Исследование психологических и социальных проблем молодежи города Губкина
Содержание
Задание №1.
Составить социокультурный паспорт региона (по месту проживания) по следующей
схеме
Задание №2.
Разработать программу и инструментарий социологического исследования
Задание №3.
Провести социологический опрос согласно разработанной программе исследования и
дать прямое распределение ответов респондентов на каждый вопрос
Литература
Задание №1. Составить социокультурный паспорт региона (по
месту проживания) по следующей схеме
Статистические показатели
|
Количественное выражение
статистических показателей
|
|
Район
|
Населенный пункт
|
Наименование района
|
|
Город Губкин
|
Общая численность населения
|
|
87,6 тыс. чел.
|
Общая численность
учреждений социально-культурной сферы. Из них:
|
|
72
|
Детские школы искусств
|
|
2
|
Детские музыкальные школы
|
|
2
|
Детские художественные
школы
|
|
1
|
Профессиональные учебные
заведения кyльтуры и искусства
|
|
1
|
Городские Дворцы культуры
|
|
2
|
Районные дома культуры
|
|
-
|
Сельские дома культуры
|
|
-
|
Дома мастера и ремесел
|
|
-
|
Центры народной культуры
|
|
1
|
Библиотеки
|
|
14
|
Кинотеатры
|
|
1
|
Киноустановки
|
|
3
|
Государственные музеи
|
|
1
|
Общественные музеи
|
|
-
|
Парки культуры и отдыха
|
|
2
|
Самодеятельные коллективы
|
|
35
|
Отделения творческих союзов
и обществ
|
|
6
|
Другие структуры (указать
какие) -Муниципальный театр для детей и юношества
|
|
1
|
Общая численность кадрового
состава учреждений социально-культурной сферы. Из них:
|
|
315
|
Мужчины
|
|
110
|
Женщины
|
|
205
|
С высшим образованием
|
|
98
|
Со средним специальным
образованием
|
|
217
|
До 30 лет
|
|
55
|
30-40 лет
|
|
20
|
40-50 лет
|
|
220
|
50-60 лет
|
|
18
|
Свыше 60 лет
|
|
2
|
Задание №2. Разработать программу и инструментарий
социологического исследования
В прессе, специальной и художественной литературе много пишут о проблемах
отцов и детей, нетерпимости молодежи в социально-бытовых отношениях. Чтобы помочь
молодому человеку преодолеть негативы, облегчить время кризиса личности,
необходимо выявить болевые точки и активизировать направленное воздействие
литературой на его психику.
Мы проводим наше исследование среди юношей и девушек 15-18 лет. Это
контингент учебного заведения, в котором функционирует наша библиотека и, по
нашему мнению, часть совокупности социальной среды, которая наиболее нуждается
в нашей поддержке.
Проблема заключается в том, что это переломный возраст, когда юноша или девушка
вступает во взрослую жизнь, имея много вопросов и опасений за свое будущее.
Известно, что в молодом возрасте закладывается характер человека, это время
надежд и поисков истины. В основу исследования положены: анализ литературных
источников и публикаций в прессе, собственные наблюдения, беседы с молодыми
людьми, посещающими библиотеку.
Рабочий план и смета расходов на организацию и проведение исследования
№ п/п
|
Основные этапы исследования
|
Сроки
|
Количество единиц
|
Стоимость работ
|
1.
|
Формирование рабочей группы
Оплата труда специалиста
|
5/05.07
|
1
|
500-00
|
2.
|
Разработка программы
исследования Оплата труда 2 специалистов
|
11-15/05.07
|
1
|
1000-00
|
3.
|
Разработка инструментария
исследования Оплата труда 2 специалистов
|
15-20/05.07
|
7
|
2000-00
|
4.
|
Расчет выборки исследования
Оплата труда специалиста
|
21.05.07
|
18
|
300-00
|
5.
|
Проведение пилотажных
исследований Оплата труда 2 специалистов
|
21-28/05.07
|
5
|
1600-00
|
6.
|
Размножение инструментов
исследования Набор и распечатка на компьютере Оплата бумаги, краски, ксерокса
|
28.05.07
|
65 210
|
240-00 300-00
|
7.
|
Инструктаж участников
полевого исследования. Оплата труда инструктора
|
29.05.07
|
1
|
300-00
|
8.
|
Организация полевого
исследования Оплата труда 2 специалистов
|
1-10/06.06
|
1
|
3400-00
|
9.
|
Контроль качества
заполненных документов Оплата труда руководителя
|
11-14/06.07
|
1
|
1600-00
|
10.
|
Подготовка инструментов к
обработке Оплата труда 3 специалистов
|
15-20/06.07
|
1
|
3000-00
|
11.
|
Обработка инструментов
Оплата труда 3 специалистов
|
21-25/06.07
|
1
|
3000-00
|
12.
|
Анализ результатов
исследования Оплата труда 3 специалистов
|
26.06-01.07
|
1
|
3000-00
|
13.
|
Подготовка отчета Оплата
труда руководителя
|
02.07-10.07
|
1
|
1500-00
|
|
ИТОГО:
|
|
|
24740-00
|
Мы выбрали для исследования форму анкетирования. На основе полученных
данных сформулирована тема исследования, которая и стала названием анкеты. В
качестве инструмента исследования разработана анкета с элементами тестирования.
Доверительный тон анкеты, корректная постановка вопросов располагают к
откровенности. Достоинство нашей анкеты состоит в том, что она содержит не
только вопросы, но и подсказки и уже частично отвечает на проблемы молодых. Она
дает возможность и самостоятельно выразить свои мысли в условиях полной
конфиденциальности. А возможность высказаться также в значительной степени
облегчает душу.
Практическая значимость исследования состоит в анализе динамики и опытной
проверке значения разнообразных форм и методов воспитательной работы для
формирования позитивных тенденция в сознании молодежи.
«Твои проблемы и интересы»
(анкета для юношества 15-18 лет)
Дорогой друг!
Мы хотим заочно побеседовать с тобой, чтобы выявить те проблемы, которые
ты не можешь решить сам и стесняешься спросить у друзей или старших. Анкета
анонимная, т.е. ты можешь не указывать свое имя и фамилию. Но ты можешь указать
свой пол и возраст. Ответив на вопросы анкеты, ты сам немного поразмышляешь, а
нам дашь возможность определить пробелы в нашем книжном фонде, какие
мероприятия запланировать для тебя и твоих ровесников. Итак:
Твой пол -
Твой возраст-
Твое учебное заведение -
I. Вопросы-почемучки
.Чего сегодня люди стыдятся?
А) Своих поступков
Б) Своего социального положения
В) Своего внешнего вида
Г) Не знаю
Д) Другое ______________________________________________
2. Виновато ли старшее поколение в сегодняшних проблемах?
Почему (если да)?
А) Да
Б) Нет
Г) Не знаю
Д) Твой ответ_______________________________________________
3. На кого ты надеешься в жизни? Почему?
А) На себя
Б) На родителей
В) Не знаю
Г) На правительство
Д) На друзей
Ж) Другое__________________________________________________
4. Страшно ли тебе жить? Почему?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
Г) Иногда
Д) Не думаю об этом
Ж) Другое________________________________________________
. Можно ли убить хотя бы одного, чтобы все были счастливы?
Почему?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
Г) Не думаю об этом
Д) Другое _________________________________________________
.Кого ты считаешь героем XX века? Почему?
А) Революционеры
Б) Космонавты
В) Ветераны войны
Г) Ученые
Д) Другое _______________________________________________
7.Кого считаешь тираном XX столетия? Почему?
А) Гитлер
Б) Сталин
В) Пиночет
Г) Не думаю об этом
Д) Другое ______________________________________________
II. Вопросы-тесты
.Чем ты больше всего любишь заниматься?
А) Чтение
Б) Рукоделие
В) Спорт
Г) Искусство
Д) Другое _______________________________________________
.Какие книги ты любишь читать?
А) Детективы
Б) Научно-популярная литература
В) Школьные повести
Г) Фантастику
Д) Семейные романы
Д) Другое ______________________________________________
.Что для тебя чтение?
А) Самообразование
Б) удовольствие
В) Не знаю
Г) Развлечение от «нечего делать»
Д) Неприятная необходимость
Д) Другое _____________________________________________
Когда у тебя возникают проблемы, с кем ты их обсуждаешь?
А) Ни с кем
Б) С другом
В) С родителями
Г) С книгой
Д) С посторонними людьми
Д) Другое ______________________________________________
Была ли в твоей жизни книга, которая помогла тебе в решении
какой-нибудь проблемы?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
Г) Не помню
Д) Другое ____________________________________________
Спасибо за ответы!
Выборку респондентов намечено осуществить случайным методом на
добровольной основе, т.е. из числа приходящих в библиотеку студентов,
согласившихся принять участие в анкетировании.
Задание №3. Провести социологический опрос согласно
разработанной программе исследования и дать прямое распределение ответов
респондентов на каждый вопрос
Опрос по изучению проблем и интересов молодежи 15-18 лет проводился на
предмет изучения их отношения к роли личности в истории. Цели проводимого
анкетирования: изучение толерантности читателей-подростков; выявление проблем
«трудного» возраста с целью разрешения этих проблем посредством рекомендации
тематической литературы.
В опросе приняли участие 65 читателей библиотеки в возрасте от 15 до 18
лет. Количество респондентов по возрасту распределилось следующим
образом: 15-летние - 5 или 3,5% участников; 16-летние - 11 или 16,7%; 17-летние
- 44 или 53,3%; 18-летние - 5 или 10 %. По месту учебы: средняя школа -
10 человек - 20%; технический лицей №1 - 15 человек - 30%; горный колледж - 35
человек - 70%; подготовительный курс - 5 человек - 10 %.
Исследование проводилось в течение 2 месяцев. В начале исследования,
прежде всего, была организована рабочая группа, в которую вошли: два
интервьюера, эксперт и руководитель исследования.
Была сделана выборка для проведения интервью. Вся генеральная
совокупность исследуемого района была разделена на четыре большие группы:
учащиеся средней школы, учащиеся начальной профессиональной школы, учащиеся
средней профессиональной школы, учащиеся высшей профессиональной школы. В
читательской совокупности библиотеки Губкинского горного колледжа эти
социальные группы представлены абитуриентами, учащимися технического лицея №1,
приходящими в библиотеку за литературой, студентами горного колледжа 1-4 курсов
и студентами 5 подготовительного курса для поступления в вуз Губкинского
горного колледжа.
В городе Губкине проживает 26 тысяч человек юношеского возраста, в том
числе 13 тысяч подростков от 15 до 18 лет. Отталкиваясь от предельной ошибки
выборки 5% с помощью предложенной таблицы, определяем объем выборки. Размер
выборки составляет 0,5 % от генеральной совокупности (13 тыс. чел.) или 65
человек, в т.ч. 15-летние - 10 или 15% участников, 16-летние - 11 или 16,7%,
17-летние - 34 или 53,3%, 18-летние - 10 или 15 %.
В исследовании участвовали по каждой группе 44 % юношей и 56 % девушек,
что отражает общий процент по генеральной совокупности. Построим статистический
ряд по факторному признаку согласно возраста опрашиваемых.
Юноши 29 чел.
|
Выборка
|
|
|
17
|
17
|
15
|
16
|
15
|
17
|
16
|
17
|
17
|
17
|
17
|
18
|
16
|
16
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 18 17 17 15 15 17 17 17 17 15 =
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= 16,6
|
Девушки 36 чел.
|
16
|
15
|
17
|
18
|
18
|
15
|
15
|
15
|
17
|
17
|
17
|
15
|
16
|
16
|
18
|
17
|
17
|
17
|
|
|
16
|
16
|
17
|
17
|
17
|
16
|
18
|
17
|
18
|
17
|
18
|
18
|
17
|
17
|
17
|
17
|
17
|
17
|
=541
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
=15,0
|
Возраст опрашиваемых Хi
|
Количество частот f
|
Накопленные частоты
|
15
|
11
|
11
|
16
|
11
|
22
|
17
|
32
|
53
|
18
|
12
|
65
|
Итого
|
65
|
|
Следовательно, по критерию возраста респондентов статистика выглядит
следующим образом: мода (Мо) составляет 17 лет.
Медиану (Ме) необходимо рассчитать. Положение медианы в ряду распределения
определяется ее номером:
№Меюноши
= №Медевушки =
Построим
гистограмму.
Медиана респондентов-юношей по возрасту расположена между 17 и 18
годами в ряду распределения.
Медиана респондентов-девушек по возрасту расположена между 17 и 18
годами в ряду распределения. Ответы на предложенные вопросы распределились
следующим образом.
I. Вопросы-почемучки:
Чего сегодня люди стыдятся?
На этот вопрос было дано 15 вариантов ответов. Подростки считают, что
люди стыдятся разного (2,9%), плохих поступков или ничего (по 8,8%),
алкоголизма (2,9%), внутренней пустоты (2,9%), глупо выглядеть (2,9%), молодые
в учебных заведениях стыдятся оценок (2,9%), также люди стыдятся признавать
свои ошибки (2,9%), просто стыдятся (2,9%), своего отличия от других (2,9%),
своих страхов (2,9%), сквернословия (5,9%) и даже слабой видеокарты в
компьютере (2,9%). Некоторые ребята на этот вопрос ответа не нашли, ответив «не
знаю» (5,9%). Лидером среди ответов стала бедность - 41,2%.
Виновато ли старшее поколение в сегодняшних проблемах? Почему
(если да)?
На этот вопрос были получены следующие ответы: «Нет» ответили 70%
респондентов. Почему? А потому, что каждое поколение в ответе само за себя; мы
сами за себя отвечаем; у нас своя жизнь, и мы сами создаем себе проблемы;
предыдущее поколение боролось за нашу свободу, и мы не вправе их судить; мы не
можем в чем-либо винить старшее поколение, т.к. его представители намного умнее
и больше нас знают; Некоторые не винят старшее поколение, утверждая, что
виновата власть. Есть и ответ утверждающий, что если сегодняшние проблемы не
затрагивают детей этого самого «старшего поколения», то оно в них не виновато.
«Да» - утверждают 23,4%.Пояснения: старшее поколение курит, пьет,
принимает наркотики и, тем самым, привлекают младшее поколение. Есть и такой
ответ: «Старшее поколение берут на себя многое: курение, алкоголизм и т.д.».
Есть также мнение, что старшее поколение виновно в современных экологических
проблемах. Кроме того, эти люди не могут вовремя понять и помочь своим детям, а
иногда они вообще равнодушны к бедам детей. Все проблемы создали себе сами
люди. Старшее поколение начало, а младшее берет пример. Слова-паразиты и
вредные привычки также рассматриваются как изобретение старшего поколения.
Ответы «не совсем» и «не знаю» встретились лишь однажды (по 3,3%).
Кто или что может сделать нас счастливыми? Почему? На этот вопрос мы получили 36
ответов. Это компьютер, бесплатный выход в Интернет, продвинутая видеокарта,
хорошая книга или весна, когда все деревья зеленые и расцветают цветы; многие
мелочи и хорошие люди; здоровье близких и мир во всем мире; забота и внимание
окружающих, ведь замкнутые люди со временем становятся убийцами, террористами.
Кроме того, счастье человеку могут принести попугай или кошка. Но и это еще не
все. У каждого человека есть свои желания, которые в любом случае сделают его
хоть немного счастливее (по 2,8% ответов). Некоторые считают, сто счастье могут
принести деньги, много денег (5,5%), а еще друзья (5,5%), т.к. они могут
сообщить приятную новость. Счастье может принести и любимый человек (8,3%),
потому что если сильно любишь человека, то ты счастлив и делаешь все, чтобы
всегда быть вместе; когда находишься рядом с дорогим тебе человеком, чувствуешь
себя счастливым вне зависимости от того, как прошел твой день; когда он рядом
ты чувствуешь себя самым счастливым человеком на земле. Так же 8,3% ответов
приходится на ответы о том, что сам человек может себя осчастливить, и столько
же ответов в пользу клоунов. Они помогают нам забыть о проблемах, могут
рассмешить, а еще «делают людей смешными». Один из авторов даже утверждает, что
доктора вылечат от всех болезней, даже сердечных. Любви и дружбе отдали свои
голоса 11,1% респондентов. Лидерами в умении приносить счастье своим детям
стали родители (19,4%), они нам помогают и делают нас счастливыми, делают для
нас все. Даже если нет денег в семье, мама или папа сделают все возможное,
чтобы мы ни в чем не нуждались.
На кого ты надеешься в жизни? Почему? На этот вопрос было дано 40 ответов.
На своих близких надеются 2,5% респондентов, т.к. они никогда не предадут, хотя
в наше время чаще всего люди предают друг друга, но я верю, что мир изменится;
столько же ответов приходится на компьютер. По 5% ответов приходится на семью
(т.к. «на себя я не могу надеяться» и маму - это те люди, которые всегда могут
помочь. Надежды на друзей возлагают 15% подростков, т.к. на них можно
положиться в трудных ситуациях. Родители в данном вопросе оказались на втором
месте (20%). В основной же наши подростки надеются на себя (50%). Вот один из
ответов: «надеюсь только на себя, т.к. моя дальнейшая жизнь зависит только от
меня». Есть и такое мнение: «При нынешнем обществе тебе никто не поможет, кроме
родителей, и то если ты из благополучной семьи». Некоторым хочется быть
независимыми от родителей и от будущего мужа. Есть утверждение о том, что
человек должен научиться сам строить свою жизнь. Мало ли что случится с
родными… - это тоже довод в пользу надежд на собственную персону.
Страшно ли тебе жить? Почему? Тридцать ответов на этот вопрос
разделились следующим образом:
- нет - 63,3% (жизнь дана один раз и нужно жить так, чтобы потом не жалеть; я
живу в мирное время, у меня хорошие друзья и родители; нельзя бояться жизни,
надо жить и радоваться тому, что ты живешь и можешь веселиться, ходить на
прогулки, и изучать каждый раз что-то новое; я не думаю о завтрашнем дне; нет,
если не думать о чем-то плохом или о смерти; я уверена, что мои друзья и родные
мне помогут всегда; были и такие ответы: «ничего не боюсь»; «я люблю жизнь»;
«потому, что я счастлив»; «я люблю свою жизнь».
- да - 26,7%. Подросткам страшно жить, потому что они боятся смерти; не
знают, что ждет впереди; многих окружает ложь и предательство; некому будет
помочь, когда не останется родственников. С каждым днем становится жить все
страшнее, когда смотришь новости, а там говорят, что опять убили кого-нибудь, в
мире много маньяков и убийц. И лишь «немного» страшатся жизни 10% опрошенных.
Кого ты считаешь героем XX века? Почему? Из 30 ответов на этот вопрос не
смогли ответить 9,7% респондентов. По 3,2% ответов приходится на тех, кто,
когда бы то ни было, нападал на Россию, народ России, т.к. пережил революции и
войны, граждан СССР ведь они спасали целые страны. Здесь же к героям причислена
милиция, Талалихин, Савиненко, Гагарин - он первый осмелился полететь в космос,
Сталин, вспомнили даже князя Игоря. Кроме того по 3,2% пришлось на тех, кто
затруднился с ответом, а также употребил понятие «никто». Некоторые причисляют
к героям своих мам, ведь именно мама дала жизнь и воспитала.
По 6,5% ответов прозвучали в пользу «многих» и среди них был указан
Горбачев Яков Моисеевич - прадед нашего респондента. Здесь же героизмом блеснул
Наполеон. Родители заслуживают той же оценки, так как они много добились; также
6,5% респондентов не знают ни одного героя, т.к. слишком мало смотрят
телевизор. В процессе проведения анкетирования высокого звания героя удостоен
Билл Гейтс за «изобретение компьютера». Его имя назвали также 6,5% опрошенных.
Конечно же, понятие «героизм» неотрывно связано с понятием «война». Поэтому
среди ответов лидируют русские солдаты, участники Великой Отечественной войны,
пионеры-герои (Зина Портнова, Александр Матросов), которые дали нам возможность
жить в мире, сдержали нашествие немцев, защитили отечество и дали нашей стране
свободу (по 9,7% ответов).
Кого считаешь тираном XX столетия? Почему?
На этот вопрос мы получили ответы: фашисты, террористы, Сталин, Усама Бен
Ладен, «многие», «не помню» по 3,4%. Солдаты Германии получили 6,9% голосов,
т.к. «они издевались и убивали, как могли наших русских людей. Может быть,
свободные граждане Германии не хотели войны, но никто этого так и не узнал и не
узнает»; столько же (6,9%) ответов «не знаю». 10,3% опрошенных сказали «Никто»,
убедительно пояснив свою позицию: «Тиран - человек без добра, но в каждом
человеке есть частичка добра». Пальма первенства в вопросах тирании принадлежит
Адольфу Гитлеру (55,2%). «Гитлер - уничтожил миллионы людей», «он сжигал людей»
(комментарий).
В какой стране ты хотел бы жить? Почему? В России согласились остаться на ПМЖ
76,8% опрошенных. Причины: я здесь родилась и где бы я ни была, я буду хотеть
вернуться назад; это мой дом; ведь я патриот; у нас богатый русский язык и красивые
достопримечательности; меня все устраивает в нашей стране; много интересных
мест и чистый воздух; Россия - страна самая лучшая; Россия - моя родная страна.
А вот еще: «Жить в России, но не отказалась бы побывать во Франции - это
красивая страна». В Японию (там красиво), Англию (из интереса познания, каково
там), Париж (за красотой) и Сочи, где всегда жарко отважились бы уехать по 3,3%
респондентов. Столько же ответили «Не знаю, все страны по-своему хороши». В
Германию на производство лучших в мире компьютеров собрались 6,7% подростков.
Таким образом, можно заключить, что современные подростки, напуганные
телевизионными новостями о трудностях в стране и разгуле преступности опасаются
за свое будущее. Их беспокоит благополучие современных семей. Большинство из
них считают себя вполне самостоятельными, а возможно излишне самоуверенны в
вопросе решения собственных проблем, но в то же время многие в трудных
ситуациях полагаются на своих родителей. Очень хотелось бы, чтобы они больше
внимания уделяли научно-популярной и исторической литературе дабы, считая
кого-то героем в некоторой области, иметь представление об этом человеке и его
деятельности, чтобы лучше разбираться в смысле понятий героизма и тирании, а
также уяснили для себя понятие патриотизма, которое некоторые истолковывают не
совсем точно.
II. Вопросы-тесты
Чем ты больше всего любишь заниматься? Ответов 82, из них: читать - 19,5%;
смотреть телевизор - 11,1%; слушать музыку - 20,7%; гулять - 26, 8%; заниматься
спортом - 12,2%.А еще…играть в компьютерные игры - 4,9%; рисовать, петь или
танцевать - 1,2%.
Что для тебя чтение? На этот вопрос мы получили 36 ответов. Это: самообразование
- 44,4%; удовольствие - 36,1%; развлечение от «нечего делать» - 19,5%;
неприятная необходимость - не ответил никто.
Когда у тебя возникают проблемы, с кем ты их обсуждаешь? Из 49-ти ответов: С родителями -
38,8%; друзьями - 16,3%; учителями - 4,1%; ищут ответ в книгах - 8,2%; решают
самостоятельно - 25,6%; затруднились с ответом - 4%.
Была ли в твоей жизни книга, которая помогла тебе в решении
какой-нибудь проблемы? Из 30-ти ответов мы получили следующее: Да - 53,4%; нет - 13,3%;
затруднились с ответом - 30%; проигнорировали вопрос - 3,3%.
Какую книгу ты посоветовал бы прочитать другу?
Булгаков М. «Собачье сердце»; Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»;
Пулман Филипп «Янтарный телескоп»; Распэ Э. «Приключения Гулливера»; Фадеев А.
«Молодая гвардия»; Макнот Джудит «Само совершенство», «Каждый твой вздох»,
«Хмель»; детективы Дарьи Донцовой; Дмитрий Емец «Таня Гроттер»; У. Шекспир
«Ромео и Джульетта»; Книги Стивена Кинга; Бунин «Темные аллеи»; «Властелин
колец» (2 ответа); роман «Код да Винчи»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера»;
«Ася» Тургенева; Г. Уэллс «Война миров»; книги о животных; детективы Энид
Блайтон; Чехов «Крыжовник»; книги о войне.
Главным вопросом нашей анкеты мы считаем вопрос о том, «Виновато ли
старшее поколение в сегодняшних проблемах?» Фактически - это извечный
вопрос отцов и детей. Методом корреляции определим отношение
респондентов к этой проблеме. Возьмем для анализа два показателя: возраст
респондентов как независимую величину и ответ на вопрос как величину
переменную. Положительный ответ («да») оценим в три балла, нейтральный ответ
(«не знаю», «затрудняюсь с ответом») - в два балла, отрицательный ответ («нет»)
- в один балл.
Выдвигаем гипотезу о том, что с увеличением возраста увеличивается число
ответов «нет». Поясним свою гипотезу. 15-летние еще переживают стрессовый
период переходного возраста, когда особенно сильны нигилистические настроения.
К 18 годам подростки испытывают потребность в самореализации, у них становятся
более устойчивыми жизненные приоритеты и уровень самосознания. Они начинают
философски относиться к жизни и понимают, что каждый человек должен строить
свою жизнь сам, трудиться для своего блага.
Определяем количество пар. В нашем анализе 45 человек ответили «нет», 18
- «да», и 2 - затруднились с ответом. Таким образом, у нас получилось 18 пар.
По формуле Браве-Пирсона и Спирмена находим число респондентов для корреляции. n -2= 18-2=16. А далее методом
случайной выборки составляем таблицу.
Для вычисления коэффициента Браве-Пирсона применяем формулу:
,где - сумма произведений данных из каждой пары; n -
число пар, - средняя для данной переменной ; - средняя
для данной переменной ; -
стандартное отклонение для распределения ; - стандартное отклонение для распределения .
Для
вычисления стандартного отклонения необходимо найти сумму квадратного
отклонения от средней (d2) каждого ряда показателей, а затем вариансу: Стандартное отклонение =
Найдем
стандартное отклонение для X:
№
|
X
|
Средняя для X
|
Отклонение от средней (d)
|
Квадрат отклонения от
средней (d2)
|
1
|
15
|
15,7
|
-0,7
|
0,49
|
2
|
15
|
15,7
|
-0,7
|
0,49
|
3
|
16
|
15,7
|
0,3
|
0,09
|
4
|
16
|
15,7
|
0,3
|
0,09
|
5
|
16
|
15,7
|
0,3
|
0,09
|
6
|
16
|
15,7
|
0,3
|
0,09
|
7
|
17
|
15,7
|
1,3
|
1,69
|
8
|
17
|
15,7
|
1,3
|
1,69
|
9
|
17
|
15,7
|
1,3
|
1,69
|
10
|
17
|
15,7
|
1,3
|
1,69
|
11
|
17
|
15,7
|
1,3
|
1,69
|
12
|
17
|
15,7
|
1,3
|
1,69
|
13
|
18
|
15,7
|
2,3
|
5,29
|
14
|
18
|
15,7
|
2,3
|
5,29
|
15
|
18
|
15,7
|
2,3
|
5,29
|
16
|
18
|
15,7
|
2,3
|
5,29
|
Сумма квадратов
отклонений
|
32,64
|
Для
стандартного отклонения найдем вариансу 2:
32,64/15=2,2
Корень
из 2,2=1,48
Средняя
для =1,56
Найдем
стандартное отклонение для :
№
|
Y
|
Средняя для Y
|
Отклонение от средней (d)
|
Квадрат отклонения от
средней (d2)
|
1
|
3
|
1,56
|
1,44
|
2
|
2
|
1
|
1,56
|
-0,56
|
0,3
|
3
|
1
|
1,56
|
-0,56
|
0,3
|
4
|
1
|
1,56
|
-0,56
|
0,3
|
5
|
3
|
1,56
|
1,44
|
2
|
6
|
2
|
1,56
|
0,44
|
0,19
|
7
|
3
|
1,56
|
1,44
|
2
|
8
|
1
|
1,56
|
-0,56
|
0,3
|
9
|
1
|
1,56
|
-0,56
|
0,3
|
10
|
1
|
1,56
|
-0,56
|
0,3
|
11
|
1
|
1,56
|
-0,56
|
0,3
|
12
|
1
|
1,56
|
-0,56
|
0,3
|
13
|
3
|
1,56
|
1,44
|
2
|
14
|
1
|
1,56
|
-0,56
|
0,3
|
15
|
1
|
1,56
|
-0,56
|
0,3
|
16
|
1
|
1,56
|
-0,56
|
0,3
|
Сумма квадратов
отклонений
|
11,49
|
Для
стандартного отклонения найдем вариансу 2:
11,49/15= 0,766
Корень
- 0,875
Произведем
окончательный подсчет, подставив все полученные данные в одну формулу:
===1
Коэффициент
корреляции - это величина, которая может варьировать в пределах от + 1 до - 1.
В случае полной положительной корреляции этот коэффициент равен +1 (с
увеличением одного показателя увеличивается и другой), а при полной
отрицательной -1 (с увеличением одного показателя уменьшается другой). В
случае, если коэффициент корреляции равен 0, то обе переменные полностью
независимы друг от друга.
В
нашем исследовании коэффициент корреляции равен единице. Следовательно,
гипотеза исследования о том, что с увеличением возраста испытуемых,
увеличивается способность к полной ответственности за свою жизнь и жизнь своего
поколения, нашла свое подтверждение высоким коэффициентом корреляции.
Существует прямая зависимость между возрастом респондентом и их отрицательным
отношением к тому, что во всех сегодняшних проблемах виновато старшее
поколение.
Выводы:
проблема
«отцов и детей» существует, т.к. часть респондентов все-таки считает, что в
сегодняшних проблемах виновато старшее поколение;
в
библиотеке неплохо поставлена работа по развитию психологической и социальной
самореализации личности, т.к. студенты старших курсов готовы взять
ответственность за проблемы современности на себя;
библиотека
и книга необходимы для поддержки молодежи в решении их психологических и
социальных проблем.
социокультурный анкета юношество личность история
Литература
1. Воронов
Ю.Л. Методы сбора информации в социологическом исследовании / Ю.Л. Воронов. -
М.: Высш. шк., 1974. - 326 с.
2. Давыдов
А. Репрезентативность выборки / А. Давыдов //Социолог. исследования. - 1990. -
№ 1. - С.23-25.
. Елисеева
И.И. Общая теория статистики / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев; Под общ. ред. И.И.
Елисеевой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистики, 2005. - 656
с.
. Лагутина
О.В. Качественная и количественная информация в социологии / О.В. Лагутина,
Ю.Н. Толстова // Социолог. исследования. - 1992. - №2. - С.13-17.
. Миронов
А.В. Методология, методика социологических исследований / А.В. Миронов, В.В
Панферова, Н.С. Субочев Н.С. //Социально- политический журнал. -1994. -№ 9- 10.
. Ноэль
Э. Массовые опросы: Введение в демоскопию / Э. Ноэль. - М.: Статистика, 1993.-
328 с.
. Ньюман
Л. Анализ качественных данных / Л. Ньюман // Социолог. исследования. - 1998. -
№ 12. - С.23-24.
. Ньюман
Л. Неопросныс методы исследования / Л. Ньюман // Социолог. исследования. -
1998. - № 6. - С.14-17.
. Общественное
мнение; стратегия массовых опросов // Социолог. исследования. - 1993. - № 6. -
С.13-15.
. Ядов
В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А.
Ядов. - Самара, Самарский ГУ, 1995. - 287 с.