Кредит и его формы. Особенности кредитной политики в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,79 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кредит и его формы. Особенности кредитной политики в Республике Беларусь

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет предпринимательства и управления

Кафедра экономической теории и права



КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Кредит и его формы. Особенности кредитной политики в Республике Беларусь»

Выполнил

Проверил_________________

Отметка о зачете___________

«___»_______________2010г







МИНСК 2010

Содержание

Введение

1. Сущность, функции, источники и формы кредита. Роль кредита. Норма процента и факторы его определяющие. Создание банками кредитных денег

1.1 Сущность, функции, источники

1.2 Десять заповедей кредита

1.3 Роль кредита

1.4 Кто может создавать деньги

1.5 Создание денег Центральным банком

1.6 Создание денег коммерческими банками

1.7 Норма процента и факторы его определяющие

2. Кредитная политика Республики Беларусь

2.1 Три этапа эволюции

2.2 Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политики Республики Беларусь

2.3 Типы денежно-кредитной политики Республики Беларусь

2.4 Методы регулирования денежно-кредитной политики Республики Беларусь

2.5 Антикризисная стабилизация

2.6 Денежно-кредитная экспансия

Заключение

Введение

Денежно-кредитная политика

Под денежно-кредитной политикой подразумевается воздействие на экономическую конъюнктуру посредством регулирования количества находящихся в обращении денег. Поэтому главным проводником этой политики является центральный банк, ответственный за обеспечение страны необходимым для эффективного функционирования экономики количеством денег. Для регулирования количества денег у центрального банка есть три возможности:

проводить операции на открытом рынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее;

менять стоимость кредитов коммерческим банкам; при ее снижении объемов кредитов, а следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот;

определять норму минимального резервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег.

Изменение норм минимального резервного покрытия является более жестким инструментом, резко меняющим конъюнктуру денежного рынка, поэтому его стараются использовать как можно реже.

1. Сущность, функции, источники и формы кредита. Роль кредита. Норма процента и факторы его определяющие. Создание банками кредитных денег

.1 Сущность, функции, источники и формы кредита

кредит денежный банк экспансия

Кредит представляет собой форму движения денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Кредит тем самым обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные ресурсы и доходы одних субъектов хозяйствования личного сектора и государства аккумулируется, превращаясь в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование другим.

Ссудный капитал физически (в виде средств производства) не может переливаться из одних отраслей в другие. Данный процесс осуществляется обычно в форме движения денежного капитала. По этой причине кредит в производственно-экономических отношениях необходим прежде всего как эластичный механизм перелива кредитных ресурсов из одних отраслей в другие. Кредит позволяет также преодолевать ограниченность индивидуального капитала.

В то же время кредит необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов действующих субъектов хозяйствования, обслуживания процесса реализации производственных товаров, что особенно важно в современных экономических условиях. Содействие непрерывности воспроизводственного процесса составляет основную цель кредитного перераспределения временно свободных денежных ресурсов между экономическими звеньями, временно нуждающимися в средствах.

Кредит объективно выступает как необходимый источник формирования основных и оборотных средств хозяйствующих субъектов,т.е. использование кредита наряду с собственными средствами является нормальной составляющей деятельности субъектов хозяйствования. Благодаря кредитным отношениям отпадает необходимость обязательного накопления крупных собственных средств и происходит более быстрое вовлечение ресурсов в хозяйственный оборот за счет экономии при закупке сырья, материалов и т.п. Таким образом, способствуя непрерывности воспроизводственного процесса, кредит вместе с тем является фактором его ускорения.

Важное значение для функционирования экономической системы имеет регулирующая роль кредита, который является инструментом непосредственного регулирования воспроизводственного процесса. Формы регулирующего воздействия кредита весьма многообразны. Они проявляются как на макроуровне (через государственную денежно-кредитную политику), так и опосредованно на микроуровне (через отношение коммерческого расчета). Регулирующая роль кредита реализуется в его взаимосвязи со сбалансированностью экономики, которая является важнейшим условием эффективности общественного производства. В свою очередь экономическая сбалансированность оказывает влияние на развитие кредита. В частности, нормальное функционирование кредитных отношений в экономически обоснованных границах предполагает соблюдение равновесия между имеющимися в обществе временно свободными ресурсами и объемом перераспределяемых с помощью кредита средств. Нарушение данного равновесия приводит к искажению природы кредита и негативно влияет на денежный оборот. Таким образом, кредит в определенной мере влияет на:

формирование структуры общественного производства;

важнейшие пропорции народного хозяйства;

соотношение между фондами возмещения, накопления и потребления;

соотношение темпов роста 1 и 2 подразделений и т.д.

Кредит является одним из основных регуляторов совокупного денежного оборота. Вследствие этого кредит способствует расширению емкости рынка с позиции спроса. В рыночных условиях это чрезвычайно важно, так как денежные знаки и платежные средства, обращающиеся в современных денежных системах, имеют кредитный характер. В результате движение кредита непосредственно воздействует на денежную массу, находящуюся в обращении. Реализация регулирующей роли кредита осуществляется посредством централизованного влияния на оборот денег через кредитную сферу. Иными словами, кредит выполняет следующие основные функции:

перераспределение денежных капиталов;

ускорение воспроизводственных процессов;

регулирование на макро- и микроуровне экономики.

Кредит осуществляется в различных формах. Основными формами кредита являются коммерческий, банковский и государственный.

Коммерческий кредит используется при продаже товарной массы с отсрочкой платежа. Объектом коммерческого кредита являются продукты труда в натурально-вещественной форме. Цель коммерческого кредита - ускорение реализации производственного продукта.

Банковский кредит означает предоставление кредитными учреждениями денежных ссуд.

При государственной форме кредита заемщиком выступает государство, а кредитором - население. Оформляется данный кредит с помощью обязательств государственных органов.

Одной из функций банка выступает размещение денежных ресурсов среди заемщиков на условиях платности, срочности и возвратности. Классификация банковского кредита приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Классификация банковского кредита

Принципы классификацииВиды банковского кредита1. По срокам предоставленияОнкольный. Краткосрочный. Среднесрочный. Долгосрочный.2. По степени обеспеченияОбеспеченный. Необеспеченный.3. По цели кредитованияОборотные средства. Инвестиции в производство. Проектное финансирование.

По времени использования кредит подразделяется на кратко- (одного года), средне- (от одного года до трех лет) и долгосрочный (на срок более трех лет).

Краткосрочный кредит предоставляется на срок до 12 месяцев. Цель - удовлетворение временной потребности заемщика в оборотных средствах. Размер краткосрочного кредита банк ограничивает конкретной суммой, либо определяются условия его предоставления в виде кредитной линии (юридически оформленное обязательство банка перед заемщиком предоставлять ему кредиты в согласованном размере и на определенные цели в течение установленного в договоре периода).

Долгосрочный кредит предназначен для реализации инвестиционных проектов. Размер кредита в долгосрочные активы ограничивается сметной стоимостью кредитуемого объекта. Важное условие инвестиционного кредитования - погашение долга за счет дохода, получаемого за счет реализации инвестиционного проекта.

В современных условиях все формы кредита реализуются в его видах, основными из которых являются акцептно-рамбурский, вексельный, внешнеторговый, долго-, средне- и краткосрочный, ипотечный, кооперативный, онкольный, кредит по открытому счету, потребительский, промежуточный, международный, расчетный, револьверный, синдированный (консорциальный) и кредитная линия. Новыми видами кредита, которые в последнее время получили некоторое развитие на денежном рынке, являются лизинг, факторинг и др.

Кредит прямо выступает фактором, обеспечивающим научно-технический прогресс (НТП), так как он является важнейшим источником капитальных вложений. Однако эффективность кредитных рычагов развития НТП определяется проводимой кредитной политикой. Для более полной реализации роли кредита в НТП необходимо осуществлять:

приоритетное кредитование наукоемких отраслей;

приоритетное кредитование конверсионных программ;

целенаправленное кредитование технического совершенствования производства;

кредитование внедрения в производство новых видов изделий и товаров, пользующихся спросом населения;

кредитование внедрения в производство новых видов изделий и товаров, имеющих важное народнохозяйственное значение;

развитие инновационных банков, специализирующихся на кредитовании новых технологических и технических проектов и т.д.

В условиях высокой инфляции возможности кредита по стимулированию НТП резко уменьшается, так как сужаются границы внедрения новой техники вследствие ее постоянного значительного удорожания.


Обычно каждый коммерческий банк самостоятельно разрабатывает внутренние документы, которые определяют процедуру кредитования. Но это никого не освобождает от необходимости соблюдать так называемые неписаные правила банковского кредитования:

)объем кредитного портфеля всегда определяется имеющимися денежными ресурсами. Для этого коммерческий банк осуществляет специальные расчеты и определяет безопасные пределы кредитного портфеля. Учитываются остатки средств на текущих счетах клиентов, размеры срочных депозитных вкладов,использование межбанковских кредитов, объем иммобилизации средств в активы, не приносящие дохода. Принято считать, что ресурсная база кредитного портфеля должна формироваться с учетом доли средств, которые могут быть досрочно изъяты клиентами банка в любой неподходящий момент;

)коммерческий характер кредитования. Это означает, что при формировании кредитного портфеля банк стремится разместить денежные ресурсы дороже, поэтому отдает предпочтение высокорентабельным проектам;

)строгое соблюдение экономических нормативов, установленных ЦБ страны (удельный вес кредитного портфеля в активах банка; удельный вес долгосрочного кредитования; отраслевые лимиты кредитования; предельная сумма кредита; способ обеспечения; сроки предоставления);

)наличие договорной основы. Согласно договору каждая из сторон кредитных отношений принимает на себя четкие обязательства, обладает правами по контролю за соблюдением договорных условий;

)доминирование в кредитных отношениях субъекта кредитования, а не объекта кредитных отношений. Это означает, что на первом месте находится определение кредитоспособности клиента. Важнейшими показателями оценки кредитоспособности выступают финансово-экономическое состояние заемщика, уровень менеджмента (профессионализм и личные качества руководства предприятия), кредитная история, положение предприятия на рынке (конкурентная среда, позиция, конкурентная способность), результативность внешнеэкономической деятельности.

)Использование дифференцированного режима кредитования. Еще до заключения договора на выдачу кредита коммерческий банк изучает юридическую правоспособность и кредитоспособность будущего заемщика, его репутацию в деловом мире и возможности по своевременному возврату кредитов. Стандартный пакет документов включает бизнес-план, баланс на последнюю месячную дату и баланс за истекший год, отчет о прибылях и убытках, копии контрактов в подтверждение кредитуемых сделок. Все документы систематизируются и хранятся в специальном кредитном досье заемщика;

)усиление механизма, гарантирующего возврат заемных средств (залог, снижение кредитного риска, страхование сделки, поручительство). При залоге имущества залогодателем может быть как сам должник, так и другое лицо. При непогашении кредита банк, в зависимости от формы обеспечения обязательств по их возврату, вправе предпринять меры по возврату средств. Основным источником погашения ссуды выступает выручка от реализации продукции, дополнительным - имущества должника;

)создание банком специальных резервов с учетом возникших проблем (просроченных, сомнительных) кредитов. Такие специальные резервы по проблемным кредитам выступают в качестве компенсационных мер на случай будущих потерь от возможного возврата долгов, что стабилизирует финансовое положение банка;

)кредиты представляются в безналичной форме, строго в соответствии с кредитным договором за фактически отгруженные (полученные) материальные ценности, производственные работы и оказанные услуги, минуя расчетный счет получателя кредита - непосредственно поставщику;

)коммерческий банк обязан обеспечивать целевое использование кредита. Не допускается покрытие за счет кредита бесхозяйственности, осуществление взносов в уставные фонды хозяйствующих субъектов, покупка ценных бумаг, уплата процентов, а также погашение заемщиков ранее полученных кредитов.

1.3 Роль кредита

На основе кредитно-денежных отношений возникает и формируется современная кредитно-денежная система. Исторически кредит выступает как один из мощных факторов зарождения денег. При соблюдении определенных формальностей долговые расписки признаются кредитными деньгами, за которыми скрывается долг конкретного хозяйствующего субъекта.

Теперь о позиции государства, которое также развивает кредитные отношения. Изымая золотые деньги, государство отправляет в обращение свои долговые расписки - бумажные деньги, оторвавшись от своего золотого происхождения, все более приобретают «долговое происхождение», т.е. порождаются кредитными отношениями между государством и хозяйствующими субъектами.

Теперь обратим свой взор на Центральный банк страны и выделим такую операцию, как обмен иностранной валюты на национальную валюту. По сути дела, здесь долговые обязательства иностранной державы в соответствии с действующими правилами обмениваются на долговые расписки Центрального банка страны.

Сегодня коммерческие банки, принимая от клиентов деньги на хранение, могут выписывать депозитные и сберегательные сертификаты. Формально такие банковские документы есть лишь своеобразное документальное подтверждение наличия на банковском счете клиента денежного вклада. Но реально денежные сертификаты получают самостоятельное хождение и используются в платежной системе как кредитные деньги.

Таким образом, развитие денежных и кредитных отношений протекает в неразрывном единстве, взаимно дополняясь и обогащаясь.По своему происхождению и организационному построению современная денежная система немыслима без кредитных отношений. Исходные инструменты денежной системы есть порождение кредитных отношений.

1.4 Кто может создавать деньги?

В современной рыночной экономике деньги как техническое средство обмена создают прежде всего Центральный банк страны и коммерческие банки.

При определенных условиях деньги могут также создавать крупные хозяйствующие субъекты (коммерческие векселя и чеки) и физические лица (частные векселя). Правда, это - так называемые частные коммерческие деньги.

При этом сами физические и юридические лица предпочитают иметь дело с долговыми обязательствами государства. Поэтому основная роль в создании и предложении денег все же принадлежит Центральному банку страны.

1.5 Создание денег Центральным банком

Деньги Центрального банка, состоят из:

а) банкнот (наличные деньги);

б) безналичных денег, находящихся на счетах коммерческих банков, открытых в Центральном банке.

Это те деньги, за которые отвечает Центральный банк страны. Получается, что основными держателями «денежных расписок» Центрального банка страны выступают население и коммерческие банки. Это деньги, с учетом их влияния на экономические процессы в стране, обладающие повышенной мощностью.

Теперь выделим основные способы создания денег Центральным банком страны, который наделен монопольным правом осуществлять подобную эмиссию.

.Скупка иностранной валюты. В данном случае иностранные деньги поступившие в страну, механически заменяются деньгами (обычно банкнотами) Центрального банка.

.Скупка государственных ценных бумаг. В ходе такой операции правительство в обмен на свои «долговые расписки» получает банкноты Центрального банка. В данном случае Центральный банк кредитует таким способом правительство, т.е. выдает ему резервный кредит, обеспеченный государственными ценными бумагами. Особый вариант кредитной эмиссии возникает тогда, когда Центральному банку поручено кредитовать дефицит государственного бюджета.

.Предоставление кредита коммерческим банкам, банковские операции по залогу векселей, иностранной валюты или ценных бумаг правительства.

.Операция по учету векселей крупных хозяйственных субъектов, когда менее ликвидные частные деньги заменяются на банкноты Центрального банка.

.Скупка золота, когда Центральный банк рассчитывается с клиентами банкнотами.

Центральный банк выступает в качестве эмиссионного центра страны. Предложение денег связано с учетом долговых обязательств (банковских векселей), т.е. с кредитными отношениями.

1.6 Создание денег коммерческими банками

Вполне законную возможность создавать деньги имеют и коммерческие банки.

Обратим внимание на действующий в банковской системе страны механизм кредитования.

Рассмотрим условный пример. Предположим, что домашнее хозяйство Петровых приняло решение открыть для себя в банке А депозитный счет и разместить там наличные деньги на сумму 1000 талеров.

Коммерческий банк А, принимая денежный вклад семейства Петровых, осуществляет соответствующую запись в бухгалтерских книгах. Поступившие наличные деньги приходуются в кассе данного банка.

Таблица 1.2 Создание безналичных денег («денег жирооборота») коммерческими банками

Банк ААктивыПассивы+1000 +10001. Денежные средства

. Кредит 1000

АктивыПассивы+1000 +1000

Выполняя соответствующую инструкцию, коммерческий банк обычно сдает большую сумму наличных денег (сверх лимита) на хранение в Центральный банк. Т.е. наличные деньги обмениваются на безналичные, что и отражается в виде прихода на корсчете данного коммерческого банка.

Можно считать, что в данном случае изменилась лишь структура денег, находящихся в обращении. Наличных денег здесь стало меньше, но на такую же сумму в обращении увеличились безналичные деньги. Это означает, что в отношениях между Центральным банком и коммерческим банком имеет место лишь пассивное создание безналичных денег.

Семья Петровых будет получать по срочному вкладу банковский процент, а деньгами в безналичной форме временно будет распоряжаться коммерческий банк А.

Теперь предположим, что предприниматель Сидоров - клиент банка А - обратился с просьбой выдать ему кредит, необходимый ему для оплаты поставки товаров, т.е. чтобы оплатить счета поставщика Иванова, который обслуживается в банке Б.

Мы знаем, что у банка А есть возможность выдать кредит в пределах 1000 талеров. Банк А принимает решение и выдает такую ссуду, т.е. увеличивает свой кредитный портфель. Теперь деньги из банка А, в соответствии с распоряжением предпринимателя Сидорова, переводятся в банк Б в счет поставки товара.

Теперь на корсчете банка А денег нет, в кассе банка А наличных денег также нет. Но долгу банка А перед семейством Петровых (1000 талеров). Как говорится, есть баланс обязательств и требований коммерческого банка А по отношению к своим клиентам.

Идем дальше. Деньги на сумму 1000 талеров появились в банке Б, точнее - на его корсчете в Центральном банке. Понятно, что это деньги предпринимателя Иванова, который продал свой товар. Иванов является клиентом данного банка. Здесь открыт его расчетный счет предпринимателя, на котором и красуется данная денежная сумма.

Теперь подведем итог и обратим внимание на три важных момента.

Первое: После завершения всех этих операций (открытие депозита Петровым → кредитование предпринимателя Сидорова → перевод денег в другой банк на счет предпринимателя Иванова) в денежном обращении «денег Центрального банка» больше не стало. Вместо 1000 талеров на корсчете банка А деньги теперь записаны на корсчете банка Б.

Второе: Но больше денег стало у клиента двух коммерческих банков. Так, к исходной сумме депозита Петровых в банке А добавились деньги на счете предпринимателя Иванова, который открыт в банке Б. Общий прирост составил 1000 талеров. Такие деньги принято называть «деньгами жирооборота» ( от итал. «кольцо»).

Третье. Прирост денег на счетах клиентов банков равен приросту кредитного портфеля (в данном примере в банке А на сумму 1000 талеров). Т.е. «деньги жирооборота», или так называемые «кольцевые деньги», создаются в ходе кредитования клиентов банков, что отражает их экономическую активность.

Из чего следует, что операции коммерческих банков, которые связаны с приемом вкладов и выдачей кредита клиентам, создают безналичные деньги.

1.7 Норма процента и факторы его определяющие

При анализе процентной политики центрального банка мы обнаруживаем ряд специфических особенностей.

Первое. Открывая доступ к централизованным кредитам, ЦБ страны может предложить коммерческому банку ряд операций с ценными бумагами (векселя, ценные бумаги правительства, валюта).

По каждому виду таких операций используется своя «фирменная» процентная ставка (учетная, ломбардная, ставка рефинансирования и др.). Уровень таких процентных ставок непосредственно влияет на доходы коммерческого банка.

Второе. По кредитам, которые выдаются ЦБ страны без особых залоговых условий, устанавливается так называемая процентная ставка рефинансирования.

В банковской практике ставка рефинансирования есть официальная цена денег. Ставка рефинансирования есть та процентная норма, по которой ЦБ формально всегда готов выдать кредит любому коммерческому банку, нуждающемуся в поддержке. Поэтому ставка рефинансирования оказывает прямое воздействие на межбанковский рынок денежных средств.

Следует отметить, что ставка рефинансирования оказывает прямое воздействие на депозитную и кредитную политику коммерческих банков. Дело в том, что в реальной действительности ЦБ, проводя процентную политику, всегда идет дальше. К примеру, Национальный банк РБ предпочитает устанавливать не только ставку рефинансирования, но и предельные отклонения от нее при осуществлении банками второго уровня депозитных операций. Т.е. устанавливает минимальную и максимальную цену (процент), по которой коммерческие банки в свою очередь получают право привлекать во вклады денежные средства населения.

Во всех операциях по кредитованию коммерческих банков в центре внимания всегда оказывается процентная ставка (учетная, ломбардная, ставка рефинансирования). Все это - та или иная цена денег. Поэтому уточним то воздействие, которое ЦБ страны может оказать через данные инструменты на состояние денежного рынка.

Точка Е обозначает некое исходное равновесие, которое сложилось на рынке денежного капитала на текущий момент. На рис. 1.1 видно, что данной точке равновесия Е соответствует норма ссудного процента Ze и объем денежного предположения Me.










Рис. 1.1 Процесс манипулирования ЦБ страны процентной ставкой

Предположим, ЦБ страны принял решение повысить учетную ставку (ставку рефинансирования) до уровня Zn. Кредиты ЦБ стали более дорогими. Можно ожидать адекватное снижение спроса на денежные ресурсы со стороны коммерческих банков. Будет иметь место перемещение по кривой денежного спроса Dm из точки E в новую точку N центра деловой активности.

Одновременно более дорогим становится и краткосрочный кредит клиентам коммерческих банков. Это будет сдерживать их активность, снизит желание обращаться в банк за новыми ссудами. Можно прогнозировать, что по экономическим соображениям постепенно будет свернута часть ранее открытых кредитных линий. Это уменьшит потребительский и инвестиционный спрос. Известный денежный мультипликатор начнет свою работу в обратном направлении, что приведет к сжатию денежной массы.

Вслед за ростом процентной ставки можно ожидать снижение рыночного курса ценных бумаг и экономической активности.

Коммерческие банки вынуждены учитывать уровень ставки рефинансирования при проведении пассивных операций. Удорожание привлекаемых ресурсов вызывает удорожание банковских кредитов. Удорожание денежных ресурсов повышает уровень издержек производства и снижает рентабельность функционирующего капитала.

Повышение процентных ставок делает более дорогими денежные ресурсы и кредиты. В ходе таких изменений население станет получать дополнительные процентные доходы, а прибыль предприятий и банков уменьшится. Наоборот, удешевление центральных кредитов оживляет кредитные операции, делает банковские ссуды более дешевыми.

Изменение в ту или иную сторону процентных ставок центрального банка страны оказывает разнообразное воздействие на экономические процессы, на общее состояние национальной экономики.

На рис. 1.2 видно, что функционирование единой системы рефинансирования банков второго уровня предполагает проведение разнообразной денежно-кредитной политики.















Рис. 1.2 Основные элементы современной системы рефинансирования коммерческих банков

В реальной действительности главный банк страны не всегда оказывается в состоянии контролировать весь объем рефинансирования коммерческих банков.

Поэтому в денежной базе центрального банка страны МВ следует различать две части.

Первая ее часть (МВk) полностью контролируется центральным банком государства. Ее объем непосредственно зависит от объема сделок на открытом рынке ценных бумаг. Здесь деятельность ЦБ больше напоминает своеобразную профилактическую работу, проводимую в денежно-кредитной сфере.

Вторая часть денежной базы (МВL) менее всего подвержена контролю со стороны центрального банка. Ведь стабилизационные кредиты приходится выдавать с учетом реально складывающейся ситуации и прежде всего по инициативе банков второго уровня. А при спасении утопающего вряд ли уместно спрашивать о состоянии его кошелька. В итоге: МВ = МВk + МВL.

Таким образом, существование в денежной базе МВ второго элемента непосредственно связано со стремлением ЦБ страны не допустить раскручивания финансовой паники.

2. Кредитная политика Республики Беларусь

.1 Три этапа эволюции

В формировании денежно-кредитной политики Беларуси как суверенного государства принято выделять несколько этапов.

Начало первому этапу было положено принятием Верховным Советом Республики Беларусь ХII созыва в октябре 1994 года стратегического решения о признании «белорусского расчетного билета» в качестве национальной валюты суверенного государства. В данном документе Национальному банку страны было предписано отвечать за состояние белорусской денежной единицы.

Второй этап пришелся на период 1997-2001 гг. На данном временном интервале в денежно-кредитной политике стали преобладать идеи форсирования монетизации ВВП, «канализации» денежной эмиссии.

Начало третьего этапа пришлось на 2001год, когда в стратегии и тактике национального банка Республики Беларусь произошли некоторые позитивные изменения, соответствующие принципам функционирования рыночной экономики.

2.2 Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.

Осуществляют денежно-кредитную политику центральные банки.

Принципы денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь :

четкое ее определение, раскрытие конечной цели или промежуточных целевых ориентиров;

обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что предполагает ясность функций и задач Национального банка, процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений Национального банка о денежно-кредитной политике, доступность для общественности информации о результатах этой политики;

самостоятельное определение Национальным банком механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижении ее целей, а также своевременное разъяснение участникам экономических отношений, широкой общественности изменений параметров и структуры инструментов денежно-кредитной политики.

Юридическую базу денежно-кредитной политики в Республике Беларусь составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

В совокупности функций центральных банков (в том числе Национального банка Республики Беларусь) выделяют:

функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей);

функцию реализации политики, установления определенных условий использования инструментов для достижения целей.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.

Процесс денежно-кредитного регулирования включает два этапа. На первом национальный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором изменения данных параметров передаются в сферу производства.

Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Известно, что достижение всех целей одновременно невозможно. Поэтому необходимо установить их иерархию. Приоритетной целью монетарной политики является стабилизация уровня цен в стране.

Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

На втором этапе устанавливаются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др).

На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и объекта регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.

В Республике Беларусь важнейшими условиями обеспечения высоких темпов долговременного экономического роста являются достижение и сохранение финансовой стабильности, в основе которой - низкий уровень инфляционных процессов в стране. В связи с этим одним из стратегических элементов государственной экономической политики является ее направленность на устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Таким образом, конечная цель денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь - обеспечение с помощью монетарных инструментов (с учетом мер экономической политики правительства Республики Беларусь) снижения инфляции.

Учитывая отсутствие прямого механизма воздействия на инфляцию с помощью инструментов денежно-кредитной политики Национальным банком применяется система промежуточных целевых ориентиров, обеспечивающих достижение конечной цели.

Стратегические цели денежно-кредитной политики Национально банка Республики Беларусь :

обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы;

содействие денежно-кредитной системы достижению устойчивого экономического роста;

повышение реальных денежных доходов населения;

рост инвестиций и сбережений.

Таким образом, денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики, а также на обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

Основная задача денежно-кредитной политики Республики Беларусь заключается в обеспечении стабильности обменного курса и формировании тем самым положительных эффектов в виде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек, связанных с рисками изменения обменного курса.

При осуществлении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь особое внимание уделяется развитию банковской системы. Основные задачи развития банковской системы Республики Беларусь:

повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы;

оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения;

расширение состава и улучшения качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий.

2.3 Типы денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования.

В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле - денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

2.4 Методы регулирования денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора методов (инструментов) денежно-кредитного регулирования.

Методы регулирования денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков:

в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);

по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные;

по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

по форме воздействия - прямы и косвенные;

по числу объектов - общие и селективные.

Прежде всего, важнейшими являются прямые (административные) и косвенные (экономические), а также общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д.

Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяются при регулировании банковских систем. В условиях слабо развитого государственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование - на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.

Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики.

В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы:

рефинансирование банков;

процентные ставки по операциям центрального банка;

обязательное резервирование;

валютные операции;

операции на открытом рынке;

установление ориентиров роста денежной массы;

Механизмы рефинансирования представляют собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования:

переучет векселей;

ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего - предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности;

ломбардный кредитный аукцион;

операции РЕПО и др.

Процентная политика (изменение учетной ставки) - старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого национальный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков.

Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую (ставка значительно превышает уровень инфляции), мягкую (ставка меньше уровня инфляции) и нейтральную процентную политику (ставка умеренно позитивная). Заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков.

Во всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повышение - замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Таким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничением верхнего предела их колебаний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется ее гибкостью. Как правило, используя процентную политику, центральный банк может оказывать влияние на валютный курс.

Обязательное резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Система обязательного резервирования выполняет следующие функции: контрольную (за расширением денежной ассы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков.

Коммерческий банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещенном в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

Норматив резервных требований устанавливается в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы общие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части обязательств или кредитов).

Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

При использовании данного инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие структурные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими. Центральные банки регулируют обращение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентам счетов в национальной валюте и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банка за пределами страны.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с уполномоченными государственными органами устанавливает порядок ввоза в республику и вывоза за ее переделы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и национальной валюты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п.

Операции на открытом рынке, проводимые эмиссионным банком, состоят из операций покупки-продажи ценных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и на валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке ценных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным банком ценных бумаг у кредитных организаций резервы последних увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет ликвидность как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Как центральный банк изменяет цену продажи (покупки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздействует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокращение) кредитных вложений в реальный сектор экономики со стороны кредитных организаций. Таки образом операции эмиссионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная - избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики применяется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, реже - для его увеличения.

Центральный банк инициирует операции на открытом рынке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяются стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонне процедуры. При проведение операций на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объекта и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и потому используются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

На открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральные банки используют операции валютного СВОПа.

В Республике Беларусь осуществляется процентная политика. Достижение конечной цели денежно-кредитной политики в условиях ориентации на поддержание стабильного обменного курса предполагает необходимость усиления роли процентной ставки в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Принципиально это означает переход от управления объемом денежного предложения к управлению ценой денег в экономике. Данная задача решается путем повышения роли ставки рефинансирования как основной процентной ставки Национального банка.

Процентная политика направлена на поддержание положительных в реальном выражении процентных ставок по операциям банков для привлечения срочных депозитов и предоставления кредитов в белорусских рублях. Политика процентных ставок по инструментам Национального банка проводится прежде всего для сглаживания колебаний ставок на краткосрочном денежном рынке.

Важными условиями эффективности осуществления процентной политики в Республике Беларусь является недопущение рефинансирования банков по льготным процентным ставкам (ниже ставки рефинансирования) и финансовая устойчивость банков. При этом банкам не устанавливаются размеры процентных ставок и других параметров по операциям с денежными средствами физических и юридических лиц.

Значимым элементом повышения прозрачности и эффективности реализации денежно-кредитной политики и формирования экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями денежно-кредитной политики является раскрытие информации о совершаемых операциях, об обязательном резервировании, о динамике ликвидности банковской системы.

По-прежнему операционной целью останется ставка однодневного (овернайт) межбанковского рынка кредитов в национальной валюте, на котором осуществляется основной объем операций. В то же время обеспечивается реализация принципа, при которой величина процентной ставки на краткосрочном рынке приближается к уровню ставки рефинансирования.

Кроме того, Национальный банк Республики Беларусь проводит снижение уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Это метод направлен на постепенное выравнивание нормы обязательного резервирования по различным категориям привлеченных средств без предоставления льгот и преференций банкам.

2.5 Антикризисная стабилизация

К концу 1994 года в Беларуси функционировал официальный валютный рынок, был сформирован единый обменный курс белорусского рубля. На весьма льготных условиях МФВ предоставил Республике Беларусь первые стабилизационные кредиты, стал оказывать мощную экспертную поддержку.

Доминировало убеждение о необходимости ограничения кредитной экспансии, сокращения дефицита бюджета как главного условия достижения финансовой стабилизации. Существовали достаточно либеральные условия открытия новых банковских учреждений и филиалов банков.

На основании положительной процентной ставки была обеспечена сохранность вкладов населения в белорусских рублях. Открытие коммерческими банками специальных депозитных счетов в Национальном банке позволило уменьшить денежное предложение и подавить гиперинфляцию.

Мероприятия по стабилизации денежно-кредитной сферы осуществлялись в рамках реализации специальной Антикризисной программы. Тем самым были созданы определенные предпосылки для проведения экономической реформы, хотя упомянутая программа так и не была выполнена должным образом.

2.6 Денежно-кредитная экспансия

Нарастание кризиса неплатежей и обострение бюджетных проблем в условиях сдерживания радикальных преобразований предопределили принятие (1997г.) курса на смягчение проводимой денежно-кредитной политики.

Монетизация ВВП была преподнесена денежными властями не как результат, а как предпосылка устойчивого экономического развития. В соответствии с таким подходом основная причина существующих экономических проблем (низкий уровень жизни населения, спад производства, кризис неплатежей) усматривалась в якобы необоснованном сжатии денежной массы и лишении за счет этого реального сектора экономики кредитной поддержки.

Сама по себе высокая степень монетизации ВВП свидетельствует об устойчивости экономического развития.

При этом процесс монетизации национальной экономики во многом имеет объективный характер. Он связан с низким уровнем инфляции, высокой склонностью населения к сбережениям, высоким уровнем прибыльности реального сектора экономики, с низкой скоростью движения денег, наконец, с высокой степенью доверия населения к денежным властям. По крайне мере, отсутствуют более или менее значимые возможности за счет административного принуждения хоть как-то повысить монетизацию ВВП.

Усилия печатного станка привели к тому, что каналы денежного обращения стали заполняться дополнительной денежной массой. Кредитная эмиссия использовалась в первую очередь для покрытия дефицита бюджета и финансирования ряда затратных программ (жилищное строительство, сельскохозяйственное производство). Коммерческие банки побуждались направлять краткосрочные ресурсы в долгосрочные капитальные вложения под отрицательные процентные ставки. При инфляции в 200-380% годовых льготных (эмиссионные) кредиты на жилищное строительство выдавались под 5% годовых на срок до 40 лет, что в совокупности дестабилизировало кредитный механизм.

Денежная рублевая масса постоянно обесценивалась, поэтому не удивительно, что по истечении определенного периода времени национальных денег в обращении (например, в долларовом эквиваленте) действительно оказывалось маловато, что провоцировало новую волну кредитной эмиссии, а также распространение различных «денежных суррогатов», «квази-денег» и т.п.

В результате инфляционного обесценивания денежной массы в национальной экономике возросли взаимные неплатежи. Вопреки оптимистическим расчетам денежных властей столь желанный коэффициент монетизации ВВП не возрос, а заметно снизился: с имевшихся 10-12% сползли до 5-6%. Зато скорость движения денег, отражающая факт бегства населения от национальных денег, возросла до 12 оборотов в год.

В условиях нарастающей кредитной эмиссии стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля. Сложилась порочная система множественности официальных, рыночных, специальных, товарных и теневых, наличных и безналичных обменных курсов. Кроме того стал увеличиваться разрыв между официальным и теневым обменными курсами.

Валютный кризис не заставил себя долго ждать, пришелся на середину марта 1998 года. Произошла смена руководства Национального банка. Исполнители «кредитно-денежной канализации» были заменены на ее идеологов. На несколько дней в стране были приостановлены внутренние расчеты в белорусских рублях. В дальнейшем был закрыт межбанковский валютный рынок, белорусский рубль был выведен из международного оборота, покинул ряд международных площадок и перестал выполнять на территории СНГ весьма выгодную функцию резервного средства.

В этих условиях была разработана оперативная программа правительства РБ по стабилизации внутреннего валютного рынка и обменного курса белорусского рубля, реализация, которой до конца 1998 года позволила освободить денежно-кредитную сферу от ряда административных анахронизмов.

Поскольку в денежно-кредитном регулировании прежние принципы «монетизации ВВП» остались без изменения, то и в денежно-кредитной сфере сохранились все прежние негативные тенденции. На пространстве СНГ Беларусь продолжала устойчиво лидировать по темпам инфляции и девальвации. Денежное обращение продолжало наполняться всевозможными суррогатами. Продолжала возрастать и «долларизация» экономики. Это заставило Национальный банк параллельно использовать нормативы отчислений в ФОР в белорусских рублях и иностранной валюте. При этом Нацбанк ввел льготы по отчислениям в ФОР для некоторых ведущих банков.

Значительная часть дефицита бюджета покрывалась за счет кредитной эмиссии Национального банка. Чистые иностранные активы Национального банка в этот сложный период приобрели отрицательные значения.

Банки предпочитали формировать уставные и резервные фонды в иностранной валюте, что одобрялось денежными властями. Инфляционная прибыль коммерческих банков позволяла поддерживать материальную базу и высокий уровень оплаты труда банковских работников, но ее оказалось недостаточно для наращивания капитала банков. Системообразующие банки раз за разом расширяли свои уставные фонды за счет кредитной эмиссии Национального банка, что позволяло списывать проблемные кредиты и временно улучшать структуру баланса. Неэффективность надзорной системы Национального банка не позволила вовремя распознать факт реального банкротства ряда мелких и средних банков, что сопровождалось регулярным пополнением армии «обманутых вкладчиков».

К концу 90-х гг. белорусский рубль значительно утратил функцию сбережений и накоплений. Из-за отрицательных процентных ставок по депозитным операциям население республики в очередной раз потеряло значительную часть денежных сбережений.

Оборотные средства предприятий непрерывно обесценивались. Гипертрофированными темпами нарастала дебиторско-кредиторская задолженность, возрос бартер и вновь обострился кризис неплатежей.

Таким образом, практическое воплощение концепции «монетизации ВВП» привело к абсолютной дестабилизации денежно-кредитного механизма.

Необходимость формирования приемлемых условий функционирования белорусской экономики на общем фоне нарастания интеграционных процессов с Россией заставила внести коррективы в проводимую денежно-кредитную политику. Было ясно, что стране нужны полноценный валютный рынок, единый стабильный валютный курс. Нужно было брать курс на ограничение кредитной эмиссии и подавление инфляции, обеспечивать реальную защиту денежных сбережений населения от обесценения.

Такие изменения были внесены в денежно-кредитную политику прежде всего под давлением нарастающих проблем, при участии МВФ и Центрального банка России, с которой в конце 1999 года было подписано соглашение о поэтапной стабилизации белорусского рубля.

В первую очередь, с учетом интересов российских партнеров и белорусских предприятий экспортеров, была ликвидирована множественность валютных курсов и восстановлено подобие валютной биржи. При этом стабилизация обменного курса белорусского рубля осуществлялась при кредитной поддержке со стороны Центрального банка России.

Несколько сократились ежегодные объемы кредитной эмиссии. Национальный банк Беларуси стал отслеживать сохранение положительного значения ставки рефинансирования, контролировать сохранение положительных процентных ставок по депозитам. В целях снижения спроса на иностранную валюту был взят курс на обеспечение более высокой доходности активов в белорусских рублях.

Проблемы дальнейшей стабилизации. Вместе с тем следует признать, что процесс стабилизации денежно-кредитной сферы еще далек от завершения. Так, объем прироста кредитной эмиссии (чистый внутренний кредит Национального банка) из года в год превышает официальные темпы прироста реального ВВП. Это не может не провоцировать достаточно высокий уровень инфляции спроса. Кредитная эмиссия используется на финансирование жилищного строительства и покрытие дефицита республиканского бюджета. По-прежнему сохраняется высокая степень «долларизации» белорусской экономики. Считается, что примерно 20% денежного оборота приходится на теневой сектор. Сохраняется порочная практика выдачи хозяйствующим субъектам кредитов в иностранной валюте. В банковской системе не отработан механизм кредитования инновационных проектов, что противоречит заявленному курсу на инновационное развитие.

Стимулирование спроса в секторе домашних хозяйств и активное кредитование жилищного строительства привели к значительному возрастанию потребительского кредита, который по объему сопоставим с кредитами, выданными предприятиям реального сектора экономики. Снижение реальных денежных доходов населения вслед за ухудшением экономической конъюнктуры в состоянии породить глубокий банковский кризис.

Положительные процентные ставки по рублевым кладам стимулируют склонность населения к рублевым сбережениям, блокируют инфляцию спроса и способствуют стабилизации валютного курса. Это - положительный момент. Но в длительной перспективе, когда радикальные преобразования откладываются, это может обернуться удорожанием кредитных ресурсов, снижением рентабельности реального сектора экономики и его инвестиционных возможностей.

Надо видеть и то, что в условиях доминирования государственного сектора и сохранения экономических отношений административного типа механическое ужесточение денежно-кредитной политики грозит кризисом неплатежей.

Свои претензии есть и со стороны банковского сектора. Так, сегодня с учетом всех признаков функционирования национальной экономической системы нет оснований считать, что сложившаяся макроэкономическая среда является идеальной для развития банковского сектора. Не случайно заметно нарастает его задолженность перед внешним миром.

Высок удельный вес убыточных (около 30%) и малорентабельных предприятий (еще 35-45% от общей численности). Снижение темпов инфляции за счет обуздания некоторых монетарных факторов высветило реальное положение дел в национальной экономике.

Главная проблема кроется в низкой мотивации доминирующего государственного сектора хозяйствовать рационально. Актуальность данной проблемы нарастает в условиях усиления ряда внешних вызовов.

В условиях переходной экономики в полном объеме срабатывают все те теоретические принципы и закономерности функционирования национальной денежно-кредитной системы, которые можно считать классическими. Игнорирование фундаментальных принципов организации денежного обращения лишь усугубляет кризис денежного хозяйства страны.

Заключение

Денежно-кредитная политика в краткосрочном периоде способна воздействовать на уровень совокупного дохода и занятости, т. е. она эффективна. Так же она: обладает определенными достоинствами и, прежде всего, сравнительно коротким временным лагом - период времени между изменением экономической ситуации (момент экономического шока) и принятием ответных мер денежно-кредитной политики; является гибкой; способна воздействовать на структуру совокупного спроса (соотношения потребления, инвестиций и государственных закупок в общем объеме совокупного спроса). Решения принимает центральный банк страны, что не требует длительных согласований; необходимые шаги осуществляются практически немедленно путем проведения операций на открытом рынке.

При реализации денежно-кредитной политики может возникнуть ряд проблем. Одна из них в том, что на практике центральному банку трудно осуществить контроль над денежной массой по ряду причин: а) невозможно точно рассчитать величину денежного мультипликатора, что может привести к непредсказуемым последствиям для денежного предложения; б) центральный банк в случае необходимости всегда может увеличить денежную базу путем кредитования коммерческих банков и изменить тем самым предложение денег.

Денежный мультипликатор - это коэффициент увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах в коммерческих банках за счет их перемещения из одного коммерческого банка в другой в процессе кредитования.

По мнению экономистов, в денежно-кредитной политике особенно ненадежной является связь между процентной ставкой и инвестициями. Например, необходимость внедрения новых технологий, ожидания высокой прибыли могут стимулировать предпринимателей к увеличению инвестиций даже в период проведения центральным банком политики «дорогих денег». Наоборот, значительный спад производства может сдерживать процесс инвестирования даже в условиях снижения процентной ставки, т.е. при проведении политики «дешевых денег».

Список используемой литературы

1. Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно - кредитная политика / пер. с англ. Лукашевича В.В. и др. ; под общ. Ред. Лукашевича В.В., Ярцева М.Б. СПб.: Санкт - Петербург оркестр, 1994. - 493с.

. Зелевский А.К. Как правильно взять и вернуть кредит на приобретение и строительство жилья / Зелевский А.К., Пирога Т.А., Романова Е.А. - Минск : Агенство Владимира Гревцова, 2006. - 64с. - (Справочник - ориентир).

. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика : учебник. - 3-е изд. / Под общей редакцией д.э.н, профессора А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, издательство «Дело и Сервис», 2000.-416с.

. Макроэкономика : социально ориентированный подход : учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. - 400с., ил.

. Макроэкономика : курс интенсив. Подгот. / Новикова И.В. [и др.] ; под. ред. Новиковой И.В., Ясинского Ю.М. - Минск : ТетраСистемс, 2008. - 304с.

. Лемешевский И.М. Макроэкономика : мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов эконом. специальностей вузов / Лемешевский И.М. - 3-е изд., доп. и перераб. - Минск : «ФУ Аинформ», 2009. - 702с.

. Макроэкономика : учеб. Пособие / Бондарь А.В., Воробьев В.А., Новикова Л.Н., [и др]. - Минск : БГЭУ, 2007. - 415с.

. Кажуро Н.Я. Основы экономической теории. Учебн. пособие / Кажуро Н.Я. - Мн., ООО «ФУ Аинформ», ООО «Мисанта», 2003. - 672с.

. Левкович А.О. Эволюция и тенденции развития финансово-кредитной системы : курс лекций / Левкович А.О. - Минск : Амалфея, 2008. - 212с.

. Макроэкономика : Учеб. пособие для экономических специальностей вузов / под ред. Плотницкого М.И. М. : Новое знание 2002. - 461с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!