Бюджетный процесс

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,60 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетный процесс











Бюджетный процесс

Краткая аннотация модуля

Результатом самостоятельной работы студентов должны стать:

Знания:

- о сущности и значении стадий бюджетного процесса;

о полномочиях органов государственной власти и органов местного управления и самоуправления в области бюджетного процесса.

Умения:

- работать с юридической и экономической литературой, посвященной бюджетному процессу;

ориентироваться в нормативно-правовой базе, регулирующих отношения бюджетного процесса.

Тематический план:

1.Составление проекта бюджета.

2.Рассмотрение и утверждение бюджета.

.Исполнение бюджета.

.Отчет и контроль за исполнением бюджета.

1. Составление проекта бюджета

Составление проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год имеет легально-целевую установку определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.].

Составление проекта бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов республиканского и местных бюджетов производится Министерством финансов Республики Беларусь и местными финансовыми органами. При этом составление проекта республиканского бюджета начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года, а порядок и сроки составления проекта местного бюджета устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами.

Составлению проектов республиканского бюджета и местных бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу, а также других материалов, необходимых для составления проектов бюджетов.

Важное организационно-прогностическое значение для составления проектов бюджетов имеют среднесрочная финансовая программа (ст. 86 Бюджетного кодекса) и бюджетные программы (ст. 87 Бюджетного кодекса), которые позволяют в процессе разработки концептуальных документов четко определить социально-экономические ориентиры развития страны.

Среднесрочная бюджетная программа представляет собой документ, содержащий данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и стратегии приоритетных направлений расходов бюджета в пределах имеющихся ресурсов на среднесрочную перспективу.

Среднесрочная финансовая программа разрабатывается на три года, из которых:

- первый год - год, на который составляется бюджет;

- следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной финансовой политики.

Исходной базой для формирования среднесрочной финансовой программы является бюджет на текущий год. Среднесрочная финансовая программа ежегодно корректируется с учетом уточненных прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь и параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь. При этом плановый период сдвигается на один год вперед.

К бюджетным программам относятся программы, финансирование которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов. Бюджетная программа включает в себя комплекс мероприятий (заданий), увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения, обеспечивающий реализацию поставленных программой задач для достижения цели программы. Перечень бюджетных программ ежегодно утверждается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Министерство финансов разрабатывает проект республиканского бюджета на очередной финансовый год, который в форме проекта закона вместе с расчетами, аналитическими и другими материалами вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.

Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проект закона о республиканском бюджете и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год не позднее 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь.

При подготовке проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с п. 1 ст. 88 Бюджетного кодекса составляются следующие документы и материалы, которые впоследствии, одновременно с вышеуказанным проектным документом, представляются в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь: - основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, включая среднесрочную финансовую программу; - оценка ожидаемого исполнения республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Беларусь за текущий финансовый год; - пояснительная записка к проекту республиканского бюджета и расчетным показателям консолидированного бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая информацию об экономическом положении государства и основных прогнозных макроэкономических показателях Республики Беларусь на очередной финансовый год; - расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на планируемый финансовый год; - основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами; - прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов республиканского бюджета; - справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета; - сведения о государственном долге

Республики Беларусь, в том числе по формам долговых обязательств; - другие документы и материалы, установленные законодательством.

Местными финансовыми органами одновременно с проектом решения о бюджете на очередной финансовый год в местный Совет депутатов представляются следующие документы и материалы:

оценка ожидаемого исполнения местного бюджета и консолидированного бюджета соответствующей административно-территориальной единицы (для бюджетов областного и базового уровней) за текущий финансовый год; - пояснительная записка к проекту местного бюджета; - расчетные показатели по консолидированному бюджету административно-территориальной единицы (для бюджетов областного и базового уровней) на планируемый финансовый год; - основные показатели взаимоотношений с другими бюджетами; - прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов местного бюджета; - справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств местного бюджета; - другие документы и материалы, установленные законодательством.

Президент Республики Беларусь вносит проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Палату представителей Национального собрания не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году.

При необходимости внесения изменений и (или) дополнений в Бюджетный кодекс либо законы, регулирующие вопросы налогообложения, в Палату представителей до внесения проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год или одновременно с ним вносятся проекты соответствующих законов.

Местные исполнительные и распорядительные органы вносят проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение соответствующего местного Совета депутатов в сроки, установленные местными Советами депутатов.

. Рассмотрение и утверждение бюджета

Проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Бюджетным кодексом и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.

Проекты решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год рассматривают постоянные комиссии местных Советов депутатов, к компетенции которых отнесены данные вопросы, и готовят заключения по ним.

Рассмотрение и утверждение проектов решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год производятся на сессиях местных Советов депутатов.

В соответствии со ст. 89 Бюджетного кодекса законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:

- предельный размер дефицита республиканского бюджета, источники его финансирования или размер профицита республиканского бюджета;

Предусмотренная бюджетным законодательством возможность внесения изменений в утвержденные бюджетные показатели позволяет обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетом, в рамках поступивших бюджетных доходов, создать правовые основания для осуществления дополнительных расходов, не предусмотренных бюджетом, а также обеспечить перераспределение бюджетных средств в ходе исполнения бюджета. Необходимость внесения таких изменений обусловлена также тем, что фактически достигнутые в течение финансового (бюджетного) года показатели (темпы экономического роста, уровень инфляции, показатели исполнения доходной части бюджета) зачастую отклоняются от предусмотренных в бюджете.

. Отчет и контроль за исполнением бюджета

Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета представляет собой завершающую стадию бюджетного процесса. Основные положения данной стадии нашли свое конституционное закрепление как в отношении республиканского (в соответствии с ч. 1 ст. 135 Конституции Республики Беларусь отчеты об исполнении республиканского бюджета представляются на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года), так и местных бюджетов (ч. 2 ст. 135 Конституции Республики Беларусь определяет, что отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок).

Подготовка отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь.

В соответствии с п. 1 ст. 114 Бюджетного кодекса при подготовке проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год составляются следующие документы и материалы: сведения о расходовании средств резервных фондов республиканского бюджета; сведения о предоставленных гарантиях Правительства Республики Беларусь; сведения о состоянии государственного долга Республики Беларусь; сведения о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных займов, бюджетных кредитов, выданных за счет средств республиканского бюджета; сведения о наличии кредиторской задолженности по бюджетным средствам республиканского бюджета. Данные документы и материалы прилагаются к проекту закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный год при внесении его в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Отчет об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год составляется Министерством финансов в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь и по структуре, которые применяются при утверждении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, и в форме проекта закона до 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом, вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь. В свою очередь, Совет Министров Республики Беларусь представляет проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Президенту Республики Беларусь, который вносит в Палату представителей проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

Параллельно в соответствии со ст. 115 Бюджетного кодекса Комитет государственного контроля Республики Беларусь проводит проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, готовит соответствующее заключение, используя материалы и результаты проведенных проверок, и не позднее 15 мая года, следующего за отчетным финансовым годом, вносит его на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

При рассмотрении проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Палата представителей заслушивает доклад Премьер-министра Республики Беларусь или его представителя об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год и заключение Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Отчет об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь и по структуре, которые применялись при утверждении соответствующего местного бюджета за отчетный финансовый год.

Отчеты об исполнении местных бюджетов вносятся местными исполнительными и распорядительными органами на рассмотрение соответствующих местных Советов депутатов в установленные ими сроки не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

Рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов производятся местными Советами депутатов в установленном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 135 Конституции Республики Беларусь отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов подлежат опубликованию.

Контроль присутствует на всех стадиях бюджетного процесса. В частности, на стадии составления бюджета представительная власть контролирует выполнение исполни тельной властью предусмотренных Законом сроков представления материалов по проекту бюджета. Рассматривая в постоянных комиссиях и на сессии представленные исполнительной властью проекты бюджетов, представленная власть контролирует выполнение законов, касающихся доходов и расходов бюджета, и в первую очередь пакета законов о налогах, об образовании, здравоохранении, культуре, приоритетном развитии села и агропромышленного комплекса и др. Однако именно на стадии исполнения бюджетный контроль имеет наибольшее значение, так как именно в процессе исполнения бюджета реализуются установленные законом бюджетные показатели. В ходе исполнения бюджета проверяется качество бюджетного планирования в целом, выполнение государственными органами своих бюджетных полномочии. Вся работа по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета окажется бессмысленной, если в процессе исполнения не будет обеспечено выполнение закона о бюджете на конкретный финансовый год. Поэтому исполнение бюджетов всех уровней находится под постоянным контролем.

Разграничение полномочий между представительной и исполнительной властями обусловливает их участие в осуществлении контроля за исполнением бюджета. Первая принимает законы, наделяющие соответствующие контрольные органы полномочиями по осуществлению бюджетного контроля, контролирует деятельность органов исполнительной власти по исполнению бюджета. Так, Совет Министров периодически заслушивается на сессиях Парламента но вопросу о ходе исполнения бюджета за определенный период года.

Аналогично местная исполнительная власть отчитывается о своей работе по выполнению бюджетов.

Поскольку закон возлагает основную долю ответственности за исполнение бюджета на Министерство финансов и финансовые органы, последние наделены широкими полномочиями по осуществлению контроля. Министерство финансов осуществляет систематический контроль за: исполнением республиканского бюджета; соблюдением банками правил кассового исполнения республиканского бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов центральными органами управления и другими получателями государственных средств.

Это основные направления деятельности центрального финансового ведомства республики в области бюджетного контроля. Они конкретизируются в положениях об управлениях и отделах министерства, где обязательно в числе функций и задач содержится осуществление контроля.

В положениях об областных финансовых управлениях, городских и районных финансовых отделах также содержатся указания по осуществлению контроля.

Осуществляя свои контрольные полномочия, Министерство финансов имеет право требовать и получать от министерств, других центральных органов управления, предприятий, объединений, учреждений и организаций информацию об осуществлении финансово-бюджетных операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, бухгалтерские балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины.

По требованию Министерства финансов, местных исполнительных и распорядительных органов банки обязаны представлять сведения о состоянии банковских счетов министерств, других республиканских органов государственного управления.

В целях усиления ответственности распорядителей бюджетных средств за получаемые ими бюджетные средства на закупку товаров, повышением эффективности контроля за их целевым использованием Министерство финансов утвердило Положение о порядке оплаты расходов на закупку товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств. В соответствии с этим документом расчеты с поставщиками производятся платежными поручениями путем перечисления денежных средств со счета органа казначейства на расчетный счет поставщика, как правило, по факту поставки товаров.

Бюджетный контроль, осуществляемый как органами вневедомственного, так и ведомственного контроля, заключается в проверке достаточно большого количества управленческих решений на предмет их соответствия не только бюджетному законодательству, но и законодательству в области социально-культурного развития республики и территорий, а также законности и эффективности использования как бюджетных средств, так и средств, получаемых бюджетными учреждениями от оказания платных услуг населению и юридическим лицам.

Проверке подлежат следующие вопросы: освоение бюджетных средств, предусмотренных на финансирование социально-культурных мероприятий в целом, по видам учреждений и статьям расходов; правильность и своевременность составления, рассмотрения, утверждения и доведения смет расходов бюджетных учреждений; своевременность развертывания сети социально-культурных учреждений; проводимые мероприятия по правильному комплектованию классов и групп продленного дня в школах; выполнение планов по средней наполняемости классов в школах и групп в детских дошкольных учреждениях; правильность и своевременность уточнения ассигнований по сметам бюджетных учреждений с учетом фактически сложившихся сети, штатов и контингентов на 1 января планируемого года; целесообразность приобретения инвентаря и оборудования, правильность и эффективность использования средств, выделенных на капитальный ремонт зданий и сооружений; соблюдении установленных норм расходов на питание и приобретение медикаментов в больницах; правильность предоставления льгот, в частности бесплатное питание в школах, бесплатную выдачу лекарств; правильность взимания платы с родителей за содержание детей в школах-интернатах, детских дошкольных учреждениях, наличие задолженности по оплате родителей и меры, предпринимаемые к ее взысканию; сохранность денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях, а также другие вопросы, предусмотренные рабочими планами проведения проверки (ревизии).

Непосредственно исполнением бюджета занимаются финансовые органы. От их четкой работы в решающей мере зависит выполнение бюджета. Поэтому вышестоящие финансовые органы осуществляют контроль за работой нижестоящих финансовых органов. Это внутриведомственный контроль, но он имеет особенность, заключающуюся в том, что ревизии и проверки финорганов выходят за рамки ведомства, поскольку объектами проверок одновременно являются предприятия, организации, учреждения.

Возглавляет работу на этом участке Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов. Оно организует и проводит проверки работы областных и Минского городского финансовых управлений соответствующих налоговых органов по составлению и исполнению их бюджетов.

В обязательный перечень проверяемых вопросов входят: соблюдение действующего законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения, соблюдение действующего порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета.

Проверяется организация работы финансовых органов по контролю за выполнением доходной части бюджета, ее координация с налоговыми органами, кредитными учреждениями. Особое место занимает контроль за применением налоговыми органами предоставленных им прав в части применения финансовых санкции и административных штрафов к нарушителям налогового законодательства.

Итак, контроль за работой нижестоящих финансовых органов по исполнению бюджета не противоречит норме закона о самостоятельности бюджетов всех уровней. В данном случае речь идет о контроле как элементе управления. Бюджетная система Республики Беларусь состоит из более чем 1700 бюджетов, ее обслуживанием занимается около 200 финансовых органов. Их работа, как и работа любого другого органа, должна контролироваться и проверяться вышестоящими органами.

Таким образом, контроль за исполнением бюджета и работой местных финансовых органов и налоговых инспекций по обеспечению доходов бюджета, своевременному и эффективному финансированию расходов выходит за рамки внутриведомственного контроля. Работники финансовых и налоговых органов привлекаются к участию в комплексных ревизиях, которые проводятся не реже одного раза в три года. В перечне вопросов, подлежащих проверке, как правило, содержатся те, которые связаны с работой местных финансовых и налоговых органов.

Список рекомендуемых источников

1.Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №412-3. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. - Минск: Амалфея, 2010. - .184 с.

2.Финансовое право: Учебник / Отв. ред. И.Н. Химичева. 2-е изд., перер. И доп. - М.: Юристь, 2001. - 600 с.

3.Финансовое право: Учеб. Пособие / Бойко Т.С., Лещенко С.К. - Минск.: Книжный Дом, 2006. - 320 с.

.Финансовое право: Учебн. пособие / Вишевский А.А., Малахов В.В., Сауткин И.В., Тихоненко С.М. - Минск.: Академия МВД Республики Беларусь, 2005. - 168 с.

.Финансовое право: Учебн. пособие / В.А. Круглов, Е.И. Орлова. - Минск.: Высшая школа, 2005. - 160 с.

.Финансовое право: Учебн. пособие / А.А. Пилипенко. - Минск.: Книжный Дом, 2007. - 608 с.

.Финансовое право: Учебн. пособие / Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. - М.: Изд-во «Эксмо», 2004. - 480 с.

.Финансовое право (понятия и схемы): Учебно-методическое пособие / Онищук Е.В. - Минск.: НО ООО «БИП-С», - 54 с.

.Финансовое право: Учебно-методический комплекс / Пилипенко А.А. - Минск.: ФУСТ БГУ, 2003. - 208 с.

.Финансовое право Республики Беларусь: Практ. пособие / Ханкевич Л.А. - Минск.: Молодежное научное общество, 2000. - 250 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!