Развития финансовой системы Республики Кот-д’Ивуар

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,91 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развития финансовой системы Республики Кот-д’Ивуар

Введение

Актуальность темы исследования. Тесные связи с Францией с момента обретения независимости в 1960 году, развитие какао-продукции с ориентацией на экспорт и иностранные инвестиции, сделали Кот-д'Ивуар одним из самых процветающих государств Западной Африки. Проникновение европейцев в Кот д'Ивуар началось в конце 15 века. В 1630-е гг. здесь появились первые французские колонисты, а в начале 18 века стали создаваться опорные пункты для проникновения в глубь страны, которое произошло в конце 1880-х гг. Кот-д'Ивуар стал колонией Франции, а с 1895 вошёл в состав Французской Западной Африки. В октябре 1946 страна получила статус "заморской территории", а в декабре 1958 - автономию в рамках Французского сообщества.

Надёжная финансовая система является залогом успеха развития и функционирования рыночной экономики. За последние пятнадцать лет финансовая система в Республике Кот-д'Ивуар претерпела значительные изменения. В стране был осуществлен ряд реформ, основной целью которых являлось улучшение способов финансирования экономики. На сегодняшний день в Республике Кот-д'Ивуар функционирует один из самых развитых и хорошо технически оснащенных фондовых рынков в Африке.

Целью данного исследования является всесторонний анализ финансовой системы страны, её структуры и особенностей функционирования.

Предметом исследования является механизм функционирования финансовой системы в Республике Кот-д'Ивуар, институциональное устройство, а также обращающиеся на ней финансовые инструменты.

Структура курсовой работы включает в себя: введение, два раздела, выводы и список использованных источников.

В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты финансовой системы, её структура, основные составляющие и характеристики.

Во втором разделе проведен анализ финансовой системы Республики Кот-д'Ивуар, и дана оценка финансового потенциала ведущих отраслей народного хозяйства.

В третьем разделе проанализированы структурные особенности финансовой системы страны, в том числе её государственный бюджет, налоговая и кредитно-денежная системы.

В заключении приведены основные выводы по итогам исследования.

1. Сущность и структура финансовой системы республики кот д`ивуар

1.1 Организация государственной и муниципальной финансовой системы

Финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По своей природе финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений.

В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе. Если причина создания государства - стремление человека к разделению труда, то становится ясно, что главная задача государства и, ради чего оно первоначально создавалось: оно должно обеспечить наиболее эффективное разделение труда. Оно должно создать систему, обеспечивающую удобное и эффективное разделение труда с низкой долей затрат на осуществление товарообмена. Доля расходов на осуществление товарообмена называется издержками обращения. В издержки обращения можно включить все непроизводственные доходы, возникающие с момента производства товара до того, как он был потреблен.

История становления финансовой системы в Кот-дИвуаре началось когда Французское торговое проникновение в 17 веке. Лишь в конце 19 века, страна стала колонией Франции. Кот-д'Ивуар получил автономию в рамках Французского сообщества, а 7. августа 1960 г. была провозглашена независимость Республики Кот-д'Ивуар. Страна сохранила тесные связи с бывшей метрополией, стала ассоциированным членом «Общего рынка». В стране всемерно поощряются частное и национальное предпринимательство и сотрудничество с иностранном капиталом. Внешнеполитический курс руководства республики зиждется на всестороннем укреплении отношений с развитыми странами, на сохранении тесных политических, экономических и военных связей с Францией.

После президентских выборов 2010 года начался политический кризис, который перешел в экономический. В настоящее время Правительства озабоченно нормализацией социально-политической жизни и быстрым восстановлением экономической активности. Социально-политические меры по содействию национальному примирению для обеспечения устойчивого мира предпринимаются. К ним относятся создание правительства, в который включены представители разных политических убеждений, созданы комиссии «Диалог к установлению истины и примирения» и подготовка к организации следующих парламентских выборов до конца 2011 года.

Кот-дИвуар относится к странам с унитарной формой государственного устройства. В Республике Кот-д'Ивуара, как в большинстве унитарных государств, сложилась двухуровневая система государственного устройства: центральные органы государства и местные органы. Финансовая система Кот-д'Ивуара отличается высокой степенью централизации.

В стране нет единства бюджетной системы. Все бюджеты формально обособлены. Бюджет каждой административной единицы утверждается органом ее исполнительной власти. Бюджеты нижестоящих административных единиц утверждаются исполнительной властью вышестоящего звена. Финансовое подчинение местных органов обеспечивается системой государственных субсидий и займов, а также надбавками к центральным налогам. Средства местных органов власти хранятся на счетах органов казначейства. Это дает возможность центральному правительству контролировать финансовую деятельность местных органов самоуправления. Выпуск местных займов также требует одобрения государства.

Кроме этого, в финансовую систему входят:

внебюджетные фонды;

финансы государственных предприятий.

С 1969 бюджетные отношения регулируют 2 закона: «Закон о финансах» (определяет размеры и назначение ресурсов и затрат государства с учетом экономического и финансового равновесия) и «Закон о бюджете» (детализирует и расшифровывает общие положения закона о финансах).

Государственный бюджет Кот-д'Ивуара является основным звеном финансовой системы, на его долю приходится половина всех финансовых ресурсов государства. Через бюджетную систему распределяется 20 % ВВП и 50% НД. На долю государственного бюджета приходится 80 % всех доходов и расходов финансовой системы страны.

Центральный бюджет делится на 2 раздела:

. 90 % - операции окончательного характера (безвозвратное финансирование).

Подразделяются на:

текущие расходы (содержание военнослужащих, социальные нужды и т.д. )

капитальные расходы (закупка военной техники, расходы на иностранные дела - создание посольств,)

. 10 % - операции временного характера (кредиты).

Наибольшую долю в расходах государственного бюджета составляют расходы на социальную сферу - 60%.

Доходы государственного бюджета формируются на 90% за счет налогов. При этом:

прямые налоги составляют 36%

косвенные налоги - 59,2%

неналоговые поступления - 4,8% (средства государственных предприятий, займы и др.).

Местные бюджеты находятся в ведении местных органов управления. Их деятельность регламентируется Конституцией и текущим законодательством. Каждая административная единица имеет свой бюджет.

Советы (региональные, департаментов, округов) составляют бюджет и распоряжаются местными ресурсами. Однако вся полнота власти на местах принадлежит префектам.

Система местных бюджетов Кот-д'Ивуара включает в себя несколько звеньев: бюджеты различных местных организаций бюджеты территориальных организаций (бюджеты регионов, департаментов, округов), а также их объединений, городских сообществ, районов, синдикатов.

Расходы местных бюджетов состоят из двух основных частей:

- Текущие расходы:

/3 - содержание административно-полицейского аппарата (полиция, гражданская оборона, пожарная охрана, управление)

/3 - образование, просвещение, культура

остальные - расходы на экономическую инфраструктуру.

- Инвестиционные расходы - на новое строительство:

Местные органы власти осуществляют большие капиталовложения - свыше 52% всех капитальных расходов государства.

Общие расходы местных административных органов власти в начале 1990-х составили более чем 10% ВВП. А общая величина местных бюджетов достигла 60% государственного бюджета страны.

Доходами местных органов власти являются:

собственные (налоги и неналоговые поступления)

привлеченные (государственные субсидии и займы) средства.

Структура доходов местных органов власти следующая:

налоги - 40 %;

субсидии и займы - 30 %;

собственные поступления и займы - 30 %.

Местные бюджеты, как правило, дефицитны и нуждаются в дополнительных ресурсах для финансирования собственных программ. Государство предоставляет местным органам власти субсидии.

Субсидии бывают 2 видов:

на текущие расходы, главным образом на социальную помощь (около 60 % всех субсидий);

на капитальное строительство.

Кроме субсидий местные органы используют заемные средства, получаемые на денежном рынке.

Местное управление имеет ограничения. Степень свободы в принятии решений регулируется законодательными актами по налогообложению и директивами республиканских региональных органов. Перераспределение средств между коммунами осуществляется департаментами, из госбюджета выделяются целевые субсидии для выравнивания экономического положения отдельных территорий.

Финансы муниципальных унитарные предприятий отделены от местных бюджетов. Обычно к ним относятся: предприятия обеспечивающие водоснабжение и канализацию, мастерские, типография, жилищное хозяйство.

Особую группу составляют финансы местных общественных организаций (палаты сельского хозяйства, торгово-промышленные палаты, профессиональные объединения), а также службы, дополняющие местные органы власти (различные бухгалтерские службы)

В целом, в системе общественных финансов местные финансы занимают исключительно важное положение. Общий объем расходов местных бюджетов составляет 44,5% государственных расходов. Доля общей суммы отчислений в пользу государства - 43,9% (24,6% за счет налогов, 29,3% за счет отчислений на социальное страхование).

Специальные фонды - совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства или местных органов власти и имеющих целевое назначение. К ним относятся:

специальные счета казначейства;

присоединенные бюджеты,

различные фонды финансово-кредитных учреждений

социальный бюджет.

Организационно они отделены от бюджетов и относительно самостоятельны.

Специальные фонды делятся на 2 группы:

фонды доходов и расходов, которые включаются в бюджет (фонд экономического и социального развития страны)

внебюджетные фонды, юридически независимые. Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупность таких фондов называют социальным бюджетом.

взносов предпринимателей 60 %

взносов по страхованию - 18 %

поступления государства -20 %

прочие доходы 2 %

К таким фондам относят: пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным

Наиболее важные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства. Среди специальных фондов, создаваемых местными органами власти, наибольшее значение имеют заемные фонды, средства которых используются для инвестиций, а в отдельных случаях для покрытия кассовых разрывов в местных бюджетах. Это специальные счета казначейства, присоединенные бюджеты, фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.

Счета казначейства открываются государственным организациям, не пользующимся правами юридических лиц и финансовой автономией. Утверждаются парламентом. Средства спецсчетов проходят по двум разделам бюджета в его доходной и расходной части. Самый крупный - Фонд социального и экономического развития, который выдает кредиты на 3-5 лет национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития.

1.2 Финансы предприятий, их роль в финансовой системе страны

Кот-д'Ивуар - ведущий поставщик какао-бобов на мировой рынок. Доходы от продажи за рубеж какао-бобов и древесины ценных пород (в первую очередь красного дерева) в сумме составляют 75% всех экспортных поступлений. В конце 1960-х годов страна стала экспортировать ананасы, каучук и пальмовое масло. Большая часть экспортных зерновых культур и древесины производится в лесной зоне на юге страны, но благодаря увеличению производства хлопка на севере существенно сократилось неравенство доходов обоих регионов.

Если в межвоенный период большая часть кофе и какао-бобов выращивалась на крупных плантациях, принадлежавших европейцам, то в 1960-е годы эти культуры возделывались главным образом в мелких хозяйствах африканских крестьян. Другие экспортные культуры по-прежнему выращиваются на европейских плантациях. Лесозаготовки осуществляются в основном иностранными компаниями. Крупные плантаторы нанимают рабочих из соседних стран, главным образом из Буркина-Фасо.

Наиболее динамичной отраслью ивуарской экономики остается добыча и переработка нефти и газа. В 2009 году суточный объем добываемой нефти достиг 50 тыс. бар. и газа - 38 млн. куб. м. Агро сектор обладает достаточно мощным производственным потенциалом, подкрепленным развитой транспортно-дорожной инфраструктурой. Он обеспечивает 40 процентов ВВП (причем половина приходится только на кофе и какао), 70% занятости трудоспособного населения, 60% экспортных поступлений.

В условиях Кот дИвуара оптимально развиваются мелкие и средние фермерские хозяйства. Несмотря на колебания мировых цен на сырьевые африканские товары внешняя торговля страны сохраняет динамичный характер. С 2009 г. Кот дИвуар, имеющий солидную энергетическую базу, осуществляет поставки электроэнергии в Гану и Того, планируя расширить их на Буркина Фасо, Мали, Нигер. В товарной структуре импорта преобладают промышленные полуфабрикаты, продовольствие, нефтепродукты, металлоизделия, машины и оборудование.

В объеме внешней торговли РКИ основная часть приходится на долю ЕС, в том числе около трети на Францию. Положительное сальдо внешней торговли составляет 1000 млн. долл. Значительная часть ивуарского бюджета формируется за счет иностранной помощи, как на безвозмездной основе, так и в виде займов. Ее объем достиг в 2007 г. 1 млрд. долл. Внешний долг РКИ составляет 16,8 млрд. долл. Начальным образованием охвачен 1,4 млн. детей, средним - 260 тыс., профессионально-техническим обучением - 50 тыс., высшим - 19 тыс. чел. Большинство учебных заведений принадлежит государству.

О ходе приватизации экономики. В 80е гг. госпредприятия Кот дИвуара столкнулись с острыми финансовыми трудностями. Стала очевидной необходимость скорейшего их реформирования. Дополнительным толчком для принятия программ по реструктуризации госпредприятий явилась девальвация франка КФА в 1994 г. Значительное давление на процесс ускорения приватизации оказали бреттонвудские учреждения, которые являются влиятельными партнерами и инвесторами в экономику РКИ. Многие отрасли экономики Кот дИвуара были приватизированы в рамках программы структурной перестройки экономики РКИ. Эта программа, подписанная правительством Кот дИвуара с МВФ и МБРР, довольно успешно выполняется. Новым приватизационным инструментом стало создание Фондовой биржи в г. Абиджане, которая позволяет даже мелким вкладчикам стать акционерами.

С начала процесса приватизации в РКИ в 1990 г. и до 31 дек. 1998 г. в Кот дИвуаре были приватизированы 44 госпредприятия: государство получило 450 млн. долл. Наиболее крупной операцией передачи ивуарских госпредприятий в частные руки стала продажа в 1997 г. компании связи «СиТедеком», в результате чего государство получило 160 млн. долл. В рамках приватизации в 1998 г. иностранная группа Ага Хана стала фактически владельцем крупнейшей в РКИ компании CIDT, являющейся одним из основных производителей хлопка в Кот дИвуаре. В авг. 1997 г. правительство РКИ, ВБ и МВФ составили график, зафиксировав на окт. 1998г. завершение либерализации отрасли кофе и на окт.1999 г. - отрасли какао. В конце 1998 г. было объявлено о продаже акций авиакомпании «Эр Ивуар»; часть капитала (49%) будет принадлежать государству.

Основные продовольственные культуры, выращиваемые для собственного потребления или для продажи на внутреннем рынке - ямс, батат, маниок, бананы и рис. Кроме того, возделывают таро (ради съедобных клубней, богатых крахмалом), кукурузу, а на севере страны - просо и сорго. Менее развито животноводство, включающее разведение овец, коз, домашней птицы и крупного рогатого скота. Развитие этой отрасли ограничено крайним севером, поскольку вся остальная территория входит в ареал мухи цеце. Важной отраслью экономики Кот-д'Ивуара является рыболовство, в первую очередь добыча тунца; рыбные консервы - одна из важных статей экспорта.

Незначительную роль в экономике страны играет горнодобывающая промышленность. Исключение составляет добыча алмазов (100,3 тыс. каратов в 2007). В небольших масштабах эксплуатируются золотые россыпи. В районе Банголо обнаружены большие запасы высококачественной железной руды. В 1970-1980-х годах в Кот-д'Ивуаре приступили к эксплуатации разработка нефтяных и газовых месторождений на шельфе, но в начале 1990-х годов уровень нефтедобычи резко снизился. В середине 2008-х годов были обнаружены новые запасы нефти на континентальном шельфе.

В лесах ведутся заготовки ценных пород древесины (в том числе чёрного (эбенового) дерева), сбор сока гевеи (для производства каучука). Для сельскохозяйственных нужд разводятся овцы, козы; ведется промысловый вылов рыбы. Нефть и газ добываются в основном на континентальном шельфе. Также разрабатываются месторождения никелевой, марганцевой и железной руд, а также бокситов, алмазов и золота.

Кот-д'Ивуар сохраняет тесные отношения с Францией, которая оказывает ему существенную экономическую помощь. На долю французских инвесторов приходится большая часть иностранных частных капиталовложений. Европейцы занимают многие ключевые посты в экономике Кот-д'Ивуара, а большинство промышленных предприятий принадлежит иностранному капиталу. В 2010-е годы главной задачей остается развитие национальной экономики, что требует дальнейших структурных реформ.

Важное значение в экономике страны играет французский капитал. Среди крупнейших французских корпораций в Кот-д`Ивуаре представлены «Тоталь» (добыча и переработка нефти), «Электрисите де Франс» (энергетика), «Мишлен» (производство шин), «Лафарж» (производство стройматериалов), «Трансдев»/«Сетао» и «Буиг» (строительство), «Франс Телеком» (телекоммуникации), «Груп Кастель»/«Солибра» (производство пива и напитков), «БНП Париба», «Креди Агриколь»/«Креди Лионне» и «Сосьете Женераль» (финансовые услуги).

Также в стране присутствуют американские компании «Эксон Мобил» (добыча нефти), «Ситибэнк» и «Джи-Пи Морган» (финансовые услуги); британские компании «Ройал-Датч Шелл» (добыча нефти), «Юнилевер» (производство продуктов питания и бытовой химии) и «Барклейс» (финансовые услуги); швейцарские компании «Нестле» (производство кофе) и «Холсим» (производство стройматериалов); индийские компании «Тата Стил» (металлургия) и «Ойл энд Нэйчурал Гэс» (добыча нефти).

Прежние экономические успехи Кот-д'Ивуара во многом объяснялись тем, что правительство поддерживало меры по развитию и диверсификации сельскохозяйственного производства. Важную роль в экономике страны играет сельское хозяйство, где занято около 60% трудоспособного населения. Основная товарная продукция - кофе, какао-бобы, хлопок и бананы.

Дальнейшее развитие промышленности Кот-д'Ивуара упирается в необходимость расширения энергетической базы. В 1995 в стране было произведено 2915 млн. кВт электроэнергии, причем 60% вырабатывается на ГЭС. Мощность ГЭС Косу, построенной на Бандама в 1972 и считавшейся тогда одной из крупнейших в Африке, составляет 175 тыс. кВт час. В 1994 в строй вошла новая электростанция Вриди, работающая на местном газе.

С 1960 по 1980 объем внешней торговли Кот-д'Ивуара увеличивался ежегодно в среднем на 7%. В последующие годы темпы роста экспорта замедлились и в 1980-1990 составляли около 2,9% в год, а в 1990-2008 - менее 1%. В 2006 стоимость экспорта составила 15,4 млрд. долл., а импорта - 10,5 млрд. Основные статьи импорта - нефтепродукты, машины, электротехническое оборудование, легковые автомобили, рыба, рис и лекарства. Главные статьи экспорта - кофе, какао, древесина и пиломатериалы, хлопок, рыба, бананы, пальмовое масло и натуральный каучук.

Традиционно экспортная сельскохозяйственная продукция Кот-д'Ивуара пользовалась торговыми привилегиями на французском рынке, а затем и в странах ЕЭС. В 1990-е годы главными торговыми партнерами Кот-д'Ивуара оставались Франция, Нигерия и Мали. После 1960 значительная часть кофе направлялась в США. Основная часть внешнеторговых операций осуществляется через порт Абиджан. Внешняя и оптовая торговля Кот-д'Ивуара контролируются несколькими крупными европейскими компаниями. Нередко посредниками между компаниями и производителями являются сирийские и ливанские предприниматели. А лишая часть розничной торговли находится в руках мелких торговцев-африканцев.

С 2006 года добыча нефти и газа, стали более важными двигателями экономической активности, чем выращивание какао. По статистике МВФ, доходы от нефти и нефтепродуктов составили $ 1,3 млрд. в 2006 году, в то время как от какао доходы $ 1 млрд. за тот же период.

Основными компаниями, занимающимися реализацией продуктов нефтепереработки, являются «Шелл» (18,7% рынка нефтепродуктов), «Тоталь» (17,2%), «Эльф» (16,5%), «Мобил» (15,9%), «Ажип» (14,4%), «Тексако» (13,4%), «Петроивуар» (ивуарская компания, 4%рынка). Руководство страны предпринимает усилия по привлечению иностранных капиталов в этот сектор экономики. Успешным шагом здесь стало Соглашение, подписанное 30 марта 1999 г. правительствами РКИ, Ганы и Великобритании о строительстве газопровода между РКИ и Ганой.т дИвуар располагает двумя крупными глубоководными морскими портами: Абиджан (основной) и Сан Педро. Порты занимают важное место в существующей инфраструктуре РКИ и полностью удовлетворяют потребности страны во внешнеторговом обмене с другими государствами.

Морской порт Абиджан является крупнейшим в Западной Африке. Он обеспечивает 50% от всего обмена морских перевозок в этом регионе африканского континента (Дакар - 25%, Ломе - 20%, Котону - 5%). Порт построен в 1950 г. на западном побережье полуострова Гран_Басам и примыкающей к нему акватории лагуны Эбрие, соединенной с водами Гвинейского залива морским каналом Вриди, длиной 2,7 км. и шириной 370м., строительство которого было завершено в 1950 г. Порт Абиджан является госпредприятием с капиталом 20 млрд. фр. КФА и штатом более 11 тыс. чел.; имеются представительства порта в Мали, Буркина Фасо, Франции, Бельгии и ЮАР. Портом управляет административный совет из 6 чел., возглавляемый гендиректором. Наиболее крупной ивуарской госорганизацией, занимающейся вопросами морского судоходства, является «Сосьетэ ивуарьен де транспор маритим» обеспечивает 40% всего внешнеторгового морского грузооборота Кот_дИвуара. Кроме того, морские торговые перевозки осуществляет частная ивуарская компания «Сосьетэ ивуарьен де навигасьон маритим».

Руководству порта удается поддерживать его конкурентоспособность на достаточно высоком уровне и обеспечивать поступательное увеличение ежегодного объема грузооборота, что позволило занять ведущее положение по уровню грузоперевозок среди портов Зап. Африки. С 14 млн.т. в 1997 г. общий грузооборот порта повысился в 1998 г. До 15,2 млн.т. (+8,2%).

Общий объем грузооборота состранами африканского континента составил в 1997 г. 5,5 млн.т., с Америкой - 1,7 млн.т., с ЮВА- 1,1 млн.т. и Европой - 5,3 млн.т. При этом наиболее крупными торговыми партнерами для ивуарцев в 1997 г. были: Нигерия (3,3 млн.т. грузов), Франция (1,6 млн.т.), Испания (726 тыс.т.), США (656 тыс.т.) и Голландия (623 тыс.т.).

Основными экспортными грузами, отправляемыми РКИ через порт Абиджан, в 1998 г. являлись: хлопок (380 тыс.т.), кофе (202 тыс.т.), какао (715 тыс.т.), лес (344 тыс.т.), бананы (217 тыс.т.), ананасы (166 тыс.т.), пальмовое масло (50,6 тыс.т.) и каучук (61 тыс.т.). Импортируются через порт сырая нефть (4,2 млн.т.), удобрения, рис (605 тыс.т.) и продтовары. Через порт Абиджан поступают также транзитные грузы (1998 г. - 1 млн.т.) в отдаленные от побережья страны Африки - Буркина-Фасо (47,6%), Мали (29,9%), Нигер (12,6%) и другие западноафриканские государства. В 1998 г. обьем импортно экспортных операций порта в направлении этих стран увеличился на 30,7%. Преобладающую часть в транзитных грузах составляют импортируемые товары (70%), из которых доминируют рис, удобрения, химпродукты, промоборудование.

Наряду с внешнеторговыми потоками порт обеспечивает национальные суда, перевозящие грузы по лагунным маршрутам вглубь РКИ (до 400 тыс.т. в год). В 1998 г. в порт зашло 7,2 тыс. судов (в 1997 г. - 6,7 тыс.). Одновременно он может принять 60 судов различного класса. Порт разделен на зоны: торговую, рыболовную, военную, нефтяную и лесопогрузочную.

Торговая зона порта наиболее обширна: площадь водной поверхности свыше 1000 га при максимальных глубинах 15 20 м. Зона разделена на 3сектора и 34 причала. Общая длина причальной лини торговой зоны - около 3,5 км. (общая длина причалов порта - 6 км.). На ее сухопутной части расположено 20 складов (по 6 тыс.кв.м. каждый) различного назначения, склады ГСМ, мастерские мелкого ремонта, здания административных, таможенных, лоцманских и других портовых служб. В торговом секторе порта функционирует контейнерный терминал. Он оснащен 5 причалами длиной 960 м., 2 контейнерными кранами грузоподъемностью 40 т. каждый и рельсовыми путями. Терминал имеет автоматизированную информационную систему учета и обработки контейнеров выходом на международные линии связи, позволяющую осуществлять обмен данными со многими портами мира.

Торговая зона включает также две автомобильные стоянки: для разгрузки подержанных автомобилей (1,6 га) и для парковки грузовиков контейнеровозов (4,6 га). Количество импортируемых автомобилей в 1998 г. составило 34,2bтыс.шт. Рыбная зона порта занимает 28 тыс.кв.м. и имеет причал длиной 1 тыс.м. (210 м. с глубиной у пирса 5 м., 615 м. - 7 м. и 225 м. - до 11,5 м.), оборудованный техническими средствами для приема первичной сортировки рыбы, морозильниками и хранилищами.

В северной зоне порта расположена лесопогрузочная гавань (45 тыс.кв.м.) и судоремонтный завод «Карена», имеющий 3 дока (600 т., 2,4 тыс.т. и 10 тыс.т.). Территория нефтяной зоны порта примыкает к восточному берегу канала Вриди, который на этом участке оснащен 3 причалами для приема нефтяных танкеров, а также заправочными терминалами. Зона располагает оборудованием для перекачки нефтепродуктов, емкостями и железнодорожными цистернами для их хранения и перевозки по рельсовым путям на НПЗ в портовой части Абиджана. Военная зона порта находится в южной оконечности залива Банко.

В ней расположен пункт базирования ВМС Локоджоро, оборудованный причалами и стоянками для малотоннажных патрульныхкатеров. В связи с перегруженностью порта планируется увеличить его пропускную способность за счет строительства портовых сооружений в военной зоне (рн Локоджоро). На эти цели правительством РКИ получен от МВФ кредит в 150 млн.долл. на 20 лет. Планируется строительство новых причалов, площадей для складирования контейнеров и импортных автомобилей, подведение ж/д путей к складам торговой зоны, расширение причалов контейнерного терминала, а также увеличению общих причальных глубин порта. Основные работы будет проводить английская компания TCI.

Порт Сан Педро расположен в 350 км. Западнее г.Абиджана в удобной бухте, защищенной от Гвинейского залива естественным молом. Порт введен в эксплуатацию в 1971 г.; строительство осуществляли французские, западногерманские и итальянские фирмы. Сооружение порта обошлось в 11,5 млрд. фр. КФА. Штат сотрудников порта - 400 чел. Порт занимает акваторию в 60 га, через которую проложен фарватер длиной 650 м., шириной 150м., глубиной 12,5 м., соединяющий бухту с водами открытого океана. В порту Сан Педро имеется 5 основных и 5 элеваторных причалов протяженностью 585 м., многоцелевая пристань на 405 м., а также 4 небольших пристани длиной по 160 м. каждая, для вывоза древесины. Порт располагает, 5 якорными стоянками для большегрузных судов и несколькими постами для небольших судов, совершающих каботажные рейсы между Сан Педро и Абиджаном. Глубина на якорных стоянках и у причальных стенок достигает 11 12 м. Сухопутная часть порта занимает 70 тыс.кв.м. На ней размещены склады ГСМ, крытые склады (13,8 тыс.кв.м.), ремонтные мастерские, здания административных, таможенных и других портовых служб. Через порт Сан Педро РКИ направляет на экспорт лес, кофе, какао, пальмовое масло, хлопок и каучук.

Ежегодный оборот порта составил в 1998 г. 1 млн.т., что на 4% выше показателей предыдущего года. Преобладает объем экспортных операций -77% от общего объема перевозок. Увеличение грузооборота в 1998 г. произошло в основном за счет импорта (+14%), в то время как экспорт через порт Сан Педро по сравнению с предыдущим годом увеличился только на 0,6%. С 1995 г. в порту ведутся работы по его расширению. Благодаря финансовой поддержке Японии осуществляется строительство новой пристани длиной 800 м. и грузового причала, а также закончено в 1997 г. строительство дополнительного рыбного причала. Предусматривается до 2000 г. совершенствование подъездных путей и оснащение дополнительным оборудованием действующих сооружений. Запланированные мероприятия позволят увеличить объемы проходящих через порт грузов до 2 млн.т.

После ввода в эксплуатацию порта Сан Педро небольшие мелководные порты Сасандра, Гран Береби и Табу, расположенные в западной части ивуарского побережья, практически перестали функционировать и используются только местными рыбаками и торговцами.

Порты Абиджан и Сан Педро оснащены системой навигационных свето маяков и радиотехническим оборудованием слежения за морской обстановкой в зоне территориальных вод. Оба порта пригодны для захода в них торговых судов всех классов. Порт Абиджан используется также экипажами боевых кораблей ВМС Франции, США и Великобритании. В 1997 98 г.г. в порт осуществили заходы 15 боевых кораблей западных стран. В 1998г. в Абиджан зашло 60 судов под российским флагом, занимающихся, как правило грузовыми перевозками. Довольно часто в порты Кот дИвуара заходят иностранные суда с экипажами, полностью или частично состоящими из российских граждан.

Региональная биржа ценных бумаг (РБЦБ) в г. Абиджане. Как специализированный финансовый институт, начала свою деятельность в сент.1998 г. С инициативой создания такой биржи выступил ЦБ Западноафриканского валютного союза (ИЕМОА). Техпомощь оказали ВБ, правительства Франции, США и Канады. Биржа создавалась с целью: мобилизации вкладов резидентов; преумножения финансовых средств предприятий и организаций с целью стимулирования их экономической активности; привлечения инокапиталов.

На РБЦБ проходят торги по ценным бумагам, эмиссия которых была осуществлена в Бенине, Буркина Фасо, Кот дИвуаре, Гвинее Бисау, Мали, Нигере, Сенегале и Того. Торговые сессии проводятся три раза в неделю, по их итогам издается еженедельный биржевой бюллетень. РБЦБ работает в основном с тремя видами ценных бумаг: акции, облигации и «правовой документ». Практикуется три вида акций: на право гона собрании акционеров; на получение части прибыли; на право получения служебной информации (ежегодный отчет, результаты аудиторской проверки, решение собрания акционеров и т.д.). Облигации - инвестор получает доход в процессе погашения заемщиком «купонов» в заранее установленные сроки. «Правовой документ» - дает инвестору возможность приобретать определенное количество акций по первоначальной, зафиксированной на момент эмиссии цене. Состояние и тенденции биржевого рынка анализируются по двум основным индексам: «индекс десяти» - суммарный индекс десяти наиболее популярных акций; «общий индекс» - суммарный индекс всей совокупности котирующихся на бирже акций. На первой торговой сессии было продано 856 акций на 23 млн. фр. КФА (= 40 тыс. долл.). Через год средние показатели торговой сессии составили: количество акций - 7 тыс.шт. на 200 млн. фр. КФА (330 тыс.долл.). При этом собственный капитал биржи вырос с 836 млрд.фр. КФА до 965 млрд. фр. КФА (с 1,4 млрд. долл. до 1,6 млрд.).

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КОТ ДИВУАРА

2.1 Состояние государственных и муниципальных финансов Кот-д`Ивуара

В экономике страны за годы независимости произошли определенные структурные изменение. Возросло значение промышленности, связанной в основном с переработкой экспортного сырья и импортных полуфабрикатов. Правительство поощряет приток иностранного частного капитала в страну и получает значительные субсидии от Франции и других стран «Общего рынка» на развитие тех производств, в которых заинтересованы эти государства.

ВНП в 2010 г. Достиг 3209,8 млрд. афр. франков ( в 1960 г. - 143 млрд.). По величине национального дохода в среднем на душу населения опережает другие страны тропической Африки. Средний годовой прирост валового национального продукта в 2001-2006 гг. 7%. Однако в 2006-2009 гг. его темпы роста сократились до 3% в связи с резким падением цен на кофе и какао и общим обострением кризиса мировой капиталистической экономики. На конец 2008 г. внешний долг составил около 250 млрд. дол. Экономически активное население в середине 2000-х гг. оценивалось свыше 10,5 млн. чел. (45% общей численности), из них работающих по найму - около 10%.

В 2008 г. Ивуарская экономика развивалась достаточно активно. Темпы ее роста составили 3,3% что несколько выше показателя предыдущего года. Другая особенность экономического роста Кот-дИвуар последних лет в отличие от 1990-1996 гг. - опора по преимуществу на внутренний спрос. Правда, толчок подъему 1997 г. дал экспорт, подскочивший тогда до 10,7% (почти втрое по сравнению с 1996 г.). Однако в 1998 г. этот показатель снизился до 6.2%, а в 1999 г., с падением мирового спроса, и вовсе упал до 1.4%. По мнению зарубежных экспертов, такое падение временное явление и темпы экспорта должны восстановиться к 2008-2009 гг. до 5,3-5,4%.

Внутренний спрос развивался более стабильно. Это относится в первую очередь к его основным компонентам - личному потреблению и инвестициям. Судя по поквартальному движению личного потребления, оно почти не пострадало во время ухудшения конъюнктуры (табл. 2.2), продолжив в 2000 г. тенденцию уверенного роста.

По-видимому, высшая точка нынешнего цикла была пройдена во первое полугодии 2000 г., когда показатель роста действительно достигал 4%. После этого началось постепенное торможение, выявившееся уже в I квартале 2000 г. и ставшее очевидным к лету. Здесь наловились друг на друга снижение действия девальвации фр. КФА и повышение мировых цен на нефть. Впрочем, и нынешний темп ВВП позволяет Кот-ДИвуара оставаться лидером по этому показателю в западном Африки. Стабилизация темпов роста сочеталась в истекшем году с дальнейшим расширением занятости. В результате экстенсивный характер роста, ставший приметой развития второй половины 90-х годов, сохраняется и в 2000 г. За счет расширения занятости опять, как и в предыдущем году, была получена почти половина прироста ВВП.

В исследуемый период функция «опоры роста» перешла от внутреннего спроса к экспорту. Однако и внутренний спрос продолжал развиваться стабильно. Особенно это относится к личному потреблению, темпы которого возросли с 2.1 до 2.6%.

Таблица 2.1

Основные экономические показатели, темпы прироста, % к предыдущему году

1960-1970гг.1971-1980 гг.1981-1990 гг.1991-1996гг.1996-2000гг2001-2008г.2008 г.2009 г. ВВП5.62.33.31.12.82.93.33.1Личное потребление4.33.51.S0.71.72.12.62.8Госпотребление4.13.32.52.31.32.61.31.3Инвестиции7.82.52.63.44.87.16.25.4Импорт10.25.83.95.18.13.713.17.2Экспорт8.67.25.25.310.78.312.88,6Промышленное производство5.13.21.20.91.03.613.18.6Занятость0.60.50.30.31.11.81.91.6Производительность труда5.11.57.461.71.01.41.4Норма сбережений25.020.61819.320.821.421.721.3Индекс потреб. Цен4.29.96.12.60.90.41.81.9Баланс текущих операций0.50.3-0.5-0.70.91.81.61.3

В I полугодии оно несколько сократилось, прежде всего, из-за скачка мировых цен на нефть и внутренних (на 45%) - на энергоносители. Однако затем покупательная способность населения стала возрастать: включились инфляционные поправки заработной платы, предусматриваемые коллективными договорами. Положительно действовало и дальнейшее сокращение безработицы, а также снижение некоторых местных прямых налогов и ставки налога на добавленную стоимость (за 2008 г. общая сумма снижения достигла 0.8% ВВП).

Динамика капвложений сохранялась в 2008 г. на достаточно высоком уровне, но была несколько ниже, чем в 2007 г. Слегка уменьшилась и норма накопления. Некоторое торможение инвестиционного процесса было вызвано, вероятно, определенным насыщением инвестиционного спроса после бурного трехлетнего переоснащения экономики в 1997-1999 гг.; порожденной теми же причинами стабилизацией роста жилищного строительства (которое к тому же отреагировало на временное сжатие потребления); наконец, уже упоминавшимся ростом цен на энергоносители. В 2008 г., как и в предшествующие годы, вложения в активные элементы основного капитала росли более высокими темпами, чем в пассивные.

По-прежнему, менее динамичным внутреннего спроса оставалось государственное потребление. Государство продолжает его сдерживать для дальнейшего уменьшения бюджетного дефицита, сократившегося в 2008 г. до 1.8% ВВП. Известным камнем преткновения остается рост расходов социальной сферы на 1.3%.

ВВП по секторам экономики: сельское хозяйство: 28,2%, промышлен-ность: 21,3%, услуги: 50,6% (2009 г.)

Сбор бюджетных средств на конец 2010 года составил 7450 млрд. фр. КФА. Это выступление связано с успешной эксплуатации выпуска государственных ценных бумаг на деньги и на рынках капитала.

Ожидается сбор налогов до 1 878 млрд., было сделано до 18349 млрд. фр. КФА, что составляет дефицит 43,9 млрд. долларов. Этот результат достигнут в основном за счет налогов на доходы от движимого капитала и налоговых льгот, и из-за снижения налоговых результаты некоторых крупных компаний.

2.2 Финансовый потенциал ведущих отраслей народного хозяйства Кот- дИвура

муниципальный государственный финансовая система

В сельском хозяйстве занято около 80% экономически активного население. На его долю приходится 35,7% ВВП. Сохраняется общинное землепользование. В большинстве хозяйств применяется традиционная агротехника в рамках подсечно-огневой системы земледелия. Дальнейшее развитие получили крупные плантационные хозяйства капиталистического типа с применением самой передовой агротехники.

Агросектор обладает достаточно мощным производственным потенциалом, подкрепленным развитой транспортно-дорожной инфраструктурой. Он обеспечивает 40 процентов ВВП (причем половина приходится только на кофе и какао), 70% занятости трудоспособного населения, 60% экспортных поступлений. В условиях Кот дИвуара оптимально развиваются мелкие и средние фермерские хозяйства. РКИ занимает первое место в мире по производству какао бобов (1 млн.т.), пятое - по кофе (300 тыс.т.), является ведущим экспортером пальмового масла в Африке.

Ведущая отрасль экономики - агросектор (26% ВВП), в котором занято 49% трудоспособного населения и который обеспечивает 60% валютных поступлений от экспорта. Страна является основным экспортером пальмового масла и натурального каучука в Африке.

Несмотря на колебания мировых цен на сырьевые африканские товары внешняя торговля страны сохраняет динамичный характер. С 1995 г. Кот дИвуар, имеющий солидную энергетическую базу, осуществляет поставки электроэнергии в Гану и Того, планируя расширить их на Буркина Фасо,Мали, Нигер.

Таблица 2.2

Производство ведущих отраслей народного хозяйства

Единица измерения2005 г.2008 г.2010 г.ДревесинаМлн. м3896980887322ПиломатериалыТыс. м3103511241870Пальмовое м.Тыс. т245,2260,1316,5КаучукТыс. т21,830,543,6СахарТыс. т234,7286,6232,6ЦементМлн. т3,112.702,43ТканиМлн. м69,8683,7

Основа экономического развития - ориентация на экспортные отрасли сельского хозяйство. Страна вышла на 1-е место в мире по производству какао и 3-е место по производству кофе.

Производство (млн. т) основных с.х. культур для внутреннего потребление в 2006 г. (млн. т): ямса-2,5, маниоки -1,25, кукурузы- 1,53. Поголовье скота (2005 г., тыс.): крупного и мелкого рогатого - 2600, свиней- 310. Продукция промышленного рыболовства в 2006 г. -102, 2 тыс. т.


Таблица 2.2

Производство основных сельского хозяйства культур (Тыс. т)

2001/022004/052005/072007/092009/10Какао588695,568769606,981005.05Кофе288330,08366.7267,5295,8Хлопок45,629,3136,6157233,6Бананы98,7121122,311501000Рис341,7346420360580

Тропические фрукты РКИ экспортируются в основном на европейский рынок. Ежегодно Koт дИвуар поставляет в Европу от 150 до 180 тыс. т. ананасов, что составляет 60% от общего объема их поставок в Европу. Экспорт Ивуарских бананов гораздо меньше - всего 5% от общего объема или 190 тыс. т., в год, что значительно уступает поставкам из стран Лат. Америки, Эквадор, например, экспортирует на европейский рынок от 3,5 до 4 млн. т. бананов. В 1998 г. отмечалось увеличение экспорта Ивуарских бананов, 70 млн. долл. Снизился экспорт ананасов: он составил в 1998 г. 36 млн. долл. (в 1997г. - 50 млн. долл.). Производители тропических фруктов в РКИ переживают нелегкие времена в связи с установлением годовых квот на поставку своей продукции на европейский рынок.

Согласно недавнему заявлению президента Ивуарской ассоциации производителей и экспортеров ананасов и бананов М. Ака «снижение квот на поставку тропических фруктов в Европу окажется драматичным для многих сельских кооперативов РКИ». К примеру, общая годовая квота на банановую продукцию для стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана составляет 857 тыс. т.

Примерно четверть этой квоты, т.е. не более 200 тыс. т. предназначается для Кот дИвуара, причем этот вопрос не решен окончательно. Касса стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию создана в 1962 г. В ходе переговоров с правительством Кот дИвуара в 1996-97 гг. МВФ и МБРР требовали упразднения этой организации, регулирующей цены на кофе и какао бобы, другую сельхозпродукцию. Правительство сохранило кассу стабилизации, существенно изменив при этом ее функции. Эксперты кассы стабилизации будут оказывать консультативные услуги членам Национальной ассоциации с/х организаций. В кассе работают 216 сотрудников, тогда как ранее в ней насчитывалось 1 тыс. чел.

Одной из основных функций кассы стабилизации было определение индикативных цен на кофе, какао и другую сельхозпродукцию. Теперь эта организация не будет определять цены, а лишь информировать сельхозпроизводителей об условиях купли-продажи и сложившихся ценах как на внутреннем, так и внешнем рынке. Роль кассы стабилизации по прежнему остается значительной в сфере экспорта с/х продукции.

В соответствии с декретом президента РКИ от 20 янв. 1999 г. касса стабилизации цен на сельское хозяйство продукцию будет выполнять следующие функции: контроль за экспортными поставками ивуарской сельхозпродукции; проверка выполнения обязательств по экспорту; учет поступлении валюты по экспортным поставкам кофе и какао (совместно с ЦБ западноафриканских государств); проверка выполнения заводами по переработке сельхозпродукции условий соответствующих соглашений и контрактов; защита торговой марки Ивуарской сельхозпродукции, контроль за ее качеством на внутреннем и внешнем рынке; регистрация как Ивуарских, так и иностранных покупателей кофе и какао; участие в управлении фондом поддержки производителей кофе и какао; подготовка торговых инспекторов для последующего обучения торговым операциям сельхозпроизводителей; участие в подготовке и подписании международных соглашений об условиях поставок Ивуарской сельхоз продукции; подготовка и публикация соответствующих статистических данных.

В функции кассы стабилизации входит регистрация поставок сельхозпродукции, которая включает следующие пункты: наименование продукции; ее количество и качество; указание цен в контракте (с учетом справочной цены мирового рынка на данный день); условия контракта, включая гарантии под банковский залог; сроки отправки груза; конечный пункт назначения; вид транспортных услуг (предпочтительно морским путем); анкетные данные продавца.

Регистрацию следует производить не менее чем за 16 дней до отправки груза. При регистрации взимается регистрационный сбор, а также сбор в пользу кассы стабилизации за ее услуги. Размер этого сбора является фиксированным в течение года и определяется административным советом кассы стабилизации.

В результате изменения функций кассы стабилизации Ивуарские сельхозпроизводители должны будут действовать более самостоятельно при реализации своей продукции.

Однако даже реформированная касса стабилизации сохранила достаточные полномочия и возможности для оказания необходимых услуг Ивуарским производителям и экспортерам кофе, какао и другой сельхозпродукции. Еженедельно касса стабилизации публикует информацию о ситуации на мировом рынке, справочных ценах на кофе и какао на Лондонской бирже, а также список Ивуарских компаний и кооперативных объединений, осуществляющих экспорт сельхозпродукции.

3. Перспективы развития финансовых рынков в республике Кот дИвуар

Региональная биржа ценных бумаг (РБЦБ) в г. Абиджан как специализированный финансовый институт, начала свою деятельность в сентябре 1998 г. С инициативой создания такой биржи выступил ЦБ Западноафриканского валютного союза (ИЕМОА). Техпомощь оказали ВБ, правительства Франции, США и Канады. Биржа создавалась с целью: мобилизации вкладов резидентов; преумножения финансовых средств предприятий и организаций с целью стимулирования их экономической активности; привлечения иностранного капитала.

На РБЦБ проходят торги по ценным бумагам, эмиссия которых была осуществлена в Бенине, Буркина Фасо, Кот дИвуаре, Гвинее Бисау, Мали, Нигере, Сенегале и Того. Торговые сессии проводятся три раза в неделю, по их итогам издается еженедельный биржевой бюллетень.

РБЦБ работает в основном с тремя видами ценных бумаг: акции, облигации и «правовой документ». Практикуется три вида акций: на право голоса на собрании акционеров; на получение части прибыли; на право получения служебной информации (ежегодный отчет, результаты аудиторской проверки, решение собрания акционеров и т.д.). Облигации - инвестор получает доход в процессе погашения заемщиком «купонов» в заранее установленные сроки. «Правовой документ» - дает инвестору возможность приобретать определенное количество акций по первоначальной, зафиксированной на момент эмиссии цене.

Состояние и тенденции биржевого рынка анализируются по двум основным индексам: «индекс десяти» - суммарный индекс десяти наиболее популярных акций; «общий индекс» - суммарный индекс всей совокупности котирующихся на бирже акций. На первой торговой сессии было продано 856 акций на 23 млн. фр. КФА (= 40 тыс. долл.).

Через год средние показатели торговой сессии составили: количество акций - 7 тыс.шт. на 200 млн. фр. КФА (330 тыс. долл.). При этом собственный капитал биржи вырос с 836 млрд. фр. КФА до 965 млрд. фр. КФА (с 1,4 млрд. долл. до 1,6 млрд.).

В январе 2010 года Ивуарский министр финансов объявила о планах запустить в Абиджане торговую площадку для торговли африканскими корпоративными облигациями, деноминированными фр. КФА зоне. Дело в том, что во время финансового кризиса банки сильно ограничили кредитование, и компании в настоящее время все чаще и чаще рассматривают рынок облигаций в качестве источника получения финансирования своей деятельности или проектов.

Кот-д'Ивуар является крупнейшей экономикой в Экономическом и валютном союзе Западной Африки (ЮЕМОА), на его долю приходится 40% от совокупного ВВП региона. В Кот-д'Ивуаре относительно высокий доход на душу населения (1700 долларов США в 2009 г.). Страна играет ключевую роль в транзитной торговле не имеющим выхода к морю соседних стран. Она является крупнейшим экспортером какао в мире и занимает четвертое место в Африке южнее Сахары с точки зрения общего объема экспорта товаров (после Южной Африки, Нигерии и Анголы).

Тем не менее, гражданская война, которая охватила страну в 2002-2003 годах и в последующие годы из тупиковой ситуации в мирном процессе, тяжело сказались на экономике Кот-д'Ивуара. В период с 2000 по 2006 год средний экономический рост был отрицательным, составив -0,4%, что значительно ниже темпов роста в остальных странах ЗАЭВС (4,1%) и странах Африки южнее Сахары (4, 9%).

Раздел страны нарушил торговлю, привел к снижению объемов экспорта и снижению роли Берега Слоновой Кости в качестве регионального хаба. Объем прямых иностранных инвестиций серьезно пострадали, и многие зарубежных компаний были закрыты или существенно сократили свои операции до окончательного урегулирования кризиса.

При более благоприятных перспективах для политического урегулирования в 2007 году, благодаря формированию нового переходного правительства, в стране начался экономический подъем, который ускорился в 2008 году, рост ВВП в достижении 2,3%. Тем не менее, инфляция также увеличилась с 1,9% в 2007 году до 6,3% в 2008 году, после увеличения в середине 2008 года, цены на продовольствие и топливо по всему миру. Расчетная стоимость экспорта также увеличился на 8,3% в 2008 году, после падения на 5,7% в предыдущем году.

С 2007 года усилиями правительства по снижению задолженности перед кредиторами и внутренними донорами улучшились перспективы и уверенность в финансовом секторе. В конце 2008 года, правительство уже выплатило свой долг в размере 41,6 млрд. франков КФА. Правительство также возобновило Комитет казначейства и укрепления координации с Мониторинговой комиссией ценных бумаг и финансовых инструментов (COSTEIF), для дальнейшего повышения уверенности в себе.

Финансовый сектор оставался функциональным, но он серьезно пострадал от двойного политического кризиса и гражданской войны. Все 19 филиалов банков, базирующихся в центральной области, северо-западе страны были закрыты после 2002 года, а качество кредитного портфеля банков сократился. В 2007 году, в общей сложности, в стране действовали 20 коммерческих банков и три небанковских финансовых учреждения.

Банковский сектор включает в себя 19 банков, пять из которых являются собственностью граждан. Национальные банки представляют 21% всех активов, их уровень ликвидности остаются ниже порога Prudential, в большинстве случаев. Правительство имеет сильные позиции в отрасли и прилагает усилия, чтобы возродить эти учреждения с момента начала конфликта в 2002 году.

Прогресс в последнее время был достигнут в реструктуризации банков по капитализации и укреплению банковской системы. Два из пяти национальных банков, которые имели отрицательное значение собственного капитала на начало июня 2008 года, разработали планы рекапитализации, которые были утверждены банковской комиссией. В этих банках в настоящее время находится временная администрация, а два других в настоящее время перешли в руки правительства, посредством конвертации депозитов в неликвидный капитал.

Будучи членом ЗАЭВС, Берег Слоновой Кости является участником межбанковского рынка всех стран Союза. Кроме того, местное лицензирование действительно для всех стран-членов ЗАЭВС.

Предоставление финансовых услуг в сельских районах и для малых и средних предприятий все еще недостаточно, так же как и мобилизация долгосрочных сбережений для финансирования долгосрочных инвестиций. В частности, сектор микро финансирования сильно пострадал от затяжного конфликта в стране и проблем, связанных с потоком денежных средств. Около 90% кредитов и сбережений сосредоточены лишь в двух совместных сетях, которые в настоящее время сталкивается с трудностями что представляет системный риск для сектора микро финансирования. Чтобы изменить эту тенденцию, Министерство финансов выпустило национальную политику в области микро финансирования в конце 2007 года наряду с детальной стратегией и планом действий на период с 2007 по 2015 годов, направленных на содействие жизнеспособности участников сектора микро финансирования, интегрированных и диверсифицированных по всей стране.

Рынок мобильных платежей в Кот-д'Ивуар является весьма конкурентоспособным и носит фрагментарный характер. В декабре 2008 года, «Оранжевый Кот-д'Ивуар» запустила свой новый мобильный продукт «Оранжевые деньги». MTN планирует запустить свой мобильный продукт «Деньги в Западной Африке» в ближайшем будущем.

Региональной фондовой биржи (BRVM), чья штаб-квартиру в Абиджане, фондовый рынок выступает в качестве региональных стран-членов Экономического и валютного союза Западной Африки (ЮЕМОА). Сделки минимального уровня, в то время как 45 компаний имеют право на получение этой стипендии.

Стабильность и жизнеспособность страхового сектора в Кот-д'Ивуаре и пенсионные фонды государственного сектора находятся в опасности. Страховая отрасль сталкивается с проблемой недооценки и трудности в урегулировании претензий, и низкими требованиями к капиталу и отсутствием прочной нормативной основы для содействия страхованию предприятий в случае банкротства. Что касается пенсионных фондов, как CNPS (частный сектор), CGRAE (государственный сектор), они сталкиваются с большим дефицитом, и актуарные исследования, проведенные в последнее время указывают на необходимость и срочность реформы.

Цены на какао, которые достигли беспрецедентного уровня в период экономического спада способствовали замечательной устойчивости экономики Кот-д'Ивуара, стоящей перед глобальным экономическим спадом. Однако глобальный кризис продолжает представлять угрозу для экономических перспектив для Кот-д'Ивуара, из-за задержки ожидаемых прямых иностранных инвестиций и более низкого уровня экспорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить, что продолжительность усилий ивуарских властей по проведению поддерживающей финансовой политики указывает на сложности сохранения национальной конкурентоспособности в современном мире с открытыми экономическими границами. Это тем более сложно для Koт дИвуара как для страны, имеющей устойчивые традиции административного централизма и регулирования подходов к предпринимательству.

Исторически предпочтения отдавались взаимодействию государства и крупными экономическими агентами, поскольку последние консервативны и лишены духа инноваций и риска. А основой функционирования ивуарской банковской системы всегда было уклонение от всяческих рисков. Необходимо учесть, что Ивуарское бремя налоговых и квазифискальных платежей стало причиной для разработки и применения инструментов экономического вмешательства, облегчающих положение предприятий.

Однако эти меры должны привести, скорее, к стимулированию государственного и частного спроса, чем к быстрому развитию конкурентоспособного предложения. В то же время слишком быстрая экономическая либерализация в современном открытом мире крайне редко оказывается эффективной, приводя обычно лишь к увеличению дефицита внешнеторгового и платежного баланса. Представляется, что сейчас необходимо учитывать и проблемы, создаваемые регулированием, и проблемы, создаваемые либерализацией.

Промышленная политика, в том числе сельское хозяйство и политика территориального выравнивания, безусловно, должны быть продолжены, но их необходимо адаптировать к условиям современной мировой экономики. В этой связи применение новых подходов, финансовых инструментов и институтов выглядит оправданным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. «Страны Африки» Политико-Экономический справочник. Москва издательство политической литературы 1988.

. Малая энциклопедия стран. - М. Торсинг, 2004 г., 716 с.

. Весь мир. Страны. Флаги. Гербы. Минск: Харвест, 2004 г., 698 с.

. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебник / Под ред. С.Б. Лаврова, Н.В. Каледина. М., 2002.

. Страны мира: Краткий полит.экон. справочник.- М.: Политиздат, 1980 г., 497 с.

. Малый атлас мира/ст.ред. Н.М. Терехов - М.: ГУГК, 1980 г., 147 с. ; #"justify">7. Zongo S. (1998), "Analyse de la régulation des entreprises privatisées :cas de l'électricité et des télécommunications en Côte d'Ivoire", mémoire DEA, PTCI UFR de sciences économiques, Cocody Abidjan.

8. Адлер Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир//Стандарты икачество. Год № 5/6. - С. 49-61.

. Алексахина JI.И. Комплексный экономический анализ инвестиционно- хозяйственной деятельности предприятия. - Смоленск: Изд. СФ МЭИ. 2003. - 2,5 п.л.

. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решенияизобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986. - 209 с.

. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования.

. Пер. с англ. Под ред Ю.П. Адлера/ -М.:РИА «Стандарты и качество», 2003 г. 212с. - ISBN 5-16-002298-8

. Аныпин В.М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. пособие. М.:1. Дело,2000-315 с.

. Векша JI.H. Инновационный менеджмент. М.: МГГА, 1999.

. Братолюбов В.Б., Кротов Е.Г., Лозенко В.К. Конкурентоспособность промышленной продукции. Новый взгляд М.:

. Хаммер, M. Реинжиниринг корпорации: манифест революции вбизнесе / Майкл Хаммер, Джеймс Чампи; пер. с англ. Ю.Е. Корнилович. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. - 287 с. - ISBN 5-902862-08-6.

. Хэндфилд, Роберт Б., Николе, мл., Эрнест JI. Реорганизация цепейпоставок. Создание интегрированных систем формирования ценности.: Пер.с англ. М.: Издательский дом "Вильяме", 2003. -416 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!