Статистика внешнего долга РФ 2007-2009 гг.
Для расчета долговых показателей,
характеризующих внешний долг Российской Федерации, составим обобщающую таблицу,
которая будет включать в себя все необходимые показатели для расчета основных
коэффициентов (Таблица 1).
Таблица 1. Основные макроэкономические
показатели состояния Российской экономики
Показатель
|
2007
|
2008
|
2009
|
Госдолг, млрд. руб.
|
13134,9
|
16224,7
|
14217,8
|
ВВП, млрд. руб.
|
33247,5
|
41428,6
|
39100,7
|
ВНП, млрд. руб.
|
36575,4
|
44127,3
|
41678,5
|
Экспорт, млрд. руб.
|
10557,8
|
14037,4
|
14855,7
|
Золотовалютные резервы, млрд. руб.
|
13905,8
|
13671,9
|
13430,1
|
Государственные доходы, млрд. руб.
|
7443,9
|
8056,9
|
6713,8
|
Платежи по внешнему долгу, млрд. руб.
|
454,03
|
403,7
|
371,5
|
Для более полного анализа внешнего
долга РФ рассчитаем следующие долговые показатели:
1) Соотношение объема внешнего
долга страны и объема ВВП
2) Соотношение объема внешнего
долга страны и объема ВНП
) Соотношение объема внешнего
долга страны и годового объема экспорта товаров и нефакторных услуг
) Соотношение объема
государственного внешнего долга и доходов государственного бюджета
) Соотношение годовой суммы
платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга страны и объема ВВП
) Соотношение годовой суммы
платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга страны и годового объема
экспорта товаров и нефакторных услуг
) Соотношение годовой суммы
платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга и доходов
государственного бюджета
) Соотношение объема
накопленных золотовалютных резервов и годовой суммы платежей по обслуживанию внешнего
долга страны
.
2007
|
2008
|
2009
|
0,395064
|
0,39163
|
0,36362
|
Условной границей начала опасного
состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема
ВВП. Однако, как мы видим, данный показатель составляет от 36,36% до 39,5%, таким
образом, большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство
направляет на цели внутреннего развития. Изобразим текущую ситуацию графически
(рис. 1)
Рис. 1. Соотношение внешнего долга и
ВВП
.
2007
|
2008
|
2009
|
0,359118
|
0,367679
|
0,34113
|
Данный показатель используется
Мировым банком для определения государств с большим уровнем задолженности. В
нашем случае данное значение за период 2007-2009 гг. не превышает отметку 48%,
это говорит о том, что наша страна относится к третьей группе - “страны с
небольшой задолженностью” (рисунок 2).
Рис. 2. Соотношение внешнего долга и
ВНП
3.
200720082009
|
|
|
1,244094
|
1,155819
|
0,95706
|
Чем более развит экспортный сектор
национальной экономики, тем больше у России возможностей выполнять имеющиеся
долговые обязательства перед внешними кредиторами. Мировой банк использует этот
показатель в качестве одного из критериев - для классификации стран-дебиторов
по группам: критическим уровнем считается превышение суммой долга 220%
экспорта, умеренным - менее 220%, но выше 132%, небольшим - менее 132
процентов. Динамика 2007-2009 гг. говорит о том что экспорт страны постоянно
растет (уменьшение показателя), таким образом, положение Российской Федерации
не является критическим. (рисунок 3)
.
2007
|
2008
|
2009
|
1,764519
|
2,013765
|
2,117698
|
Данный показатель говорит об уровне
долговой нагрузки на госбюджет страны. Переводя в проценты, мы получим
следующие значения- 176,5% 201,37% 211,8% (рисунок 4). К сожалению, уровень в
250%, который говорит о долговой устойчивости страны нами не достигнут, тем не
менее положительным фактором является то, что на лицо тенденция к повышению
данного показателя.
Рис. 4. Соотношение внешнего долга и
гос. доходов
.
200720082009
|
|
|
0,013656
|
0,009744
|
0,009501
|
Показатель уровня текущей долговой
нагрузки на экономику страны, он отражает долю произведенной стоимости, которая
направляется на погашение внешнего долга.
Для России данный показатель
варьируется в пределах 1,36%-0,95%, Данный факт говорит о том, что при падении
уровня ВВП платежи по внешнему долгу постоянно сокращаются. (рисунок 5) Таким
образом, государство стремится “залатать дыры в бюджете”.
Рис. 5. Соотношение платежей по
внешнему долгу и ВВП
.
200720082009
|
|
|
0,043004
|
0,028759
|
0,025007
|
Данный показатель является одним из
индикаторов потенциальных проблем России в области исполнения долговых
обязательств.
Для России данный коэффициент не
является критическим, так как в процентном выражении не превышает 25%, более
того оставаясь на уровне 4,3%-2,5% с каждым годом (2007-2009) (рисунок 6) он
абстрагируется от порогового значения в 15-20%.
Рис. 6. Соотношение платежей по
внешнему долгу и экспорта
.
2007
|
2008
|
2009
|
0,060994
|
0,050106
|
0,055334
|
Показатель отражает “ликвидность”
правительства России. Имеет огромное значение при оценке платежеспособности,
так как определяет долю гос. обязательств в величине внешнего долга. Пороговым
значением является отметка 10%. Что же касается России, то данная величина
коррелирует в районе 6,1% - 5,5% за период 2007-2009 гг. (рисунок 7).Чем ниже
данный показатель, тем более платежеспособной является страна в части
выполнения обязательств по внешнему долгу. Заметим что в 2009 году данное
значение имело минимальное значение за исследуемый период.
Рис. 7. Соотношение платежей по
внешнему долгу и гос. дохода
.
200720082009
|
|
|
30,62749
|
33,86649
|
36,15101
|
Позволяет выявить существующие
проблемы с ликвидностью. Критическим значением является отметка в 100%, однако,
как мы видим данный показатель находится в диапазоне 306,27%-361,5%. (рисунок
8). Таким образом, золотовалютные резервы страны во много раз превышают уровень
платежей по внешним кредитам. Следовательно, правительство в срок имеет
возможность исполнять обязательства по внешнему долгу.
Рис. 8. Соотношение золотовалютного
резерва и платежей по внешнему долгу
показатель внешний долг платеж
Вывод: произведя расчет восьми
коэффициентов долговой нагрузки за трехлетний период (2007-2009 гг.) и
проанализируя каждый из них, остановимся на следующем: рассчитанные
коэффициенты нельзя признать как опасно высокие, более того практически все
находятся ниже пороговых значений и характеризуют экономику Российской
Федерации с положительной стороны. Следовательно, стране нет необходимости
принятия мер, которые позволили бы снизить соответствующие значения. Однако, в
мировой практике известна следующая доктрина - удовлетворительные значения
фактических и прогнозных показателей не являются "гарантией"
отсутствия у заемщика долговых проблем.