Особенности тактической деятельности волейболистов и управления командой

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,93 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности тактической деятельности волейболистов и управления командой

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

"Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины"

Факультет физической культуры

Кафедра спортивных дисциплин





Курсовая работа

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ И УПРАВЛЕНИЯ КОМАНДОЙ

Исполнитель:

студент группы ФК-52 Елисеев Е.А.

шифр и номер группы подпись

Научный руководитель:

преподаватель кафедры

спортивных дисциплин Макаревич В.В.




Гомель 2011

Содержание

Введение

1. Понятие "спортивная тренировка" и развитие мнений о её построении

1.1 Понятие "спортивная тренировка" и характеристики разделов тренировки

1.2 Характеристика системы подготовки спортсменов

1.3 Построение спортивной тренировки

2. Особенности и структура спортивной тренировки

2.2 Основные принципы спортивной тренировки

2.2 Цикличность тренировочного процесса

2.3 Характеристика зон интенсивности в тренировке, их место в развитии физических качеств

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность исследования моделирования процесса многолетней тренировки отражается в требованиях эффективности управления подготовкой спортсменов, для чего необходимы поэтапные ориентиры. Анализ показывает, что использование принципов программно-целевого управления успешно осуществляется на уровне системы многолетней подготовки - этапе спортивного совершенствования и достижения высшего спортивного мастерства в условиях подготовки сборных команд. Проблема моделирования находится в стадии разработки, и неудивительно, что на практике приходится встречаться с различными ее трактовками, с неодинаковыми подходами. Нет еще полного единообразия в применении самих понятий "модели" и "модельные характеристики". Можно встретить немало других терминов, аналогичных им по смыслу: "контрольные нормативы", "контрольные показатели качеств и способностей", "контрольные нормативы соревновательной деятельности", "нормативные показатели", "модели", "показатели подготовленности". Но чаще всего в литературе встречается именно термин "модельные характеристики".

Моделирование, разработка "модельных характеристик" получают все большее распространение в обосновании программно-целевого управления многолетней подготовкой спортсменов. В подобных случаях применяется приближенное моделирование, хотя и качественные, и количественные показатели в каждом конкретном случае получают путем обследования, тестирования, различных экспериментов, экспертных оценок специалистов, то есть, используя практически весь арсенал параметров.

Управление подготовкой можно представить в виде четырех этапов:

-й - модельных характеристик текущего и прогнозируемого состояний для достижения запланированного спортивного результата;

-й - разработка характеристик программы, рассматривающей содержание тренировки, соревнований и отдыха;

-й - разработка системы контроля за текущим состоянием и выполнением запланированной программы;

-й - обеспечение необходимой коррекции в намеченной программе.

Для отражения в моделях необходимого уровня технической подготовленности спортсменов необходимо учитывать неравнозначность и специфичность технического мастерства спортсменов в различных видах спорта.

Многолетняя спортивная тренировка понимается как единый процесс восхождения по этапам спортивного мастерства - единственно правильный путь к достижению максимальных результатов в спорте. В современной научно-методической литературе накоплен значительный исследовательский материал, позволяющий конкретизировать основные положения такой системы многолетней подготовки спортсменов. В.П. Филин и Фарфель предлагали следующую концепцию построения многолетней тренировки: всю многолетнюю подготовку, имеющую собственные пути развития, от новичка до чемпиона или рекордсмена, целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями. Управление такой системой, считают авторы, приводит к ее упорядочению и позволяет создать необходимые тренировочные и соревновательные эффекты. Одним из наиболее известных является программно-целевое управление, для которого главное, состоит прежде всего в разработке поэтапных модельных характеристик. В моделях построения многолетней тренировки, согласно данным литературы, можно выделить следующие компоненты: этапы многолетней подготовки; примерный возраст спортсменов на каждом этапе; преимущественная направленность тренировки; главные задачи тренировки; основные средства и методы подготовки; допустимые тренировочные нагрузки; примерные контрольные нормативы на каждом этапе подготовки.

1. Понятие "спортивная тренировка" и развитие мнений о её построении

.1 Понятие "спортивная тренировка" и характеристики разделов тренировки

Спортивная тренировка - это специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Спортивная тренировка организуется в рамках системного использования физических упражнений, с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма. Тренированность - это мера приспособления организма к конкретной работе. Спортивная тренировка может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает правильные положительные анатомо-физиологические изменения в организме. Тренировка является одной из форм подготовки спортсмена. Подготовка - понятие более широкое, чем тренировка поэтому подготовку стоит рассматривать как длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и вне тренировочных средств, методов, форм и условий (лекции, беседы, соревнования, образ жизни, специализированное питание, методы восстановления и т.д.), с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.

Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости и других, степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).

Спортивная тренировка направлена на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Уровень спортивных достижений растет. Это требует не только глубоких и всесторонних знаний об особенностях спортивной тренировки, но и изменений средств, методов и форм организации занятий по физическому воспитанию.

Тренировка является важнейшей частью спортивной подготовки. Только в ней осуществляется формирование специальных знаний, навыков и умений, воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов, воспитание требуемых качеств личности. Это педагогический процесс с многообразными воспитательными, оздоровительными и образовательными задачами [1, с.285].

Основное содержание тренировки отражается в программах по видам спорта для различных организационных форм занятий: для коллективов физической культуры, зля детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, для спортсменов высших разрядов.

В тренировке выделяют следующие разделы: техническая, тактическая, физическая, психическая, теоретическая, интегральная подготовка. Термин "подготовка" здесь употребляется в узком значении по сравнению с термином "подготовка спортсмена". Выделение сторон тренировки условно и делается для удобства планирования, контроля, выбора средств, методов и др.

Техническая подготовка - это педагогический процесс, направленный на овладение специфическими для каждого вида спорта двигательными действиями. Обучение спортивной технике начинается в детско-юношеском возрасте. По мере увеличения возраста и спортивного мастерства техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. В конечном счете, должно быть сформировано двигательное умение, позволяющее добиваться максимального эффекта в различных условиях.

Тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности, правил и положений в конкретном виде спорта, общих положений современной отечественной и зарубежной тактики спортсменов, своих соперников; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит содействие укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию и совершенствованию жизненно важных двигательных навыков. В задачи специальной физической подготовки входит воспитание физических качеств, специфичных для данного вида спорта.

Психическая подготовка - педагогический процесс, направленный на воспитание личности спортсмена, его моральных и волевых качеств. Она осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях. Эта работа тесно связана с воспитательной работой тех учреждений, в которых спортсмен учится или работает.

Теоретическая подготовка - это педагогический процесс повышения идейно-теоретического уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях. Она осуществляется на всем протяжении подготовки спортсменов. Требования в спорте настолько возросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие спортивные показатели нельзя. Недооценка теоретической подготовки приводит к непониманию сути выполняемого тренировочного задания. Непонимание порождает плохую активность, механическое повторение упражнений.

Интегральная подготовка - педагогический процесс, направленный на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми разделами подготовки и реализации ее в соревновательной деятельности; достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки [1, с.340].

1.2 Характеристика системы подготовки спортсменов

Система тренировки представляет собой наиболее важную часть в общей системе подготовки спортсменов. Динамика развития и совершенствования должна стимулировать рост индивидуального спортивного мастерства. В настоящее время отмечены следующие основные направления совершенствования системы спортивной тренировки.

Первое направление - соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса специфическим требованиям конкретного вида спорта. Это проявляется в увеличении объема вспомогательной и специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы. Второе направление - увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации возможностей организма и стимуляции адаптационных процессов. Это проявляется в увеличении числа соревнований и соответственно количества игр [2, с.70].

Третье направление - стремление к сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, средств восстановления и стимулирования специальной работоспособности. Излишнее увеличение тренировочными и соревновательными нагрузками препятствует росту мастерства, если эти нагрузки в общем итоге становятся запредельными. Четвертое направление - расширение (увеличение) комплекса нетрадиционных средств подготовки, применение которых не требует больших энергозатрат, однако способствует повышению уровня подготовленности. Пятое направление - совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в любом виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов.

Исходя из современных представлений систему управления можно представить в виде четырех подсистем:

·Разработка модельных характеристик состояния, необходимого для достижения высокого результата.

·Разработка характеристик программы, раскрывающей содержание единства процесса тренировки, соревнований и восстановления.

·Разработка системы контроля за текущим состоянием и за выполнением запланированной программы.

·Обеспечение необходимой коррекции в намеченной программе.

Исходя из вышеизложенного, служба научно-методического обеспечения спортивной подготовки должна совместно с тренерским составом работать в тесном контакте, ориентируясь на раскрытие потенциальных возможностей каждого кандидата в члены сборной команды страны. Основным видом деятельности их сотрудничества должна быть постоянная коррекция наиболее информационных тестов как основного инструмента оценки потенциала.

Основными наиболее важными компонентами системы тренировочно-соревновательной подготовки являются:

) система отбора и спортивной ориентации;

) система соревнований;

) система спортивной тренировки;

) система факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности: а) подготовка кадров; б) научно-методическое и информационное обеспечение; в) медико-биологическое обеспечение; г) материально-техническое обеспечение; д) финансирование; е) организационно-управленческие факторы; ж) факторы внешней среды.

Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития ее.

Система отбора и спортивной ориентации - это комплекс организационно-методических мероприятий педагогического, медико-биологического, психологического и социального характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка, подростка, юноши к тому или иному роду спортивной деятельности (спортивной игре). В современном спорте, характеризующемся постоянно усиливающейся конкуренцией и непрерывным ростом результатов, особенно важно выявить спортсменов, обладающих необходимыми морфофункциональными данными и синтезом физических, психических и интеллектуальных способностей, находящихся на исключительно высоком уровне развития. Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть выявлены только в процессе тренировки и воспитания и являются: следствием сложного диалектического единства - врожденного и приобретенного, биологического и социального [3, с.93].

Система соревнований. Спортивные соревнования, являясь специфической формой деятельности в спорте, определяют цели и направленность подготовки, а также используются как одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности занимающихся.

С учетом спортивной и экономической целесообразности, условий проведения, традиций, специфических особенностей в каждом виде спорта образуются системы соревнований, которые, как правило, имеют преемственность на мировом, национальном, региональном и местном уровнях. Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система соревнований является важнейшим универсальным механизмом управления совершенствованием мастерства спортсменов. Она во многом определяет содержание, направленность и структуру тренировочного процесса; выступает в качестве необходимого инструмента контроля; оказывает значительное воздействие на развитие вида спорта; позволяет оперативно организовать взаимодействие мировой и отечественной системы спортивной подготовки; способствует развитию популярности спорта; активно воздействует на формирование мотивационного механизма. Однако в определенных случаях отдельные соревнования выходят за рамки системы подготовки спортсменов, так как являются итогом этой подготовки в многолетнем или годичном цикле. К таким соревнованиям относятся чаще всего Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, а для менее квалифицированных спортсменов главные целевые соревнования - чемпионаты различных стран, регионов и т.д. [4, с.67].

Система научно-методического, медико-биологического и информационного обеспечения включает в себя: довольно разветвленную сеть специализированных подразделений в научно-исследовательских институтах и академиях физической культуры нашей страны; комплексные научные группы (КНГ), созданные при сборных командах, ряда республик и областей; врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. К этой системе следует отнести и специализированные книжные издательства, газеты, журналы, спортивные редакции телевизионных компаний, информационные центры, оснащенные компьютерной техникой.

Эта система выполняет следующие функции:

üвыявляет тенденции развития спорта, осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов системы подготовки спортсменов и прогнозирование;

üразрабатывает теоретические, методические и программно-нормативные основы спорта;

üсовершенствует организационно-управленческие, экономические и материально-технические факторы;

üразрабатывает медико-биологические проблемы спорта, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья спортсменов, повышению их работоспособности;

спортивная тренировка волейболист команда

üразрабатывает психологические проблемы спорта и обеспечивает реализацию практических мер по психическому обеспечению спортивной подготовки;

üведет подготовку и переподготовку кадров по физической культуре и спорту;

üобеспечивает специалистов по спорту информацией.

В тренировочном и соревновательном процессах широко применяются диагностическая, измерительная, вычислительная техника, аудио - и видеоаппаратура и т.д.

Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спорт достижений мирового научно-технического прогресса способствовали привлечению к комплексному научному и информационному обеспечению подготовки спортсменов специалистов различного профиля - педагогов, врачей, биологов, физиологов, биомехаников, биохимиков, социологов, инженеров, математиков и др. [5, с.112].

Материально-техническое обеспечение. За последние годы в спорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенствованием материально-технической базы, созданием новых моделей инвентаря, оборудования, тренажеров, спортивной обуви, одежды и др. Многочисленные специализированные фирмы ежегодно разрабатывают новейшие (более совершенные) образцы спортивных изделий, что способствует изменению спортивной техники, совершенствованию методов тренировки, сохранению здоровья спортсменов, ускоряет рост спортивных результатов. Финансирование спорта осуществляется из различных источников: государственного бюджета, коммерческих организаций, спонсорства, а также из местных бюджетов. Это позволяет создать условия для бесплатных занятий спортом наиболее одаренных детей, подростков и взрослого населения в спортивных школах, в системе образования и некоторых других организаций. Федерации по видам спорта, ДСО, региональные, ведомственные спортивные организации, клубы, команды успешно переходят на самофинансирование и другие нетрадиционные формы финансового самообеспечения, что позволяет эффективно решать многие вопросы в системе спортивной подготовки. В связи с постоянным совершенствованием технологий, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки, отмечается тенденция к удорожанию процесса подготовки спортсменов, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Расчеты показывают, что затраты на подготовку одного спортсмена в год на этапе высшего спортивного мастерства в 800-1000 раз (а в некоторых видах спорта и более) выше, чем на этапе начальной подготовки.

Факторы внешней среды. Функционирование системы подготовки спортсменов нельзя строить в отрыве от социальных, экономических, демографических условий и природной среды. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие тех или иных видов спортивных игр. Например, в северных районах предпочтение должно быть отдано зимним видам спортивных игр, в южных - спортивным играм, соответствующим этому климату и т.д., в странах, где преобладает население определенного морфотипа, целесообразно развивать баскетбол, волейбол. В то же время существует и обратная зависимость. Система спорта в целом или ее региональные подсистемы активно воздействуют на среду, особенно социальную, что в определенной степени преобразует ее в соответствии с потребностями общества.

На эффективность тренировочной и соревновательной деятельности влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура, влажность окружающей среды, изменение часового пояса. С одной стороны, они могут способствовать повышению спортивной работоспособности, а с другой - значительно снизить ее. Особенно важно учитывать факторы внешней среды в процессе подготовки к важнейшим соревнованиям. Управление и организационная структура. Система управления совершенствованием спортсменов - это совокупность управляемой и управляющей подсистем, действие которых направлено на реализацию программ и достижение поставленных задач. Она носит комплексный характер и охватывает все уровни - управление непосредственно подготовкой спортсменов, местный, региональный, федеральный. На каждом уровне решаются специфические задачи, соподчиненность и скоординированность которых определяет системность управления. Комплексность проявляется также в том, что в системе управления присутствуют различные компоненты - биологические, социально-экономические, материально-технические, информационные и др.

В системе управления выделяют организационную структуру и механизм, обеспечивающий функционирование системы и достижение целей [6, с.31].

Под организационной структурой следует понимать совокупность взаимосвязей и соподчиненности различных спортивных организаций, цели, задачи и функции системы в целом и отдельных ее компонентов, потоки информации между ними. Механизм управления - это комплекс различных методов, приемов, стимулов, которые применяются людьми в управлении подготовкой спортсменов. Структура системы подготовки спортсменов включает в себя множество различных организаций и носит государственно-общественный характер. В настоящее время в рамках этой структуры осуществляется управление как массовой физической культурой, так и спортом высших достижений. В условиях исключительно сложного строения организационной структуры проявляются различные тенденции: с одной стороны, интеграция, кооперирование, координация, с другой - административная и функциональная обособленность, формирование узковедомственных и узкоорганизационных целей.

1.3 Построение спортивной тренировки

Стороны и черты спортивной тренировки всегда выделяются с некоторой условностью, реально компоненты тренировочного процесса не существуют в изолированном виде. Целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения его компонентов (частей, сторона звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность. Говоря более развернуто, структура тренировки характеризуется, в частности:

·порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (компонентов общей и специальной физической подготовки, физической и технической подготовки и т.д.);

·необходимыми соотношениями параметров тренировочной нагрузки (количественных характеристик объема и интенсивности тренировочной работы);

·определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы, или стадии, данного процесса, во время которых он претерпевает закономерные изменения. Структура спортивной тренировки определяется ее объективными закономерностями, причем на конкретные формы ее построения влияет вся совокупность основных условий спортивной деятельности: общий режим жизни, календарь соревнований и т.д. С учетом протяженности времени, в пределах которого формируются те или иные звенья тренировочного процесса, различают:

-микроструктуру - структуру отдельного тренировочного занятия и микроцикла (например, недельного);

-мезоструктуру - структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца);

макроструктуру - структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

По мере развертывания тренировочного процесса во времени его структурная организация усложняется. Это обстоятельство до недавних пор недостаточно учитывалось в теории и практике спорта. Система структурных объектов тренировки редко становилась предметом специальных исследований.

Исходным целостным звеном, объединяющим в определенном порядке элементы спортивной тренировки, является структура отдельного тренировочного занятия. Отдельное тренировочное занятие имеет три типичные части: подготовительную (получившую в спорте название разминки), основную и заключительную.

Особенности структуры спортивно-тренировочного занятия вытекают прежде всего из специфики его содержания, которое в большинстве случаев характеризуется строго избирательной направленностью и связано с повышенными функциональными нагрузками. Для спортивной практики в принципе не типична множественность основных задач, намечаемых на отдельное занятие. Повышенная сложность задач спортивного совершенствования обязывает концентрировать усилия в каждом отдельном занятии на относительно небольшом круге заданий. Охват же всей совокупности задач достигается путем увеличения общего числа занятий (до двух и более в день).

Нередко основное содержание спортивно-тренировочного занятия может составлять всего один вид двигательной деятельности, например кроссовый бег. Подготовительная и заключительная части занятия в данном случае также могут строиться в значительной мере на материале бега. Такая однородность содержания занятия придает его частям своеобразную монолитность: подготовительная и заключительная части приобретают ярко выраженную служебную функцию по отношению к основной части; соответственно устанавливаются соотношения этих частей по времени и другие детали структуры.

При более разнообразном содержании занятия его структура, естественно, усложняется, прежде всего в основной части, где более сложным становится порядок сочетания различных упражнений, чередования нагрузок и отдыха и т.д. Тем не менее структура тренировочного занятия в спорте, как правило, более монолитна, чем в других формах физического воспитания.

Вполне очевидна зависимость структуры занятий от особенностей спортивной специализации. Существенно различаются в зависимости от специализации соотношения частей занятия, фаз нагрузки и отдыха и другие моменты его построения. Для спортивно-тренировочных форм занятий в целом характерна повышенная моторная плотность (отношение времени, занятого активной двигательной деятельностью, к общей длительности занятия). Она обеспечивается, в частности, широким использованием специальных вариантов круговой тренировки, которые предусматривают ряд эффективных способов организации тренировочной работы (круговая тренировка по методу интенсивной интервальной работы, круговая тренировка по методу экстенсивной интервальной работы и т.д.).

Особенности структуры тренировочных занятий в спорте вытекают также из уплотненного режима нагрузок и отдыха в суточном и недельном распорядке жизни спортсмена. При ежедневной тренировке, что характерно в настоящее время, для режима высококвалифицированных спортсменов, каждое отдельное занятие строго обусловлено предыдущим и последующим. В зависимости от величины и преимущественной направленности нагрузки в предыдущем занятии меняется величина и направленность нагрузки в последующем, что связано, в свою очередь, с видоизменением тех или иных деталей его структуры. Когда же тренировка проводится дважды в день и чаще, то взаимосвязь смежных занятий и наряду с этим вариабельность их структуры становятся еще более существенными. При 2-3 занятиях в один день они представляют собой как бы одну большую суммарную нагрузку, разделенную интервалами отдыха в несколько часов. Естественно, что разминка, ее соотношение с основной работой и другие элементы структуры второго занятия будут во многом определяться последействием первого занятия, точно так же, как особенности построения третьего занятия будут зависеть от суммарного последействия первого и второго занятий.

Отсюда нетрудно сделать вывод, что структура тренировочных занятий в спорте характеризуется в принципе широкой вариабельностью. Сильно колеблется и длительность отдельных занятий. В отличие от школьного или иного урока, длительность которого жестко лимитирована постоянным учебным расписанием, время спортивно-тренировочного занятия можно варьировать в диапазоне от десятков минут (занятие вспомогательного характера) до нескольких часов. Это зависит от конкретного содержания занятия, которое обусловлено, в свою очередь, его местом в микроцикле и общей системе построения спортивной тренировки.

Планирование спортивной тренировки в спортивных играх на этапах многолетнего совершенствования строится на основе одного макроцикла (годичное планирование). При этом необходимо учитывать следующие факторы: фазовый характер становления спортивной формы, календарь соревнований, задачи команды на определенном этапе ее многолетней тренировочно-соревновательной деятельности и уровень спортивной квалификации. При хорошем функциональном состоянии он может составлять одну неделю, при неудовлетворительном - длиться до 3 недель.

После втягивающего мезоцикла начинается подготовительный период, который делится на два этапа (общеподготовительный и специально-подготовительный). Общие рекомендации по построению подготовительного периода заключаются в следующем: на каждом этапе подготовительного периода необходимо вывести организм игровика на новый уровень и удерживать его в течение определенного времени, объем и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок должны постоянно находиться в диспропорции. На первом этапе это преобладание объема физических нагрузок над их интенсивностью, на втором, наоборот, - интенсивности над объемом, увеличение объема соревновательных нагрузок.

Основные вопросы, решаемые на общеподготовительном этапе:

)Создание предпосылок тренировочной выносливости для дальнейшего увеличения интенсивности нагрузок.

2)Укрепление опорно-двигательного аппарата.

3)Расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

4)Развитие физических способностей.

5)Восстановление основных двигательных навыков и овладение новыми приемами техники.

6)Восстановление общих игровых навыков.

В этот период возможны и двусторонние контрольные игры, но с командами более низкой квалификации, что позволяет восстановить игровые навыки и связки и проверить кандидатов в команду. Основное содержание тренировки игровиков - общая физическая подготовка комплексного характера, а также игровые упражнения и двусторонние игры [7, с.85].

В настоящее время значительно увеличился объем соревновательных нагрузок в подготовительном периоде. Это обусловлено тем, что соревнования как наиболее мощное интегральное средство подготовки позволяют объединить весь комплекс технико-тактических, физических и психических средств и качеств в единую систему, направленную на достижение запланированного результата.

Только в процессе соревнований игровик может выйти на уровень предельных функциональных проявлений и выполнить такую работу, которая во время тренировочных занятий оказывается для них непосильной.

Общеподготовительный этап включает 3-4 семидневных тренировочных микроцикла с акцентом на развитие общей выносливости.

2. Особенности и структура спортивной тренировки

.2 Основные принципы спортивной тренировки

В теории и методике спорта, как и во всякой научно-практической дисциплине, имеющей дело с проблемами обучения и воспитания, первостепенное значение придается определению важнейших теоретико-методических положений - принципов, которые отражают основные закономерности в данной сфере практической деятельности и в силу этого служат руководством к действию. На спортивную тренировку распространяются основные педагогические принципы, поскольку в них концентрированно выражены наиболее общие отправные положения, справедливые для любой образовательно-воспитательной деятельности: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, а также другие принципы, выражающие специфику физического воспитания.

Общепедагогические принципы, однако, не конкретизируют специфику спортивной тренировки. Поэтому ими не исчерпывается вся система принципов, какими следует руководствоваться в тренировочной деятельности.

В числе принципов, также имеющих основополагающее значение в системе физического воспитания, в целом надо учитывать также общие социальные принципы, такие как всемерное содействие всестороннему гармоническому развитию личности; подготовки к трудовой и оборонной деятельности, оздоровительной направленности физического воспитания,

В сфере спорта объективно действуют не только общие, но и свои специфические закономерности. Они представляют собой внутренне необходимые существенные взаимосвязи в спортивной тренировке, определяющие динамику нагрузок и получаемый эффект, порядок построения различных циклов подготовки [8, с.11].

Таким образом, принципы спортивной тренировки в конечном счете конкретизируют объективные закономерности.

Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация. Если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь некоторая, не предельно возможная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И, хотя этот максимум индивидуально различен, закономерным является стремление каждого пройти по пути спортивного совершенствования возможно дальше.

Спортивные достижения важны, конечно, не сами по себе, а как конкретные показатели развития способностей и мастерства. Установка на высшие спортивные результаты имеет в этой связи существенное общественно-педагогическое значение, поскольку означает устремленность к высшим рубежам совершенства человека. Такая устремленность стимулируется всей организацией и условиями спортивной деятельности, особенно системой спортивных состязаний и прогрессирующих поощрений (от присвоения начального спортивного разряда до золотой медали чемпиона).

Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углубленной специализацией в спортивной игре. Направленность к максимуму обуславливает, так или иначе все отличительные черты спортивной тренировки - повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д.

Данная закономерность спортивной тренировки проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах, когда занятия спортом проводятся в основном по типу общей подготовки, тренировочный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специализации - установка на высшие достижения носит характер дальней перспективы. По мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эта установка реализуется в полной своей мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничивающие возрастные и другие факторы. Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в области спортивной подготовки особое содержание. Его нужно понимать как требование обеспечить максимально возможную степень совершенствования в определенном виде спортивных игр. А это означает необходимости углубленной специализации.

Спортивная специализация характеризуется таким распределением времени и усилий в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спортивных игр, но не является таковым для других видов спорта. В связи с этим при построении спортивной тренировки чрезвычайно важен учет индивидуальных особенностей. Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности

Единство общей и специальной подготовки. Спортивная специализация не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма, В этом убеждает весь опыт спортивной практики, равно как и многочисленные данные теоретических и экспериментальных исследований.

Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития, в том числе и интеллектуального, объясняется двумя основными причинами. Во-первых, единством организма - органической взаимосвязи его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития. Во-вторых, взаимодействиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных навыков и умений, освоенных спортсменом, тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее.

Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная подготовка.

Единство общей и специальной подготовки спортсменов означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключать из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимной зависимости их содержания: содержание общей физической подготовки определяется с учетом особенностей избранного вида спортивной игры, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой.

Для различных периодов многолетней и круглогодичной тренировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки.

Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

Непрерывность тренировочного процесса. Эта черта тренировочного процесса в спорте характерна тремя основными положениями:

)спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект в направлении спортивной специализации;

2)воздействие каждого последующего тренировочного занятия "наслаивается" на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их;

)интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности, причем в рамках тренировочных мезо - и микроциклов при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха.

Необходимо стремиться так строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы между ними и свести к минимуму регресс тренированности. В этом заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки. Принципиальный методический смысл этого положения заключается в требовании не допускать излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность между ними и тем самым создавать условия для прогрессирующих достижений.

Неодновременность восстановления различных функциональных возможностей организма после тренировочных нагрузок и гетерохронность адаптационных процессов позволяет, в принципе, тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки. Непрерывность тренировочного процесса связана со степенью и продолжительностью воздействия отдельных упражнений, отдельных тренировочных занятий или соревнований, а также отдельных циклов подготовки на состояние работоспособности спортсмена [9, с.123].

В связи с этим различают ближний тренировочный эффект (БТЭ), следовой тренировочный эффект (СТЭ) и кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).

Ближний тренировочный эффект характеризуется процессами, происходящими в организме непосредственно при выполнении упражнений, и теми изменениями функционального состояния, которые возникают в конце упражнения или занятия. Следовой тренировочный эффект является последствием выполнения упражнения, с одной стороны, и ответным реагированием систем организма на данное упражнение или занятие - с другой.

По окончании упражнения или занятия в период последующего отдыха начинается следовой процесс, представляющий из себя фазу относительной нормализации функционального состояния организма и его работоспособности. В зависимости от начала повторной нагрузки организм может находиться в состоянии недовосстановления, возвращения к исходной работоспособности или в состояние суперкомпенсации, т.е. более высокой работоспособности, чем исходная.

При регулярной тренировке следовые эффекты каждого тренировочного занятия или соревнования, постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает кумулятивный тренировочный эффект, который не сводится к эффектам отдельных упражнений или занятий, а представляет собой производное от совокупности различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным (приспособительным) изменениям в состоянии организма спортсмена, увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. Однако, такие положительные изменения в состоянии подготовленности возможны при правильном построении спортивной тренировки и через достаточно продолжительное время. Таким образом взаимодействия БТЭ, СТЭ и КТЭ и обеспечивают непрерывность процесса спортивной тренировки.

Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок. Увеличение функциональных возможностей организма закономерно зависит от величины предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. В процессе занятий спортом эта зависимость используется в наиболее полной мере, поскольку спорт непосредственно нацелен на максимально возможные достижения. Каждый новый шаг на пути к спортивным достижениям означает и новый уровень тренировочных нагрузок. Постепенно и неуклонно возрастают как физические нагрузки, так и требования к технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, что выражается в последовательном выполнении ими таких заданий, какие мобилизуют их на освоение все более сложных и совершенных навыков, умений, на все более высокие проявления физических и духовных сил. Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно, что они возрастают постепенно и в то же время с тенденцией к предельно возможным. Понятие "максимальная нагрузка" неверно было бы всегда отождествлять с понятием "нагрузка до отказа", до полного утомления. Правильно будет сказать, что это - нагрузка, которая находится на границе наличных функциональных способностей организма, но ни в коем случае не выходит за границы его приспособительных возможностей.

В динамике тренировочных нагрузок органически сочетаются две на первый взгляд несовместимые черты - постепенность и "перерывы постепенности", т.е. своего рода "скачки" нагрузки, когда она периодически возрастает до максимальных значений. Постепенность и "скачкообразность" взаимообусловлены в процессе тренировки. Максимум нагрузки в норме всегда устанавливается соответственно наличным возможностям организма на данном этапе его развития. По мере расширения функциональных и приспособительных возможностей организма спортсмена в результате тренировки "максимум" нагрузки будет постепенно возрастать. Практика современного спорта в корне изменила недавние представления о доступных величинах тренировочных нагрузок. В силу исключительно высоких требований к функциональным возможностям организма в процессе спортивной тренировки необходимо особенно тщательно соблюдать принципы доступности, индивидуализации и систематичности.

Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливает прогресс спортивных достижений. Это обеспечивается неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемых к подготовке спортсменов. Все это выражается в последовательном выполнении спортсменами таких заданий, которые позволяют им овладевать все более сложными и совершенными умениями и двигательными навыками. Постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовленности, особенно юных спортсменов, обеспечивая неуклонный поступательный рост их спортивных достижений.

Особое значение имеет принцип единства и постепенности и тенденции к "предельным" нагрузкам. Применительно к подготовке юных спортсменов это обуславливает необходимость полного соответствия объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок функциональным возможностям растущего организма детей, подростков, юношей и девушек. Спортивная тренировка данного контингента спортсменов может осуществляться рационально лишь в том случае, если она вызывает положительные анатомо-физиологические изменения в организме, оказывает оздоровительное влияние, способствует всестороннему физическому развитию и обеспечивает повышение результатов в избранном виде спортивных игр. Постепенное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок с эпизодическим увеличением их до максимума способствует более эффективному повышению тренированности юных спортсменов. Неуклонное повышение нагрузок, постепенное усложнение требований, предъявляемых к подготовке юных спортсменов, выражается в последовательном выполнении ими таких заданий, которые позволяют овладевать все более сложными и совершенными навыками и умениями. Постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовленности юных спортсменов, обеспечивать неуклонный поступательный рост их спортивных достижений [10, с.227].

Волнообразность динамики нагрузок. Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсменов. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биологические перестройки в организме спортсменов. Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии - она приобретает волнообразный характер. Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки.

Тенденция постепенного и в то же время достаточно стремительного увеличения тренировочных нагрузок наиболее естественно воплощается в их волнообразной динамике, хотя в спортивной тренировке возможны и иные формы динамики нагрузок (прямолинейно-восходящая, ступенчато-скачкообразная и т.д.).

Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузок, причем максимальные значения тех и других параметров в большинстве случаев не совпадают. В настоящее время можно представить ориентировочную схему общих тенденций нагрузок в различных фазах, этапах и периодах тренировочного процесса. Согласно этой схеме выделяются "волны" следующих масштабов:

·малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах, которые охватывают несколько дней;

·средние, выражающие общую тенденцию нагрузок нескольких малых "волн" в пределах мезоциклов (средних циклов) тренировки;

·большие, характеризующие общую тенденцию средних "волн" в период больших циклов тренировки.

Искусство строить спортивную тренировку в немалой степени состоит именно в том, чтобы правильно соразмерить все эти "волны" друг с другом, т.е. обеспечить необходимое соответствие между динамикой нагрузок в микроциклах и более общими тенденциями тренировочного процесса, характерными для тех или иных его этапов и периодов.

Неизбежность волнообразных колебаний нагрузки объясняется комплексом взаимосвязанных причин. Наиболее существенные из них следующие:

·фазовость и гетерохронность процессов восстановления и адаптации в ходе тренировки;

·периодические колебания дееспособности организма, обусловленные его естественными биоритмами и общими факторами среды;

·взаимодействие объема и интенсивности нагрузки, в силу которых эти ее стороны изменяются в определенные фазы тренировочного процесса как разнонаправленно, так и однонаправленно.

На этапах, непосредственно предшествующих основным соревнованиям, волнообразное изменение нагрузок обусловлено в первую очередь закономерностями "запаздывающей трансформации" кумулятивного эффекта тренировки. Внешне феномен запаздывающей трансформации проявляется в том, что пики спортивных результатов как бы отстают во времени от пиков объема тренировочных нагрузок: ускорение роста результата наблюдается не в тот момент, когда объем нагрузок достигает особенно значительных величин, а после того, как он стабилизировался или снизился. Отсюда в процессе подготовки к соревнованиям на первый план выдвигается проблема регулирования динамики нагрузок с таким расчетом формировался. Из логики соотношений параметров объема и интенсивности нагрузок можно вывести следующие правила, касающиеся их динамики в тренировке:

·чем меньше частота и интенсивность тренировочных занятий, тем продолжительнее может быть фаза (этап) неуклонного нарастания нагрузок, но степень их прироста каждый раз незначительна;

·чем плотнее режим нагрузок и отдыха в тренировке и чем выше общая интенсивность нагрузок, тем короче периоды волнообразных колебаний в их динамике, тем чаще появляются в ней "волны";

·на этапах особенно значительного увеличения суммарного объема нагрузок (что бывает необходимо для обеспечения долговременных адаптации морфо-функционального характера) доля нагрузок высокой интенсивности и степень ее увеличения лимитированы тем больше, чем значительнее возрастает суммарный объем нагрузок и наоборот;

·на этапах особенно значительного увеличения суммарной интенсивности нагрузок (что необходимо для ускорения темпов развития специальной тренированности) их общий объем лимитирован тем больше, чем значительнее возрастают относительная и абсолютная интенсивность.

Хотя эти правила не всегда учитываются в явной форме, фактически так или иначе ими руководствуются при построении тренировки в соответствующих условиях [11, с.397].

.2 Цикличность тренировочного процесса

Цикл (от греческого "циклос") - совокупность явлений, образующих полный круг развития. Цикличность тренировочного процесса проявляется в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса - отдельных занятий, микроциклов, периодов и макроциклов. Притом, каждая очередная "волна" нагрузки имеет две фазы: повышение, а затем снижение ее величины.

Продолжительность микроциклов - от 3 до 7-10 дней, мезоциклов - от 3 до 5-6 недель, периодов тренировки - от 2-3 недель до 4-5 месяцев, макроциклов - от 3-4 до 12 месяцев. Конструирование подготовки спортсмена на данной основе позволяет систематизировать задачи, средства и методы тренировочного процесса, а также реализовать принципы: непрерывность, единство общей и специальность подготовки, единство постепенности увеличения нагрузки, волнообразность динамики нагрузок и тенденцию к максимальным нагрузкам.

Качественное построение циклов тренировки является одним из важнейших резервов совершенствования системы тренировки, поскольку оптимизация современного тренировочного процесса при относительной стабилизации уже и без того огромных количественных параметров тренировочной работы уже достигла околопредельных величин. Важно, чтобы каждый последующий цикл не повторял предыдущий, а включал новые элементы для решения постоянно усложняющихся задач. Так, очередной микроцикл отличается от предыдущего увеличенной интенсивностью работы, а последующий мезоцикл предусматривает изменения его направленности в виде перехода от общей к специальной физической подготовке и т.д.

Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации. Уяснить основы их структуры - значит понять общий порядок построения тренировки. Именно на это нацеливает принцип цикличности тренировочного процесса.

Руководствоваться данным принципом - это значит:

)строя тренировку, исходить из необходимости систематического повторения основных элементов ее содержания и вместе с тем последовательно изменять тренировочные задания, в соответствии с логикой чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса;

2)решая проблемы целесообразного использования средств и методов тренировки, находить им соответствующее место в структуре тренировочных циклов (ибо любые тренировочные упражнения, средства и методы, как бы они ни были хороши сами по себе, теряют эффективность, если они применены не вовремя, не к месту, без учета особенностей фаз, этапов и периодов тренировки);

)нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям смены фаз, этапов и периодов тренировки (уже было показано, что волнообразные изменения в динамике тренировочных нагрузок находятся в определенном соответствии с тренировочными циклами различной продолжительности - микро-, мезо - и макроциклами;

)рассматривать любой фрагмент тренировочного процесса в его взаимосвязи с более крупными и менее крупными формами циклической структуры тренировки, учитывая, что структура микроциклов, например, во многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура средних циклов обусловлена, с одной стороны, особенностями составляющих их микроциклов, а с другой - местом в структуре макроцикла и т.д.;

)при построении различных циклов тренировки следует учитывать как естественные биологические ритмы организма, так и связанные с природными явлениями многолетние, годичные, лунные, менструальные, суточные и некоторые другие, получившие распространение в последние годы [12, с.276].

Принципы соревновательной деятельности взаимосвязаны, поскольку тесно связаны и закономерности, на которых они основаны. Так, направленностью к максимальным достижениям диктуется необходимость углубленной специализации, которая предопределяет непрерывность тренировочного процесса. В свою очередь, закономерности ответной реакции организма спортсменов на предельную нагрузку требуют постепенного подведения к ней - принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам. Чередование нагрузки и отдыха - принцип волнообразности динамики нагрузки, образующей циклы с периодически измененным содержанием, - принцип цикличности тренировочного процесса.

2.3 Характеристика зон интенсивности в тренировке, их место в развитии физических качеств

Частота сердечных сокращений (ЧСС) весьма информативно отражает воздействие различных нагрузок: физической, терморегуляторной, нервно-эмоциональной и др. Изменение величины пульса четко характеризует меняющуюся величину функционального напряжения организма в процессе выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому при врачебном, педагогическом контроле и самоконтроле оперативная пульсометрия, т.е., быстрое определение ЧСС по данным кратковременного единичного подсчета, крайне необходима [13, с.94].

Пульс измеряется как в состоянии покоя, так и перед нагрузкой (состояние организма перед работой), сразу после нее (степень напряжения организма от воздействия нагрузки), а также некоторое время спустя (определение скорости восстановления организма).

Существует несколько методов измерения пульса. Наиболее простой из них - пальпаторный - это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной или других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии у основания большого пальца. После интенсивной нагрузки, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца - в районе пятого межреберья. Необходимо найти у себя место отчетливой пульсации и подсчитать пульс за 10 с. Результат умножается на 6, и это дает приближенное значение ЧСС в минуту.

Различают три тренировочные зоны, которые могут быть определены по пульсу: аэробную, аэробно-анаэробную (смешанную) и анаэробную [14, с.121].

Аэробная зона. Частота пульса в аэробной зоне не превышает 150 уд/мин, в противном случае мощность работы превысит возможности организма в доставке кислорода и запросы в нем не будут удовлетворены.

Верхняя граница аэробной зоны (ЧСС - 150 уд/мин) - это усредненный показатель. В зависимости от возраста и степени подготовленности занимающихся недостаток кислорода может проявиться при некотором отклонении от этой величины.

Для начинающих занимающихся верхняя граница аэробной зоны может быть вычислена по формуле, предложенной Хольманом:

ЧСС = 180 уд/мин - возраст (в годах).

У подготовленных занимающихся недостаток кислорода начинает проявляться при более высокой ЧСС. Поэтому к полученной по формуле величине прибавляют еще 5-10 ударов пульса.

Нижняя граница аэробной зоны, как, впрочем, и верхняя, устанавливается с учетом задач, которые ставит человек, и возможностей его организма. Однако следует иметь в виду, что занятие, во время которого пульс не превышает 110 уд/мин, недостаточно эффективно решает задачи оздоровления. Эта величина и может быть принята за минимальную.

В аэробной зоне выделяют три ступени, где в зависимости от интенсивности упражнения и ЧСС решаются те или иные задачи оздоровления.

I ступень - реабилитационно-восстановительная, ЧСС - 110-120 уд/мин. Занятия при таком пульсе используются:

-подготовленными студентами для восстановления организма после больших нагрузок аэробного и анаэробного характера;

-занимающимися, имеющими отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы;

ослабленными людьми в качестве восстановления и поддержания уровня подготовленности.

II ступень - поддерживающая, ЧСС - 130-140 уд/мин. Используется для развития (начинающие занимающиеся) и поддержания (подготовленные занимающиеся) аэробных возможностей.

III ступень - развивающая, ЧСС - 144-156 уд/мин. Используется подготовленными студентами для повышения аэробных способностей.

Аэробно-анаэробная (смешанная) зона. Частота сердцебиения в аэробно-анаэробной зоне - 150-170 уд/мин, индивидуальные особенности студентов могут вносить в эти величины некоторые уточнения.

Анаэробная зона. Достигнув уровня максимального потребления кислорода (нижняя граница анаэробной зоны), организм переходит преимущественно на анаэробный (бескислородный) способ энергообеспечения мышечных сокращений. Пульс во время выполнения упражнений в этой зоне превышает 180 - 190 уд/мин, образуется значительное количество молочной кислоты, что затрудняет обменные процессы и может вынудить человека прекратить занятие или снизить нагрузку [15, с.59].

Анаэробная тренировочная зона используется главным образом профессиональными спортсменами при подготовке к соревнованиям. Задачи оздоровления, коррекции фигуры и др. успешно решаются в аэробной зоне. Подготовленные занимающиеся, не имеющие отклонений в состоянии сердечнососудистой системы, могут использовать для тренировок границу аэробной и смешанной зон или выполнять работу чуть большей мощности, когда увеличение концентрации молочной кислоты в крови незначительно.

Заключение

Спорт - исторически сложившаяся человеческая деятельность, базирующаяся на соревнованиях и продуцирующая победителя, спортивные достижения. Самой сущностью спорта является стремление человека к наивысшим спортивным результатам. Этот принцип стимулирует поиск наиболее эффективных средств и методов, углубленную специализацию, круглогодичную и многолетнюю работу и т.д.

Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.

У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.

Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спортивных игр. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4-6 лет, а высших достижений - через 7-9 лет специализированной подготовки.

Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа, предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде, спортивного совершенствования. Продолжительность этапов многолетней подготовки обусловлена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся. Четкой границы между этапами не существует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготовки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спортсмена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировочных и соревновательных нагрузок.

Список использованных источников

1.Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки [Текст] / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.

2.Петровский, В.В. Организация спортивной тренировки [Текст] / В.В. Петровский. - Киев: Здоровье, 1978. - 92 с.

.Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх [Текст] / М.С. Бриль. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 127 с.

.Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте [Текст] / А.Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1969. - 88 с.

.Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки [Текст]: учеб. пособие для институтов физ. культ. / Л.П. Матвеев. - М.: ФиС, 1977. - 279с.

.Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса [Текст] / Ю.В. Верхошанский. - М.: ФиС, 1985. - 176 с.

.Матвеев, Л.П. К теории построения спортивной тренировки [Текст] / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 12. - С.11-12.

.Малиновский, С.В. Тактическая подготовка в спортивных играх [Текст] / С.В. Малиновский. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 167 с.

.Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

.Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк [и др.]; под общ. ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 520 с.

.Казаков, С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник [Текст] / С.В. Казаков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 448 с.

.Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В.М. Зациорский. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.

.Коц, Я.М. Спортивная физиология [Текст]: учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 240 с.

.Селуянов, В.Н. Физиология активности Н.А. Бернштейна как основа теории технической подготовки в спорте [Текст] / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков // ТиПФК. - 1996. - №11. - С.58-62.

Похожие работы на - Особенности тактической деятельности волейболистов и управления командой

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!