Князь Ярослав Мудрый

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,98 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Князь Ярослав Мудрый















КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

Ранние годы

Яросла́в Влади́мирович (или Яросла́в Му́дрый; ок. 978 <#"justify">Внутренняя и внешняя политика

Как великий князь киевский Ярослав важнейшей своей задачей считал сохранение целостности государства. Именно поэтому основным принципом его внутренней политики стала борьба с местными автономиями за абсолютную власть киевского князя. Во внешней политике главной целью было восстановление и укрепление старых границ на западе, а также поддержка дружеских и союзнических отношений с соседними странами.

Не последнее место занимала и борьба с кочевниками. Ярослав продолжил дело своего отца, укрепляя «Змеевы валы»: в 1032 г. «ноча ставити городы по Роси», создавая новую оборонительную линию против печенегов. А в 1036 г. он окончательно покончил с печенежской угрозой, разгромив их орды под Киевом и принудив навсегда отойти от границ Руси. «Была сеча жестокая, и чуть под вечер взял верх Ярослав. И побежали печенеги в разные стороны, и не знали, куда бежать», - рассказывает летописец.

Дальнейшее княжение Ярослава ознаменовалось общим подъемом страны: росли города, поддерживались постоянные связи с ведущими странами Центральной и Западной Европы, Скандинавией, Византией, восточными странами, распространялось христианство и укреплялись его позиции, Русь достигла территориально-политического и правового единства.

При Ярославе был составлен первый сборник правовых норм, так называемая «Русская правда» и издан новый Церковный устав. Церковь получила новые привилегии, усилившие её значение в социально-общественной и духовной жизни общества. Новгороду была пожалована Уставная грамота на городские права - первый из известных нам подобных документов на Руси.

Важным идеологическим мероприятием Ярослава стало избрание в 1051 г. киевским митрополитом известного церковного деятеля, философа и писателя, русича по происхождению, Илариона. «И постави Ярослав Лариона митрополитом», - констатирует летопись. Этот акт стал первым шагом на пути к созданию независимой от Константинополя Киевской митрополии. Огромное значение имела и канонизация первых русских святых. Ими были провозглашены князь Владимир за приобщение Руси к христианству и братья Ярослава, мученики Борис и Глеб, погибшие в 1015 г. Канонизация собственных святых стала толчком к развитию житийной литературы, призванной обосновать право кандидатов на эту роль.

Строительство

При Ярославе начинается активное церковное и гражданское строительство в Киеве, размах которого отвечал международному престижу государства и значению его столицы. Значительно увеличилась территория города, были возведены мощные оборонительные сооружения. Новый киевский центр почти в семь раз превысил но площади старый. В 1037 г. строятся парадные, увенчанные церковью Благовещения, Золотые ворота. В том же году было начато строительство нового архитектурного ансамбля, центром которого стал кафедральный Софийский собор, Храм Премудрости Божьей резиденция митрополита Киевского и всей Руси - место, где происходили торжественные государственные церемонии и приём иностранных послов. При соборе были основаны библиотека и центр книгописання. Особенно поражало красотой внутреннее убранство храма. Фресковой живописью и мозаиками были покрыты стены, столбы, арки, косяки оконных проёмов. Непревзойденными произведениями древнерусских мастеров являются изображения Христа-Пантократора, Богоматери Оранты, а также многофигурные композиции «Евхаристия» и «Отцы церкви», выложенные на золотом фоне смальтой 177 оттенков. Южную и северную стены центрального нефа украшали фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого, западную (со временем обвалилась) - портрет самого основателя Софии. В башнях размещались изображения сцен охоты, укрощения диких коней, действа скоморохов, музыкантов, танцоров. Особый интерес вызывают фрески, рассказывающие о визите княгини Ольги в Константинополь, принятии её византийским императором, посещении ипподрома. Важным элементов украшения Софии являются орнаменты. Они присутствуют на всех стенах и носят растительный характер. Художественный эффект усиливали мозаичные полы, резные мраморные украшения алтарной ограды, мраморные пороги, резные шиферные плиты.

Вокруг Софии Ярослав возводит близкие по типу, но значительно меньшие по размеру храмы Георгия и Ирины (в честь святых патронов Ярослава и его жены Ингигерды), а также Богородичную церковь. При их строительстве широко использовались мозаики и фрески, резной камень, майоликовая плитка. Возводятся и новые пышные княжеские дворцы - так называемый Большой, или Ярославов, двор. Рядом строятся просторные боярские хоромы и дома простых горожан.

Для современников Киев был «матерью градовом русским», «стольным градом», образцом для строительства других древнерусских городов. Адам Бременский, немецкий хронист XI в., называл его «соперником Константинополя», а писатель начала XI в. Титмар Мерзебургский, подчеркивая величие и красоту города, сообщал, что тогдашний Киев насчитывал около 400 церквей и 8 рынков.

Значительное строительство развернулось и в других городах. В Новгороде и Полоцке по образцу Киева сооружаются Софийские соборы, в Чернигове - величественный Спасо-Преображенский собор. Все храмы украшаются мозаиками и фресками, резьбой, иконами. Настоящими шедеврами древнерусского декоративно-прикладного искусства становятся предметы церковной утвари.

ярослав мудрый князь

Культура

С именем Ярослава Мудрого связано и значительное развитие древнерусской культуры и научных знаний. Князь заботится об образовании и летописании, о переводе на древнерусский язык и переписывании необходимых книг. Конечно же, в большинстве своем литература была церковной, богослужебной, но постепенно распространялись и книги светского характера, в том числе трактаты по истории, философии, праву, юридическим наукам. Усилиями князя создается библиотека при Софийском соборе, где заботливо хранились не только книги, но и важные государственные документы. Каждая книга представляла собой значительную ценность. Текст писали на пергаменте, оправы украшали драгоценными камнями, эмалью, золотом и серебром. К сожалению, книжное собрание Ярослава не дошло до наших дней. Возможно, книги погибли во время монголо-татарского нашествия 1240 г., а может, просто были поделены между несколькими монастырскими библиотеками. С Софией Киевской связан и новый этап в развитии киевского летописания. Статьи этого периода не только содержат рассказ об исторических событиях, но и подводят итог деятельности князя Ярослава.

Династические связи

О повышении авторитета Руси свидетельствовали и династические связи её правителей. Киевская династия поддерживала родственные отношения с большинством феодальных стран Европы. За каждым браком стояли политическое соглашение, мирные и союзнические отношения с конкретной страной. Так, дочери Ярослава Мудрого стали королевами Франции, Венгрии и Норвегии, сестра Добронега была выдана за польского князя Казимира, сын Святослав вступил в брак с дочерью саксонского графа Леопольда Одой, Изяслав - с родственницей императора Генриха III Гертрудой, а Всеволод - с дочерью византийского императора Анастасией.

Смерть и завещание

Ярослав Мудрый умер 20 февраля 1054 г. в Вышгороде, в 76-летнем возрасте, в зените могущества и славы, будучи правителем огромной и процветающей державы, которая, по словам митрополита Илариона, «ведома и Слышима есть всеми четырьми конци земли». Всеволод Ярославич, который находился при отце, привез его тело в Киев. Князя похоронили «в раце мороморяне у церкви святий Софья».


Пропажа останков

Саркофаг Ярослава Мудрого до настоящего времени вскрывался три раза: в 1936, в 1939 и в 1964 годах. В 2009 году саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе снова был вскрыт и останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом <http://ru.wikipedia.org/wiki/1964_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>. Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причем составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет одного времени с Киевской Русью, а второй на 1000 лет древнее, то есть времён скифских поселений. Женские останки киевского времени, по утверждению ученых-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжелым физическим трудом, - явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных 3 скелетов написал ещё академик Герасимов в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава Мудрого в гробнице похоронены и другие люди. На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями УГКЦ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%93%D0%9A%D0%A6>, отступившими вместе с немецкими оккупантами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0> из Киева осенью 1943 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1943>. Икона была обнаружена в Свято-Троицком храме (Бруклин <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BD>, Нью-Йорк, США) в 1973 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1973_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.

Похожие работы на - Князь Ярослав Мудрый

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!