История создания Вооруженных Сил РФ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Военная кафедра
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,97 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История создания Вооруженных Сил РФ

Содержание

Введение

. История становления российской армии при Петре I

. Особенности развития вооруженных сил в период Советского союза

. Вооруженные силы РФ на современном этапе

Заключение

Используемая литература

Введение

Во все времена государства Российского воинская служба была делом чести каждого гражданина, а верное служение своему Отечеству - высшим смыслом жизни и службы воина.

Верность долгу и присяге, самоотверженность, честь, порядочность, самодисциплина - вот традиции Российского воинства. Ими по праву дорожили наши отцы и деды, прошагавшие огненными дорогами Великой Отечественной войны. Но за последнее время, желание пройти службу в вооруженных силах Российской Федерации несколько снизилось. С чем это связано, трудно сказать. Для того чтобы узнать причину сложившейся ситуации целесообразно рассмотреть историю становления вооруженных сил РФ.

Из вышесказанного вытекает актуальность следующей темы исследования: «История создания вооруженных сил Российской Федерации».

Цель работы - изучить историю создания вооруженных сил РФ.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть историю становления российской армии при правлении Петра I;

Исследовать особенности развития вооруженных сил в период Советского союза;

Изучить современный этап развития вооруженных сил Российской Федерации.

Методологической основой исследования являются труды следующих авторов: В.О. Ключевского, Т.Н. Неровня, Т.М. Тимошиной и других.

1. История становления российской армии при Петре I

Особого внимания заслуживает период российской армии при правлении Петра I, т.к. в этот момент был создан военно-морской флот Российской Империи.

Начало реформирования вооруженных сил относится ко второй половине XVII в. Уже тогда создаются первые рейтарские и солдатские полки нового строя из даточных и «охочих» людей (т.е. добровольцев). Но их было еще сравнительно немного, и основу вооруженных сил все еще составляло дворянское конное ополчение и стрелецкие полки. Хотя стрельцы и носили единообразную форму и вооружение, но денежное жалование, получаемое ими, было ничтожно. В основном они служили за предоставлявшиеся им льготы по торговле и на занятие ремеслом, поэтому были привязаны к постоянным местам жительства. Стрелецкие полки ни по своему социальному составу, ни по своей организации не могли явиться надежной опорой дворянскому правительству. Не могли они также и всерьез противостоять регулярным войскам западных стран, а, следовательно, не были достаточно надежным орудием решения внешнеполитических задач.

Поэтому Петр 1, придя к власти в 1689 г., столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной реформы и формирования массовой регулярной армии.

Ядром военной реформы стали два гвардейских (бывших «потешных») полка: Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном молодыми дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой армии. Первоначально была сделана ставка на приглашение на русскую службу иностранных офицеров. Однако поведение иностранцев в сражении под Нарвой в 1700 г., когда они во главе с главнокомандующим фон Круи перешли на сторону шведов, заставило отказаться от этой практики. Офицерские должности стали замещаться преимущественно русскими дворянами. Помимо подготовки офицерских кадров из солдат и сержантов гвардейских полков, кадры готовились также в бомбардирской школе (1698 г.), артиллерийских школах (1701 и 1712 гг.), навигацких (1698 г.) классах и инженерных школах (1709 г.) и Морской академии (1715 г.). Практиковалась также посылка молодых дворян для обучения за границу. Рядовой состав первоначально комплектовался из числа «охотников» (добровольцев) и даточных людей (крепостных, которых отбирали у помещиков). К 1705 г. окончательно оформился порядок набора рекрутов. Их набирали по одному от каждых 20 крестьянских и посадских дворов раз в 5 лет или каждый год - по одному от 100 дворов. Таким образом, установилась новая повинность - рекрутская для крестьянства и посадских людей. Хотя верхи посада - купцы, заводчики, фабриканты, а также дети духовенства освобождались от рекрутской повинности. После введения подушной подати и переписи мужского населения податных сословий в 1723 г. порядок рекрутского набора был изменен. Рекрутов стали набирать не от количества дворов, а от численности мужских податных душ. Вооруженные силы делились на полевую армию, которая состояла из 52 пехотных (из них 5 гренадерских) и 33 кавалерийских полков, и гарнизонные войска. В состав пехотных и кавалерийских полков включалась артиллерия.

Регулярная армия содержалась полностью за счет государства, одета была в единообразную казенную форму, вооружена стандартным казенным оружием (до Петра 1 оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои). Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существенно облегчало снабжение боеприпасами. Ведь ранее, в XVI - XVII веках, пушки отливались индивидуально пушечными мастерами, которые их и обслуживали. Армия обучалась по единым Воинским уставам и инструкциям. Общая численность полевой армии к 1725 г. составляла 130 тыс. человек, в гарнизонных войсках, призванных обеспечить порядок внутри страны, насчитывалось 68 тыс. человек. Кроме того, для охраны южных границ были образованы ландмилиция в составе нескольких конных иррегулярных полков общей численностью в 30 тыс. человек. Наконец, имелись еще иррегулярные казачьи украинские и донские полки и национальные формирования (башкирские и татарские) общей численностью 105-107 тыс. чел.

Радикально изменилась система военного управления. Вместо многочисленных приказов, между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр 1 учредил военную коллегию и адмиралтейств-коллегию для руководства армией и военно-морским флотом. Таким образом, военное управление было строго централизировано. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. при императрице Екатерине II был создан Военный совет, осуществлявший общее руководство войной. В 1763 г. образован Генеральный штаб как орган планирования военных операций. Непосредственное управление войсками в мирное время осуществляли командиры дивизий. Во второй половине XVIII в. в русской армии было 8 дивизий и 2 пограничных округа. Общая численность войск к концу XVIII в. возросла до полумиллиона человек и они полностью обеспечивались вооружением, снаряжением и боеприпасами за счет отечественной промышленности (она производила в месяц 25-30 тыс. ружей и несколько сот артиллерийских орудий).

Во второй половине XVIII в. армия переходила на казарменное содержание, т.е. стали в массовом масштабе строиться казармы, в которые поселялись войска. Ведь в начале этого века казармы были только у гвардейских полков, а основная масса войск располагалась в домах обывателей. Постойная повинность была для податных сословий одной из наиболее тяжелых. Армия, которая комплектовалась путем рекрутского набора, отражала социальную структуру общества. Солдаты, выходя из крепостной зависимости от помещика, становились крепостными государства, обязанные пожизненной службой, сокращенной позже до 25 лет. Офицерский корпус был дворянский. Хотя русская армия и носила крепостнический характер, она была все же национальной армией, чем резко отличалась от армий ряда западных государств (Пруссии, Франции, Австрии), где армии комплектовались из наемников, заинтересованных лишь в получении платы и грабеже. Петр 1 перед этой битвой сказал своим воинам, что они сражаются «не за Петра, но за Отечество, Петру врученное».

В заключении можно сказать, что только при правлении Петра I армия стала постоянной единицей государства, способной защитить интересы отечества.

2. Особенности развития вооруженных сил в период Советского союза

Внезапное вторжение Германии на территорию СССР потребовало от Советского правительства быстрых и точных действий. В первую очередь нужно было обеспечить мобилизацию сил на отпор врагу. В день нападения Президиум Верховного Совета СССР издал указ о мобилизации военнообязанных 1905-1918 гг. рождения. За считанные часы сформировывались отряды и подразделения. Вскоре ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление об утверждении мобилизационного народо-хозяйственного плана на четвертый квартал 1941 г. предусматривавшего увеличение производства военной техники и создания крупных предприятий танкостроительной промышленности в Поволжье и на Урале. Обстоятельства заставили Центральный Комитет Коммунистической партии в начале войны разработать развернутую программу перестройки деятельности и жизни Советской страны на военный лад, которая была изложена в директиве Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года партийным, советским организациям прифронтовых областей. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал девизом жизни советских людей.

Советское правительство и Центральный Комитет партии призывал народ отрешиться от своего настроения и личных желаний, перейти на священную и беспощадную борьбу с врагом, сражаться до последней капли крови, перестраивать на военный лад народное хозяйство, увеличивать выпуск военной продукции. В директиве указывалось: «В занятых врагом районах, создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т.д., в захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия». Кроме всего прочего на местах проводились беседы с населением. Разъяснялись характер и политические цели начавшейся Отечественной войны. Основное положение директивы от 29 июня изложил в выступлении по радио 3 июля 1941 года И.В. Сталин. Обращаясь к народу он объяснил сложившуюся ситуацию на фронте, раскрыл программу защиты уже добившихся целей, выразил непоколебимую веру в победу советского народа против немецких оккупантов. «Наши силы не исчислимы», - подчеркивалось в его речи.

июня 1941 года была сформирована Ставка Главного Командования Вооруженных Сил ССР для стратегического руководства военными действиями. Позднее она была переименована в Ставку Верховного Главнокомандования (ВГК) во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) , Председателем совнаркома И.В. Сталиным, который был назначен также народным комиссаром обороны, а затем и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР. В руках Сталина была сосредоточена полная власть и это было как нельзя к стати. В ВГК также входили: А И. Антипов, С.М. Бубенный, М.А. Булганин, А.М. Василевский, К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков и др.

Таким образом, начало ведения военных действий потребовало мобилизации не только вооруженных сил регулярной армии, но и сил населения оккупированных территорий.

В связи с быстрым продвижением германских войск на восток появилась острая необходимость в эвакуации населения, фабрик и заводов, ценностей с территорий, которые подвергались опасности и мог ли перейти в руки к врагу.

июня 1941 года был создан совет по эвакуации, на который возлагалось руководство перемещением на восток из прифронтовых районов населения, учреждений, военных грузов, оборудования предприятий и других ценностей. Во главе его стоял Л. Каганович, а затем Н. Шверник.

Эвакуация осуществлялась в два этапа: лето-осень 1941 и лето-осень 1942 г. Особенно тяжелым был первый этап, т.к. у руководства не было опыта в подобных делах. Кроме того обстоятельства могли повернуть все планы вспять из-за военных действий, которые, увы, не контролировала Красная Армия. Зачастую при эвакуации особо важных объектов противник «наступал на пятки». Далеко не все проходило гладко и успешно. Из-за полной оккупации Белоруссии эвакуация потенциала этой республики была остановлена уже в августе 1941 г. В Ленинградской области эвакуация была начата в июле, а из-за блокады Ленинграда прервалась в сентябре того же года.

Во время эвакуации было эвакуировано 7 млн. человек в 1941 году и 4 млн. человек в 1942 г. Были перевезены такие заводы как: «Запорожсталь» из Днепропетровска в Магнитогорск (потребовалось 8 тыс. вагонов); Ленинградский завод им. Кирова и Челябинский тракторный завод (оба этих завода были с литы в единый для выпуска танков).

Перебазирование производительных сил на восток - одна из ярчайших страниц истории Великой Отечественной войны. Усилиями советских рабочих, инженеров, командиров производства, железнодорожников была обеспечена эвакуация на восток многих сотен крупных предприятий и более чем 11 млн. человек. По сути дела целая индустриальная страна была перемещена на тысячи километров. Там, на необжитых местах, часто под открытым небом машины и станки буквально с железнодорожной платформы пускали в дело.

Победы, одержанные Советской Армией в 1944 году, стали возможными благодаря новым достижениям тружеников тыла. Увеличение раз маха наступательных операций Вооруженных Сил, завершение освобождения советской территории, осуществление освободительной миссии стало возможно благодаря сплочению усилий воинов и тружеников тыла, мобилизации всех резервов и возможностей страны.

Таким образом, не смотря на поражения в начале Великой Отечественной войны, Советские вооруженные силы все-таки смогли препятствовать захвату своей территории, и, кроме этого, освободили многие народы мира, попавшие в оккупацию.

3. Вооруженные силы РФ на современном этапе

армия вооруженный советский призывной военнообязанный

В последние годы военно-политическая ситуация в мире претерпела значительные изменения; закончилась « холодная война», улучшились российско-американские отношения. Выросла угроза 3-й мировой войны. Конфронтация между Востоком и Западом уступила место партнерству. Наметилась важная позитивная тенденция создания европейской системы коллективной безопасности. Произошли и другие положительные сдвиги.

Однако, как показывают факты, военная опасность еще существует. Более того, она непосредственно затрагивает национальные интересы России. Доказательством этого являются следующие факторы:

существование в различных районах мира очагов военных конфликтов,

стремление отдельных государств или группировок доминировать в различных регионах, используя в решении спорных вопросов военную силу,

наличие у ряда государств или коалиций мощных вооруженных сил, высо1сйх мобилизационных возможностей, базирование войск вблизи России,

нестабильность политической обстановки в мире в сочетании с наращиванием некоторыми государствами своего военного потенциала,

распространение оружия массового поражения и средств его доставки, возможность увеличения членов «ядерного клуба», попытка некоторых весьма сильных в военно-экономическом отношений держав использовать против России средства политического и экономического давления или военный шантаж.

В сложившихся условиях для России стало объективной необходимостью создание качественно-новых Вооруженных Сил, экономически менее обременительных для государства, значительно меньших по численности и в тоже время более эффективных, способных обеспечить безопасность страны в любой обстановке. Российская армия была создана по указу Президента РФ от 7 мая 1992 года «О создании Вооруженных Сил РФ»

Согласно Закону РФ «Об обороне», Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами.

Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы России. Таковыми задачами могут быть:

участие вместе с внутренними войсками и правоохранительными органами в борьбе с организованной преступностью, в защите прав и свобод граждан России,

обеспечение коллективной безопасности стран СНГ,

выполнение миротворческих миссий как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и другое.

Указанные и другие сложные задачи российские войска решают в определенной организационной структуре.

В состав Вооружённых Сил РФ входят Ракетные войска стратегического назначения. Сухопутные войска. Войска противовоздушной обороны. Военно-воздушные Силы, Военно-Морской Флот, Тыл Вооруженных Сил, а также рода войск центрального подчинения.

Виды Вооруженных Сил РФ подчиняются главнокомандующим, которые являются заместителями Министра обороны РФ.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обороны РФ, через Министерство обороны. Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил является Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Военная служба - особый вид государственной службы, заключающийся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защита Отечества.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.

На военную службу призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.

От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 и старше 60 лет, женского пола - моложе 18 и старше 50 лет, а также не годные к военной службе по состоянию здоровья.

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

воинский учет,

подготовку к военной службе,

прохождение военной службы,

пребывание в запасе (резерве),

военное обучение в мирное время.

Порядок прохождения военной службы устанавливается Законодательством и другими нормативно-правовыми документами. Основными из них являются:

Конституция РФ,

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»,

Закон РФ «О статусе военнослужащих»,

Основные положения Военной доктрины РФ,

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ.

Учёт граждан призывного возраста и военнообязанных по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами. В населённых пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет ведёт местная администрация. Граждане обязаны состоять на воинском учёте, за исключением освобождённых Законом от воинской обязанности, не имеющих военно-учетной специальности граждан женского пола, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, достигших предельного возраста пребывания в запасе, убывших на постоянное место жительства за границу.

Граждане мужского пола ставятся на воинский учёт в районной или городской (в городе без районного деления)комиссией по постановке граждан на воинский учёт в период с 1.01 по 31.03 в год достижения гражданином 17-летнего возраста.

Первоначальная постановка граждан женского пола на воинский учёт осуществляется районным или городским (без районного деления) военным комиссариатом после приобретения ими военно-учётной специальности.

Председатель или секретарь комиссии по постановке граждан на воинский учёт обязаны объявить гражданину решение комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету.

Гражданин обязан явиться по вызову военного комиссариата района или города(без районного деления), на территории которого он постоянно или временно (сроком более 3 месяцев) проживает, по вопросу воинского учёта.

Гражданин, уволенный в запас Вооруженных Сил РФ или из органов внутренних дел с зачислением в запас Вооруженных Сил, обязан в 2-х недельный срок со дня получения документов о зачислении его в запас явиться в военный комиссариат района или города (без районного деления) по месту его жительства по вопросу постановки его на воинский учёт.

Гражданин, состоящий на воинском учете, обязан в 2-х недельный срок сообщить в соответствующий орган, осуществляющий воинский учёт, об изменении своего семейного положения, места жительства в пределах района или города(без районного деления), образования, места работы и должности.

Гражданин, состоящий на воинском учёте, при переезде в другой район (город) на постоянное место жительства(при убытии за границу на срок свыше 6-месяцев) обязан сняться с воинского учёта и, по прибытии на новое место жительства(возвращении из-за границы), в 2-хнедельный срок встать на воинский учёт.

Подготовка граждан к военной службе в соответствии с законом подразделяется на обязательную и добровольную.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости и с согласия гражданина - лечебно-оздоровительные мероприятия.

Подготовка учащихся к военной службе осуществляется также в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в котором предусмотрено получение обучающимися необходимых знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков по гражданской обороне. Обязательная подготовка граждан к военной службе может также осуществляться в ходе военных сборов.

Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, окулистом, отоларингологом, стоматологом и, при необходимости, психиатром, врачами других специальностей.

В случае невозможности на месте получить медицинское заключение о годности гражданина к военной службе, комиссия по постановке граждан на воинский учет может направить его на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение.

Гражданин, которому в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуется правом внеконкурсного поступления в военное училище и выбора рода войск в соответствии с его спортивной подготовкой при призыве на военную службу.

Обучение в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола: кадетские (суворовские), морские кадетские (нахимовские) и музыкальные кадетские корпуса.

Несовершеннолетний гражданин мужского пола - сирота или оставшийся без попечения родителей, зачисляется в кадетские корпуса без экзаменов - по результатам обследования и медицинского освидетельствования. Гражданин, успешно завершивший обучение в кадетском корпусе, пользуется правом поступления в военное училище без экзаменов.

Таким образом, сегодня созданы все условия, чтобы гражданин Российской Федерации мог осуществить свой священный долг - пройти службу в вооруженных силах РФ.

Заключение

В итоге можно сказать, что нынешнее положение дел в вооруженных силах Российской Федерации во многом стало возможно благодаря победам, достигнутым на протяжении всего существования Российского государства.

Выбранные вехи истории наиболее интересны с точки зрения становления армии, т.к. именно в эти годы происходили этапы, коренным образом влиявшие на развитие и становление вооруженных сил.

Во времена Петра I армия стала существовать как постоянная единица государства, необходимая для поддержания безопасности границ. Также, в это время, в армии появилось разделение на большое количество родов войск, таких как артиллерия, морской флот, пехота, кавалерия.

Во времена Советского союза, особенно в течение Великой Отечественной войны, армия Советского союза не только показала свою способность побеждать в тяжелейших условиях, но и доказала, что Советское государство способно давать достойное оружие для своих солдат.

Сегодня, хотя отношение к службе в армии, в большинстве случаев нейтральное, или даже негативное, мы все равно можем говорить о высоком качестве обеспечения нашей безопасности вооруженными силами Российской Федерации.

Используемая литература

1.Авдаков Ю.К. Бородин В.В. История социалистических стран. - М.: ВЛАДОС, 1985. - 197 с.

2.Вощанова Г.П. Годзина Г.С. История Российской Империи. - М.: Просвещение, 1998. - 177 с.

3.Ключевский В.О. История России. - М.: Просвещение, 2003. - 243 с.

.Назаров М.Г. Новейшая история. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

.Неровня Т.Н. История России: в вопросах и ответах. - М.: Просвещение, 1999. - 204 с.

.Стариков Н.В. Россия 20 век: политика и культура. М.: ВЛАДОС, 1999. - 137 с.

.Тимошина Т.М. История России. - М.:ВЛАДОС, 2002. - 213 с.

Похожие работы на - История создания Вооруженных Сил РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!