Финансы как экономическая категория

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,18 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансы как экономическая категория

Филиал Российского Государственного Социального Университета г. Чебоксары

Специальность «Финансы и кредит»









Контрольная работа

По дисциплине «Финансы»

На тему «Финансы как экономическая категория»











Чебоксары-2011

Введение

Термин финансы произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые слово стало употребляться в торговых городах Италии в XIII-XV вв. Позже им стали обозначать денежные отношения.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Финансы выражают денежные отношения, возникающие между, предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов, государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы воздействуют на производство, распределение и носят объективный характер (НД - вновь созданная стоимость или стоимость валового продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства). Финансы - это, прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение и перераспределение национального дохода. Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Финансы: возникновение, эволюция, сущность, место в системе финансовых отношений

Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.

На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.

С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.

Для создания первых капиталистических предприятий широко использовались государственные займы и налоги. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, позволяющей первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего, усилением милитаризации экономики. Военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли больше 2/3 всех государственных расходов. Огромные средства направлялись на содержание государственного аппарата - парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здраво охранение были крайне невелики. Основным источником доходов были налоги.

К началу XX в. государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

Значительное развитие получило вмешательство государства в экономику. Оно стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам, так называемые экспортные премии.

Были созданы межгосударственные фонды денежных средств. Появились новые государственные расходы.

Огромные расходы вызывают необходимость увеличения налогов - главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственные и местные бюджеты.

Развитие финансов. Возникновение и развитие финансов обусловлено такими факторами, как:

) общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

) развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД, а также изменением функций денег, механизма их обращения;

) появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;

) создание и усложнение сферы деятельности государства.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей, внесение внебюджетных и благотворительных платежей).

Движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений - отношения между различными участниками общественного производства.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Важный признак финансов - денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Следующим признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение различных потребностей общества.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Реально формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это является важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий.

Итак, финансы - это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

На ранних стадиях развития общества, когда в роли денег выступали товары (скот, соль, а позднее металлы), существовал эквивалентный обмен товаров. Функция денег - средство платежа, и на ее базе появление кредитных денег и знаков стоимости создает условия, когда товар и действительные деньги не встречаются в обмене не только во времени, но и в пространстве. При этом растет неэквивалентный обмен, а подчас вообще обмен ценностями нарушается. Спекуляция на товарном, денежном, валютном рынках приводит к перераспределению ВВП и НД. Подобные же отношения возникают и при функционировании финансов.

Финансы, являясь инструментом второй стадии общественного воспроизводства, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом.

Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

) финансы могут быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции).

Распределение начинается в сфере материального производства, эта сфера оказывает влияние на характер и масштабы производства.

Сфера обращения. Для нее характерны процессы купли-продажи. Потребительские свойства товара не меняются, меняется его стоимость. Товар продается, и предприятие получает выручку, происходит распределение этой выручки по фондам возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли-продажи.

Сфера потребления выделяет:

) коммерческие организации;

) бюджетные организации.

Сейчас существуют организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент - экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут 2 начала: первое - объективное (вытекающее из экономической категории), второе - субъективное (орудие реализации экономической политики государства). Влияние финансов:

) количественное (характеризуется пропорциями распределительного процесса);

) качественное (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).

Качественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе; отражает воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования через различные формы организации финансовых отношений; влияет на общественный продукт и связана с превращением финансов в стимул развития экономики. Такое превращение возможно, когда порядок формирования доходов, условия и принципы формирования фондов, направления их использования удается тесно увязать с экономическими интересами субъектов хозяйствования.

Экономический стимул - инструмент, который связан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка.

Функции финансов как проявление сущности. Общественное назначение финансов

финансы отношение

Как экономическая категория финансы обладают функциями. Можно выделить две основные, диалектически взаимосвязанные функции - распределительную и контрольную, осуществляющиеся одновременно.

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Эта функция реализует общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами. Здесь осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др.

Распределительная функция финансов обслуживает воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. Вместе с тем распределительная функция позволяет предприятиям сформировать фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работающих.

Распределительная функция финансов заключается в том, что:

через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Еще одной не менее важной функцией финансов является контрольная, основу которой составляет движение финансовых ресурсов. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают «универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта». Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Финансовая информация позволяет увидеть различные стороны работы предприятий, оценить результаты хозяйственной деятельности и на этой основе принимать меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной. Совместность действия этих функций позволяет полностью раскрыть экономическую сущность финансов. В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией. В то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. В их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, имитирование и др.).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

Финансовые отношения на современном этапе. Виды финансовых отношений

Все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД; участвуют в формировании фондов и денежных средств, в использовании их. Все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

В общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы. Внутри каждой из названных сфер выделяют звенья. Группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий; внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Финансовая система РФ включает в себя следующие звенья финансовых отношений: гос. бюджет, внебюджетные фонды, гос. кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

Финансовые отношения по природе являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Последние формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Основной задачей финансовых отношений является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование социальных, управленческих, правоохранных, военных и производственных функций. Они формируются, главным образом, из налоговых, таможенных и прочих платежей, а также доходов, полученных от размещения государственных финансовых ресурсов и от реализации государственных ценных бумаг, от реализации государственного имущества или от сдачи его в аренду.

На уровне организаций финансовые отношения можно объединить в следующие группы:

а) финансовые отношения с государством представлены отношениями предприятий с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами по поводу уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей; с налоговыми и другими компетентными органами по поводу контроля правильности и своевременности уплаты налогов, по поводу государственного заказа и государственных закупок, по поводу дотаций, субвенций и т.п. Этот вид финансовых отношений характеризует строгая законодательная регламентация;

б) финансовые отношения <#"justify">1.Дробозина Л.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. - М.: "Перспектива", 2007. - 477 с.

2.Ковалева А.М. Финансы / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 384 с.

.Мамедов О.Ю. Современная экономика. / О.Ю. Мамедов, Ростов-на-Дону:, "ФЕНИКС", 2006 г. - 608 с.

.Полякова Г.Б. Финансы. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 703 с.

.Ф.Н. Емельянова. Финансы (Основы теории финансов. Государственные и муниципальные финансы) / Учебное пособие. Чебоксары - 2007.- 238 с.

Похожие работы на - Финансы как экономическая категория

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!