Оценка уровня самоокупаемости и рентабельности на предприятии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    66,25 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка уровня самоокупаемости и рентабельности на предприятии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка уровня самоокупаемости и рентабельности на предприятии

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ САМООКУПАЕМОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

.1 Определение рентабельности и самоокупаемости

.2 Методы анализа самоокупаемости и рентабельности организации и показатели оценки ее эффективности

. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ

.1 Фирменное досье предприятия

.2 Анализ прибыли и рентабельности ООО "Идейный бизнес"

. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ООО "ИДЕЙНЫЙ БИЗНЕС"

.1 Основные направления по повышению эффективности ООО "Идейный бизнес"

.2 Внедрение системы планирования на предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.

Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия.

Таким образом, финансовые результаты предприятия могу быть отражены через такие показатели как рентабельность и самоокупаемость.

В работе рассмотрена рентабельность частного предприятия, для которого ненулевая рентабельность является условием выживания на рынке.

Объект исследования: рентабельность и самоокупаемость предприятия.

Предмет исследования: методы и способы качественной и количественной оценки уровня самоокупаемости и рентабельности на предприятии.

Цель исследования рассмотреть методы и способы качественной и количественной оценки уровня самоокупаемости и рентабельности на предприятии на примере оптового предприятия ООО "Идейный бизнес".

Задачи исследования:

·        Рассмотреть экономическую сущность самоокупаемости и рентабельности;

·        проанализировать рентабельности продукции и предприятия ООО "Идейный бизнес";

·        Рассмотреть пути повышения рентабельности ООО "Идейный бизнес".

1.    
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ САМООКУПАЕМОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

1.1    Определение рентабельности и самоокупаемости


Самоокупаемость - принцип эффективной деятельности предприятия, фирмы, согласно которому все произведенные расходы на простое воспроизводство должны покрываться доходами (выручкой) от реализации произведенной продукции.

Одновременно принимаются меры по преодолению убыточности и обеспечению рентабельной работы предприятия.

Увеличение выручки достигается ростом объема товарной продукции и улучшением ее качества, а снижение издержек производства - повышением его эффективности, совершенствованием техники, технологии и организации производства, соблюдением режима-экономии. Если в течение установленного срока эта цель не достигается, то может быть поставлен вопрос о прекращении деятельности предприятия.

Дальнейшим развитием принципа самоокупаемости является самофинансирование, в условиях которого предприятие покрывает из собственных источников все свои затраты не только на простое, но и на расширенное воспроизводство.

Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

Уровень самоокупаемости характеризует соотношение выручки от продаж и себестоимости проданных товаров, выраженное в виде фин коэффициента:

К-ент самоокупаемости = Выручка от продажи товаров/себестоимость проданных товаров.

Самоокупаемость характеризует способность предприятия покрывать (возмещать) текущие затраты по себестоимости проданных товаров за счет выручки от продаж, поступившей на расчетный счет предприятия.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организации, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - сумма прибыли (доходов). Относительный показатель - уровень рентабельности.

Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель - уровень рентабельности.

Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности <#"530693.files/image001.gif">) учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прибыль за отчетный период включает:

Прибыль от обычных видов деятельности , исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки от реализации и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость.

Обычная деятельность (ordinary activities) - любая деятельность, осуществляемая предприятием как часть своего бизнеса, и такие относящиеся к ней виды деятельности, которые осуществляются впоследствии, присущи или возникают в результате обычной деятельности.

Чрезвычайная деятельность (extraordinary items) - доходы или расходы, возникающие в результате событий или операций, которые можно четко отделить от обычной деятельности предприятия и которые не происходят часто или регулярно.

Обычная деятельность, в свою очередь, подразделяется на операционную и другую (финансовую и инвестиционную).

Операционная деятельность - это основная деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, не являющиеся инвестиционной или финансовой деятельностью. К основной деятельности относят операции, связанные с производством или реализацией продукции (товаров, услуг), которые являются определяющей целью создания предприятия и обеспечивают основную долю его дохода. Расходы, связанные с основной деятельностью, различают по функциям - производство, управление, сбыт и др. Финансовый результат от операционной деятельности определяется как алгебраическая сумма валовой прибыли (убытка), другого операционного дохода, административных расходов, расходов на сбыт и других операционных расходов.

Другая деятельность предприятия разделяется на инвестиционную и финансовую. Инвестиционной деятельностью считают приобретение и реализацию тех внеоборотных активов, а также тех финансовых инвестиций, которые не являются составной частью эквивалентов денежных средств.

Под финансовой деятельностью понимают деятельность, которая приводит к изменениям размера и состава собственного и заемного капитала предприятия.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения определяется как алгебраическая сумма прибыли (убытка) от основной деятельности, финансовых и других доходов (прибылей), финансовых и других расходов (убытков);

В связи с тем, что подавляющую часть прибыли за отчетный период (85-97%) предприятия получают при реализации товарной продукции от обычных видов деятельности, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание.

В процессе анализа используются различные экономические показатели, характеризующие прибыль. Среди них, помимо приведенных выше показателей ,,,, с учетом требований МСФО можно выделить:

·        валовую прибыль (), представляющую собой выручку от реализации за вычетом себестоимости продукции. В расчет этого показателя в соответствии с международной практикой не включаются коммерческие и управленческие расходы;

·        чистую прибыль до налогообложения -, (EBT);. Это валовая прибыль, уменьшенная на величину расходов, непосредственно не связанных с выпуском продукции (налоги);

·        чистую прибыль после налогообложения -. Понятие чистой прибыли после налогообложения составляет прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия;

·        нераспределенную прибыль . Нераспределенная прибыль (с начала ее формирования) представляет собой прибыль предприятия за вычетом различных убытков, выплат по дивидендам и прибыли, трансформированной в авансированный (вложенный) капитал.

·        операционную прибыль, прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (EBIT).

Источником информации при анализе прибыли являются: форма 2 "Отчет о прибылях и убытках"; сведения по счетам аналитического бухгалтерского учета 68, 84, 90, 91, 92, 99; плановые показатели из бизнес-плана предприятия. Для анализа состава и динамики прибыли за отчетный период составляется таблица, в которой отражаются сведения о величине прибыли за базовый и отчетный период в разрезе ее составных частей.

Рентабельность продаж - отношение чистой прибыли предприятия к чистому объему продаж; показатель операционной эффективности компании.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) рассчитывается как отношение суммы чистого денежного притока (состоящего из чистой прибыли <#"530693.files/image011.gif">, (1)

где ЧП -чистая прибыль, млн. руб.

В - выручка, млн. руб.

2. Расчет рентабельности затрат:

, (2)

де Ам - амортизация основных средств, млн.руб.;

ЧП - чистая прибыль, млн.руб.;

Затр - затраты по реализованной продукции.

На практике большое значение имеет удовлетворение интересов, как собственников, акционеров организации, так и ее администрации в получении достоверной информации о бухгалтерской отчетности и соблюдении учетной политики организации, а также в знании аналитической информации о финансово-хозяйственной деятельности с целью принятия наиболее верных управленческих решений.

В условиях рыночной экономики стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, и снижение затрат на ее производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки: они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Основными источниками информации для исследования рентабельности являются бухгалтерская отчетность и данные бухгалтерского учета. В процессе контроля показателей бухгалтерского учета и отчетности, участвующих в расчете показателей рентабельности, применяют следующие аналитические процедуры:

·        сопоставление показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними коэффициентов рентабельности отчетного периода и предыдущего года с нормативными или критериальными значениями, свидетельствующими о положительных или отрицательных тенденциях в изменении рентабельности организации;

·        анализ изменений показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов рентабельности при изучении влияния факторов на эти показатели.

Однако организация, осуществляющая производственно-хозяйственную деятельность, заинтересована не только в наибольшей величине прибыли, но и в отдаче вложенных средств. Отдача, или эффективность вложенных средств, характеризуется размером прибыли, получаемой организацией на 1 руб. капитала, на 1 руб. оборота (реализованной продукции, работ, услуг) или на 1 руб. инвестиций. Такие показатели называются показателями рентабельности и могут быть определены в виде коэффициентов или процентов, для чего используются формулы (1) и (2):

Ра = П / Аi, (1)

Ро = П / Аi х 100, (2)

где Ра - рентабельность, выраженная в абсолютных значениях, руб.;

Ро - рентабельность, выраженная в относительных значениях, %;

П - прибыль организации, руб.;

Аi - количество средств (i-го вида);- вид вложенных средств (капитал, текущие затраты и др.).

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, а также доходность различных направлений ее деятельности (производственной или инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. В отличие от прибыли показатели рентабельности более емко отражают окончательные результаты хозяйствования, поскольку величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

) показатели, характеризующие прибыльность продаж;

) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все вышеназванные показатели рентабельности рассчитываются на основе общей (балансовой) прибыли, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли.

В процессе исследования показателей рентабельности решаются следующие задачи:

·        оценка динамики показателей рентабельности, определение и анализ факторов, влияющих на изменение этих показателей;

·        выявление причин потерь и убытков, вызванных ошибками в работе (особенно в финансовой и бухгалтерской службах).

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R) определяется отношением прибыли от реализации (П) или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (З) (см. формулы (3) и (4)).

R = П / З, (3)

R = ЧП / З. (4)

Рентабельность производственной деятельности организации характеризует, каков объем прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции у организации. Показатель рентабельности следует рассчитывать как в целом по организации, так и по отдельным ее структурным подразделениям или видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности организации, поскольку учитывает не только чистую прибыль, но и всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение организации в результате их оборота. Сумма прибыли может быть небольшой, если организация применяет ускоренный метод начисления амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход организации, который может быть использован в процессе реинвестирования.

Рентабельность продаж (оборота) определяется отношением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли на сумму полученной выручки (В). Рентабельность продаж характеризует, сколько прибыли имеет организация с 1 руб. продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по организации, а также по структурным подразделениям или видам продукции согласно формулам (6) и (7):

об = П / В, (6)об = ЧП / В. (7)

Рентабельность (доходность) капитала рассчитывается отношением общей (балансовой) или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего капитала (К) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного капитала и т.д. (см. формулы (8) и (9)):

Rк = Побщ / К, (8)

Rк = ЧП / К. (9)

В процессе исследования изучают уровень и динамику вышеперечисленных показателей рентабельности. Кроме того, можно провести межхозяйственные сравнения с организациями-конкурентами.

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул по качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. В экономической литературе рекомендуются различные подходы анализа показателей рентабельности, что позволяет раскрыть причинно-следственные связи между финансовыми результатами и показателями финансового состояния. Для исследования возьмем показатели интенсивности развития - качественные показатели использования ресурсов, т.е. производительность труда (или трудоемкость), материалоотдача (или материалоемкость), фондоотдача (или фондоемкость), количество оборотов оборотных средств (или коэффициент закрепления оборотных средств). Необходимо отметить, что фондоотдача (N / F), фондоемкость продукции (F / N) обобщают в себе такие показатели интенсивности, как амортизациоотдача (N / А), амортизациемкость (А / N), оборачиваемость основных производственных фондов (F / A), обратный коэффициент оборачиваемости производственных фондов (А / F).

2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Фирменное досье предприятия

ООО "Идейный бизнес" является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.

Для обозначения своей продукции ООО "Идейный бизнес" может разрабатывать и использовать собственный товарный знак в порядке, установленном законодательством. ООО "Идейный бизнес" имеет право в установленном законодательством порядке использовать товарные знаки иных лиц.

Предприятие "Идейный бизнес" было создано на основе организационно-правовой формы общества с ограниченной ответственностью в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О хозяйственных обществах", иными законодательными актами и актами законодательства Республики Беларусь.

Предметом деятельности предприятия, в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности, является 51479 Оптовая торговля прочими бытовыми товарами, не включенными в другие группировки.

В соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии) (утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь № 17 от 14.07.2003 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"), данный вид деятельности не подлежит лицензированию.

Основным видом деятельности ООО "Идейный бизнес" является оптовая торговля детскими товарами.

Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов Участников ООО "Идейный бизнес" посредством осуществления хозяйственной деятельности.

Главным принципом ООО "Идейный бизнес" является: "Служение интересам и запросам покупателей - главная задача каждого коллектива".

Предприятие находится по адресу: 220072 Республика Беларусь, г. Минск, ул. Сурганова 11, корп. 2, комн. 11.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются Устав и Учредительный договор.

На ООО "Идейный бизнес" имеет место линейная организационная структура. Схематически линейная организационная структура ООО "Идейный бизнес" представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1. - Линейная организационная структура ООО "Идейный бизнес"

Источник: собственная разработка.

ООО "Идейный бизнес" сотрудничает с розничными продавцами в таких городах Беларуси, как Барановичи, Борисов, Витебск, Гомель, Жлобин, Ивацевичи, Могилев, Новогрудок, Новополоцк, Солигорск, Полоцк, Шклов и т.д. Более подробная информация представлена в приложении В.

 

.2 Анализ прибыли и рентабельности ООО "Идейный бизнес"


Необходимо провести анализ прибыли и рентабельности ООО "Идейный бизнес". В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы их определяющие.

Относительными показателями является система показателей рентабельности, которые отражают уровень прибыльности относительно определенной базы. Источником исследования стал отчет о прибылях и убытках за 2010 год.

Таблицы 2.2.1- Анализ прибыли ООО "Идейный бизнес"

Показатели

2009

2010

Отклонения

Темпы роста, %

Товарооборот (млн. руб.)

547,3

581,4

34,1

106,2

Валовые доходы (млн. руб.)

145,7

147,5

1,8

101,2

Уровень валового дохода, %

26,6

25,4

-1,3

95,3

Издержки обращения (млн. руб.)

76,9

5,0

107,0

Уровень издержек, %

13,1

13,2

0,1

100,7

НДС, (млн. руб.)

69,8

71,2

1,4

102,0

Прибыль от реализации (млн. руб.)

68,0

70,6

2,6

103,8

Прибыль от неосновной деятельности (млн. руб.)

-1,0

-4,9

-3,9

20,4

Балансовая прибыль (млн. руб.)

547,3

576,5

29,2

105,3

Налог на прибыль (млн. руб.)

16,3

16,9

0,6

103,8

Чистая прибыль (млн. руб.)

40,0

46,9

6,9

117,3

Источник: собственная разработка

Анализ показывает, что показатели, характеризующие прибыльность предприятия, увеличиваются, так, прибыль от реализации товаров увеличивается в 2010 г. на 2,6 млн. руб., что составило 3,8 %. Но снижается прибыль от неосновной деятельности на 3,9 млн. руб., что составляет 80%. Значительно снизились доходы по этой статье расхода, поэтому снижается прибыль. В связи с этим сумма балансовой прибыли возросла на 29,2 млн. руб., что составило 5,3%.

Балансовая прибыль, уза вычетом налога на прибыль, дает чистую прибыль, которая увеличилась на 17,3%.

Определив, что такое рентабельность продаж, затрат и фондорентабельность, можно провести расчет данных показателей. Данные представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Показатели рентабельности

Показатели

2009

2010

Отклонение

Темпы роста

Рентабельность продаж, %

7,3

8,1

0,8

110,4

Рентабельность затрат, %

55,6

61,0

5,4

109,6

Фондорентабельность, %

19,1

19,6

0,5

102,8

Прибыль в расчете на одного торгового работника, %

4,4

5,2

0,8

117,3

Источник: собственная разработка.

Пример расчета для 2008 года:

Рентабельность продаж показывает, какой процент прибыли ООО "Идейный бизнес" находится в одном рубле выручки. Таким образом, 8% от каждого рубля выручки ООО "Идейный бизнес" являются прибылью.

 (11)

Рентабельность производственной деятельности характеризует окупаемость издержек и показывает, сколько ООО "Идейный бизнес" имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на реализацию продукции. Таким образом, ООО "Идейный бизнес" имеет 0,609 млн.руб. прибыли с каждого затраченного рубля.

 (12)

Фондорентабельность показывает, сколько прибыли от реализации товаров ООО "Идейный бизнес" получит с 1 рубля ОПФ. Таким образом, ООО "Идейный бизнес" получит 19,6% прибыли с 1 рубля ОПФ.

Анализируя таблицу 2.4., можно сказать, по сравнению с 2009г. рентабельность продаж возросла на 0,8 процентных пункта, а рентабельность затрат, соответственно, возросла на 5,.4 процентных пункта. И на каждого работника в 2010 г. приходится на 0,8% прибыли больше, чем в 2009 г. Эти показатели говорят об успешной деятельности предприятия, о его развитии и продвижении на рынке детских товаров.

Проанализируем источники формирования прибыли в отчетном периоде. Исходные данные для анализа представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Анализ источников формирования прибыли

Наименование показателей

Предыдущий год (2009)

Отчетный год (2010)

Отклонения


2

3

4

1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) (млн. руб.)

36,1

507,1

471

2. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг (млн. руб.)

28,3

359,6

331,3

3. Валовая прибыль (млн. руб.)


147,5

147,5

5. Расходы на реализацию (млн. руб.)

5

76,9

71,9

6. Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (стр.1- стр.2-стр.4-стр.5) (млн. руб.)

-3,2

70,6

73,8

7. Индекс свободных отпускных цен предприятия на продукцию (млн. руб.)

0,09

0,09

0,02

8. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) в сопоставимых ценах (млн. руб.)

39,349

552,739

514,112

Источник: Собственная разработка.

Анализ данной таблицы позволяет сделать вывод о получении в отчетном периоде прибыли. В предыдущем периоде прибыль была отрицательная.

Таблица 2.4 - Анализ источников изменения прибыли

Факторы изменения прибыли (убытка) от реализации продукции

Алгоритм расчета

Расчет

Сумма влияния на прибыль (убыток), млн. руб.

1. Изменение прибыли (убытка) от реализации продукции

   

 D Пр=70,6 - (-3,2)

73,8

  Пр




в том числе за счет:




1.1. Изменение цен на реализованную продукцию- DПрц

Прц = графа 3 строка 8 -графа 3 строка 1

 Прц=552,73-507,1

45,63





1.2. Объема реализованной продукции - Проб


DПр=(552,73/39,349-1)*5

65,234

1.3. Уровня затрат на один рубль реализованной продукции


37,03

Источник: собственная разработка.

Анализ источников изменения прибыли показывает, что на нее в наибольшей степени повлияли изменения в объеме реализации продукции и изменение цен. Это может говорить о том, что предприятие и рынок товаров для детей развиваются и предприятие увеличивает свою прибыль путем увеличения объемов продаж. А рост объемов продаж, зафиксированный нами в предыдущем анализе динамики продаж, влияет на прибыль. Уровень затрат на один рубль реализованной продукции не такое значительное влияние на изменение прибыли организации, что говорит о том, что фирма имеет резервы для снижения своих издержек. Для оптового предприятия эти резервы могут быть в снижении расходов на реализацию.

Таблица 2.5 - Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности ООО "Идейный бизнес" за 2009 -2010 гг., тыс. руб.

Показатели деятельности

2007

2008

Темп роста, %

Товарооборот, (млн. руб.)

547,30

581,40

36,10

106,23

Валовой доход, (млн. руб.)

145,70

147,50

1,80

101,24

Расходы на реализацию, (млн. руб.)

71,90

76,90

5,00

106,95

Прибыль от реализации товаров, (млн. руб.)

67,40

70,60

138,00

104,75

Уровень рентабельности (млн. руб.)

20,34

19,63

-0,71

-

Внереализационные доходы (прибыль) (млн. руб.)

0,00

0,20

0,20

-

Внереализационные расходы (млн. руб.)

0,00

4,70

4,70

-

Балансовая прибыль (млн. руб.)

547,30

576,50

29,20

105,34

Источник: Собственная разработка.

Из таблицы видно, что сумма товарооборота в 2010 г. увеличилась на 36,1 млн. руб. по сравнению с показателем товарооборота за 2009 год, который составил 547,3 млн. руб. Благодаря расчету темпа роста, можно сказать, что это увеличение составило 6,23%. Данные о товарообороте позволяют оценить степень проникновения предприятия на рынок, оценить сложившуюся конъюнктуру, конкурентную позицию на рынке и темпы экономического развития торгового предприятия. Таким образом, увеличение товарооборота показывает на развитие предприятия, рост продаж и постепенное проникновение ООО "Идейный бизнес" на рынок детских товаров. Так, важно исчислять и анализировать коэффициент выполнения каждого контракта. Он исчисляется как отношение фактически поставленного количества товара к объёму поставок, предусмотренному на этот период в контракте. Этот же показатель может исчисляться и в стоимостном выражении как отношение фактического объёма поставок к её величине по контракту.

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ООО "ИДЕЙНЫЙ БИЗНЕС"

3.1 Основные направления по повышению эффективности ООО "Идейный бизнес"


Проведенный анализ на предприятии, позволяет предложить мероприятия по увеличению эффективности функционирования деятельности предприятия "Идейный бизнес":

.        Для ускорения получения денежных средств от покупателей можно предложить оптовому покупателю скидку с суммы платежа за досрочную оплату.

.        Материальное стимулирование работников. Предприятия оптовой торговли выступают на рынке одновременно и покупателями, и продавцами. Отсюда возникает большая зависимость эффективности деятельности предприятия от целевых установок работы торговых агентов. В таком случае оценка работы торговых агентов должна базироваться на прибыли, которую получает предприятие в результате их работы. Например, размер комиссионного вознаграждения для торговых агентов надо исчислять в зависимости от прибыльности изделия, а не от его продажной цены, или должен быть установлен больший размер вознаграждения за заключение контракта с новым контрагентом, чем за возобновляемый контракт, а также необходимо применять возрастающую комиссионную ставку на товары, продаваемые сверх норматива продаж, установленного на одного торгового агента.

.        Необходимо увеличить долю собственных средств в оборотных активах фирмы, что в условиях дефицита кредитных средств и их дороговизны. Средняя ставка по краткосрочным кредитам составляет 20-25%, что сказывается на цене продукции и делает ее более неконкурентоспособной, а предприятие более зависимым от кредитных источников. Хотя анализ динамики показывает рост доли собственных средств в оборотных активах предприятия, следует наращивать эту долю. Анализ прибыли показывает ее неуклонный рост, прибыль может стать очень важным источником формирования собственных средств предприятия.

.        Мероприятия по совершенствованию ассортимента. Предприятие должно постоянно включать в свой ассортимент новые виды товаров и новых производителей. Расширение ассортимента возможно за счет продажи детских игрушек для детей до 3 лет. Этот рынок пока не занят, представлен только 3-мя крупными оптовыми компаниями.

.        Разработка и внедрение системы планирования и прогнозирования экономических показателей деятельности ООО "Идейный бизнес".

.        Так же следует сделать более системной работы по информированию реальных и потенциальных клиентов путем создания корпоративного сайта ООО "Идейный бизнес".

.        Стоит более активно развивать торговлю в регионах.

На сегодняшний день областные центры Республики Беларусь испытываю большую недостачу в высоко качественных детских товарах, и многим семьям приходится ехать в Минск, чтобы приобретать все необходимые для их малыша товары. Предприятие в последние годы сконцентрировало свои усилия на развитие региональных рынков сбыта, анализ структуры сбыта говорит о том, что больше 70% продаж приходятся на регионы. Однако, работа по регионам еще имеет большой потонциал. К примеру, в Гродно и гродненской области. Это дает фирме предпосылки для развития здесь белее лучше сбытовой сети. Гродно является крупным городом и фирма рискует упустить гродненский рынок детских товаров, который обладает большим потенциалом и находится на начальной стадии развития.

Что касается спроса на конкретные товары фирма, то можно сказать, что в регионах и областных центрах большим спросом пользуется более дешевая продукция ООО "Идейный бизнес". Такое явление может быть обусловлено слабой материальной обеспеченностью жителей регионов. В крупных же городах и в столице "на ура" идут все виды товаров от самых дорогих до самых дешевых, и доля купленных дорогих детских товаров не ниже доли купленных дешевых.

Наиболее эффективно работа с регионами может происходить путем создания партнерских программ для розничных предприятий из регионов. Такая партнерская программа может включать в себя:

·        Предоставления отсрочки за поставленный товар.

·        Обеспечение информационными и рекламными материалами

·        Бесплатное консультирование по вопросам качества товара.

·        Помощь в поиске способов доставки товара

·        Каталогизировать товар. Коммерческий представитель часто чувствует себя неуверенно, сталкиваясь с новым товаром, который надо будет предложить торговой сети, проявляющей сдержанность по отношению к новинке. Операция по стимулированию продаж, организованная в этот момент, вдохновляет сбытовиков, внушает им чувство уверенности.

·        Увеличить количество товара, закупаемого торговой сетью. Придавая динамичность действиям сбытовиков благодаря конкурсам и премиям, предприятие побуждает их изыскивать надежную аргументацию при представлении нескольких товаров такой клиентуре, которой нужен всего один из них. Тем самым оно добивается увеличения объема закупок. Когда сбыт продукции предприятия переживает застой и не может быть увеличен в достаточной степени, стимулирование даст новый импульс коммерческим представителям, которые, прилагая дополнительные усилия, смогут добиться в конечном счете превышения обычного объема заказов. Таким же образом, если речь идет о товаре, сбыт которого ощутимо подвержен сезонным колебаниям, предприятие может добиться равномерного распределения продаж, воздействуя на собственные сбытовые подразделения в периоды снижения спроса.

·        Бороться против конкуренции. Столкнувшись с мощной рекламной кампанией конкурентов, предприятию необходимо без промедления перейти в контратаку с розничной компанией и помочь в рекламе.

·        Оживить обстановку на месте продажи товара. Прямой целью стимулирования может быть выгодное размещение товара в месте его продажи. В таком случае коммерческий представитель стремится достичь договоренности о размещении оборудования для рекламы на месте продажи и предлагает организовать мероприятия по оживлению торговли на выгодных для производителя условиях. В зависимости от достигнутых договоренностей об оживлении торговли и о выгодном размещении товара на месте продажи представитель предприятия сможет набрать очки для дальнейшего поощрения или сразу получить премию.

·        Для повышения активности сбыта продукции в регионах и увеличения степени охвата и доли продукции предприятия на рынке, а также исходя из ситуации на рынке, можно предложить систему начисления комиссионных.

Сумма комиссионных может формироваться следующим образом. Учитывался удельный вес наименования в планируемой структуре оборота и стоимость товара. В зависимости от этих факторов формируется процент скидки (сумма комиссионных).

3.2 Внедрение системы планирования на предприятии


Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирование своей деятельности. Результатом проведения плановой работы является постоянно обновляемый документ - бизнес-план предприятия.

В разделах бизнес-плана оптового предприятия представлены прогнозные величины основных показателей его деятельности - прибыли, продаж, издержек и т.п. Методология и подходы для их расчета в розничной и оптовой торговле одинаковы, но имеются особенности, обусловленные различием функций опта и розницы в сфере обращения.

Показатель оптового товарооборота - важнейший среди планируемых предприятием в бизнес-плане. От него зависят все остальные - доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия.

В то же время прогнозируемый объем продаж является результирующим показателем, который отражает различные аспекты деятельности предприятия - стратегические, маркетинговые, финансовые, технологические и т.д.

Прогнозирование - это управленческий инструмент для планирования и разработки политики принятия решения.

Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы представлены в главе 2.

Основные результаты анализа:

· За последнее время наблюдается рост объемов продаж предприятия.

·        Предприятие снижает свои затраты на реализацию.

·        Основным источником роста в отчетном периоде стали региональные рынки.

На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом

периоде будут влиять на развитие того сектора рынка, где работает оптовое

предприятие.

На белорусском рынке детских товаров выделяют несколько крупных товарных групп, которые занимают в розничном товарообороте наибольший вес. По данным на 2008 год, ситуация на белорусском рынке детских товаров выглядела следующим образом: 30% товарооборота приходилось на детскую одежду, 25% - на игрушки, 15% - на детское питание, 15% - на детскую обувь, 5% товарооборота приходилось на товары по уходу за детьми, еще 5% - на канцелярские принадлежности для детей.

По данным исследования сделанного МАСМИ рынок товаров для детей за последнее 2-3 года характеризуется динамичным развитием и число фирм на этом рынке постоянно увеличивается, средний рост рынка составляет 10-15%. ООО "Идейный бизнес" осуществляет оптовую торговлю не только в столице, рынок которой обладает небольшим потенциалом из-за очень большой конкуренции, но и за ее пределами. Так же, последнее время наблюдается тенденция снижения доходов покупателей, что сказывается на увеличении спроса на более дешевые товары.

Спецификой деятельности ООО "Идейный бизнес" является обслуживание прежде всего запасов розничной торговли, розничных предприятий. Поэтому процесс планирования оптовых продаж тесно взаимосвязан с аналогичными расчетами в розничном звене, которое обслуживает оптовое предприятие.

Возможны два основных варианта рыночной конъюнктуры, в которой может оказаться предприятие в будущем периоде. Первый характеризуется относительной стабильностью состояния рынка, а второй - значительными колебаниями спроса и продаж.

Экономический анализ оптовых продаж за предшествующий период позволяет говорить о росте спроса на товары "Идейный бизнес".

После определения прогнозируемых валовых объемов оптовых планируется структура оптовых продаж.

Основным видом деятельности ООО "Идейный бизнес" является оптовая торговля детскими товарами.

Далее определяется методика планирования на предприятии и способ ее реализации. В целях более эффективного планирования ассортимента и рынков сбыта рекомендуется внедрить модуль "Оптовая торговля" в организации на базе платформы 1С: "Предприятие 8", которая уже используется на предприятии для автоматизации бухгалтерии.

Данный компонент позволяет вести полный товарно-материальный учет в оптовой торговле.

Современная система автоматизации товарооборота "Идейный бизнес" должна обеспечивать взаимосвязь различных отделов торгового предприятия в единой информационной системе. Возможность планирования закупок и продаж, а так же планирование движения денежных средств является важной возможностью системы, так же как и оперативное ведение учета для оптовой торговли.

Компания "Идейный бизнес" переживает период роста, но не занимается стратегическим анализом своих операционных систем. В результате она не может ясно проанализировать связи между заказами клиентов и поставками, что приводит к потере прибыли и ненужным инвестициям в запасы. Компании нужно использовать модуль "Оптовая торговля", чтобы иметь общее представление о своем бизнесе (особенно о тенденциях развития спроса клиентов и предложения), повысить оборачиваемость запасов и прибыль, а также улучшить показатели общего дохода от клиентов. Компания может проанализировать следующие преимущества:

·        Наглядность прибыли - более ясная картина издержек на запасы в сравнении с ценами сбыта может привести к увеличению прибыли.

·        Увеличение дохода с одного клиента - более точные отчеты со складов могут помочь найти неиспользуемые запасы и другие проблемы, которые могут снижать доход.

·        Сокращение трудоемкости - повышение точности поставок может сократить возвраты, позволяя компании нанимать меньше сотрудников, обрабатывающих возвраты.

·        Сокращение запасов - оптимизация запасов может ускорить оборачиваемость или позволить компании расширить ассортимент

Мероприятия по совершенствованию работы с поставщиками и размещению заказов

Ведение договорных отношений с контрагентами (документ "Договор") с возможностью привязки других документов системы к договорам, а также автоматического учета условий договора при создании других документов на основании него.

Внедрение модуля "оптовая торговля" позволит управлять закупками товаров, материалов и услуг по следующим параметрам:

·        заказ товаров и материалов у поставщиков (документ "Заказ поставщику");

·        приход товаров, материалов и услуг с возможностью дифференцированного учета себестоимости по различным статьям затрат и ведением полноценного партионного учета (документы "Приход товаров" и "Получение услуг");

·        возврат товаров и материалов поставщику с возможностью возврата по цене, отличающейся от закупочной (документ "Возврат товаров поставщику");

Управление оптовой реализацией товаров:

·        учет заказов товаров и материалов от внешних клиентов и (или) внутренних подразделений (документ "Заказ от покупателя");

·        ведение исходящих счетов с возможностью резервирования товаров (документ "Исходящий счет");

·        реализация товаров и услуг оптовым покупателям (документы "Расход товаров", "Оказание услуг", "Возврат товаров от покупателя").

·        Управление ценовой политикой, включающее себя ведение произвольного количества прайс-листов с разделением их на категории, а также хранение истории изменений розничных цен каждого товара (справочники прайс-листов и категорий цен, документ "Переоценка цен продажи").

Позволит получать следующую аналитику:

·        анализ связи между заказами клиентов и поставками

·        анализ покупок каждого отдельного заказчика

·        динамика продаж по кварталам, расчет сезонности

·        автоматическое прогнозирование заказов путем анализа предыдущих

·        анализ "слабых" звеньев в поставке товара

Так же программа позволяет автоматизировать процесс продажи путем автоматизации следующих этапов:

·        Создать счет

·        Принять решение о счете

·        Инициировать отгрузку

·        Создать расходную накладную

·        Начать отгрузку

·        Запросить разрешение

·        Запросить подбор товара

·        Подобрать товар

·        Утвердить метод отгрузки

·        Печатать комплект документов

·        Поставить разрешение

·        Отдать товар водителю

·        Формировать фактическую расходную накладную

·        Подтвердить получение товара заказчиком

·        Осуществить фактический учет

В ходе выполнения бизнес-процесса сохраняется возможность отказаться от продажи части товаров, указанных в счете (или отказаться от всего заказа). самоокупаемость рентабельность продукция планирование

Так же модуль позволяет планировать продажи каждого клиента по таким направлениям как:

·        Средний объем продаж клиенту за последний год (в месяц)

·        Средний объем продаж клиенту за последние полгода (в месяц)

·        Потенциальный объем продаж клиенту (в месяц)

Данный ресурс настолько недорог, что чаще всего месячные затраты на него окупятся всего лишь одной дополнительной сделкой, которую совершит менеджер по продажам в высвободившееся время (средняя модуля не превышает $450). Так же возможность автоматизации планов продаж, позволит контролировать эффективность работы менеджера по продажам, что позволит руководству применять мотивирующие действия в отношении менеджера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Самоокупаемость - принцип эффективной деятельности предприятия, фирмы, согласно которому все произведенные расходы на простое воспроизводство должны покрываться доходами (выручкой) от реализации произведенной продукции.

Одновременно принимаются меры по преодолению убыточности и обеспечению рентабельной работы предприятия.

Увеличение выручки достигается ростом объема товарной продукции и улучшением ее качества, а снижение издержек производства - повышением его эффективности, совершенствованием техники, технологии и организации производства, соблюдением режима-экономии. Если в течение установленного срока эта цель не достигается, то может быть поставлен вопрос о прекращении деятельности предприятия.

Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B4> и денежных <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8> ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82> рентабельности рассчитывается как отношение прибыли <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D1%8C> к активам <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2>, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82>.

Показатель рентабельности следует рассчитывать как в целом по организации, так и по отдельным ее структурным подразделениям или видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности организации, поскольку учитывает не только чистую прибыль, но и всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение организации в результате их оборота. Сумма прибыли может быть небольшой, если организация применяет ускоренный метод начисления амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход организации, который может быть использован в процессе реинвестирования.

Предприятие "Идейный бизнес" было создано на основе организационно-правовой формы общества с ограниченной ответственностью в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О хозяйственных обществах", иными законодательными актами и актами законодательства Республики Беларусь. Предметом деятельности предприятия, в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности, является оптовая торговля прочими бытовыми товарами, не включенными в другие группировки.

Анализ показывает, что показатели, характеризующие прибыльность предприятия, увеличиваются, так, прибыль от реализации товаров увеличивается в 2010 г. на 2,6 млн. руб., что составило 3,8 %. Но снижается прибыль от неосновной деятельности на 3,9 млн. руб., что составляет 80%. Значительно снизились доходы по этой статье расхода, поэтому снижается прибыль. В связи с этим сумма балансовой прибыли возросла на 29,2 млн. руб., что составило 5,3%.

Рентабельность продаж показывает, какой процент прибыли ООО "Идейный бизнес" находится в одном рубле выручки. Таким образом, 8% от каждого рубля выручки ООО "Идейный бизнес" являются прибылью.

Проведенный анализ на предприятии, позволяет предложить мероприятия по увеличению эффективности функционирования деятельности предприятия "Идейный бизнес":

.        Для ускорения получения денежных средств от покупателей можно предложить оптовому покупателю скидку с суммы платежа за досрочную оплату.

.        Материальное стимулирование работников. Предприятия оптовой торговли выступают на рынке одновременно и покупателями, и продавцами.

.        Необходимо увеличить долю собственных средств в оборотных активах фирмы, что в условиях дефицита кредитных средств и их дороговизны.

.        Мероприятия по совершенствованию ассортимента. Предприятие должно постоянно включать в свой ассортимент новые виды товаров и новых производителей. Расширение ассортимента возможно за счет продажи детских игрушек для детей до 3 лет.

.        Разработка и внедрение системы планирования и прогнозирования экономических показателей деятельности ООО "Идейный бизнес"

.        Так же следует сделать более системной работы по информированию реальных и потенциальных клиентов путем создания корпоративного сайта ООО "Идейный бизнес".

.        Стоит более активно развивать торговлю в регионах.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.   Бухгатерский баланс ООО "Идейный бизнес" за 2010 год

2.      Отчет о прибылях и убытка ООО "Идейный бизнес" за 2010 год

3.   Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / под общ. ред. Л. Л. Ермолович. - Минск: Современная школа, 2006. - 736 с.

4.   Бой К., Дудек К., Кушель С., Проектный менеджмент. Практические рекомендации от ведущей мировой компании, Москва:АСТ, 2007 -140 с.

5.      В.И. Стражева, Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник.. - 7-е изд., исправленное, - Минск: Высшая школа, 2008. - 527 с.

6. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А., Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика, Москва: Дело -888 с.

7.      Вуколова Т.И., Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Управление финансами предприятия, Минск: Мисанта, 2005 г, -224 с.

8.   Герасимова В.И., Харевич Г.Л, Анализ хозяйственной деятельности: Курс лекций, Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. -380с.

9.      Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие Москва: Финансы и статистика, 2005. - 208 с.

10. Егорова Е.Н., Логинова Е.Ю., Коммерческая деятельность, Москва: Эксмо, 2007г. -30с.

.     Короткова Т.Л., Коммерческая деятельность, - Москва: Финансы и статистика, 2007г. - 320 с.

12.    М. Шухгальтер, "Экономика фирмы", Москва: ИНФРА-М, 2002 - 434с.

13. Мамченко О.П., Межов И.С., Растова Ю.И., Инвестиционный менеджмент, Москва: КноРус, 2008 -400 с.

14. Нелюбова Н.Н. Бухгалтерский управленческий учет: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: ВолГу, 2003 г. - 344 с.

15. О.В.Девяткина. - 3-е изд., переработанное и дополненное, Москва: ИНФРА-М, 2002.

16. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятия. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 224 с.

.     Русак Е.С. Экономика предприятия: Курс лекций.- Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. - 244 с.

18.    Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учебное пособие, Москва: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.

.        Сергеева И.А., Сальникова Т.С. Планирование на предприятии: Учебное пособие, ч.1., Москва: МГИУ, 2004. - 76 с.

.        Скляренко В.К., Экономика предприятия, Москва: ИНФРА-М, 2002-232с.

.        Филатов О.К., Планирование, финансы, управление на предприятии: Практическое пособие, Москва: Финансы и статистика, 2011. - 384 с.: ил.

.        Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. - Москва: Финансы и статистика, 2010

.        Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под. ред. проф. О.И. Волкова. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 601 с.

.        Экономика предприятия / В.Я. Хрипач, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко; Под ред. В.Я.Хрипача. - 2-е изд. стереотип. - Минск: Экономпресс, 2010. - 464 с.

25. Экономика предприятия / Под ред. Е.Л. Кантора. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 352 с.

26.    Экономика предприятия: Учеб. пособи /Под ред. Г.З. Суша. - Москва: Новое знание, 2004. - 384 с.

Похожие работы на - Оценка уровня самоокупаемости и рентабельности на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!