Общеметодологические подходы к формированию системы стандартов качества жизни

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,46 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общеметодологические подходы к формированию системы стандартов качества жизни















КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Общеметодологические подходы к формированию системы стандартов качества жизни»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

.1 Методологические подходы к исследованию и оценке качества жизни населения

.2 Стандарты качества жизни

.3 Социальные стандарты

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ В ПЕТРОЗАВОДСКЕ

.1 Качество занятости и уровень жизни населения в Петрозаводске

2.2 Направления исследования качества жизни в Петрозаводске

.3 Направления улучшения условий жизни населения в Петрозаводске

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием роли качества жизни населения в современном цивилизованном обществе и относительно низким его уровнем в субъектах Российской Федерации. Переход к рыночным экономическим отношениям повлиял и на развитие таких негативных тенденций, как увеличение части населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и возрастанию дифференциации доходов различных групп населения, ухудшению социальной защищенности большого количества категорий населения. Это также отмечается в дифференциации интенсивности проявления этих процессов в зависимости от особенностей регионов.

Сложившаяся ситуация предопределяет необходимость активизации исследований по вопросам повышения качества жизни населения, складывающегося в пределах социально-экономического пространства региона, требует научного объяснения и поиска более обоснованных критериев и показателей определения качества жизни населения, с учетом трансформационных процессов социально-экономического развития региона.

В настоящее время организация жизнедеятельности населения в регионах тесно связана с проблемой развития местного самоуправления, что придает результатам исследований качества жизни населения особую важность при подготовке и принятии управленческих решений властными структурами.

Объектом курсовой работы являются стандарты качества жизни населения.

Предметом работы является анализ уровня и качества жизни в Петрозаводске.

Целью исследования являются общеметодологические подходы к формированию системы стандартов качества жизни в Петрозаводске.

Цель работы обусловила постановку следующих задач:

. Проанализировать теоретические аспекты изучения качества жизни.

. Провести анализ качества и уровня жизни в Петрозаводске.

3.Выявить направления улучшения условий жизни населения в Петрозаводске.

Методология данного исследования состоит в системном и функциональном подходах.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды Горелова, Н.А., Лавриненко, В.Н.

В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, статистический.

Информационную базу составили труды отечественных экономистов, философов, социологов и других ученых, занимающихся исследованиями в области влияния социально-экономических преобразований в регионе на повышение качества жизни населения.

Практическая значимость данной работы заключается в возможностях использования его основных положений и результатов для повышения эффективности регулирования качества жизни в рыночных условиях хозяйствования.

Предложенные концептуальные и методические решения по регулированию качества жизни населения региона могут быть использованы федеральными, региональными органами власти и управления при разработке комплексных целевых программ, направленных на повышение качества жизни в регионе, формирования региональной социальной политики.

Структура исследования обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

1.1 Методологические подходы к исследованию и оценке качества жизни населения

Проблема повышения качества жизни является ключевой для современного развития России и ее регионов. Практически во всех документах стратегического развития отдельных субъектов Российской Федерации повышение качества жизни, улучшение демографической ситуации, здоровье населения обозначены основополагающими социальными приоритетами.

Качество жизни становится важным факторов конкурентоспособности региона, что подтверждается отчетливо прослеживающейся в последнее время тенденцией миграции рабочей силы в районы с более благоприятными условиями жизни.

Главной целью исследования качества жизни населения на региональном уровне является разработка научно-обоснованной социально-экономической политики в регионе с учетом социально-экономических параметров, влияющих на динамику качества жизни. Успех исследования в решающей степени зависит от разработки эффективного инструментария оценки, способного адекватно измерить такую социально емкую категорию, которая охватывает практически все стороны бытия человека. Сложность оценки качества жизни в условиях отсутствия общих методологических подходов к ее измерению связана еще и с тем обстоятельством, что сфера прикладных исследований по проблемам качества жизни в России постоянно расширяется, так как проявляются все новые социальные последствия переходного периода, обостряются уже существующие социальные проблемы, требующие безотлагательного решения.

Масштабность и многоаспектность категории «качество жизни» обусловливает также и многообразие подходов к ее оценке, что предопределяет существование различных систем показателей. В исследовательской практике находят применение самые разнообразные системы и наборы показателей: от наиболее обобщенных, охватывающих самые существенные стороны жизни человека, до детальных многоуровневых систем с подробным перечнем компонентов; от очень широких, включающих практически все аспекты жизненных ценностей, до сравнительно узких, базирующихся исключительно на уровне материального благосостояния.

Обобщенно все применяемые в исследовательской практике подходы к оценке качества жизни можно классифицировать по следующим основным критериям: способу получения информации, способу оценки качества жизни, по типу решаемых задач.

По способу получения информации различают объективный, субъективный и комбинированный подходы. Объективный подход предусматривает использование статистических данных на основе построения системы показателей, характеризующей объективные условия и результаты жизнедеятельности людей. Данные статистики обеспечивают сопоставимость межрегиональных и временных сопоставлений, а также позволяют выполнить прогностические расчеты тех или иных параметров.

Субъективный подход базируется на результатах социологических исследований и экспертных оценках, отражающих объективные условия в

субъективном восприятии людей, их ценностное отношение к созданным

условиям в данном обществе. Обработка социологической информации

дает более углубленное представление об объекте исследования, что позволяет выявить существующие проблемы и определить причины, их вызывающие. Данный метод представляется наиболее перспективным при

оценке дифференциации качества жизни, сравнении качества жизни различных групп населения, что особо актуально при разработке региональных стратегий.

В последнее время в исследовательской практике находит применение комбинированный подход на основе различного сочетания объективных и субъективных способов оценки отдельных составляющих качества жизни, что позволяет получить оценку качества жизни при помощи комплекса объективных и субъективных показателей в разрезе отдельных социальных групп и территориальных сообществ.

По мнению целого ряда исследователей для адекватной оценки социальной политики и ее эффективной корректировки наиболее целесообразным является использование метода сопоставления объективных и субъективных показателей по отдельным критериям качества жизни. Сопоставление оптимизирует оценку качества жизни и дает возможность выявить, на сколько мнение административной власти расходится с мнением жителей данной территории по основным направлениям социального развития, помогает повысить эффективность управления, особенно в части распределения средств на социальные программы.

По способу оценки различают интегральный и частный подходы. Интегральный метод базируется на построении обобщающих показателей (комплексных оценок), которые могут быть получены на основе как объективной, так и субъективной информации. Такие методики широко используются в международной практике при сопоставлении уровней социально-экономического развития разных стран.

Особое практическое значение в современный период приобретает частный подход к оценке качества жизни, который предполагает более глубокое рассмотрение его отдельных аспектов. Данный подход позволяет при помощи детального исследования выделенных проблемных полей с учетом в каждом конкретном случае определить наиболее действенные меры управленческого воздействия, регулирующие процесс формирования качества жизни различных групп и слоев населения. Среди основных стратегических направлений повышения качества жизни исследователи обычно выделяют такие проблемные блоки как занятость населения и оплата труда, здоровье и качество медицины, доступность образования и развитие личности, повышение духовности общества и культура и др.

Частные показатели и индикаторы, характеризующие отдельные составляющие качества жизни, определяются на базе среднестатистических показателей, экспертных оценок и данных социологических опросов. К субъективным составляющим качества жизни обычно относят удовлетворенность условиями жизни, работы, отдыха (удовлетворенность качеством трудовой жизни, удовлетворенность уровнем социальной и политической стабильности (напряженности), удовлетворенность личной безопасностью, удовлетворенность качеством условий для досуга и отдыха.

Анализ специальной литературы по вопросам изучения качества жизни позволил выделить основные типы задач, которые стоят перед исследователями при оценке качества жизни. Проведение межстрановых и межрегиональных сопоставлений, построение рейтингов; оценка эффективности проводимой государственной социальной политики и эффективности работы органов власти всех уровней, как правило, осуществляется на базе интегрального подхода при его сочетании с частными оценками наиболее важных параметров отдельных составляющих качества жизни. Среди первоочередных задач, решаемых на базе частного подхода: анализ и оценка состояния общественного здоровья; оценка социальной напряженности и социальной патологии, проблемы адресной социальной помощи, изучение особенностей ментальности и системы ценностей населения и др.

В настоящее время во многих субъектах федерации разрабатываются и апробируются свои собственные методики исследования и оценки социально-экономического развития региона с целью выявления круга проблем, требующих первоочередного решения, и поиска путей, направленных на повышение качества жизни населения.

1.2 Стандарты качества жизни

Качество жизни и разнообразные его индексы используются для характеристики благосостояния и благополучия общества. В отличие от, который характеризует только экономические и внешние условия существования человека, отражает состояние самого человека в хозяйственно-социальной реальности его фактической жизни.
Российскими учеными, (демографами, медиками, философами, североведами, регионоведами, экономистами, социальными политиками, педагогами) разработаны различные комплексные индикаторы, включающий три блока параметров. Включаемые параметры должны отвечать следующим требованиям:
отражать наиболее важные социальные параметры, имеющие интегральное значение для общества и отражающие его собственное ощущение себя благополучным или неблагополучным;

однотипно восприниматься любым гражданином на всей территории России, объединяя всех единым пониманием;

обладать достаточной чувствительностью и способностью быстрого реагирования на факторы, изменяющие условия жизнедеятельности;
- иметь доступные для стандартного измерения количественные характеристики, обеспечивающие возможность сравнительной оценки и слежения за динамикой.
Первый блок параметров качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства. Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилища, питание, работа и др.), а также социальная удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие). Для их оценки
используются социологические опросы представительных выборок из населения. Объективным индикатором крайней неудовлетворенности служит уровень самоубийств. Третий блок параметров оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей. В качестве единиц измерения используются данные официальной статистики о социальных аномалиях, которые считаются против соответствующих заповедей: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы.
Для проведения международных стандартизованных сравнений предлагается различные упрощенные показатели качества жизни. Он включает три основных параметра: продолжительность жизни взрослого населения, самоубийства и убийства. Важной стороной качества жизни является уровень миграции.

Эти показатели близки к принятому в ООН с 1990 года Индексу человеческого развития (ИЧР), который вычисляется как среднее взвешенное долголетия, образованности и материального благосостояния и позволяет ранжировать страны на основе сравнения фактической ситуации с наилучшими и наихудшими достижениями и другими существующими и уже достаточно хорошо опробованными в мировой практике индексами и критериями. Очень важно, что качество жизни задает содержательные основания для хозяйствования и экономики, является важнейшим внеэкономическим показателем правильности и основательности региональной и локальной экономической политики.

Одновременно качество жизни является интегральным показателем организации жизни в регионе в целом, во всех ее сферах. Это позволяет говорить о целесообразности использования параметров и стандартов качества жизни для организации региональной страховой политики крупных страховых компаний. Под стандартами качества жизни имеются в
виду предельно вариативные стандарты, крайне разнообразные, многоадресные и типологически организованные для разных групп населения и под разные схемы работы.
Такие стандарты включают следующие показатели: рождаемость и смертность, количество браков и разводов, реализуемость права ребенка жить и воспитываться в семье, перспективность детства и жизни, доступность образования, качество образования, разнообразие образовательных услуг, доступность объектов культурного назначения Развитость социальной инфраструктуры и социальных служб, развитость системы социального обеспечения неимущих и пожилых, доступность медицинских услуг и их качество, разнообразие систем профессионализации, наличие перспектив занятости.

Подобная стандартизация впервые позволяет организовывать российскую систему страхования, включающую адресную работу с самыми различными группами населения, при этом риск страховых операций сводится к минимуму, а круг потенциальных потребителей адресных, страховых услуг значительно расширяется.

Важнейшим шагом по пути к мировой державе могло бы стать создание системы обеспечения лучшего в мире качества жизни в России и особого индекса, определяющего соотношение качества жизни в России и в других территориях мира. Такой российский индекс и стандарт
качества жизни мог бы стать особым, символом и показателем того, как в наше время жить полноценно, достойно, перспективно и на мировом уровне. Качество жизни является интегральной характеристикой, в которую входит согласованный комплекс параметров: наличие возможности высококвалифицированного и интересного труда для каждого взрослого человека, уровень жизни (сегодня надо - в ближайшие два года надо его довести до хотя бы 300 - 400 долларов в месяц на человека), свободное время и качество этого свободного времени (досуг), число и характер самоубийств (особо выделяя самоубийства детей и подростков), смертность и структура смертности, перспективность и безопасность детства, семейность, количество детей в семье, частота разводов, здоровье и образование детей, качество питания, качество одежды (особенно ежедневной), качество информации с точки зрения ее достоверности и полноты, ценовая и техническая доступность передвижения по стране, безопасность на транспорте и общая безопасность, отсутствие криминального давления, элементарная чистота и порядок и пр.

1.3 Социальные стандарты

В систему социальных стандартов входят социальные стандарты в следующих областях социально - культурной сферы: здравоохранение;
образование; социальная защита; культура; физическая культура и спорт; жилищно-коммунальное обслуживание; обеспечение правового порядка и безопасности граждан; поддержка семьи, материнства и детства.
Социальные стандарты в области здравоохранения
1. В области здравоохранения устанавливаются следующие социальные стандарты: набор бесплатных и общедоступных услуг по оказанию стационарной, амбулаторно - поликлинической и скорой медицинской помощи, санаторной помощи больным туберкулезом и детям, а также услуг санитарно - профилактического характера, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета области и государственных территориальных внебюджетных фондов; нормы и нормативы обеспеченности населения медицинскими и санитарно - профилактическими услугами; нормы и нормативы материально - технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения различных типов и видов; система льготного обеспечения лекарственными препаратами, перевязочными средствами и предметами медицинского назначения, слуховыми аппаратами, глазными и зубными протезами.
2. Социальные стандарты в области здравоохранения используются для определения: норматива минимальной бюджетной обеспеченности здравоохранения в расчете на одного жителя в год;
нормативов финансового обеспечения различных видов бесплатных и общедоступных медицинских услуг, услуг санитарно-профилактического характера, услуг по протезированию, услуг по льготному лекарственному обеспечению в год.
Социальные стандарты в области образования

. В области образования устанавливаются следующие социальные стандарты: перечень бесплатных и общедоступных образовательных услуг, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета области;
нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными образовательными услугами; нормы и нормативы материального, кадрового и технического обеспечения образовательных и
воспитательных учреждений различных типов (видов).
. Социальные стандарты в области образования используются для определения: нормативов минимальной бюджетной обеспеченности различных видов образования и воспитания в расчете на одного обучающегося в год; нормативов финансового обеспечения образовательных и воспитательных учреждений различных типов (видов) в год.
Социальные стандарты в области социальной защиты

. В области социальной защиты устанавливаются следующие социальные стандарты: перечень бесплатных услуг учреждений социального обслуживания населения, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета области; нормы и нормативы обеспеченности граждан пожилого возраста и инвалидов учреждениями социального обслуживания населения; нормы и нормативы материально - технического обеспечения учреждений социального обслуживания различных типов (видов).

. Социальные стандарты в области социальной защиты населения используются для определения: нормативов минимальной бюджетной обеспеченности мероприятий в области социальной защиты в расчете на одного социально незащищенного жителя в год; нормативов финансового обеспечения учреждений социального обслуживания населения
различных типов (видов).
Социальные стандарты в области культуры

. В области культуры устанавливаются следующие социальные стандарты: перечень бесплатных и общедоступных услуг, оказываемых учреждениями культуры, финансируемыми за счет средств консолидированного бюджета области; нормы и нормативы обеспеченности населения учреждениями культуры, оказывающими бесплатные и общедоступные услуги.

. Социальные стандарты в области культуры используются для определения: норматива минимальной бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя в год; нормативов финансового обеспечения учреждений культуры различных типов (видов).

Социальные стандарты в области физической культуры и спорта
1. В области физической культуры и спорта устанавливаются следующие социальные стандарты: перечень общедоступных и бесплатных услуг учреждений физической культуры и спорта; норматив обеспеченности спортивными сооружениями; норматив охвата занимающихся в школах высшего спортивного мастерства и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва; норматив кадрового обеспечения учреждений дополнительного образования спортивной направленности.
. Социальные стандарты в области физической культуры и спорта используются для определения: нормативов минимальной бюджетной обеспеченности учреждений дополнительного образования и воспитания в расчете на одного обучающегося в год; нормативов минимальной бюджетной обеспеченности мероприятий по физической культуре и спорту в расчете на одного человека в год; нормативов финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта различных типов (видов).

Социальные стандарты в области жилищно-коммунального обслуживания

. В области жилищно-коммунального обслуживания устанавливаются следующие социальные стандарты: социальная норма площади жилища; перечень и нормативы предоставляемых населению коммунальных услуг; максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилища и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе; уровень платежей граждан к стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилища.

Социальные стандарты в области обеспечения правового порядка и безопасности граждан

1. В области обеспечения правового порядка и безопасности граждан устанавливаются следующие социальные стандарты: нормативы численности милиции общественной безопасности; нормативы численности работников государственной противопожарной службы.

2. Социальные стандарты в области обеспечения правового порядка и безопасности граждан используются для определения:
нормативов минимальной бюджетной обеспеченности мероприятий по обеспечению правового порядка и безопасности граждан (в расчете на одного жителя в год); нормативов финансового обеспечения правоохранительных органов.
Социальные стандарты в области поддержки семьи, материнства и детства

. В области поддержки семьи, материнства и детства устанавливаются следующие социальные стандарты: нормативы обеспеченности центрами социальной помощи семье и детям, нуждающимся в реабилитации; нормативы обеспеченности детей, нуждающихся в социальной помощи, пособиями, бесплатным жилищем; ормативы социального обслуживания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (лечение, оздоровление, отдых, комплексное социальное обслуживание).

. Социальные стандарты в области поддержки семьи, материнства и детства используются для определения: норматива минимальной бюджетной обеспеченности в области поддержки семьи.

Таким образом, главной целью исследования качества жизни населения на региональном уровне является разработка научно-обоснованной социально-экономической политики в регионе с учетом социально-экономических параметров, влияющих на динамику качества жизни. Среди основных стратегических направлений повышения качества жизни исследователи обычно выделяют такие проблемные блоки как занятость населения и оплата труда, здоровье и качество медицины, доступность образования и развитие личности, повышение духовности общества и культура и др. В систему социальных стандартов входят социальные стандарты в следующих областях социально - культурной сферы: здравоохранение; образование; социальная защита; культура; физическая культура и спорт; жилищно-коммунальное обслуживание; обеспечение правового порядка и безопасности граждан; поддержка семьи, материнства и детства.

формирование стандарт качество жизнь население

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ В ПЕТРОЗАВОДСКЕ

2.1 Качество занятости и уровень жизни населения в Петрозаводске

За последнее десятилетие экономическая система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения, что коренным образом сказалось как на политике занятости государства, так и на формировании нового социально-ориентированного рынка труда.

Политика занятости российского переходного общества более сориентирована на решение проблем безработицы, тогда как сфера защиты прав работающего населения остается практически за рамками государственного регулирования.

Занятость - система отношений между людьми по поводу обеспечения рабочими местами и участия в хозяйственной деятельности, определяемая особенностями способа производства. Занятость выступает как итоговый момент отношений распределении работников по родам деятельности.

Качество занятости - это интегральный показатель, отражающий материальное, социальное и моральное благополучие личности как субъекта социально-трудовых отношений, степень удовлетворения материальных потребностей семьи посредством трудовой деятельности трудоспособных членов домохозяйства. Заработная плата должна обеспечивать хотя бы необходимый прожиточный минимум для каждой семьи. Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в стоимостном выражении.

На душу населения в Петрозаводске прожиточный минимум составляет 2599 руб., трудоспособное население - 2863 руб.,пенсионеры - 1995 руб., дети - 2401 руб. Величина прожиточного минимума рассчитывается уполномоченными государственными органами по труду и статистике путем суммирования стоимости минимального продовольственного набора, из 20 наименований продуктов питания (70% от минимальной потребительской корзины) и стоимости расходов на основные непродовольственные товары, услуги (30% от минимального продовольственного набора).

Минимальный потребительский бюджет - критерий большего, чем прожиточный минимум, социально-приемлемый уровень воспроизводственного потребления, удовлетворения основных материальных и духовных потребностей человека. Экономико-социологическое обследование проводилось на территории предприятий города Петрозаводска в 2004 г. В выборке участвовало 180 семей (580 чел.).

Предлагается анализ материальных возможностей двух категорий малодетных семей. За основу для исследования берутся семьи с потенциально низким качеством занятости (6000-8000 руб.) и с потенциально высоким качеством занятости (15000-18000 руб.). Первая группа семей потенциально не имеет нормального обеспечения потребностей посредством трудового дохода. Вторая группа семей может обеспечить потребности посредством трудового дохода. Если в первой группе большинство респондентов имеет занятость в ТОО (ООО) (39%) и на предприятиях бюджетной сферы (22%), то респонденты второй группы работают преимущественно на предприятиях смешанной формы собственности (АО с участием государства) (56,3%).

Зачастую потенциальная смена работы сопровождается изменением профессионального статуса. Большинство респондентов первой группы хотело бы повысить квалификацию в рамках своей профессии (43,5%). Примечательно, что уровень заработной платы респон дентов такой группы средний. В то же время значительная часть респондентов довольна своим статусом и не собирается ничего менять (17,4%). Для респондентов второй группы семей изменение профессионального статуса также является способом осуществления мобильности, 42,9% респондентов хотело бы повысить квалификацию в рамках своей профессии. В то же время 28,6% респондентов устраивает имеющийся статус. Лишь 14,3% респондентов хотело бы получить новую специальность.

В основном, совокупный среднемесячный доход семьи складывается из основной заработной платы (46,2%) и дополнительного заработка (25,5%). Наиболее часто семьи первой группы имеют три основных источника дохода: основная заработная плата (42,5%); пособия на детей (28,3%); дополнительный заработок (23,9%). Структура источников доходов для семей второй группы несколько иная. Большую часть доходов составляет заработная плата (63%), дополнительный доход (18,5%), стипендия (11,1%) и пособия на детей (7,4%).

Характеризуя степень удовлетворения потребностей семьи посредством получаемые ежемесячно доходов, обращают на себя внимание три позиции. Первая позиция связана с полным обеспечением потребностей семьи и их соответствием уровня доходов. Вторая позиция связана с неполным удовлетворением потребностей. Наконец, третья позиция связана с полным неудовлетворением потребностей. Первая группа семей выявляет вторую и третью позиции потребления. В данной категории семей лишь 9,1% имеет нормальный уровень обеспечения потребностей (первая позиция). Как правило, это семьи, где уровень заработной платы либо средний, либо относительно высокий. Большая часть семей либо имеет частичный уровень удовлетворения потребностей (54,5%), либо полностью не обеспечивает собственные потребности (36,4%).

Каждая семья по-разному решает проблему нехватки денежных средств в семье. Наиболее часто семьи предпочитают брать в долг денежные средства, либо сокращать расходы на питание (по 28,5% семей - равномерное распределение). Примечательно, что 19% семей, оказавшихся в затруднительном финансовом положении, предпочитают не оплачивать коммунальные услуги.

В структуре социальных типов семей с доходом от 6000 до 8000 руб. наблюдается следующее распределение в отношении характера способов выхода из затруднительных финансовых ситуаций. Наиболее часто берут деньги в долг или сокращают текущие расходы на питание семьи, где уровень заработной платы средний. В то же время оформляют документы на субсидию чаще семьи, где респонденты имеют более высокий уровень заработной платы. Среди семей второй группы, использующих в затруднительных ситуаций свои сбережения, традиционно превалируют семьи, где уровень заработной платы относительно высокий.

Значительную долю в структуре потребления семьи имеют расходы на питание. Семьи первой группы тратят на питание преимущественно две трети денежного дохода (47,8%). Большинство таких семей - это домохозяйства, где уровень заработной платы достаточно высок или средний. Около 35% семей тратят на питание примерно половину денежного дохода. Менее половины дохода тратится на питание в семьях, где респонденты имеют относительно высокий уровень дохода.

Качество питания в семьях второй группы достаточно хорошее (75% семей) или удовлетворительное (25%). Наибольшее число семей, имеющих хорошее качество питания, состоят преимущественно из работающих членов домохозяйства (уровень заработной платы относительно высокий).

Среди всей совокупности обследованных домохозяйств большинство респондентов тратят денежные средства на дополнительное образование (курсы, кружки) (33,1%), на платное образование в ССУЗах и ВУЗах (22,8% всей совокупности семей). Не менее популярна в структуре потребления оплата репетиторских услуг (22,1%).

Помимо расходов на обучение основную часть расходов в структуре потребления занимают расходы на поддержание и восстановление здоровья. Наиболее часто расходы такого характера сводятся к приобретению необходимых лекарств (32,7%), оплате посещения врача (16,6%), оплате медицинского обследования и посещению оздоровительных мероприятий (по 11,6% семей - равное распределение). В структуре потребительской корзины на приобретение непродовольственных товаров и услуг запланировано 30%.

В структуре расходов семьи выделяется несколько статей, согласно которым планируется приобретение различных товаров. В целом, согласно результатам исследования выделяется две основные статьи расходов: покупка одежды и обуви (13,8% респондентов от общего количества опрошенных); плата за жилье, коммунальные услуги и телефон (15,6% респондентов от общего количества опрошенных).

Немаловажным индикатором, позволяющим судить о необходимом для семьи материальном достатке, является желаемый размер дохода на одного члена семьи для нормальной жизни, т.е. самоидентификация желаемых доходов. В первой группе семей с совокупным доходом от 6000 до 8000 руб. (супружеская пара с 1-2- детьми) выделилось несколько групп данных о желаемых доходах. Примерно 43,5% семей хотело бы иметь желаемый доход на каждого члена семьи в размере 10000 руб. Примечательно, что такой размер дохода желаем преимущественно семьями, где относительно низкий уровень заработной платы. В то же время 17,4% семей хотело бы иметь доход на каждого члена семьи в размере 15000 руб. Около 50% респондентов второй группы семей считает, что для нормального материального обеспечения семьи достаточно 10000 руб. на каждого члена семьи. Около 25% оценивает этот уровень выше. По их мнению, для нормальной жизни необходимо иметь 20000 руб. на каждого члена семьи. Наконец, 12,5% семей хотело бы иметь доход на каждого члена семьи в размере 30000 руб.

Качество занятости трудоспособных членов семьи пропорционально зависит от количества детей в семье, так как на сегодняшний день ни респонденты первой группы семей, ни респонденты второй группы семей потенциально не могут обеспечить удовлетворение потребностей детей посредством трудового дохода.

2.2 Направления исследования качества жизни в Петрозаводске

Исследования качества жизни осуществляются по двум направлениям: во-первых, при помощи построения интегральных индексов на основе статистической информации и анализа их динамики, во-вторых, в рамках проведения экономико-социологических исследований условий и образа жизни домохозяйств. Первое направление представлено следующими интегральными индексами, которые используются в качестве обобщающих оценок социально-экономического развития и критерия эффективности деятельности органов государственного управления в регионе:

. Индекс качества жизни населения региона (ИКЖ), рассчитываемый на основе методики, разработанной географическим факультетом МГУ с целью интегральной оценки приоритетных компонентов качества жизни в субъектах РФ и мониторинга социальной ситуации в регионах. Приоритеты выбирались с учетом наиболее острых проблем переходного периода: низкие доходы и их дифференциация, безработица, сокращение продолжительности.

. Интегральный критерий развития территории (ИКРТ) формируется на основе частных критериев по трем блокам: динамика демографических показателей, оценка изменения качества жизни, оценка экономических показателей приоритетных направлений хозяйственной деятельности на территории. При расчетах ИКРТ значимость частных показателей, составляющих интегральный показатель, определяется в баллах экспертным путем. Динамика рассматриваемых интегральных индексов позволяет сделать вывод, что к настоящему времени качественных структурных сдвигов и устойчивого роста качества жизни пока не наблюдается, а положительная динамика интегральных индексов, рассчитанных по республике, достигается исключительно за счет экономических показателей.

Интегральные критерии предназначены для экспресс-диагностики социально-экономического состояния региона, поэтому дают только общее

представление о направлении развития социальных процессов. Более углубленное исследование качества жизни предполагает использование целого ряда статистических показателей, характеризующих отдельные стороны жизнедеятельности людей, дополняемых субъективными оценками, полученными в ходе социологических опросов.

Более глубокое изучение проблем качества жизни предполагает разработку комплексной методики оценки качества жизни населения, позволяющей не только получить представление относительно общей динамики качества жизни в регионе, но и выявить существующие проблемы при помощи исследования отдельных структурных составляющих качества жизни в разрезе социально-демографических и территориальных групп. В условиях выраженной тенденции усиления социально-экономической дифференциации дальнейшее совершенствование региональных методик изучения качества жизни населении должно быть нацелено на переход от оценки уровня и качества жизни при помощи среднестатистических показателей к дифференцированной оценке по типам домохозяйств и социально-демографическим группам.

Недостаточная разработанность региональных методик в этом направлении, прежде всего, связана с формированием соответствующей аналитическо-информационной базы, позволяющей в полной мере учесть региональные особенности и дать исчерпывающую характеристику уровня и качества жизни в муниципальном разрезе, что в значительной степени сдерживается финансовыми ограничениями проведения социологических опросов, и особенно организации панельных исследований.

Второе направления исследований качества жизни населения в Петрозаводске представлено реализацией ряда инициативных исследовательских и экспедиционных проектов, целью которых является изучение отдельных сторон и условий жизни населения. Анкетный опрос осуществляется с формированием двухступенчатой расслоенной выборочной совокупности домохозяйств с учетом требований репрезентативности выборки и способов математико-статистической обработки результатов.

Опросный лист для домохозяйств включает в себя несколько относительно самостоятельных блоков: социально-демографический, занятость населения, источники и структура доходов, расходы и потребительские ожидания, жилищные условия и материальная обеспеченность, здоровье и доступность медицинских услуг, социальные услуги, социальное самочувствие и социально-политические предпочтения.

В результате обработки полученной информации был исследован адаптационный потенциал жителей к происходящим переменам, обозначены основные проблемы и деструктивные процессы по отдельным социальным и демографическим группам населения и социально-территориальным образованиям, которые проявились в результате рыночных преобразований и, как следствие, в углублении процессов экономической, социальной и территориальной дифференциации общества. Анализ проводился с привлечением данных государственной статистики регионального и районного уровней, данных отраслевых министерств и ведомств, результатов специальных обследований.

Разработка региональной методики изучения и оценки такого фундаментального и многоаспектного понятия как «качество жизни» должна быть основана на четком структурировании отдельных элементов качества жизни и отборе наиболее важнейших направлений исследования с учетом региональных особенностей в условиях конкретной социально-экономической ситуации.

2.3 Направления улучшения условий жизни населения в Петрозаводске

Реформирование ранее действующих систем управления экономикой в России повлекло крупные просчеты и серьезные ошибки, в частности, в организации нормирования и оплаты труда. При выборе целей реформирования организации и оплаты труда обозначилось два совершенно разных подхода: первый состоял в том, чтобы все вопросы организации труда и его оплаты сосредоточились в центре; второй, - на уровне предприятия.

Главный недостаток состоит в том, что заработная плата плохо, а зачастую вообще не связана с конечными результатами труда. Результаты труда коллективны, а оплата - индивидуальна. Чтобы преодолеть это противоречие, надо сделать одно из двух: либо индивидуализировать результаты, либо коллективизировать систему оплаты.

Главные проблемы социальной сферы в настоящее время связаны с адаптацией населения к новым социально-экономическим условиям. Причем они неодинаковы для различных слоев и групп. Для экономически активных граждан основные проблемы связаны с соблюдением социальных гарантий в области труда: отсутствие работы, низкие трудовые доходы, нарушение трудовых прав. Для населения в целом достаточно остро стоит проблема сохранения и развития действующей системы жизнеобеспечения.

Преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере должно включать решение нескольких ключевых задач, а именно:

1) повышение мотивации труда, личной заинтересованности трудящихся. Обеспечение роста заработной платы и предпринимательских доходов в связи с конечными результатами, повышением производительности труда. Плодотворный труд и предпринимательская деятельность должны позволять жить достойно;

2) обеспечение полной занятости как мощного фактора роста производства, повышения у экономически активного населения уверенности в росте доходов и умножении имущества;

3) усиление страховых принципов социальной политики, увязку материального положения населения с размерами его взносов;

4) обеспечение всему населению минимальных социальных гарантий ( в потреблении, жилище, образовании, охране здоровья и др.);

5) развитие способностей людей, создание эффективной системы общего и профессионального образования, подготовки и повышения квалификации кадров.

Модернизация образования

Необходимо модернизировать систему образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем совершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях.

Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы.

Модернизация здравоохранения

Целью модернизации здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Этой цели соответствуют следующие направления и мероприятия реформы:

а) законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению.

б) модернизация системы обязательного медицинского страхования;

в) совершенствование системы оказания медицинской помощи;

г) обеспечение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирование комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.

Формирование рынка доступного жилья

В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, регулирующая вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере.

Сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи

В области доходов населения является существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты и совершенствования механизмов социального партнерства.

Для достижения поставленной цели необходимо существенно повысить эффективность реализации социальных программ, что требует изменения форм и методов работы органов социальной защиты населения, которые должны быть направлены на создание единой системы обеспечения занятости и социальной защиты населения, обеспечение координации деятельности органов социальной защиты населения, органов службы занятости населения и органов, осуществляющих предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ, а также использования единых информационных баз данных о бедных домохозяйствах.

Развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда. Устойчивые и высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без развития рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест.

Для развития рынка труда необходимо:

совершенствовать трудовое законодательство Российской Федерации;

способствовать мобильности рабочей силы;

повышать занятость и качество оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения.

Таким образом, занятость - система отношений между людьми по поводу обеспечения рабочими местами и участия в хозяйственной деятельности, определяемая особенностями способа производства. Занятость выступает как итоговый момент отношений распределении работников по родам деятельности. Характеризуя степень удовлетворения потребностей семьи посредством получаемые ежемесячно доходов, обращают на себя внимание три позиции. Первая позиция связана с полным обеспечением потребностей семьи и их соответствием уровня доходов. Вторая позиция связана с неполным удовлетворением потребностей. Наконец, третья позиция связана с полным неудовлетворением потребностей.


Проблема повышения качества жизни является ключевой для современного развития России и ее регионов. Обобщенно все применяемые в исследовательской практике подходы к оценке качества жизни можно классифицировать по следующим основным критериям: способу получения информации, способу оценки качества жизни, по типу решаемых задач.

По способу получения информации различают объективный, субъективный и комбинированный подходы. Объективный подход предусматривает использование статистических данных на основе построения системы показателей, характеризующей объективные условия и результаты жизнедеятельности людей. Субъективный подход базируется на результатах социологических исследований и экспертных оценках, отражающих объективные условия в субъективном восприятии людей, их ценностное отношение к созданным условиям в данном обществе. По способу оценки различают интегральный и частный подходы. Российскими учеными, разработаны различные комплексные индикаторы, включающий три блока параметров. Первый блок параметров качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие. Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни. Третий блок параметров оценивает духовное состояние общества.

В систему социальных стандартов входят социальные стандарты в следующих областях социально - культурной сферы: здравоохранение;
образование; социальная защита; культура; физическая культура и спорт; жилищно-коммунальное обслуживание; обеспечение правового порядка и безопасности граждан; поддержка семьи, материнства и детства.
Качество занятости - это интегральный показатель, отражающий материальное, социальное и моральное благополучие личности как субъекта социально-трудовых отношений, степень удовлетворения материальных потребностей семьи посредством трудовой деятельности трудоспособных членов домохозяйства. Заработная плата должна обеспечивать хотя бы необходимый прожиточный минимум для каждой семьи. На душу населения в Петрозаводске прожиточный минимум составляет 2599 руб., трудоспособное население - 2863 руб., пенсионеры - 1995 руб., дети - 2401 руб. Предлагается анализ материальных возможностей двух категорий малодетных семей. За основу для исследования берутся семьи с потенциально низким качеством занятости (6000-8000 руб.) и с потенциально высоким качеством занятости (15000-18000 руб.). Первая группа семей потенциально не имеет нормального обеспечения потребностей посредством трудового дохода. Вторая группа семей может обеспечить потребности посредством трудового дохода. В основном, совокупный среднемесячный доход семьи складывается из основной заработной платы (46,2%) и дополнительного заработка (25,5%). Исследования качества жизни осуществляются по двум направлениям: во-первых, при помощи построения интегральных индексов на основе статистической информации и анализа их динамики, во-вторых, в рамках проведения экономико-социологических исследований условий и образа жизни домохозяйств.
Главные проблемы социальной сферы в настоящее время связаны с адаптацией населения к новым социально-экономическим условиям. Для населения в целом достаточно остро стоит проблема сохранения и развития действующей системы жизнеобеспечения. Преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере должно включать решение нескольких ключевых задач, а именно: модернизация образования, модернизация здравоохранения, формирование рынка доступного жилья, сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи, развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Специальная литература

1. Аверин, А.Н. Социальная политика государства / А.Н. Аверин. - М.: АНХ, 2005. -166 с.

. Абакумова, Н.Н. Политика доходов и заработной платы / Н.Н. Абакумова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 224 с.

. Волгин, Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба / Н.А. Волгин. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. -294 с.

. Волгин, Н.А. Социальное государство: Учебник / Н.А. Волгин. - М.: Дашков и Ко, 2005. - 416 с.

. Горелова, Н.А. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н. А. Горелова. - СПб.: Питер, 2005. - 653 с.

. Кучуков, Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов / Р.А. Кучуков. - М.: Гардарики, 2004. - 321 с.

. Логанина, В. И. Системы качества: учеб. пособие / В. И. Логанина. - М.: Книжный Дом Университет, 2008. - 358 с.

. Лавриненко, В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов / В.Н. Лавриненко. - М.: Наука, 2007. - 324 с.

. Лига, М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография / М.Б. Лига .- М.: Гардарики, 2006. - 223 с.

. Мирошниченко, И.В. Социология / И.В. Мирошниченко. - М.: А-Приор, 2009. - 128 с.

. Рой, О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. Практикум / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2006. - 345 с.

. Российский статистический ежегодник: статистический сборник. Госкомстат России. - М.: ИНФРА-М, 2005.- 246 с.

2. Периодическая печать

1. Бобков, В.А. Качество жизни: сущность и показатели / В.А. Бобков // Человек и труд. - 2005. - № 6. - С. 76-79.

. Бобков, В.Н. Основные показатели доходов и уровня жизни населения России в III квартале 2004 года / В.Н. Бобков // Мониторинг доходов и уровня жизни населения. - 2004. - N 3. - С. 17-25.

. Зубкова, С.П. К сбалансированию политики доходов населения / С.П. Зубкова // Российский экономический журнал. - 2004. - № 11-12. - С. 45-43.

3. Электронные ресурсы

1. Официальный сайт Независимого института социальной политики. - Режим доступа: [http:// www.socpol.ru/].

. Официальный сайт органов государственной власти по Республике Карелия. - Режим доступа: [http://gov.karelia.ru/].

. Понизов, В.В. Приоритеты социальной политики определены / В.В. Понизов. - Режим доступа: [http://www.iteam.ru].

. Разумов, А.А. Социальная политика России / А.А. Разумов. - Режим доступа:[http://www.Libertarium.ru].

Похожие работы на - Общеметодологические подходы к формированию системы стандартов качества жизни

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!