Исследование и проведение сравнительного анализа ценностных ориентаций учителей г. Красноярска

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    302,10 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование и проведение сравнительного анализа ценностных ориентаций учителей г. Красноярска

Введение

Экономические и социокультурные изменения в российском обществе оказывают влияние на ценностные ориентиры его дальнейшего развития, существенно изменяют требования к системе образования. Которая в свою очередь определяет новые требования к педагогам, не только на уровне их деятельности, но и на уровне их ценностных ориентаций.

Ценности определяют приоритеты в восприятии человеком действительности, задают ориентации его действиям и поступкам во всех сферах жизни и в значительной мере формируют «жизненный стиль» социальной группы или отдельного человека. Авторам представляется важным изучение ценностных ориентаций учителей еще и потому, что они не только обучают предмету, передают знания и умения детям, но и осуществляют процесс воспитания, который Фрумин И.Д. [38, стр. 22] определяет как «формирование определенных личностных качеств школьника, организация присвоения им ценностей, установок и отношений». А так же и потому, что ценностные ориентации учителей могут являться «подводным ландшафтом» в изменении всей системы образования, обеспечивающей или затормаживающей некоторые преобразования в этой сфере.

Исходя из этого, целью дипломной работы является исследование и проведение сравнительного анализа ценностных ориентаций учителей г. Красноярска. На основании поставленной цели были определены следующие задачи:

·        Изучение ценностных ориентаций учителей г. Красноярска в настоящий период, а частности: проведение сравнительного анализа ценностных ориентаций учителей из общеобразовательных учреждений разных типов; и ценностных ориентаций у педагогов разных возрастных групп.

·        Изучение и проведение сравнительного анализа динамики ценностных ориентаций учителей г. Красноярска, по материалам ряда исследований 1998 г., проведенных Краевой социологической лабораторией и данными полученными нами в апреле 2004 г.

Таким образом, объектом исследования являются учителя г. Красноярска как отдельная социально-профессиональная группа, предметом исследования - ценностные ориентации учителей г. Красноярска.

Основные гипотезы исследования состоят в следующем:

1.      Ценностные ориентации учителей должны существенно различаться в зависимости от типа общеобразовательного учреждения (общеобразовательная школа, гимназия, лицей), в котором они работают.

2.      В иерархии ценностных ориентаций молодых учителей ценности, современного, постиндустриального общества должны занимать более высокое положение, чем у учителей старшего поколения.

В дипломной работе использовались методы анализа литературы по исследуемой проблеме и пилотажное анкетное исследование ценностных ориентаций учителей.

Согласно Майерсу Э. [43], авторы работы исходили из понимания ценностных ориентаций как отражения в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. У человека всегда существует определенная система ценностей, которая меняется с возрастом или в зависимости от изменений социальных условий, в которых он пребывает. Данные изменения затрагивают в основном не сам набор ценностей, а их иерархическое соотношение друг с другом в индивидуальном, групповом и общественном сознании.

Авторы данной работы придерживаются типологии ценностей в соответствии с социокультурным подходом, по которому определенному типу общества соответствует своя иерархия ценностей. В соответствии с поставленными задачами, авторами рассматривались иерархии ценностей обществ традиционного, индустриального типа и обществ современного, постиндустриального типа.

Выводы и результаты, полученные в ходе исследования могут быть использованы в практике осмысления проблем, связанных с формированием, развитием ценностных ориентаций педагогов в период социально-экономических преобразований нашего общества. Полученные эмпирические данные так же могут быть полезны руководителями системы образования для более глубокого понимания деятельности общеобразовательных учреждений разного типа.

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования ценностных ориентаций

.1 Ценностные ориентации: социокультурный контекст

В начале работы следует обозначить принципиально важную для нас взаимозависимость систем ценностей людей и типа общества, в котором они живут.

Поскольку ценности это психосоциальное явление (более подробно - в гл. 1.3.), то и структура ценностей индивидов, групп во многом зависит от типа общества, в котором они находятся. Но следует оговорить, что в зависимости от типа общества в основном меняется только иерархия ценностей, а не они сами. [14, стр.141] То есть набор ценностей примерно одинаков в каждом обществе, разница лишь в их иерархии, в том какие ценности оказываются приоритетными в том или ином обществе. В частности нас интересует разделение на традиционное (относительно нашего времени), индустриальное и современное, постиндустриальное общество.

Ряд ученых по разному называют новый тип общества: «постмодернистским» (Крук, С. Лэш), «постэкономическим» обществом (В.Л. Иноземцев), «посткапиталистическим» (А. Гидденс), «постиндустриальным» (Д. Белл), «информационным» (Дж. Несбит), «третьей волной» цивилизации (О. Тоффлер). [23, стр.32]

Коротко их специфику можно представить следующим образом:

v  традиционное, индустриальное общество ориентировано на социальный порядок, стабильность, на сохранение и воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни. Оно характеризуется отношением к человеку как к средству достижения «великих» целей, поставленных государством, партией или руководящей элитой. «Я» человека подчинено общему «МЫ»;

v  современное, постиндустриальное общество ориентировано на технологический прогресс, на инновации, на постоянное изменение во всех сферах жизни. Оно ориентировано на отдельного индивида. Как пишет Тоффлер Э., «третья волна» - «приносит с собой новые семенные отношения, изменения в стиле работы, в любви, в жизни, новую экономику, новые политические конфликты и изменения в сознании». [23, стр. 33]

Опираясь на концепцию индустриального общества Арона Р., Анурин В.М. выделил восемь определяющих параметров, с помощью которых можно проводить сравнительный анализ разных типов обществ. [23, стр. 29] Мы упомянем лишь некоторые важные для нас характеристики.

      Характер общественного устройства (тип социальной организации общества в целом):

В индустриальном обществе: национальное государство с четко выраженными границами вокруг экономики, языка и культура.

В постиндустриальном обществе: усиление прозрачности национальных границ и появление наднациональных сообществ.

      Господствующий характер экономических отношений:

В индустриальном обществе: коммерциализация производства и отход экономики пропитания на периферию общественной жизни. Стержневая основа - частная собственность на капитал.

В постиндустриальном обществе: возрастание роли информации и обладания ею, превращение информации в основное средство обмена, рост влияния интеллектуальной собственности.

      Общий характер организационного и технологического уровня (уровень развития производственных сил и способа их организации):

В индустриальном обществе: господство машинного производства. Ведущая социальный институт - завод, фабрика.

В постиндустриальном обществе: развитие высоких и безлюдных технологий, автоматизация и компьютеризация производственных процессов. Ведущий социальный институт - наука, образование.

      Структура занятости (распределение работоспособных членов общества по секторам):

В индустриальном обществе: преобладающее большинство занято в промышленной сфере.

В постиндустриальном обществе: увеличение доли работников, занятых в информационном и сервисном секторах, сокращение доли рабочих промышленного сектора.

      Уровень и масштабы образования:

В индустриальном обществе: наличие массовой системы образования.

В постиндустриальном обществе: осознание проблемы функциональной неграмотности. Перестройка унифицированного массового образования. Развитие системы образовательных услуг, ориентированных на личность.

      Характер развития научных знаний (развитие науки как самостоятельного социального института и связь его с другими институтами общества):

В индустриальном обществе: активное влияние науки на все сферы жизни, особенно на индустриальное производство.

В постиндустриальном обществе: наука - непосредственная производительная сила общества, знания становятся основой экономики. [23, стр. 30]

Так же можно выделить и еще некоторые специфические особенности современного, постиндустриального общества:

Индивидуализация касается всего потребления и производства. Характерно отмирание массового производства, «общество потребителей» перестает интересоваться тиражируемым (массовым) товаром и ищет уникальных, индивидуально-ориентированных, творческих способов удовлетворения потребностей своих членов». [8, стр. 121]

Работа - трансформация «труда» в творчество. «Новый технологический базис производства изменяет само содержание труда, который должен быть: ответственным, профессиональным, компетентным, творческим. В противном случае нарушается технология, падает эффективность, снижается конкурентоспособность, система приходит в упадок». [8, стр. 122]

Происходит отмирание больших объемов массовой и легко производящейся деятельности, присущей предыдущему периоду, исчезновение различий между работой и не работой.

Инновационный характер жизни в целом. Конкурентоспособно только обновляющееся.

Масштабы. Разукрупнение и переструктурирование организаций-гигантов, вместо больших коллективов вводятся маленькие подвижные группы и «команды». [23, стр. 30]

Соответственно, этому разделению мы опишем тип человека и ценности, приемлемые для этих обществ. Так для традиционного, индустриального общества приемлемым является человек, который послушен, пунктуален, готов выполнять механическую работу, не задавая лишних вопросов о ее необходимости. Как отмечает Тоффлер Э., люди общества этого типа «счастливы получать четкие указания по работе и понятные задания, не ища смысла в своей работе» [36, стр. 310] Характерны упорный труд, отсрочка вознаграждения.

Современное, постиндустриальное общество характеризуется тем, что «работа становится все более разнообразной, менее фрагментированной, каждый выполняет более крупное, а не мелкое задание». [36, стр. 319] В соответствии с этим высоко ценимыми людьми становятся те, «которые принимают на себя ответственность, понимают, как их работа связана с работой других, которые могут справляться с более крупными заданиями и быстро адаптируются к изменившимся обстоятельствам и которые чувствуют настроение людей вокруг них». [36, стр. 311] Здесь слепое послушание наказывается, ценятся работники «ищущие смысл, ставящие под сомнение авторитеты, желающие поступать по своему разумению». [36, стр. 311] Тоффлер Э. так описывает разницу между людьми из этих двух разных обществ: она «такая же, как между классическими музыкантами, которые играют каждую ноту, написанную на партитуре, и джазовыми, которые, решив какую мелодию исполнять, подхватывают сигналы друг друга и свободно импровизируют». [36, стр. 315]

1.2 Понятие, сущность ценностных ориентаций в структуре личности

В отечественной литературе имеется значительное количество научных работ, посвященных формированию и функционированию ценностных ориентаций личности, социальных групп и общества в целом. Поскольку специфика ценностей лежит в междисциплинарном поле, то и исследования имеются как в области психологии, так и в социологии.

Так в зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации исследовались Шпранглером Э., Холландом Дж., Рокичем М. и др. [6, стр. 144]. В отечественной психологии общие вопросы ценностных ориентаций отражены в трудах Здравомыслова А.Г., Леонтьева Д.А.

В работах отечественных социологов проблема исследования ценностных ориентаций личности представлена достаточно глубоко. Процессы формирования и функционирования ценностных ориентаций на уровне личности и социальной группы рассмотрены в работах Бестужева - Лады И.Б, Ядова В.Я., Лапина Н.И.. Особо следует отметить первое всероссийское исследование под руководством Лапина Н.И. «Наши ценности сегодня» (1989 - 1991 гг.), с которого собственно, и начался рост интереса к изучению ценностных ориентаций населения.

Исследованиями социального самочувствия социально-профессиональной группы учителей в современных условиях жизни, в которых затрагивались их ценностные ориентации, занимались Семенова Л.А., Орлов А.А., Орлова Л.А., Собкин В.С., Рубина Л.Я., Никитина О.Н.и др.

Отдельные исследования по изучению ценностных ориентаций учителей отражены в работах Железняковой С.И., Семенова Л.А.

Современные социологические исследования по изучению ценностных ориентаций разнообразны, как по методике, так и по набору ценностей. Чаще всего исследователями используется анкетный опрос.

В мировой социологической и социально-психологической литературе ценностным представлениям посвящено немало работ, однако какие-либо общие традиции их понимания и общепринятые определения так и не были выработаны.

Понятие «ценностные ориентации» было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя ценностные ориентации рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и ценностных ориентаций различались либо по параметру «общее - индивидуальное», либо по параметру «реально действующее - рефлексивно сознаваемое (декларируемые)» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. [19, стр. 28] Так, Моррис Ч. различал ценности оперативные (действенные) и сознаваемые, не пользуясь понятием "ценностные ориентации". Рокич М. называет убеждения, диагностируемые с помощью его известного метода прямого ранжирования, ценностями, а в отечественной литературе те же данные интерпретируются в понятиях ценностных ориентаций. [19, стр. 29]

Эти ценности Рокич М. определяет как "устойчивое убеждение в том, что определенны способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования". [19, стр. 27] Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. [19, стр. 27]

Шпранглер Э. же рассматривает ценностные ориентации как «форму познания мира», или «форму жизни», и выделяет в своей классификации 6 типов познания мира, которым соответствует 6 типов личности с одной доминирующей ценностью, что является не совсем приемлемым для реальной жизни. Чаще бывает, что несколько ценностей для данной личности являются одинаково значимым или же человек может быть ориентирован сразу на несколько ценностей, но значимых для него в разной степени. [6, стр. 142]

Сейчас более принятым является восходящее к Клакхону К. определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентаций - как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции поведения и деятельности личности.

Леонтьевым Д.А. было сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую и определяющих их формирование: «1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности ("моделях должного"), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве "моделей должного" начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали». [19, стр. 29]

Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза, конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям. Личностные ценности формируются в процессе социогенеза, достаточно сложно взаимодействуя с потребностями и установками.

Так, согласно «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» Ядова В.А., ценностные ориентации личности являются высшей диспозицией, регулирующей «поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов». [2, стр. 298]

Таким образом, «система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов тех или иных социальных общностей, которая, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступает одним из важнейших стимулов социального действия, поведения индивидов». [23, стр. 23] Ценностная ориентация является результатом взаимодействия психического и социального, фактом интериоризации ценностей и ценностных систем, функционирующих в обществе. «Таким образом, каждая ценность имеет двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурный системе». [23, стр. 23]

Относительно целей нашей работы нам ближе определение Майерса Э.: ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. [43] Или как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него - то, что выявляется с помощью любых вербальных методов, как социологических, так и психологических.

В этом отношении содержание, вкладываемое в понятие «ценностные ориентации», соответствует изначальному значению слова «ориентация» (лат. oriens, orientis - восток) как имеющему значение определения своего положения в пространстве прежде всего по отношению к востоку - доминантно означенной точке восхода Солнца, но переносимом в пространство смысловое, а через него - и в социальное. Ценностные ориентации, следовательно, задают: общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного "проекта" жизни.

Поэтому систему ценностных ориентаций личности, как и любую психологическую систему, можно представить как «многомерное динамическое пространство», каждое измерени6е которых соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различия «веса». [6, стр. 147]

Ценности формируются в период первичной социализации индивида, к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Изменения затрагивают не столько состав, сколько структуру ценностей, т.е. их иерархическое соотношение друг с другом в индивидуальном, групповом и общественном сознании: одни ценности получают более высокий статус, другие становятся менее значимыми. [17, стр.5]

Личностные кризисы (часто дополнительно провоцируемые кризисами социальными) вызывают, как правило, необходимость в подтверждении или переосмысливании системы ценностных ориентаций, преодоления возникающих в них противоречий, т.к. связаны со сменой векторов активности, пересамоидентификацией и рефлексией меры самореализации, обнажением смысловых оснований жизни. В этих случаях успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отрефлексированности, динамизма и открытости ценностных ориентаций. Непротиворечивость и цельность систем ценностных ориентаций может рассматриваться как показатель устойчивости и автономности личности. [43]


1.3 Классификации ценностных ориентаций

Как следствие разночтений в определении существует и множество различных классификаций ценностей, варьирующиеся в зависимости от того, что вкладывается в содержание самого понятия.

Имеются разные основания для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, культурные, экономические, политические, духовные. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей.

Так Бубнова С.С. выделяет духовные ценности, в которые входят познавательные ценности (познание нового, интересного в мире, природе, человеке), эстетические (поиск и наслаждение прекрасным и гармоничным: произведениями искусства, красотой природы, человека), милосердие (готовность помогать другим, быть милосердным и великодушным, иногда даже в ущерб себе), любовь; социальные ценности: общение, отдых, приятное времяпрепровождение, социальное уважение, стремление к социальному статусу, социальная активность; материальные: здоровье, материальные блага. [7, стр. 40]

Но наиболее общих базовых ценностей, составляющих основание ценностного сознания людей и влияющих на их поступки в различных областях жизни, не так много. Их число оказывается минимальным, если соотносить ценности с потребностями людей: Фрейд З. предложил ограничиться двумя. Маслоу А. - пятью потребностями-ценностями. Муррей сформировал список из 28 ценностей. Рокич М. 18 инструментальных и 18 терминальных. [17, стр. 6]

С точки зрения социокультурного смысла ценностей наиболее фундаментальным основанием для их типологии является различение терминальных и инструментальных ценностей.

Рокич М. различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей Рокич М. разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка - терминальных и инструментальных ценностей. [17, стр. 6]

Другим основание типологии ценностей может служить их соотнесение к соответствующим потребностям индивидов: витальным - простейшим или первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения жизни (благополучие, безопасность); интеракционистским - более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми; социализационным - потребности в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемы в данном этносе, обществе, культуре; смысложизненным - высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни. [17, стр. 7]

Для прикладных целей, с точки зрения Лапина Н.И., с которой можно согласиться, особое значение приобретает типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества.

С учетом результатов эмпирических исследований можно выделить 4 группы ценностей:

) ценности высшего статуса, «ядро» ценностной структуры. Их можно охарактеризовать как доминирующую в общественном сознании группу ценностей, которые интегрируют общество или иную социальную общность в некоторое целое (к ним относятся те ценности, которые одобряют более 60% респондентов);

) ценности среднего статуса, которые могут перемещаться в состав ядра или на периферию, поэтому их можно представить как «структурный резерв». Он служит той областью, где наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты между индивидами и социальными группами (в среднем их одобряют 45-60% респондентов);

) ценности ниже среднего, но не самого низшего статуса, «периферия». Включает в себя оппозиционные ценности (их одобряет примерно 30-45% опрошенных), разделяющие членов данной общности на приверженцев существенно разных, подчас несовместимых ценностей и потому вызывающие наиболее острые конфликты;

) Ценности низшего статуса, или «хвост», состав которого малоподвижен. В нем оказываются ценности явного меньшинства, отличающегося от остальных членов общности большей стабильностью своих ориентаций, унаследованных от прошлых пластов культуры (их одобряет менее 30%). [17, стр. 7]

Важным социокультурным основанием типологии ценностей является их соотнесение с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой возникла данная ценность или к которому она по преимуществу относится. Под этим культурно-генетическим углом зрения различаются: традиционные ценности, или ценности обществ традиционного типа, ориентированных на сохранение и воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни; современные ценности, или ценности обществ типа modernity, ориентированных на инновации и прогресс в достижении рациональных целей. Кроме того, на взгляд Лапина Н.И., следует учитывать существование общечеловеческих ценностей, в равной мере свойственных традиционным и современным обществам, хотя большинство из них возникли в традиционных обществах как исторически более ранних. [17, стр. 7]

На наш взгляд, выделение в отдельную группу наряду с традиционными и современными ценностями общечеловеческих ценностей является не совсем обоснованным, поскольку, согласно утверждению Лапина Н.И., эти ценности должны существовать в любое время и в любом обществе, что является сомнительным фактом. Нам представляется более адекватным деление не самих ценностей по типам общества, а структуры ценностных ориентаций, иерархии ценностей. То есть, как мы указывали выше (гл. 1.1.) набор ценностей примерно одинаков в каждом обществе, меняется в основном только их иерархия. [14, стр.141] Таки образом, для определенного типа общества существует ряд приоритетных или первичных ценностей, выражающих специфику этого общества, ряд вторичных ценностей и блок несущественных ценностей. [14, стр. 144]

Для нашего исследования наиболее предпочтительной является деление ценностных ориентаций на две иерархии ценностей: первая - характерная для традиционного, индустриального общества и вторая - характерная для современного, постиндустриального общества. Основываясь на ранее изложенных материалах о специфике этих обществ, можно говорить, что для традиционного, индустриального общества приоритетной группой ценностей является: «семья», «нравственность», «авторитетность», «традиционность». Для современного, постиндустриального общества - «независимость», «инициативность», «материальное благополучие», «свобода», «законность». Следует заметить, что ценности объединяются в группы (приоритетные, вторичные и фоновые ценности), внутри которых нет иерархии. Более подробная расшифровка содержания каждой ценности и полные иерархии ценностей приведены в Приложении №1.

Помимо этого нам представляется важным обозначить специфику ценностных ориентаций российского общества для более полного понимания ценностных ориентаций учителей, являющихся предметом изучения в данной работе.

1.4 Специфика ценностей российского общества

Многие ученые отмечают своеобразие исторического и социокультурного развития нашей страны, что связано не только с ее геополитическим положением, но и с культурой и менталитетом всего населения. [16, стр. 40] Поэтому и смена ценностных идеалов у нас так же имеет свои индивидуальные черты.

Как отмечают Лапин Н.И. и Беляева Л.А., «отринутая ныне идеология содержала в качестве своего важнейшего представления идею “морально-политического единства” общества, чем пыталась обеспечить у большинства его членов ценностный консенсус относительно важнейших вопросов общественного бытия, системность мировоззрения как элемент стабильности сознания, устойчивости “социально-психологического самочувствия”. Отказавшись от этой официальной доктрины, общество тем самым открыло для себя существующее и существовавшее всегда разнообразие ценностей». [16, стр. 40] Особым случаем ценностного разнообразия является наличие в современных обществах традиционных ценностей и структур, сложившихся на доиндустриальной стадии их развития, иногда совершенно архаичных по своему содержанию. Как отмечают специалисты, сосуществование (даже в современных обществах) традиционных и модернизированных форм и элементов является нормальным. [16, стр. 42]

Но это разнообразие, как конфликт ценностей, может быть как конструктивным, так и деструктивным для дальнейшего развития общества. По мнению специалистов, в настоящее время в нашем обществе присутствуют все моменты, условия для «доминирования деструктивных свойств ценностного разнообразия». Что значительно повышает «возможность социальных потрясений, кризиса культурных оснований общества». [16, стр. 44] Сюда добавляется еще и тот факт, что «ценностное разнообразие обратилось не только в конфликт ценностей, но в конфликтное столкновение цивилизационных типов. Человек, который до сих пор хотел жить в современном обществе, исповедуя архаичные ценности, сочетая ответственность на уровне своего рабочего места и собственной квартиры с желанием пользоваться новейшей техникой и технологией. Этот человек по-прежнему сомневается в ценности личности и уповает на силу архаичного, почти племенного “Мы”, на силу авторитета». Но имеются и положительные тенденции развития общества, как указывают авторы на основе проведенных исследований, «сейчас мы попадаем в новую ситуацию, ситуацию сдвига в сторону ценностей модернизированных обществ», что должно облегчить переход на новый этап эволюции. [16, стр. 57]

Основываясь на анализе и выводах существующих исследований (Лапин Н.И.; Лапкин В., Пантин В.) [17, 18] можно выделить следующие основные тенденции изменения ценностных ориентаций россиян за последние 10-15 лет:

Ø  доминировавшая прежде система ценностей советского общества подверглась значительным и разноплановым изменениям [17, стр. 24; 18];

Ø  отмечается переход от общественных ценностей к индивидуальным [18; 33, стр. 156];

Ø  происходит смещение ценностных ориентаций с духовных на витальные;

Ø  наблюдаемые ценностные конфликты «существуют не только между различными профессиональными социально-демографическими группами, но и внутри основных социальных групп российского общества» [18];

Ø  приоритет базовых общечеловеческих ценностей (семья, общение, здоровье) в течение 10 последних лет меняется не значительно, они всегда занимают высшие позиции в рейтинге значимости;

Ø  возрастает значимость такой ценности как «материальное благосостояние», она входит в состав наиболее значимых ценностей. [33, стр. 155; 17, стр. 23]

Ø  «сейчас ценностное сознание россиян находится … в середине движения к модернистской системе ценностей или уже во второй половине этого пути». [18]

Ценностные ориентации социально-профессиональной группы учителей, как показывают проведенные исследования в разных регионах страны, существенно не отличаются от выше приведенных, и практически не изменились с 1991 по 1996 год. [37, стр. 35] Общие тенденции изменений ценностных ориентаций в этой социально-профессиональной группе заключаются в следующем:

Ø  все более явно становиться ориентация на ценность «материальные блага» [4, стр. 60; 34, стр. 2];

Ø  снижается процент учителей удовлетворенных своей работой. [4, стр. 60; 12, стр. 100]

Ряд авторов отмечает, что в этой социальной группе существуют «трудности, с адаптацией учительства нынешним социально-экономическим условиям, а так же неготовность значительной части учителей к такой адаптации». [30, стр. 65]

Для нас является особенно важным осмысление ценностных ориентаций с социально-педагогической позиции, которую мы представим ниже.

.5 Ценностные ориентации педагогов: социально-педагогический аспект

Для лучшего понимания социально-педагогической роли ценностных ориентаций учителей, их месте в образовании ребенка, нам следует рассмотреть понятия «школа» и «воспитание» в более широком социальном понятии.

Школа - это сложный целостный социальный институт, который не сводим к простому объединению входящих в него частей. Несмотря на то, что господствующей точкой зрения остается взгляд на школу как на набор уроков, где и происходят основные события, многие исследования по социологии и социальной психологии образования обнаруживают неявную (скрытую) реальность школы. [38, стр. 58] Под скрытой реальностью, согласно Фрумину И.Д., понимается «множество факторов школьной жизни, которые могут оказывать как прямое образовательное воздействие, так и косвенное, являясь условием для того или иного протекания процесса обучения и явных процессов организации деятельности учителей и учеников в школе». [38, стр. 32] На наш взгляд, одним из таких скрытых факторов являются и ценности педагогов школы.

Взаимодействие учителя и ученика происходит не только на уроке, оно не всегда обусловлено формальными правилами, принятыми в школе. Ученик видит учителя и в неформальной обстановке, с другими учителями, да и на самом уроке учитель часто выступает не только как тот, кто учит, но и просто как человек. Поэтому их ценностные ориентации можно отнести и к неформальной социальной структуре школы, которая существует в любой организации. Фрумин И.Д. так определяет ее - это «совокупность норм, ценностей, отношений, которые не предписаны официальными целями организации». [38, стр. 86]

Учителя не только обучают предмету, передают знания и умения детям, но и «формируют (выращивают, культивируют) определенные личностные качества школьника, организуют присвоение им ценностей, установок, отношений» [38, стр. 22] через процесс воспитания, пронизывающий всю педагогическую деятельность. Воспитание не может быть строго определено в какие-то методики, занятия. Оно проходит зачастую незаметно, параллельно обучению. Любая позиция учителя относительно, какого либо вопроса, его мнение, его оценка является воспитательным фактором, который влияет на формирование системы ценностей, позиций ребенка. И как указывает ряд авторов, по сути, учитель воспитывает собой, своей личностью. Поэтому очень важно знать, что же составляет суть личности педагога.

А так же, как отмечают зарубежные авторы, «учителю приходится постоянно выбирать между целями и средствами при исполнении своих профессиональных обязанностей. На выбор методов обучения и фактического материала влияют ценности и убеждения самого учителя». [44, стр. 48] При этом существуют и косвенные влияния ценностей учителей на образовательный процесс. Так Дилл Д. отмечает, что ценности педагогов, «тесно связаны с атмосферой в школе, которая в значительной степени может повлиять на способности школьников к учебе» [44, стр. 49]

Существующий ряд противоречий, обуславливает усиление интереса исследователей к проблеме изучения ценностных ориентаций учителей в современных условиях функционирования и развития образования.

На образование сегодня ложится задача сформировать человека, с новыми ценностями, который легко сможет адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях. В правотворческой области это нашло отражение в Концепции модернизации образования. В ней указывается, что ведущими ценностями новой культуры, к которой идет модернизация всего общества, должны стать «гражданская ответственность и правовое самосознание, духовность и культура, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [15, гл.2.2.]. В формировании которых «образование играет важнейшую роль». Но при этом не указывается, что чтобы обеспечить это, т.е. передать ребенку эти ценности, необходимо, чтобы и учителя обладали ими не в декларативной форме, а реально руководствовались этими ценностями в жизни. Поскольку ценностям нельзя научить, ребенок их усваивает сам из имеющегося социального и культурного пространства.

Сегодня это воплощается в демократизации, гуманизации, вариативности, открытости современного образования, введения инновационных технологий и новых видов деятельности. Этот факт отражается не только на правотворческом уровне, где указываются система его модернизации и его новые задачи [15, гл.2.2.], но и в реальных изменениях педагогической деятельности (содержание и формы образования) учителей в общеобразовательных учреждениях. Что требует от педагогов новых качеств и умений, стремление и желание приобретения которых зависит от их ценностных ориентаций. Ныне учителя должны обладать личной инициативой, творческим подходом к технологиям обучения и ответственностью.

Сейчас в каждом городе появилось много лицеев и гимназий. Начало массового «расцвета» таких учебных заведений относится к 1992-1993 годам. Получить такой статус обыкновенным школам сейчас значительно проще, чем раньше. Но как показывают некоторые исследования, для родителей статус школы незначителен, в основном при выборе школы для своего ребенка они ориентируются на («народную молву») отзывы друзей и знакомых о той или иной школе, вторым решающим фактором становится близость школы от дома. [22] Но администрация лицеев и гимназий часто пытается доказать уникальность своего учебного заведения. Утверждая, что если школа имеет статус лицея или гимназии, то она дает не только специализированное образование, но и более качественное образование, использует новые технологии обучения, проповедует более прогрессивную линию образования. [27] Согласно этому и учителя в таких школах должны быть более компетентные, инициативные, работающие в не традиционной парадигме образования, транслирующие детям новые ценности и нормы жизни, чтобы те лучше вошли в жизнь. Эти утверждения являются достаточно спорными.

Из этой проблемы просматривается более глобальная проблема. Она заключается в том, что вызовы современности, требующие от образования новых подходов, нового содержания, не могут реализовываться в школах работающих в традиционном подходе, где у учителей ценности не изменились в сторону современности. Некоторые авторы так описывают эту проблему: «С одной стороны, общественные преобразования, связанные с расширением пространства инициативности личности, ведут к естественному изменению функций образовательных учреждений. С другой стороны, традиционно существующее закрытое образовательное пространство школы не позволяет эффективно решать эту задачу». [28, стр. 4] В ситуации социокультурного кризиса, ценностного вакуума изменение ценностных ориентаций учителей возможно лишь в условиях действительно новой деятельности школы, искренней заинтересованности учителей в вводимых инновациях, ориентация их на ценности современного, постиндустриального общества.

Глава 2. Ценностные ориентации учителей г. Красноярска: исследовательский аспект

.1 Методика исследования

Относительно поставленных задач методом исследования был выбран анкетный опрос. Нам представляется необходимым обозначить ряд факторов, влияющих на достоверность данных, при использовании анкетного опроса в изучении ценностных ориентаций людей, которые следует учитывать при интерпретации полученных результатов.

Факторы, влияющие на достоверность результатов.

Человеческий фактор.

Как мы указывали раньше, следует различать ценности осознаваемые, рефлексируемые субъектом и ценности, не осознаваемые, но реально управляющие поведением индивида. Следовательно, нам необходимо учитывать риск искажения полученных результатов - полученная система ценностных ориентаций учителей не будет полностью истинной. Но это естественная погрешность, присущая любым социологическим исследованиям.

Леонтьев Д.А. после проведения психологического анализа, выделяет четыре группы причин, которыми могут объясняться расхождения между декларируемыми ценностными конструктами сознания и реально побуждающими деятельность человека личностными ценностями:

. Недостаточно устоявшаяся и плохо структурированная система личностных ценностей и/или недостаточно развитая рефлексия не позволяют человеку адекватно определить реальную роль и значимость тех или иных ценностей в его жизни.

. Адекватно осознаваемые ценности могут неадекватно вербально репрезентироваться: в силу речевых табу и другого рода преград.

. Значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться под действием механизмов стабилизации самооценки и психологической защиты.

. При адекватном осознании и вербальном выражении ценностей их включение в практическую регуляцию деятельности может не происходить: из-за отсутствия возможностей реализации, наличия конкурирующих или противоречивых ценностей. [19, стр. 29]

Перечень ценностей в анкете основан на разработках Лапина Н.И. и Бубновой С.С., представленных нами выше. Таким образом, в анкете группа ценностей, приоритетных в традиционном, постиндустриальном обществе, была представлена следующими ценностями: «Авторитетность - способность оказывать влияние на других, иметь власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы», «традиционность - уважение к традициям», «семья, личное счастье, продолжение рода», «нравственность как качество поведения человека в соответствии с морально-этическими нормами». Группа ценностей, первичных в современном, постиндустриальном обществе представлена ценностями: «инициативность, предприимчивость, активность по отношению к событиям в обществе», «независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям», «жизнь человека как самоценность», «свобода как социально позитивная потребность и способность индивида», «материальное благополучие». Остальные ценности, вторичные как для индустриального, так и для постиндустриального обществ приведены в анкете в Приложении №2.

Данное исследование проводилось по материалам ряда исследований, проведенных Краевой социологической лабораторией Главного управления образования в 1998 году Никитиной О.Н. и Чурсиной Г.И, направленных на изучение «Социально-профессионального портрета учителя Красноярского края. Одной из задач которого было «выявление динамики трансформации ценностных ориентаций учительства как особой социально-профессиональной группы в связи с изменением экономических, социальных и политических условий, в которых она находится».

В исследовании, проведенном в апреле 2004 г. всего исследовалось шесть общеобразовательных учреждений г. Красноярска. В каждом учебном заведении было опрошено более 70% учителей.

Для реализации поставленных задач опрос проводился в шести общеобразовательных учреждениях разного типа г. Красноярска: в двух гимназиях (гимназия №7, гимназия №3), двух лицеях (лицей №8, лицей №7) и в двух школах (школа №79 и №21). Поскольку г. Красноярск имеет свои социо-географические особенности, исследовались по одному типу общеобразовательного учреждения из двух разных районов города: Октябрьский район (левый берег) и Ленинский район (правый берег).

Так же представляется важным определить краткие характеристики исследуемых общеобразовательных учреждений:

Ø  гимназия №7 - ведет проектную деятельность по гражданскому образованию, педагоги работают по программе развивающего обучения Эльконина - Давыдова; педагогический коллектив активно участвует в краевых и городских программах развития образования;

Ø  гимназия №3 - педагоги работают по программе развивающего обучения Эльконина - Давыдова; школа является Федеральной экспериментальной площадкой, в рамках которой осуществляется проект по музейной педагогике;

Ø  лицей №8 - идет работа в рамках эксперимента по профильному обучению: особенно ярко выделяется технический и естественно-математический профили; в школе ведется научно-исследовательская работа учащихся;

Ø  лицей №7 - осуществляются программы здоровье сберегающего обучения, углубленно изучаются предметы экологического, биологического профиля; осуществляется программа по демократизации школьного самоуправления;

Ø  школа №21 и №79 ничем особо не выделяются.

В рамках проведенного пилотажного исследования всего было опрошено 300 учителей г. Красноярска, что составляет 4,6% от всех работающих педагогов в городе. По данным Главного управления образованием г. Красноярска численность педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях (общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях) без учета специализированных учебных заведений (специальных школ, школ интернатного типа, детских садов) составляет 6500 человек.

Среди опрошенных 96% женщин и 4 % мужчин. В общеобразовательных школах, из числа опрошенных работает 31%, в лицеях - 33%, в гимназиях - 36%.

В опросе приняли участие 29% учителей в возрасте до 30 лет, 24% от 31 до 40 лет, 23% от 41 до 50 лет, 17% от 51 до 60 лет и 6% - свыше 60 лет.

Анализ проводился по наиболее важным для нас категориям: возраст учителей, тип общеобразовательного учреждения. Категории стаж, образование не анализировались, поскольку:

·        «стаж» для нас является менее информативной категорией, чем «возраст», поскольку разными авторами обозначена зависимость ценностей от возраста, по стажу таких разработок нет;

·        так же учителя могут кроме собственно педагогической деятельности, занимать и другие должности в общеобразовательном учреждении. Для анализа по двум последним категориям необходимы более глубокие методологические разработки, что не входит в рамки данной работы.

.2 Анализ полученных данных

В контексте общих социально - экономических изменений, произошедших в обществе за последнее время, видится необходимым начать проведение анализа с описания динамики ценностных ориентаций учителей г. Красноярска.

2.2.1 Анализ ценностных ориентаций учителей 1998 и 2004 гг

Распределение ответов учителей о значимости для них тех или иных ценностей в 1998 и 2004 гг. приведено ниже на рис. 2.1.

Рис. 2.1

Как мы видим, в период с 1998 по 2004 год структура ценностных ориентаций педагогов г. Красноярска существенно не изменилась, несмотря на период социальной и экономической нестабильности.

Наиболее значимыми по-прежнему остаются «здоровье», «семья», «общение». Высокая значимость семьи больше характерна для традиционного, индустриального общества, а общения - современному, постиндустриальному обществу. Но следует учесть, что высокий ранг «семьи», скорее всего, обусловлен тем, что абсолютное большинство респондентов были женщины, для которых семья в принципе имеет большую значимость, чем для мужчин, так как это одна из главных сфер реализации женщин себя как личности. С одной стороны, данный факт может подтверждать своеобразие ценностной структуры учителей, как подданных страны, имеющий отличный от других стран культурно-исторический опыт. С другой стороны, эти ценности можно назвать универсальными человеческими ценностями, которые на сегодня составляют ядро ценностной структуры педагогов.

Но на второе место, наряду с семьей в данное время выходит ценность жизни, ее значимость возросла на 9% (она же в 1998 г. занимала лишь восьмое место). Иерархия ценностей педагогов в 1998 и 2004 гг. приведена в Приложении №3.

Следующие ценности, так же входят в группу приоритетных ценностей педагогов, но занимают более низкий ранг в иерархии ценностей: «материальное благополучие», «ответственность», «нравственность», «свобода», «интересная работа» и «законность».

Большинство этих ценностей являются приоритетными в современном, постиндустриальном обществе. Эта группа ценностей является наиболее изменчивой частью ценностной структуры социальной группы педагогов.

Так, ценность «свободы» возросла на 12%, что наряду с возрастанием ценности жизни человека свидетельствует, отчасти, о повышении значимости этих ценностей на вербальном, осознанном уровне, на который влияет система пропаганды, идеологии. В рамках, которой уже достаточно давно активно провозглашается через средства массовой информации ценность жизни и свобода личности.

«Законность как установленный государством порядок, который обеспечивает безопасность индивида и равноправность отношений с другими» возросла лишь на 7%, а в иерархии ценностных ориентаций учителей все так же остается на девятом месте. Это может говорить о повышении у учителей надежды на силу закона, на справедливость, но, в общем, недоверие к государству, видимо, остается.

Так же немного возросли «ответственность» и «материальное благополучие». Рост значимости материального благополучия вполне объясним в контексте современных экономических реалий и, как мы указывали выше, захватывает все социальные слои и профессиональные группы.

А вот ценность интересной работы упала на 8%. Это вообще единственная ценность, показатель которой снизился за шесть лет. В совокупности с повышением ценности материального благополучия, это может свидетельствовать о заинтересованности учителей в хорошо оплачиваемой работе, чему не удовлетворяет на сегодня их профессиональная деятельность. С другой стороны, изменением самого содержания труда, видимо, по их мнению, не соответствует сегодняшней заработной плате педагога, и соответственно не устраивает педагогов. И как следствие этого педагогический труд перестал удовлетворять учителей как раньше.

Нравственность же «как качество поведения человека в соответствии с морально - этическими нормами» осталась на прежнем уровне.

Другую, более низкую по иерархии группу ценностей у учителей составляют: «независимость» и «инициативность». Они принадлежат к наиболее приоритетным ценностям современного, постиндустриального общества, и характеризуют позицию личности: активную или пассивную, по отношению к жизни. Данные ценности практически не изменились за шесть лет, каждая из них возросла на один пункт: сейчас они занимают 10 и 11 место в иерархи ценностей, в 1998 г. 9 и 10 соответственно. Эти ценности, так же важны и в деятельности педагога. Такая низкая значимость данных ценностей более соответствует традиционному, индустриальному обществу. Поэтому данный факт может характеризовать нынешнее учительство как социальную группу не совсем способную к установлению собственных стандартов жизни, занятию активной позиции. Чему, возможно, способствует и само традиционное устройство сегодняшней школы, в которой нет достаточной базы для развития этих качеств у педагогов. Хотя тенденция к изменению ценностных ориентаций учителей в сторону постиндустриального общества намечается. Этот фактор может быть негативным и в том плане, что именно эти ценности важны при изменениях содержания образования. Следовательно, это может являться тормозящим фактором для намеченных реформ, изменения содержания образования.

Последнюю группу ценностей, фоновую, в иерархии ценностных ориентаций учителей г. Красноярска представляют «традиционность», «вера в Бога» и «авторитетность». Они являются «хвостом» ценностной структуры учителей, которые по Лапину Н.А. «составляют ценности, унаследованные от прошлых пластов культуры». [17, стр. 7] Они существенно не изменились за исследуемый период времени. Только «авторитетность» возросла на 8%, но так и осталась в этой группе ценностей. Это может быть связано с тем, что учителя по-новому стали рассматривать эту ценность - не как только негативное проявление, но и как позитивное, ведь оно включает в себя и «умение конкурировать и добиваться успеха».

Выводы.

Таким образом, мы видим, ценностные ориентации учителей г. Красноярска значительно не изменились за шесть лет и сочетают в себе ценности традиционного, индустриального и современного, постиндустриального обществ. Хотя тенденция к изменению ценностных ориентаций учителей в сторону постиндустриального общества намечается. И в частности, повышение значимости ценностей «свободы», «жизни», «независимость» дает возможность предположить, что данные изменения скорее всего связаны с широким использованием инновационных подходов, новых технологий в ряде общеобразовательных учреждений. Но данное утверждение требует дополнительных исследований.

2.2.2 Анализ ценностных ориентаций учителей из общеобразовательных школ, гимназий и лицеев

Иерархия ценностей педагогов из общеобразовательных учреждений разного типа представлена в Приложении №4.

Рис.2.2.

Иерархии в данных типах общеобразовательных учреждениях сильно различаются. Ценность здоровья является приоритетной во всех общеобразовательных учреждениях.

Первостепенные ценности современного, постиндустриального общества «инициативность, предприимчивость», «независимость», «материальное благополучие» более высоко оцениваются учителями лицеев, в особенности лицея №8. Чуть менее значима «инициативность» и «материальное благополучие» у педагогов из общеобразовательных школ, но на много выше, чем у учителей из гимназий.

«Законность» и «свобода» более значимы для педагогов школ и лицеев, чем для педагогов из гимназий, которые более высоко оценивают «жизнь, как самоценность». Более подробный анализ показывает, что самую высокую оценку «жизнь» и «свобода» получили в лицее №8 и гимназии №7 (по 98%, и 92% и 89% соответственно).

Более значимыми для учителей из лицеев и общеобразовательных школ, чем для учителей из гимназий являются ценности «ответственность», «познание нового», «эстетические ценности», «отдых». При этом все данные ценности оцениваются выше педагогами лицея №8 и гимназии №7, по сравнению с другими общеобразовательными учреждениями.

Чуть более высоко педагогами лицеев и гимназий оценивается значимость «семьи», «любви», что означает более сильную ориентацию на проблемы и заботы своих близких. «Общение», «интересная работа» педагогами школ и гимназий оцениваются одинаково, но чуть ниже, чем педагогами лицеев. Но при более подробном анализе, оказывается, что интересная работа более ценна в лицее №8 и гимназии №7.

Ценности, приоритетные в традиционном обществе: «авторитетность», «традиционность», «нравственность» имеют большую значимость в школах. Более детальный анализ показывает, что все эти ценности наиболее высоко оцениваются педагогами школы №79 (36%, 50% и 97% соответственно).

Так же более выраженными в лицеях и общеобразовательных школах являются ценность «вера в Бога», значимость которой значительно выше у педагогов лицеев.

В целом, если сравнивать, выше указанные учебные учреждения между собой по показателям значимости ценностей, то система ценностных ориентаций наиболее приближена к ценностям современного, постиндустриального общества у педагогов лицея №8, затем следует гимназия №7.

Наиболее приоритетные в современном, постиндустриальном обществе ценности «инициативность» и «независимость» во всех общеобразовательных учреждениях занимают одинаково низкие позиции. Разницу значимости «инициативности» и «независимости» в исследуемых общеобразовательных учреждениях, видимо, дает большее количество молодых педагогов в лицеях и общеобразовательных школах.

Так же следует отметить следующий факт, неожиданно возникший во время исследования. В значимости ценности «интересная работа» не смогли определиться 7% учителей из школ, с ценностью «независимость» - 5%. (вообще не ответили на данные пункты, при наличии варианта ответа «затрудняюсь ответить», в норме это составляет 1-2% (пропустили по невнимательности). Видимо работа у учителей школ является каким-то травмирующим фактором, по поводу которого есть напряженность, и вследствие этого им сложно определиться в значимости ее для себя.

Выводы.

Как показало исследование, статус общеобразовательного учреждения влияет на ценностные ориентации учителей лишь частично. Данная гипотеза подтвердилась только для учителей, работающих в лицеях. В иерархии ценностей учителей обнаруживается эклектичность: верхнюю группу в иерархии ценностей педагогов всех общеобразовательных учреждений составляют ценности, приоритетные в индустриальном и постиндустриальном обществах. А так же выявилась, что не все ценности, приоритетные в постиндустриальном обществе, высоко оцениваются учителями гимназий и лицеев. Так часть таких ценностей («инициативность», «материальное благополучие», «свобода») имеют высокую значимость, а часть нет («независимость»).

Наряду с этим, более подробный анализ показывает, что из всех исследуемых общеобразовательных учреждений особо выделяются два, в которых иерархия ценностных ориентаций педагогов наиболее близка иерархии ценностей в постиндустриальном обществе. Видимо, это является результатом сложившейся инновационной деятельности в этих общеобразовательных учреждениях, что требует более глубоких дальнейших исследований. Что требует более глубоких дальнейших исследований.

2.2.3 Анализ ценностных ориентаций учителей разных возрастных групп

Структура ценностных ориентаций учителей разных возрастных группах.

Иерархия ценностных ориентаций учителей в разных возрастных группах представлено в Приложении №5.

Независимо от возраста базовые ценности «общение», «здоровье» и «семья» являются приоритетными, меняется лишь их позиция в иерархии ценностей. По сути, полученные данные отражают смену возрастных ценностных доминант на протяжении всей жизни учителя:

·        самые молодые педагоги (до 30 лет) более ориентированы на межличностное общение, на семью, на установление социальных связей. У них важнейшей ценностью является «общение»; более 90% оценивается и «здоровье», «материальное благополучие», «жизнь», «семья» и «любовь». Ценности, важные для профессиональной деятельности учителя - «ответственность», «познание нового», «интересная работа», «независимость», «инициативность» уходят на второй план.

·        в 31-40 лет главной ценностью становится «семья», к ней примыкают все еще ценные «общение», «здоровье», «жизнь» и «любовь». А вот «материальное благополучие» оценивается уже только в 88%, вместе с ним на втором плане стоят «свобода», «нравственность», «работа» и новые «отдых» и «эстетические» ценности.

·        приоритет ценностей сильно изменяется в возрасте 41-50 лет. Он характеризуется повышенным вниманием к «здоровью», более 90%, кроме «семьи» и «жизни», оцениваются теперь и «ответственность», «нравственность» и «познание нового». Общение как ценность, «материальное благополучие», «свобода», «интересная работа», «законность», «любовь» и «отдых» уходят на второй план ценностной иерархии педагогов в этой группе.

·        к 51-60 годам самой значимой ценностью становится «жизнь» (100%), основная группа ценностей такая же, как и в предыдущей возрастной группе, к ней лишь добавляются «законность», «общение» и «материальное благополучие». Вторую группу составляют «интересная работа», «помощь другим», «свобода», «любовь» и «поиск и наслаждение прекрасным и гармоничным».

·        у педагогов старше 60 лет ведущими ценностями становятся «материальное благополучие» и «здоровье» (по 100% каждая). Все так же высоко оцениваются «нравственность», «семья», «ответственность», к ним добавляется «помощь другим» и «познание нового». Во второй группе иерархии ценностей в этом возрасте стоят «жизнь», «законность», «общение», «любовь» и «интересная работа».

Данное распределение ценностей соответствует эпигенетической концепции Эриксона Э., согласно которой в каждом возрасте человек «должен решить определенные возрастные и ситуативные задачи» для дальнейшего совершенного развития. [45, стр. 13] Только нам следует заметить, что возрастные границы в данном исследовании немного сдвинуты, в связи со спецификой нашего социума и исследуемой социально-профессиональной группы, мы их будем указывать в скобках. Так в возрасте 21-25 (21-30) лет человек переходит к решению взрослых задач. «Молодые люди вступают в дружеские отношения, в брак, появляются дети. Решается глобальный вопрос о принципиальном выборе между широким полем установления дружеских и семейных связей с перспективой воспитания нового поколения и изоляционизмом, свойственным людям со спутанной идентичностью …» [45, стр. 16] В возрасте 25-60 (30-50) лет «Зрелому человеку необходимо, чтобы в нем нуждались, и зрелость ведома природой того, о чем следует заботиться. Это, прежде всего, забота о становлении следующего поколения» [45, стр. 149] Последняя стадия, старше 60 лет, (старше 55 лет) характеризуется тем, что «пожиная плоды прожитой жизни, человек либо обретает покой и уравновешенность как следствие целостности своей личности, либо оказывается обречен на безысходное отчаяние как итог путаной жизни». [45, стр. 16] Появляются «последние вопросы», человек переоценивает всю прожитую жизнь, приобретая (в идеале) «собственную мудрость».

Педагоги старше 50 лет, затруднились оценить значимость ценности «интересная работа» (7% вообще не ответили на пункт). Возможно, это свидетельствует об «усталости» от своей работы, потере интереса к ней, которая осуществлялась преимущественно в традиционном подходе. Или же возникает противоречие между тем, как привыкли работать педагоги старшего поколения и новыми требованиями, предъявляемыми к их деятельности. Данный вопрос требует более тщательной проработки и исследования.

Динамика изменения ценностных ориентаций в зависимости от возраста педагогов.

Анализ изменений ценностных ориентаций в зависимости от возраста педагогов является очень важным, но следует учитывать, что мы сравниваем разные поколения педагогов, а не одних и тех же учителей в разных возрастах. Это срез ценностных ориентаций учителей разных возрастов. Поэтому на основе этого анализа нельзя делать прогнозы на будущее, поскольку динамика в последующее время будет иной.

Для более старшего поколения ценности, приоритетные в традиционном, индустриальном обществе, имеют большее значение, чем для молодого. Так по мере роста возраста учителей все большее значение приобретают «традиционность», «авторитетность». (см. рис. 2.3.)

Рис. 2.3.

Так же возрастает и значимость «здоровья» (приложение №6), «ответственности» (рис. 2.4.), что является закономерным - большинство людей с возрастом становятся более ответственными, а прибавляющиеся болезни заставляют трепетнее относится к своему здоровью.

В то же время ценности «познание» (приложение №6), «жизнь» и «законность» (рис. 2.5.) тоже приобретают большее значение в жизни педагогов по мере увеличения их возраста, но после 60 лет они становятся менее значимыми. Это можно объяснить тем, что в сегодняшнее время профессионализм учителя складывается не только из опыта, но и из обладания новыми знаниями, новыми технологиями. Чтобы повысить свой профессионализм, свою квалификацию учителям просто необходимо добывать новую информацию, новые знания в своей профессиональной деятельности.

Резкое возрастание значимости «помощи другим» и «нравственности» (рис. 2.4), видимо следует рассматривать как помощь близким и родственникам, которая в более старшем возрасте становятся актуальными.

Рис. 2.4.

Не меняются с возрастом «независимость» и «инициативность», (см. рис. 2.5.) хотя по нашим предположениям значимость их у молодого поколения должна быть выше, чем у старшего. Поскольку низкий показатель этих ценностей у старшего поколения вполне закономерен из-за специфики нашего прошлого - инициатива и независимость не поощрялись, а вот у молодого поколения он является не вполне понятным. Возможно, это объясняется установлением жестких рамок самой школой, где учителю не дается места для свободы действий, поэтому инициатива, предприимчивость не поддерживаются.

Более высоко у молодого поколения, чем у старшего оцениваются «свобода» (рис. 2.5) и «отдых» (Приложение № 6), что вполне соответствует этому возрасту и образу жизни, пропагандируемому средствами массовой информации.

Рис. №2.5.

«Любовь», «семья», «общение» и «материальное благополучие» меняют свои позиции в разных возрастных группах, поэтому обозначить четкую тенденцию не представляется возможным (см. рис. 2.6.). Данные ценности теряют свою значимость к 41-50 годам, которая возрастает в возрасте 51-60 лет. Далее их значимость, кроме «материального благополучия», вновь спускается на более низкие позиции. Для первых трех ценностей это объясняется следующим образом: в молодости происходит поиск второй половинки, создается семьи, человек реализует себя через близких людей; в 51-60 год человеку важно иметь тех, на кого можно опереться, положиться. Что касается «материального благополучия», то видимо эта ценность приобретает большое значение, тогда, когда материальный достаток учителей не высок, и естественно эта проблема обостряется и становится актуальной и важной. К 35-50 годам материальное положение учителя устойчивое и, как следствие, не такое актуальное. В результате мы можем обозначить обнаружение феномена: понижение материального достатка приводит к завышению ценности «материальное благополучие».

Рис. 2.6.

Выше обозначенное распределение ценностей, показывает не только возрастную специфику ценностных ориентаций учителей, но и показывает разницу в них, наложенную социально-экономическими изменениями, произошедшими в нашем обществе 10-15 лет назад. Так, достаточно эклектичны ценностные ориентации учителей до 40 лет, пережившим все потрясения перестройки, перевернувшим все жизненные устои, в возрасте, когда ценностное сознание еще не до конца сформировано. Наивысшая оценка ценности семьи, видимо, связана и с тем, что семья для них осталась единственной опорой, на которую можно положиться и довериться в эпоху социально-экономических потрясений.

Ценностные ориентации учителей после 41 года сформированы в эпоху советского времени и были уже достаточно зрелы и устойчивы, чтобы сохранить свои черты и в наше время. Так, ценности «нравственность», «ответственность», «законность», и познание нового» занимают более высокую позицию в иерархии ценностей, чем у педагогов в возрасте до 40 лет. (см. Приложение №5)

В тоже время, чем старше педагог, тем более ценным для него становятся профессиональные ценности, происходит переориентация интересов жизни на расширение кругозора, на познание нового и интересного; они стремятся больше помогать другим людям. Возможно, это обуславливается социальным положением педагогов: дети становятся старше, начинают самостоятельно жить; увеличивается свободное время, жизненный опыт позволяет переоценить свое место в жизни, заново найти себя. Как следствие, у старшего поколения так же имеется потенциал для трансформации своих ценностных ориентаций. Следует отметить, что данные изменения возможны только при наличии мобильности, стремления узнавать новое и менять себя.

В возрасте до 40 лет учителя в основном ориентированы на установление социальных контактов, на поддержание отношений, создание и забота о семье. Лишь в более старшем возрасте интерес к работе начинает увеличиваться.

Значимость ключевых в современном образовании ценностей как «инициативность, предприимчивость» и «независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям» одинакова во всех возрастных группах, что свидетельствует об отсутствии достаточных механизмов поощрения, условий «необходимости» для развития этих качеств личности как в школах, так и в вузах (или же в школы идут именно те молодые педагоги, у которых эти качества не достаточно хорошо развиты и они не смогли более удачно устроиться в жизни).

А так же, данное распределение ценностей в каждой возрастной группе дает возможность усомнить принятое у руководителей образования представление о том, что молодые педагоги более ориентированы на интенсивную работу, что, придя в школу, они сразу «возьмут быка за рога». Работа как таковая, в силу сложной экономической ситуации, интересует молодых специалистов лишь как источник материального достатка. Но данные предположения требуют целенаправленного изучения.

Заключение

Гипотеза о влиянии типа общеобразовательного учреждения на ценностные ориентации учителей, в котором они работают, подтвердилась лишь частично. Так, у учителей, работающих в лицеях значимость ценностей, приоритетных для современного, постиндустриального общества, оказались выше, чем у педагогов работающих в гимназиях и общеобразовательных школах. Но в целом выявилась далеко не однозначная картина: не все ценности, приоритетные в постиндустриальном обществе, высоко оцениваются учителями гимназий и лицеев. Так часть таких ценностей («инициативность», «материальное благополучие», «свобода») имеют высокую значимость, а часть нет («независимость»). Наряду с этим, более подробный анализ показывает, что из всех исследуемых общеобразовательных учреждений особо выделяются два, в которых иерархия ценностных ориентаций педагогов наиболее близка иерархии ценностей в постиндустриальном обществе. Видимо, это является результатом сложившейся инновационной деятельности в этих общеобразовательных учреждениях. Что требует более глубоких дальнейших исследований.

Анализ ценностных ориентаций учителей разного возраста показал, что часть ценностей, приоритетных в постиндустриальном обществе, действительно имеют большую значимость у молодого поколения учителей, но в иерархии ценностей они занимают не ведущую роль. В возрасте до 40 лет учителя в основном ориентированы на установление социальных контактов, на поддержание отношений, создание семьи и заботы о ней, что показывает высокий процент значимости ценностей «общение», «семья» и «любовь», «материальное благополучие». Лишь в более старшем возрасте ценности, важные в профессиональной деятельности, становятся значимее.

Кроме того, как показало проведенное исследование, ценностные ориентации учителей в период с 1998 по 2004 гг. существенно не изменились. Изменения затронули лишь ценности «свобода», «жизнь», «законность», которые немного возросли; ценность «интересной работы» для учителей г. Красноярска упала. В целом, ценностные ориентации учителей г. Красноярска носят эклектичный характер, совмещая на первых позициях иерархии ценностей как ценности, приоритетные для традиционного, индустриального общества, так и ценности, приоритетные в постиндустриальном обществе.

Литература

1.      Аберкромби Н и др. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ.; под ред. С.А. Ерофеева. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2000. - 420 с.

.        Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.

.        Базаева О.Н. Педагогические условия личностно профессионального развития будущих специалистов по социальной работе на этапе вузовского образования // Образование и общество. №2(8) 2001

.        Борисова Л.Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60 - 90-х гг.): диссертация доктора социологических наук, Новосибирск, Институт философии и права Сибирского отделения Российской Академии наук, 1993. - 77 с.

.        Борисова У.С. Социальный портрет учителя Республики Саха // Социологические исследования, 1998, №8. - С. 82-94.

.        Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики. М.: Изд-во ИП РАН, 1994. Вып. 2. С. 144-157.

.        Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал, 1999, том 20, №5, с.38-44.

.        Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 1999. - 374 с.

9.      Воронин И.В. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения подростков. / http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46161

.        Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза // Ярославский Педагогический Вестник / http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagoka_i_psichologiy/3_5/

.        Добреньков В.И., Кравченко А.И Социология: В 3 т. Т. 3: Социальные институты и процессы. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 520 с.

.        Железнякова С.И. Социокультурные ориентации учителей // Социологические исследования. 2001. №4. С. 99-102.

.        Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат. 1986. - 223 с.

.        Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб: ТОО ТК «Петрополис», - 205 с.

.        Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ Минестерства образования от 11.02.02. №393. // Вестник образования России. 2002. №6. С. 10-41.

.        Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. / Под ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой. - М.: 1994. - 245 с.

.        Лапин Н.А. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996, №5. С. 3-24.

.        Лапкин В., Пантин В. Эволюция ценностных ориентаций россиян в 1990-е годы. / <http://www.socio.ru/wr/2-03/index.rtf>

.        Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании. Методика изучения ценностных ориентаций // Психологическое обозрение №1, 1998. С. 27-33.

.        Лоутсон Т, Гэррод Д. Социология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608 с.

.        Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 688 с.

.        Мониторинг ценностных ориентаций молодежи как показатель трансформации общества / http://www.mis.rsu.ru/conf/1999a/5-6.htm

.        Никитина О.Н. Социология образования: Учебно-методич. пособие. - М.: МИРОС, 2002. - 224 с.

.        Никитина О.Н. Ценностные ориентации педагогической молодежи на современном этапе развития общества. Учеб. пособие. - Красноярск, 1995. - 78 с.

.        Никитина О.Н., Чурсина Г.И. Социально-профессиональный портрет учителя Красноярского края. - Красноярск, 1998. - 38 с.

.        Орлов А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус. / <http://www.psychology.spb.ru/articles/tez/2000/b14.htm>

.        Орлова Л.А. О социальном самочувствии учителей московской области // Социологические исследования. 1998. №8. С. 88-94.

.        Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении». // Собрание законодательства РФ 26.03.01. №13 ст.1252.

.        Реморенко И.М. Формирование ценности эстетического отношения школьников в открытом образовательном пространстве. - Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - Красноярск, 2001. - 18 с.

.        Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей. // Социологические исследования. 1996, №6. С. 63-75.

.        Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - 720 с.

.        Семенова Л.А. Учительская интеллигенция в условиях трансформирующегося российского общества. // <http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/cards/humval.ssi>

.        Собкин В.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва-Амстердам. - М.: 1994. - 205 с.

.        Собкин В.С. Учитель: десять лет спустя // Первое сентября. 2001. №62.

.        Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. 2003, №1. С. 115-123.

.        Тоффлер Э. Третья волна. - М.: 1999. - 319 с.

.        Учительство как социально-профессиональная группа. Под ред. B.C. Собкина; Российская Академия образования. - М.: 1996. - 102 с.

.        Фрумин И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах: монография. / Красноярск: КрасГУ, 1999. - 256 с.

.        Хеллевик О. Социологический метод / Пер. с норв. - М.: Издательство «Весь мир», 2002. - 192 с.

.        Ценности и ценностные представления. // Мир Психологии / http://psychology.net.ru/articles/20020310001146.html

.        Ценностные ориентации молодежи в советской и постсоветской культуре / http://www.ibci.ru/konferencia/page/statya_k25.htm

.        Ценностные ориентации населения России как фактор консолидации общества / http://www.rags.ru/s_center/opros/cennosti/cennosti.htm

.        Ценностные ориентации. // Словарь по социальной психологии. Под ред. Майерса Д. / http://encikl.by.ru/txt/z11.htm

.        Что должны знать учителя. Знания, умения и нравственные ценности хорошего педагога // Социология образования. Дайджест российской и зарубежной прессы. 2002. №7. С. 47-50.

.        Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. / Пер. с англ. Общ. ред. Толстых А.В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

.        Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / <http://sociologi.narod.ru/lib/Yadov.html>

Приложение №3.

Иерархия ценностей педагогов в 1998 и 2004 гг.

Ранг ценности

1998 год

2004 год

1

Здоровье

Здоровье

2

Семья

Жизнь Семья

3

Общение

Общение

4

Мат. благополучие

5

Нравственность

Ответственность

6

Мат. благополучие

Нравственность

7

Ответственность

Свобода

8

Жизнь

Интерес. Работа

9

Законность

Законность

10

Свобода

Независимость

11

Независимость

Инициативность

12

Инициативность

Традиционность

13

Традиционность

Вера в Бога

14

Вера в Бога

Авторитетность

15

Авторитетность


ценностный ориентация педагог личность

Приложение №4.

Иерархия ценностей педагогов из общеобразовательных учреждений разного типа.

Ранг ценности

Общеобразовательные школы

Лицеи

Гимназии

1

Здоровье

Здоровье Семья

Здоровье

2

Жизнь Нравственность Познание нового

Ответственность Мат. благополучие

Жизнь

3

Общение

Общение

Семья

4

Ответственность Мат. благополучие

Жизнь

Общение

5

Семья

Нравственность

Любовь

6

Свобода

Познание нового

Ответственность Мат. благополучие

7

Интерес. Работа Законность Любовь

Интерес. Работа Любовь

Свобода Нравственность Познание нового

8

Эстетические

Интерес. Работа

9

Отдых

Законность

Законность

10

Независимость Помощь другим

Отдых

Эстетические

11

Инициативность

Эстетические

Отдых

12

Авторитетность

Независимость

Независимость

13

Традиционность

Инициативность

Помощь другим

14

Вера в Бога

Помощь другим

Инициативность

15


Традиционность

Вера в Бога

16


Авторитетность

Традиционность

17


Вера в Бога

Авторитетность

Приложение №5

Иерархия ценностей педагогов в разных возрастных группах.

Ранг цен ности

Возрастные группы


До 30 лет

31-40 лет

41-50 лет

51-60 лет

Более 60 лет

1

Общение

Семья

Здоровье

Жизнь Нравственность Познание нового

Мат. благополучие Здоровье

2

Здоровье

Общение Здоровье

Жизнь Ответственность

Семья Здоровье

Нравственность Семья Ответственность Помощь другим Познание нового

3

Мат. благополучие Жизнь

Жизнь Любовь

Нравственность Семья Познание нового

Ответственность Законность Мат. благополучие

Жизнь Законность Общение Любовь

4

Семья Любовь

Свобода Нравственность Ответственность Мат. благополучие

Общение Мат. благополучие

Общение

Интерес. Работа

5

Ответственность

Интерес. Работа

Интерес. Работа

Свобода Независимость Эстетические

6

Свобода 

Отдых Эстетические

Интерес. Работа Законность

Помощь другим

Инициативность Отдых

7

Интерес. Работа

Законность

Любовь Отдых

Свобода Любовь Эстетические

Традиционность

8

Познание нового Нравственность

Независимость

Эстетические

Независимость

Авторитетность

9

Отдых

Помощь другим

Помощь другим

Инициативность Отдых

Вера в Бога

10

Законность

Инициативность

Независимость

Традиционность


11

Эстетические

Авторитетность

Инициативность

Вера в Бога


12

Независимость

Традиционность Вера в Бога

Традиционность

Авторитетность


13

Инициативность


Вера в Бога



14

Помощь другим


Авторитетность



15

Авторитетность





16

Традиционность





17

Вера в Бога







Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!