Система общественного дошкольного воспитания в Украине в 1991–2011 гг.

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    167,04 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система общественного дошкольного воспитания в Украине в 1991–2011 гг.

Содержание

Введение

Раздел I. Общественное дошкольное воспитание в независимом украинском государстве

1.1 Цели, задачи и пути реформирования национального общественного дошкольного воспитания в 1991 - 2011 гг.

1.2 Основные показатели состояния общественного дошкольного воспитания в Украине за годы независимости в 1991 - 2011 гг.

Выводы по разделу I

Раздел II. развитие общественного дошкольного воспитания в Крыму в конце XX - начале XXI века (1991-2010 гг.)

2.1 Исторические особенности и этапы развития общественного дошкольного воспитания в Крыму

Вывод по разделу II

Общие выводы

Список использованных источников

Введение


Актуальность темы. Развитие общественного дошкольного воспитания в независимом Украинском государстве с 1991 по 2011 гг. характеризовалось существенными переменами в основах дошкольного воспитания. Существенные изменения коснулись как основных целей, задач, принципов и основ дошкольного воспитания, так и основных путей формирования и реформирования всей системы дошкольного воспитания в совершенно новых условиях. Главными ориентирами данного процесса был уклон государственные и национальные особенности развития украинского народа. Это и определяло основные направления развития как теоретической, так и практической стороны дошкольного воспитания.

Однако, на столь огромном пространстве независимого государства легко прослеживаются исторические особенности в развитии той или иной области. Этот процесс связан как с историческими особенностями развития, так и с экономическими, географическими и этническими.

Однако, существующая система национального дошкольного воспитания Украины требует усовершенствования. А само развитие системы дошкольного воспитания определяется эффективностью ее управления на государственных и региональных уровнях.

Теоретические основы дошкольного воспитания в Украине были разработаны такими известными деятелями, как Н. Лубенец, С. Руссовой и многими другими.

Степень изученности проблемы. Важное значение для развития основ дошкольного образования в Украине имеют исследования Л. Артемовой, З. Борисовой, А. Богуш, Е. Кононко, Т. Пониманской, О. Сухомлинской и других.

Историю реформирования и дальнейшего развития дошкольного воспитания в Украине в различные исторические периоды изучали С. Амбрамсон, И. Дичковская, Н. Демьяненко и другие.

Вопросам исторического развития воспитания в Крыму посвящены как труды по истории Крыма (А. Маркевич, А. Андреев), так и специальные исследования Крыма (Е. Аббибулаева, А. Аблятипов, Э. Бекирова, Л. Маршал и др.). Становлению дошкольного воспитания посвящены исторические исследования А. Аблятиповой, Т. Головань, Е. Проскуриной.

Объект исследования: система общественного дошкольного воспитания в Украине в 1991 - 2011 гг.

Предмет исследования: процесс реформирования и развития системы дошкольных учреждений в Украине с 1991 по 2011 гг.

Цель исследования: анализ состояния и развития общественного дошкольного воспитания в Украине в конце XX - начале XXI века (1991 - 2011 гг.).

Задачи исследования:

Охарактеризовать основные цели, задачи и пути реформирования общественного дошкольного воспитания в Украинском независимом государстве.

Выявить основные показатели состояния общественного дошкольного воспитания в Украине в 1991 - 2011 гг.

Проследить основные исторические этапы и особенности развития общественного дошкольного воспитания в Крыму.

Определить основные особенности системы образования в Крыму в конце XX - начале XXI века.

Методы исследования: теоретический, сравнительно-исторический анализ для определения исходных данных; систематизация и классификация документов, статистических данных для определения путей развития дошкольных учреждений в Украине и в Крыму; метод периодизации для определения основных этапов развития дошкольных учреждений, выявления направлений их работы в изучаемый период; метод интерпретации для обобщения изученных материалов и формулировки выводов.

дошкольное воспитание украина крым

Хронологические рамки исследования: нижняя граница исследования охватывает конец XX века, начиная с 191 года, когда Украина стала независимым государством, которому требовалось перестроить свою систему дошкольного воспитания. Верхняя граница охватывает период XXI века (2011 год включительно) - обусловлена кризисными явлениями, которые привели к сокращению дошкольных учреждений и процессами дальнейшей модернизации системы дошкольного воспитания.

Территориальные рамки исследования: охватывают всю территорию Украинского государства в целом.

Теоретическое значение исследования состоит в осуществлении историко-педагогического анализа состояния и тенденций развития общественного дошкольного воспитания в Украине и в Крыму в 1991 - 2011 гг.

Практическое значение исследования заключается в обосновании положений и выводов, которые дают новые материалы для изучения, понимания и осознания роли дошкольного воспитания в Украине и в Крыму с целью полного и целостного воссоздания истории реформирования, развития и становления дошкольного воспитания и дошкольных учреждений в Украине и в Крыму.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к разделам, общих выводов, списка использованных источников. Общий объем работы составляет 43 страницы. Список использованных источников охватывает 36 наименований.

Раздел I. Общественное дошкольное воспитание в независимом украинском государстве


1.1 Цели, задачи и пути реформирования национального общественного дошкольного воспитания в 1991 - 2011 гг.


Национальное воспитание - это созданная на протяжении веков самим народом система воспитания. Научно обоснованное, правильно организованное национальное воспитание отображает историческое развитие народа, перспективы его дальнейшего развития.

Дошкольное образование является обязательной составной частью системы беспрерывного образования в Украине - совокупности научно-воспитательных заведений, предназначенных для целенаправленного обучения и воспитания. И его содержание направлено на сохранение детской субкультуры, сориентировано на ценности и интересы ребенка, учет ее возрастных возможностей.

Так с образования в 1991 году Украинского независимого государства в области национального дошкольного воспитания происходят существенные реформирования и начинается совершенно новый этап в его развитии. Правительство пытается определить основные задачи и максимально верные направления в реформировании воспитания.

Этот значимый 1991 год, является начальным периодом для развития дошкольного образования в Украине, когда был дан толчок для поисков новых концептуальных идей и путей развития национального воспитания. А проблема модернизации содержания дошкольного воспитания, которая возникла в связи с необходимостью обновления принципов гуманизации его целей и заданий, оптимизации жизни современного ребенка относительно демократических основ украинского общества, является актуальной и первостепенной для ученых и практиков-дошкольников. [Симон О.П. Методическая работа в системе дошкольного образования по базовой программе развития ребенка дошкольного возраста "Я в мире" // "ПостМетодика". - 2009. - № 1 (85). - с.13.]

Начало этого сложного процесса реформирования дошкольного образования и было положено Законом Украины "Об образовании" от 4 июня 1991 года в ст. № 33 где было высказано то, что "Дошкольное образование и воспитание осуществляется в семье, дошкольных учреждениях во взаимосвязи с семьей и ставит целью обеспечение физического, психического здоровья детей, их всестороннего развития, приобретение жизненного опыта, усовершенствование умений, навыков, необходимых для дальнейшего обучения". [Закон Украины № 1144-XII "Об образовании" // К.: "Образование", 1991. - с.12.]

Также в 1991 году Коллегия Министерства образования Украины представила программу воспитания детей дошкольного возраста "Младенец". В ней впервые реализованы принципы демократизации педагогического процесса, гуманизации содержания и методов воспитания и обучения детей в дошкольных заведениях. Программа ориентирует на расширение круга представлений детей о культурных традициях украинского народа. Ознакомление их с окружающим миром начинается с ближайшего родного окружения. Привлечение к общечеловеческим ценностям происходит в процессе формирования у детей представлений о родителях, поколении, родословной.

Была в 1991 году еще и программа "Ребенок в дошкольные годы", разработанная запорожскими учеными и педагогами-практиками она. В этой программе большое внимание уделялось здоровью ребенка. И одним из главных условий воспитания здорового ребенка авторы считали учет индивидуальных особенностей.

На год позже, была создана программа "Ребенок". Программа была рассчитана на воспитание и обучение детей в возрасте от 3-х до 7 лет, и целью воспитания видела развитие личности ребенка через развитие ее психических процессов. Программа была направлена на гуманизацию воспитательного процесса, и в ней преобладала ориентация на индивидуальную работу с детьми во всех возрастных группах. Но при этом учитывались принцип интегральности, системности и комплексности. [Пониманская Т.И. Дошкольная педагогика. Научное пособие для студентов высших учебных заведений. - К.: "Академиздание", 2004. - с.123.]

Следующим шагом в реформировании образования было принятие Национальной программы "Образование" ("Украина XXI столетие") № 896 от 3 ноября 1993 года. Главной целью программы было определение стратегии развития образования в Украине на ближайшие годы и перспективу XXI столетия, образование жизнеспособной системы непрерывного образования и воспитания. По этой программе дошкольное воспитание было направлено на практическое овладение родным языком в семье и дошкольном воспитательном учреждении, обеспечение познавательной активности, творческих и художественных способностей; воспитание культуры общения, уважения и любви к родителям, семье, родине; заложение основ трудового воспитания, экологической культуры, моральной ориентации в национальных и общечеловеческих ценностях.

Дошкольное воспитание охватывает основы семейного воспитания, народной педагогики, национальной культуры, современных достижений науки, достижений мирового педагогического опыта. Оно органически объединяет семейное и общественное воспитание. Главным образом семейное воспитание было направлено на образование условий для полноценного развития личности на раннем этапе становления, на формирование активного, заинтересованного отношения к окружающему миру. Общественное воспитание было направлено на дальнейшее полноценное и всестороннее развитие ребенка.

Стратегическими задачами реформирования дошкольного воспитания было образование соответствующих социально-экономических и морально-психологических условий для полноценной жизни ребенка, оптимального ее развития и воспитания. Основными путями реформирования дошкольного воспитания было комплексное изучение проблем семейного и общественного воспитания; образование оптимальных научно-методических, организационно-педагогических, санитарно-гигиенических, материально-технических и эстетических условий функционирования дошкольных учреждений; разработка государственных и авторских программ дошкольного воспитания; образование сети дошкольных учреждений нового поколения; обновление содержания, форм и методов воспитания детей. [Государственная национальная программа "Образование" ("Украина XXI столетие") - 2008. - с.1. - режим доступа: #"530683.files/image001.gif">

Приложение 1. Составные Базового компонента дошкольного образования.

Законность Базового компонента дошкольного образования закреплена Законом Украины "О дошкольном образовании" от 20 декабря 2001 года, где в частности подчеркнуто: "Базовый компонент дошкольного образования - государственный стандарт, который содержит нормы и положения, которые определяют государственные требования к уровню развития и воспитанности ребенка дошкольного возраста, а также условия, при которых они могут быть достигнуты".

Согласно с Законом Украины "О дошкольном образовании", выполнение требований Базового компонента дошкольного образования является обязательным для всех дошкольных учреждений независимо от подчинения, типа собственности, форм получения дошкольного образования. [Сборник законодательных и нормативных актов о дошкольном образовании /Под ред. К.Л. Крутого, Н.В. Погрибняка. - 4-е изд., исп. и доп. - Запорожье: ТОВ "ЛИПС" ЛТД, 2005. - с.23.]

Основными заданиями Закона Украины "О дошкольном образовании" от 20 декабря 2001 годя является обеспечение права ребенка на доступность получения дошкольного воспитания; обеспечение необходимых условий функционирования и развития системы дошкольного воспитания; определение содержания дошкольного воспитания; определение органов управления дошкольным воспитанием и их полномочий а также создание условий для благополучной работы в сфере дошкольного воспитания. Основными принципами дошкольного воспитания в Законе была доступность для каждого гражданина; равенство условий для реализации задатков, способностей, разностороннего развития ребенка; единство развития, воспитания и обучения; демократизация и гуманизм педагогического процесса. [Закон Украины "О дошкольном образовании" // К.: "Образование", 2001 г. - с.4.]

Следующим позитивным моментом было принятие МОН Украины Базовой программы развития ребенка дошкольного возраста "Я в мире", что впервые в Украине рассматривается как органическая составная комплекта нормативных документов. [Сборник законодательных и нормативных актов то дошкольном образовании/Под ред. К.Л. Крутой, Н.В. Погрибняка 4-е изд. исп. и доп. - Запорожье: ТОВ "ЛИПС" ЛТД, 2005. - с.8.]

Базовая программа "Я в мире" направлена на целостное и сбалансированное развитие ребенка путем освоения четырех основных сфер жизнедеятельности - "Природа", "Культура", "Люди", "Я сам", формирования элементарных форм его жизненной компетентности и базовых личностных качеств. [О.П. Симон Методическая работа в системе дошкольного образования по базовой программе развития ребенка дошкольного возраста "Я в мире" // "ПостМетодика". - 2009. - № 1 (85). - с.14.]

Основными задачами программами было развить у дошкольника базовые качества, разные формы активности, оптимальные для возраста модели основных видов деятельности.

Программа настраивает педагога на открытие ребенку мира в единстве и разнообразии его четырех отдельных миров - Природы, Культуры, Людей, Собственного "Я". Документ направлен на формирование у дошкольника целостной картины мира, а сама программа актуализирует проблему формирования у ребенка элементарной формы мировосприятия.

Материалы программы основываются на принципе природоответственности, которая должна стать одним из основных в организации детской жизнедеятельности. [О.П. Симон Методическая работа в системе дошкольного образования по базовой программе развития ребенка дошкольного возраста "Я в мире" // "ПостМетодика". - 2009. - № 1 (85). - с.14.]

Программа провозглашает важность реализации педагогом индивидуального подхода к развитию, воспитанию и обучению. [Базовая программа развития ребенка "Я в мире"/Под ред.О.Л. Кононко. - 2-е изд., исп. и доп. - К.: "Свиточ", 2008. - с.131]

Основное внимание в программе уделяется подбору оптимальных для детей форм организации жизнедеятельности, образованию для них развивающей среды, сохранению субкультуры, обеспечению своей открытости для личных и деловых контактов, развитие специфических видов деятельности.

Одним из главных условий оптимизации педагогической деятельности является реализация взрослым целостного подхода к воспитанию и обучению дошкольника.

Также эффективность педагогической деятельности в значительной степени определяется тем, насколько взрослому удается полноценно выступать в четырех ипостасях: партнера по общению, воспитателя, учителя, психотерапевта. [Базовая программа развития ребенка "Я в мире"/Под ред.О.Л. Кононко. - 2-е изд., исп. и доп. - К.: "Свиточ", 2008. - с.186.]

Деятельность педагога направлена на формирование у дошкольника элементарной жизненной перспективы. А основным показателем эффективной педагогической деятельности является эмоциональное благополучие и прогрессивное развитие каждого воспитанника. [Базовая программа развития ребенка "Я в мире"/Под ред.О.Л. Кононко. - 2-е изд., исп. и доп. - К.: "Свиточ", 2008. - с.274.]

Следующим этапом в дошкольном образовании было принятие Закона Украины "О дошкольном воспитании" № 2628-III от 1 января 2009 года.

Так, в 6 июля 2010 года вступил в силу Закон Украины N 2442-VI "О внесении изменений к законодательным актам по вопросам общего среднего и дошкольного образования относительно организации учебно-воспитательного процесса", согласно которому были внесены дополнения в Часть 2., Статью 3 - о обязательности дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста; также в Часть 5 Статью 9 - о том, что дошкольное воспитание пятилетних детей становится обязательным. В части 1 Статьи 12 говорится о том, что в связи с необходимостью граждан Украины образовываются дошкольные учреждения также в которых обеспечивается физическое, умственное и психологическое развитие, коррекция психологического и физического развития, оздоровление детей, которые посещают другие учебные заведения или воспитываются дома. [Закон Украины № 2442-VI "О внесении изменений к законодательным актам по вопросам среднего и дошкольного образования относительно организации учебно-воспитательного процесса" // К., 2010 г. - с.1. - режим доступа к ресурсу - #"530683.files/image002.gif">

Приложение 3. Динамика численности детей в дошкольных заведениях АР Крым

Если проследить статистику в области дошкольного воспитания АР Крым, то можно заметить, что в некоторых аспектах показатели падали, а в некоторых наоборот поднимались в своем развитии. Так в 2000 году количество дошкольных учреждений в городах составляло 288 учреждения с количеством в них мест для детей в 32921 человек, в сельской же местности этот показатель несколько иной, количество дошкольных учреждений составило 396 учреждений, с количеством мест всего на 19274 человека. В 2002 году этот показатель составил в городе - 272 учреждения и с количеством мест на 30807 человек, в сельской - 383 учреждения и с количеством мест на 16172. то есть за несколько лет динамика упадка доволе большая. В 2006 году показатель опять таки упал и составил всего в городах - 250 учреждений с количеством мест на 29938 человек, в селе - 355 учреждений и 20949 мест. Единственная положительная динамика прослеживается в росте количества детей посещавших дошкольные учреждения. Так в городе их количество в 2000 году составило 30463 человек, в 2001 - 31399 человек, в 2004 - 31531, в 2006 - 34044 человек. В сельской местности количество детей посещающих дошкольные учреждения намного ниже, однако наблюдается постоянная динамика роста.

Так в 2000 году их количество составило - 5859 человек, в 2002 - 5549, в 2004 - 6474, в 2006 году - 8360 человек. Данная тенденция позволяет предположить дальнейшие пути развития дошкольного воспитания как в городских населенных пунктах, так и сельских населениях. Приложение 4. [Дошкольные учреждения Автономной Республики Крым в 2006 г. статистический бюллетень/Под ред.О.Л. Питюренко - Симферополь: Главное управление статистики в АР Крым. - 2007 г. - с.9]


2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

684

663

655

640

624

613

605

 - в городских поселениях

288

280

272

263

257

253

250

 - в сельской местности

396

383

383

377

367

360

350

В них мест

52195

48524

46986

49017

48169

50066

50887

 - в городских поселениях

32921

31937

30807

32063

30052

29841

29938

 - в сельской местности

19274

16587

16179

16954

18117

20225

20949

Количество детей в учреждениях

36322

36845

36267

36036

38005

40245

42404

 - в городских поселениях

30463

31399

30718

30455

31531

32547

34044

 - в сельской местности

5859

5446

5549

5581

6474

7698

Количество детей в расчете на 100 мест

70

76

77

74

79

80

83

 - в городских поселениях

93

98

100

95

105

109

114

 - в сельской местности

30

33

34

33

36

38

40

Дополнительно в Украине

88

90

92

93

96

98

102

Приложение 4. Дошкольные учебные заведения Автономной Республики Крым.

Если сравнивать с Украиной в целом по количеству охваченных детей дошкольными учреждениями, то показатель останавливается на отметке в 51 % от общего количества. Приложение 5. [Дошкольные учреждения Автономной Республики Крым в 2006 г. статистический бюллетень/Под ред.О.Л. Питюренко - Симферополь: Главное управление статистики в АР Крым. - 2007 г. - с.12]

Приложение 5. Охват детей дошкольными учреждениями по регионам Украины в 2006 г.

После 2006 года в дошкольном образовании Автономной Республики Крым наблюдается постепенный рост как количества функционирующих дошкольных учреждений, так и числа детей охваченных им.

Однако большой проблемой в области дошкольного образования оставалось до недавнего времени не понимание родителей системы постановки на очередь в детский сад. Но после того, как в управлении образования и науки был создан электронный реестр детей, нуждающихся в дошкольном образовании, данная проблема отошла в сторону.

А ее место заняла проблема нехватки месс в дошкольных учреждениях, несмотря на все предпринимаемые меры по увеличению количества детских садов, ясельных групп и других дошкольных учреждений.

Поэтому с целью обеспечения организованного процесса обучения и воспитания, решения неотложных проблем, отрасли, выполнение постановления коллегии МОН Украины от 22.08.2008 года № 296 "Об утверждении мероприятий по повышению качества образования в Автономной Республике Крым на 2008/2011 годы", решения коллегии МОН АРК от 27.08.2008 г. было решено считать первоочередными задачами дальнейшее развитие дошкольного образования; повышение качества предоставления педагогических услуг; выполнение Программы развития дошкольных учреждений на 2008-2011 гг.; улучшить воспитательную работу путем уменьшения негативного влияния на детей социальной среды. Было призвано провести мониторинг состояния дошкольного образования, а также увеличит процент охвата дошкольным образованием детей соответствующего возраста. Также заведующим дошкольными учреждениями включить в годовой план работы дошкольных учреждений Базовой программы развития детей дошкольного возраста. Принять меры по возобновлению работы ранее закрытых дошкольных учебных заведений, предусмотрев на эти цели средства в бюджетах городов и районов, согласно перечню дошкольных учебных заведений, подлежащих восстановлению (прилагается). Обеспечить охват дошкольным образованием не менее 75 % детей. [Постановление № 296 от 03.06.2008 г. "Об утверждении мероприятий по повышению качества образования в АР Крым на 2008-2011 годы" // Совет Министров АР Крым, Симферополь. - http://search. ligazakon.ua/l_doc2. nsf/link1/AP080296.html]

Последние годы Министерство образования АР Крым ведет работу, направленную на обновление инфраструктуры дошкольного образования, которая могла бы обеспечить широкий спектр образовательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребности семьи и общества.

В настоящее время резко выросло количество детей дошкольного возраста с нарушением психофизического развития. Для этой категории детей в Крыму открыто 13 специальных детских садов и 69 дошкольных учреждений с группами спецназначения, где соответственно воспитывается и обучается 2878 ребёнка или 9% от общего количества дошкольников, посещающих дошкольные учебные учреждения. Но это количество детских садов далеко не оптимально, требуется дополнительное открытие специализированных групп на базе ведомственных учреждений. Вопрос открытия замыкается в первую очередь на недостаточное финансирование учреждений образования и тот факт, что родители детей, посещающих спецгруппы, освобождаются от платы за детский сад.

Актуальным является вопрос привлечения в дошкольные учреждения образования детей раннего возраста (до 3-х) лет. Анализ показывает, что из 36,4 тыс. дошкольников только 5 тыс. - малыши до 3-х лет. Увеличение групп раннего возраста, открытие групп кратковременного пребывания позволит заполнить свободные места ушедших в школу детей.

Как положительный факт следует отметить активизацию процесса принятия ведомственных дошкольных учреждений образования в коммунальную собственность. [Пути и перспективы развития дошкольного образования в Автономной Республике Крым // МОН АР Крым - http://minobr. crimea-portal.gov.ua/rus/index. php? v=5&tek=71&par=66&l=&art=674&date=]

Сохранение сети детских дошкольных учреждений, их передача на баланс местных бюджетов требует особого внимания и постоянного контроля со стороны органов управления образованием, как и обеспечение конституционного права детей на обучение, и воспитание на родном языке. Особенно это касается районов с компактным проживанием национальных меньшинств.

С принятием Закона Украины "О дошкольном образовании" появились условия для улучшения состояния дел в этой области. Теперь каждый ребенок 5-го года жизни должен иметь обязательное дошкольное образование через различные формы его получения в соответствии с Базовым компонентом дошкольного образования. Государство гарантирует доступность образования через многообразие форм его получения, направление дотаций державы на содержание детей дошкольных учебных учреждениях, осуществление социально-педагогического патроната семей.

Сеть дошкольных учебных заведений заметно не изменилась в 2010 г. и составила 602 дошкольных учебных заведений. Из них функционируют 482 заведения с охватом 52 550 детей (59,6% от общего количества детей дошкольного возраста).

Возобновили также свое функционирование 3 дошкольных учебных заведения: в с. Голубинка Бахчисарайского района, в с. Белинское Ленинского района, в с. Верхнекурганное Симферопольского района (на базе Верхнекургановской общеобразовательной школы).

Дошкольным образованием, через разные формы в 2010 г. охвачено 99,5% детей 5-летнего возраста (18746 детей). Что значительно выше уровня прошлых лет.

На 100 мест приходится 90 детей, в том числе в городе - 119 детей, в селе - 51 ребёнок. Средняя стоимость содержания одного ребенка в день - 46,1 гривен. Натуральные нормы питания выполняются на 85%.

Из 482 ДУЗ - 365 работают по приоритетным направлениям (художественно-эстетическое - 48, физкультурно-оздоровительное - 88, музыкальное - 40, гуманитарное - 63, другие, в т. ч. экологическое - 126).

Для детей с нарушением в психофизическом развитии работает 11 специальных детских садов и 61 дошкольное учебное заведение со специальными группами, где воспитывается и обучается 2833 ребёнка.

В связи с изменениями демографической ситуации в срочном нуждаются в срочном возобновлении работы 29 дошкольных учебных заведений, которые были закрыты свыше 10 лет назад. Сегодня очередь в детские учебные заведения составляет в городах 13935 детей, в сельской местности этот показатель намного ниже и составляет 2759 детей. [Пути и перспективы развития дошкольного образования в Автономной Республике Крым // МОН АР Крым - http://minobr. crimea-portal.gov.ua/rus/index. php? v=5&tek=71&par=66&l=&art=674&date]

В связи с нехваткой мест необходимым является разработка комплексной программы развития дошкольного образования. Такую программу предложил Круглов С. Разработанную по поручению горгосадминистрации. Его программа развития дошкольного воспитания включает пять основных разделов - пять стратегических направлений по расширению числа детских садов и предоставлению мест в них. Это, во-первых, открытие дополнительных групп в действующих дошкольных учебных за ведениях, во-вторых, возврат дошкольных учебных заведений, задействованных сейчас под другие объекты, в действующую сеть и возобновление их работы, реорганизация существующих учреждений образования в дошкольные учебные заведения, оптимизация дошкольных учебных заведений компенсирующего и комбинированного типа, открытие групп краткосрочного пребывания для детей пятилетнего возраста на базе общеобразовательных учебных заведений.

Такой план мероприятий рассчитан на пять лет, а выполнение его позволит расширить возможности детских садов.

Если соотнести эту программу с развитием дошкольного образования в Севастополе. То по ней возможно будет расширить количество мест в детских садах почти на три тысячи дополнительных мест.

В Севастополе есть ресурс зданий для возврата их в систему детских садов. Например, начальные классы школы №9 и гимназии№2 расположены в зданиях бывших детских садов №115 и №117. Постепенный перевод младших классов в основное здание школы позволит через несколько лет восстановить деятельность значительных по вместимости дошкольных учреждений.

Требует восстановления полноценный детский сад в с. Фронтовое, необходимо возобновить работу дошкольного заведения №70 в Балаклавском районе. Один из резервов увеличения количества мест в детских садах - реорганизация малокомплектных сельских школ в комплекс "детский сад - школа". Работа по реорганизации школ № 48, 51 и 56 уже проводится.

В настоящее время рассматриваются возможности организации групп кратковременного пребывания детей в детских садах и в помещениях школ. И планируется, что такие группы кратковременного пребывания начнут функционировать уже с января 2011 года.

Решение вышеперечисленных задач возможно при условии интеллектуальных и финансовых усилий местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления путем выполнения Региональной программы развития дошкольного образования до 2015 года. [Круглов С. Региональная программа развития дошкольного образования // Севастопольские известия. - № 120. - с.4]

Однако по всему Крыму идеи интенсивный процесс развития дошкольного образования.

Вывод по разделу II


Исторические особенности развития и становления дошкольного образования на территории Крыма сыграли большую роль и в развитии дошкольного образования в Крыму в современных условиях.

А анализ исторического опыта организации дошкольного образования в Крыму позволяет сделать вывод что система дошкольного образования в АР Крым была заложена очень давно, и основные ее истоки и принципы дошли до наших дней и ведь именно на них сейчас и строятся новые системы и способы дошкольного воспитания.

Хотя и в его развитии были кризисные периоды, такие как 90-е годы XX столетия.

Вместе с тем, несмотря на кризисные явления, система дошкольного воспитания в Крыму имеет перспективы развития. Основным фактором, который подтверждает это, является постепенный рост его значения в жизни народа.

Поэтому можно отметить тот факт, что несмотря на все преграды которые возникают в процессе дошкольного образования, эта система находит пути и лазейки для правильного решения проблем и пути для дальнейшего развития.

Общие выводы


Анализ исторического опыта организации дошкольного воспитания детей в Украине позволяет сделать вывод о том, что начиная с 1991 года дошкольное воспитание занимало ведущее место. Не смотря при этом на все те проблемы которые возникали на всех этапах его развития и существования на территории независимого Украинского государства.

Однако, несмотря на то большое значение, которое имели дошкольные заведения для детей дошкольного возраста как в жизни отдельного ребенка, семьи и общества, необходимо отметить недостатки в развитии и существовании и организации работы дошкольных учреждений: жесткую регламентированность, сдерживавшую инновационные процессы, творчество педагогов; заорганизованности жизни ребенка в детском саду; диктат в работе с семьей; закрытость детского заведения от семьи и общества. Все это доволе негативно сказывалось на всех этапах развития.

Так, самым кризисным периодом в истории развития дошкольного образования можно считать с начала 90-х годов и с образования Украинского государства, когда просто напросто полетела крахом вся система дошкольного образования и воспитания, которая сложилась за многие годы до этого.

А анализ подходов к управлению образованием показывает, что дошкольное воспитание в различных районах Крыма зависело во многом от субъективных факторов в управлении воспитательным процессом. К данным процессам спокойно можно отнести уровень гражданской позиции руководства государственных и местных органов власти к процессам воспитания и образования как на всей территории государства, так и отдельно по регионам, их понимание роли дошкольных учреждений и дошкольного воспитания в процессе развития всего народа, уровень их стойкости перед желанием наладить финансовые положения в районах государства за счет сокращения сети дошкольных учебных заведений в целом.

В связи с этим в государстве принимаются Законы, постановления и приказы, которые направлены на дальнейшее развитие сети дошкольных учреждений. Разрабатывается большое количество как государственных программ воспитания дошкольников, такие как "Я в мире" или "Уверенный старт", так и большое количество региональных программ, которые разрабатываются с учетом всех исторических, региональных и местных особенностей системы дошкольных учебных заведений на местах.

В связи с этим легко прослеживается динами некоторых конструктивных направлений которые происходят в дошкольном образовании. Также происходит сближение дошкольного образования с семейным воспитание, происходит развитие новых форм семейно-общественного взаимодействия, происходит повышение качества жизни детей в дошкольных учреждениях.

Следует отметить, что в последние несколько лет дошкольное воспитание на Украине и в Крыму стало занимать главное место в политической деятельности государства, и об этом свидетельствует принятая программа развития дошкольного воспитания на территории Украины и АР Крым до 2017 года.

Список использованных источников


1.      Бажал А. Статистика // "Зеркало недели", - 2010 г. - № 49. - режим доступа к ресурсу - http://www.zn.ua/newspaper/articles/61800#article.

2.      Базовая программа развития ребенка "Я в мире"/Под ред.О.Л. Кононко. - 2-е изд., исп. и доп. - К.: "Свиточ", 2008. - 295 с.

.        Богуш А.М. Перспективные направления развития дошкольного воспитания в Украине // "Наука и образование" (спец. выпуск). - К. - 1997 г. - с.15-18.

.        Головань Т.М. Возможности использования опыта дошкольных учреждений Крыма второй половины XIX - начала XX века в условиях модернизации современной системы дошкольного образования Украины. - http://docs. google.com/viewer? a=v&q=cache: d1ny9W2ERFoJ: www.nbuv.gov.ua/Portal/soc_gum/pspo/2008_19_3/doc_pdf/Golovan%27

.        Головань Т.М. Этапы становления и развития дошкольных учреждений в Крыму во второй половине XIX - начале XX. // Педагогика/ Под ред. А, А, Романова. В 2-х т. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, - 2007 г. - Т.1. - 365 с.

.        Головко М. Первые учреждения общественного дошкольного воспитания в Украине (вт. пол. XIX - н. XX ст.) // Гуманизация учебно-воспитательного процесса. - Славянск. - 2010 г. - 198 с.

.        Государственная национальная программа "Образование" ("Украина XXI столетие"). - 2008 г. - режим доступа ресурсу: http://ns2.uazakon.com/bdata2/ukr2803/index. htm.

.        Государственный комитет статистики Украины // Официальный электронный сайт МОН Украины. - режим доступа к ресурсу: http://www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2005/osv_rik/osv_r/dz_rik_r. htm.

.        "Дошкольное воспитание": Научно-методический журнал МОН Украины/ Под ред.Н.И. Андрусич. - К.: "Образование", - № 9. - 39 с.

.        Дошкольные учреждения Автономной Республики Крым в 2006 г. Статистический бюллетень/ Под ред.О.Л. Питюренко. - Симферополь: Главное управление статистики в АР Крым. - 2007 г. - 67 с.

.        Закон Украины № 1144-XII "Об образовании" // К.: "Образование", 1991. - 19 с.

12.    Закон Украины "О дошкольном образовании" // К.: "Образование", 2001 г. - 13 с.

.        Закон Украины № 2442-VI "О внесении изменений к законодательным актам по вопросам среднего и дошкольного образования относительно организации учебно-воспитательного процесса" // К., 2010 г. - с.1. - режим доступа к ресурсу: http://search. ligazakon.ua/l doc2. nsf/link1/ed 2010 09 23/T012628. htm

.        Каджаметова С. Проблемы образования крымскотатарского народа в Крыму // Доклад "Проблемы правовой интеграции депортированных". - Симеиз. - 19-21 мая 2003 г. - режим доступа к ресурсу: http://qirimtatar. narod.ru/maarif_obzor. htm.

.        Комментарий к Базовому компоненту дошкольного образования в Украине: Научно-методическое пособие/ Под ред.О.Л. Кононко. - К.: "Дошкольное воспитание", 2003 г. - 243 с.

.        Кремень В.Т. Образование и наука в Украине - инновационные аспекты. Стратегия. Реализация. Результаты. - К.: "Грамота", 2005 г. - 448 с.

.        Круглов С. Региональная программа развития дошкольного образования // "Севастопольские известия". - Севастополь, 2010 г. - № 120. - 18 с.

.        Лысенко Н.В., Кирста Н.Р. Педагогика украинского дошкольного образования. Научное пособие. В 2-х частях. - К.: "Образование", 2006 г. - Ч.1. - 302 с.

.        Национальная доктрина развития образования // Образование Украины. - 2002 г. - № 33. - с.4-6.

.        Национальный доклад "Развитие системы образования Украины 1995-2004 гг." // Образование в СНГ: Проблемы и перспективы. Электронный журнал. - 2005 г. - № 1 (01.04.05 г.). - с.1 - режим доступа к ресурсу: http://cis. bsu. by/second. aspx? uid=51&type=Article

.        Онищенко О. Дошкольное воспитание // "Зеркало недели", - № 31. - 28/08/2010 г. - режим доступа к ресурсу - http://www.zn.ua/newspaper/articles/60918 #article

.        Очерки истории Крымской областной организации. - Симферополь: "Таврия", - 1998 г. - 378 с.

.        Пониманская Т.И. Дошкольная педагогика. Научное пособие для студентов высших учебных заведений. - К.: "Академиздание", 2004 г. - 456 с.

.        Постановление № 296 от 03.06.2008 г. "Об утверждении мероприятий по повышению качества образования в АР Крым на 2008-2011 годы" // Совет Министров АР Крым, Симферополь. - http://search. ligazakon.ua/l_doc2. nsf/link1/AP080296.html

.        Приказ МОН Украины от 04/11/10 г. № 1055 "Об утверждении Типовых штатных нормативов дошкольных учебных заведений" - К., 2010 г. - с.1 - режим доступа к ресурсу - http://search. ligazakon.ua/l_doc2. nsf/link1/RE18452.html]

.        Программа развития детей старшего дошкольного возраста "Уверенный старт" МОН Украины. - К.: "Образование", - 2010 г. - 295 с.

.        Пути и перспективы развития дошкольного образования в Автономной Республике Крым // МОН АР Крым. - режим доступа к ресурсу: http://minobr. crimea-portal.gov.ua/rus/index. php? v=5&tek=71&par=66&l=&art=674&date=

.        Распоряжение Кабинета Министров Украины от 27/08/2010 г. № 1721-р "Об одобрении Концепции Государственной целевой программы развития дошкольного образования на период до 2017 года // К.: "Образование", 2010. - с.1 - режим доступа к ресурсу - http://search. ligazakon.ua/l_doc2. nsf/link1/KR101721.html

.        Самойлик Е. Дошкольное образование - первая ступенька к школе // ВЛКСМ, - 2010 г. - режим доступа к ресурсу - http://www.vlksm-lksmu.org/article_samoilik. htm

.        Сборник законодательных и нормативных актов о дошкольном образовании /Под ред. К.Л. Крутого, Н.В. Погрибняка. - 4-е изд., исп. и доп. - Запорожье: ТОВ "ЛИПС" ЛТД, 2005. - 336 с.

.        Середницкая А. Первое звено качественного образования - дошкольное заведение // "Дошкольное воспитание". - 2004 г. - № 9. - 39 с.

.        Симон О.П. Методическая работа в системе дошкольного образования по базовой программе развития ребенка дошкольного возраста "Я в мире" // "ПостМетодика". - 2009. - № 1 (85). - 67 с.

.        Стеркина Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // "Дошкольное образование" - К. - 1996 г. - № 6. - 34 с.

.        Типовой статут дошкольного воспитательного учреждения № 94 от 19/04/1994 г. // Информационный сборник МОН Украины, К. - 2007. - с164 с.

.        Шевцова Н.П. Проблемы развития системы детских ясельных учреждений Крыма: история и современность. - Симферополь: Крымский инженерно-педагогический университет, 2006 г. - 30 с.

.        Шевцова Н.П. Развитие сети дошкольных учреждений в Крымской области в XX столетии // Крымский инженерно-педагогический университет. - Симферополь. - 2006 г. - режим доступа к ресурсу: http://www.rusnauka.com/7. DN 2007/Pedaggogica/20469. doc. htm

Похожие работы на - Система общественного дошкольного воспитания в Украине в 1991–2011 гг.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!