Манипулирование общественным сознанием в условиях рыночной экономики

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,01 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Манипулирование общественным сознанием в условиях рыночной экономики














Манипулирование общественным сознанием в условиях рыночной экономики










Санкт-Петербург 2011

Введение

Одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности человека в настоящее время является постоянное тесное взаимодействие с окружающим миром, социальной средой. При этом на нас оказывают огромное влияние стремительно увеличивающийся объем поступающей информации, ее содержание и структура. Стоит отметить, что в последние годы в нашем информационном поле преобладают сообщения, которые мы получаем из информационных источников, а не из собственного опыта или личного общения.

Как отмечают многие исследователи, люди с течением времени и развитием информационных технологий все больше зависят от массовой коммуникации. Создается своеобразная вторая реальность - субъективная, и ее влияние почти так же велико, как и влияние объективной реальности.

На протяжении последних столетий особенно активно происходила эволюция и совершенствование технологий власти и социального управления в обществе. Современные средства массовой коммуникации создали для этого принципиально новые возможности, многократно усилив эффективность использования информации в этих целях. Они произвели настоящую революцию в политических отношениях и способах социального управления в XX веке.

В современном мире средства массовой информации играют исключительную роль. Общая демократизация общества, повсеместный рост информационной активности и потребления сделали из информационных технологий средство манипулирования общественным сознанием.

Рассмотрим особенности манипулирования общественным сознанием в условиях рыночной экономики.

Манипулирование общественным сознанием в условиях рыночной экономики

В различных исторических источниках отмечают следующие предпосылки возникновения средств массовой коммуникации:

·значительные успехи предпринимательской деятельности;

·развитие торговли и промышленности;

·появление и усовершенствование технических средств передачи и приема информации;

·переход от аграрного к индустриальному обществу.

На определенном этапе развития появляется новая специализация человеческого труда содержание которой составляет получение, обработка и распространение за оплату (продажа), представляющей интерес для достаточно больших групп людей информации. Соответственно формируется и новая профессия - профессия журналиста.

Информация для журналиста становится товаром и достаточно массового спроса. Товаром она становится и для покупателя, приобретающего эту публичную информацию. Журналист и соответственно конкретное СМИ становятся «живым олицетворением информационной рыночной связи» и получают действительную возможность оказывать влияние на своих читателей посредством новостей, поскольку под их контролем оказывается их интерпретация, подача и распространение.

Слово «манипулирование» («манипуляция»), происходит от латинского слова manipulare и в своем первоначальном содержании означает в совершенно позитивном смысле «управлять», «управлять со знанием дела», «оказывать помощь» и т. п. В современной литературе под манипуляцией понимается искусство управлять поведением с помощью целеустремленного воздействия на общественную психологию, на сознание и инстинкты человека. Так, немецкий социолог Г. Франке под манипуляцией понимает «своего рода психическое воздействие, которое производится тайно...».

Очень многие сейчас занимаются исследованием феномена управления общественным сознанием, написано большое количество работ по способам манипулирования и защиты от них. Говорят о том, что «манипуляция превратилась в технологию господства, а понятие демократии стало чисто условным и употребляется лишь как идеологический штамп».

Американский социолог Б.Гинзберг, автор исследования способов мобилизации общественного мнения властями США, пишет: «Западные правительства использовали механизмы рынка, чтобы управлять устремлениями и чувствами народных масс... Хотя граждане западного мира имеют обыкновение связывать рынок со свободой мнений, невидимая рука рынка может быть инструментом контроля почти столь же мощным, как и железный кулак государства».

Известный испанский специалист по философии права, автор книги «Свобода самовыражения в правовом государстве» М.Сааведра заявил на специальных слушаниях в Сенате, что для телевидения нет другого закона, кроме закона спроса и предложения: «Рынок - царь, и рынок подчиняет своему господству информацию, культуру, развлечения и даже достоинство личностей» .

В настоящее время большинство сфер жизнедеятельности подчинено законам рынка. Основная направленность эволюции технологий власти и социального управления, цель их изменений и совершенствования заключаются в том, чтобы, используя наименьшие затраты средств и ресурсов, получить максимальный эффект воздействия на людей, обеспечив их «добровольную» подчиняемость.

Афанасьева Т.Ю. в статье, посвященной постиндустриальному обществу пишет, что «власть знаний и информации, возможность манипуляции ими, становится решающей в управлении обществом», при этом на второй план оттесняется даже административный ресурс. Непосредственными носителями любой социально значимой информации становятся средства массовой коммуникации. Всякое силовое давление все чаще заменяется на информационное воздействие и психологическое принуждение. Функцию контроля за распространением информации взяли на себя современные СМИ. Их выборка и трактовка событий определяет наши представления, установки, а в конечном итоге и наше поведение. Намеренно фабрикуя сообщения, которые искажают реальную социальную действительность, они с тем или иным успехом манипулируют массовым сознанием.

Немецкие политологи, авторы крупнейшего современного учебного пособия по политологии ФРГ, лаконично и образно раскрывают роль и значение информационно-психологического воздействия на людей: «Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть». Согласно определению Пауло Фрейде, манипуляции разумом человека есть средство его порабощения. Это один из способов, с помощью которых «правящие элиты пытаются подчинить массы своим целям».

Как утверждает традиционная экономическая наука, в условиях рынка покупатели и продавцы находятся примерно в равном положении и сами решают свою судьбу. Принятие решений осуществляется независимо, нет никакого контроля со стороны внешнего мира. «Манипуляция в рыночной экономике - это подобие того оптического обмана, которого все опасаются и от которого все пытаются избавиться, но вместо того, чтобы бороться с ним, стараются просто его не замечать».

Манипулятивный характер СМК обусловили причины, вызванные политическими, социально-экономическими и организационными условиями, в которых осуществляют свою деятельность средства массовой коммуникации. Основная из них - зависимость СМК от конкретных социальных субъектов. Она может проявляться в двух основных формах - экономической и административной. Экономическая форма зависимости проявляется в том, что СМК в рыночных условиях работают на определенных клиентов, например, рекламодателей и других заказчиков из числа представителей крупного капитала. Административная форма зависимости проявляется в том, что СМК подчиняются своим хозяевам и учредителям.

Способов манипуляции много, но совершенно очевидно, что главным является контроль на всех уровнях над информационным аппаратом и аппаратом формирования идей. Это гарантируется действием простого правила рыночной экономики. Владеть и управлять средствами массовой информации, как и всеми прочими видами собственности, могут лишь те, в чьих руках капитал. Радио и телекомпании, газеты, журналы, издательства принадлежат конкретным корпорациям и конгломератам. Таким образом, «аппарат всегда готов к активному, доминирующему участию в манипулятивном процессе».

Именно поэтому и ведется в наших средствах массовой информации «война компроматов». Это совсем не издержки «свободы прессы», как считают многие. Доронин А.И., автор книги «Бизнес разведка», считает, скорее всего, именно борьбой за средства массовой информации, а, в конечном счете за возможность манипулировать общественным сознанием, объясняется и трагическая смерть популярного телеведущего В. Листьева.

Манипулятивные традиции в России были заложены еще в эпоху развитого социализма, методологическая база также была проработана более чем досконально. Чем еще можно объяснить то, что «госидеологи умудрялись долгое время околпачивать всех светлым будущим, а затем перестройкой и иже с ней». Поразительная эффективность отечественного подхода к массовым манипуляциям очевидна. Просто если «ранее массовая пропаганда служила интересам одних, то сегодня она в руках столь же хороших других». При этом ситуация драматизируется наличием остатков прошлого просветительского воздействия на массовое сознание. На сегодняшний момент наша страна представляет собой активно «обработанную» аудиторию, потенциально готовую неадекватно воспринимать любую хоть немного завуалированную ложь.

Для того чтобы держать людей в повиновении, создаются мифы. Когда их удается незаметно внедрить в сознание масс, как это делается с помощью культурно-информационного аппарата, мифы обретают огромную силу, так как большинство людей не подозревает о происходящей манипуляции. Специальные методы передачи информации делают процесс управления еще более эффективным, они добавляют еще одно измерение к манипулятивному процессу. По большому счету в последнее время можно говорить о том, что сама форма коммуникаций олицетворяет управление сознанием.

Профессор факультета СМИ университета Калифорнии в Сан-Диего, Г. Шиллер, выделил пять мифов, создание и поддержание которых обеспечивает прочный «фундамент» для реализации манипулятивных технологий:

·миф об индивидуализме и личном выборе;

·миф о нейтралитете;

·миф о неизменности природы человека;

·миф об отсутствии социальных конфликтов;

·миф о плюрализме СМИ.

По мнению Шиллера, внедрение в общественное сознание данных мифов является необходимым стратегическим условием для успешности конкретных манипулятивных актов.

Очень эффективным приемом, который активно используют манипуляторы, стала немедленность. Подобный ход используется для того, чтобы помешать массам понять и осмыслить суть происходящих событий. Снижает возможность понимания информации и тот факт, что она не имеет постоянной структуры. Система, основанная на конкуренции, превращает информацию в товар потребления, и выгода состоит в том, чтобы первым заполучить и продать этот «скоропортящийся товар». Таким образом, скорость при передаче информации, которой так гордятся современные СМИ, не во всех случаях можно считать достоинством, как таковым.

Сегодня доминирующий метод распространения информации в нашей стране - дробление или локализация информации. «При передаче новостей по радио и телевидению многочисленные, не связанные друг с другом сообщения выстреливаются в эфир подобно автоматной очереди». Газеты представляют собой толстые подборки материала, расположенные почти наугад или в соответствии с тайными законами журналистики. Журналы намеренно разбиваются на статьи, помещая основную часть текста в конце номера, с тем, чтобы заставить читателя просмотреть несколько страниц рекламы. Радио- и телепрограммы постоянно прерываются для рекламных пауз.

С внедрением в информационную систему новой информационной техники фрагментация приобретает еще одно измерение. Поток несвязанной информации ускоряется до такой степени, что это вызывает порой обоснованные жалобы на информационную перегрузку. В действительности количество значимой информации не увеличивается. Подобно тому, как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию, новая и эффективная техника обработки информации позволяет заполнить эфир потоками информационного шума, еще более осложняющего для индивида и без того сложные поиски смысла.

Л.П.Гримак еще в 1999 году отмечал, что телевидение выступает в качестве «самого эффективного средства формирования гипнотической пассивности зрителя, которая способствует прочному закреплению создаваемых психологических установок». Именно с целью снижения социально-политической активности домохозяек и пенсионеров (а это, как показывает российская практика, самая политически активная категория) крутятся бесконечные латиноамериканские сериалы, для молодежи это всевозможные боевики и развлекательные передачи типа «Любви с первого взгляда», «Дома-2» и т.д.

Конечно, изредка появляются передачи, пробуждающие сознание и концентрирующие внимание на проблемах огромной важности. Но эти исключения не могут скрыть главного: цель их появления не в том, чтобы пробуждать, а в том, чтобы усыплять обеспокоенность социальной и экономической действительностью.

Заключение

манипулирование массовый сознание информационный

Таким образом, мы выяснили, что в мире, в котором информация стала товаром, мы всегда подвержены воздействию на наше сознание. Содержание и форма средств массовой информации современной России, мифы и средства их передачи полностью опираются на манипуляцию. Конечная цель манипулирования массовым сознанием - пассивность, приведение индивида к состоянию инертности, которое предотвращает действие.

В условиях рыночной экономики пассивность имеет как физическое, так и интеллектуальное измерение, и оба они искусно эксплуатируются аппаратом манипулирования сознанием.

Многоканальный поток сообщений заставляет верить в иллюзорное понятие свободного информационного выбора. На самом же деле сложившиеся монополии ограничивают информационный выбор во всех сферах нашей деятельности. Они предлагают лишь одну версию действительности - свою собственную.

Видный российский политолог и философ Сергей Георгиевич Кара-Мурза писал: «СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации. Главное в их сообщениях - идеи, внедряемые в наше сознание контрабандой».

Конечно, мы не можем говорить о том, что каждый «идет на поводу» у сильных мира сего и не может сформировать собственную точку зрения по тому или иному вопросу. Защититься от манипуляции возможно, но сегодня так сложилась, что большинство людей даже не пытаются противостоять воздействиям извне. Но если мы действительно хотим построить гражданское общество, то с этой ситуацией надо непременно бороться.

Список литературы

1.Афанасьева Т.Ю. Постиндустриальное общество: понятия, тенденции, символы. www.utopiya.spb.ru.

.Бессонов В. Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения. www. psyfactor.org.

.Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. www. bookap.info.

4.Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. -www.library.cjes.ru <http://www.library.cjes.ru>.

.Доронин А. И. Бизнес-разведка. www.library.cjes.ru <http://www.library.cjes.ru>.

.Зелинский С. А.. Манипулирование массовым сознанием с помощью СМИ (Современные психотехнологии манипулирования). www. psyfactor.org.

.Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. www.kara-murza.ru <http://www.kara-murza.ru>.

Похожие работы на - Манипулирование общественным сознанием в условиях рыночной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!