Издержки производства и прибыль

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    205,70 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Издержки производства и прибыль

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ПОНЯТИЕ ИЗДЕРЖЕК И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИХ АНАЛИЗА

1.1 Сущность издержек производства

.2 Общая классификация издержек

1.3 Методы анализа издержек производства

2. ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Экономическая сущность прибыли

.2 Функции прибыли

.3 Классификация видов прибыли и источники их формирования

3. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ КАК ФАКТОР ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Переход к рыночным отношениям требует осуществления новой финансовой политики, усиления ее воздействия на ускорение социально-экономического развития России, рост эффективности производства и укрепления финансов предприятия. Важная роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности принадлежит прибыли.

Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости.

Современные российские предприятия переживают сложный этап своего развития, вызванный процессом реформирования экономики: утверждением начал рыночной экономики, приватизацией государственной собственности, структурной перестройкой и др. Многие предприятия являются убыточными. И это делает вопросы планирования образования прибыли на предприятии наиболее актуальными. С помощью планирования прибыли устанавливается рациональное соотношение между источниками финансирования капитальных вложений, прироста собственных оборотных средств и другими затратами предприятия; определяются оптимальные пропорции между собственными и заемными средствами.

Кроме того, динамизм внешней среды, неопределенность экономической ситуации, наличие инфляционных процессов в экономике усиливает роль планирования прибыли.

В процессе планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается.

Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор в свою очередь находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно - увеличению за счет этого прибыли.

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты (издержки) предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Издержки - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности. Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Бухгалтерские издержки включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.).

Однако для принятия решений о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы должны учитывать экономические издержки.

Экономические издержки включают явные (бухгалтерские) и неявные издержки. Неявные издержки - это стоимость услуг факторов производства, которые используются в процессе производства и являются собственностью предприятия, т.е. не являются покупными.

Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль (убыток). Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками. Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

Прибыль - одна из основных форм денежных накоплений, создаваемых в отраслях экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

Целью данной работы является изучение теоретических основ издержек фирмы, рассмотрение сущности и функций прибыли предприятия, определение факторов роста прибыли путем построения системы стратегического управления издержками.

1. ПОНЯТИЕ ИЗДЕРЖЕК И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИХ АНАЛИЗА

 

.1 Сущность издержек производства


Существует достаточно большое количество способов, с помощью которых предприятие может зарабатывать прибыль и в последствии превращать ее в деньги. И для каждого способа наиболее важным фактором является фактор издержек, т.е. тех реальных расходов, которые должно понести предприятие в процессе своей деятельности, направленной на получение прибыли. Если предприятие не уделяет должного внимания издержкам, они начинают вести себя непредсказуемо, вследствие чего величина прибыли закономерно уменьшается и зачастую становится отрицательной, т.е. деятельность начинает приносить убытки.

В реальной практике менеджеры предприятия не уделяют должного внимания издержкам по той простой причине, что не могут достаточно детально их описать. Зачастую им просто трудно разобраться в запутанной структуре издержек, их взаимозависимости и зависимости от ключевых факторов бизнеса. В то же время осознание того, что издержки играют наиболее существенную роль в бизнесе, начинает овладевать менеджерами предприятия. На этой стадии принципиальным является принятие решения о том, что следует потратить время, энергию, а также деньги для того, чтобы детально проанализировать основные издержки и в дальнейшем научиться ими управлять.

Приведем основные положения анализа издержек, которые помогут разобраться в характере возникновения и поведения издержек на практике и в дальнейшем дадут возможность создать систему управления издержками. Здесь издержки рассматриваются в рамках управленческого учета предприятия, а не формального финансового (бухгалтерского) учета. Существенным отличием управленческого учета являются следующие факторы:

·        управленческий учет - это внутреннее дело каждого предприятия и его основные форматы не должны следовать каким-либо узаконенным положениям,

·        предприятие занимается управленческим учетом для целей внутреннего анализа эффективности своей деятельности и планирования этой деятельности на будущее,

·        управленческий учет нацелен на будущее, а не просто является фиксацией достигнутого состояния.

Анализ издержек начинается с построения их классификаций, которые помогут получить комплексное представление о свойствах и основных характеристиках издержек. Следует подчеркнуть, что издержки как исключительно сложное явление не могут быть представлены с помощью некоторой одной классификации. На практике существуют и ниже будут использованы различные подходы к классификации издержек, с точки зрения различных критериев их оценки и понимания. Совокупность представленных классификаций позволит дать полное представление о феномене издержек и их основных характеристиках. В самом общем случае любое предприятие может быть отнесено к производственным, торговым или предприятиям сферы обслуживания. То, о чем пойдет речь дальше имеет место для любого предприятия, однако наибольшее внимание будет уделено производственным предприятиям, поскольку они имеют наиболее сложную структуру издержек. Следует еще раз отметить, что классификация издержек не является самоцелью, а создает необходимые условия для последующего анализа издержек.

Современная западная теория издержек основана на редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Данная концепция исходит из того, что использование ресурсов в одних целях означает невозможность их применения в других. Любой фирме на стадии планирования хозяйственной деятельности часто приходится осуществлять выбор между двумя и большим количеством возможностей. Отдавая предпочтение одному из экономических способов производства, фирма несет не только затраты, связанные с его осуществлением, но и определенные потери, вызванные упущенными доходами от неиспользования альтернативной возможности. Издержки фирмы по реализации выбранного способа производства, суммированные с издержками упущенных возможностей, определяются как экономические издержки.

В зависимости от того, оплачивает ли фирма ресурсы, экономические издержки можно разделить на внешние и внутренние. Внешние издержки - это денежные расходы на оплату ресурсов, принадлежащих другим фирмам. Это платежи поставщикам за ресурсы (сырье, топливо, транспортные услуги, энергия, трудовые услуги и т.д.). Так как эти затраты отражены в балансе и отчете фирмы, их принято называть бухгалтерскими издержками. Внутренние издержки - это неоплаченные затраты фирмы, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих ей самой. Эти затраты равны денежным платежам, которые фирма могла бы получить за собственные ресурсы, если бы она выбрала наилучший вариант их предоставления. Внутренние издержки часто называют неявными, скрытыми или альтернативными.

Экономические издержки рассчитываются для внутренних потребностей фирмы и используются ею в системе управления производством. Они отличаются от бухгалтерских издержек на величину альтернативной стоимости.

Различие между экономическими и бухгалтерскими издержками можно показать с помощью схемы (рис. 1.1).

Рис. 1.1 Различие между экономическими и бухгалтерскими издержками

Решение об использовании ресурсов фирма принимает на основе экономических издержек, игнорируя при этом невозвратные издержки. К ним относятся расходы на факторы, которые не имеют альтернативного использования. Примером невозвратных издержек может служить специализированное оборудование, которое в случае закрытия предприятия не может быть продано другой фирме.

В зависимости от того, как влияет объем производства на величину издержек в краткосрочном периоде, различают постоянные и переменные издержки.

Постоянные издержки - это издержки, величина которых не находится в прямой зависимости от объема производства. К ним относятся отчисления на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, заработная плата высшего управленческого персонала, арендная плата и т.д. Постоянные издержки должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит.

К переменным издержкам относятся издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. Это затраты на сырье, топливо, энергию, большую часть трудовых ресурсов, транспортные услуги. Величиной переменных издержек администрация фирмы может управлять, так как они могут быть изменены в краткосрочном периоде путем изменения объема производства.

В долгосрочном периоде все издержки следует рассматривать как переменные, так как в течение длительного срока могут быть изменены все расходы, в том числе затраты, связанные с большими капитальными вложениями.

Различают общие, средние и предельные издержки производства.

Общие издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства. Они определяются по следующей формуле:

ТС = FC+ VC,

где TC, FC, VC- общие, постоянные и переменные издержки соответственно.

Средние издержки - это издержки в расчете на единицу продукции. Их можно определить по формуле

АС = TC/Q,

где АС - средние издержки; Q - объем выпуска.

В свою очередь, средние издержки делят на средние постоянные AFC и средние переменные AVC. Средние постоянные и переменные издержки определяют путем деления соответствующих издержек на объем выпуска.

Средние издержки используются для решения вопроса о том, производить ли данную продукцию вообще. Чтобы определить, следует ли увеличивать или уменьшать выпуск продукции, фирма пользуется предельными издержками.

Предельные издержки - это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Они показывают изменение общих издержек производства при увеличении объема производства на одну единицу продукции. Предельные издержки МС определяются по следующей формуле:

MC = ∆TC/∆Q.

Приведем таблицу, показывающую динамику общих, средних и предельных издержек отдельной фирмы в краткосрочном периоде (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Издержки производства фирмы в краткосрочном периоде (данные гипотетические), руб.


Представим графически данные, приведенные в табл. 1.1. Начертим кривые общих, средних и предельных издержек производства (рис. 1.2, 1.3).

Графическое изображение кривых средних и предельных издержек выявляет некоторые важные геометрические зависимости. Кривая общих издержек TС расположена выше кривой общих переменных издержек TVC и параллельна ей. Расстояние между ними по вертикали равно общим постоянным издержкам TFC.

Рис. 1.2. Кривые общих, общих постоянных и переменных издержек

Наклон кривой общих переменных издержек TVC отражает скорость, с которой эти издержки изменяются по мере изменения выпуска продукции.

Кривая средних постоянных издержек AFC по мере роста объема производства непрерывно понижается, но всегда остается положительной величиной.

Кривая средних переменных издержек AVC сначала падает, достигая своего минимума, а затем начинает расти. Это обусловлено тем, что по мере расширения производства эффективность производства повышается. В результате переменные издержки в расчете на единицу продукции снижаются. По мере дальнейшего увеличения переменных ресурсов наступает момент, когда начинает действовать закон убывающего предельного продукта и средние переменные издержки начинают расти.

Рис. 1.3. Кривые средних и предельных издержек

Действие закона убывающей отдачи отражает и кривая предельных издержек. Издержки дополнительного выпуска продукции велики на стадии освоения продукции. С ростом эффективности они снижаются, а по мере увеличения масштабов производства вновь начинают расти.

И, наконец, зависимость между предельными и средними издержками, которая заслуживает особого внимания. Кривая средних издержек поднимается вверх, если предельные издержки выше средних. Если величина предельных издержек меньше средних издержек, то кривая средних издержек падает. Кривая предельных издержек МС пересекает кривые AVC и АС в точках их минимумов. Это объясняется тем, что, пока предельные издержки, присоединяемые к сумме общих (или переменных) издержек, остаются меньше величины общих, средние издержки уменьшаются. Если же предельные издержки равны средним, то величина последних перестает уменьшаться. Средние издержки начинают расти, когда присоединяемые к ним предельные издержки превышают их величину.

Данная зависимость между кривыми предельных и средних издержек- результат соотношения, которое можно назвать правилом средних и предельных издержек. Согласно этому правилу предельные издержки должны равняться средним издержкам в том случае, если величина средних издержек достигает своего минимума. Чтобы минимизировать издержки, объем производства нужно увеличивать до тех пор, пока предельные издержки МС не станут равны средним АС.

В табл. 1.1 объем производства, при котором достигаются минимальные издержки на единицу продукции, составляет 7 тыс. ед. Такой объем называется оптимумом по издержкам. Если иметь в виду только издержки, то данный выпуск продукции наиболее выгоден для фирмы. Однако это не означает, что фирма должна производить именно такое количество продукции, ибо доход фирмы в значительной степени зависит оттого, по какой цене ей удастся реализовать свои товары или услуги.

1.2 Общая классификация издержек


Основным признаком разделения издержек для общей классификации является место появления издержек и отношение их к различным сферам деятельности предприятия. Данная классификация используется для упорядочивания издержек в рамках отчета о прибыли предприятия и для последующего сравнительного анализа отдельных видов затрат предприятия. Основные виды издержек согласно общей классификации представлены на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Общая классификация издержек фирмы

Согласно этой классификации все издержки подразделяются на производственные и непроизводственные. В свою очередь, производственные издержки состоят из:

·        издержек, связанных с использованием прямых материалов,

·        затрат на оплату прямого труда,

·        производственных накладных издержек.

Издержки на прямые материала включают сумму затрат, понесенных предприятием на приобретение сырья и комплектующих материалов, т.е. тех физических субстанций, которые непосредственно используются в производстве и переходят в готовую продукцию.

Издержки прямого труда представляют собой оплату основного производственного персонала (рабочих), усилия которых непосредственно (физически) связаны с производством готового продукта. Труд наладчиков оборудования, цеховых мастеров и менеджеров в смысле издержек относится на производственные накладные издержки. Следует отметить известную условность этих определений в современных условиях, когда «истинно прямой» труд начинает играть все меньшую роль в современном высокоавтоматизированном производстве. Существуют полностью автоматизированные производства, для которых прямой труд, как таковой, отсутствует вовсе. Тем не менее, в общем случае понятие «основные производственные рабочие» остается в силе и их заработная плата относится к затратам прямого труда.

Производственные накладные издержки включают остальные виды издержек, которые обеспечивают стадию производства на предприятии. Структура этих издержек может быть очень сложной, а их количество велико. Наиболее характерными видами производственных накладных издержек являются непрямые материалы, непрямой труд, электрическая и тепловая энергия, ремонт и содержание оборудования, коммунальные услуги, амортизация производственных оборудования и помещений, определенная часть налогов, включаемых в число так называемых валовых издержек, и все прочие издержки, которые имманентно связаны с производственным процессом на предприятии.

Административные издержки включают в себя общую сумму затрат, связанных с общим управлением предприятия, т.е. содержанием «аппарата» управления, в том числе бухгалтерии, планово-финансового отдела и других управляющих подразделений.

К рассмотренной выше классификации непосредственно примыкает классификация издержек по отношению к готовому продукту. Все издержки предприятия подразделяются на две группы:

·        издержки, относящиеся к готовому продукту (Product Costs),

·        издержки, относящиеся к периоду времени (Period Costs).

Признаком разделения издержек согласно данной классификации является способ, с помощью которого издержки относятся на себестоимость проданных товаров. Издержки первой группы включаются в себестоимость проданных товаров только тогда, когда готовая продукция, в состав которой вошли эти издержки, продана. До момента продажи эти издержки в составе товарно-материальных запасов предприятия представляют собой его активы, т.е. они материализованы в составе незавершенного производства или готовой продукции и хранятся на складе. Издержки второй группы включаются в отчет о прибыли, т.е. учитываются при расчете прибыли предприятия, в течение того периода, когда они были фактически понесены. Характерным примером второй группы являются издержки, связанные с общим управлением предприятия.

Ясно, что согласно этой классификации производственные издержки (в своей основной массе) относятся к первой группе, а непроизводственные издержки - ко второй. На рис. 1.5 иллюстрируется трансформация ресурсов предприятия в издержки и их участие в формировании чистой прибыли.

Рис. 1.5. Схема формирования прибыли

Согласно этой схеме, ресурсы предприятия, которые формируют издержки, относящиеся к продукту, являются активами предприятия до тех пор, пока предприятие ни продаст готовую продукцию. В то же время, издержки, относящиеся к периоду времени, признаются издержками предприятия именно в тот период, когда они были понесены, независимо от того, была продана готовая продукция или нет.

Согласно классификации издержек по характеру поведения, основным признаком является зависимость изменения издержек в связи с изменением какого-либо базового показателя. В качестве последнего обычно используется объем проданных товаров. В соответствии с эти признаком издержки подразделяют на два вида: фиксированные (постоянные) и переменные. Переменные издержки - это такие издержки, которые меняются (в целом) прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема производства и продаж (в предположении, что издержки на единицу продукции остаются почти постоянными, стабильными). Постоянные издержки - это такие издержки, которые не меняются, когда меняется уровень производства и продаж за какой-то определенный период времени (например, год). К переменным издержкам относятся затраты на сырье и материалы, энергию и коммунальные услуги (используемые в процессе производства), комиссионные с продаж (если они определяются объемом продаж), зарплата рабочим (при условии, что она может быть увеличена или уменьшена при увеличении или уменьшении объема производства). Примерами фиксированных издержек являются затраты на амортизацию зданий и оборудования, амортизацию предоперационных расходов, аренду и лизинг (которые не изменяются при изменении объема продаж и объема производства), проценты по кредитам, заработная плата служащих, управляющих, контролеров (которые по предположению не изменяется при изменении уровня производства), общие административные расходы.

Некоторые из этих издержек, например заработная плата или общие административные расходы, могут изменяться не совсем прямо пропорционально объему и в то же время не быть постоянными. Они могут быть обозначены как смешанные (полупеременные). Такие издержки можно разбить на переменные и постоянные компоненты и рассматривать их отдельно.

Следует отметить, что постоянные издержки могут меняться при существенном изменении объема производства. Причем это изменение носит, как правило, скачкообразный характер. Например, при увеличении объема производства может потребоваться аренда дополнительного производственного помещения и покупка нового оборудования, что приведет к увеличению постоянных издержек на сумму арендных платежей новых помещений, а также эксплуатационных и амортизационных издержек по новому оборудованию. С учетом отмеченной особенности постоянных издержек вводится понятие релевантного интервала изменения объема реализации продукции, на протяжении которого величина суммарных постоянных затрат остается неизменной.

Смешанные издержки (Mixed Costs). В реальной практике часто встречаются издержки, содержащие в себе компоненты переменных и постоянных затрат. Классическим примером таких издержек является следующий вид арендной платы, которая согласно договора между арендатором и арендодателем разделяется на две части: арендатор должен платить 100 т.р. в месяц и 5 т.р. за каждый час работы производственного оборудования, установленного на арендуемых площадях.

Подобные примеры, в которых идеально точно происходит разделение смешанных издержек, встречаются крайне редко. На практике часто трудно непосредственно и однозначно выделять переменную и постоянную компоненты затрат, анализируя результирующие издержки по их отдельным элементам, число которых может достигать нескольких десятков.

Классификация издержек на прямые и косвенные используется при рассмотрении вопроса о факте отнесении издержек на определенный вид продукции или на определенное подразделение (цех) предприятия. В соответствии с этой классификацией издержки подразделяются на:

·        прямые;

·        косвенные.

Принципиальным различием между прямыми и косвенными издержками является то, что прямые издержки непосредственно связаны с производством и реализацией конкретного вида продукции и потому без труда могут быть отнесены на его себестоимость. Характерными статьями прямых издержек являются:

·        сырье и основные материалы,

·        покупные изделия и полуфабрикаты,

·        силовая электроэнергия,

·        основная заработная плата производственных рабочих.

Косвенные издержки связаны с производством одновременно нескольких видов продукции, так что невозможно непосредственно выделить ту часть издержек, которая приходится на конкретный вид продукции. Ниже приведены характерные статьи косвенных издержек:

·        ремонт и содержание универсального оборудования,

·        общецеховые издержки,

·        общезаводские издержки,

·        часть непроизводственных издержек.

Данная классификация порождает формулировку одной из наиболее важных и ответственных задач анализа издержек. Задача заключается в том, чтобы оценить себестоимость одного отдельно взятого вида продукции в общей товарной номенклатуре предприятия. Ясно, что эта себестоимость включает как прямые, так и косвенные издержки. И если в отношении первых проблема оценки не возникает, то косвенные издержки должны быть распределены по видам продукции с помощью какого-либо принципа. В известном смысле это распределение носит условный характер, так как точно такое распределение сделать принципиально невозможно вследствие комплексности и стохастичности процесса формирования совокупных издержек. Но, тем не менее, эта задача должна быть решена, поскольку иначе себестоимость отдельного вида продукции установить не удается.

1.3 Методы анализа издержек производства

Задача, о которой пойдет речь в данном параграфе, состоит в анализе способов отнесения отдельных видов издержек на готовую продукцию и на издержки, отнесенные к реализации продукции в данном периоде. Рассмотрим эту задачу более подробно. Оговорим заранее, что данная задача решается при условии, что распределение косвенных издержек межу видами продукции уже произведено. Более того, все производственные издержки распределены на переменную и постоянную компоненты.

Как было отмечено в начале параграфа, все производственные издержки подразделяются на затраты прямых материалов, прямого труда и производственные накладные издержки. Если первые две группы, как правило, являются прямыми переменными издержками и непосредственно относятся на произведенный продукт, то производственные накладные издержки являются смешанными, т.е. включают как переменную, так и постоянные компоненты. Переменные производственные накладные издержки со всей очевидностью следует отнести на себестоимость готового продукта, так как они включают силовую энергию, непрямые материалы, упаковку, контроль качества и т.д. В то же время такой уверенности в отношении постоянных производственных издержек нет. Существует два варианта того, как распорядиться постоянными накладными издержками:

·        включить их в состав производственной себестоимости, т.е. «размазать» равномерно по всей произведенной продукции, или

·        подобно маркетинговым и административным издержкам отнести к затратам периода, т.е. отнести на совокупность затрат, связанных с реализацией продукции в конкретный период (чаще всего, месяц).

Другими словами, центральным вопросом оценки себестоимости продукции является следующее - какой период выбрать для отнесения постоянных производственных издержек:

·        период, в котором издержки фактически появляются,

·        период, в котором продукция реализуется.

В классической литературе по учету издержек описываются два метода калькуляции себестоимости:

·        метод поглощенных затрат (Absorption Costing), при котором все производственные издержки (переменные и постоянные) относятся на себестоимость произведенной продукции и, следовательно, пропорционально распределяются между реализованной продукцией и продукцией, оставшейся на складе;

·        метод прямых затрат (Direct Costing), при котором все затраты подразделяются на переменные и постоянные, при этом переменные затраты относятся на произведенную продукцию, а постоянные затраты относятся на реализованную продукцию.

Метод прямых затрат часто называют методом переменных затрат (Variable Costing), причем это название в большей степени отражает сущность метода, так как в стоимость товарно-материальных запасов готовой продукции включаются не только прямые затраты труда и материалов, но и переменные производственные издержки.

Приведем вкратце основные особенности этих подходов и их отношение к реальной практике на украинских предприятиях.

Основные особенности метода поглощенных затрат:

·        наиболее часто применяется на украинских предприятиях;

·        в основном используется для внешней отчетности;

·        основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость, по видам продукции, т.е. предполагает расчет полной себестоимости продукции;

·        предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные;

·        запасы готовой продукции на складе оцениваются по полной себестоимости;

·        так как косвенные расходы распределяются по видам продукции согласно определенной базе, которая зафиксирована в приказе об учетной политике, а абсолютно корректное распределение невозможно, то всегда существует искажение реальной себестоимости отдельных видов продукции.

В результате и цены на эти виды продукции, как правило, получаются необоснованными, что обычно ведет к подрыву конкурентоспособности продукции. Данный метод учета хорошо использовать в тех случаях, когда:

·        на предприятии производится только один продукт или несколько продуктов, но в небольшом объеме;

·        сумма общепроизводственных затрат существенно меняется от периода к периоду;

·        имеются долгосрочные контракты на выполнение определенного объема работ.

Основные особенности метода переменных издержек состоят в следующем:

·        независимо от учетной политики, принятой на предприятии, этот метод необходим в управленческом учете.

·        метод основывается на учете конкретных производственных затрат.

·        постоянные издержки всей суммой относятся на финансовый результат и не разносятся по видам продукции.

·        предполагает разбиение затрат на постоянные и переменные и, следовательно, дает возможность проводить анализ безубыточности.

·        запасы готовой продукции на складе оцениваются только по переменным затратам.

·        дает возможность более гибкого ценообразования, вследствие чего конкурентоспособность продукции увеличивается и уменьшается вероятность затоваривания продукции на складе;

·        кроме того, метод прямых затрат дает возможность определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, и, соответственно, возможность планировать цены и скидки на определенный объем продаж.

2. ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

прибыль издержка целевое планирование

2.1 Экономическая сущность прибыли


Прибыль - одна из основных форм денежных накоплений, создаваемых в отраслях экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости.

Первыми истолкователями прибыли были меркантилисты, которые считали, что прибыль возникает в сфере обращения, во внешней торговле, в результате продажи по более высокой цене. Физиократы полагали, что прибыль создается только в сельском хозяйстве, где воздействие сил природы приводит к росту потребительских стоимостей сверх издержек производства. А. Смит и Д. Рикардо обосновали свою идею создания прибавочной стоимости в отраслях материального производства. Смит определял прибыль как вычет из продукта труда рабочего в пользу капиталиста. К. Маркс называл прибыль превращенной формой прибавочной стоимости, порожденной всем авансированным капиталом, а источником прибавочной стоимости считал труд наемных работников. Он исследовал условия превращения прибавочной стоимости в прибыль и среднюю прибыль, показав объективные и субъективные границы роста прибыли.

В экономической литературе ХХ столетия можно выделить следующие основные теории прибыли, в которых она характеризуется как результат:

·        производства капитала (прибыль есть результат капитала как обязательного фактора любого производства);

·        воздержания (прибыль выступает как вознаграждение капиталиста за отсрочку личного потребления собственного капитала, за риск в ожидании эффекта от вложенных в производство средств);

·        трудового дохода от предпринимательской деятельности во всех видах;

·        существования монополии.

Общим признаком указанных теорий является признание источником прибыли творческой деятельности предпринимателя.

Эволюция теоретических подходов к выяснению сущности прибыли показывает ее сложность и многомерность. Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Она является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятий, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложения.

Прибыль - основной источник прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития.

Прибыль в рыночной экономике - движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.

И, наконец, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налога, выплаты дивидендов и других первоочередных отчислений, осуществляется материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы.

В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций, и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденными в законодательном порядке.

Особенностью прибыли является то, что ее накопление зачастую происходит не в денежной форме, а в форме расходов на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующие воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

2.2 Функции прибыли


Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности фирмы. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности фирмы, представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности.

На каждом предприятии формируется три показателя прибыли, существенно различающихся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит валовая (балансовая) прибыль - основной финансовый показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Прибыль и доходы предприятий являются основным источником формирования государственного и местных бюджетов.

Чистая прибыль предприятия представляет собой остаток налогооблагаемой прибыли, увеличенный на прибыль от доходов и уменьшенный на сумму налога на доходы.

Чистая прибыль поступает в полное распоряжение предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие деятельности. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей коллектива. По мере поступления чистая прибыль направляется на:

.        финансирование НИОКР и работ по созданию, освоению и внедрению новой техники;

.        совершенствование технологии;

.        модернизацию оборудования;

.        улучшение качества продукции;

.        техническое перевооружение;

.        реконструкцию действующего производства.

Кроме того, чистая прибыль используется для уплаты штрафов, формирования финансового резерва, фондов накопления, потребления, дивидендного фонда и других специальных фондов.

2.3 Классификация видов прибыли и источники их формирования


Рассматривая прибыль как экономическую категорию, необходимо отметить, что при оценке и планировании хозяйственной деятельности предприятия используются конкретные показатели. В этом случае прибыль классифицируется множеством видов в зависимости от метода ее исчисления (в литературе можно встретить более 50 разновидностей прибыли).

В зарубежной теории принято выделять следующие виды прибыли:

·        прибыль, заработанная благодаря инициативе;

·        прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах (или понесенный вследствие неблагоприятных условий убыток);

·        прибыль, извлечение которой возможно благодаря ее признанию общественными институтами, среди которых важную роль играют органы государственной власти («допускаемая прибыль»).

Подобный подход классификации прибыли основан на различии факторов, формирующих прибыль.

Схема формирования и распределения прибыли представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Формирование и распределение прибыли предприятия

Прибыль, заработанную благодаря инициативе, можно рассматривать как вознаграждение за нарушение статус-кво. Рассмотренная под таким углом зрения, прибыль предстает не пассивно получаемым доходом, а результатом завоевания. При этом в основу образования прибыли такого рода положено влияние четырех групп факторов:

·        внедрение инноваций;

·        отсутствие страха перед риском;

·        разумное использование средств, полученных от экономии на масштабах рыночной деятельности;

·        дальновидная политика в отношении задолженности перед хозяйственными партнерами.

Существуют так называемые неожиданные прибыли, для получения которых предприниматель не делает никаких усилий. Такая прибыль, полученная при благоприятных условиях, порождена не умышленно созданными, а внешними обстоятельствами, которые можно подразделить на четыре группы:

·        порожденные характером производственной деятельности;

·        возникшие как следствие существующей структуры рынка;

·        связанные с общехозяйственной и общерегиональной конъюнктурой;

·        возникшие благодаря воздействию инфляции.

Допускаемая прибыль представляет собой «институционализированный» доход; ее формирование, в меньшей мере зависит от эконо­мических факторов, чем от решения какого-либо общественного ин­ститута или от договора между различными институтами. Под институтами в данном контексте понимают государство, компании, профсоюзы, ассоциации предпринимателей.

Многообразие видов прибыли требует их систематизации по основным классификационным признакам (табл. 2.1).

Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от Реализации товаров, продукции, работ и услуг (нетто) и их себестоимостью. Под выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг (нетто) понимается объем товарооборота за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, а под себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг - покупная стоимость проданных товаров. Валовая прибыль, отраженная в отчете о прибылях и убытках (форма № 2), по существу представляет собой величину валового дохода от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль (убыток) от продаж определяется как разность между валовой прибылью (валовым доходом) от реализации товаров, продукту работ, услуг и коммерческими расходами (издержками производства и обращения).

Прибыль от операционной деятельности формируется как превышение доходов над расходами от операционной деятельности и характеризует положительный результат отношений по предоставлению своих активов в пользование другим организациям и пользования сторонними активами.

Таблица 2.1 Систематизация видов прибыли предприятия по основным классификационным признакам

Признак классификации

Вид прибыли

Источники формирования прибыли, используемые при ее учете

Валовая прибыль Прибыль от продаж Прибыль от операционной деятельности Прибыль от внереализационных операций

Источники формирования прибыли по основным видам деятельности предприятия

Прибыль от производственно-торговой деятельности Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности

Состав элементов, формирующих прибыль

Маржинальная До налогообложения Чистая

Характер налогообложения прибыли

Налогооблагаемая Прибыль, не подлежащая налогообложению

Характер инфляционной «очистки» прибыли

Прибыль номинальная Прибыль реальная

Планируемый объем деятельности

Минимальная Нормальная Целевая Максимальная

Рассматриваемый период формирования прибыли

Прибыль предшествующего периода Прибыль отчетного периода Прибыль планового периода (планируемая)

Регулярность формирования прибыли

Регулярно формируемая прибыль Чрезвычайная

Характер использования прибыли

Капитализированная (нераспределенная) Потребленная (распределенная)

Значение итогового результата хозяйствования

Положительная прибыль (соответственно прибыль в обычном ее понимании) Отрицательная прибыль (убыток)


По источникам формирования прибыли в разрезе основных видов деятельности предприятия выделяют прибыль от производственно-торговой, инвестиционной и финансовой деятельности.

Что касается инвестиционной деятельности, то ее результаты отражены частично в прибыли от внереализационных операций (в виде доходов от участия в совместных предприятиях, от владения ценными бумагами и от депозитных вкладов), а частично - в прибыли от операционной деятельности.

По составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, до налогообложения и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень «очистки» полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.

Маржинальная прибыль - один из важнейших показателей, используемых в процессе управления прибылью на основе механизма «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли». Маржинальная прибыль представляет собой разность между суммой валового дохода от реализации товаров (продукции) и суммой переменных затрат. Маржинальная прибыль служит мерой оценки его способности покрывать постоянные затраты и формировать необходимую валовую операционную прибыль от реализации товаров (продукции).

Прибыль до налогообложения с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия. Именно эта прибыль на практике отражает экономическую категорию «прибавочная стоимость», которая и подлежит распределению между предприятием и государственным бюджетов.

Чистая прибыль - это та часть прибыли до налогообложения» которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в 6юджет текущего налога на прибыль и откорректированная на сумму отложенных налоговых активов и обязательств.

Не вся сумма чистой прибыли остается в распоряжении предприятия - из чистой прибыли предприятие уплачивает штрафы за нарушение законодательства, проценты по ссудам на пополнение собственных оборотных средств, превышение расходов, относимых на издержки обращения по нормируемым статьям и др. Из чистой прибыли также уплачиваются некоторые виды местных налогов и сборов (сборы за перепродажу имущества, лицензии и сборы за право торговли и т.д.), которые, по сути, являются необходимыми затратами на ведение хозяйственной деятельности.

По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, Так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с Позиции их конечного эффекта.

Налогооблагаемая прибыль - это прибыль до налогообложения, Уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями действующего законодательства.

По характеру инфляционной «очистки» прибыли выделяют реальный и номинальный ее виды.

Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темпы инфляции в соответствующем периоде.

Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер.

С планируемым объемом деятельности связаны минимальная, целевая, нормальная и максимальная виды прибыли. Достижение каждой означает, что предприятие находится в зоне убыточности, безубыточности, прибыльности.

Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период.

Под целевой прибылью понимается прибыль, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностям предприятия в его социальном и производственном развитии.

Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности. Если получаемая прибыль ниже нормальной (определенный процент на вложенный капитал, который различается в зависимости от вида деятельности), то капитал устремляется в другую сферу. «Бегство» капиталов из неприбыльной отрасли в дальнейшем повысит ее прибыльность, если спрос на данные товары (услуги) постоянен. Тогда меньший по массе капитал сможет получить нормальную прибыль. Если же предприниматели в данной сфере деятельности получат более высокую прибыль, то в эту отрасль устремится дополнительный капитал из отраслей, получающих нормальную прибыль, и уровень прибыли снизится до нормального.

Получение максимальной прибыли является основной целью для частного предприятия, ориентированного на достижение определенного притока денежных средств (наличности) в определенные периоды. Достижение максимальной прибыли означает стремление к максимальному увеличению прибыли в обороте или к ее росту определенную величину, к снижению расходов до минимума или к тому, чтобы предприятие в любой момент было в состоянии оплачивать срочные обязательства, к развитию мощностей предприятия. Максимальная прибыль достигается при таком же объеме деятельности, когда граничный доход равняется граничным затратам.

Исходя из прибыли за рассматриваемый период формирования выделяют прибыль предшествующего периода (периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление прибыли используется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов. По регулярности формирования выделяют прибыль, которая планомерно формируется предприятием, и так называемую чрезвычайную прибыль.

Термин «чрезвычайная» прибыль, широко используемый в странах с развитой рыночной экономикой, характеризует необычный для данного предприятия источник формирования или очень редкий характер ее формирования. Примером может служить прибыль, полученная от продажи одного из филиалов предприятия.

По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую и потребляемую ее части.

Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль - ту ее часть, которая израсходована на вы­платы собственникам (акционерам), персоналу или на реализацию социальных программ предприятия.

По значению окончательного результата хозяйствования различают положительную и отрицательную прибыль (убыток).

Со структурой отдельных видов прибыли, формируемой на предприятии, связано понятие «качество прибыли». В наиболее обобщенном виде оно характеризует структуру источников формирования прибыли по видам деятельности (производственно-торговой, инвестиционной, финансовой). В рамках каждого из этих видов прибыли данное понятие характеризует конкретные источники роста прибыли. Например, высокое качество производственно-торговой прибыли характеризуется ростом объема реализации товара, снижением издержек, а низкое ее качество - ростом цен на товар без увеличения объема его реализации.

3. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ КАК ФАКТОР ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ


Концепция стратегического управления издержками, в дальнейшем SCM от английского Strategic Cost Management, появилась сравнительно недавно и в настоящее время часто используется ведущими консалтинговыми фирмами в качестве рекомендаций для практического использования. Основные положения этой системы восходят к основам стратегии предприятия и базируются на фундаментальных понятиях и принципах стратегического менеджмента. Наиболее полно эти положения изложены в книге, материалы которой будут использованы при изложении SCM в настоящем разделе.

Появления SCM явилось результатом слияния трех направлений стратегического менеджмента:

1.      Анализ цепочек ценностей.

.        Стратегическое позиционирование.

.        Анализ и управления факторами, определяющими затраты.

Под цепочкой ценностей, следуя М. Портеру, будем понимать согласованный набор видов деятельности, создающих ценность для предприятия, начиная от исходных источников сырья для поставщиков данного предприятия вплоть до готовой продукции, доставленной конечному пользователю, включая обслуживание потребителя. Акцент делается не только на процессах, происходящих внутри фирмы, а гораздо более широко, выходя за рамки конкретного предприятия.

Стратегическое позиционирование влияет на процессы управления издержками предприятия в зависимости от его стратегического выбора создания конкурентных преимуществ. Согласно Портеру предприятие может добиться успеха в конкурентном соперничестве:

·        либо поддерживая низкие затраты (лидерство на основе затрат);

·        либо предлагая потребителям разнообразную, превосходящую конкурентов, продукцию (стратегия дифференциации продукции).

Совершенно очевидно, что подходы к управлению издержками будут различаться в зависимости от стратегического позиционирования.

Затратообразующие факторы рассматриваются в рамках SCM более широко, чем в предыдущем разделе. Их список далеко не исчерпывается носителями издержек, которые соответствуют определенным этапам бизнес-процессов и элементам деятельности. Эти факторы подразделяются на структурные и функциональные и имеют достаточно высокую степень общности. Например, один из наиболее важных функциональных факторов - это фактор вовлеченности рабочей силы, который состоит в степени принятия работниками на себя обязательств по постоянному усовершенствованию. Затратобразующие факторы также зависят от стратегической ориентации предприятия, которая состоит в выборе: быть лидером в своей отрасли или двигаться вслед за лидером.

В чем же существенное отличие традиционного подхода к управлению издержками от SCM? Отличие состоит в принципиально другом мировоззрении в отношении к процессу управления издержками. Можно говорить о том, что меняется парадигма управления издержками. Отметим основные различия в мировоззренческом отношении к традиционной системе и SCM.

Отличие с точки зрения цели. Целью в рамках традиционного подхода является снижение издержек любыми путями, как основной способ удержания и завоевания конкурентных преимуществ. В рамках SCM эта цель также имеет место, но планирование системы управления затратами резко меняется в зависимости от основного стратегического позиционирования предприятия: лидерство по затратам или дифференциация продукции. Более того, в рамках каждого из стратегических направлений возможно планирование увеличения значения издержек на каком-либо участке цепочки ценностей, если это вызовет адекватное снижение издержек для других участков либо принесет фирме некоторое другое конкурентное преимущество.

Отличие с точки зрения способов анализа издержек. В традиционном подходе производится оценка суммы затрат (себестоимости), приходящихся на единицу продукции или производственное подразделение. Таким образом, акцент делается на внутреннее положение предприятия. Концепция добавленной ценности (или стоимости) играет ключевую роль. Напомним, что согласно этой концепции все виды деятельности, приводящие к издержкам, подразделяются на таковые, которые приносят дополнительную ценность (и, следовательно, их наличие оправдано) и не приносящие дополнительную ценность. Последние рассматриваются как наиболее перспективные с точки зрения снижения затрат. В рамках SCM стоимость рассматривается с точки зрения различных этапов общей цепочки ценностей, частью которой являются предприятии и его подразделение. Концепция же добавленной стоимости рассматривается как очень узкая и даже опасная.

Отличия с точки зрения описания поведения затрат. В рамках традиционной системы издержки рассматриваются главным образом как функция объема продукции. И в связи с этим производится обстоятельный анализ переменных, постоянных и смешанных издержек. Объем продукции рассматривается как критический фактор образования затрат. С позиций SCM затраты прежде всего зависят от стратегического выбора. И в этой связи затраты являются функцией гораздо более общих структурных и функциональных факторов.

Использование концепции цепочки ценностей

Традиционная система управления издержками часто сосредотачивает внимание, в основном, на процессах происходящих внутри предприятия - ее закупках, функциях, изделиях, потребителях. Другими словами, управленческий учет предприятия рассматривает стадии добавления ценности, начиная от выплат поставщикам и заканчивая получением оплаты от потребителей. Ключевым моментом является доведение до максимума разницы (добавленной стоимости) между закупками и реализацией.

Концепция цепочек ценности коренным образом отличается от концепции добавленной стоимости. С точки зрения SCM концепция добавленной стоимости имеет два больших недостатка: она начинается слишком поздно и оканчивается слишком рано. В самом деле, начало анализа затрат с момента закупки не дает возможности использования в своих интересах связей и условий работы поставщиков. Существенное преимущество предприятие может получить, вмешавшись в работу поставщиков (для их же выгоды) и получив для себя определенные преимущества по издержкам. С другой стороны, предприятие может существенно расширить свои конкурентные преимущества, занявшись послепродажным обслуживанием клиентов. Тем самым могут быть созданы предпосылки для «привязывания» определенных клиентов к предприятию на долгий срок.

В своем классическом «портеровском» виде цепочка ценностей выглядит следующим образом (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Цепочка ценностей по Портеру

Со стратегической точки зрения концепция цепочки ценностей, в отличие от концепции добавленной стоимости, предполагает, по крайней мере, четыре направления увеличения прибыли:

·        связь с поставщиками,

·        связь с потребителями,

·        технологические связи внутри цепочки ценностей одного подразделения предприятия,

·        связи между цепочками ценностей подразделений внутри предприятия.

Акцент на стратегическое позиционирование

Как уже отмечалось ранее, в рамках SCM используются два способа развития устойчивого конкурентного преимущества: низкая себестоимость (лидерство по затратам) и дифференциации продукции.

Основной акцент стратегии лидерства по затратам делается на достижении более низкой себестоимости по сравнению с конкурентами. Лидерство по затратам может быть достигнуто с помощью следующих подходов:

·        экономия за счет масштаба производства,

·        использование опыта управления себестоимостью в виде построения эмпирических зависимостей издержек от различных факторов бизнеса,

·        строгий контроль затрат,

·        сведение к минимуму затрат в таких сферах, которые исследование и разработки, обслуживание клиентов, реклама и продвижение товара.

Существуют фирмы, которые успешно используют такую стратегию. Ярким примером является американская фирма Texas Instruments, продукция которой в среднем является более дешевой по сравнению с конкурентами, и это достигается вследствие более низкой себестоимости.

В рамках стратегии дифференциации основной акцент делается на создание такой продукции, которая ощущается потребителями как нечто уникальное и потому привлекательное. Подходы к дифференциации предполагают приверженность к торговой марке. Наличие устойчивого, хорошо узнаваемого бренда фирмы являются необходимым условием реализации стратегии дифференциации. Характерными примерами такого стратегического позиционирования являются фирмы «Coca-Cola» в области напитков, Toshiba в электронике.

В качестве примера того, каким образом стратегическое позиционирование может оказывать существенное влияние на роль анализа затрат, рассмотрим решение о вложении средств в совершенствование системы планирования затрат на производство. Для предприятия, которое осуществляет стратегию лидерства по затратам в развитом торговом бизнесе, скорее всего повышенное внимание к калькуляции себестоимости будет очень важным постоянным инструментом. С другой стороны, для предприятия которое следует стратегии дифференциации продукции на управляемом рынке, в быстро растущем и быстро меняющемся направлении бизнеса тщательно спланированные издержки, очевидно, окажутся гораздо менее важными.

Для оценки стратегического позиционирования в рамках SCM важно осознание стратегической направленности предприятия, которое изложим ниже в соответствии с предложением The Boston Consulting Group. Целесообразно рассмотреть три стратегические направленности:

1.      Наращивать. Эта стратегическая направленность ставит целью расширение доли рынка сбыта, даже за счет частичного снижения прибыли и денежных потоков. Это направление предполагает широкомасштабные инвестиционные программы, и потому заработанных фирмой денег часто будет не хватать на финансирование инвестиций. Та бизнес-единица компании, которая придерживается данной стратегической направленности, является чистым потребителем денежных средств.

.        Поддерживать. Эта стратегическая направленность связана с удержанием завоеванной доли рынка и, соответственно, позиций предприятия по отношению к конкурентам. Отток денег для предприятия, выбирающих такую стратегию, скорее всего, приблизительно будет равен денежному притоку. Эту стратегическую направленность обычно реализуют предприятия на быстро меняющемся рынке, например, компьютерные производители.

.        Использовать достижения. Эта стратегическая направленность подразумевает в качестве цели получение максимальных краткосрочных прибылей и денежных доходов даже за счет снижения доли на рынке. Эту стратегическую направленность обычно выбирают предприятия с большой долей рынка в медленно растущих отраслях (например, American Brands в производстве табачной продукции).

Выбор стратегической направленности предопределяет отношение предприятия к вопросам планирования издержек и бюджетирования. Ниже приведены основные отличия в отношении планирования для различных стратегических направлений.

Таблица 3.1 Отношение к бюджетированию для различных стратегий

Стратегия

Наращивать

Поддерживать

Использовать достижения

Роль бюджета

Инструмент краткосрочного планирования


Инструмент управления (принуждения)

Относительно просто


Относительно сложно

Важность гибкого планирования

Относительно низкая


Относительно высокая

Роль менеджеров подразделений в планировании

Относительно высокая


Относительно низкая

Роль нормативных затрат

Относительно низкая


Относительно высокая

Важность выполнения бюджета

Относительно низкая


Относительно высокая

Основное внимания при контроле

Контроль динамики


Контроль результатов


Следует подчеркнуть, что вопросы стратегической направленности (расширять, поддерживать и использовать достижения) нельзя рассматривать отдельно от вопросов стратегического позиционирования для достижения конкурентных преимуществ.

Рис. 3.2. Соответствие и противоречие в построении системы управления издержками

Дело в том, что сделав выбор в отношении лидерства по затратам, предприятие вряд ли сможет рассчитывать практически реализовать для себя стратегию наращивания, так как для последней имманентным является непрерывное пополнение и обновление портфеля товарной продукции. На рис. 3.2. представлена схема совпадений и противоречий между этими двумя факторами.

Методология использования стратегического позиционирования сопряжена с влиянием риска. Предприятия, принявшие стратегию диверсификации продукции, принципиально подвержены большему риску, чем предприятия, ориентированные на лидерство по издержкам. В этой связи отношение к планированию и управлению издержками во втором случае более жесткое, минимизирующее риск за счет строгого соблюдения всех нормативов и плановых показателей. Здесь вполне пригодны все приемы анализа и управления издержками, изложенные в предыдущих параграфах.

В условиях стратегии диверсификации продукции предприятие часто сталкивается с необходимостью модификации существующих продуктов и (или) ввода в действия новых. В этих условиях степень неопределенности достаточно высока по определению. Предприятие подвержено большому риску. Относиться к планированию достаточно подробно и осуществлять жесткий контроль выполнения планов вряд ли разумно вообще, так как практически слабо достижимо. Идеология SCM, по существу, создает предпосылки к построению системы контроля издержек и бюджетирования, выдвигая различные требования к общей структуре и степени детализации процесса управления.

Концепция затратообразующих факторов

В рамках SCM себестоимость определяется и управляется многими факторами, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. В традиционном управленческом учете и управлении затратами рассматривается преимущественно один фактор - объем продукции в сочетании с так называемыми носителями затрат внутри некоторого производственного или коммерческого процесса. Это, несомненно, полезно, но имеет ограниченное влияние на результат управления издержками, так как сводится к делению издержек на переменные и постоянные, установлению величины вложенного дохода, запаса безопасности и тому подобных показателей бизнеса, которые мы в достаточно полном объеме рассмотрели в предыдущих параграфах настоящего раздела.

Идея затратообразующих факторов в SCM состоит в том, что при анализе издержек следует подняться на более высокий уровень причин появления издержек. В этом случае существует потенциальная возможность, приняв правильное стратегическое решение на верхнем уровне (например, изменив технологию), «одним махом» избавиться от большого количества факторов нижнего уровня (производственных или коммерческих носителей издержек). Эта идея выглядит весьма заманчивой, особенно с точки зрения руководства высшего звена управления. Следует только помнить, что серьезное стратегическое решение приводит как правило к большому объему инвестиционных затрат, и в каждом конкретном случае это решение следует тщательно проверять и обосновывать, рассматривая соответствующий инвестиционный проект.

Майкл Портер предпринял попытку создать всеобъемлющий перечень факторов, определяющих издержки, который оказался излишне подробным. Структурно более организованным представляется список факторов, предложенных Риле (Riley). Перечень факторов разбивается на две категории: структурные и функциональные факторы. С точки зрения структурных факторов для предприятий существуют, по крайней мере, пять стратегических направлений выбора, которые связаны с экономической основой издержек:

·        масштаб, т.е. объем инвестиций, которые необходимо сделать в производство, исследования и разработки, маркетинговые ресурсы (включая продвижение товара на рынке) для того, чтобы заняться выпуском данного продукта;

·        степень вертикальной интеграции, которая определяет диапазон разрастания управления предприятием;

·        опыт, который показывает, сколько раз компания успешно выполняла, то, для чего сейчас принимается решение;

·        технологии, используемые на каждой стадии цепочки ценностей;

·        сложность бизнеса, которая определяется широтой ассортимента изделий или услуг, которые фирма собирается предложить потребителям.

Каждый структурный фактор подразумевает выбор, который предприятие осуществляет, создавая систему управления издержками.

Вторая категория затратообразующих факторов - это функциональные факторы, т.е. такие факторы, влияющие на издержки предприятия, которые связаны с его способностью успешно функционировать. Для всех функциональных факторов «больше» всегда означает «лучше». Заметим, что структурные факторы не всегда обладают этим свойством - увеличение масштаба или диапазона деятельности предприятия не всегда приводит к улучшению позиции предприятия в отношении издержек.

Перечень функциональных факторов включает в себя следующие основные положения:

·        вовлеченность рабочей силы - принятие работниками на себя обязательств по постоянному усовершенствованию с точки зрения издержек;

·        комплексное управление качеством - убеждение, что качество продукции является одним из главных факторов, обеспечивающих конкурентное преимущество;

·        рациональное использование мощностей - выбор наилучшего варианта из имеющихся на предприятии;

·        эффективность планировки предприятия с точки зрения внутризаводской логистики;

·        использование связей с поставщиками и заказчиками в контексте цепочки ценностей и затрат предприятия.

Разумеется, далеко не всегда тот или иной фактор может быть проанализирован для конкретного предприятия. Более того, не всегда удается успешно управлять каждым из факторов в контексте снижения затрат. Тем не менее, с позиций SCM

·        объем не является наиболее существенным фактором, который объясняет поведение затрат,

·        полезней объяснить положение по затратам на языке тех структурных альтернатив и функционального мастерства, которые формируют конкурентоспособную позицию данного предприятия,

·        не все стратегические факторы являются одинаково важными в рассматриваемый момент времени, необходимо производить непрерывный мониторинг состояния предприятия, ожидая момента, когда приходит время для каждого из факторов.

Несмотря на кажущиеся различия между SCM и традиционным подходом, cделаем попытку их примирения. Дело в том, что чаще всего SCM рассматривается в противопоставлении с традиционным подходом. Это связано с тем, что приверженцев SCM беспокоит недостаточно большое внимание к этому подходу со стороны практикующих финансовых менеджеров. И желая привлечь последних на свою сторону, они утверждают, что традиционный подход исчерпал себя и устарел. Более того, он может служить тормозом на пути прогресса предприятия. Такая точка зрения представляется излишне экстремистской. Традиционный подход нельзя перечеркнуть и заниматься только SCM, игнорируя традиционные технологии CVP-анализа. Это все равно, что утверждать, что стоит закупить добротные продукты питания, использовать современное кухонное оборудование и наилучшие рецепты приготовления блюд, как приготовленный обед сам по себе станет пригодным для употребления и вкусным.

Представляется, что SCM создает базовые стратегические установки для системы управления издержками, а традиционные методы «дочищают» себестоимость, в том числе используя зависимость издержек от объемов продукции. Другими словами, SCM - это система принятия решения верхнего уровня, в то время как традиционный поход обеспечивает более детализированные технологии управления издержками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности фирмы. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

Как конечный финансовый результат деятельности фирмы прибыль представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным знаком.

Необходимость правильного исчисления прибыли определяется ее важной ролью, которая усиливается с развитием предпринимательства. Поэтому от того, насколько достоверно определена предприятием плановая прибыль, будет зависеть его успешная финансово-хозяйственная деятельность.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным. Это позволит осуществлять своевременной и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками, поставщиками. Таким образом, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

Кроме того, важное значение имеет распределение и использование прибыли. Это процесс, обеспечивающий как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении фирмы.

Экономически обоснованная система распределения прибыли, в первую очередь, должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.

Настоящая работа посвящена систематическому изложению вопросов анализа и управления издержками предприятия и целевого планирования прибыли. Речь идет о так называемом ресурсном, или товарном, планировании, когда анализируются и планируются не денежные потоки, а выручка и издержки. Цель такого вида аналитической деятельности заключается в поиске таких условий работы предприятия, при которых оно генерирует прибыль. При этом вопросы получения «живых денег» рассматриваются на следующем этапе планирования, который обычно называют «составление и контроль выполнения бюджета», или просто «бюджетирование». Планирование прибыли является своеобразной предтечей «бюджетирования» - если установлено, что предприятие способно генерировать прибыль, то можно говорить о планировании положительных денежных потоков. В противном случае, следует основательно изучить причины убытков, добиться прибыли, а затем снова вернуться к вопросам планирования денежных потоков.

Данная задача не может быть решена без эффективной системы управленческого учета. Управленческий учет - это учет «внутренней кухни» предприятия. Он предназначен для создания оперативной системы принятия решения руководством и обычно является конфиденциальным. Неформально, управленческий учет существует в любой организации - ценность его применения существенного зависит от того, насколько данные управленческого учета «поставляются» для принятия решений в реальном масштабе времени и ценности. Зачастую данные о ресурсах и издержках предприятия содержаться одновременно в нескольких местах: как правило, это - бухгалтерия, планово-экономический отдел и вычислительный центр. Причем эти данные нередко являются противоречивыми. Идеальной схемой управленческого учета на предприятии является создание внутренних стандартов учета и компьютеризация процесса учета с помощью адекватного программного обеспечения в составе внутренней сети предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.      Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Проспект, 2006. - 535 с.

.        Васильев М.И. Прибыль как важнейший индикатор эффективного развития предприятия // Аспирант и соискатель. - 2005. - № 3. - С. 20-31.

.        Волкова О.Н. Функциональный подход в управлении затратами // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - № 6. - С. 33-37.

.        Грязнова А.Г., Корольков В.Е., Соколинский В.М. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. - М.: КноРус, 2006. - 462 с.

.        Добрынин А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов / И.Д. Афанасьева [и др.]; под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 2005. - 542 с.

.        Ефремова А.А. Себестоимость от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов. - М.: Вершина, 2006. - 204 с.

.        Камаев В.Д., Лобачева Е.Н. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрайт, 2006. - 557 с.

.        Ковалев В.В. Прибыль: трактовка и виды // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2003. - Сер. 8. - № 4. - С. 86-105.

.        Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Прибыль: логика определения и идентификация // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2005. - Сер. 5. - № 2. - С. 106-117.

.        Куликов Л.М. Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М.: Проспект, 2006. - 428 с.

.        Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Владос, 2005. - 519 с.

.        Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2006. - 560 с.

.        Нусратуллин В. О преодолении некоторых ложных постулатов экономической теории // Общество и экономика. - 2004. - № 5/6. - С. 93-123.

.        Поляк Г. Б. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Акодис И.А., Краева Т.А., Ушакова Л.Н.; под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 527 с.

.        Попов Е., Коновалов А. Управление издержками производства и потребления информации // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 2. - С. 16-25.

.        Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 457 с.

.        Управление затратами на предприятии: Учебное пособие для вузов / В.Г. Лебедев [и др.]; под общ. ред. Г.А. Краюхина. - СПб.: Бизнес-пресса, 2006. - 340 с.

.        Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 381 с.

.        Экономическая теория / Л.М. Симкина. - СПб.: Питер, 2003. - 448 с.

Похожие работы на - Издержки производства и прибыль

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!