в качестве структуры каждого вида дохода в общей их сумме.

) В чем особенность неналоговых доходов местных бюджетов в соответствии с ФЗ -131

Неналоговые доходы:

1.  доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

2.       доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

.        доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями;

.        части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

) раскройте структуру собственных доходов анализируемого бюджета в соответствии со статьей 47 БК РФ

Наибольший удельный вес в структуре неналоговых доходов занимают доходы от использования имущества. На их долю приходится 63 % в 2009 году или 3206,07 млн. рублей и 50,05% в 2010 году или 3362,45 млн. рублей.

На втором месте доходы от продажи материальных ценностей, они занимают от 38% в 2009 году до 15,6% в 2010 году.

Третье место делят между собой платежи при пользовании природными ресурсами, а также штрафы и санкции .

) запишите определение бюджетной классификации, в каком документе она содержится?

Бюджетная классификация РФ - по законодательству РФ - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Бюджетная классификация РФ включает:

классификацию доходов бюджетов РФ;

функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

) назовите группы операций сектора государственного управления, являющихся едиными для всех бюджетов

) доходы

) расходы

) поступление нефинансовых активов

) выбытие нефинансовых активов

) поступление финансовых активов

) выбытие финансовых активов

) увеличение обязательств

) уменьшение обязательств

) Перечислите статьи КОСГУ для группы «доходы»

В группу "Доходы" (1 00 00000 00) включаются следующие подгруппы:

01 00000 00 - налоги на прибыль, доходы;

02 00000 00 - налоги и взносы на социальные нужды;

03 00000 00 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

04 00000 00 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

05 00000 00 - налоги на совокупный доход;

06 00000 00 - налоги на имущество;

07 00000 00 - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

08 00000 00 - государственная пошлина;

09 00000 00 - задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

В группу "Безвозмездные поступления" (2 00 00000 00) включаются следующие подгруппы:

01 00000 00 - безвозмездные поступления от нерезидентов;

02 00000 00 - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов;

03 00000 00 - безвозмездные поступления от государственных организаций;

04 00000 00 - безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

05 00000 00 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

07 00000 00 - прочие безвозмездные поступления.

Задание № 11 Анализ налоговых доходов регионального бюджета


а) используя данные таблицы 3, а также таблицы 6 проанализируйте структуру налоговых доходов анализируемого бюджета. Составьте самостоятельно соответствующую таблицу 4, в ней отразите те налоги, которые являются наиболее значимыми для данного бюджета (налоговые доходы примите равными 100%).

б) дайте характеристику основным налогам, формирующим анализируемый бюджет, по основным признакам классификации (по статусу, по способу взимания, по способу уплаты, по видам процентных ставок).

Виды

2008

2010

Изменения


Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Налоговые доходы

3124,21

58,16

4214,21

56,58

1090,00

-1,58

Неналоговые доходы

2145,32

39,94

3125,15

41,96

979,82

2,02

Безвозмездные поступления

102,35

1,91

108,52

1,46

6,17

-0,45

 ВСЕГО:

5371,89

100,00

7447,88

100,00

2075,99

0,00


Основными доходами бюджета являются налоговые доходы, которые составляют более 50% от общей суммы налогов.

Налоговые доходы <#"532986.files/image008.gif">

г) ответьте на следующие вопросы:

) определение понятия расходы бюджетов, основа их формирования

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

2) сравнительная характеристика понятий «расходное обязательство», «бюджетное обязательство», «денежное обязательство»

1. В силу расходного обязательства публично-правовое образование принимает на себя согласно нормативному правовому акту или заключенному договору обязанность уплатить денежные средства иному публично-правовому образованию, юридическому или физическому лицу и с этой целью предусмотреть в расходной части бюджета соответствующие ассигнования.

. На стадиях составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, исполнения бюджета происходит поэтапная трансформация расходных обязательств в бюджетные обязательства, а последних - в денежные обязательства, чем опосредуется процесс осуществления расходов бюджета в рамках названных стадий, характеризующийся изменением качественного состояния бюджетных расходов - от проекта расхода, к расходу, установленному в норме, и затем - к исполненному акту (собственно выплате денежных средств).

. На стадии формирования проекта бюджета субъекты бюджетного планирования, руководствуясь принципом обоснованности, должны формировать свои расходы в соответствии с теми расходными обязательствами, которые в состоянии обосновать - либо положениями нормативных правовых актов, которые обязывают (либо обяжут) их осуществлять определенные расходы в финансовом году, либо указанием на необходимость (с обоснованием такой необходимости) заключения договоров (соглашений), требующих бюджетного расхода.

. На стадии рассмотрения и утверждения бюджета происходит трансформация расходного обязательства в бюджетное обязательство (расходное обязательство перестает быть обязательством «вообще» и находит свою конкретизацию в бюджете) - вследствие вступления закона о бюджете в силу, расходное обязательство становится бюджетным обязательством, поскольку бюджетом предусмотрена соответствующая статья, предусматривающая бюджетное ассигнование на исполнение расходного обязательства.

. Основополагающим на стадии рассмотрения и утверждения бюджета правилом, является принцип полной трансформации расходных обязательств в бюджетные обязательства или принцип совпадения при составлении проекта бюджета и его последующем рассмотрении и утверждении расходных и бюджетных обязательств, в силу которого не должно быть ни одного расходного обязательства, не ставшего бюджетным, поскольку в противном случае будет иметь место невыполнение публично-правовым образованием финансовых обязательств, вытекающих из соответствующих оснований.

. На стадии исполнения бюджета происходит трансформация бюджетного обязательства в денежное обязательство.

) перечислите статьи КОСГУ для группы «расходы»

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

Заработная плата

Прочие выплаты

Начисления на выплаты по оплате труда

Оплата работ, услуг

Услуги связи

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

Арендная плата за пользование имуществом

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Обслуживание государственного (муниципального) долга

Обслуживание внутреннего долга

Обслуживание внешнего долга

Безвозмездные перечисления организациям

Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям

) назовите основных (не менее 10) ГРБС анализируемого бюджета.

¾      администрация губернатора

¾      государственная жилищная инспекция

¾      жилищный комитет

¾      комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности

¾      комитет по здравоохранению

¾      комитет по культуре

¾      комитет по образованию

¾      комитет по труду и занятости населения

¾      комитет по физической культуре и спорту

¾      комитет по градостроительству и архитектуре

Задание № 14 Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ

местный федеральный бюджет

Перепишите таблицу, заполните пустующие ячейки, сделайте сноски на соответствующие нормативно-правовые документы (название документа, соответствующие статьи)

Таблица 6

Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы (в %)

Наименование доходов

ФБ*

РБ*

Местные бюджеты

Ссылка на НПА*




ГО*

МР*

П*


1. Налоговые доходы: 1.1 НДС

 100

 --

 --

 --

 --

БК РФ Ст. 50

 1.2 Налог на прибыль (по ставке)

 2

 18

 --

 --

 --

п. 1 ст. 284 НК РФ

 1.3 НДФЛ

--

70

30

20

10

Ст. 56 БК РФ

 1.4 ЕНВД

--

--

100

100

--

 Ст. 61 БК РФ

 1.5 ЕСХН

30

30

30

30

30

Ст. 346 НК РФ

 1.6 Транспортный налог

--

50

50

--

--

ЗО №-413, ст.5

1.7 Налог на имущество организаций

 --

 100

 --

 --

 --

Ст. 56 БК РФ

 1.8 Земельный налог

--

--

100

--

100

Ст. 61 БК РФ

 1.9 Налог на имущество физических лиц

 --

 --

 100

 --

 100

Ст. 61 БК РФ

2. Неналоговые доходы 2.1 Плата за негативное воздействие на окружающую среду

 20

 40

 40

 40

 --

Ст. 51, 57, 62 БК РФ


Примечание: ФБ - федеральный бюджет, РБ -региональный бюджет (бюджет субъекта федерации),

ГО - городской округ, МР - муниципальный район, П - поселение (сельское/городское). НПА - нормативно-правовой акт (кодексы, законы)

Задание № 15. Анализ расходов подразделов раздела Федерального бюджета на 2011 год


Используя данные приложения к ФЗ «О Федеральном бюджете» проанализируйте подразделы разделов бюджетной классификации расходов Федерального бюджета на текущий год, сделайте выводы. Данные отразите в таблице.

Таблица 1

Анализ расходов подразделов раздела 3 «Национальная безопасность» Федерального бюджета на 2011г


Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Закон № 204, млрд. рублей

 

1085,9

1198,3

1266,1

1.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

 

258,7

112,4

67,8

1.2.

к предыдущему году, %

 

131,3

110,4

105,7

1.3.

темпы роста к 2008 году, %

 

131,3

144,9

153,1

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм.), млрд. рублей

827,2

933,2

1000,6

 

2.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

152,4

106,0

67,4

 

2.2.

к предыдущему году, %

122,6

112,8

107,2

 

3.

Закон № 204 к Закону № 198-ФЗ (с изм.)

 

 

 

 

3.1.

млрд. рублей

 

152,7

197,8

 

3.2.

%

 

16,4

19,8

 

4.

Доля расходов раздела в общем объеме расходов (без учета условно утвержденных расходов), %

 

 

 

 

4.1.

Закон № 204

 

12,0

11,9

11,8

4.2.

Закон № 198-ФЗ (с изм.)

11,8

12,8

13,0

 

5.

Доля расходов в ВВП, %

 

 

 

 

5.1.

Закон № 204

 

2,1

2,0

1,9

5.2.

Закон № 198-ФЗ (с изм.)

2,0

1,9

1,8

 


Анализ динамики расходов федерального бюджета по Закон № 204 по данному разделу показывает, что расходы увеличиваются как по сравнению с соответствующим предыдущим годом, так и по сравнению с расходами, утвержденными Федеральным законом № 198-ФЗ (с изменениями).

Приведенные в пояснительной записке к Закон № 204 данные уточненной бюджетной росписи по состоянию на 1 июля 2008 года по данному разделу превышают объемы, утвержденные Федеральным законом № 198-ФЗ (с изменениями), в 2008 году на 0,4 %, в 2009 году - на 16,3 %, в 2010 году - на 19,7 %.

Расходы федерального бюджета по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в соответствии с ведомственной структурой в 2009 и 2010 годах будут осуществлять 22 главных распорядителя бюджетных средств, в 2011 году - 17. Наиболее крупные из них - Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, на которые в 2009 - 2011 годах будет приходиться около 88 % расходов по данному разделу.

Наиболее высокие темпы роста ассигнований по данному разделу в 2011 году по сравнению с 2008 годом предусмотрены:

на обеспечение пожарной безопасности более чем в 4 раза - в основном в связи с передачей в состав Государственной противопожарной службы МЧС России территориальных подразделений, которые ранее содержались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и с необходимостью обеспечения деятельности объектовых подразделений, создаваемых на договорной основе, для охраны объектов нефтегазового комплекса;

на обеспечение миграционной политики на 92,8 % - в связи с увеличением штатной численности ФМС России на 4 020 единиц для укомплектования вновь создаваемых подразделений ФМС России в местах, где они ранее отсутствовали, а также с учетом расходов на обеспечение создания государственной системы изготовления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

Задание № 16 Расчет поступлений в бюджетную систему от уплаты НДФЛ и страховых взносов во внебюджетные фонды


а) Рассчитайте сумму НДФЛ, уплачиваемую ежемесячно, а также в целом за год, если начисленная по всем основаниям заработная плата сотрудника составляет

«x тысяч рублей + 6 500», где показатель xсоответствует порядковому номеру студента по списку группы на момент выдачи курсового задания

например:

Для студента под № 1 размер заработной платы для расчетов составит

000 + 6 500 = 7 500 руб.

Для студента под № 15 размер заработной платы составит

000 + 6 500 = 21 500 руб. и т. д.

(примечание: при расчетах налоговые вычеты не учитывать)

б) Определите, используя данные таблицы 6, как рассчитанные суммы НДФЛ будут распределяться по различным бюджетам, расчеты необходимо представить в виде таблицы 7

Решение:

Заработная плата работника составляет

000 + 6 500 = 9500 рублей в месяц.

За 2011 год она составит:

500 * 12 = 114 000 рублей.

По условию задачи налоговые вычеты не применять, тогда, составим таблицу 7, в которой рассчитаем поступления в бюджетную систему РФ за месяц и за 2011 год в целом.

Таблица 7

Расчет поступлений денежных сумм в бюджетную систему РФ

Виды бюджетов, в которые подлежат зачислению средства от уплаты НДФЛ

% отчислений

Сумма НДФЛ


 (по сумме)

За месяц

За год

Ставка НДФЛ

13%

 

Всего, в т.ч.:

100%

1235

14820

В региональный бюджет

70%

865

10374

В бюджет городского округа

 



В бюджет муниципального района

20%

247

2964

В бюджет поселения

10%

123

1482


Таким образом, за месяц сумма НДФЛ составит 1235 рублей, а за год 14820.

Далее составим таблицу 8, в которой рассчитаем поступления в государственные внебюджетные фонды.

При этом стоит учитывать, что с 2011 года (ст. 12 Закона № 212-ФЗ) ставка страховых взносов, которые работодатель платит с фонда оплаты труда, повышается с 26% до 34%. При этом 26% зарплатного фонда пойдет на пенсионное, а 8% - на социальное и медицинское страхование.

Таблица 8

Расчет поступлений денежных сумм во внебюджетные фонды РФ

Внебюджетные фонды

Ставки страховых взносов, %

Суммы страховых взносов, руб.



За месяц

За год

Всего, в т.ч.:

34

3 230,00

38 760,00

Пенсионный фонд

26

2 470,00

29 640,00

Фонд социального страхования

2,9

275,50

3 306,00

Федеральный фонд ОМС

2,1

199,50

2 394,00

Территориальный фонд ОМС

3

285,00

3 420,00


Из таблицы 8 видно, что в государственные внебюджетные фонды поступит 3230 рублей за месяц или 38760 рублей за год.

При этом, из таблицы видно, что Закон № 212-ФЗ направлен на пополнение средств ПФР и ФОМС.

Задание № 20 Изучение бюджетного процесса на муниципальном уровне


Заполните таблицу 11.

Таблица 11

Участники бюджетного на муниципальном уровне процесса, их основные функции

Основные стадии бюджетного процесса

Участники бюджетного процесса

Основные задачи, функции, полномочия




Составление проекта бюджета

Управление финансов города

1) составляет проект городского бюджета, представляет его с необходимыми документами и материалами Главе города для рассмотрения; 2) организует исполнение городского бюджета на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана; 3) составляет отчёт об исполнении городского бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года и представляет его в Администрацию города; 4) составляет и представляет бюджетную отчётность Главе города и в финансовый орган области; 5) устанавливает порядок составлении и представления бюджетной отчётности главными администраторами доходов городского бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита городского бюджета, главными распорядителями и получателями средств городского бюджета; 6) утверждает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, утверждает сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств, ведёт сводную бюджетную роспись; 7) утверждает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями средств городского бюджета, главными администраторами доходов городского бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита городского бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана; 8) осуществляет составление и ведение кассового плана; 9) определяет порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей средств городского бюджета, включая внесение изменений в них; 10) ведёт реестр расходных обязательств города; 11) осуществляет муниципальный финансовый контроль в формах и порядке, устанавливаемых Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, области, Уставом городского округа; 12) устанавливает порядок завершения операций по исполнению городского бюджета в текущем финансовом году; 13) разрабатывает программу муниципальных заимствований; 14) осуществляет ведение муниципальной долговой книги города; 15) определяет порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств городского бюджета в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации; 16) в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, осуществляет блокировку расходов городского бюджета; 17) устанавливает порядок обеспечения получателей средств городского бюджета при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года; 18) в рамках реализации перечисленных полномочий имеет право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, главных администраторов доходов городского бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита городского бюджета, главных распорядителей и получателей средств городского бюджета

Рассмотрение, утверждение бюджета

Городская дума                    

1) рассматривает проект городского бюджета, утверждает городской бюджет; 2) рассматривает и утверждает годовой отчет об исполнении городского бюджета; 3) устанавливает, изменяет и отменяет местные налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) устанавливает льготы по местным налогам и сборам, основания и порядок их применения; 5) утверждает долгосрочные целевые программы по представлению Главы города; 6) осуществляет предварительный, текущий и последующий муниципальный финансовый контроль; 7) формирует и определяет правовой статус органа, осуществляющего контроль за исполнением городского бюджета; 8) направляет в адрес Главы города запросы и обращения по вопросам исполнения городского бюджета; 9) при рассмотрении проекта решения о городском бюджете на очередной финансовый год представляет проект собственной бюджетной сметы, в случае возникновения разногласий с Управлением финансов в отношении указанной бюджетной сметы;

Исполнение бюджета, ведение бюджетного учета

1. Исполнение городского бюджета обеспечивается Администрацией города. 2. Организация исполнения городского бюджета возлагается на Управление финансов. 3. Исполнение городского бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. 4. Кассовое обслуживание исполнения бюджета города осуществляется Управлением федерального казначейства по области.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает: 1) зачисление доходов на единый счет бюджета; 2) возврат излишне уплаченных или излишне взысканных в бюджет сумм доходов, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы; 3) зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) уточнение главным администратором доходов городского бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; 5) перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единого счета городского бюджета на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. . Исполнение бюджета по расходам предусматривает: 1) принятие бюджетных обязательств; 2) подтверждение денежных обязательств; 3) санкционирование оплаты денежных обязательств; 4) подтверждение исполнения денежных обязательств.

Контроль за исполнением, внешняя проверка

Контрольно-ревизионная комиссия осуществляет внешнюю проверку Финансовый контроль за исполнением бюджета осуществляют: 1) Совет депутатов; 2) Контрольно-ревизионная комиссия; 3) Администрация города; 4) главные распорядители средств городского бюджета.

Контрольно-ревизионная комиссия готовит заключение на отчёт об исполнении городского бюджета на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчётности главных администраторов доходов городского бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита городского бюджета, главных распорядителей (получателей) средств городского бюджета. Осуществляются следующие виды контроля: 1) предварительный - в ходе обсуждения и утверждения проекта решения о городском бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам; 2) текущий - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения городского бюджета на заседаниях постоянных и (или) временных депутатских комиссий Совета депутатов, рабочих групп Совета депутатов, депутатских слушаний и в связи с депутатскими обращениями и запросами; 3) последующий - в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении городского бюджета.  Контрольно-ревизионная комиссия осуществляет муниципальный финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей средств городского бюджета, средствами администраторов источников финансирования дефицита городского бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств; контроль за устранением выявленных нарушений. Администрация города осуществляет муниципальный финансовый контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей средств городского бюджета. .Главные распорядители средств городского бюджета осуществляют муниципальный финансовый контроль подведомственных получателей средств городского бюджета в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители средств городского бюджета осуществляют контроль использования субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. В рамках осуществления муниципального финансового контроля главные распорядители средств городского бюджета вправе проводить проверки подведомственных получателей бюджетных средств.


б) ответьте на следующие вопросы:

каким документом регламентируется бюджетный процесс на муниципальном уровне?

Бюджетный процесс муниципального района регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, законами области, законами иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, области и края, Уставом муниципального района, Положением, иными правовыми актами Совета муниципального района, главы администрации муниципального района и председателя комитета по финансам администрации.

какой юридический статус имеет отчет об исполнении местного бюджета?

Отчет об исполнении бюджета муниципального района содержит данные об исполнении бюджета муниципального района по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета муниципального района в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, данные об исполнении приложений к бюджету муниципального района. Отчет об исполнении бюджета муниципального района является ежеквартальным.

Отчетные данные (в том числе по приложениям к бюджету муниципального района) составляются и представляются в разрезе следующих сведений:

утверждено бюджетом муниципального района на год (с учетом внесенных изменений по решению муниципального района);

исполнено с начала года;

процент исполнения к утвержденному бюджету муниципального района на год.

Отчет об исполнении бюджета муниципального района за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается главой администрации муниципального района и направляется в Совет муниципального района и Контрольно-счетную палату не позднее 20 дней после сдачи бюджетной отчетности в исполнительный орган государственной власти Забайкальского края. Совет муниципального района рассматривает и принимает к сведению квартальную отчетность в течение одного месяца после ее получения.

Годовой отчет об исполнении бюджета муниципального района представляется в Совет муниципального района не позднее 1 мая текущего года и подлежит утверждению решением Совета.

По годовому отчету об исполнении бюджета муниципального района проводятся публичные слушания в соответствии с Уставом муниципального района и в соответствии с главой 9 настоящего Положения.

Администрация муниципального района ежеквартально информирует население муниципального района об исполнении бюджета муниципального района путем официального опубликования в средствах массовой информации.

 

Заключение


Таким образом, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

1.  федеральный бюджет

2.       бюджет субъектов Российской Федерации

.        бюджеты муниципальных образований

.        бюджеты сельских поселений

Единство бюджетной системы РФ не предполагает слияние или поглощение бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами. Напротив, каждое бюджетное звено функционирует самостоятельно.

Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов. Федеральный бюджет используется для перераспределения средств между регионами. Бюджет субъектов Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств, предназначена для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Аналогичное назначение местного бюджета.

В случае необходимости поддержки бюджетов более низких уровней для обеспечения реализации стоящих перед ними задач из бюджетов вышестоящих уровней, могут передаваться им дополнительные доходные ресурсы. Действующая финансовая помощь, которая может быть осуществлена в следующих формах: дотации, субвенции, субсидии, направлена на то, чтобы за счет средств обеспеченных регионов (районов) оказывать помощь нуждающимся регионам, для сбалансирования.

Процесс формирования и исполнение местного бюджета рассмотрен на примере бюджета Увельского муниципального образования. Доходы местного бюджета формируются за счет собственных налоговых и неналоговых платежей и безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов. налоговые доходы по структуре за три года можно сказать следующее, что наблюдается рост платежей на 88,6%,. Налоговые доходы складываются из налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, налога на совокупный доход, налога на имущество, земельного налога, и других налоговых платежей, которые объединены в группу прочие. Именно эти налоги определяют доходную базу местного бюджета. Неналоговые доходы являются составной частью местного бюджета. Безвозмездные перечисления складываются из дотаций, субвенций, субсидий. Структура показывает, что в 2006 году значительно выросли субвенции 52,8%. Субвенции это безвозмездные перечисления для осуществления целевых расходов (Например: выполнение национальных программ в области «Образование» и «Здравоохранение»). А также наиболее значимым нововведением стало наделение муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. Финансирование подразделений, зарегистрированных на территориях муниципального образования осуществляется через местный бюджет за счет выделяемых средств областного бюджета в виде субвенций.

 

Список использованной литературы


1.   Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. М.: Юрайт-Издат, 2008. 575 с.

2.       Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. 340 с.

.        Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы / В.В. Глущенко, И.И.Глущенко. М.: 2001. 83 с.

.        Христенко В.Б., Лавров А.М.. Новый этап реформы межбюджетных отношений / В.Б. Христенко, А.М. Лавров // Финансы. 1999. №2. С. 3-9.

.        Грефф К. Как создать оптимальные региональные финансовые системы в России? / К. Грефф // Методика распределения трансфертов ФФПР: итоги реформы 1999-2001 годов. М.: РЕЦЭП. 2001. С. 56

.        Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. 640 с.

.        Берлин С.И. Теория финансов: Учеб. пособие / С.И. Берлин. М. 2001, 256 с.

.        Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами / В.Б. Христенко. М. 2002, 158 с.

.        Финансовый менеджмент: Учебное пособие для вузов / Г.Б.Поляк и др.; Под ред. проф. Г.Б.Поляка. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. 518 с.

.        Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2010. 224 с. (Библиотека Российского законодательства).

.        Межбюджетные отношения: потоки финансовой помощи будут оптимизированы (Интервью заместителя министра финансов РФ А.Г. Силуанова) // Финансы. 2008. № 4. С. 3-6.

.        Карчевская С.А., Хворостухина Д.С. Финансовое обеспечение реформы местного самоуправления / С.А. Карчевская, Д.С. Хворостухина // Финансы. 2008. №4. С. 7-9.

.        Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2010. № 23 (311).

.        Межбюджетные отношения в РФ в 2009-2011 годах (семинар-совещание в Уфе) // Финансы. 2008. №6. С. 3-6.

.        Рекомендации семинара-совещания руководителей финансовых органов субъектов РФ «Межбюджетные отношения в РФ в 2009-2011 гг.» // Финансы. 2008. №6. С. 7-8.

.        Юрин А.В. О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах / А.В. Юрин // Финансы. 2008. № 6. С. 9-10.

.        Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Финансы. 2008. №7. С. 3-5.

Похожие работы на - Функционирование местных бюджетов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!