Бухгалтерская финансовая отчетность, ее содержание и назначение

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,15 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерская финансовая отчетность, ее содержание и назначение














По дисциплине: «Бухгалтерская финансовая отчетность»

Тема: «Бухгалтерская финансовая отчетность, её содержание и назначение»











Воронеж2011

Содержание

Введение

Глава 1. Бухгалтерская отчетность на предприятии

.1 Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

.2 Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности

.3 Порядок составления бухгалтерских отчетов

Глава 2. Состав бухгалтерской финансовой отчётности

.1 Бухгалтерский баланс

.2 Отчет о прибылях и убытках

.3 Отчет об изменении капитала

2.4 Отчет о движении денежных средств

.5 Приложение к бухгалтерскому балансу

.6 Пояснительная записка

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что бухгалтерский учет и его основной информационный результат - отчетность - выполняют исключительно важную с позиции бизнес-отношений коммуникативную функцию. Для того, чтобы эта функция реализовывалась надлежащим образом, необходимо чтобы существовали какие-то общепринятые правила по которым ведется учет и составляется отчетность.

Цель данной работы - изучить организационные основы формирования бухгалтерской отчетности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

определить понятие и назначение бухгалтерской отчетности;

изучить нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ;

исследовать порядок формирования отчетности на предприятиях.

Объект исследования - нормативные документы, регламентирующие порядок составления и представления бухгалтерской отчетности..

Данная курсовая работа состоит из двух глав:

В первой главе данной курсовой описаны:

понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности

порядок составления бухгалтерских отчетов.

Во второй главе :

теоретические основы бухгалтерского баланса порядок заполнения, описание.

раскрывается понятие «Отчета о прибылях и убытках», описание строк и состав.

описывается «Отчет об изменении капитала» его состав, и описание.

описывается «Отчет о движении денежных средств» его состав и описание.

описывается Приложение к бухгалтерскому балансу количество разделов и их составляющие.

описывается Пояснительная записка и сведенья представленные в ней.

Написано заключение, список используемой литературы, а так же приложение.

1. Бухгалтерская отчетность на предприятии

.1 Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую - промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность - это отчеты за год.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

форму № 1 «Бухгалтерский баланс»(приложение1);

форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках»(приложение2).

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность включает:

бухгалтерский баланс - форма № 1;

отчет о прибылях и убытках - форма № 2;

отчет об изменениях капитала - форма № 3;

отчет о движении денежных средств - форма № 4;

приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5;

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.

1.2 Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность Оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98).

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета).

Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).


.3 Порядок составления бухгалтерских отчетов

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства.

При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на асе объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат.

В соответствии сданным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности:

üВ первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства».

üВо вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 31 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство».

üПосле этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживание производства и хозяйства».

üВ порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации, и закрываются счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «.Реализация прочих активов»,

üраспределяется прибыль и закрывается счет 80 «Прибыли и убытки».

При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги.

Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Глава 2. Состав бухгалтерской отчётности

.1 Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

Статьи формы бухгалтерского баланса предприятия и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат составлению и раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Для составления бухгалтерского баланса предприятия отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

В форме бухгалтерского баланса предприятия активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Порядок заполнения бухгалтерского баланса.

В соответствии с порядком заполнения Формы-1, бухгалтерский баланс предприятия заполняется в тыс. рублей. Округления производятся по каждой строке, т.е. сначала просчитывается сумма соответствующих остатков по счетам, а потом происходит деление на 1000. В результате округлений возможны расхождения между данными актива-пассива баланса на 1-2 тыс. рублей.

Дата составления бухгалтерского баланс предприятия = дате, следующей за последней датой периода, указанного в Сведениях об организации.

Порядок заполнения и анализ АКТИВА БАЛАНСА

Раздел I Бухгалтерского баланса. Внеоборотные активы

Стр.110 "Нематериальные активы"

ст.3 - Сумма рассчитывается по формуле Остаток на начало периода по Дебету счета 04 "Нематериальные активы" <#"justify">.2 Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках это документ, который раскрывает финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Отчетным периодом признаются - квартал, полугодие, девять месяцев, год. Т.е. отчет о прибылях и убытках составляется нарастающим итогом с начала года.

В Отчете о прибылях и убытках отрицательные величины и те показатели, которые необходимо вычесть (т.е. все расходы), записывают в круглых скобках.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и прочие.

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Стр.010 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)»

Стр.010 рассчитывается как сумма проводок, у которых по Кредиту счет 90.1 «Выручка», за вычетом суммы проводок, у которых по Дебету счета 90.3 «Налог на добавленную стоимость», 90.4 «Акцизы», 90.5 «Экспортные пошлины».

Стр.020 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

По строке 020 отражают расходы по обычным видам деятельности, доходы от которых отражены по строке 010.

Состав себестоимости зависит от вида деятельности организации:

для производственных фирм - себестоимость проданной готовой продукции;

для торговых фирм - покупная стоимость проданных товаров;

для фирм, выполняющих работы (услуги) - все расходы, связанные с выполненными работами (услугами).

Стр.020 рассчитывается как сумма проводок, у которых по Дебету счет 90.2 «Себестоимость», а по Кредиту любые счета кроме 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу».

Сумма по строке прописывается в круглых скобках

Стр.029 Валовая выручка

Стр.029 = стр.010 - стр.020

Стр.030 Коммерческие расходы

По данной строке отражаются расходы, связанные со сбытом продукции. Организации торговли по этой строке отражают сумму издержек обращения. Указанные расходы отражаются по Дебету счета 44 «Расходы на продажу». Эти расходы отражаются по строке 030 только если они были списаны в дебет счета 90.2.

Порядок заполнения строки 030.

Стр. 030 рассчитывается как сумма проводок, у которых по Дебету счет 90.2 «Себестоимость», а по Кредиту счет 44 «Расходы на продажу».

Сумма по строке прописывается в круглых скобках.

Стр.040 Управленческие расходы

Расходы, связанные с управлением производством, отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Порядок их списания зависит от порядка формирования себестоимости продукции (работ, услуг):

по полной производственной себестоимости (все расходы относятся на производственные счета (Д. 20,23,29) и распределяются по видам выпускаемой продукции);

по сокращенной себестоимости (управленческие расходы списываются напрямую на счет 90.2 без распределения по видам выпускаемой продукции).

Настройка учетной политики осуществляется в программе в закладке Справочники/ Учетная политика/ Имущество/ Формирование стоимости продукции.

В том случае, если выбран вариант учетной политики «по полной производственной себестоимости», расходы по строке 040 не отражают, а указывают в строке 020.

Порядок заполнения строки 040.

Стр.040 рассчитывается как сумма проводок, у которых по Дебету счет 90.2 «Себестоимость», а по Кредиту счет 26 «Общехозяйственные расходы».

Сумма по строке прописывается в круглых скобках.

Стр.050 Прибыль (убыток) от продаж

Стр.050 = стр. 029 - стр.030 - стр. 040

В случае убытка (отрицательный результат) вместо минуса прописываются круглые скобки.

Прочие доходы и расходы

Стр.060 Проценты к получению

В стр. 060 попадает сумма проводок, у которых по Кредиту счет 91 (любой субсчет) с аналитикой «В виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета» (аналитика проставляется по справочнику «Виды доходов и расходов»).

Стр.070 Проценты к уплате

Сумма по строке прописывается в круглых скобках.

Стр.080 Доходы от участия в других организациях

В стр. 080 попадает сумма проводок, у которых по Кредиту счет 91 (любой субсчет) с аналитикой «От долевого участия в других организациях»

Стр. 090 Прочие доходы

Начиная с 2007 г. объединены операционные и внереализационные доходы и введено понятие «прочие доходы».

Сумма для стр. 090 рассчитывается по следующей формуле:

Стр. 090 = [Д. любой счет К.91 (любой субсчет кроме 91/9 и 91/10) наличие аналитики не учитывается] - [Д. любой счет К. 91 с аналитикой «В виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета», «От долевого участия в других организациях»] - [Д. 91 любой субсчет К.68.2] - Д.91.9, 91.10 К. 91 любой субсчет без учета аналитики (проводки по закрытию счетов)]

Стр.100 Прочие расходы

Сумма для стр. 100 рассчитывается по следующей формуле:

Стр. 100 = [(Д.91 (любой субсчет кроме 91.10, 91.9) аналитика не важна К. любой счет ] - [Д. 91 любой субсчет с аналитикой «Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида». К.любой] - [Д.91 любой субсчет (аналитика не важна) К.91.9, 91.10 (проводки по закрытию счетов)]

Стр.140 Прибыль (убыток) до налогообложения

Стр.140 = стр. 050 + стр. 060 - стр. 070 + стр. 080 + стр. 090 - стр. 100

В случае убытка (отрицательный результат) ставятся круглые скобки.

Стр. 141 Отложенные налоговые активы

В стр. 141 прописывается остаток по счету 09 на конец периода, указанного в Сведениях об организации/ Для отчетов.

Если остаток кредитовый, то сумма прописывается в круглых скобках.

Стр. 142 Отложенные налоговые обязательства

В стр.142 прописывается остаток по счету 77 на конец периода.

Если остаток кредитовый, то сумма прописывается в скобках.

Стр.150 Текущий налог на прибыль

В стр.150 попадает сумма проводок Д 99 К 68.1

Стр.190 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

Стр.190 = стр. 140 +(-) стр.141 +(-) стр.142 - стр. 150

Вычитаются суммы в круглых скобках.

В случае убытка (отрицательный результат) проставляются круглые скобки

Заполнение столбца «За аналогичный период предыдущего года»

Столбец заполняется по тем же правилам что и «За отчетный период» при условии, что данные были импортированы из версии предыдущего года.

бухгалтерский отчетность баланс

2.3. Отчет об изменении капитала

Отчет об изменениях капитала (форма №3) показывает его увеличение или уменьшение за период в увязке с величиной капитала на начало и конец отчетного периода. Форма существенно отличается от старой как по структуре, так и по объему приведенных в ней показателей.

Отчет об изменении капитала состоит из двух разделов:

ü«Изменение капитала» представляет для пользователей информацию об изменениях, произошедших в собственном капитале организации за отчетный год в сравнении с предыдущим годом в разрезе элементов собственного капитала: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределен ная прибыль (непокрытый убыток).

На изменение уставного капитала оказывают влияние следующие факторы: дополнительный выпуск акций или уменьшение их количества; увеличение или уменьшение номинальной стоимости акций; реорганизация юридического лица.

Размер добавочного капитала может измениться в результате:

пересчета иностранной валюты (но износам в уставный капитал); получения эмиссионного дохода (расхода) при размещении и продаже акций; направления на увеличение уставного капитала и распределение между учредителями организации.

Величина резервного капитала изменяется при направлении на его увеличение части чистой прибыли организации, а также при покрытии убытка отчетного года за счет средств резервного капитала.

На величину нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) оказывают влияние: финансовые результаты отчетного года; сумма начисленных дивидендов за отчетный год; отчисления в резервный капитал (фонд); последствия реорганизации предприятия.

Кроме того, данный раздел содержит сведения об изменениях капитала в результате переоценки основных средств (в части добавочного капитала при увеличении их стоимости, в части нераспределенной прибыли при уменьшении их стоимости), а также в результате изменений учетной политики.

Результаты переоценки основных средств по состоянию на 1 января следующего года за отчетным в бухгалтерском балансе за отчетный год не отражаются. Поэтому величина добавочного капитала (нераспределенной прибыли) в отчетности за предыдущий год (сальдо на 31 декабря) может отличаться от его величины на 1 января отчетного года. При изменении в отчетном году учетной политики, для обеспечения сопоставимости информации за прошлый и отчетный годы данные предыдущего года пересчитывают с учетом изменений в учетной политики. В бухгалтерском учете влияние изменения учетной политики не отражается. Изменения капитала в результате переоценки основных средств и изменений учетной политики отражается в отчете об изменениях капитала, и позволяют привести в соответствие данные о наличии капитала на 31 декабря предыдущего года и 1 января отчетного года.

§«Резервы» содержит информацию о наличии и движении создаваемых в организации резервов:

1. резервы, образованные в соответствии с законодательством (резервный капитал, который создается акционерными обществами в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» путем отчислений от чистой прибыли);

. резервы, образованные в соответствии с учредительными документами (резервный фонд, создаваемый путем отчислений от чистой прибыли, если его формирование предусмотрен учредительными документами);

оценочные резервы (резервы под снижение стоимости материальны ценностей, под обесценивание финансовых вложений, по сомнительным долгам).

Создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей предусмотрено п. 25 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01), утвержденного приказом Минфина России от 09.06.01 г. № 44н с изменениями от 25.10.2010 №132н. Информация о величине вычисленных неиспользованных в течении отчетного года резервов в бухгалтерском учете формируется на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Создание резервов под обесценение финансовых вложений регламентируется п.38 Положения по бухгалтерском учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденного приказом Минфина России от 10.12.02 г. № 126н с изменениями от 08.11.2010 №144н.

В бухгалтерском учете соответствующая информация формируется на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений».

Резервы по сомнительным долгам образуются в соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н с изменениями от 25.10.2010 №132н. Бухгалтерский учет таких резервов ведется на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам»;

. резервы предстоящих расходов. Указанные резервы организация создает на покрытие предстоящих расходов путем равномерного включения в издержки производства отчетного периода.

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации организациям разрешено создавать следующие резервы: на предстоящую оплату отпусков; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и вознаграждений по итогам работы за год; на ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; на предстоящие затраты на рекультивации земель и осуществлении иных природоохранных мероприятий; предстоящие затраты по ремонту предметов проката; на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в др. В бухгалтерском учете информация об этих резервах формируется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

В справке к отчету об изменениях капитала приводятся данные о величине чистых активов на начало в конец отчетного года. Методика расчета чистых активов утверждена приказом Минфина России №10н и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 03-6/пз от 29.01.03 г. «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».

Под стоимостью чистых активов понимается величина, определенная путем вычитания из суммы активов организации, принимаемых к расчету, суммы ее пассивов. принимаемых к расчету.

Капитал в отчете сгруппирован в два раздела и представлен следующими статьями:

Раздел I «Изменение капитала» включает:

· остаток на 31 декабря года, предшествующему предыдущему и остаток на

января предыдущего года (строка 010);

· изменение в учетной политике (строка 011);

· результаты от переоценки объектов основных средств (строка 012);

· результаты от перерасчета иностранных валют (строка023);

· чистая прибыль (строка 025);

· дивиденды (строка 026);

· отчисления в резервный фонд (строка 030);

· увеличение величины уставного капитала (строки 041-043);

· уменьшение величины капитала (строки 051-053);

· остаток на 31 декабря предыдущего года (строка 060) и остаток на 1

января отчетного года (строка 100);

· остаток на 31 декабря отчетного года (строка 140).

Раздел II «Резервы» включает:

· резервы, образованные в соответствии с законодательством;

· резервы, образованные в соответствии с учредительными документами;

· оценочные резервы;


2.4 Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств (форма 4) отражает все поступления и расходования наличных денежных средств, т. е. чистые изменения в денежной наличности, которые происходят в результате текущей хозяйственной деятельности предприятия. Анализ движения наличных денежных средств необходим для принятия управленческих решений по вопросам капиталовложений и проведения коммерческих операций.

Представляется в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности.

Движение денежных средств составляется в разрезе текущей деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности предприятия.

При этом для целей составления отчета о движении денежных средств понимается:

üпо текущей деятельностью - деятельность предприятия, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяйством, торговлей, общественным питанием, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и другими аналогичными видами деятельности;

üпод инвестиционной деятельностью - деятельность предприятия, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.;

üпод финансовой деятельность - деятельность предприятия, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.

В типовой форме надо самостоятельно проставить коды строк.

Отчет о движении денежных средств включает:

· остаток денежных средств на начало года (строка 010);

· раздел «Движение денежных средств по текущей деятельности» (строки 020-190);

· раздел « Движение денежных средств по инвестиционной деятельности» (строки 210-340);

· раздел «Движение денежных средств по финансовой деятельности» (строки 350- 440).

2.5. Приложение к бухгалтерскому балансу.

В Приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5) расшифровываются

некоторые наиболее важные статьи баланса и данные этой формы используются для оценки финансового состояния предприятия.

Приложение к бухгалтерскому балансу состоит из разделов:

раздел 1 «Нематериальные активы» (строки 010-050) приводится информация о движении (наличие на начало и конец отчетного периода, поступление и выбытие) нематериальных активов по их видам в оценке по первоначальной стоимости. Отдельно отражается сумма начисленной амортизации, но всем нематериальным активам, и в том числе, но каждому их виду на начало и на конец отчетного года.

Источником информации для заполнения этого раздела являются данные синтетического и аналитического учета по счетам 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов».

Увязка данного раздела со статьей «Нематериальные активы» в бухгалтерском балансе производится по остатку на начало и конец года с учетом корректировки на сумму амортизационных отчислений;

раздел 2 «Основные средства» (строки 110-160) показываются по группам основных средств их наличие на начало и конец отчетного периода, поступление в выбытие за отчетный период в оценке по первоначальной стоимости. Отдельно отражается сумма начисленной амортизации в целом по всем видам основных средств и по трем укрупненным группам (здания и сооружения машины, оборудование, транспортные средства; другие) па начало и конец отчетного года.

В разделе также приводятся данные, но состоянию на начало и конец отчетного года:

о первоначальной стоимости основных средств, переданных и полученных в аренду, в том числе по видам;

о первоначальной стоимости основных средств, переведенных на консервацию;

о первоначальной стоимости объектов недвижимости, принятых в эксплуатацию и находящихся в процессе государственной регистрации.

подраздел «Справочно» (строки 170-180» на начало отчетного и предыдущего года приводятся результаты переоценки основных средств (в части первоначальной (восстановительной) стоимости и суммы амортизации) и изменения стоимости объектов основных средств в результате дооборудования, достройки, реконструкции, частичной ликвидации.

Источником информации для заполнения этого раздела являются данные синтетического и аналитического учета по счетам 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств».

Увязка данного раздела со статьей «Основные средства» в бухгалтерском балансе производя по остатку на начало и конец года с учетом корректировки на суммы амортизационных отчислений.;

раздел 3 «Доходные вложения в материальные ценности» (строки 210-240) приводится информация о движении (наличии на начало и конец отчетн6ого периода, поступление и выбытие) доходных вложений в материальные ценности по их видам (имущество для передачи в лизинг и имущество, представляемое по договору проката) в оценке по первоначальной стоимости. Кроме того, отражается сумма начисленной амортизации в целом по вышеуказанным ценностям на начало и конец отчетного периода.

Источником информации для заполнения разделяя являются данные синтетического и аналитического учёта по счетам 03 «доходные вложения в материальные ценности» и 02 «Амортизация основных средств»

Увязка данного раздела со статьей «Доходные вложения в материальные ценности» в бухгалтерском балансе производятся по остатку на начало и конец отчетного периода с учетом корректировки на сумму амортизационных отчисления;

раздел 4 «Расходы на НИОКР» (строки 310-330) представляется информация об остатках на начало и конец отчетного периода, а также о произведенных и списанных в течение года расходах на НИОКР в целом и по каждому их виду;

подраздел «Справочно» (строки 320-330) приводятся данные о величине расходов по незаконченным НИОКР на начало и конец отчетного года и о суммах расходов по не давшим положительных результатов НИОКР, отнесенных в отчетном и предыдущем годах на внереализационные расходы.

Источником информации для заполнения раздела являются данные синтетического и аналитического учета по счетам 08«Вложения во необоротные активы», субсчет 8 «Выполнение НИОКР». 04 «Нематериальные активы», 91 «Прочие доходы и расходы».;

раздел 5«Расходы на освоение природных ресурсов» (строка 410) показывается общая сумма расходов и в том числе по видам на начало и конец отчетного года, а также сумма расходов, произведенных и списанных за отчетный период.;

подраздел «Справочно» (строки 420-430) по состоянию на начало и конец отчетного года отражается сумма расходов по участкам недр, незаконченным поиском и оценкой месторождений, разведкой и гидрогеологическими изысканиями и прочими аналогичными работами, и сумма расходов на освоение природных ресурсов, отнесенных в отчетном периоде на внереализационные расходы как безрезультатные.

Источником информации для заполнения раздела являются данные синтетического и аналитического учета по счетам учета расходов по обычным видам деятельности и счету 91 «Прочие доходы и расходы»;

раздел 6 «Финансовые вложения» (строки 510-590) включает информацию о составе долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений по их видам на начало и конец отчетного периода. Из общей суммы финансовых вложений выделяются финансовые вложения (по их видам), имеющие текущую рыночную стоимость финансовым вложениям приводится информация об изменении стоимости в результате корректировки их оценки. По долговым ценным бумагам представляется информация о списанной в течение года на финансовые результаты разницы между их первоначальной и номинальной стоимостью.

Источником информации для заполнения раздела являются данные синтетического и аналитического учета по счету 58 «Финансовые вложения».

Увязка данного раздела со статьями «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» в бухгалтерском балансе производится по остатку на начало и конец года;

раздел 7 «Дебиторская и кредиторская задолженность» (строки 610-660) приводятся данные о состоянии расчетов организации на начало и конец отчетного периода. Как и в бухгалтерском балансе, задолженность подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. В составе кредиторской задолженности отражается задолженность организации по займам и кредитам. В дополнение к бухгалтерскому балансу приводятся данные об авансах полученных и выданных.

Источником информации для заполнения раздела являются данные синтетического и аналитического учета по счетам учета расчетов.

Увязка данного раздела со статьями «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)», « Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)», «Займы и кредиты» и «Кредиторская задолженность» в бухгалтерском балансе производится по остатку на начало и конец года.;

раздел 8 «Расходы по обычным видам деятельности» (строки 710-767) раскрывает информацию о расходах организации за отчетный и предыдущий годы по пяти элементам затрат: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие. в разделе приводятся данные об изменениях в остатках незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов. Показатели данного раздела приводятся без учета внутрихозяйственного оборота, т.е. без затрат, связанных с передачей изделий, продукции, работ и услуг внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств и др.

Источником информации для заполнения раздела являются данные синтетического и аналитического учета по счетам учета расходов по обычным видам деятельности, а так же по счетам 96 «Резервы предстоящих расходов» и 97 «Расходы бедующих периодов»;

раздел 9 «Обеспечения» (строки 810-840) приводятся данные о наличии на начало и конец отчетного периода полученных и выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, бухгалтерский учет которых ведется на забалансовых счетах 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» и 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Из общей стоимости обеспечений полученных и выданных представляются данные о стоимости имущества в залоге (по видам имущества);

раздел 10 «Государственная помощь» (строки 910-920) раскрывает данные о наличии средств, полученных из бюджета в отчетном и предыдущем году, по их видам. По бюджетным кредитам приводятся данные о наличии на начало и конец отчетного периода, о суммах полученных и возвращенных кредитов в отчетном периоде.

Источником информации для заполнения раздела являются данные синтетического и аналитического учета по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и 86 «Целевое финансирование».

.6 Пояснительная записка

Помимо отчетных форм в составе годовой бухгалтерской отчетности представляется пояснительная записка.

Основным назначением пояснительной записки является дополнение содержания форм бухгалтерской отчетности для получения более полной информации о финансовом положении организации и ее месте на рынке товаров, работ, услуг.

Порядок представления информации в пояснительной записке определяется организацией самостоятельно с учетом требований, установленных ПБУ 4/99.

В начале пояснительной записки, как правило, приводятся общие данные об организации: юридический адрес, организационно-правовая форма, основные виды деятельности, среднегодовая численность работников за отчетный период или численность на отчетную дату, состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации. далее в пояснительной записке представляется следующая информация:

üраскрываются основные положения учетной политики организации, без знания которых пользователь не может оценить финансовое положение организации. В частности, в пояснительной записке должны быть раскрыты способы оценки имущества, способы погашения стоимости амортизируемого имущества, наличие в перечень созданных в организации резервов предстоящих расходов, оценочных резервов и расходов будущих периодов. Если в отчетном году была изменена учетная политика, то в пояснительной записке раскрываются причины ее изменения, а также влияния изменения учетной политики на содержание бухгалтерской отчётности. Оценка влияния последствий изменения учетной политики производится путем корректировки информации за предыдущие годы, исходя из правил, действующих в отчетном году

üдается краткая характеристика деятельности организаций (текущей, инвестиционной и финансовой)

üприводятся основные показатели деятельности организации в и факторы влияющие на финансовые результаты отчетного периода

üуказывается влияние событий после отчетной даты на содержание показателей бухгалтерской отчетности. Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовый результат. Порядок представления информации определен Положением по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) утвержденного приказом Минфина России от 2.11.98г. №66н с изменениями от 20.12.2007№143н.

üуказывается на наличие условных фактов хозяйственной деятельности, оказывающих существенное влияние на показатели бухгалтерской отчетности, и приводится последствия условных фактов в денежном измерителе. Условным фактом хозяйственной деятельности признается имеющая место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятн7ости его возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределённых событий. Если последствия условных фактов невозможно измерить с достаточной степенью надежности, то денежное измерение последствий условных фактов не приводится, но о наличии условных фактов в пояснительной записке сообщается. Порядок представлен ня информации определен Положением по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утвержденным приказом Минфина России от 28.11.01 г. № 96н с изменениями от 20.12.2007№144н.

üо сегментах деятельности организации (операционных и географических). Операционный сегмент - это часть деятельности организации по производству определенного товара или однородных групп товаров (работ, услуг), которая подвержена рискам и получению прибыли, отличным от риска и прибылей по другим товарам или однородным группам товаров (работ, услуг). Географический сегмент - это часть деятельности организации по производству товаров (работ, услуг) в определенном географическом регионе, которая подвержена рискам и получению прибыли, отличным от риска и прибылей по другим регионам деятельности организации. Порядок представления информации по сегментам в пояснительной записке определен Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утвержденным приказом Минфина России от 08.11.2010 №143н ;

üо прекращаемых операциях. Прекращаемые операции - это часть деятельности организации по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая может быть выделена операционно (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению. Порядок представления информации о прекращаемых операциях в бухгалтерской отчетности определен Положением по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденным приказом Минфина России от 02.07.02 г. .№66н с изменениями от 08.11.2010 №144н.

Акционерные общества дополнительно приводят сведенья:

о сумме выплаченного вознаграждения (в виде заработной платы, премий, льгот и привилегий) членам совета директоров и членам исполнительного органа;

üо количестве выпущенных акций, их по номинальной стоимости, а также о количестве акций, оплаченных полностью, частично и не оплаченных.

Организации, имеющие зависимые и дочерние общества, приводят перечень таких обществ, их местонахождение и степень участия в них.

После расшифровки важнейших статей форм бухгалтерской отчетности приводится информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности:

üаналитические показатели, характеризующие качественные изменения в имущественном и финансовом положении организации, с указанием порядка их расчета (рентабельность, доля собственных оборотных средств и пр.);

üоценка финансового состояния на краткосрочную и долгосрочную перспективу;

üдинамика важнейших экономических и финансовых показателей за ряд лет;

üпланируемое развитие организации, предполагаемое капительное и долгосрочное финансовое вложение; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельности организации в области НИОКР, предстоящие природоохранные мероприятия.

Заключение

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям и составляется на основании данных бухгалтерского учета.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала перечисленным в ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов и балансов она должна быть обеспечена соблюдением следующих условий:

полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;

осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;

правильная оценка статей баланса.

правильное составление всех сегментов отчётности

Список использованной литературы

1.Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 28.09.2010).

2.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 №94-Н.

.Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.07.1999 №43н с дополнениями от 08.11.2010 №144н .

.Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30.03.2001 №26н с дополнениями от 25.10.2010 №132н.

.Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.05.1999 №33н. с дополнениями от 08.11.2010 №144н.

. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010. № 66н с дополнениями от 08.11.2010 №144н.

. «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008 от 06.10.2008 №106н с дополнениями от 25.10.2010 №132н),

.Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 №66н с дополнениями от 08.11.2010 №144н.

.Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 16.10.2000 №92н с дополнениями от 18.09.2006 №115н.

.Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 27.12.2007 №153н с дополнениями от 25.10.2010 №132н.

.Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02, утвержденное приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 19.11.2002 №115н с дополнениями от 08.11.2010 №144н.

.Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденное приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 10.12.2002 №126н с дополнениями от 08.11.2010 №144н.

13.Астахов В. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебник. - Ростов на Дону: Феникс, 2007.

14.Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. - М: Вузовский учебник, 2007.

.Бочкарева И.И., Левина Г.Г. Бухгалтерский финансовый учет. М: Велби Проспект, 2008.

.Бухгалтерский учет: бухгалтерская финансовая отчетность. Учебник. /под ред. Н.Т. Лабынцева. - М: Финансы и статистика, 2009.

.Ивашкевич В.Б. Практикум по управленческому учету и контроллингу. - М: Финансы и статистика, 2008.

.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебник. М: Инфра-М, 2009.

.Финансовый учет. Учебник. Под ред. В.Г. Гетьмана - М: Финансы и статистика, 2008.

.Часова О.В. Финансовый бухгалтерский учет. М: Финансы и статистика, 2008.

Похожие работы на - Бухгалтерская финансовая отчетность, ее содержание и назначение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!