Организационно-методический раздел курса "Социология" в ВУЗе
Изучение дисциплины "Социология" ставит своей целью:
сформировать целостное представление об обществе, проблемах и закономерностях его функционирования и развития как социальной системы;
сформировать у студентов глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;
дать представление о всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы;
вооружить студента методологией, методикой и техникой социологических исследований социальной работы, развить у него практические навыки и умения в области социологического анализа конкретных проблем и ситуаций в профессиональной деятельности;
способствовать подготовке широко образованных, творчески развитых и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем.
Освоение курса "Социология" предполагает изучение:
основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;
общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;
социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;
основных этапов культурно-исторического развития общества, механизмов и форм социальных изменений;
личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социологического понимания личности, понятий социализации и социального контроля;
межличностных отношений в группах, особенностей формальных и неформальных отношений, природы лидерства и функциональной ответственности, механизмов возникновения и разрешения социальных конфликтов;
культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации, представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причин бедности и неравенства, проблем взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;
системного социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов, основных методов и специфики социологического исследования;
особенностей организации работы информационно-социологических центров и служб, установления контактов с этими учреждениями по разработке целевых и комплексных программ, социальному проектированию и мониторинговому наблюдению социальных отношений и процессов в городе (регионе);
технологий анализа различных процессов социальной работы, ее комплексного исследования и управления.
Социология как наука помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, исследует вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные. Вместе с тем, данный учебный курс освещает теоретические вопросы применения технологий социологического анализа процессов социальной работы и ставит своей целью практическое освоение студентами приемов и процедур комплексного исследования социальной работы, управления социальной сферой и др. Согласно требованиям определенным государственным стандартом высшего профессионального образования, специалист должен:
Знать:
историю и этапы становления и развития социологии как науки, концепции основных социологических парадигм и теорий, структуру социологического знания, социологический подход к изучению общества и его социоструктурных образований; специфику теоретико-методологического и методического аппарата социологии при анализе типичных проблемных ситуаций в социальной работе;
принципы комплексного применения методического аппарата и технологий социологических исследований в целях анализа процессов социальной работы, собственной профессиональной деятельности и социальных характеристик населения как объекта социального обслуживания; современные проблемы информатизации и технологизации социального пространства, управления социальными процессами с использованием компьютерной техники и социологической методики.
Уметь: Сформулировать замысел, концепцию, цели информационно-социологического обеспечения процессов социальной работы; решать практические задачи комплексного и технологически грамотного применения методов социологического исследования профессиональной деятельности социального работника, а также функционирования социальных учреждений и предприятий различного профиля. Использовать аналитические возможности социологии в системном исследовании потенциала и функциональной эффективности социальной сферы; создавать проекты и технические задания по развертыванию социально-аналитических служб, мониторингового наблюдения в органах социальной защиты и занятости населения города; эффективно использовать методический инструментарий и данные социологических исследований в собственной профессиональной деятельности. Применять исследовательский аппарат социологии в изучении отдельных проблемных направлений социальной работы (процессы трудозанятости и безработицы, динамика изменений уровня и качества жизни различных групп и слоев населения, профилактика социопатий и девиантного поведения, критические ситуации и конфликты).
Владеть: Комплексом основных приемов обоснования технологических схем информационно-социологического обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания населения, оценки социальных ситуаций в городе (регионе), разработки концепций, целевых программ социального развития территорий и технических заданий на организацию и проведение социологических исследований; навыками составления программы социологических исследований, применения конкретно-социологических методов в профессиональной работе; технологиями социологического анализа запросов и ожиданий различных групп населения по проблемам социального обслуживания и развития социальной сферы.
Воспитательные функции курса
Тематические направления научно-исследовательской работы студентов в рамках выполнения программы в основном ориентированы на познание социальных явлений. Вместе с тем, технологии и методики, используемые в рамках реализации данного курса, направлены на:
развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
освоение студентами, на практических примерах, методов социологического анализа, что способствует повышению уровня социальной адаптации, путем рационализации;
формирование характера и моральной ответственности в различных жизненных ситуациях;
становление и укрепление активной гражданской позиции учащихся;
расширение возможностей для личностного, профессионального роста и самореализации;
создание условий для раскрытия творческой индивидуальности личности и реализации духовных потенций.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов ОДО
Вид учебной работыВсего часовОбщая трудоемкость дисциплины86Аудиторные занятия28Лекции 14Практические занятия (ПЗ)14Самостоятельная работа58Вид итогового контролязачет
Содержание дисциплины
Учебно-тематический план для очной формы обучения
Разделы дисциплиныЛекцииСеми нары Самост. работаВсего часов1. Предмет и метод социологии226102. Общество как социокультурная система226103. Социальные общности и группы2212164. Социальные общности и группы2210145. Социальные институты и социальные организации22486. Социализация личности2214187. Социальные конфликты22610Итого по дисциплине14145886
. Технология модульного обучения в курсе "социология"
.1 Учебно-лекционные модули по дисциплине "Социология"
модульный обучение студент социология
Критерии, с которыми студенты знакомятся на первом занятии:
- 80 баллов = "отлично"
- 60 баллов = "хорошо"
- 40 баллов = "удовлетворительно"
- 0 баллов = "неудовлетворительно"
За посещение лекции студент получает 0,7 балла, за посещение семинара 0,7 балла (в конце семестра округление идет в пользу студента). Максимальная оценка за работу на лекции 3 балла, на семинаре зависит от уровня сложности занятия, за правильное выполнение всех семинарских занятий общий максимальный балл - 49.
Текст лекции раздается после того, как студенты отвечают на вопросы УЭ-1.
Учебный модуль на тему: "Предмет и метод социологии"
Номер учебного элементаУчебный материал с указанием заданийРекомендации по выполнению заданий, оценкаУЭ - 0Цель: в результате овладения содержанием модуля Вы должны получить знания о предмете социологии, ее взаимосвязи с другими общественными науками, о становлении социологии как науки, о методах социологического исследования.Внимательно прочитайте цель данного модуля.УЭ - 1Подготовка к изучению нового материала: Обсудите в группе по 4 человека и подготовьте устные ответы на следующие вопросы (на вопросы отвечают разные учащиеся): 1. Что, по Вашему мнению, изучает социология? 2. С какими науками связана социология? 3. Как Вы думаете, какие методы применяют социологи при проведении исследований?Работайте в группах Правильный ответ на все вопросы оценивается в 1 балл УЭ - 2Изучение нового материала: Цель: получить знания о предмете и специфике социологии как науки Задание: внимательно прочитайте лекцию.Внимательно прочитайте лекциюУЭ - 3Закрепление изученного материала: Цель: выявить уровень усвоения нового материала. Ответьте на вопросы: - что является объектом социологии; - что является предметом социологии; - из какой науки выделилась социология; - с какими общественными науками; - какие разделы социологии выделял О. Конт; - по аналогии, с чем рассматривал общество Г.Спенсер; - через что, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, развивается общество; - что, по мнению Э. Дюркгейма изучает социология; - что должна изучать социология (М. Вебер); - назовите социологов, которые работали в России до революции; - какие уровни анализа выделяют в структуре социологии; - что исследует микросоциологии; - что изучает микросоциологии; - что такое социологическое исследование; - основные методы социологических исследований - это …..; - дайте краткую характеристику основным методам социологического исследования; - какие выборки обычно используются; - дайте краткую характеристику выборкам; - что такое архивное исследование.Работайте индивидуально, запишите вопросы и ответы на них в тетради, после выполнения сдайте тетрадь на проверку преподавателю. За правильные ответы на все вопросы - 2 балла
Учебный модуль на тему: "Общество как социокультурная система"
Номер учебного элементаУчебный материал с указанием заданийРекомендации по выполнению заданий, оценкаУЭ - 0Цель: в результате овладения содержанием модуля Вы должны получить знания об обществе как целостной системе и ее основных сферах, о сущности и динамики социальных процессов.Внимательно прочитайте цель данного модуля.УЭ - 1Подготовка к изучению нового материала: Обсудите в группе по 4 человека и подготовьте устные ответы на следующие вопросы (на вопросы отвечают разные учащиеся): 1. Как Вы думаете, что является основными сферами общества? 2. Назовите социальные процессы, происходящие в обществе.Работайте в группах Правильный ответ на все вопросы оценивается в 1 балл УЭ - 2Изучение нового материала: Цель: получить знания об обществе как социокультурной системе. Задание: внимательно прочитайте лекцию.Внимательно прочитайте лекциюУЭ - 3Закрепление изученного материала: Цель: выявить уровень усвоения нового материала. Ответьте на вопросы: - что включает в себя общество; - как рассматривает общество современная наука; - какие ученые XXI-XX разрабатывали проблему системности общественной жизни; - что придает особую специфику социальной системе; - что является способом существования человека; - что получило название "культура"; - что такое общество; - назовите отличительную черту общественной организации; - что понимается под "трудом", который создал человеческое общество; - что определяет статус человека; - что предопределяет иерархичность общества; - назовите основные сферы общественной деятельности; - дайте краткую характеристику основных сфер общества; - что такое "социальное изменение"; - назовите и дайте краткую характеристику основным видам социального прогресса; - назовите основные причины изменения в обществе;Работайте индивидуально, запишите вопросы и ответы на них в тетради, после выполнения сдайте тетрадь на проверку преподавателю. За правильные ответы на все вопросы - 2 балла
Учебный модуль на тему: "Социальные общности и группы"
Номер учебного элементаУчебный материал с указанием заданийРекомендации по выполнению заданий, оценкаУЭ - 0Цель: в результате овладения содержанием модуля Вы должны получить знания о понятие социальной общности и её разновидности, о социальных группах и их классификациях.Внимательно прочитайте цель данного модуля.УЭ - 1Подготовка к изучению нового материала: Обсудите в группе по 4 человека и подготовьте устные ответы на следующие вопросы (на вопросы отвечают разные учащиеся): 1. Как Вы думаете, что такое социальная общность? 2. Как Вы считаете, социальная группа - …..Работайте в группах Правильный ответ на все вопросы оценивается в 1 баллУЭ - 2Изучение нового материала: Цель: получить знания о социальных общностях и группах. Задание: внимательно прочитайте лекцию.Внимательно прочитайте лекциюУЭ - 3Закрепление изученного материала: Цель: выявить уровень усвоения нового материала. Ответьте на вопросы: - на основе чего возникают социальные общности: - что такое социальная общность; - назовите необходимые основания, позволяющие социальной общности сформироваться и проявить себя; - назовите основные формы социальных общностей; - назовите основные признаки массовой общности; - чем публика отличается от толпы; - назовите основные типы поведения толпы; - назовите характеристики толпы; - дайте краткую характеристику теориям объясняющим поведение людей в толпе; - что является основной формой социальной общности; - дайте краткую характеристику социальной группе; - дайте краткую характеристику первичной группе (с обязательным указанием основных признаков); - дайте краткую характеристику вторичной группе; - дайте краткую характеристику малой группе; - дайте краткую характеристику большой социальной группе; - дайте краткую характеристику формальной группе; - дайте краткую характеристику неформальной группе; - дайте краткую характеристику референтной группе; - дайте краткую характеристику внешней группе; - дайте краткую характеристику внутренней группе.Работайте индивидуально, запишите вопросы и ответы на них в тетради, после выполнения сдайте тетрадь на проверку преподавателю. За правильные ответы на все вопросы - 2 балла
Учебный модуль на тему: "Социальные институты и социальные организации"
Номер учебного элементаУчебный материал с указанием заданийРекомендации по выполнению заданий, оценкаУЭ - 0Цель: в результате овладения содержанием модуля Вы должны получить знания о понятии "социальный институт" его видах и функциях, о семье как важнейшем социальном институте, о формальных и неформальных социальных организациях, бюрократии как социальном явлении.Внимательно прочитайте цель данного модуля.УЭ - 1Подготовка к изучению нового материала: Обсудите в группе по 4 человека и подготовьте устные ответы на следующие вопросы (на вопросы отвечают разные учащиеся): 1. Назовите известные Вам социальные институты помимо семьи. 2. Как Вы думаете, какие функции выполняют социальные институты. 3. Приведите пример социальной организации. Работайте в группах Правильный ответ на все вопросы оценивается в 1 балл УЭ - 2Изучение нового материала: Цель: получить знания о социальных институтах и социальных организациях. Задание: внимательно прочитайте лекцию. Внимательно прочитайте лекциюУЭ - 3Закрепление изученного материала: Цель: выявить уровень усвоения нового материала. Ответьте на вопросы: - что включает в себя понятие "институт"; - в процессе чего формируется социальный институт; - что такое социальный институт; - перечислите и напишите краткую характеристику основным социальным институтам; - что такое семья; - дайте определение понятию "брак"; - назовите причины появления семьи, как социального института; - перечислите и дайте краткую характеристику особенностям традиционной семьи; - дайте краткую характеристику современной семьи; - перечислите этапы, которые проходит семья; - дайте определение понятию "семейный состав"; - назовите основные группы семейного состава; - в каких значениях используется термин "организация"; - назовите особенности социальных организаций; - дайте характеристику основным типам социальной организации; - что такое бюрократия; - назовите основные черты бюрократии (М. Вебер); - что полагал Т. Парсонс по вопросу о власти.Работайте индивидуально, запишите вопросы и ответы на них в тетради, после выполнения сдайте тетрадь на проверку преподавателю. За правильные ответы на все вопросы - 2 балла
Учебный модуль на тему: "Социализация личности"
Номер учебного элементаУчебный материал с указанием заданийРекомендации по выполнению заданий, оценкаУЭ - 0Цель: в результате овладения содержанием модуля Вы должны получить знания о понятии личности и ее структуре, о формировании личности в процессе социализации.Внимательно прочитайте цель данного модуля.УЭ - 1Подготовка к изучению нового материала: Обсудите в группе по 4 человека и подготовьте устные ответы на следующие вопросы (на вопросы отвечают разные учащиеся): 1. Как Вы считаете, кого можно назвать личностью? 2. Что, по Вашему мнению, влияет на развитие личности?Работайте в группах Правильный ответ на все вопросы оценивается в 1 балл УЭ - 2Изучение нового материала: Цель: получить знания о Задание: внимательно прочитайте лекциюВнимательно прочитайте лекциюУЭ - 3Закрепление изученного материала: Цель: выявить уровень усвоения нового материала. Ответьте на вопросы: - дайте определения следующим понятиям: "человек", "индивид", "личность"; - что является условием развития личности; - какие компоненты в структуре личности выделил З. Фрейд; - дайте характеристику компонентам, которые выделял З. Фрейд в структуре личности; - что такое социализация; - назовите уровни социализации; - дайте определение понятиям "агенты социализации", "институты социализации"; - дайте характеристику этапам социализации; - перечислите и дайте характеристику механизмам социализации (З. Фрейд); - дайте характеристику механизмам социализации (Ч. Кули); - дайте характеристику механизмам социализации (Дж. Мид);Работайте индивидуально, запишите вопросы и ответы на них в тетради, после выполнения сдайте тетрадь на проверку преподавателю. За правильные ответы на все вопросы - 2 балла
Учебный модуль на тему: "Социальный контроль"
Номер учебного элементаУчебный материал с указанием заданийРекомендации по выполнению заданий, оценкаУЭ - 0Цель: в результате овладения содержанием модуля Вы должны получить знания о девиантном поведении и его причинных, социальном контроле и его предназначении.Внимательно прочитайте цель данного модуля.УЭ - 1Подготовка к изучению нового материала: Обсудите в группе по 4 человека и подготовьте устные ответы на следующие вопросы (на вопросы отвечают разные учащиеся): 1. Как Вы думаете, что такое девиантное поведение? 2. Что, по Вашему мнению, является социальным контролем?Работайте в группах Правильный ответ на все вопросы оценивается в 1 балл УЭ - 2Изучение нового материала: Цель: получить знания о социальном контроле Задание: внимательно прочитайте лекциюВнимательно прочитайте лекциюУЭ - 3Закрепление изученного материала: Цель: выявить уровень усвоения нового материала. Ответьте на вопросы: - что такое девиация; - что относиться к основным формам девиантного повеления; - что такое девиантное поведение; - чем во многом определяется отклоняющиеся поведение; - дайте характеристику основной причине девиации; - дайте краткую характеристику другим причинам девиации; - что такое социальный контроль; - что включает в себя социальный контроль; -что такое социальные нормы; - какие функции выполняют социальные нормы; - дайте определение понятию "формальные позитивные санкции"; - дайте определение понятию "неформальные позитивные санкции"; - дайте определение понятию "формальные негативные санкции"; - дайте определение понятию "неформальные негативные санкции".Работайте индивидуально, запишите вопросы и ответы на них в тетради, после выполнения сдайте тетрадь на проверку преподавателю. За правильные ответы на все вопросы - 2 балла
Учебный модуль на тему: "Социальные конфликты"
Номер учебного элементаУчебный материал с указанием заданийРекомендации по выполнению заданий, оценкаУЭ - 0Цель: в результате овладения содержанием модуля Вы должны получить знания о природе социального конфликта, теориях конфликта, механизмах, субъектах, стадиях и видах социального конфликта.Внимательно прочитайте цель данного модуля.УЭ - 1Подготовка к изучению нового материала: Обсудите в группе по 4 человека и подготовьте устные ответы на следующие вопросы (на вопросы отвечают разные учащиеся): 1. Что такое конфликт? 2. Как Вы думаете, какие виды социально конфликта существуют?Работайте в группах Правильный ответ на все вопросы оценивается в 1 балл УЭ - 2Изучение нового материала: Цель: получить знания о социальных конфликтах. Задание: внимательно прочитайте лекцию.Внимательно прочитайте лекциюУЭ - 3Закрепление изученного материала: Цель: выявить уровень усвоения нового материала. Ответьте на вопросы: - дайте определение термину "конфликт"; - назовите причины социального конфликта; - дайте характеристику причинам социально конфликта; - перечислите варианты действий человека при осознании социальной несправедливости сложившегося положения; - когда степень конфликтности в обществе увеличивается; - опишите кратко позицию Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и Л. Козера по вопросу социального конфликта; - что думал П. Сорокин по поводу социальных конфликтов; - что называют "предконфликтной ситуацией"; - перечислите условия начала конфликта; - дайте краткую характеристику стадиям конфликта; - каким может быть разрешение конфликта; - какие методы применяются при разрешении конфликта; - кто является участником конфликта; - кто являются субъектом конфликта; - какие виды социальных конфликтов существуют в современном обществе; - дайте краткую характеристику основным видам социальных конфликтов.Работайте индивидуально, запишите вопросы и ответы на них в тетради, после выполнения сдайте тетрадь на проверку преподавателю. За правильные ответы на все вопросы - 2 балла
.2Учебные модули семинарских занятий по дисциплине "социология"
Учебный модуль семинарского занятия на тему: "Предмет и метод социологии"
Номер учебного элементаУчебный материал с указанием заданийРекомендации по выполнению заданий, оценкаУЭ - 0Цель: в результате выполнения задания данного модуля Вы должны закрепить получить знания о понятие социальной общности и её разновидности, о социальных группах и их классификациях.Внимательно прочитайте цель данного модуля.УЭ - 1Задание: Подготовьте реферат на одну из представленных ниже тем: 1. Позитивная социология О. Конта 2. Марксистское направление в социологии 3. Социология Э. Дюркгейма 4. Социология М. Вебера 5. Русская социологическая мысль конца ХIХ-начала XX вв. 6. Возрождение и развитие советской социологии в 60-80-е гг. 7. Социология в современной России: характерные черты, проблемы развития. На семинаре докладчик рассказывает тему своего реферата. Студенты задают вопросы докладчику на тему его выступления.Работайте индивидуально Выполнение реферата оценивается по 4-х бальной системе Работа на семинаре (вопросы докладчику) оцениваются по 3-х бальной системе
Учебный модуль семинарского занятия на тему: "Общество как социокультурная система"
Номер учебного элементаУчебный материал с указанием заданийРекомендации по выполнению заданий, оценкаУЭ - 0Цель: в результате выполнения задания данного модуля Вы должны закрепить знания об обществе как целостной системе и ее основных сферах, о сущности и динамики социальных процессов.Внимательно прочитайте цель данного модуля.УЭ - 1Задание: В соответствии со своим порядковым номером в списке группы напишите свое понимание афоризма об обществе: 1. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. В.И. Ленин 2. Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино. Аристотель 3. Каждый человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую личину, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только личин. Ларошфуко Франсуа де <#"justify">Выполнение задания оценивается в 5 баллов
Учебный модуль семинарского занятия на тему: "Социальные общности и группы"
Номер учебного элементаУчебный материал с указанием заданийРекомендации по выполнению заданий, оценкаУЭ - 0Цель: в результате выполнения задания данного модуля Вы должны закрепить полученные знания о понятие социальной общности и её разновидности, о социальных группах и их классификациях.Внимательно прочитайте цель данного модуля.УЭ - 1Задание : Подготовьте дома тест (20 вопросов) на тему "Социальные общности и группы". Перед парой подготовленные дома тесты сдаются преподавателю. Преподаватель раздает тесты студентам, и они отвечают на вопросы теста составленного одногруппниками.Работайте индивидуально Создание теста оценивается в 2. Выполнение теста оценивается по 4-х бальной системе.
Учебный модуль семинарского занятия на тему: "Социальные институты и социальные организации"
Номер учебного элементаУчебный материал с указанием заданийРекомендации по выполнению заданий, оценкаУЭ - 0Цель: в результате выполнения задания данного модуля Вы должны закрепить полученные знания о понятии "социальный институт" его видах и функциях, о семье как важнейшем социальном институте, о формальных и неформальных социальных организациях, бюрократии как социальном явлении.Внимательно прочитайте цель данного модуля.УЭ - 1Задание: Подготовиться к дискуссии. Преподавателем каждой группе назначается одна их представленных ниже моделей семьи: - традиционный брак; - семья-клуб; - прерывающийся брак; - встречающиеся семьи. Докажите достоинства своей модели семьи и укажите на недостатки модели других групп.Работайте в группах по 4 человека Степень подготовки, умение вести дискуссию оценивается по 7-ми бальной системе
Учебный модуль семинарского занятия на тему: "Социализация личности"
Номер учебного элементаУчебный материал с указанием заданийРекомендации по выполнению заданий, оценкаУЭ - 0Цель: в результате выполнения задания данного модуля Вы должны закрепить полученные знания о понятии личности и ее структуре, о формировании личности в процессе социализации.Внимательно прочитайте цель данного модуля.УЭ - 1Задание: Подготовьте небольшое сообщение по одной из следующих тем: 1. Социальная среда и самосознание личности. 2. Основы социального самоопределения 3. Роль традиций, обычаев, обрядов в социализации личности. 4. Природное и социальное в человеке. 5. Мужчина и женщина, пол и социальные роли... 6. Смысл жизни как проблема социологии личности 7. Ценностные ориентации студентов. 8. Юность как проблема. 9. Понятие личности в истории различных культур. Составьте определение понятия. (преподаватель раздает конверты, в котором дано определение социологическому термину, Вам нужно как можно быстрее и правильно составить текст)Работайте индивидуально. Выполненное задание оценивается в 3 балла Работайте в группах по 4 человека Выполненное задание оценивается по 4-х бальной системе
Учебный модуль семинарского занятия на тему: "Социальный контроль"
Номер учебного элементаУчебный материал с указанием заданийРекомендации по выполнению заданий, оценкаУЭ - 0Цель: в результате выполнения задания данного модуля Вы должны закрепить полученные знания о девиантном поведении и его причинных, социальном контроле и его предназначении.Внимательно прочитайте цель данного модуля.УЭ - 1Задание: Подготовьте проект того как можно бороться с девиантным поведением. Проекты представляются на семинарском занятии.Работайте в группах по 4 человека Выполненное задание оценивается по 10-ми бальной системе
Учебный модуль семинарского занятия на тему: "Социальные конфликты"
Номер учебного элементаУчебный материал с указанием заданийРекомендации по выполнению заданий, оценкаУЭ - 0Цель: в результате выполнения задания данного модуля Вы должны закрепить полученные знания о природе социального конфликта, теориях конфликта, механизмах, субъектах, стадиях и видах социального конфликта.Внимательно прочитайте цель данного модуля.УЭ - 1Задание: Подготовьте сценку, в которой разыграйте один из видов социального конфликта. После того как группа покажет свой вариант социального конфликта студенты не являющиеся членами выступающей группы предлагают свой вариант решения. Работайте в группах по 4 человека Выполнение задания оценивается в 2 балла. Варианты выхода их конфликтной ситуации по 5-ти бальной системе.
Заключение
Целью педагогических систем является превращение человека из объекта управления (обучения, воспитания) в субъект управления, формирование у него самостоятельности и способности к самоуправлению (самовоспитанию, самореализации). Для этого необходим инструктивный стиль отношений между преподавателем и студентом. Становится обязательным изживание командного стиля управления учебным процессом.
Технология модульного обучения, как личностно-ориентированная, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся.
Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, то есть достижения наилучшего результата.
Список использованных источников
1Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями от 27 июля 2010 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru. - Загл. с экрана.
Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (с изменениями от 26 июня 2007 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru. - Загл. с экрана.
Приказ Минобразования РФ от 14 сентября 1999 г. N 286 "Об утверждении макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и требований (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников" (с изменениями от 25 октября 1999 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru. - Загл. с экрана.
Приказ Минобразования РФ от 24 апреля 2001 г. N 1818 "О Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 годы" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru. - Загл. с экрана.
Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2001 г. N 2663 "О разработке учебных изданий по дисциплинам федерального компонентагосударственных образовательных стандартов высшего профессиональногообразования в области педагогического образования" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru. - Загл. с экрана.
Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года"
Приказ Минобразования РФ от 1 апреля 2003 г. N 1313 "О программе модернизации педагогического образования" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru. - Загл. с экрана.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. N 42 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) "магистр")" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru. - Загл. с экрана.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. N 230 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) "бакалавр")" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru. - Загл. с экрана.
10Бажин, К.С., Наука и образование в вузе : направления и пути интеграции [Текст] / К.С. Бажин.- Киров : Изд-во Вят. гос. гуманитар. ун-та , 2005: Тип. ГОУ ВПО Удм. госуниверситет - 250 с.
Березина, О.А., Богданова, Р.У., Хуциева, В.В. Внеурочная деятельность в высшей школе: зарубежная опыт [Текст] / О.А Березина., Р.У Богданова, В.В Хуциева. - СПб. : Изд-во ЦПО "Информатизация образования", 2005. - 94 с.
12Берулава, Г.А., Берулава, М.Н. Методологические аспекты развития системы высшего образования в информационном обществе [Текст] / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Педагогика. - 2010. - № 4. - С. 11-18.
13Богданова, Р.У., Модели и проекты организации воспитательной деятельности в высших учебных заведениях [Текст] / Р. У. Багданов.- СПб. : Изд-во ЦПО "Информатизация образования", 2005. - 111 с.
14Борисенков, В.П. Качество высшего гуманитарного образования [Текст] / В.П. Борисенков // Педагогика. - 2006. - № 3. - С. 39-47.
Борисенков, В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985-2005 гг.) [Текст] / В.П. Борисенков // Педагогика. - 2006. - № 7. - С. 3-16.
16Голуб, В.А., Основы общей дидактики. Учебное пособие для ВУЗов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumfak.ru. - Загл. с экрана.
Григорьев, С.И. Социологическое образование в условиях действия госстандартов второго поколения [Текст] / С.И. Григорьев // Социологические исследования. - 2003. - № 12. - С. 126-130.
18Данилюк, А.Я. Принципы модернизации педагогического образования [Текст] / А.Я. Данилюк // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 37-46.
19Данильян, О.Г., Панова, Н.И. Современный словарь по общественным наукам [Текст] / О.Г. Данильян, Н.И. Панова. - М. : Изд-во Эксмо, 2005. - 528 с.
20Давер, М.В. Система самооценочных контактов в личностно ориентированном обучении [Текст] / М.В. Давер // Педагогика. - 2006. - № 7. - С. 68-73.
Данюшенко, В.С. Теоретические аспекты формирования активности студента в обучении [Текст] / В.С. Данюшенко // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 38-43.
22Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. - М.: Высшая школа, 2004. - 157 с.
Зайцев, В.В., Качество подготовки специалиста в вузе: теория и практика вузе [Текст] / В.В. Зайцев.- Волгоград : Перемена , 2005. - 138с.
24Запесоцкий, А.С. Обеспечение качества высшего гуманитарного образования [Текст] / А.С. Запесоцкий // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 3-13.
Кравченко, С.А. Возрождение социологической теоретической мысли в России: проблемы и достижение [Текст] / С.А. Кравчено // Социологические исследования. - 2008. - № 7. - С. 124-130.
Краевский, В.В. "Человеческий фактор" в жизни и педагогике [Текст] / В.В. Краевский // Педагогика. - 2006. - № 3. - С. 92-101.
27Крайник, В.Л., Культура учебной деятельности студентов [Текст] / В.Л. Крайник.- Барнаул : Изд-во БГПУ , 2005. - 334 с.
28Майкова, Э.Ю., Блохина, М.В., Григорьев, Л.Г. Проблемы активного обучения в социологии [Текст] / Э.Ю. Майкова, М.В. Блохина, Л.Г. Григорьев // Социологические исследования. - 2009. - № 7. - С. 136-143.
Мартиросян, Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / Б.П. Мартиросян // Педагогика. - 2008. - № 7. - С. 25-31.
Махмутов, М.И., Шайхуллин, Т.А. Об использовании зарубежного опыта контроля знаний [Текст] / М.И. Махмутов, Т.А. Шайхуллин // Педагогика. - 2006. - № 9. - С. 99-103.
Метаева, В.А. Методическое обоснование рефлексивных методик [Текст] / В.А. Метаева // Педагогика. - 2006. - № 7. - С. 38-43.
32Мижериков, В.А., Юзефавичус, Т.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. - Педагогическое общество России, 2005. - 352 с.
Нохрина, Н.Н. Тест как общенаучный диагностический метод [Текст] / Н.Н. Нохрина // Социологические исследования. - 2005. - № 12. - С. 118-125.
Нуриева, Г.Г., Лебедько, Е.Я. Актуальные проблемы повышения качества подготовки специалистов в вузе [Текст] / Г.Г. Нуриева, Е. Я. Лебедько. - Брянск : Изд-во Брянской ГСХА , 2005. - 352 с.
Покровский, Н.Е. О совершенствовании теоретико-социологических дисциплин [Текст] / Н.Е. Покровский // Социологические исследования. - 2005. - № 7. - С. 72-74.
37Попков, В.А., Коржуев, А.В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для вузов [Текст] / В.А. Попков. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2004. - 192 с.
38Проворова, О.Г. Принципы модульного обучения: Методическая разработка для преподавателей [Текст] / О.Г. Проворова - Краснояр.гос.ун-т. - Красноярск, 2006. - 32 с.
39Пятницкая, Е.В., Актуальные проблемы научных исследований в современном вузе [Текст] / Е.В. Пятницкая . - Николаев: Печ. Агентство "Арья", 2005. - 62 с.
40Романовский, Н.В. Три подхода к будущему социологии [Текст] / Н.В. Романовский // Социологические исследования. - 2005. - № 7. - С. 3-12.
41Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие [Текст] / В.А. Ситаров. - М. : ИЦ "Академия", 2002. - 368 с.
Хиту, М., Генин, В.Е. Инновационная образовательная деятельность вуза: модель и субъект [Текст] / М. Хиту, В.Е. Генин // Социологические исследования. - 2003. - № 12. - С. 61-66.
Фокин, Ю.Г., Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumfak.ru. - Загл. с экрана.
44Хуторской, А.В. Педагогические средства реализации эвристического потенциала образования [Текст] / А.В. Хуторской // Педагогика. - 2009. - № 3. - С. 17-24.
Шамова, Т.И., Давыденко, Т.М., Шибанова, Г.Н. Управление образовательными системами [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - Академия, 2008 г. - 354 с.
Шапоринский, С. А. Об учебной классификации научного знания и его объектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bim-bad.ru. - Загл. с экрана.