Приобретение товарно-материальных ценностей

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,96 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Приобретение товарно-материальных ценностей

Введение

Одним из наиболее значимых участков бухгалтерского учёта производственных и торговых предприятий являются материально-производственные запасы. Ошибки, допускаемые в учёте МПЗ, ведут к неправильному формированию себестоимости готовой продукции, к искажению финансового результата и налогооблагаемой прибыли. Самым сложным вопросом в учете МПЗ является учет транспортно-заготовительных расходов.

Финансовый результат деятельности предприятия напрямую зависит от решения вопросов по закупке и доставке материалов. Транспортно-заготовительные расходы возникают, когда ценности приобретаются по договору купли-продажи (поставки) без обязательства продавца доставить товар покупателю. В такой ситуации покупатель сам вывозит товар со склада поставщика собственными силами либо с привлечением специализированной транспортной организации.

Затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования (если они не включены в цену МПЗ, установленную договором) включается в их фактическую себестоимость. Эти затраты есть не что иное, как ТЗР.

1. Изучение транспортно-заготовительных расходов

1.1Изучение понятия и места ТЗР в учёте МПЗ

При приобретении товарно-материальных ценностей организации несут различные сопутствующие расходы, а именно на транспортировку и страховку груза, на оплату услуг морского порта, комиссионные брокеру, таможенные платежи и др. Рассмотрим, каким образом в бухгалтерском учете должны отражаться транспортно-заготовительные расходы.

В соответствии с ПБУ 5/01 (Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н) материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2000 г. №119н, далее - Указания) фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает, в частности:

стоимость материалов по договорным ценам;

транспортно-заготовительные расходы (ТЗР);

расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.

Транспортно-заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) включаются:

·расходы по погрузке и транспортировке;

·расходы по содержанию заготовительно - складского аппарата организации;

·расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;

·комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и иным посредническим организациям;

·плата за хранение материалов в местах приобретения (портах, ж/д станциях и т.п.);

·плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов;

·расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

·стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли.

1.2Способы учета ТЗР по материалам

Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением МПЗ, можно учитывать одним из трёх способов:

·Включать их в фактическую себестоимость МПЗ, т.е. учитывать эти расходы на том же субсчёте счёта 10 «Материалы», что и сами материалы;

·Отражать на отдельном субсчёте счёта 10, например, 10-13 «Транспортно-заготовительные расходы»;

·Учитывать на счёте 15 «Заготовление и приобретение материалов».

Способ учёта, выбранный организацией, устанавливается в её учётной политике с учётом экономической сущности самих расходов и специфики деятельности.

Первый способ - непосредственное (прямое) включение - целесообразно использовать организациям с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных их видов и групп. При этом способе учёта ТЗР списываются со счёта 10 на счета по учёту затрат вместе со стоимостью материалов, переданных в производство.

Второй и третий способы учёта ТЗР выбирают те организации, которые используют в своей деятельности разнообразные материалы, цены на которые могут меняться в зависимости от того, у каких поставщиков они приобретаются, и других факторов, а также при постоянном изменении стоимости транспортных и других расходов, включаемых в себестоимость материалов. Как правило, в этом случае используются учётные цены. Разница между вторым и третьим способом состоит только в том, на каком счёте учитываются отклонения от учётной цены - на отдельном субсчёте счёта 10 или счёте 15.

Если используется счёт 15, то по дебету данного счёта учитывается покупная стоимость материалов, по которым поступили расчётные документы от поставщика. По кредиту счёта 15 в корреспонденции со счётом 10 отражается стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных материалов. Разница между фактической себестоимостью приобретённых материалов и их учётной ценой, образующаяся на счёте 15, по окончании месяца (отчетного периода) в полном объёме переносится на счёт 16 «Отклонение в стоимости приобретаемых материальных ценностей». Эта разница складывается из ТЗР и разницы между стоимостью материалов по договорной цене и учётной ценой.

В качестве учётных цен на материалы могут применяться:

.Договорные цены. В этом случае другие расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе ТЗР.

Например, организация заключила договор со своим контрагентом о поставке необходимых материалов по договорным ценам. Услуги по доставке материалов оказывает транспортная компания. Материал учитывается по договорной стоимости. Другие расходы, в частности, расходы по доставке материалов транспортной организацией, учитываются отдельно в составе ТЗР.

.Фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода. При этом отклонения между фактической себестоимостью МПЗ текущего месяца и их учётной ценой отражаются в составе ТЗР.

Например, фактическая себестоимость конкретной группы материалов по данным предыдущего месяца составила 500 руб. за единицу. Стоимость материалов той же группы, приобретенных в отчетном периоде, составляет 540 руб. за единицу. В учете приобретенные материалы отражаются так же по 500 руб., а возникшее отклонение 40 руб. за единицу учитывается в составе ТЗР.

.Планово-расчётные цены разрабатываются и утверждаются организацией применительно к уровню фактической себестоимости соответствующих материалов, предназначенных для использования внутри организации. В этом случае отклонения договорных цен от планово-расчетных учитываются в составе ТЗР.

При осуществлённых отклонениях от рыночной (более 10%) планово-расчетные цены должны обязательно пересматриваться.

Это делается в следующих целях:

-для того, чтобы на счетах учета не накапливались значительные суммы отклонений;

-не искажалась стоимость материалов на складах и списанных в производство;

-не усложнялись расчеты.

.Средняя цена группы (разновидность планово-расчетной цены). Она устанавливается в тех случаях, когда укрупняются номенклатурные номера материалов при объединении в один номенклатурный номер нескольких размеров, сортов, видов однородных материалов, цены на которые колеблются незначительно. При этом на складе такие материалы учитываются на одной карточке. В этом случае разница между фактической себестоимостью материалов и средней ценой группы учитывается в составе ТЗР.

При существенных отклонениях (более 10%) средних цен от рыночных, средние цены подлежат пересмотру.

Например, на складе организации числится много однородных товаров, имеющих различную сортность. Отличия в цене товара одного сорта от товара другого сорта незначительны. Организация приняла решение учитывать материалы по средней цене группы. Следовательно, возникшие отклонения будут учтены в составе ТЗР.

Учёт ТЗР на предприятии должен быть организован по отдельным видам или группам материалов. Как известно, степень детализации учетных групп ТЗР во многом зависит от многих факторов, в т.ч. и от задач управления.

Если нет значительного различия в удельном весе ТЗР, а также в случаях невозможности их отнесения непосредственно к конкретным видам или группам материалов, допускается вести учет ТЗР в целос по субсчёту к счёту 10 или в целом по счёту 15, не дифференцируя по видам или группам материальных ценностей.

1.3Способы списания ТЗР

Пока материалы лежат на складе, ТЗР, связанные с ними, учитываются отдельно на счёте 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» либо отдельном субсчёте к счёту 10 «Материалы». Исключение составляет только ТЗР, включенные в фактическую цену приобретения.

По мере отпуска материалов в производство на нужды управления и иные цели соответствующая часть ТЗР или отклонений в стоимости материалов ежемесячно списывается на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов - затрат на производство или расходов на продажу.

Накопленные разницы списываются не в произвольном порядке, а согласно определенному расчету. Порядок списания отклонений приведен в п. 87 и 88 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее Методические указания). Выделяют:

·метод среднего процента;

·упрощенные методы.

Метод среднего процента состоит в следующем. Списание отклонения в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов.

Пример 1

Учетной политикой по бухгалтерскому учету предусмотрено отражение затрат по заготовке и доставке материалов до места использования на субсчёте 10-13 «ТЗР» с последующим распределением между отпущенными со склада материалами и остатком материалов на конец каждого месяца по методу среднего процента.

По состоянию на 1 февраля остаток материалов на субсчёте 10-1 составляет 19000 руб., а остаток ТЗР на субсчёте 10-13 - 1520 руб.

В феврале были приобретены материалы стоимостью 11000 руб. ТЗР, возникшие в связи с покупкой данных материалов, составляют 1000 руб.

Общая стоимость материалов, списанных в производство в феврале, равна 10000 руб. Определить размер отклонений, подлежащих списанию в производство.

Таблица 1. Регистр расходов по приобретению МПЗ

Содержание операцииДКСуммаОприходованы материалы, поступившие от поставщиков в текущем месяце10-16011000Отражены ТЗР, возникшие в текущем месяце10-13601000Списаны материалы в произ-во2010-110000Списаны ТЗР, относящиеся к материалам, использованным в произ-ве2010-13840Для этого определяется отношение суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов течении месяца (отчетного периода) по учетной стоимости. Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов. Т.е. (1520+1000): (19000+11000)*100=8,4%; затем общую стоимость материалов следует умножить на процент отклонений, т.е. 10000*8,4%=840

Таким образом, мы получаем сумму отклонений, равную 840 руб.

Если организация использует для учета отклонений счет 16, то это можно представить так:

Сумма отклонений, подлежащая списанию = [(Дебетовое сальдо по счету 16 на начало месяца + Оборот по дебету счета 16 за месяц): (Дебетовое сальдо по счету 10 на начало месяца + Оборот по дебету счета 10 за месяц)] * Оборот по кредиту счета 10 за месяц

Упрощенные варианты списания ТЗР

Для распределения ТЗР (отклонений в стоимости материалов) п. 88 Методические указаний допускает применение упрощенных методов расчета стоимости отклонений при их списании на расходы:

-Округление процента ТЗР или величины отклонений (в процентах к учетной стоимости материала) до целых единиц. После чего, соответственно изменится сумма списываемых ТЗР и остатка отклонений на конец месяца;

-Списание в полной сумме на счета учета затрат при удельном весе ТЗР в учетной стоимости материалов не более 10%, т.е. эта сумма может полностью списываться на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» и на увеличение стоимости проданных материалов;

-ТЗР могут ежемесячно полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес не превышает 5%;

-ТЗР распределяются пропорционально их удельному весу(нормативу), закрепленному в плановых калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов.

Рассмотрим последний способ более детально:

Учетной политикой организации установлено, что ТЗР в течении отчетного периода распределяются по нормативному проценту с последующей корректировкой данных в следующем месяце.

Нормативный процент ТЗР установлен 6,667%. По состоянию на 01.01.10. остаток ТЗР на счете 10-13 составлял 12000 руб., а остаток материалов - 180000 руб. Удельный вес ТЗР составляет 6,667%.

В течении февраля у организации возникли ТЗР в размере 25000 руб. по текущим поставкам материалов на сумму 300000 руб., т.е. средний процент по полученным поставкам составляет 8,33%. Фактически сложившийся в феврале удельный вес выше нормативного. В феврале были отпущены в производство материалы на сумму 400000 руб.

Исходя из нормативного процента 6,667% с учетом объема отпущенных материалов нужно списать на расходы ТЗР в размере 26668 руб. (400000*6,667%).

По состоянию на 01.03.10. остаток ТЗР составил 10332 руб. (12000+25000-26668), а остаток материалов - 80000 руб. (180+300-400).

Удельный вес ТЗР, сложившийся на начало марта равен 12,915%, что выше нормативного. Поэтому в начале марта переходящий остаток ТЗР доводится до нормативного значения, отклонения относятся на затраты.

Материалов на начало марта на складе осталось на сумму 80000 руб. Нормативная величина ТЗР на них должна составлять 5333,6 руб. (80000*6,667%), а переходящий с прошлого остаток ТЗР фактически равен 10332 руб. Разница 4998,4 руб. относится в марте на затраты. Данные прошлого месяца при этом корректировать не следует.

Учет транспортных расходов ведется в так называемых франко-ценах, которые определяют, какую часть транспортных расходов оплачивает поставщик, а какую покупатель.

Существует четыре основных варианта франко-цены:

-«франко-склад поставщика» - все расходы на доставку берет на себя покупатель;

-«франко-вагон, станция отправления» - расходы по доставке до станции отправления берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;

-«франко-вагон, станция назначения» - расходы по доставке до станции назначения берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;

-«франко-склад покупателя» - все расходы по доставке берет на себя поставщик.

В реальной жизни существует больше вариантов оплаты транспортных расходов. Конкретные варианты доставки и ее оплаты оговариваются в договоре между покупателями и поставщиками.

2. Особенности учета ТЗР

транспортный заготовительный расход товарный

2.1 Особенности учета ТЗР торговыми организациями

Организации, осуществляющие торговую деятельность, могут учитывать товары, приобретенные для перепродажи, одним из следующих способов:

×По покупной стоимости (стоимости приобретения) непосредственно на счете 41 «Товары»;

×По продажным ценам с отдельным учетом наценок (скидок) на счете 42 «Торговая наценка»;

×По учётным ценам (с использованием счета 15)

По покупным или учётным ценам товары учитывают организации, которые осуществляют оптовую торговлю. Розничные торговые предприятия могут учитывать товары по покупным или продажным ценам.

Для торговых организаций п. 13 ПБУ 5/01 предусмотрено специальное положение по учету ТЗР. Эти расходы можно включать в стоимость товара (счет 41) и в расходы на продажу (счет 44 «Расходы на продажу»). Выбор организации по данной позиции закрепляется в учетной политике.

Первый вариант учета возможен у организаций с небольшой номенклатурой товара. Здесь можно включать расходы по доставке по конкретной накладной в фактическую стоимость каждого конкретного товара пропорционально стоимости, количеству, массе и тд.

Большинство же торговых организаций учитывают ТЗР по второму варианту, выделив для их учета отдельный субсчет на счете 44 «Расходы на продажу» Это позволяет упростить бухгалтерский учет и сблизить его с налоговым.

Если расходы на доставку учитываются на счете 44, то они могут признаваться в себестоимости проданных товаров (т.е. списываться со счета 44 в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж») полностью либо частично. Такое положение предусмотрено для коммерческих расходов. При частичном списании ТЗР подлежат распределению между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.

Статистический вариант расчета ТЗР, приходящихся на остаток товара, не меняется в торговле более полувека. Его идея состоит в том, что в каждой товарной единице лежит одинаковый размер транспортных расходов. Эта идея закреплена в п. 87 Методических указаний: ТЗР по товарам можно списывать пропорционально стоимости их приобретения исходя из отношения суммы ТЗР на начало месяца и ТЗР за месяц к сумме остатка товаров на начало месяца и товаров, поступивших в течение месяца. Полученное значение, умноженное на 100, даёт процент, который следует использовать при списании ТЗР:

ТЗР на остаток товара = Остаток нереализованных товаров на конец месяца * Средний% ТЗР. Средний% ТЗР= (сумма ТЗР, относящаяся к остатку товаров на начало месяца + сумма ТЗР, понесённых в текущем месяце): (стоимость товаров, реализованных в текущем месяце + остаток нереализованных товаров на конец месяца)*100%

Для целей исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Формула расчета ТЗР, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, приведена в ст. 320 НК РФ и полностью повторяет бухгалтерскую формулу.

В ст. 320 НК РФ не предусмотрено распределение прямых транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, по видам этих товаров. Следовательно, если организация торгует товаром нескольких видов, то определять долю прямых расходов, приходящуюся на остатки нереализованных товаров, следует по общей стоимости остатков нереализованных товаров без распределения по их видам (письма Минфина России от 12.11.09 №03-03-06/4/98, 10.08.05 №03-03-04/1/160).

При расчете суммы прямых транспортных расходов, относящихся к остаткам товаров, в этот показатель нужно включать все товары, которые являются собственностью торговой организации. Это и касается и товаров, находящихся в пути, право собственности на которые уже перешло к налогоплательщику, а также отгруженных товаров до перехода права собственности к покупателям.

Выделение ТЗР на отдельном субсчете счета 44 и расчет ТЗР, приходящихся на остаток товара, позволяет торговым организациям сблизить два учета.

Например, основной вид деятельности организации - торговля продуктами питания и сопутствующими товарами. В апреле 2010 г. организация продала товары, покупная стоимость которых равна 400000 руб. На конец месяца остаток нереализованных товаров составил 100000 руб. Транспортные расходы по доставке покупных товаров на склад организации за май составили 15000 руб., а аналогичные расходы, приходящиеся на остаток товаров на начало мая, - 5000 руб. Средний процент ТЗР - 4% [(15000+5000): (400000+100000)*100%]. Величина транспортных расходов, относящихся к остатку товаров, - 4000 руб. (100000*4%). Сумма прямых транспортных расходов, на которую организация имеет право уменьшить налогооблагаемую прибыль, за май составит 16000 (5000+15000-4000). Эта величина равна стоимости реализованных товаров, умноженной на средний процент ТЗР - 16000. (400000*4%).

Если организация занимается только торговлей и использует собственный транспорт лишь для доставки приобретенного товара на собственный склад, порядок учета транспортных расходов прост. В этом случае можно предложить сформировать налоговый регистр прямых расходов транспортного подразделения. К таким расходам относятся затраты на ГСМ, амортизация автомобилей, зарплата водителей и начисленный на неё ЕСН. Все эти расходы полностью относятся к прямым торговым расходам и распределяются на остаток товара на складе согласно порядку, установленному в статье 320 НК РФ.

Сложности с определением прямых расходов возникают, если организация использует свой транспорт помимо доставки товаров на склад также и для других перевозок. Например, для доставки товаров покупателям. В этом случае одна часть транспортных затрат является прямыми расходами, а другая - косвенными. Та часть транспортных затрат, которая относится к косвенным расходам, полностью принимается в уменьшение налогооблагаемой базы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Другую часть транспортных затрат, относящуюся к прямым расходам, списать полностью нельзя. В налоговом законодательстве не прописано, как распределять транспортные расходы между видами перевозок. В этом случае организация может закрепить в учетной политике для целей налогового учета любой экономически обоснованный способ распределения расходов. Например, транспортные расходы могут распределяться на прямые и косвенные пропорционально расстоянию, пройденному транспортом.

Пример 3

Организация занимается торговой деятельностью. На собственном транспорте она осуществляет доставку товаров на склад, а также другие внутренние перевозки. За июль 2004 года общий километраж транспорта организации составил 30 000 км, из них 12 000 км относятся к доставке товаров на склад. Транспортные расходы, понесенные в июле, представлены в налоговом регистре (см. табл. 2).

Таблица 2. Налоговый регистр транспортных расходов

Вид расходовСумма, руб.Расходы на ГСМ350 000Амортизация автомобилей15 000Зарплата водителей45 000ЕСН на зарплату водителей9720

Сначала определим отношение расстояния, пройденного транспортом при доставке приобретенных товаров на склад организации, к общему расстоянию, пройденному транспортом за месяц. Этот удельный коэффициент равен 0,4 (12 000 км: 30 000 км). Сумма прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, рассчитывается как произведение суммы транспортных расходов по организации в целом и удельного коэффициента прямых транспортных расходов: (350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) * 0,4 = 167 888 руб.

А если организация ведет несколько видов деятельности? Тогда ей придется определять сумму транспортных расходов, относящуюся к торговле. Она рассчитывается пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).

Воспользуемся данными налогового регистра из примера 2. Допустим, организация кроме торговли занимается еще и производством. Выручка от торговой деятельности за июль 2004 года составила 5 000 000 руб., а от производственной - 2 000 000 руб.

В этом случае транспортные расходы надо распределить по видам деятельности.

Сначала рассчитаем, какую долю в общей выручке составляет выручка от торговой деятельности: 5 000 000 руб.: (5 000 000 руб. + 2 000 000 руб.) = 0,714.

Исходя из этой доли, рассчитаем сумму транспортных расходов, относящихся к торговой деятельности: (350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) * 0,714 = 299 800 руб.

Теперь можно рассчитать сумму прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, исходя из удельного коэффициента прямых транспортных расходов. Сумма транспортных расходов, распределяемых на остаток товаров на складе, составит: 299 800 руб. х 0,4 = 119 920 руб.

2.2 Учет ТЗР неторговыми организациями

Порядок отражения транспортно-заготовительных расходов при учете товаров в неторговых организациях подробно определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Пунктом 221 этих указаний установлено следующее. Излишние материальные запасы, переданные для продажи подразделению, осуществляющему торговую деятельность, списываются со счетов учета МПЗ на счет 41 «Товары». Они приходуются по фактической себестоимости, в которую включены и транспортные расходы.

Неторговые организации могут приобретать товары для перепродажи непосредственно через подразделения, которые осуществляют торговую деятельность. В этом случае транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» по дополнительно вводимому субсчету «Коммерческие расходы по товарам» (п. 223 Методических указаний). Иного способа учета транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, для неторговых организации в Методических указаниях не предусмотрено.

Многопрофильные организации осуществляют, как правило, несколько видов деятельности и имеют отдельное транспортное подразделение. Расходы такого подразделения отражаются по дебету счета 23 «Вспомогательное производство». Оказанные услуги списываются со счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счетов 20, 29, 44 и 90 по фактической себестоимости. При этом организации могут принять любую экономически обоснованную базу для распределения расходов вспомогательного производства. Например, пропорционально выручке, полученной от разных видов деятельности, или количеству работников в подразделениях и др. Принятый в организации порядок бухгалтерского учета и распределения транспортных расходов закрепляется в учетной политике.

Метод списания транспортных расходов и расчета транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе, определяется в учетной политике по бухгалтерскому учету. Многие организации используют прежний порядок, установленный пунктом 2.18 Методических рекомендаций Роскомторга. В конце месяца сумма транспортных расходов, приходящаяся на реализованные за текущий месяц товары, списывается в дебет счета 90 «Прочие доходы и расходы». Остаток по счету 44 равен сумме транспортных расходов, которая приходится на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту транспортных расходов за отчетный месяц (с учетом переходящего остатка на начало месяца). Причем в бухучете нет неопределенности в вопросе о том, как распределяются транспортные расходы. Они распределяются не только на остаток товаров на складе, но и на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, которые учтены на счете 45.

2.3 ТЗР и потери при перевозке

Если при приемке поступивших в организацию МПЗ фактическое наличие ценностей окажется меньше, чем указано в товаросопроводительных документах поставщика, то торговая организация должна составить следующий акт по унифицированной форме:

-ТОРГ-2 «Акт об установлении расхождений по количеству и качеству приемке товарно-материальных ценностей»;

-ТОРГ-3 «Акт об установлении расхождений по количеству и качеству импортных товаров».

Сумма товарных потерь вследствие естественной убыли при перевозках определяется исходя из массы товаров (нетто), принятых для перевозки, и нормы естественной убыли.

Необходимые действия при недостачах в случае приемки указаны в п. 58-60 Методических указаний по МПЗ:

1. Сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в т.ч. транспортные расходы и НДС, относящиеся к ним не учитываются.

Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Одновременно недостающие или испорченные материалы списываются со счета 94 и относятся на транспортно-заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов.

Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), то они приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи.

2. Недостача и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.

В фактическую себестоимость включаются:

×Стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика без НДС. По подакцизным товарам в договорную цену включаются акцизы. Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), то они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;

×Сумма ТЗР, подлежащая уплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов (по продажным ценам поставщика) по данной ставке (без НДС);

×Сумма НДС, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.

3. Фактическая себестоимость недостачи и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика).

При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, ТЗР и НДС, включенных в фактическую себестоимость недостачи и порчи.

Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышение цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, а также по другим подобным причинам.

При отсутствии оснований для предъявления претензии (иска), например, при стихийных бедствиях, а также в случаях, когда иск покупателя к поставщику и (или) транспортной организации судом не удовлетворен (полностью или частично), такие суммы недостач и потерь от порчи также списываются покупателем на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», затем на прочие расходы отчетного периода.

В случае поставки продукции, не соответствующей по своим качественным характеристикам стандартам, техническим условиям, заказам, договорам, такие товары приходуются по пониженным ценам, согласованным с поставщиком.

В отношении продовольственных товаров речь может идти только о снижении сортности или ассортимента. Испорченные товары (в т.ч. и в результате истечения сроков хранения) должны быть отражены в составе недостач.

Заключение

Учет транспортно-заготовительных расходов позволяет организации вести более точное ведение поступления материально-производственных запасов. Определение доли прямых затрат по ТЗР, среднего процента ТЗР, потери при перевозке и тд. Всё это уточняет фактическую стоимость производственных запасов.

Возможность вести учет ТЗР на различных счетах (10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 44 «Расходы на продажу») позволяет организациям сблизить ведение бухгалтерского и налогового учетов.

Список литературы

1.Бухгалтерский учет: учеб. - М: ТК Велби, Бочкарева И.И., Левина Г.Г. 2008 г.;

2.«Актуальные вопросы бух. учета и налогообложения»: период. издание. №5, 2010 г.;

3.«Бухгалтерский учет»: период. издание. №2, 2010 год;

4.«Бухгалтерский учет»: период. издание. №3, 2010 год;

5.Это аудит http://www.audit-it.ru/articles.

Похожие работы на - Приобретение товарно-материальных ценностей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!