Порядок выполнения сопутствующих аудиту услуг: нормативное регулирование и судебная практика

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,19 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок выполнения сопутствующих аудиту услуг: нормативное регулирование и судебная практика















ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» в редакции Закона от 18.12.2002 № 164-З (далее - Закон) подразделяет аудиторские услуги на непосредственно аудит и сопутствующие аудиту услуги. В практике осуществления предпринимательской деятельности субъекты хозяйствования часто прибегают к помощи сторонних специалистов по выполнению сопутствующих аудиту услуг.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ

Статья 2 Закона относит к сопутствующим аудиту услугам услуги по:

·составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;

·оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества;

·постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;

·составлению деклараций о доходах и имуществе;

·анализу финансовой и хозяйственной деятельности;

·консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

·управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;

·информационному обслуживанию;

·автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;

·оценке предпринимательских рисков;

·разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;

·проведению маркетинговых исследований;

·обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Законодательными актами могут устанавливаться и другие сопутствующие аудиту услуги.

Сопутствующие аудиту услуги оказываются с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к соответствующим услугам. Сопутствующие аудиту услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.

НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ, НО ВОЗМОЖНАЯ СИТУАЦИЯ

аудит бухгалтерский доход имущество

Основной вопрос, возникающий при выполнении сопутствующих аудиту услуг, - это оценка их качества и оформление соответствующих документов, подтверждающих факт надлежащего (ненадлежащего) выполнения услуг. Может возникнуть ситуация, при которой, по мнению заказчика, составление бухгалтерской отчетности выполнено неполно или ненадлежащим образом, в связи с чем он отказывается их оплатить. Как поступить аудитору в этой ситуации? Попробуем разобраться.

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОКАЗАНИЮ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь (далее - ГК) к аудиторским услугам применяются правила гл. 39 ГК, а также общие положения о подряде (ст. 656-682 ГК) и положения о бытовом подряде (ст. 683-695 ГК), если это не противоречит ст. 733-736 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

При этом предмет, содержание и существенные условия договора оказания аудиторских услуг установлены ст. 9 Закона. По договору оказания аудиторских услуг аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель с одной стороны (исполнитель) обязуются оказать аудиторские услуги (провести аудит и (или) выполнить сопутствующие аудиту услуги) по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчиками могут выступать аудируемые и иные лица в соответствии с законодательством.

Договор оказания аудиторских услуг заключается в простой письменной форме и включает следующие существенные условия:

·предмет договора;

·сроки выполнения аудиторских услуг;

·стоимость оказываемых аудиторских услуг;

·права и обязанности сторон;

·ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором;

·иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Права и обязанности сторон, которые должны быть указаны в договоре, закреплены в ст. 10, 11, 13, 14 Закона.

Согласно ст. 10 Закона аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели при проведении аудита имеют ряд прав, а также могут осуществлять иные права, не противоречащие законодательству и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.

Обязанности аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей предусмотрены ст. 11 Закона. В частности, они обязаны: выполнять требования законодательства при осуществлении аудиторской деятельности (оказании сопутствующих аудиту услуг); вести учет заключенных договоров оказания аудиторских услуг; качественно проводить аудит и (или) оказывать сопутствующие аудиту услуги; сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении аудита при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 8 Закона (имеется в виду, что если аудитор является учредителем (участником, собственником имущества) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером и иным лицом, несущим ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, он не вправе проводить аудит, о чем обязан сообщить заказчику; равным образом не может проводиться аудит аудиторами, состоящими в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в некоторых других случаях); обеспечивать сохранность полученных документов; сообщать учредителям (участникам, собственникам имущества) аудируемого лица в ходе проведения аудита в письменной форме сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства, в результате которого причинены либо могут быть причинены в крупном или особо крупном размере убытки (вред) физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству; передать аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг; исполнять в соответствии с законодательством иные обязанности, в том числе вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, а также уставом аудируемой организации.

Аудируемое лицо, заказчик наделены правами, перечисленными в ст. 13 Закона. В частности, аудируемое лицо, заказчик вправе отказаться от услуг, оказываемых аудиторской организацией или аудитором - индивидуальным предпринимателем, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязательств либо потребовать от аудиторской организации замены аудитора, а также могут осуществлять и иные права, не противоречащие законодательству и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.

Аудируемое лицо, заказчик в силу ст. 14 Закона обязаны: создавать аудитору условия для своевременного и качественного проведения аудита, представлять ему все необходимые документы; давать по запросам аудитора разъяснения в устной и (или) письменной форме; своевременно устранять выявленные аудитором нарушения законодательства, порядка ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности; своевременно оплачивать услуги аудиторов в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемого лица, заказчика, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по не зависящим от них причинам; исполнять в соответствии с законодательством иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.

Аудируемому лицу, заказчику запрещается вмешиваться в действия аудитора по вопросам, касающимся методологии проведения аудита. Выполнение требований аудитора, вытекающих из условий договора оказания аудиторских услуг, является обязательным для аудируемого лица, заказчика.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и аудиторам за проведение аудита, в том числе обязательного, и (или) оказание сопутствующих аудиту услуг определяются договором оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита (ч. 3 ст. 8 Закона).

Ответственность аудиторских организаций, аудиторов за составление заведомо ложного аудиторского заключения наступает согласно ст. 12 Закона, а аудируемого лица, заказчика за полноту и достоверность представленных документов и другой информации - в соответствии со ст. 15 Закона.

ПРАВИЛА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОКАЗАНИЯ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ

Законодательством установлены правила осуществления аудита и сопутствующих аудиту услуг.

Правила аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в том числе к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих аудиту услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации.

Правила аудиторской деятельности подразделяются на:

·республиканские правила аудиторской деятельности;

·внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов;

·правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя.

РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ПРАВИЛА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц.

Аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель вправе, а в случаях, предусмотренных законодательством, обязаны устанавливать правила аудиторской деятельности этой аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя, которые не могут противоречить республиканским правилам аудиторской деятельности. При этом требования правил аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя не могут быть ниже требований республиканских правил аудиторской деятельности и внутренних правил аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов, членами которого они являются.

Контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с установленными ими правилами внутреннего контроля качества оказываемых аудиторских услуг. Требования, предъявляемые к правилам внутреннего контроля качества оказываемых аудиторских услуг, регламентируются республиканскими правилами аудиторской деятельности.

Таким образом, основными документами, регламентирующими порядок приемки и оценки качества сопутствующих аудиту услуг, являются республиканские правила, а также правила аудиторской деятельности этой аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя, которые не должны противоречить республиканским правилам аудиторской деятельности (внутренние правила, если аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель входят в состав объединения аудиторских организаций или аудиторов).

Республиканские правила аудиторской деятельности «Сопутствующие аудиту услуги» утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 24.06.2003 № 100 (далее - Правила).

В соответствии с Правилами сопутствующие аудиту услуги по своему характеру подразделяются на:

·услуги действия;

·консультационные услуги;

·информационные услуги.

Услугами действия являются услуги по созданию документов, состав которых установлен договором оказания аудиторских услуг. К услугам действия относятся услуги по:

·постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;

·составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;

·оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества;

·составлению деклараций о доходах и имуществе;

·анализу финансовой и хозяйственной деятельности;

·разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;

·оценке предпринимательских рисков;

·проведению маркетинговых исследований.

К консультационным услугам относятся услуги по:

·консультированию по вопросам, связанным с совершенствованием финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

·управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;

К информационным - услуги по:

·информационному обслуживанию;

·автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий.

При оказании сопутствующих услуг аудиторская организация:

·действует в соответствии с условиями договора оказания аудиторских услуг;

·планирует порядок оказания сопутствующих услуг (где это возможно);

·документирует ход оказания сопутствующих услуг (при необходимости);

·по итогам оказания сопутствующих услуг готовит документы, отражающие результаты их выполнения.

Аудиторским организациям, оказывающим сопутствующие услуги, следует:

·иметь систему контроля качества оказания сопутствующих услуг;

·подготовить и применять на постоянной основе необходимые формы документов по наиболее часто выполняемым видам сопутствующих услуг;

·разработать правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя по оказанию сопутствующих услуг в соответствии с правилами аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к правилам аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 16.01.2003 № 4.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ НА ОКАЗАНИЕ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ

Оказание сопутствующих аудиту услуг осуществляется в соответствии с договором, заключенным согласно правилам аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2001 № 106 (далее - Правила о порядке заключения договоров).

К договору может прилагаться задание на оказание сопутствующих аудиту услуг согласно приложению 1 к указанным правилам либо техническое задание, подготовленное заказчиком и согласованное с аудиторской организацией.

Задание на оказание сопутствующих аудиту услуг должно содержать:

·наименование оказываемой сопутствующей услуги в соответствии с договором;

·исходные данные (первичные документы), предоставляемые заказчиком аудиторской организации для работы;

·цель оказываемой сопутствующей услуги и перечень вопросов, ответы на которые заказчик желает получить от аудиторской организации;

·результаты оказания сопутствующей услуги.

Перед выполнением сопутствующей услуги аудиторской организации следует удостовериться в том, что стороны достигли взаимопонимания относительно цели, характера и результатов оказываемой услуги, а также содержания документов, предоставляемых заказчиком аудиторской организации.

Заключению договора может предшествовать написание письма-обязательства аудиторской организации о согласии на оказание сопутствующих услуг, в котором в зависимости от вида оказываемой услуги отражается следующее:

·цель предоставляемой сопутствующей услуги;

·обязательство заказчика предоставить свободный доступ к информации и документам, необходимым аудиторской организации для оказания сопутствующей услуги;

·заявление о том, что аудит не будет проводиться и аудиторское мнение не будет выражено;

·описание характера, сроков и объема выполняемых работ;

·предполагаемая форма предоставления результатов оказания сопутствующей услуги;

·ответственность руководства заказчика за предоставляемые документы и информацию;

·ограничения в отношении распространения результатов оказания сопутствующей услуги.

Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на оказание сопутствующих услуг оформляется в соответствии с Правилами о порядке заключения договоров.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ВЫПОЛНЕНИЕ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ

Факт выполнения сопутствующей услуги аудиторской организацией и приемка заказчиком результатов оформляются актом сдачи-приемки сопутствующих аудиту услуг, который составляется в 2 экземплярах, по 1 для каждой из сторон.

Примерная форма акта сдачи-приемки сопутствующих аудиту услуг приведена в приложении 2 к Правилам.

Акт сдачи-приемки сопутствующих аудиту услуг в обязательном порядке должен содержать:

·перечень сопутствующих услуг, оказанных по договору, с целью установления факта выполнения условий договора;

·общую стоимость оказанных сопутствующих услуг.

В случае, когда договором предусмотрено поэтапное оказание сопутствующих услуг, акт сдачи-приемки составляется по окончании каждого этапа с указанием периода, в котором данные услуги предоставлялись.

Результатами оказания сопутствующих услуг могут быть:

·при оказании услуг действия - первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, заполненные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, справки, декларации, бизнес-планы, расчеты предпринимательских рисков, отчеты о проведенных маркетинговых исследованиях и другие документы. При этом перечень созданных документов может быть указан в акте сдачи-приемки сопутствующих аудиту услуг;

·при оказании информационных и консультационных услуг в акте сдачи-приемки сопутствующих аудиту услуг необходимо указать характер выполненных услуг (например, консультационные услуги по бухгалтерскому учету и налогообложению, предоставление нормативно-правовой информации, справок, проведение обучения, семинара).

При оказании консультационных услуг в акте сдачи-приемки сопутствующих аудиту услуг также могут быть указаны: количество консультаций, их продолжительность и (или) период, в течение которого проводились консультации.

С целью систематизации информации о проведенных консультациях аудиторская организация может вести книгу регистрации консультаций согласно форме, приведенной в приложении 3 к Правилам. Консультации могут регистрироваться либо в хронологической последовательности (разовые договоры), либо отдельно по каждому заказчику (долгосрочные договоры).

Отчет заказчику по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг предоставляется по форме, разработанной аудиторской организацией и согласованной с заказчиком.

Отчет по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг может быть составлен как на одну, так и на ряд таких услуг, оказанных за период, оговоренный в договоре оказания аудиторских услуг.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Несоблюдение перечисленных требований как при заключении договора, так и при его исполнении обусловливает возникновение многочисленных споров, связанных с субъективной оценкой заказчиком качества оказанных сопутствующих аудиту услуг.

Рассмотрим подобные ситуации на примерах из судебной практики.

Пример 1

Кассационной коллегией Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь была рассмотрена кассационная жалоба ИП «А» на решение хозяйственного суда и постановление апелляционной инстанции по делу по иску ООО «Э» к ИП А. о взыскании предварительной оплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами.

Как было установлено в ходе рассмотрения жалобы, решением хозяйственного суда с ИП А. в пользу ООО «Э» было взыскано 1 400 000 руб. в возврат предварительной оплаты, 102 667 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. Постановлением апелляционной инстанции решение суда было оставлено без изменения.

Между сторонами был заключен договор на оказание аудиторских услуг по подтверждению достоверности данных бухгалтерского учета, правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета и при необходимости исправления допущенных ООО «Э» ошибок в бухгалтерском учете за 2007 год.

Во исполнение договора истец перечислил ответчице в качестве предварительной оплаты 1 400 000 руб.

Поскольку ответчица принятые на себя обязательства не исполнила, истец отказался от дальнейшего исполнения договора и потребовал возврата перечисленной предварительной оплаты.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, Кассационная коллегия сочла правомерными выводы рассматривавших дело судебных инстанций о том, что ответчицей не были представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие выполнение принятых ею по договору обязательств.

Порядок оказания аудиторских услуг регулируется помимо Закона гл. 39 ГК, ст. 733 которого указывает на то, что правила гл. 39 ГК распространяются на данный вид услуг.

Кроме того, п. 30 Правил определяет, что факт выполнения сопутствующей услуги аудиторской организацией и приемка заказчиком результатов оформляются актом сдачи-приемки сопутствующих аудиту услуг, который составляется в 2 экземплярах, по 1 для каждой из сторон.

Те услуги, на оказание которых истцу настаивала ответчица, согласно п. 4 Правил являлись сопутствующими услугами, поскольку они считаются несовместимыми с проведением аудита, включают в себя услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пункт 33 Правил говорит о том, что результатами оказания сопутствующих услуг могут быть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, заполненные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, справки, декларации, бизнес-планы, расчеты предпринимательских рисков, отчеты о проведенных маркетинговых исследованиях и другие документы. При этом перечень созданных документов может быть указан в акте сдачи-приемки сопутствующих аудиту услуг.

Следовательно, результат оказания услуг в соответствии с приведенными нормами должен был быть оформлен актом сдачи-приемки выполненных услуг, который и должен был являться основанием для их оплаты.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что истец не предоставлял документы, необходимые для проведения аудиторской проверки, не нашли своего подтверждения в материалах дела, поэтому не могли быть приняты во внимание кассационной инстанцией так же, как и представленный ответчицей в материалы дела отчет проверки достоверности бухгалтерского учета предприятия за 2007 год, поскольку ответчицей не был подтвержден факт его вручения истцу.

При таких обстоятельствах решения суда первой и постановление апелляционной инстанций были признаны законными и обоснованными, а кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.

Пример 2

Хозяйственным судом были рассмотрены материалы дела по иску ЧУП «Б» к ИП К. о взыскании 700 000 руб. убытков в виде уплаченного аванса по договору оказания сопутствующих аудиту услуг на основании ст. 14, 376, 669 ГК.

В ходе проведения судебного заседания от истца поступило ходатайство об уменьшении исковых требований до 500 000 руб. в связи с признанием истцом факта выполнения ответчиком работ по указанному договору на сумму 200 000 руб.

Как следует из материалов дела, сторонами 01.11.2008 был заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, в соответствии с которым ИП К. приняла на себя обязательство оказать сопутствующие аудиту услуги: ведение бухгалтерского учета на правах главного бухгалтера со всеми правами и обязанностями главного бухгалтера по законодательству Республики Беларусь. Приложением к договору сторонами было согласовано задание на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета:

·ведение бухгалтерского учета по журнально-ордерной форме учета;

·ведение учета по бланкам строгой отчетности;

·ведение расчетов по оплате труде и прочим выплатам;

·ведение кассовых операций;

·ведение оборотно-сальдовых ведомостей;

·ведение главной книги;

·составление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

·проведение годовых инвентаризаций товарно-материальных ценностей.

Форма и содержание задания соответствовали примерной форме задания на оказание сопутствующих аудиту услуг, утвержденной Приложением 1 к Правилам. В задании были перечислены конкретные желаемые результаты оказания перечисленных услуг.

В соответствии с вышеуказанным договором сторонами был согласован срок его действия: с 01.12.2008 по 31.12.2008. Согласно договору стоимость аудиторских услуг составляла 700 000 руб. за месяц при выполнении услуг, указанных в задании, приложенном к договору. При этом в соответствии с договором оплата аудиторских услуг была произведена истцом в размере 100% путем перечисления денежных средств на расчетный счет ответчика 700 000 руб. платежным поручением от 18.12.2008.

При оказании сопутствующих услуг аудиторская организация по итогам оказания сопутствующих услуг готовит документы, отражающие результаты их выполнения. При этом в соответствии с п. 30 Правил факт выполнения сопутствующей услуги аудиторской организацией и приемка заказчиком результатов оформляются актом сдачи-приемки сопутствующих аудиту услуг, который составляется в 2 экземплярах, по 1 для каждой из сторон.

Примерная форма акта сдачи-приемки сопутствующих аудиту услуг приведена в приложении 2 к Правилам.

Акт сдачи-приемки сопутствующих аудиту услуг в обязательном порядке должен содержать перечень сопутствующих услуг, оказанных по договору, с целью установления факта выполнения условий договора, общую стоимость оказанных сопутствующих услуг.

Пункт 33 Правил говорит о том, что результатами оказания сопутствующих услуг могут быть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, заполненные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, справки, декларации, бизнес-планы, расчеты предпринимательских рисков, отчеты о проведенных маркетинговых исследованиях и другие документы. При этом перечень созданных документов может быть указан в акте сдачи-приемки сопутствующих аудиту услуг.

Следовательно, результат оказания услуг по договору оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с приведенными нормами должен был быть оформлен актом сдачи-приемки выполненных услуг.

Согласно ст. 290 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.

Как следует из материалов дела, ответчик не выполнил в установленный договором срок сопутствующие услуги, указанные в задании на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета. В связи с нарушением установленного договором срока истец дважды обращался с письмами к ответчику с указанием факта невыполнения договорных обязательств. Однако акт сдачи-приемки сопутствующих аудиту услуг сторонами подписан не был. Доказательств направления указанного акта истцу ответчиком представлено суду не было.

В соответствии с п. 2 ст. 376 ГК, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков. Согласно п. 2 ст. 669 ГК, нормы которой в силу положений п. 2 ст. 733 ГК подлежат применению к спорным правоотношениям, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии со ст. 14 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное.

В связи с изложенным требования истца о взыскании с ответчика 500 000 руб. убытков были судом удовлетворены.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОПЫТ И СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА

Завершая проведенный анализ, следует отметить, что давно сложившаяся за рубежом практика привлечения сторонних специалистов к ведению бухгалтерского учета и бухгалтерскому консультированию на договорных началах положительно себя зарекомендовала и может быть эффективно использована в условиях реализации государственных программ Республики Беларусь по стимулированию предпринимательской деятельности. Благо для этого имеется достаточно разработанная нормативная база. В частности, ст. 6 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции Закона от 25.06.2001 № 42-З каждому руководителю предоставлено право выбора формы организации бухгалтерского учета, в том числе передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем. Главное - надлежащим образом оформлять договорные отношения в соответствии с законодательством.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). - Мн.: Амалфея, 2007.

.Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 года № 218-З. // [Электронный ресурс] / ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» Последнее обновление 1.09.2011г.

..Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000г. № 441-З. // [Электронный ресурс] / ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» Последнее обновление 1.09.2011г.

.Указ Президента Республики Беларусь №29 от 21.01.2011г. «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь». // [Электронный ресурс] / ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» Последнее обновление 1.09.2011г.

.Анохин B.C. Предпринимательское право: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

.Ашмарина Е.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации. - М., 2004.

.Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. - М. - 2006.

.Головин А.Ю., Логвинова И. В. Понятие финансового права, его особенности и связи с другими отраслями права // Финансовое право: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Головина, Е.А. Федоровой. - М., 2005.

.Л.А. Ханкевич «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2002г.

.Маньковский И.А. Гражданское право Республики Беларусь. - Мн.: Молодежное, 2003.

.Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / [Вознесенская Н.Н. и др.] ; под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского ; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ, правовой ун-т. - М.: Волтерс Клувер, 2006.

.Смагина И.А. Предпринимательское право: Уч. пособие - М.: Библиотека Высшей Школы, 2007.

.Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.

.Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство «Феникс», 2002.

. Хозяйственное право Республики Беларусь: Практическое пособие / С. С. Вабищевич. - Мн.: Молодежное научное общество, 2007

Похожие работы на - Порядок выполнения сопутствующих аудиту услуг: нормативное регулирование и судебная практика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!