Хирургия ветеринарной медицины

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    232,85 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Хирургия ветеринарной медицины















Курсовая работа

"Хирургия ветеринарной медицины"

ветеринарный хирургия деонтология


Понятие о хирургии ветеринарной медицины

Хирургия - наука, изучающая заболевания, для лечения которых кроме общеврачебных (различных химических, физических и биологических мер) требуется применение механических приемов т.е. хирургических операций.

В настоящее время ветеринарная хирургия слагается из пяти самостоятельных дисциплин: оперативная хирургия с топографической анатомией, общая хирургия, частная хирургия, ортопедия и офтальмология.

Самостоятельным разделом хирургии является военно-полевая хирургия, изучающая боевые поражения животных и организацию лечебно-хирургической работы в условиях военных действий. В современных условиях военно-полевая хирургия изучает и разрабатывает лечебно-профилактические мероприятия при ожогах и травмах, сочетающихся с радиационными поражениями.

Оперативная хирургия изучает топографическую анатомию, правила и способы оперативных вмешательств, применяемых с целью восстановления продуктивности или работоспособности больных животных или же повышение продуктивности здорового.

Курс оперативной хирургии разделяется на общую и специальную части. В первой излагаются общие данные о дисциплине животных, хирургической операции, элементарные оперативные приемы, из которых слагается хирургическая операция, методы обезболивания, профилактики хирургической инфекции, техника наложения повязок, введение лекарственных веществ и т.д. В специальной части изучаются топографические данные и различные хирургические операции, производимые в каждой области тела животного.

Общая хирургия - наука, изучающая хирургическую патологию и методы ее устранения (лечения), которые являются общими для всего организма группы органов или системы тканей. Общая хирургия изучает общие закономерности развития хирургической патологии, дает общие сведения по хирургической патологии заболеваний, которые приходится наблюдать в клинике, на ферме, в целом на практике патология болезненных форм излагается в общей хирургии по анатомическим системам.

Частная хирургия занимается изучением хирургических заболеваний отдельных областей и органов тела животного при рассмотрении того или иного заболевания уделяется особое внимание изучению условий его развития, частных клинических признаков, специальных методов исследований, дифференциальной диагностики, особенностей лечения и профилактики. В частной хирургии изучается андрология.

Ортопедия ветеринарной медицины изучает анатомо-топографическое строение пальцев и копыт однокопытных животных, биомеханику копыт (копытец), ортопедическое исправление дистальной части конечности, подковывание, методы исследования, причины возникновения болезней, патогенез клинические признаки, диагностику, дифференциальную диагностику, лечение и меры профилактики.

Предупреждение и ликвидация ортопедической патологии является одной из важных проблем в клинической ветеринарной медицине об этом свидетельствует создание международного совета по заболеваниям пальцев у животных, периодическое проведение международных конгрессов и симпозиумов посвященных вопросу недопущения и ликвидации болезней пальцев у животных.

Офтальмология ветеринарной медицины изучает анатомо-топографическое строение органа зрения, методы исследования, функциональные изменения, причины возникновения болезней, патогенез, клинические признаки, диагностику, дифференциальную диагностику, лечение и меры профилактики.

При изучении дисциплин хирургического цикла студенту необходимы твердые знания по анатомии, гистологии, физиологии, химии, биохимии, микробиологии, фармакологии, клинической диагностике. Весьма конкретная связь хирургии с физикой, биофизикой. Хорошие знания по физике облегчают диагностику многих заболеваний (повреждение костей, суставов, применение лучистой энергии, физиотерапии). Знание оптики необходимы в офтальмологии.

Все это поможет рациональному применению средств при лечении и методов профилактики. Необходимо лечить не болезнь, а больное животное.

Если фельдшер ветеринарной медицины знает методы лабораторной и клинической диагностики, он не совершит диагностической ошибки и не применит по шаблону лечебные средства. Н.И. Пирогов (1810-1881) писал: «Шаблон - это врач врачебного мышления и губитель врачебного искусства».

Роль и задачи хирургии ветеринарной медицины

Ветеринарная хирургия является теоретической и прикладной наукой со специфическими методами профилактики и лечения хирургических болезней у животных и находит применение во всех сферах практической деятельности фельдшера ветеринарной медицины в эпизоотологии, паразитологии, внутренних незаразных болезней, акушерстве, гинекологии. При этом имеет свою специфическую область применения.

Современная хирургия является сложным предметом, в котором не только используются хирургический метод, но изучаются физиологические функции больного организма при обнаружении нарушений применяются самые различные механические, физические, химические и биологические меры к их восстановлению.

Хирургия изучает группу воспалительных болезней, которые составляют примерно 94-96%, все виды травматизма, внешние и внутренние причины способствующие его возникновению, группу заболеваний вызванных нарушение обмена веществ, опухоли. Особое внимание они уделяют хирургической инфекции, нередко приносящий огромный экономический ущерб животноводству, разрабатывает и внедряет в практику массовые экономические хирургические операции (кастрации хирургические методы воздействия на некоторые виды желез внутренней секреции) эффективные патогенетические воздействия на животный организм с лечебной и стимулирующей целью.

Неизмеримо велика роль хирургии, ортопедии и офтальмологии среди других клинических дисциплин в связи со значительным распространением хирургических болезней органов движения и глаз у продуктивных животных во всех хозяйствах коллективного и индивидуального пользования, особенно промышленного типа при интенсивном получении животноводческой продукции.

Таким образом хирургия, ортопедия, офтальмология в формировании фельдшера ветеринарной медицины является одной из основных клинических дисциплин. Это древнейшая наука, которая является важным клиническим предметом без которого немыслима подготовка высококвалифицированного специалиста ветеринарной медицины.

Хирургическую патологию нужно изучать с научно-экономических позиций. С этой целью необходимо решать следующие задачи:

.        Восстановление и повышение продуктивности животных или их эксплуатацию.

.        Содействие быстрому воспроизводству стада.

.        Качественное и количественное улучшение мясной, шерстной и молочной продуктивности животных.

.        Проводить организационно-профилактические мероприятия (периодический клинический осмотр в сочетании с комплексной диспансеризацией) направленную на предупреждение травматизма, хирургической патологии, хирургической инфекции и стрессовых состояний животных.

.        Изучить новые формы лекарственных средств их воздействие на организм животных.

.        Усовершенствовать имеющиеся и изыскивать новые простые и доступные способы обезболивания и временного обездвиживания животных для обследования профилактической и лечебной обработки, транспортировки и т.д.

.        Изучить и внедрить в практику новые средства подавляющие хирургическую инфекцию.

.        Внедрить новые методы клинического воздействия на организм животных - магнитотерапию, рефлексотерапию, лазеротерапию, ультрафиолетовое облучение крови, ультразвуковой генератор и др. Источники энергии с целью повышения иммунологической устойчивости, продуктивности, плодовитости и т.д.

.        Всесторонне изучить воздействие радиации на организм животных.

Выполнение в какой-то мере перечня задач позволит сохранить здоровье животных, профилактировать клиническую патологию и таким образом увеличить воспроизводство стада и его продуктивность.

Краткая история хирургии ветеринарной медицины

Слово "хирургия" соответствует буквальному переводу с греческого языка: cheir - рука, ergon - действие, т. е. означает "рукодействие", ремесло, мастерство. Понимание хирургии в таком смысле не отвечает современному содержанию ее, резко сужает объем этой важной клинической дисциплины, умаляет роль хирурга как врача и ученого.

Указанное расхождение между названием дисциплины и содержанием ее имеет исторические корни. Элементар ная хирургическая помощь, несомненно, оказывалась и в самые отдаленные исторические времена, много тысячелетий назад. Тогда хирургия стояла на очень низком уровне: это могли быть лишь элементарные виды хирургической помощи, как, например, остановка кровотечения, удаление вонзившейся стрелы и др. Хирургия сводилась, с одной стороны, к оказанию экстренной помощи, а с другой - к устранению лишь видимых признаков заболевания (рана, кровотечение, вывих и т. д.). Другими словами, лечебные функции ограничивались несложными приемами механического характера без применения других методов лечения, какими в настоящее время пользуются все врачи (лекарство, физиотерапия, диета и другие виды общего и специального лечения). Особенности характера работы хирурга того времени и обусловили название его специаль ности как "рукодействие", мастерство. Этим же объясняется неправильное, с современной точки зрения, противопоставление внутренних болезней хирургическим. Это соответствовало той эпохе, когда врачи лечили больных, а хирурги ограничивались лишь механическими приемами лечения по их указанию.

Исторический путь развития хирургии охватывает тысячелетия, его условно можно разделить на три периода:

. Период стихийных и эмпирических знаний. Стихийно зарождались элементы хирургии в доисторическую эпоху человечества (знахарство, суеверие, фантазии, заговоры). При огнестрельных ранениях лечили оружие.

. Анатомический период XVI в. Появилась замечательная книга А. Везалия (1514-1564) "О строении человеческого тела" (1543) - результат огромной работы по вскрытию трупов людей и животных. Пути развития хирургии быстро расширились после открытия В. Гарвеем (1578-1657) законов кровообращения. А. Левенгук (1632-1723) сконструировал увеличительный прибор типа микроскопа, давший увеличение до 270 раз, с помощью которого проведен ряд исследований. Однако основателем гистологии считается М. Биша (1771-1802), описавший 21 ткань.

. Клиника. Экспериментальный период, который делится на:

а) доантисептический период. В то время, когда бактериологической науки еще не было, не существовало и хирургии. Однако нагноение случайных и операционных ран, хирургическое вмешательство давали огромный процент смертельных осложнений. Смертность больных была колоссальной даже после ничтожных операций. Известный французский хирург А. Вельпо говорил: "Уколом булавки мы создаем дорогу смерти". Когда сам Вельпо заболел эмпиемой плевры и возникла необходимость произвести операцию резекции ребра, он отказался от нее, так как ясно сознавал, что смерть после операции неизбежна.

В 1854 г. Н.И. Пирогов писал по поводу острогнойного отека, которым нередко осложнялось оперативное вмешательство: "Я столько терпел и терплю от этой козни, что мог написать целую книгу, но не делаю этого потому, что ничего положительного не знаю об этой страшной болезни. Если я оглянусь на кладбище, где похоронены зараженные в госпиталях, то не знаю, чему больше удивляться, стоицизму ли хирургов, занимающихся изобретением новых операций, или доверию, которым продолжают еще пользоваться госпитали у правительства и общества".

Обычным перевязочным материалом, которым пользовались хирурги при перевязке ран и остановке кровотечения, была корпия. Она представляла собой расщепленную на отдельные нити полотняную ветошь. Обмывание ран производили настоем из пыльных ароматические трав. Настой хранили в деревянных лоханях, в них же держали и губки.

Хирург надевал перед операцией небольшой фартук, чтобы не запачкать свой костюм. Руки перед операцией не обрабатывал. Чистые, в житейском смысле слова, хирургические инструменты никакой предварительной обработке не подвергались. Инструменты подавал хирургу фельдшер, стоя на коленях. Для перевязки сосудов и как шовный материал использовали красный шелк, который специально не готовили.

В течение всего доантисептического периода хирурги были убеждены, что нагноение, омертвение тканей и другие раневые осложнения происходят под влиянием атмосферного воздуха и успешная борьба с ними не может быть достигнута никакими способами и средствами;

б) антисептический период. Исследованиями Л. Пастера (1822-1895) было установлено, что учение о гнилостных свойствах атмосферного воздуха ошибочно. Кислород воздуха, который считали главным возбудителем процессов нагноения, сам по себе не может оказать какого-либо влияния на возникновения этих процессов. Брожение и разложение органических веществ вызывается не видимыми для невооруженного глаза мельчайшими живыми существами, находящимися повсюду и попадающими из воздуха в органическую среду, где и происходят указанные процессы. Если организованные элементы будут обезврежены в воздухе, то брожение и разложение органических веществ не наступает.

Хирург Д. Листер (1827-1912) увидел в исследованиях Л. Пастера путь, по которому следует идти при выяснении причины нагноений и других раневых осложнений: "Только теперь кажется мне возможным оградить поврежденные части от разложения при помощи повязки, составные части которой могли бы уничтожить жизнь этих микроскопических организмов".

Убедившись еще в 1865 г., что усиленное проветривание больничных палат, многократное обмывание рук водой во время операций и частая смена повязок не достигает цели, Д. Листер стал широко применять карболовую кислоту. Он брал кусок полотна, пропитывал его карболовой кислотой, вводил его во все углубления полости раны. Затем накладывал на рану еще два слоя такого же полотна, закрывал сверху куском цинка, имевшим форму блюда, с таким расчетом, чтобы углубление цинковой покрышки располагалось над раной. Края этой покрышки, прилегавшие к окружности раны, закрепляли бинтами. Операционное поле покрывали намоченной в карболовой кислоте завесой, которую приподнимали, когда нужно было разрезать ткани. Из-за боязни заражения ран организованными существами из воздуха раствор карболовой кислоты применяли во время операций и перевязок посредством распыления. Раствор карболовой кислоты использовали также для обмывания рук и обработки лигатурного материала.

Д. Листер впервые перевязал погружной лигатурой сонную артерию у лошади, а затем стал систематически пользоваться этим способом у своих больных, тогда как до него псе лигатурные концы оставались длинными и отторгались имеете с омертвевшей частью перевязанного сосуда.

В дальнейшем концентрированные растворы карболовой кислоты были заменены 5 %-ным раствором той же кислоты и видоизменена повязка.

В 70-е гг. XIX в. в ветеринарной хирургии в качестве перевязочного материала использовали паклю, корпию и вату. О марле в то время не упоминалось. Антисептическим средствам уделялось мало внимания.

Листеровский способ лечения в том виде, в котором его применяли в клинической медицине, не использовали в ветеринарной практике по экономическим соображениям.

Однако в 90-х гг. XIX в. уже обращали большое внимание на дезинфекцию рук и операционного поля при операциях. Руки обмывали в течение 3-5 мин теплой водой с мылом, затем погружали на 2 мин в 5 %-ный раствор карболовой кислоты. Хирургические инструменты подвергали предварительной механической очистке, а затем опускали на 3-4 мин в 3 %-ный раствор той же кислоты.

После того как метод Д. Листера получил широкую известность, стали все больше и больше выясняться его отрицательные стороны.

Еще Д. Листер делал попытку заменить карболовую кислоту другими, менее раздражающими антисептическими средствами - салициловой кислотой, сулемой, борной кислотой и т. д.

Асептический период пришел на смену антисептическому в 1888 г.

Двадцатилетний опыт применения карболовой кислоты при лечении ран показал, что бактерицидная сила этого средства не так велика, как предполагали раньше. Замена карболовой кислоты другими антисептическими средствами не устраняла опасности повреждения живых тканей и развития тяжелой раневой инфекции. Сам Листер пришел к убеждению, что организм способен сам защищать себя от микробов и поэтому необходимо всемерно охранять его защитные силы.

В 1878 г. стали впервые кипятить шелк в 5 %-ном растворе карболовой кислоты и подвергать кипячению хирургические инструменты.

В ветеринарной хирургии асептический метод долгое время считался дорогим, трудно осуществимым и не всегда необходимым. Еще недавно многие ветврачи, а некоторые и сейчас, бравировали высокой сопротивляемостью животных к инфекции и явно пренебрегали асептикой. Опыт и наблюдения показывают, что проведение асептики у животных необходимо.

В XVIII в. Россия вступила на путь быстрого экономического и культурного развития. Государственные реформы Петра I значительно содействовали развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли и науки. Петр I большое внимание уделял развитию ветеринарного дела и подготовке ветеринарных кадров. Ветеринарию он называл "доброй наукою".

В первой половине XVIII в. им был издан ряд указов по ветеринарии и подготовке ветеринарных кадров: "О наборе в полки коновалов" (1707), "Об устройстве ветеринарных и скотоводческих училищ" (1708) и др.

В 1733 г. при Главной конюшенной канцелярии под Москвой была организована первая в России Хорошевская конюшенная школа. В ней обучали латинскому языку 50 мальчиков 12-15-летнего возраста, чтобы потом передать их коновалам для специального обучения.

В 1803 г. были открыты специальные "скотоврачебные" училища, которые имели задачей снабдить кавалерию искусными коновалами и кузнецами. В 1808 г. было открыто ветеринарное отделение при медико-хирургической академии в Москве и Санкт-Петербурге. Студенты ветеринарного отделения обучались четыре года. Они имели право изучить медицинские науки, а студенты медицинского отделения - ветеринарные. Одни и те же преподаватели вели занятия и читали лекции на обоих отделениях.

В 1839 г. профессором Санкт-Петербургской медико-хирургической академии В. И. Всеволодовым была впервые издана "Зоохирургия, или рукодеятельная ветеринарная наука в пользу российских ветеринарных врачей и для руководства при преподавании учащихся в Академии".

В 1835 г. была основана Высшая практическая ветеринарная школа в Харькове; в 1848 г. - ветеринарный институт в Дерите. В 1851 г. Высшая практическая ветеринарная школа в Харькове была переименована в Харьковский ветеринарный институт.

Хирургию вели видные ученые, которые оставили в этой области неизгладимый след для настоящего и будущего поколений: М.А. Мальцев, В.А. Герман, И.И. Магда, И.И. Воронин, автор учебников по оперативной хирургии с топографической анатомией.

С 70-х гг. XIX в. высшее ветеринарное образование стало обособляться от медицинского. Из ветеринарных школ создавались первые ветеринарные институты. Заново открыт Казанский ветеринарный институт, в 1883 г. была реорганизована в институт Варшавская ветеринарная школа,

В Юрьевском (Дерптском) ветеринарном институте кафедру хирургии возглавил С.С. Евсеенко (1850-1915). Он по праву считается основоположником русской ветеринар ной военно-полевой хирургии.

 

Развитие и становление хирургии после октябрьской социалистической революции


До Октябрьской социалистической революции в Российском государстве было четыре ветеринарных института, тогда как в Советском Союзе в 1920 г. их было 9, 1926 г. -11, 1930 г. - 17, 1935 г. - 23, 1940 г. - 28, 1946 г. - 35, в 1990г.-50.

При старейших вузах страны сформировались научные школы под руководством известных ученых. Так, Казанскую школу ветеринарных хирургов возглавлял Л.С. Сапожников (1878-1937) - выдающийся ветеринарный хирург, талантливый клиницист, умелый организатор, замечательный педагог. Во втором десятилетии XX в. по его инициативе и при прямом участии организован Омский государственный ветеринарный институт с медицинским отделением, которое вскоре превратилось в один из крупнейших медицинских институтов. Первым ректором того и другого институтов был Л.С. Сапожников.

В Казанской школе были известны последователи Л.С. Сапожникова, некоторые из них работают и сейчас. Это В.Г. Бушнов, А.С. Макаров, И.Я. Тихонин, В.В. Мосин, М.Ш. Шакуров, Г.Н. Васин. Казанской школой ветеринарных хирургов выполнены значительные исследования, посвященные проблемам асептики и антисептики; топографической анатомии лошадей; местному и общему обезболиванию; разработке различных и в том числе полостных операций; переливанию крови и остановке кровотечения; способам кастрации животных и др.

Заслуженным деятелем науки РСФСР К.И. Шакаловым опубликовано множество ценных монографий по болезням конечностей, патогенетической терапии, профилактике травматизма животных, учебник "Частная хирургия", который переиздавался несколько раз.

В.А. Никаноров занимался болезнями копыт у лошадей, соавтор учебника "Частная хирургия".

Б.А. Башкиров много работал по новокаиновым блокадам, болезням вымени, лимфатической системе у крупного рогатого скота.

Г.С. Кузнецов опубликовал ряд монографий по операциям у крупного рогатого скота и издал учебник "Ветеринарная ортопедия".

А.К. Кузнецов выполнил большую работу по внутривенной новокаиновой терапии, его учебник для техникумов "Ветеринарная хирургия" неоднократно переиздавался.

В настоящее время Б. С. Семенов разработал эффективные способы лечения суставов, является автором и соавтором многих учебных пособий: "Ветеринарная хирургия", "Частная хирургия" и др.

А. В. Лебедев разработал лечение перитонитов у крупного рогатого скота, является соавтором учебника "Ветеринарная офтальмология" и других учебных пособий.

А.А. Стекольников и И.А. Подмогин внесли значительный вклад в развитие ветеринарной хирургии.

Кафедра хирургии Витебского ветинститута, а ныне Витебской государственной академии ветеринарной медицины относится к Ленинградской научной школе. Здесь работали видные ученые К.Л. Маршальский, И.Я. Демиденко, Г.С. Мастыко, в настоящее время Э.И. Веремей.

Школа московских хирургов создана заслуженным деятелем науки РСФСР, лауреатом Государственной премии Б.М. Оливковым (1892-1954). Этот крупный ученый, экспериментатор, хирург-клиницист и топографоанатом первым разработал учение о лечении ран на основе биологии и биохимии раневого процесса. Им издан ряд монографий и учебников, по которым и сейчас обучаются студенты.

Продолжателем этой школы был видный ученый, хирург-клиницист М.В. Плахотин (1906-1988). Нет той отрасли хирургии, где бы он не оставил следа. Под его редакцией написан учебник "Общая ветеринарная хирургия", который несколько раз переиздавался, множество монографий и учебных пособий.

В этой школе работали и работают талантливые хирурги. П.Ф. Тереховым изучена и дана клиническая характеристика опухолей у животных, издано учебное пособие "Ветеринарная клиническая онкология". К.А. Фоминым сделаны большие наработки по болезням глаз, написан учебник "Ветеринарная офтальмология". Продолжателем изучения болезней глаз является Е.П. Копенкин. Известные клиницисты С.Т. Шитов, М.С. Борисов изучали этиологию, патогенез артроза у быков. Большой научный вклад в изучение этого вопроса внес Л.В. Матвеев. Я.И. Шнейбергом и П.Ф. Симбирцевым внедрены пластические операции по замещению обширных кожных дефектов. А.Д. Беловым изучено использование радиоактивных изотопов.

Значительный вклад в развитие хирургии, всех ее отраслей внес ученый-клиницист В.А. Лукьяновский. Обладая огромной научной эрудицией и клиническим опытом, он написал ряд учебных пособий по болезням копыт, костей, физиотерапии, справочные пособия и др. В.А. Лукьяновский - многопрофильный ученый в ветеринарной хирургии, энциклопедист. Им написано много различных работ не только по хирургии, но и по ветеринарии.

И.Д. Медведев - выдающийся военно-полевой хирург, автор оригинальных учебников по военно-полевой хирургии.

Профессор Московского зооветеринарного института Э.И. Гауенштейн - автор руководства "Частная хирургия для ветеринарных врачей и студентов".

Н.В. Садовский написал оригинальный учебник "Топографическая анатомия домашних животных", по которому студенты учатся в настоящее время.

В 60-е гг. этого столетия сформировалась Белоцерковская школа ветеринарных хирургов, руководителем которой был известный хирург А.Ф. Бурденюк. В этой школе работают крупные ученые-хирурги - В.М. Власенко, С.М. Панько.

Большой вклад в ветеринарную хирургию внесли крупные ученые Киевской сельскохозяйственной академии И.Е. Поваженко, С.И. Братюха, В.Б. Борисевич.

Впервые в бывшем Советском Союзе разработали электронаркозный аппарат и электронаркоз продуктивных животных П.Л. Сундуков и Н.Я. Начатов.

Видный хирург-клиницист П.П. Герцен разработал виды и профилактику травматизма в промышленных комплексах, а также торакальные операции у крупного рогатого скота при травматическом перикардите.

А.П. Косых, А.К. Кузнецовым, И.П. Липовцевым и др. рекомендованы способы введения лекарственных веществ в целях обезболивания и получения новокаиновой блокады ангиорецепторных полей и периферических нервных окончаний.

Большой вклад в советскую ветеринарную хирургию внесли А.В. Макашов (1891 - 1955) - создал учебник "Глазные болезни домашних животных" и продолжатель этой школы В.Н. Авроров, который в соавторстве с А.В. Лебедевым написал учебник "Ветеринарная офтальмология". Продолжателями школы ветеринарных офтальмологов являются В.А. Черванев, Л.П. Трояновская.

Известный хирург А.С. Кашин разработал и предложил новейшие способы остановки кровотечения.

А.Н. Елисеев разработал научно обоснованное технологическое применение сапропеля с профилактической и лечебной целью при заболеваниях копытец и другой патологии продуктивных животных.

Б.3. Иткиным, К.А. Петраковым, Б.А. Башкировым разработаны методы длительного получения лимфы из различных частей тела продуктивных животных.

Рациональные методы лечения и профилактики гнойно-некротических заболеваний копытец у продуктивных животных разработали Н.С. Островский, Е.И. Мажуга, В.А. Лукьяновский.

Р.Г. Мустакимовым разработаны ветеринарный крупноформатный флюорограф и методика флюородиспансеризации овец и крупного рогатого скота, а также контроль лечебной эффективности легочных заболеваний, костно-суставной и другой патологии, обусловленной нарушением обмена веществ.

А.В. Есютин, старейший клиницист, разработал множество хирургических приемов лечения ковыльных свищей, грыж, являлся соавтором учебника "Частная хирургия".

Л.И. Целищев изучил болезни половых органов самцов и написал учебное пособие "Практическая ветеринарная андрология".

Большой вклад в разработку лазерной терапии в ветеринарной хирургии внес Е.А. Малишевский. Он написал ряд работ по акушерству, методические работы по программированному обучения студентов.

Ф.А. Мещеряков подготовил ряд работ по программированному обучению студентов, а также по болезням копытец у овец.

Разработки В.А. Молоканова по этиопатогенезу, профилактике и лечению заболеваний копытец у крупного рогатого скота в некоторых биогеохимических зонах имеют большое практическое значение.

Н.П. Щербаков впервые на территории СНГ в экспериментальных, а затем и производственных условиях изучил и предложил высокоэффективные специфические иммунные препараты против широко распространенных болезней пальцев у крупного рогатого скота и копытной гнили овец.

В.А. Гирин изучил и дал практические рекомендации по профилактике и лечению омфалита у телят, им разработаны анатомо-топографические данные пуповины плодов у телят, впервые дана классификация омфалитов.

Содержание и задачи предмета. Программой предмета «Хирургия, офтальмология и ортопедия» для средних сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 1506 «Ветеринария» (1984г.) предусмотрено изучение пяти разделов.

Первый раздел охватывает вопросы оперативной хирургии: основы профилактики хирургических инфекций и организации хирургической работы, фиксация животных, обезболивание, инъекции, пункции и вливания, элементы хирургических операций, повязки, предупреждение рогообразования у телят и обезроживание крупного рогатого скота, кастрация животных.

Второй раздел включает вопросы общей хирургии: общие данные о хирургических болезнях, методах их профилактики и лечения животных, хирургическая инфекция и ее клиническое проявление, травмы, омертвения, язвы, свищи, новообразования, болезни кожи, кровеносных и лимфатических сосудов, нервов.

Болезни в области головы, шеи, живота, прямой кишки, мочеполовых органов, мышц и другие болезни рассматриваются в третьем разделе.

Четвертый раздел предусматривает изучение ортопедии. В нем изложены: диагностика болезней копыт, болезни копыт и их профилактика, уход за копытами и подковывание лошадей.

Пятый раздел включает вопросы офтальмологии. В нем рассматривают методику исследований и наиболее распространенные болезни глаз.

В результате изучения предмета студенты должны знать: общие закономерности хирургической патологии, диагностику, лечение и профилактику наиболее распространенных хирургических болезней. Они должны уметь: фиксировать животных, стерилизовать инструменты, шприцы, шовный и перевязочный материалы, применять наркоз, местное обезболивание, проводить вливания, пункции, инъекции, правильно накладывать бинтовые, клеевые и шинные повязки на различные области тела животных, перевязывать раны, кастрировать быков, баранов, хряков и жеребцов, проводить операции при пупочных грыжах у поросят и телят, правильно обрезать копыта у животных и оценивать качество подковывания лошадей.

Выпускник техникума, кроме того, должен уметь организовывать и проводить профилактические и лечебные мероприятия при хирургических болезнях в условиях колхоза, совхоза, фермерских и крестьянских хозяйств. Успешное изучение хирургии возможно лишь при условии обязательного использования разных форм и методов освоения предмета: теоретическое обучение, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа над учебником, учебная и производственная практика в хозяйствах, на станциях по борьбе с болезнями животных, дежурства в клинике и др.

Теоретическое обучение должно базироваться на достижениях современной науки и передовой практики. Успешное овладение предметом возможно только при глубоком, осмысленном понимании изменений, возникающих в больном организме животных, и основ патогенеза хирургических болезней. Преподавание предмета должно способствовать выработке у учащихся правильного клинического мышления.

При изучении хирургических болезней необходимо соблюдать такую последовательность изложения учебного материала: определение болезни; 2) этиология; 3) патогенез; 4) клинические признаки; 5) дифференциальный диагноз; 6) прогноз; 7) лечение; 8) профилактика. Важно также обращать внимание на экономическую эффективность и целесообразность избранного метода лечения.

Лабораторные занятия, как правило, следует проводить в животноводческих хозяйствах, в клиниках техникумов, на станциях по борьбе с болезнями животных, на мясокомбинатах, в кузнице.

Во время производственной практики и дежурств в клиниках и на станциях по борьбе с болезнями животных закрепляются теоретические знания и приобретается опыт по их применению.

Получить достаточные и прочные знания можно лишь при сочетании теоретической учебы с регулярной самостоятельной работой над учебником. Решению этой задачи призвана служить данная книга.

Хирургические рефлексы. Современная хирургия представляет собой не только обширную науку, но и весьма тонкое искусство. Необходимость производства самых разнообразных и сложных операций требует от хирурга, кроме обширных специальных знаний и клинического опыта, развития условных хирургических рефлексов, так как они, несомненно, облегчают работу и повышают лечебную эффективность. Такими специфическими рефлексами для хирурга являются: асептический, инструментальный, тканевый.

Асептический рефлекс. Студент должен выработать у себя условный рефлекс. Со студенческой скамьи нужно помнить о личной опрятности. Халат должен быть всегда чистым, на голове - шапочка или косынка. Все поведение студента-хирурга должно быть проникнуто стремлением избегать соприкосновения с инфицированными предметами. Хирург должен уметь подготовить руки, т. е. Удалить отросшие ногти, заусенцы, правильно вымыть руки перед операцией, никогда не пренебрегать правилами асептики при перевязках, исследовании ран и т.д.

Студент, закрепивший условный рефлекс, никогда не будет делать инъекции лекарственных веществ нестерильными шприцем и иглой, обязательно подготовит место инъекции и операционное поле, т.е. в любых условиях работы не будет пренебрегать правилами асептики.

Инструментальный рефлекс. Каждый студент с самого начала своей работы должен овладеть техникой применения хирургических инструментов. Он должен научиться правильно держать каждый инструмент и правильно им работать, завязывать швы и лигатуры, наложенные на раны и сосуды. Все это позволит специалисту закрепить у себя условный рефлекс и работать по-другому этими инструментами он не будет.

Тканевый рефлекс. Заключается в выработке приемов бережного обращения с тканями при выполнении операций. Этот рефлекс нужно усвоить и развивать, чтобы никогда не использовать для разделения, захватывания или удерживания тканей и органов неподходящие, вредные и даже опасные приемы. Если оперирующий производит грубые, ненужные и лишние движения, травмирующие ткани, захватывает пинцетом Кохера брюшину или концы перерезанного сухожилия, разрывает мягкие ткани или накладывает не так шов, это свидетельствует о недостатке или отсутствии у хирурга тканевого рефлекса.

Чтобы выработать и развить тканевый рефлекс, студент должен научиться и привыкнуть соразмерять силу давления при захватывании тканей, научиться различать здоровые, мертвые или патологически измененные ткани, умело подходить к разъединению спаек, рубцов и других сращений. Понятно, что оценка этих ощущений должна контролироваться сознанием хирурга.

ветеринарный хирургия деонтология

Деонтология и этика ветеринарной медицины


Деонтология - учение о должном (греч. deon - должное, logos - учение).

Хирургическая деонтология - мораль хирурга. Творцами отечественной хирургической деонтологии, с которых надо брать пример врачам ветеринарной медицины, являются выдающиеся отечественные хирурги Б.М. Оливков, М.В. Плахотин, П.Ф. Терехов, В.А. Лукьяновский, С.Г. Шитов, М.С. Борисов, Е.П. Копенкин, В.Н. Авроров, В.А. Черванев, А.Н. Елисеев, Н.С. Островский, И.И. Кадыков, А.Ф. Бурденюк, И.С. Панько, В.М. Власенко, И.Е. Поваженко, С.И. Братюха, В.Б. Борисевич, К.И. Шакалов, Г.С. Кузнецов, Б.С. Семенов, А.В. Лебедев, Б.А. Башкиров, А.А. Стекольников, П.П. Герцен, А.В. Есютин, В.А. Молоконов, Н.П. Щербаков, В.А. Гирин, А.С. Кашин, В.В. Мосин, А.С. Макаров, В.Н. Бушков, М.Ш. Шакуров.

Значительный вклад в развитие отечественной деонтологии и хирургической науки внесли белорусские ветеринарные хирурги К.Л. Марсальский, И.Я. Демиденко, Г.С. Мастыко, К.Г. Голенский, И.А. Глушко, Е.М. Багриновская, Э.И. Веремей, В.М. Лакисов, М.И. Ковалев, Н.М. Персикова, В.Н. Масюкова, В.А. Ходас, П.А. Климович.

Деонтология в ветеринарной медицине - совокупность принципов и правил профессионального поведения врачей ветеринарной медицины и фельдшеров. Основной задачей ее является борьба за безукоризненное выполнение специалистами профессионального долга, повышение качества и эффективности диагностической, профилактической и лечебной работы, недопущение ошибок и брака в работе.

Хирургической деонтологии присущи все основные черты ветеринарной деонтологии. Однако деонтология в хирургии имеет свои особенности и главная из них - участие хирурга в операции как особый вид взаимоотношений врача, больного животного и его владельца. Хирургическая деонтология направлена прежде всего на улучшение лечения больных животных, достижение максимального лечебного и оздоровительного эффекта.


Рис. 1. Врачебная эмблема. Рис. 2. Врачебный символ-завет.

Известно, что испокон веков врачебной эмблемой считается пьющая из чаши змея - носительница здоровья и мудрости (рис. 1). Эта эмблема характеризует объективную сторону нашей врачебной профессии. Этот символ обозначен на государственном знаке, который получают выпускники после окончания высшего учебного заведения.

Но существует и другой, гораздо менее известный символ-завет (рис. 2), отображающий внутреннюю, интимную сущность врачебной деятельности. Оставил его нам знаменитый голландский врач бургомистр г. Амстердама Николас ван Тульи (1599-1674). Этот символ - горящая свеча: "Allis inserviendo ipse consumer" - "Светя другим, сгораю сам". Этому завету оставались верны многие ученые и врачи ветеринарной медицины.

Врач ветеринарной медицины должен быть всесторонне образованным. В.А. Оппель писал, что в медицине так же, как и в искусстве, имеются определенные элементы фантазии, которая в сочетании с наукой ведет к творчеству.

Понятие врачебного долга включает в себя основные элементы врачебной этики: честное выполнение повседневной работы и проявление высокого мужества в чрезвычайных обстоятельствах.

Основные положения хирургической деонтологии вытекают из изложенного:

1. Согласование научных знаний о различных болезнях с конкретными особенностями каждого подлежащего лечению больного животного, т.е. постановка возможно более полного индивидуального диагноза и выработка ясного плана предлагаемого лечения.

2. Добросовестное проведение в жизнь принципа "хирургия для больных животных, а не больные животные для хирургии".

. Выявление и обсуждение совершенных ошибок и накопление таким образом опыта.

Стержневым, фундаментальным вопросом ветеринарной деонтологии является врачебная этика - совокупность правил и норм отношения врачей и фельдшеров ветеринарной медицины не только к пациенту и своему делу, но и друг к другу, владельцу животного, общественному производству - И.С. Панько врачебную этику формулирует следующим образом. Профессиональная этика ветеринарного специалиста - это система норм и правил их поведения, которые в специфической форме отражают социальные функции ветеринарии и регулируют отношение врача к больному животному, врача к обществу, а также врачей между собой.

Фундаментом деятельности врача ветеринарной медицины является наука, раскрывающая закономерности патологических процессов, определяющая средства и методы их лечения и предупреждения. Это предъявляет требования к личности врача как к ученому, исследователю творческого мышления.

Современный врач должен обладать такими качествами, как наблюдательность, настойчивость, развитое клиническое мышление, добросовестность и самодисциплина, честность и высокое профессиональное мастерство, серьезное отношение к своему делу. Это моральная сторона, основа доверия и авторитета. Отношение врача к работе не должно определяться настроением или эмоциями. Он обязан при исследовании больного животного сосредоточить на нем все свое внимание, как бы забыть о себе, подчинив волю, ум, знания и опыт восстановлению здоровья своего пациента независимо от того, к какому виду животных он принадлежит.

Объектом воздействия врача является не столько больное животное, сколько люди, владельцы животного, работники животноводства. Поэтому необходимо обращать внимание на преимущественное развитие у врача таких нравственных и психологических качеств, как организаторские способности, настойчивость, умение убеждать и завоевывать доверие масс.

Во врачебной практике при постановке диагноза, при назначении лечения недопустима излишняя самоуверенность, необходимо много раз проверить себя и, если есть малейшее сомнение, не надо отказываться от консультации с другими специалистами. Большая человечность, гуманизм, любовь к животным и своей профессии, чуткое сердце, нежность рук, богатые знания и передовой опыт ветеринарной науки, творческий поиск всегда должны быть спутниками врача ветеринарной медицины.

Взаимоотношения между врачами должны быть безукоризненными, следует учиться друг у друга, помогать друг другу, прибегать к советам старших товарищей. Необходимо признавать свои ошибки и недостаточность знаний.

Разбор врачебных ошибок, классификация и изыскание способов их предупреждения имеют большое значение для улучшения врачебной деятельности. Только глубокий, всесторонний и объективный анализ ошибок может указать верный путь для их устранения.

Врач должен любить свою профессию, не тяготиться ею, внедрять в свою работу элементы творчества и постоянно совершенствоваться. Нельзя быть хорошим врачом, будучи плохим человеком.

Немалое значение имеет и внешний вид врача. Он должен быть всегда опрятно одет как на улице, так и на работе, подтянут, чисто побрит, подстрижен.

Похожие работы на - Хирургия ветеринарной медицины

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!