Проявление агрессии у детей младшего школьного возраста, занимающихся рукопашным боем

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,63 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проявление агрессии у детей младшего школьного возраста, занимающихся рукопашным боем












КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ:

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РУКОПАШНЫМ БОЕМ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты агрессивности детей младшего школьного возраста

1.1Понятие агрессии и агрессивности

1.2 Специфика агрессии у младших школьников

Глава 2. Исследование агрессивности школьников, посещающих секции рукопашного боя

2.1 Влияние вида спорта на проявления агрессии

.2 Определение понятия "Рукопашный бой"

.3 Особенности агрессивности школьников, посещающих секции рукопашного боя

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимосвязи агрессии и спорта вызывала интерес психологов во все времена. Особое место в полемике занимают спортивные единоборства, которые в наши дни пользуются особой популярностью в молодежной среде. Существует два подхода: - занятия боевыми видами спорта формируют у спортсмена уверенность в себе и способность контролировать свои эмоции или занятия ведут к постепенному росту подсознательной, а потом и сознательной агрессии, причем агрессия приобретается путём наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется действиями, тем вероятнее её проявление. Особенно она опасна для детей и подростков, ведь, испытывая агрессию как ситуативное состояние, ребенок производит действия, направленные на нанесение ущерба либо себе, либо другим. На уровне личностных свойств агрессия проявляется как агрессивность, т. е. готовности к агрессии.

В процессе социализации личности агрессия в норме освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации, т. е. является доброкачественно-адаптивной. В целом для развития личности ребенка опасна деструктивно-дезацаптивная агрессия, которая возникает, когда младший школьник испытывает трудности адаптации к средовым условиям, что обусловлено не только психофизиологическими факторами, но и неблагоприятными семейными, социальными условиями, массовой культурой, недостатком воспитания, некоторыми чертами характера. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, информационная усталость, обилие насилия на телеэкранах - эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности у детей. Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем школьном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры.

Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми. Ребенок с агрессивным поведением создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Незрелая детская психика не в состоянии совладать с фрустрирующими влияниями без грамотной помощи взрослого.

Изучение, своевременная диагностика, предупреждение и коррекция повышенного уровня агрессии детей младшего школьного возраста и подростков является одной из острых и актуальных задач педагогов и психологов, работающих в различных сферах (образование, спорт, производство, психологическое консультирование и т. д.). Одним из путей решения данного вопроса является вовлечение детей в активную деятельность, например, в спортивную, так как занятия спортом способствуют психической устойчивости личности.

С одной стороны, спорт рассматривается как социально желательный способ канализации агрессии. С другой стороны, существуют факты, говорящие о повышении уровня выплеска агрессии асоциальными способами поведения.

Спорт является фактором социализации и воспитания личности, так как именно в процессе занятий спортом возникают и проявляются разнообразные межличностные отношения. Спорт представляет собой модель общественного пространства, в котором отдельные взаимоотношения изменены, являясь в чем-то искусственными в отличие от многообразных отношений в обществе. По своей состязательной сути спорт уже агрессивен, так как спортсмены на соревнованиях стремятся ущемить стремление других к победе. Соревнование - это отрегулированное правилами агрессивное поведение, это агрессивность, выражаемая в социально-неопасной форме. Часто понятие "агрессивность" заменяют понятием "спортивная злость".

Занятия спортом оказывают формирующее влияние на личность спортсмена, особенно важно значение такого влияния в младшем школьном возрасте. При этом необходимо отметить, что агрессия в спорте является рациональной формой противостояния сопернику, мобилизации функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретного результата. Спорт позволяет выражать агрессивные чувства, не причиняя большого вреда другим людям, формируя конструктивные формы агрессивного поведения спортсменов. По данным С.В.Афиногеновой, конфликтность и агрессивность несколько выше у спортсменов и спортсменок, чем у лиц, не занимающихся спортом. Особенно заметны различия по такому проявлению агрессивности, как напористость. При этом агрессивность выражена по-разному у спортсменов, занимающихся разными видами спорта. Например, у тех, кто занимается рукопашным боем, агрессивность значительно выше, чем у легкоатлетов и лыжников. Если же говорить об агрессии и тревожности, то, по мнению Лысенко Ю.Н., спортсмены с преобладанием агрессии над тревогой отличаются лучшей готовностью к соревнованиям.

В целом большинство исследователей связывает агрессию в спорте со спортивной спецификой, уровнем спортсмена, его индивидуально-психологическими особенностями. И авторы заключают, что "результаты исследований на спортсменах настолько разноречивы, что невозможно сделать какое-то определенное заключение"

Таким образом, становится актуальным анализ проблемы агрессивного поведения детей, особенно младших школьников, занимающихся спортом. И, если агрессия, как общий психический и социальный феномен, часто выступает предметом исследований, как в нашей стране, так и за рубежом (К. Лоренц, К. Хорни, О.Ф. Кернберг, Л. Семенюк, А. Басе, Л. Берковиц, Т.Г. Румянцева и т.д.), то агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста, занимающихся единоборствами, в частности, рукопашным боем, изучено недостаточно.

В данной работе предпринимается попытка изучения вопроса, о возможной взаимосвязи проявления агрессии у младшего школьника в результате занятием рукопашным боем, где агрессивные действия являются составляющим элементом, без которых "победа" или успех недостижимы.

Цель исследования: влияние агрессивного вида единоборств (рукопашный бой) на развитие агрессии у детей младшего школьного возраста. агрессия рукопашный бой деструктивный поведение школьник

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1. Дать определение понятиям "агрессия" и "агрессивность"

. Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у младших школьников

. Выявить факторы влияния занятием рукопашным боем на агрессию у детей младшего школьного возраста

. Предложить технологии и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у школьников - спортсменов

Важен вопрос о мотивации ребенка, пришедшего заниматься в секцию рукопашного боя. Зачем он пришел в подобную секцию, ради чего, что хочет получить и чему научиться. Возможно и то, что в агрессивные виды спорта идут заниматься личности, предрасположенные к агрессивным действиям. На спортивных секциях детей учат тому, как правильно бороться и побеждать в рукопашном бою. Это поведение одобряется.

Глава 1. Теоретические аспекты агрессивности детей младшего школьного возраста

1.1 Понятие агрессии и агрессивности

В психологии термин "агрессия" трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так, же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)

Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)

Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson)

Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:

. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но "так пришлось" или "было необходимо действовать". В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба.

. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

По мнению этих авторов:

агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой;

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.

В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, "за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения". Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Необходимо разграничивать понятия "агрессия" и "агрессивность". Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д. Психологически агрессивное поведение выступает одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

1.2Специфика агрессии у младших школьников

Проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: - стремление привлечь к себе внимание сверстников; - стремление получить желанный результат; - стремление быть главным; - защита и месть; - желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; - сниженный уровень саморегуляции; - неразвитость игровой деятельности; - сниженную самооценку; - нарушения в отношениях со сверстниками. Особенности проявления агрессии детей и подростков: 1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека. 2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей. 3. Агрессия часто возникает без реального повода.

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все более организованным, возникает желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие.

Кроме того, дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.

Особо следует отметить, что для целого ряда детей с коммуникативными нарушениями (шизоидных, сензитивных и пр.) группа может быть фантазийной. Не имея возможностей и навыков общения для того, чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультфильмов, игр, телесериалов и пр. (Шрек, "менты" и прочие "герои" нашего времени). Ребята с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся. Вот почему весьма небезопасны некоторые наши фильмы и сериалы, прославляющие агрессивное братство ("Бригада", "Брат" и пр.).

Глава 2. Исследование агрессивности школьников, посещающих секции рукопашного боя

2.1 Влияние вида спорта на проявления агрессии

Проблема взаимосвязи агрессии и спорта вызывала интерес психологов во все времена. Ученые-теоретики до сих пор выдвигают различные гипотезы, нередко противоречащие друг другу. Особое место в полемике по данной теме занимают спортивные единоборства, которые в наши дни пользуются особой популярностью, как у взрослой части населения, так и в молодежной среде. Так, по мнению одних психологов занятия боевыми видами спорта, такими как вольная борьба, бокс, русские стили рукопашного боя, каратэ, самбо и др. формируют у спортсмена уверенность в себе и способность контролировать свои эмоции. Другие же утверждают, что подобные занятия ведут к постепенному росту подсознательной, а потом и сознательной агрессии, причем агрессия приобретается путём наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется действиями, тем вероятнее её проявление. В связи с существованием столь различных точек зрения несомненный интерес представляют практические исследования, посвященные изучению влияния занятий спортивными единоборствами на агрессию детей.

В исследованиях В.А.Кабачкова о влиянии занятий различными видами спорта на психическую устойчивость и физическую подготовленность младших школьников и подростков было эмпирически доказано, что занятия спортом нормализуют уровень агрессивности детей с асоциальным поведением. Из общего числа 74,3% мальчиков - из группы атлетической гимнастики, 64,7% - волейбола и 43,5% - спортивные единоборства стали положительно относиться к учебе; в группе мальчиков, занимающихся атлетической гимнастикой сократилось число учащихся, имеющих различные степени педагогической запущенности, повысилось качество успеваемости с 28% до 20,9%. В группе спортивных единоборств также произошли положительные изменения, но они несущественны - с 28,4 до 25,7%. В ходе проведенного исследования изменилось отношение занимающихся к разрешению конфликтных ситуаций. В начале эксперимента 32,6% боксеров и 31,3% мальчиков из секции атлетической гимнастики при разрешении конфликтов предпочитали прибегнуть к жестким словесным угрозам и делать ставку на силу. К концу исследования число таких детей в этих группах несколько возросло.

Изучая эмоциональные состояния борцов, Н.Б.Кутергин обнаружил, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, борцам присуща большая агрессивность как в поведенческих реакциях (физическая, вербальная агрессия), так и в эмоциональных состояниях (негативизм, раздражение) Однако по сравнению со спортсменами не борцовских специализаций борцы не являются более агрессивными. Также выявлено, что изначально начинают заниматься борьбой более агрессивные дети, однако занятия борьбой приводят к снижению показателей агрессивности.

В работе А.Р.Ротенберга, посвященной исследованию спортсменов-единоборцев, отмечается, что изначально в спортивные секции заниматься борьбой идут те мальчики, для которых характерна более выраженная значимость физического развития и разнообразия жизненных впечатлений; они более агрессивны в общении, более склонны к самоутверждению за счет физической силы, что служит компенсацией их тревожности. В процессе занятий единоборствами агрессия мальчиков трансформируется из словесной формы и немотивированного дискомфорта в физические действия, под влиянием занятий спортом у них повышается адаптированность к ведущей и профессиональной деятельности, улучшается социализация, формируются жизненные перспективы и планы на будущее. В итоге занимаясь единоборствами, спортсмены приобретают большую нервно-психическую устойчивость .

Влияние практики единоборств на социальное самочувствие молодежи исследовала тульский социолог, исполнительный директор Тульской региональной федерации Киокушинкай каратэ-до С.Н. Шашкова. В ее исследовании приняли участие младшие школьники и подростки, занимающиеся жестким спортивным видом единоборств - киокушинкай, каратэ-до. С.Н.Шашкова отмечает, что для них занятия спортивными единоборствами являются одной из форм социальной адаптации. На основании эмпирического исследования автор утверждает, что мнение о том, что спортивные единоборства развивают агрессивность, что единоборства - это жестокий и агрессивный вид спорта, ошибочно. Однако далее исследователем приводятся результаты экспертного опроса, где сказано, что "агрессия играет ведущую роль лишь на начальном этапе спортивной карьеры, а на последующих только мешает". Этими данными автор несколько противоречит своим же тезисам об отсутствии агрессии в спортивных единоборствах.

Вызывает интерес исследование кандидата философских наук, президента федерации традиционного ушу "Золотой цветок" г. Воронежа В.В.Скороходова "Боевые искусства Востока в контексте межкультурных взаимодействий и досуговых интересов молодежи", в котором установлен факт влияния практики традиционных восточных единоборств на личностные характеристики молодежи. На основании эмпирических данных исследователь утверждает, что первоначальные мотивы к занятиям восточными единоборствами у молодежи - научиться защищаться, приобрести уверенность в себе, самоутвердиться, совершенствоваться физически и духовно. Со стажем занятий акцент мотивации смещается на ценности физического и духовного совершенствования. В процессе занятий у молодых людей, как правило, снижается агрессивность, возрастает уверенность в себе, расширяется кругозор.

Иные результаты были получены при проведении Н.Ю.Шумаковой исследований о взаимосвязи физических упражнений и агрессивного поведения детей, обучающихся школах со спортивным уклоном. По результатам опроса различных категорий младших школьников до начала занятий в секциях единоборств они были более миролюбивы. Мотивом же для занятия боевыми видами искусств для них послужила необходимость научиться защищаться, давать отпор при возможной агрессии со стороны. У занимающихся боевыми искусствами самоощущения проявляются следующим образом: агрессивность - 20 %, гордость - 12,7 %, радость - 9, 2 %, ярость - 8,2 % и, что самое опасное, чувство жестокости проявляется у 15,3 % детей, при этом чувство вдохновения и расслабления не отметил ни один из них. Автор делает вывод о том, что у занимающихся боевыми искусствами отсутствует восприятие духовной стороны, которое делает школьников жестокими и агрессивными.

Из рассмотренных выше исследований мы видим, что они довольно противоречивы и нет единого мнения о влиянии спортивных единоборств на агрессию детей. Таким образом, вопрос о влиянии занятий спортом на коррекцию детской агрессии является открытым и имеет большое значение для современного общества. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе, оказывающей значительное воздействие на рост агрессивных тенденций в подростковой среде является одной из острейших социальных проблем. Жестокость, агрессивность детей и подростков, рост молодежной преступности, увеличение числа преступлений против личности с причинением тяжких телесных повреждений, ожесточенный характер групповых драк вызывают особую тревогу.

Изучение, своевременная диагностика, предупреждение и коррекция повышенного уровня агрессии детей является одной из острых и актуальных задач современности. Одним из путей решения данного вопроса является вовлечение школьников в активную деятельность. Так как занятия спортом способствуют психической устойчивости, влияют на деятельность гормональной сферы, при этом в организме резко сокращается выделение адреналина и "стрессовых" гормонов, а двигательная активность снижает чрезмерное эмоциональное напряжение, можно предположить, что именно активные занятия спортом могут являться способом коррекции агрессии подростка.

Психологи, исследуя социальное поведение, пришли к выводу о том, что необходимо популяризировать спорт, но, при этом, спортсменам необходимо самим соблюдать спортивное поведение, в котором отсутствовали бы агрессивные импульсы. Кроме того, необходимо учитывать наличие социальной фасилитации. Наблюдая за эмоциональной игрой спортсменов, которая включает сцены грубого поведения, зрители "заражаются" негативными эмоциями, что в последствии проявляется в их агрессивном поведении. В целом, специфика спорта обусловливает выполнение, спортсменами норм спортивного поведения, контролируя свои действия и эмоции. Спорт создает условия сохранения душевного равновесия через управляемое эмоциональное реагирование. Спорт может служить и способом эмоциональной разрядки как форма катарсиса (дословно - "очищение").

Родители, зная психофизиологические особенности развития своего ребенка, должны сами определить, какую секцию он будет посещать. Необходимо определить социальный характер ребенка - как он ладит с другими детьми, готов ли добиваться результатов и разделить радость победы со сверстниками.

Любые командные виды спорта лучше всего подойдут ребятишкам, у которых развиты навыки общения. Так что, если у детей много друзей и они легко заводят знакомства, то игра в команде, где победа достигается усилиями всех участников, укрепит их коммуникабельность и обеспечит их социальную устойчивость во взрослой жизни.

Если же ребенок - выраженный лидер и не готов "делиться победой" с другими участниками, подойдет спортивная или художественная гимнастика, большой или настольный теннис. Все эти виды спорта требуют личных усилий маленького человечка. А родители могут акцентировать лидерские качества сына или дочери, закалить силу воли и воспитать целеустремленность, дав понять ребенку, что лишь от его усердия и готовности тренироваться не только на занятиях, но и дома зависит будущий успех. В этом смысле даже групповые упражнения в художественной гимнастике или парное фигурное катание и спортивные бальные танцы, где результат зависит и от партнера, все равно по своей специфике делают ставку на личные усилия спортсмена. В частности, на его артистизм и умение преподнести себя публике и жюри.

Не менее важную роль при выборе секции играет темперамент. Гиперактивным детям, драчунам и задирам помогут выплеснуть чрезмерную энергию и заодно избавиться от агрессии секции единоборств. Бои по строгим правилам и этика уважительного отношения к бойцу-сопернику позволят мальчишкам и девчонкам в будущем сознательно отказаться от уличных жестоких развлечений без правил. Детям застенчивым, тихоням и замкнутым в командные игры, особенно в хоккей с его жесткими правилами игры, идти не стоит. Иначе ребенок может замкнуться среди "боевых" сверстников. Единоборства, где требуется "спортивная злость", или виды спорта с ярко выраженными чертами индивидуального успеха, лидерства таким ребятам тоже не подойдут. Для ранимых и тонко чувствующих натур оптимальны индивидуальные занятия. На первом месте в этом случае плавание и конный спорт.

Бассейн и верховая езда хороши и для проблемных детей, с чересчур резкими эмоциональными реакциями, чья повышенная возбудимость и гиперактивность вызваны неврологическими трудностями. Вода, как и общение с лошадьми, успокаивает и одновременно раскрепощает маленького спортсмена, дает ребенку чувство комфорта, снимает стресс. А правильная осанка и гармоничное развитие всех групп мышц служат оздоровлению основных систем организма. Например, конный спорт врачи даже рекомендуют как возможность излечить ДЦП.

2.2 Определение понятия "Рукопашный бой"

Не нужно много говорить о том, какое значение приобретает в сегодняшнее время проблема формирования у школьников морально-волевых качеств, составляющих своеобразный стержень, позволяющий не сгибаться в сложных жизненных ситуациях, стать личностью. Собственно эта проблема всегда была для общества одной из самых серьезных.

Традиционными методами и средствами из арсенала народного образования, с успехом решать выше изложенные задачи малоэффективно. Следовательно, необходимо искать дополнительные способы решения воспитательных задач вне школьных стен или стен профессионально-педагогических учебных заведений. Наиболее благоприятным для этого являются занятия в группах, секциях, клубах и т.п. спортивного направления.

Вполне закономерен вопрос: "Почему именно рукопашный бой?"

Дело в том, что рукопашный бой выгодно отличается от иных игровых видов и видов единоборств, благодаря своим особенностям:

·популярность;

·широкий выбор средств и методов тренировки;

·относительная доступность в техническом и материальном обеспечении;

·большой арсенал формирующихся в процессе занятий физических качеств и навыков;

·философский подход к взаимоотношениям с природой и обществом;

·военно-прикладная подготовка; и т. д.

Речь идет о спортивном варианте рукопашного боя, практикуемом в Федерации рукопашного боя и традиционного каратэ России, а не об армейской или милицейской версиях рукопашного боя.

Несмотря на то, что четко сформулированного определения не существует, рукопашный бой можно охарактеризовать как совокупность всевозможных видов единоборств (спортивных и военно-прикладных).

Смысл же любого поединка состоит в достижении победы над противником при помощи физического, тактического, технического и психического совершенствования ведения боя.

Если под рукопашным боем, применительно к воинскому искусству понимать всевозможные системы ведения боя без применения огнестрельного оружия, но с использованием всевозможных других видов вооружения (мечи, ножи, дротики и т.п.), то совершенно очевидно, что рукопашный бой, как вид спорта значительно уже.

В спорте произошла дифференциация. Многие разделы рукопашного боя стали самостоятельными дисциплинами со своими правилами и условностями: метание копья, фехтование, бокс, различные виды борьбы и т.д. Спортивный вариант рукопашного боя стал ограниченным правилами видом спорта, но вместе с тем, быстро развивающимся, не застывшим на уровне догм и жестких канонов. Он впитал в себя и ударную технику каратэ, и бросковые приемы самбо, и хитросплетения ушу, и болевые воздействия джиу-джитсу и многое, многое другое. Но самое главное преимущество заключается в том, что спортивный рукопашный бой строится на крепком фундаменте здоровых общечеловеческих моральных принципов, жесткой дисциплине и уважении к старшим, природе, обществу и самому себе, как единой и неделимой части этой природы.

Как упоминалось выше, в настоящее время, в связи с низким уровнем развития у школьников морально-волевых качеств, возникает острая необходимость поиска новых, более действенных путей (средств и методов), воспитания личности, закалки характера, подготовки мальчиков к будущей службе в армии и к жизни в целом.

Любая физическая нагрузка, спортивная она или нет, уже сама по себе оказывает воспитательное воздействие, т.к., заставляет человека мобилизовывать свои волевые качества на ее преодоление, и чем выше и продолжительнее эта нагрузка - тем выше уровень появления волевых качеств. А, если (как в спортивной тренировке) преодоление физических нагрузок становится регулярным, это влияет не только на развитие чисто физических качеств, но и на характер человека.

В процессе воспитания и самовоспитания происходят изменения психических процессов и состояний, которые определяют развитие только в том случае, если они постоянно закрепляются. Все изложенное выше раскрывает основную задачу психологической подготовки занимающегося рукопашным боем: формирование и совершенствование свойств личности , определяющих успех не только спортивной тренировки или соревнования, но и поведения спортсмена в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях, связанных с необходимостью яркого проявления тех или иных морально - волевых качеств и черт характера.

Для воспитания эмоциональной устойчивости необходимо, прежде всего, научить детей контролировать свое поведение, наблюдать за проявлением своих эмоций, переживаний, добиваться целесообразности и расчетливости действий.

Этот процесс протекает как косвенно, через различные знания связанные с выработкой физических качеств, элементов техники и тактики, так и непосредственно с помощью специального обучения приемам саморегуляции. Для этого используются упражнения так называемой аутогенной тренировки. Эти упражнения сочетаются с дыхательными (успокаивающими или возбуждающими, в зависимости от состояния и ситуации). Наряду с этим применяются психические приемы саморегуляции. Отвлечение от постороннего шума, от мыслей о сильном противнике, возможной неудаче, сосредоточение внимания на предстоящем действии.

Поэтому у детей, которые имеют за плечами большой опыт соревнований, и в обыденной жизни более серьезные рассуждения и взгляды на жизнь, чем у их сверстников. Но, разумеется, такое "взросление" - результат не одного месяца тренировок

2.3 Особенности агрессивности школьников, посещающих секции рукопашного боя

В основном, большинство занимающихся рукопашным боем - это мальчики. Им особенно целесообразно быть сильными и уметь защитить себя и других. Это мужская составляющая, которая входит в нормальный процесс воспитания детей. К сожалению, в современном обществе не всегда. Сейчас многие родители отдают своих дочерей в секции, чтобы они также научились защищаться, не дать себя в обиду, постепенно сформировали характер. Это ни в коем случае не означает погашение женственности и развитие мужских качеств. При тренировке девочек используются другие педагогические и методические приемы в связи с разницей как физиологической, так и психологической.

Тренируясь в коллективе, дети приучаются к дисциплине, которая выражается в послушании, сдержанности в поведении на тренировке, умении заставить себя перебороть трудности. Постепенно развивается самодисциплина, позволяющая сконцентрировать самого себя, без понуждения со стороны тренера, то есть формируется сознательность в тренировке.

Большое внимание уделяется адекватному отношению между старшими и младшими. Младших учат слушать старших по квалификации и возрасту, тем самым, не давая развиться самомнению, препятствующему дальнейшему совершенствованию. Уважение к старшим - неотъемлемая часть воспитания в любой культуре. В тоже время, на старших учениках лежит большая ответственность быть таким примером для младших. Намного труднее на достаточно высоком этапе обучения сохранить интерес к тренировкам, не расслабиться, чем достигнуть каких-либо результатов на начальном этапе.

Чтобы это не произошло, не надо перегружать детей целью спортивных побед в профессиональном спорте, а развивать их поэтапно, обращая больше внимания на воспитательный, боевой и физкультурный аспекты. В случае возложения на ребенка ответственности за победы на соревнованиях любой ценой с самого детства, он достаточно быстро устанет от такого спорта и бросит тренировки ближе к взрослому возрасту. Потом эта энергия уходит не всегда в здоровые русла.

Тренируясь в команде, дети также учатся взаимовыручке, ответственности друг за друга. Командный дух развивается на тренировках и соревнованиях в групповых упражнениях, в спортивных лагерях.

Обычно, когда дети отвечают на вопрос, почему они захотели заниматься рукопашным боем, они говорят - чтобы стать сильными. Это естественное желание.

Как правило, в секцию приходят те дети, которые не чувствуют себя уверенно, их обижают и они хотят уметь постоять за себя. Также приходят и, наоборот, достаточно дерзкие ребята, активные, желающие научиться применять свою силу. В первом случае часто бывает, что дети, немного научившись приемам борьбы, начинают подсознательно отыгрываться на других за свои старые обиды, тем самым самоутверждаясь. Во втором при неправильном воспитании есть опасность отключения всякой сдержанности и проявления бесконтрольной агрессии. И первые, и вторые в своем поведении поддаются той опасной стороне в практике единоборств, которая практически неизбежно проявится при неправильном воспитании. Это агрессия.

Поэтому тренер объясняет с первых тренировок и далее всегда напоминает, что, чем сильнее становишься, тем сдержаннее нужно быть, что силу следует использовать только в благих намерениях, либо для самообороны, для подавления агрессии, но, ни в коем случае, не проявлять ее.

Профессионалы проявляют спортивную злость и азарт только на соревнованиях или в крайних случаях, а в жизни являются абсолютно спокойными и уравновешенными людьми. Те, кто не справляется с собой, не должны обучаться единоборствам, и, как правило, их исключают из секции, если становится точно понятно, что они неуправляемы и не собираются меняться. Как правило, они уходят сами, не выдерживая постоянных замечаний со стороны тренера в свой адрес или нарвавшись на более сильных соперников на соревнованиях. В спаррингах обычно теряют самоконтроль и начинают действовать безрассудно, поэтому проигрывают. Они не могут осознавать поражения, смиряться с ними и исправлять ошибки, упорно тренируюсь изо дня в день, чтобы сделать себя.

Рукопашный бой позволяет научиться контролировать себя и свою энергию, направляя ее в нужное русло. Ребенок формируется в здоровом, позитивном ключе, гармонично совершенствуясь как физически, так и морально. Поэтапно изучается техника, тренируется тело. Параллельно воспитывается упорство, смелость, волевые качества, сдержанность, внимательность, уважение к людям, командный дух. Только гармоничное развитие позволяет ребенку стать всесторонне развитой личностью. Все, что приобретается в зале, напрямую переносится в жизнь.

Таким образом, современный спорт в силу своих специфических особенностей предъявляет разнообразные и высокие требования к психическим качествам ребенка, так как психоэмоциональная подготовка спортсмена не менее важна, чем тренировка физических качеств. Агрессивность спортсменов обусловлена стремлением к самоутверждению и соперничеству. Таким образом, агрессивность школьников, занимающихся спортом, является стимулом к победам в спорте. При этом следует учесть, что длительные занятия спортом могут привести к трансформации спортивной агрессии в некие жизненные установки, которые могут отразиться на социальной адаптации детей в обществе.

По мнению А. Баса и А. Дарки, агрессивные и враждебные реакции могут иметь следующие формы: физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. В их исследованиях отмечается тенденция нарастания отдельных видов агрессии по мере взросления школьников: физической, вербальной агрессии, негативизма. У мальчиков и девочек проявления агрессивных реакций носят различный характер. Например, у мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессивности, тогда как у девочек наблюдается ее рост. Те же самые изменения происходят с вербальной агрессивностью. Однако негативизм значительно сильнее у мальчиков, чем у девочек.

Мной было проведено изучение уровня агрессивности у 2 групп учащихся: занимающихся рукопашным боем в ДЮСШ № 6 и не занимающихся спортом (учащиеся МОУСОШ №31 г.Тулы). Предполагалось, что проявления агрессивности у разных выборок могут иметь похожий уровень, но в то же время исходил из того, что у спортсменов уровень агрессивности может быть выше, чем у неспортсменов. Методику А. Баса и А. Дарки (см. приложение) выполняли 60 школьников 9 - 12 лет: из них 30-спортсмены, 30- неспортсмены (примечание: жирным шрифтом выделены данные спортсменов)

Таблица 1 Выраженность конфликтности и агрессивности у спортсменов и неспортсменов

испытуемыеконфликтностьагрессивностьспортсмены14,622,3неспортсмены13,220,9спортсменки15,418,1неспортсменки14,917,6

Как видно из таблицы, результаты исследования не подтвердили предположение о том, что агрессия больше выражена у спортсменов, чем у тех школьников, которые не занимаются им. Спорт, по мнению К.Лоренца, является удобной формой для реализации накопленных агрессивных влечений, кроме того, спорт требует соблюдения определенной корректности, которое связано с проявлением самоконтроля как осознанной и одновременно инстинктивной реакции в борьбе. Иначе говоря, у спортсменов есть возможность "сбрасывать" накопившийся груз агрессии в ритуализированной форме борьбы. Подростки же, не занимающиеся спортом, не имеют такой возможности, потому находят иные формы коррекции своего агрессивного поведения, либо просто "живут с этим грузом". Возможно, полученные результаты имеют тенденцию проявления только у данной выборки подростков.

Выраженность конфликтности и агрессивности у мальчиков и девочек

группыфизическаякосвеннаяРаздраж-стьнегати- визмобидчивостьподозри- тельностьвербальнаячувство винымальчики3,9/3,42,6/1,42,9/2,13,6/3,02,6/2,52,7/2,73,5/2,92,6/3,7девочки3,8/2,72,2/2,32,8/2,62,8/2,91,9/2,01,6/2,23,1/2,72,9/3,4Общий рез-т3,8/3,12,4/1,82,8/2,33,2/3,02,2/2,32,1/2,53,3/2,82,8/3,6

Проявления разных форм агрессии существенно отличаются у мальчиков и девочек. Так, больше развиты у девочек такие формы агрессивного поведения, как косвенная агрессия и раздражительность. Показатели остальных форм агрессии выше у мальчиков. У мальчиков- неспортсменов (кроме чувства вины) уровень агрессии выше по всем другим показателям в отличие от девочек. Так что можно говорить о большем проявлении агрессии у мальчиков, независимо от того, заняты они спортом или нет. Полученные результаты свидетельствуют скорей всего о большей сформированности навыков произвольной саморегуляции проявлений агрессивных форм поведения у спортсменов и выраженности импульсивных форм у неспортсменов. Таким образом, можно говорить о позитивном влиянии занятий спортом на поведение младших школьников. Результаты исследования не дают оснований для заключения о большей агрессивности спортсменов.

Заключение

В настоящее время в обществе усиливаются агрессивные тенденции. Особенно острой, в силу своей социальной опасности, становиться проблема агрессивных проявлений в младшем школьном возрасте. В данной работе были рассмотрены различные аспекты проблемы агрессии, в частности:

- даны определения понятиям "агрессия" и "агрессивность"

выяснены причины возникновения и механизм действия агрессии у младших школьников

выявлены факторы влияния занятием рукопашным боем на агрессию у детей младшего школьного возраста.

Причины, по которым дети совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор, полностью не выяснены. Тем не менее, в ходе работы были определены следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение младших школьников, а именно:

врожденные побуждения или задатки;

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

стремление получить желанный результат;

стремление быть главным;

защита и месть;

желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить школьников навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большое влияние на социальное самочувствие оказывает то, насколько ребенку хорошо в том кругу людей, в котором он вращается. Около 90% спортсменов довольны своими отношениями со сверстниками - у них есть друзья в школе, во дворе, в секции. Причем большинство родителей уверены, что именно занятия спортом положительно влияют на взаимоотношения со сверстниками. Чувствовать себя полноценной личностью помогают и достигаемые спортивные результаты.

Вряд ли можно стать суперменом лишь благодаря спорту. Тем не менее, спортсмены в определенной степени отличаются от "простых смертных": в этой деятельности четко выражено стремление к направленному формированию личности, к воспитанию такого сочетания социальных и психических свойств, которые обеспечили бы спортсмену большую вероятность успеха не только на соревнованиях, но и в реальной жизни во всех ее проявлениях.

Тренеры также считают, что занятия рукопашным боем для школьников - это, во-первых, возможность научиться защищаться, во-вторых, приобретение уверенности в себе и, лишь в-третьих, физическое совершенствование. Кроме того большинство инструкторов считают, что спорт помог детям самоутвердиться. Таким образом, напрашивается вывод, что для детей занятия спортом являются, прежде всего, одной из форм социальной адаптации. Какие же еще качества развились у юных спортсменов благодаря занятиям рукопашным боем? Смелость, умение ставить цель и добиваться ее, дисциплинированность, решительность и собранность.

Треть спортсменов отметили, что с началом тренировок у них появилась возможность выплеснуть накопившуюся энергию, еще стольким же спорт помог побороть чувство страха перед болью.

Агрессивные тенденции в спортивных ситуациях, допускающих проявление контролируемой враждебности, в одних случаях могут усиливаться, в других снижаться. Если спортсмен имеет большую потребность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вызывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрессивность приводят к фрустрации (штраф за нарушение правил или проигрыш), то агрессивность у него скорее всего сохранится. С другой стороны, если у спортсмена невысокая потребность к агрессивности, игра (или другая деятельность) вызывает у него хотя бы среднюю усталость или его поощряют за выигрыш или достигнутый успех, то его агрессивность снижается.

Агрессивность можно измерить с помощью проективных методик, личностных тестов или с помощью специально организованных экспериментальных ситуаций, в которых агрессивность стимулируется по отношению к другому испытуемому. Эти методики помогают выявить глубокие агрессивные тенденции, которые трудно заметить при наблюдении за обычной деятельностью спортсмена. С помощью этих методик можно определить и тип направленности агрессивного поведения спортсмена - на себя или на других.

Управление агрессивностью представляется одной из важных задач во многих видах спорта, включая и рукопашный бой.

Список использованной литературы

1.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.

2.Бротченко С.Л. Межличностный конфликт как общение// Конфликт в конструктивной психологии. - Красноярск - 1990.

.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - С-Пб - "Питер" - 2000 с.352.

.Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта // Учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения - М. Издательский центр "Академия", 2000 - с.288.

.Диагностика межличностных отношений, или конфликтный ли вы человек. Методика Т. Лири // Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - с.294-309.

.Диагностика состояния агрессии (Опросник Басса-Дарки) // Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. - М.: Изд-во "АСТ", 1997. - с.90-100.

7.Ильин Е.П. <#"justify">Приложение 1

Опросник Басса-Дарки

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

ОПРОСНИК

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другимданет Иногда сплетничаю о людях, которых не люблюданет Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсьданет Если меня не попросят по-хорошему, я не выполнюданет Я не всегда получаю то, что мне положеноданет Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спинойданет Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствоватьданет Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совестиданет Мне кажется, что я не способен ударить человекаданет Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметамиданет Я всегда снисходителен к чужим недостаткамданет Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить егоданет Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствамиданет Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидалданет Я часто бываю несогласен с людьмиданет Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусьданет Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу емуданет Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверямиданет Я гораздо более раздражителен, чем кажетсяданет Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекорданет Меня немного огорчает моя судьбаданет Я думаю, что многие люди не любят меняданет Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мнойданет Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство виныданет Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на дракуданет Я не способен на грубые шуткиданет Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаютсяданет Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавалисьданет Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравитсяданет Довольно многие люди завидуют мнеданет Я требую, чтобы люди уважали меняданет Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителейданет Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"данет Я никогда не бываю мрачен от злостиданет Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсьданет Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю вниманияданет Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет завистьданет Иногда мне кажется, что надо мной смеютсяданет Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениямданет Мне хочется, чтобы мои грехи были прощеныданет Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меняданет Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсьданет Иногда люди раздражают меня одним своим присутствиемданет Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавиделданет Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"данет Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаюданет Я делаю много такого, о чем впоследствии жалеюданет Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудьданет С детства я никогда не проявлял вспышек гневаданет Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорватьсяданет Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работатьданет Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меняданет Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответданет Неудачи огорчают меняданет Я дерусь не реже и не чаще чем другиеданет Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ееданет Иногда я чувствую, что готов первым начать дракуданет Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливоданет Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верюданет Я ругаюсь только со злостиданет Когда я поступаю неправильно, меня мучает совестьданет Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ееданет Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столуданет Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятсяданет У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредитьданет Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживаетданет Я часто думаю, что жил неправильноданет Я знаю людей, которые способны довести меня до дракиданет Я не огорчаюсь из-за мелочейданет Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меняданет Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнениеданет В последнее время я стал занудойданет В споре я часто повышаю голосданет Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людямданет Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить данет

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

I. Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7

2. Косвенная агрессия:

"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49

3. Раздражение:

"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69

4. Негативизм:

"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36

5. Обида:

"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

6. Подозрительность:

"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75

7. Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75

8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!