Обобщающий. Анализ и сравнение полученных результатов, и литературное оформление своей работы.
Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивается результатами опытной работы, адекватность методики исследования его предмету и задачам.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется по различным направлениям: выступления автора на занятиях в учебном заведении и др.
Практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть использованы учителями, воспитателями и студентами ФНК.
Проводилась вся практическая работа на базе МБОУ лицея № 113.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ ГОРОДЕЦЕОЙ РОСПИСИ
1.1 Городецкая роспись как составляющая русской народной культуры
Прежде чем обратиться к методическим разработкам, по "городецкой росписи", необходимо познакомиться и изучить теоретические основы этого промысла.
Если на теплоходе идти по Волге от Москвы вниз, то недалеко от города Нижнего Новгорода, на левом берегу реки откроется сначала беспредельная ширь лугов с темнеющей вдали полоской леса. Потом берег будет постепенно повышаться, и на вершине круто спускающейся вниз горы предстанет белый городок: невысокие домики его ровным рядом тянутся вдоль кромки воды, а густая листва деревьев, почти скрывая их, бросает узорную тень на побеленные стены строений. Это Городец, ворота в заволжский край, в прошлом край дремучих лесов и непроходимых болот, глубоких оврагов и прихотливо извивающихся речек, край, овеянный древними легендами. Городецкая роспись русский народный художественный промысел; существует с середины 19 в. в районе г. Городец. Городец с давних пор славится "глухой" резбой по дереву.
Создается эта резьба топором и долотом. Умелые городецкие плотники, мастерство которых удивляло самого Петра Великого, украшали своей резьбой борта стругов, расшив и других судов, которые во множестве строились на Волге [15] .
С кораблей резьба перешла на дома. Затейными резными узорами покрывались пилястры, наличники, навесы, ворота. И поныне Городец радует сохраненной красотой рельефной резьбы на домах.
В старинном Городце наряду с резьбой возникла самобытная роспись, которой по началу украшались прялки. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их веселыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз. В настоящее время патриархом городецкой росписи называют Аристарха Евстафьевича Коновалова, который восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику "Городецкая роспись". Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами, фабрика освоила много новых изделий: нарядные декоративные панно, мебель, детские игрушки [24].
Работа А.Е. Коновалова была отмечена Дипломом второй степени, и Институт Художественной Промышленности заключил с мастером договор о разработке новых комплектов детской мебели, за который впоследствии (в 1960 г.) в Москве художник получил Диплом первой степени. Пока Коновалов - художник, преданный своему делу, -- работал в Москве, в артели появилось новое руководство, которое главной своей целью ставило увеличение выпуска продукции и получение наибольшей прибыли. Роспись казалась делом малоприбыльным, да и материальных затрат она требовала больше. К тому же, чтобы развивать деятельность мастерской, необходимо было начать подготовку мастеров по росписи. Понимая всю сложность ситуации, А. Е. Коновалов перебирается в Семенов, где с 1957 г. начинает преподавать в профтехшколе городецкую роспись. И уже через два года, в 1959 г., школа делает первый выпуск. В 1960 г. артель "Стахановец" преобразовывается в фабрику "Городецкая роспись", а в 1965 г. она объединяется с Городецкой мебельной фабрикой, в Курцеве остается ее филиал. Постепенно складывается новый ассортимент изделий, расписываемый городецкой росписью. Наряду с предметами, используемыми в быту (солонки, комплекты досок, хлебницы, поставки, шкатулки и пр.), появляются чисто декоративные (панно, блюда). Помимо этого фабрика производит и расписывает детскую мебель и игрушки. Особенно знамениты городецкие конь-качалка и петух-каталка (авторы Е.И. Воронцова и А.Е. Коновалов). Расписываются игрушечные шкафчики, столики и стульчики. И теперь, когда, казалось бы, все трудности были преодолены и можно было спокойно заниматься любимым делом, возникли новые непредвиденные ситуации, заставлявшие мастеров задуматься о дальнейшем существовании промысла. Трудности были связаны с плохим снабжением красителями предприятия "Городецкая роспись". Пришлось перейти на роспись изделий по текстуре древесины, а в результате и к упрощению живописных приемов и технологии росписи. Технология теперь заключалась в следующем: после тщательной зачистки на поверхность древесины при помощи пистолета наносили два или три слоя нитролака с промежутками для высыхания в три-четыре часа. Когда лак полностью высыхал, выполняли роспись. Делалась она масляными красками в три приема (подмалевка, теневка, разживка). Последней операцией было покрытие изделия масляным лаком. Эту операцию выполняли кистью. Рассказывая об этом трудном времени, А. Е. Коновалов писал: "Новый характер росписи складывался в условиях коллективных поисков в цеху, в процессе которых отдельные мастера пробовали решать общие задачи по-своему. По сравнению с росписью традиционной в нашем новом искусстве утраты увеличились, но одновременно появились и достижения, позволявшие сохранять в готовых изделиях ощущение дерева как материала, высоко ценящегося в современном декоративном искусстве. Роспись по светлому дереву довольно быстро получила широкое признание и у потребителей, и у торгующих организаций, отправлявших их даже на экспорт. Некоторые любители народного искусства даже полагали, что городецкая роспись была такой и всегда". В 1969 г. на фабрике организуется экспериментальная творческая лаборатория, в которой работают наиболее опытные художники Л. Ф. Беспалова, Ф. Н. Касатова, Л. А. Кубаткнна, Н. Н. Носкова, Т. М. Рукина, А. В. Соколова, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, а также высокопрофессиональные столяры, токари и резчики по дереву П. А. Березин, И. П. Борунов, В. Г. Зеленин, А.Я. Колов и А.А. Локтионов. Лаборатория занималась разработкой новых видов изделий для массового выпуска на столярной и токарной основе. Наряду с этим талантливые художники не оставляли попыток возродить роспись "старого Городца" с сюжетными сценами, которые раньше писались на прялках. Художники часто использовали в росписи сюжеты из городской жизни. Особенно любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах (с колоннами, старинными настенными часами, высокими окнами, украшенными пышными занавесками). Мастера фабрики "Городецкая роспись" участвуют в различных выставках. Некоторые из них в 1985 г. за возрождение традиций городецкой росписи были удостоены Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина. Современные мастера фабрики успешно продолжают развивать традиции сюжетно-орнаментальной живописи, передают свой опыт молодому поколению. В настоящее время предприятие выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки, детские игрушки и мебель. Работы городецких мастеров можно увидеть во многих странах мира: Франции, Германии, Норвегии, Греции, Канаде, Бельгии, Италии, Америке и др. [6].
1.2 Виды композиций Городецкой росписи
Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида:
цветочная роспись;
цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";
сюжетная роспись.
Такое деление является условным, так как и сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов. Несмотря на то, что городецкая роспись имеет ограниченное число мотивов, она всё же разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, мы не сразу уловим сходство. Это умение художников помогает ярче выделить сюжет данной работы, придать ей иное смысловое звучание, удовлетворяет различным вкусам ценителей этого искусства [15].
Остановимся в отдельности на каждом из перечисленных видов композиций городецкой росписи.
1.2.1 Цветочная роспись
Этот вид чаще всего использовался, да и сейчас используется на изделиях "массовых", так как он наиболее прост в исполнении. Так, украшая солонку, художник изображал па передней стенке изделия и его крышке по одному цветку с расходящимися от него листьями. На более крупных изделиях, таких, как поставки, декоративные блюда, хлебницы, разделочные доски и детская мебель, композиции цветочного орнамента богаче и разнообразнее, они продуманы мастерами более тщательно. Например, на боковых стенках поставка часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом [1].
В цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
"Букет" - изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки. "Гирлянда" - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели [5].
Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, детских столах и хлебницах.
"Цветочная полоса" - сохранилась в городецкой росписи еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ленточную же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например поставков, круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции [26].
"Венок" - напоминает "цветочную полосу", но только замкнутую по краю блюда, крышки поставка или шкатулки. Цветочные композиции, как правило, симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Даже если художник и использует различные цвета при нанесении подмалевка на деревянную основу, по тону эти цвета одинаковые. Благодаря этому в росписи нет одностороннего перевеса элементов. Цвета в росписи используют яркие, открытые, что позволяет сделать декоративное произведение более нарядным. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи. Цветочная композиция с включением мотива "конь" и "птица". Этот вид орнамента также очень распространен в городецкой росписи. Его можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. С включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Встречаются такие варианты, когда среди симметрично написанного цветочного орнамента восседают две птицы, асимметричные по рисунку, а иногда и различные по цвету. В том случае, когда в композиции мотивы "конь" или "птица" изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена. Выполняя этот вид на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех досок, то две крайние будут; симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: "петух" и "курочка". Но асимметрия не будет бросаться в глаза, так как художник, приступая к росписи, продумывает размещение мотивов в целом. На протяжении всей работы она присутствует в его сознании, он вдумчиво и четко прорабатывает каждую деталь, каждый элемент росписи. Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр. К тому же городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных "подкладках", хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др.Необходимо учитывать, что вводимый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива "петух" или "конь" трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение "петуха" и "курочки" символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей [5].
1.2.2 Сюжетная роспись
Это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.
Сам вид композиции предполагает, что выполняться роспись будет на крупных по размеру изделиях: декоративных панно, сундучках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. По сути, это возвращение мастеров к тем уникальным росписям, которые выполнялись на подарочных прялках. Такие работы делались мастерами редко, с большим прилежанием и вкусом. Только опытный мастер мог позволить себе выполнять "уникальную" прялку. Поэтому сюжет композиции был очень тщательно продуман и выстроен [26]. При выполнении сюжетной росписи на разделочных досках городецкие художники нередко опираются на те традиционные композиции, которые были распространены на городецких прялках. Это роспись в два или три яруса, когда в верхней части доски пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы. Так, свадебный сюжет может сопровождаться парой птиц или выездом жениха на коне; праздничное застолье - приездом гостей или подготовкой к застолью. Средняя часть, разделяющая верхний и нижний ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Если доски имеют недостаточно вытянутую форму, то художники обходятся без нижнего яруса, изображая главную сюжетную сцену и опоясывая ее цветочной полосой. Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок. В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были выработаны художниками Городца еще в конце XIX в. Это и колонны, стоящие по сторонам; и богатые, красиво драпирующиеся, шторы по бокам и настенные часы, висящие в центре изображаемого интерьера; огромные окна и круглые столы. Да и одежда главных героев - барышень и кавалеров - совсем не изменилась. Только краски теперь используются более звучные и сочные. Горизонтальные панно, как и вертикальные, художники нередко делят на части. Герой или группа главных героев сюжетной композиции, как правило, располагается в центре горизонтальной росписи или в верхней части вертикальной. Они выделяются цветом, размером, тоном, ритмом. В качестве разделяющего мотива могут использоваться изображения колонн и штор. Таким образом, художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу с сюжетами, показанными на боковинах. Встречаются росписи, где панно разделено на две части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам. Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами - это символ богатства и достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы. Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти. Таким образом, зритель или хозяин изделия видят в герое самого себя или кого-то из своих ближайших друзей и товарищей, а в окружающем их персонажей антураже тот мир, в котором хотелось бы жить и ему [1]. Художники не ограничиваются изображением внутренних интерьеров. На декоративных полотнах появляются деревенские домишки с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, здесь же колодцы с крышами, украшенными головами коней. Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части. В центре при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев. Под ногами у главных героев нередко пишутся животные - собаки, кошки, петушки, цыплята. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, нередко их выделяют цветом. Несмотря на сложность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж. Удивительно разнообразны иллюстрации к сказкам. Особенно любят художники сказки А. С. Пушкина. В росписях они часто используют те сцены, которые окружают их в жизни: застолья, всадников, девушек, сидящих за работой и пр. Лишь по некоторым деталям росписи можно понять, что это иллюстрация к какой-то сказке, а, проанализировав весь сюжет, понять, к какому произведению относится данная иллюстрация. Наверное, поэтому, художники подписывают работы, (например, "Панно по "Сказке о мертвой царевне"). Традиции подписывать работы или сопровождать их народными пословицами и поговорками восходят к первым расписным городецким изделиям последней четверти XIX в. Такого же рода пословицы и нравоучительные высказывания мы встречаем под картинками русского лубка. Это подтверждает общность и огромное влияние, которое оказали лубочные картинки в целом на народное искусство [16]. Народная мудрость, выраженная в словах, помогает раскрытию сюжета изображения, оживляет рисованную картинку и подчеркивает то огромное смысловое значение, которое вкладывал автор в подарочное изделие ("Муж да жена -одна душа", "Работай до поту, поешь хлеба в охоту" и др.
1.3 Место городецкой росписи в учебных программах и учебно-методической литературе
Приобщение школьников к русской народной культуре возможно через разные народные промыслы и ремесла. Мы остановимся на Городецкой росписи. С нашей точки зрения данная роспись является более доступной для младших школьников по освоению технологии.
Анализ учебно-методической литературы показал, что некоторые педагоги предлагают изучать со школьниками городецкую роспись.
Н.М. Сокольникова в учебном пособии " Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе", в разделе "Школа народного и декоративно-прикладного искусства" - методика освоения декоративной росписи, подробно описывает этапы выполнения городецкой росписи. Какова последовательность нанесения красок, какие сюжетные мотивы [24].
Н.Я. Горяева и О.В. Островская в учебнике " Декоративно - прикладное искусство в жизни человека" в разделе "Городецкая роспись" описывают историю городецкой росписи, как зародилось это искусство, технология росписи, предлагаются иллюстрации с поделками, на которых великолепно выполнена роспись мастерами. Так же предлагаются задания и вопросы по данному материалу [6].
В учебнике "Изобразительное искусство для 1 класса" Т.Я. Шпикаловой представлены рисунки и иллюстрации городецкой росписи, показаны примерные уроки по изучению городецкой росписи, где мы можем узнать о народных мастерах городца, элементах узора, композиции рисунка.
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина "изобразительное искусство в начальной школе". 1 - 2 класс. Книга, которая учит чувствовать, ощущать красоту окружающего мира, понимать в чем сущность искусства. Знакомит с замечательными произведениям русских и зарубежных художников, мастерами народного декоративно - прикладного искусства. Учит придумывать узоры, рисуя различные предметы, композиции, иллюстрации к сказкам, рассказам, загадкам и поговоркам, составлять аппликации.
Продолжение этого учебника, В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина "изобразительное искусство в начальной школе". 3 - 4 класс. В этом учебнике продолжается путешествие в волшебный мир изобразительного искусства, в мир красоты линий, формы, света и цвета. Показаны правила рисования и закономерности строения (конструкции) формы, перспективы, светотени, цвета, композиции. Чем лучше ребенок изучит азбуку изобразительного искусства, тем привлекательнее, оригинальнее будут его рисунки, тем более они будут выразительнее [14].
Авторы программы "Рисунок" 1 - 11 классы (В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко), не выделяют часы на изучение народных промыслов и ремесел, не говоря уже о народных росписях [21].
В Программе Г.С. Швайко представлен перечень занятий по городецкой росписи, дидактические игры по этой теме [28, 32].
Книга М.С. Соколова "Художественная роспись по дереву" : Технология народных художественных промыслов. Начинается с краткого экскурса в историю промыслов с подробным описанием технологии, виды композиций, в конце каждой главы предлагается вопросы для повторения и тесты для самопроверки степени усвоения ключевых понятий изложенного материала. Иллюстрации с изделиями народных ремесел Гродца, Хохломы и др. Городецкая и Хохломская росписи рассматриваются с целью постижения академических основных понятий, который разъясняет ряз специальных терминов и названий предметов [24].
В программе " Изобразительное искусство и художественный труд: В 1-2 классах народные росписи не изучаются. В 3 классе (1 ч) выделены темы: "Твои игрушки" - на которой детей очень обобщенно знакомят с дымковской, городецкой игрушками и предлагают слепить и расписать ее под одну из росписей; "Твоя посуда", где только предлагают к рассмотрению народную глиняную и деревянную посуду (Гжель, Хохлома). В 4 классе не рассматриваются народные росписи, а в частности городецкая роспись [17].
В программе "Композиция" Сокольниковой, на первом этапе выполняются росписи в полосе и квадрате из форм растительного мира (ягоды, листья, цветы) и геометрических форм (на основе народных орнаментов северных и южных регионов России). На втором этапе происходит знакомство с художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан, Городец), и по фарфору (Гжель), а также с русской глиняной игрушкой. На третьем этапе идет изучение основных отличительных элементов геометрического орнамента каргопольской, филимоновской и дымковской игрушек, роспись игрушек, выполненных из глины, выполнение росписи матрешек (Сергиев-Посад, Семенов, Полхов-Майдан). На четвертом этапе изучения главных отличительных элементов растительного орнамента росписи по дереву (Городец, Хохлома), выполнение росписи посуды (Гжель), росписи бумажных подносов (Жестово). На пятом этапе в основном идет изучение различных орнаментов северных и южных народов России. На шестом этапе уделяется внимание народному костюму. На седьмом этапе продолжается изучение различных школ народного мастерства по производству глиняной и деревянной игрушки; эскиз, лепка и роспись глиняной игрушки. На восьмом этапе предлагается несколько заданий с использованием местных народных промыслов. На девятом этапе раскрывается широкий раздел по изучению традиционных художественных ремесел народов России, в которых упоминаются изделия из дерева с росписью, но конкретный центр росписи не указывается. На десятом этапе продолжение знакомства с традиционными школами народных мастеров (Белорусских, украинских и других национальностей), а также знакомство с современным декоративно - прикладным искусством (роспись по дереву не упоминается). На последнем этапе знакомство с декоративно-прикладным искусством народов мира. Таким образом, в данной программе представлен широкий интересный раздел по декоративной композиции с охватом народного искусства ближнего и дальнего зарубежья. В программе "Изобразительное искусство. Основы народного и декоративного искусства" для 1-8 классов ( Шпикалова, Сокольникова, Светловская, Ершова, Величкина), Большое внимание уделяется народным промыслам: ткачеству, вышивке, игрушке, резьбе и росписи по дереву. Так, например, в 1 классе, раздел 3, предполагается изучение городецкой и хохломской росписей по дереву. Во 2 классе, раздел 3, изучают особенности северодвинской росписи по дереву из Пермогорья. В 3 классе, 3 раздел, затрагивается Северная роспись из Мезени, знакомство с росписями русской прялки (городецкая, олонецкая, вологодская, северодвинская). В 4 классе рассматриваются другие виды промыслов, роспись не затрагивается. Таким образов, в программе по изобразительному искусству, посвященной изучению народного и декоративно-прикладного искусства дается лишь общее представление о Городецкой росписи. В пособии для внеклассной работы, " Роспись по дереву", Х.И. Махмутова раскрывает опыт руководства школьного учителя кружком росписи по дереву, содержит значительные рекомендации по изучению приемов хохломской и городецкой росписи. Рассказывая об истории художественных промыслов, автор дает методические советы по организации практических занятий со школьниками по технологии росписи, приводит разработки уроков, примерный учебно-тематический план, учебно-материальное обеспечение, пишет о технике безопасности, общие методические рекомендации по проведению занятий в кружке [16].
Альбом для раскрашивания детям 6-7 лет. Городецкие узоры, где представлена история и технология на языке детей, что более доступно и понятно им. Анализ искусствоведческой литературы на тему: " Народная роспись по дереву" в научно-популярных и искусствоведческих изданиях показал, что данным вопросом занимались многие искусствоведы и этнографы( Ю. Арбат, Е.Н. Фролова, Н. Тарановская, В.А. Барадулин, М.А. Некрасова, А.С. Канцедикас, С.К. Жегалова, Л.М. Русакова и другие).
Рассматривая и анализируя издания по народным художественным промыслам и ремеслам, мы пришли к выводу, что во многих из них вообще не затрагивается народная художественная роспись по дереву.
Анализ методических и учебных пособий по декоративно - прикладным ремеслам и промыслам по теме: " Народная роспись по дереву" показал, что данным вопросом занимались многие исследователи, педагоги и методисты. (П.И. Уткин, С. Жегалова, Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская, Г.Ф. Федотов, Х.И. Махмутова, Н. Величко, Б.М. Неменский, В А. Барадулин, Л.Г. Алферов, М.С. Соколова и другие).
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Приобщение школьников к русской народной культуре возмодно через разные народные промыслы и ремесла. Городецкая роспись является более доступной для младших школьников по освоению технологии. В тоже время она имеет богатую историю развития, связанную с историей русского государства.
Живопись городецких мастеров отличалась наблюдательностью, легкостью, плавностью выведения орнамента. Эти особенности городецкой школы передавались мастерами из поколения в поколение. Богатая палитра росписи не имела предела, хотя при этом изделия городецких мастеров отличались огромной культурой цвета. Нередко городецкие художники и мастера изображали на изделиях свою жизнь. Поэтому мотивы и элементы орнаментов, которые выносились на поверхность предметов, первоначально имели магическое значение, а сами предметы воспринимались как культовые.
Анализ учебно-методической литературы показал, что некоторые педагоги предлагают изучать со школьниками городецкую роспись, но рекомендации основаны на фрагментарном подходе, который не дает более полного представления о данной росписи.
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
городецкий роспись декоративный рисование
Экспериментальная работа проходила на базе ДОЛ "Юбилейный" с детьми 5 отряда в возрасте 7-9 лет, в отряде 20 человек. Практический этап работы, связан с разработкой уроков по темам: "Городецкая роспись. Знакомство с городецкой росписью, история городца", "Декоративное рисование элементов цветочного узора", "Композиция городецкой росписи".
.1 Урок 1. "Городецкая роспись. Знакомство с городецкой росписью, история городца"
Цель: познакомить с технологией городецкой росписи
Задачи:
·Познакомить с историей городца;
·Познакомить с сюжетами городецкой росписи;
·Познакомить с особенностями выполнения кистевых узоров;
·Начать формировать специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов - цветочные круги с применением темной и белой оживк в розанах и купавки.
Ход урока:
Орг. Момент.
Знакомство с промыслом.
Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (роспись?)
Кто знает как называется эта роспись? (городецкая)
Этот промысел располагается в Нижегородской области. Промысел возник в середине XIX века в Городецких деревнях.
Что украшают этой росписью?
В наше время Городецкие мастера, сохраняя традиционные формы росписи, создают новые типы композиций и мотивов, которыми украшают детские столики, стульчики, табуреты-сундучки, кони-качалки.
Какие цвета преобладают в этой росписи?
Росписи выполняются красками. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, гирлянды, венки в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету, применяя, при этом яркие красные, розовые, синие, голубые и зеленые цвета.
Посмотрите, что за сюжеты вы видите на картинках?
Характерны изображения барынь, кавалеров, чаепитий, птиц, гуляний, всадников, "розанов", "купавок", "яблок", оживленных белыми штрихами и точками (оживкой), обведенных белой и черной краской. Звучные цвета, гармоничные сочетания, пышные букеты, сказочные птицы-все ярко выражает красоту природы и радость жизни.
Давайте еще больше узнаем о сюжетах. Вы просмотрите небольшое видео и скажите, какие сюжеты вы не назвали. И какие предметы украшали этой росписью.
Вы знаете как выполняется данная роспись? Давайте начнем тренироваться.
Практическая часть. Знакомство с элементами росписи.
Все элементы Городецкой росписи рисуются сразу кистью без предварительного рисунка.
. "Подмалевок" - так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Для смешения красок используем палитру.
. В середине розового круга красным цветом нарисую небольшой кружочек - это центр кружка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке, другая часть кружка расположена на белом поле листа. Центр изображают чистой краской, без белил.
. Затем выполняем лепестки, лепестки изображаются обычно той же краской, что и центр цветка. Сначала, чтобы роспись была более красивой, кончиком кисти начинаем прописывать дужку, утолщая к центру, для этого к центру кисть прижимаем, и заканчиваем таким же легким движением.
. Завершающий этап оживка - линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами, но также используют и черную краску. Белые штрихи, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.. Итог урока.
С каким промыслом познакомились?
С Городецкой росписью.
Верно с Городецкой росписью
А где расположен промысел?
Этот промысел располагается в Нижегородской области.
В Городецкой росписи главными элементами являются цветы: (купавка, розан, бубенчик, листочки, ромашка), птицы: (фазан, голубь, павлин, петух, лебедь, кукушка), кони.
На каких изделиях выполняется роспись?
Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
.2 Урок 2. "Декоративное рисование элементов цветочного узора"
Цель: научить правильно и грамотно изображать элементы городецкой росписи.
Задачи:
·Познакомить учащихся с цветочным узором в изделиях мастеров современного городца;
·Продолжать формировать специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов - цветочные круги с применением темной и белой оживк в розанах и купавки;
·Обогащение словарного запаса учащихся.
Повторение
С каким промыслом мы познакомились на прошлом уроке?
Какие цвета используются для выполнения этой росписи?
Какие сюжеты встречаются в городецкой росписи?
На чем ее выполняют?
Изучение нового
Как рисуется розан и купавка? Давайте изобразим их.
Что такое орнамент? Орнамент- узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы.
Ритм - определенная упорядоченность однохарактерных элементов, создаваемая законченным повторением их.
Силуэт - "теневое изображение", передача формы предметов или фигуры с помощью плоского цветового пятна без прорисовки деталей внутри контура.
Посмотрите, что общего есть на всех работах?
Неповторимый облик этой росписи придают упругие ветки и букеты, образуемые декоративными цветами. Легкие, уверенные мазки мастер наносит, не прибегая к подробной прорисовке предварительного контура всех элементов узора, кистью строится вся композиция узора.
Сейчас вам предстоит составить цветочную роспись. Предварительно сделав верный фон. Для загрунтовки листа нам понадобятся оранжевые и желтые краски, можно использовать коричневую. Мы должны сделать цвет, чтобы он был похож немного на дерево, ведь роспись выполняется на дереве.
Итоги:
С чем мы продолжали сегодня знакомиться?
Какие элементы используются в городецкой росписи?
Что такое оживка?
.3 Урок 3. " Композиция городецкой росписи"
Цель: выполнение городецкой росписи.
Задачи:
·Учить правильно использовать цветовую гамму в композиции городецкой росписи;
·Учить правильно составлять композицию городецкой росписи;
·Эстетически воспитывать младших школьников.
Ход урока: Орг. Момент.
Повторение
С каким народным промыслом мы с вами знакомимся?
Какие его особенности вы знаете?
Сообщение темы урока.
Сегодня мы с вами будем выполнять композицию городецкой росписи. Мы будем выполнять цветочную роспись с включением мотива "конь" и "птица".
Птиц и коней вы будете обводить по шаблонам, все остальное, делаете самостоятельно.
Практическая работа.
После выполнения работы мы устроим выставку и фотографирование с работами.
Итоги:
Какие виды композиций вы знаете?
Какую композицию выполняли на сегодняшнем уроке?
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Практическая работа проходила на 3 уроках изобразительного искусства. "Городецкая роспись. Знакомство с городецкой росписью, история городца", "Декоративное рисование элементов цветочного узора", "Композиция городецкой росписи".
На первом уроке "Городецкая роспись. Знакомство с городецкой росписью, история городца", проходила в основном теоретическая работа. Ребята самостоятельно анализировали работы мастеров, находили особенности выполнения росписи. Первые работы по выполнению элементов городца получились не совсем правильные, немного неточные, ведь детям всегда хочется внести что-то "свое", выйти за рамки росписи. Но основной материал алгоритмы изображения элементов городецкой росписи был усвоен.
На втором уроке "Декоративное рисование элементов цветочного узора", мы более подробно знакомились с цветочным узором. Данный урок построен как на теоретическом, так и на практическом понимании и осознании материала. Дети быстро освоили элементы росписи, технологию ее выполнения, а так же составили небольшую цветочную роспись. Чувствуется заинтересованность учащихся в данном виде деятельности.
На третьем уроке "Композиция городецкой росписи", выполняли цветочную роспись с включением мотива "конь" и "птица". Значительную часть занимала практическая творческая деятельность, при этом дети быстро освоили элементы росписи и технологию ее выполнения. Птиц и коней дети рисовали по шаблонам. В процессе работы учащиеся проявили очень большую активность в составлении композиции, очень много интересных идей.
Таким образом, из проведенной нами работы можно сделать следующие выводы: Выдвинутая гипотеза исследования, которая была основана на предположении о том, что уроки по изучению городецкой росписи младшими школьниками будут осуществляться успешно при условии, если: применяется иллюстрированный историко-художественный и технологический материал; учитель владеет приемами выполнения росписи и может в доступной форме показать технологию детям; детские творческие работы демонстрируются на выставках разного уровня, была успешно реализована и доказана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Места по берегам Волги были выгодные для развития торговли - рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка. Поэтому среди населения стали быстро развиваться разные ремесла: в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал, Промыслом также занимались и крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам работы хватало.
За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют в основном плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинают играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.
Сегодня традиционный народный художественный промысел "Городецкая роспись" развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики "Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Аверина, В.И. Городецкая резьба и роспись [Текст]/ В.И. Аверина. - Нижний Новгород, 2000
.Альбом для раскрашивания детям 6-7 лет. Городецкие узоры. - М., Изд-во: "Мозай - Синтез", 2001. - 36 с.
.Арбат, Ю.А. Добрым людям на загляденье. Рассказы о мастерах русского народного искусства [Текст]/ Ю.А. Арбат. - М., Изд-во: "Детская литература", 1964. - 174 с.
.Арбат, Ю. А. Путешествие за красотой [Текст]/ Ю.А. Арбат. - М., Изд-во: "Детская литература", 1966. - 68 с.
.Величко, Н. Роспись : Техники. Приемы. Изделия. [Текст]/ Н. Величко. - М., Изд-во: "АСТ-ПРЕСС", 1999. - 176 с.
.Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений [Текст]/ Н.А. Горяева, О.В. Островская. - М., Изд-во: "Просвещение", 2001. - 176 с.
.Дорожин, Ю. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства [Текст]/ Ю. Дорожин. - М., Изд-во: " МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2001. - 24 с.
.Жегалова, С.К. Русская народная живопись [Текст]/ С.К.Жегалова. - М., Изд-во: "Просвещение", 1984. - 176 с.
.Жегалов, С.К. Русская народная живопись. (для детей) [Текст]/ С.К. Жегалов. - М., Изд-во: "Просвещение", 1975. - 126 с.
.Каган, М.С. Философия культуры [Текст]/ М.С. Каган. - Спб., Изд-во: "Питер", 1996. - 130 с.
.Канцедикас, А.С. Уроки народного искусства [Текст]/ А.С. Канцедикас. - М., 1986. - 310 с.
.Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]/ О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Санкт - Петербург, Изд-во: "Детство - Пресс", 2000. - 304 с
.Концепция художественного образования в РФ. М., 2002г.
.Кузин, В.С. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл. [Текст]/ В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М., Изд-во: "Дрофа", 1999. - 112 с.
.Маврина, Т.А. Городецкая живопись[Текст]/ Т.А. Маврина. - СПб., 2001
.Махмутова, Х.И. Роспись по дереву [Текст]/ Х.И. Махмутова. - М., Изд-во: " Просвещение", 1987. - 71 с.
.Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст]/ Б.М. Неменский. - М., Изд-во: "Просвещение", 2000. - 189 с.
.Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" [Текст]/ Б.М. Неменский. - М., Изд-во: "Просвещение", 2001 - 67 с.
.Программа "Изобразительное искусство". Основы народного и декоративного искусства", для 1-8 классов [Текст]/ Т.Я. Шпикалова, Н.М. Сокольникова, Н.Н. Светловская, Л.В. Ершова, Г.А. Величкина. - М., 2000. - 57 с.
.Программа "Композиция", 1-11 классы [Текст]/ Н.М. Сокольникова. - М., 2002. - 83 с.
.Программа "Основы живописи", для 5-9 классов [Текст]/ В.С. Кузин, Л.С. Нерсисян, П.Ю. Коваленко, Е.А. Близнюк. - М., 2000. - 76 с.
.Программа "Рисунок", 1-11 классы [Текст]/ В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина, Е.А. Близнюк. - М., 2001
.Русакова, Т.Г. Декоративное искусство на уроке в начальной школе. Лекции по методике преподавания изобразительного искусства [Текст]/ Т.Г. Русакова. - Оренбург, 1999. - 138 с.
.Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву [Текст]/ М.С. Соколова. - М., Изд-во: "ВЛАДОС", 2002. - 304 с.
.Супрун, Л.Я. Резьба и роспись по дереву [Текст]/ Л.Я. Супрун. - М., 1983. - 280 с.
.Уткин, П.И. Народные художественные промыслы [Текст]/ П.И. Уткин, Н.С. Королева. - М., 1976. - 64 с
.Федеральная программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации". - М., 2001.
.Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]/ Г.С. Швайко. - М., Изд-во: "ВЛАДОС", 2001. - 160 с.
.Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы[Текст]/ Т.Я. Шпикалова. - М., 2000.
.Шпикалова, Т.Я. Концептуальные подходы к содержанию художественного образования и воспитания школьников средствами народного искусства [Текст]/ Т.Я. Шпикалова. // Формирование личности учителя начальных классов в процессе освоения классического и народного искусства. Шуя, 1992.
.Шпикалова, Т.Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства (1-4 кл.) [Текст]/ Т.Я. Шпикалова. - М., Изд-во: "Просвещение", 1996
.Энциклопедический словарь. Т.1. - С. 351-359