(р. 25 июня 1928, Москва). Абрикосов совместно с Е. Заварицким - физиком-экспериментатором из института физических проблем - обнаружил при проверке теории Гинзбурга-Ландау новый класс сверхпроводников - сверхпроводники второго типа. Этот новый тип сверхпроводников, в отличие от сверхпроводников первого типа, сохраняет свои свойства даже в присутствии сильного магнитного поля (до 25 Тл).
Нобелевские лауреаты в области литературы.
После физики это наиболее плодотворная Нобелевка для России. В разные годы лауреатами этой премии становились Иван Бунин (1933), Борис Пастернак (1958, «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». На Пастернака было оказано и личное давление, которое, в конечном счёте, принудило его отказаться от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ»), Михаил Шолохов (1965, за роман «Тихий Дон» <#"justify">Первым российским Нобелевским лауреатом стал Иван Петрович Павлов.
3. Жизненный путь и творчество И.П. Павлова
нобелевский премия павлов физиология
Иван Петрович Павлов был учёным мирового масштаба, занявшим достойное место на научном Олимпе. Каким же был жизненный и творческий путь этого человека?
Ни один из русских ученых того времени, даже Менделеев, не получил такой известности за рубежом. "Это звезда, которая освещает мир, проливая свет на еще не изведанные пути", - говорил о нем Герберт Уэллс. Его называли "романтической, почти легендарной личностью", "гражданином мира".
Иван Петрович Павлов родился 14 (26 н. ст.) сентября 1849 г. в Рязани в семье священника Николо-Высоковской церкви, в доме его деда по матери, протоиерея этой церкви Ивана Успенского. Отец Павлова Пётр Дмитриевич (1823-1899) был выходцем из мелкого духовенства и крестьянства. Мать Ивана Павлова Варвара Ивановна (1826-1890) также происходила из духовной среды.
С ранних детских лет Ваня приобщался к активному времяпрепровождению. Во-первых, он много работал в большом саду и огороде, раскинувшихся вокруг дома Павловых, а также с удовольствием играл в лапту, городки, в летнее время много купался в протекавшей недалеко от их дома речке Трубеж.
Первым учителем Вани был отец, который прививал всем своим детям привычку к труду, порядку и аккуратности. С самого раннего возраста он отправлял Ванечку на детские молитвы, которые, несмотря на живой нрав, мальчик посещал охотно. В 7 лет Пётр Дмитриевич начал обучать Ваню грамоте. Он побуждал сына перечитывать заново полезные книги. За 2 года Ваня подготовился к поступлению во 2-й класс Рязанского духовного училища, куда он был принят в 1860 г. В 12-14 лет он много занимается гимнастикой, в саду дома Павловых были установлены различные гимнастические снаряды. А в 1864 г. Иван Павлов вместе с младшим братом Дмитрием поступил в Рязанскую духовную семинарию.
Юный Иван Павлов легко и хорошо учился, с удовольствием впитывая новые для себя знания. По всем предметам он имел полный балл (высшая оценка), только по поведению из-за слишком подвижного характера Ваня не всегда получал его. Однако отца это не расстраивало, он считал, что детям следует дать максимум свободы. Иван, в отличие от других семинаристов, глубоко овладел древними и иностранными языками. Увлекшись философией и социологией, он в любую непогоду выстаивал длинные очереди в библиотеку, чтобы получить необходимую ему литературу. Продолжались в эти годы и гимнастические занятия.
Обучаясь в старших классах и будучи лучшим семинаристом, Иван Павлов начал репетиторствовать. Молва о его успехах на этом поприще распространилась по городу, его даже пригласили репетитором к сыну губернского предводителя дворянства. В это время ещё одно увлечение появилось у юного Павлова - собирание жуков, бабочек, растений, изготовление их коллекций. Это увлечение в определённой степени определило естественнонаучные устремления Ивана Павлова. В конце обучения в семинарии он заинтересовался физиологией как предпосылкой проникновения в тайны психической деятельности, уже тогда он не мог примириться с тем, что психика - это удел только теологии. Студенческие годы, приобщение к науке, начало семейной жизни. Когда молодой Павлов приступил к занятиям, в университете работали корифеи с мировыми именами. Курс математики читал П.Л. Чебышев, общей физики - Ф.Ф. Петрушевский, неорганической химии - Д.И. Менделеев, органической химии - А.М. Бутлеров, аналитической химии - Н.А. Меншуткин, ботаники - А.Н. Бекетов (дед А.А. Блока, впоследствии ректор университета), зоологии - К.Ф. Кесслер (ректор университета), общей анатомии человека - Ф.В. Овсянников, физиологии - И.Ф. Цион. Их лекции с восхищением слушал студент Павлов. Он учился очень хорошо и с 3-го курса получал императорскую стипендию (300 руб. в год), что было немаловажным подспорьем в материальном плане.
На первых курсах Иван Павлов с особым рвением изучал анатомию и физиологию человека. Ещё в последний год в Рязани Иван читал по этой тематике книги И.М. Сеченова, Л. Германа и Д. Льюиса. А теперь на лекциях любимого им Овсянникова, который впервые в истории Санкт-Петербургской академии наук стал в 1864 г. академиком по анатомии и физиологии, он узнал, что только изучение взаимодействия организма с внешней средой может определить функции различных органов и деятельность организма в целом.
На 2-м курсе Иван Павлов начал заниматься экспериментальными исследованиями под руководством Ф.В. Овсянникова, а с 1872 г. - в физиологическом кабинете под руководством И.Ф. Циона. В 1875 г. И. Павлов совместно со студентом М. Афанасьевым выполнил исследование «О секреторных нервах поджелудочной железы». Новая работа была предтечей главных открытий И.П. Павлова, за которые он был удостоен Нобелевской премии. В 1875 г. по предложению Ф.В. Овсянникова эта работа была удостоена золотой медали университета.
В мае 1875 г. Павлов закончил университет по специальности «физиология с химией», а 6 (18 н. ст.) сентября 1875 г. Совет университета утвердил его кандидатом по естественным наукам, И.П. Павлову был выдан кандидатский диплом.
С 1877 г. Павлов - член-сотрудник Общества естествоиспытателей Медико-хирургической академии, занимается в его физиологической секции.
Получив желаемое назначение в физиологическую лабораторию при клинике С.П. Боткина, Павлов с радостью трудился по 10-12 часов в сутки. Он развил кипучую деятельность, планируя и осуществляя эксперименты на животных, приобретая необходимое оборудование и занимаясь со студентами. Здесь в полной мере проявилась его колоссальная трудоспособность, неукротимая воля и неисчерпаемая энергия. В это время в клинике С.П. Боткина изучалось влияние различных средств на сердечнососудистую систему.
Весной 1889 г. И.П. Павлов баллотировался на должность экстраординарного профессора кафедры физиологии животных Санкт-Петербургского университета, где он начинал приобщаться к физиологии.
В 1904 г. за фундаментальные исследования физиологии пищеварения Павлов был удостоен Нобелевской премии.
Октябрьскую революцию 1917 г. Иван Петрович воспринял как сильное и глубокое потрясение. Под влиянием этих обстоятельств у Ивана Петровича существенно стала проявляться усвоенная с детства религиозность, которая в данных условиях носила протестный характер. Теперь он стал нарочито креститься на каждую церковь, моля Бога избавить Россию от большевиков. Протестным в поведении Ивана Петровича был и тот факт, что теперь он демонстративно появлялся на улице и в общественных местах, надев многочисленными царские награды, которые никогда не носил раньше. Враждебность Павлова к большевистской власти усиливалась по мере роста анархии и материальных лишений.
Однако, хотя И.П. Павлов не принял большевистские преобразования, он продолжал самоотверженно работать в учреждениях, подвластных большевикам
По мере развязывания Гражданской войны жизнь учёных, в том числе И.П. Павлова, становилась невыносимой, поскольку правительство почти не выделяло средств на их содержание. Иван Петрович вынужден был сам развести огород на территории Института экспериментальной медицины, чтобы прокормить семью, и собирать дрова для отопления квартиры. Несколько раз чекисты устраивали у него в доме обыски, были конфискованы все золотые вещи, включая наградные медали, в т.ч. и Нобелевская. 70-летний старик, чтобы проработать несколько часов в не отапливаемых помещениях в отделе физиологии ИЭМ вынужден был ходить пешком в институт, проходя в день расстояние в 20 вёрст. В результате в конце 1919 г. Павлов тяжело заболел пневмонией.
После выздоровления И.П. Павлов, находясь в обстановке, не способствующей научной работе, задумался о целесообразности покинуть страну, которую он горячо любил, но в которой в настоящее время не мог плодотворно работать. Ленин счёл отъезд учёного, отмеченного Нобелевской премией, недопустимым, ведь он был национальным достоянием страны.
На рубеже ХХ века И.П. Павлов стал авторитетным учёным, широко известным среди зарубежных коллег, пользовавшимся среди них заслуженным уважением. Это служило основанием для приглашения Павлова на крупнейшие международные научные форумы, избрания в научно-общественные организации зарубежных стран и награждения его международными и зарубежными премиями и знаками отличия.
февраля 1936 года во время очередной поездки в научный городок Колтуши, любимую "столицу условных рефлексов", Иван Петрович вновь простудился и заболел воспалением легких. Опытный ленинградский врач М. М. Бок в первый же день болезни установил наличие воспаления крупных и средних бронхиальных путей. Вскоре на лечение Павлова были мобилизованы крупные медицинские силы страны: ленинградский профессор М.К. Черноруцкий и известный московский терапевт Д.Д. Плетнев. До ночи с 25 на 26 февраля ход болезни Павлова не вызывал особой тревоги, были даже какие-то признаки улучшения состояния здоровья. Однако эту ночь он провел неспокойно, пульс больного участился, начало развиваться двустороннее воспаление легких, охватившее целиком нижние доли обоих легких, появились икота и экстрасистолы. Частота пульса неуклонно росла. Иван Петрович находился в полусознательном состоянии. Вызванный на консультацию известный невропатолог М.П. Никитин не обнаружил изменений со стороны деятельности нервной системы. К вечеру 26 февраля врачи констатировали дальнейшее распространение пневмонии, падение температуры, ослабление сердечной деятельности. Около 22 часов Павлов впал в состояние коллапса, из которого врачи вывели его с большим трудом. Повторный коллапс в 2 часа 45 минут 27 февраля оказался роковым.
При современных эффективных лекарственных средствах, наверное, удалось бы вылечить ученого. Тогдашние же средства борьбы с воспалением легких, примененные к тому же не сразу после начала заболевания, оказались бессильными спасти столь дорогую всему человечеству жизнь И.П. Павлова. 27 февраля она погасла навеки.
4. Работа, удостоенная Нобелевской премии
Научные работы И.П. Павлова, отличавшиеся методологической и методической новизной, оказали значительное влияние на прогресс отечественной и мировой науки, способствовали развитию медицины, психологии, педагогики и философии. Открытие им условного рефлекса объективизировало возможность изучения жизненных процессов, лежащих в основе поведения. Павлов впервые вскрыл основные механизмы образования и торможения условных рефлексов, обосновал патогенетические механизмы неврозов, разработал корковую теорию гипноза, заложил основы учения о двух сигнальных системах в организме, доказал роль нервных процессов в истощении и восстановлении функций и значение торможения как охранительного фактора.
Велики его заслуги в развитии частных разделов физиологии, особенно физиологии пищеварения. Работы И.П. Павлова по физиологии пищеварения завершали цикл работ в этой области, начатый К. Бернаром, М. Шафером и Р. Гейденгаймом. Эти Павловские работы стали фундаментом современных представлений о деятельности органов пищеварения, механизмах их регуляции и нарушений этих механизмов. Научные результаты Павлова позволили разработать эффективные способы лечения ряда заболеваний системы пищеварения, в частности, язвенной болезни желудка гиперацидного происхождения (посредством хирургического пересечения соответствующих ответвлений блуждающего нерва).
Именно за фундаментальные исследования физиологии пищеварения Павлов был удостоен в 1904 г. Нобелевской премии. В протоколе заседания профессорского совета Каролингского медико-хирургического института, по поручению короля Швеции присуждающего Нобелевскую премию по медицине и физиологии, было записано, что данной премией отмечается И.П. Павлов «в знак признания его работ по физиологии пищеварения, каковыми работами он в существенных частях пересоздал и расширил сведения в этой области». Хотя эта премия присуждалась уже в 4-й раз, Павлов стал первым её лауреатом, удостоенным за экспериментально-теоретические исследования.
декабря 1904 г. в Стокгольме шведский король вручил Ивану Петровичу Павлову Нобелевскую медаль и чек на премию. В прочитанной в этот день Нобелевской речи И.П. Павлов рассказал о своих исследованиях по физиологии пищеварения и о начатых им работах по условным рефлексам. В этой замечательной речи Павлов говорил: «… рефлекс в норме всегда специфичен, т.е. что окончания центростремительных нервов, воспринимающие раздражения, различны, так что каждое из них пускает в ход рефлекс лишь на совершенно определённые внешние раздражители. Соответственно с этим и раздражитель, доходящий до железистой клетки, должен быть особым, своеобразным. Это - глубочайший механизм целесообразной зависимости работы органов от внешних воздействий, связи, осуществляется при помощи нервной системы». Далее Павлов подчеркнул: «Физиология овладела, наконец, нервами, возбуждающими желудочные железы и pancreas». Завершая Нобелевскую речь, И.П. Павлов сказал: «В сущности нас интересует в жизни только одно наше психическое содержание. Его механизм, однако, и был, и сейчас ещё опутан для нас глубоким мраком. Все ресурсы человека: искусство, религия, литература, философия и история науки - всё это объединилось, чтобы пролить свет в эту тьму. Но в распоряжении человека есть ещё один могучий ресурс - естествознание с его строгими объективными методами».
Присуждение Нобелевской премии русскому учёному было немаловажным событием в истории России и дало большой общественный резонанс. Корифей отечественной физиологии И.М. Сеченов, поздравляя своего младшего коллегу с высшей научной наградой, писал о «блистательном завершении плодотворной деятельности, придавшей яркий блеск русскому имени».
В конце 1904 г. Институт экспериментальной медицины, в котором работал И.П. Павлов, в связи с присуждением Нобелевской премии, посвятил ему XI том своего журнала «Архив биологических наук». В нём о Павлове были опубликованы солидные статьи известного отечественного фармаколога и физиолога Д.А. Каменского, физиолога из Гельсингфорса Р. Тигерштедта и фармаколога из Праги А. Чермака. Так, профессор Р. Тигерштедт писал, что труды И.П. Павлова в области физиологии пищеварения являются фундаментальными для всех времён. В статье профессора Д.А. Каменского говорилось: «… Иван Петрович нашёл возможным применить в самых широких размерах хирургический метод эксперимента для изучения излюбленного им отдела физиологии, относящегося к исследованию секреторной деятельности пищеварительных желёз, … работы в этой области представляли несомненно значительно больший интерес».
В 1920-х гг. Нобелевским комитетом ставился вопрос о повторном присуждении И.П. Павлову Нобелевской премии за исследования в области физиологии высшей нервной деятельности. Однако, поскольку в то время не было прецедента повторного премирования, вопрос был снят.
5. Отношение И.П. Павлова к церкви
Легенды возникают вокруг выдающихся людей еще при жизни. Со временем они обрастают далеко не всегда достоверными воспоминаниями очевидцев и воспринимаются потомками как документально подтвержденные факты. Написанное в полной мере относится к легенде о религиозности Ивана Петровича Павлова, согласно которой ученый не просто верил в Бога, но и являлся церковным старостой.
В чем причина ее необычайной живучести? Только ли в том, что в памяти ленинградцев сохранились страстные выступления ученого против закрытия церквей и преследования людей за религиозные убеждения? Или не меньшую роль сыграли публикации, в которых атеизм Павлова декларировался чересчур упрощенно и навязчиво, имелись явные натяжки, передержки и даже противоречия?
Вопрос «верил ли Павлов в Бога?» остается главным в изучении жизни и творчества И.П. Павлова. Я попыталась найти ответ.
Иван Петрович был сыном священника, учился в духовной семинарии, и торжественные службы напоминали ему о самой счастливой для человека поре детства и юности. Об этом свидетельствует ученик Павлова академик Л.А. Орбели, ссылаясь на слова самого Ивана Петровича: «Знаете, я ужасно люблю службу пасхальную. Все-таки хожу иногда на заутреню. Во-первых, замечательное пение, во-вторых, это воспоминание детства. Я живо вспоминаю, как в четверг на страстной неделе мать снаряжала меня и братьев в церковь, давала свечку с собой, говорила, что там во время церковной службы надо свечку зажечь, а потом нести ее домой, - и вот мы шли и боялись, как бы не потухла свечка. И эти воспоминания меня всегда так радуют, что я все-таки иногда под Рождество и на Пасху хожу в церковь». При советской власти посещение церкви служило и формой его протеста против гонения на религию.
В 50-70-х гг. борьба ученого за подлинную свободу совести была запретной темой и для печати, и для публичных выступлений. Ведь именно позиция гражданского мужества, активного неприятия любого насилия над убеждениями вызывала нападки официальных идеологов на академика при его жизни. После его смерти было сделано все возможное, чтобы эти страницы биографии ученого остались для потомков неизвестными. Но еще долгие годы из уст в уста передавались рассказы о том, как Павлов боролся против закрытия храмов, щедро жертвовал на нужды Петропавловской церкви в Колтушах, поддерживая миф о его религиозности.
Облеченная в форму научной статьи легенда о религиозности Павлова появилась в преддверии его юбилея на страницах журнала «Вестник психотерапии». Автор статьи, доктор медицинских наук, профессор Н.И. Моисеева, ничего не придумывает, опирается на публикации и архивные материалы, с которыми в отличие от М. Поповского знакомилась непосредственно в Архиве РАН, и на первый взгляд пытается отыскать истину. Однако уже со второй страницы в отборе и особенно в интерпретации материала ощущается некая заданность. Моисеева считает, что Павлов пришел к вере осознанно, пройдя путь сомнений и колебаний. Если невесте он писал: «…сам я в Бога не верую и никогда не молюсь, а твои известия об этих молитвах производят на меня какое-то особенно жуткое впечатление», то позднее, когда Серафима Васильевна после периода метаний вернулась к вере, он радовался этому и говорил: «Давно, давно пора тебе вернуться на твою спокойную и твердо справедливую дорогу». Однако эволюция взглядов ученого заключалась не в том, что он стал верующим, а в том, что он начал осознавать адаптивную роль религии. Если для молодой курсистки Павлов не видел жизненной необходимости в молитвах, то для женщины, у которой первая беременность закончилась выкидышем, а первый ребенок умер в младенчестве и чье состояние внушало врачам серьезные опасения, обращение к религии он считал благотворным.
В то же время в научной жизни он по-прежнему не видел места для проявлений религиозности и бывало допускал бестактности, о которых потом горько сожалел. Ежегодно в день кончины С. П. Боткина проходило совместное заседание Общества русских врачей и Хирургического общества. Начиналось оно с панихиды, которую служили в здании Пироговского музея, а затем с научным докладом, в котором отдавалась дань памяти великого клинициста, выступал кто-либо из членов одного из обществ.
В 1906 г. председателем Общества русских врачей избрали Павлова. Когда секретарь общества пришел к нему, чтобы согласовать кандидатуру докладчика на предстоящем заседании, разговор принял неожиданный характер.
Вот каким он запомнился Л.А. Орбели: «Вдруг Иван Петрович в присутствии всех работников лаборатории говорит:
Черт его знает, что это за манера завелась у нас ни с того ни с сего служить панихиду? Мы, ученые, собираемся почтить память ученого, а тут вдруг почему-то панихида. Я думаю надо изменить этот порядок.
Все молчат. Потом он говорит:
Так что вот вы так и распорядитесь - никакой панихиды устраивать я не буду, с какой стати? Я приду на заседание Общества и должен буду нюхать запах ладана! Совершенно непонятно!»
На заседание как обычно приехали вдова С.П. Боткина, его сыновья - профессора-терапевты с женами, дочь с мужем. Память ученого почтили вставанием, и затем председательствующий объявил доклад.
«На следующий день приходит Иван Петрович в лабораторию, - вспоминал Орбели. - Только снял пальто… и сразу же говорит:
Какого я дурака свалял вчера! Как я не подумал! Мне не хотелось нюхать ладан, а я не подумал о том, что чувствуют члены семьи. Ведь они же пришли не доклады наши слушать, они привыкли, что мы посвящаем заседание памяти Боткина, служим панихиду, они же верующие люди. Я не верующий, но должен же я все-таки считаться с верующими. Никогда себе этого не прощу! Я это понял, как только увидел выражение лиц вдовы и остальных членов семьи».
Известен и другой случай, о котором Павлов не только сожалел, но и сделал из него серьезные выводы. Как-то к нему обратился однокашник с вопросом, что он думает о существовании Бога. Павлов привел самый сильный, по его мнению, аргумент против и был изумлен произведенным на спрашивавшего впечатлением. На следующий день тот не появился в лаборатории, а через несколько дней стало известно, что он покончил с собой. Павлов глубоко переживал случившееся и не мог простить себе, что не учел душевного состояния коллеги, перенесшего перед этим душевную травму. Ученый принял решение никогда не разрушать чужую веру и предостерегал от этого других. «Человек сам должен выбросить мысль о Боге. Будет ли он рационалистом или будет верующим - натура сама выбирает», - говорил он.
На разборах больных в психиатрической клинике Павлов не раз подчеркивал адаптивную функцию религиозной веры. Например, доктор Б.Н. Бирман, докладывая о состоянии больной, замечает, что она отличается большой религиозностью. Павлов поясняет сотрудникам: «Вера существует для того, чтобы дать возможность жить слабым… Это как бы инстинкт слабой натуры». На другом заседании В.Н. Виноградов называет религиозность черточкой слабоумного характера. Павлов решительно возражает. Он считает вполне естественным, когда человек в горе ищет утешения в религии. При разборе состояния другой больной вновь подчеркивает, что «от такой дрянной действительности… будешь мечтательной, будешь религиозной, потому что религия существует не для радостных, для веселых… а для таких она какая-то надобность, это выход известный».
Как ученый Павлов не допускал мирного сосуществования материализма и идеализма в представлениях о природе человека и выносил религию в сферу нравственности. Гонение на религию он считал таким же варварством, как насильственное внедрение в науку диалектического материализма. Так может быть, стоит поставить точку в затянувшемся споре: верил или не верил он в Бога?
Для всех членов научного сообщества независимо от их отношения к вопросам веры лучшим способом доказать свое отношение к Павлову, Ученому и Человеку, будет собственное высоконравственное поведение в условиях охватившего ныне Россию тяжелого духовного и экономического кризиса. Ни отсутствие финансирования, ни политические пристрастия не оправдывают аморального поведения некоторых ученых. Будем всегда помнить, что великий русский ученый Иван Павлов в первые годы советской власти работал в гораздо более тяжелых условиях, но сумел сохранить достоинство и заставить правительство уважать науку, которую он представлял.
6. Павловские места в Рязани
Академик Иван Петрович Павлов родился в Рязани. Здесь прошло его детство, отрочество, юность. В этом городе он рос и учился, тут сформировалось его материалистическое миропонимание, пробудилась страсть к естественным наукам, которым он посвятил жизнь.
«Отчий кров. Родился я в г. Рязани…» И.П. Павлов
Рязань, улица Павлова, дом 27… Под таким адресом на знаменитой улице города значится не дворец, не особняк, а всего лишь маленький деревянный домик. Гости Рязани, приходящие на улицу Павлова, по мезонину с тремя оконцами сразу находят дом-музей ученого.
Атмосфера прошлого века захватывает с порога: беленькие занавесочки, кафельные печи, резные полочки, тисненые фолианты, портретики в рамочках…
Родной дом, его облик, связанные с ним воспоминания сопутствовали Павлову везде, где ему приходилось бывать. Скульптор С.Т. Коненков, встретившийся в 1929 году с Павловым в Нью-Йорке, писал, что Иван Петрович с гордостью вспоминал родную Рязань, скучал о русской еде, мечтал вместо подававшейся там дыни с солью съесть ломоть испеченного в печи ржаного хлеба.
июня 1946 года дом-музей распахнул двери для всех. С той поры в нем побывали десятки тысяч посетителей из разных уголков нашей страны, из разных стран мира.
Дом-музей академика И.П. Павлова стал нашей национальной гордостью, всероссийским центром Павловского мемориального наследия.
Дом науки.
Рязань, улица Павлова, дом 25… В 1974 году «в доме дедушки по матери», включенном в музейный комплекс и реставрированном, состоялось торжественное открытие научной экспозиции. С того времени за новым памятником И.П. Павлову закрепилось высокое название Дома науки.
Экспозиция показывает, какое огромное научное наследие оставил человечеству гениальный мыслитель и экспериментатор.
Каким же образом ученый сумел в свое время создать учение о физиологии кровообращения, без которого врачи не могут обходиться и по сей день?
Пройдя по первому залу Дома науки, осмотрев все внимательно и вдумчиво, посетители понимают: благодаря им же разработанным объективным методам исследований.
Экспонаты следующего, второго зала помогают постичь, как И.П. Павлов на основе опять-таки объективных методов исследования создал современное учение о пищеварении.
Третий зал Дома науки посвящен работам И.П. Павлова по физиологии головного мозга.
Из кинозала музея доносится музыка : по заказу группы экскурсантов в Доме науки начинается демонстрация фильма «Служу моему Отечеству», посвященного академику Павлову.
На экране появляется ученый… Звучит его голос…
Фамильный памятник. Рязань, Лазаревское кладбище… Затененные аллеи ведут к чугунной ограде, за которой вот уже более ста лет стоит черный гранитный памятник с высеченными на нем именами.
Это место было для Павлова священным. 19 августа 1935 года Иван Петрович приехал в Рязань и посетил Лазаревское кладбище. Войдя под сень вековых лип, он, окруженный сыновьями, родственниками приблизился к памятнику, снял шляпу и долго, молча, стоял перед ним…
Монумент славы.
Рязань, улица Ленина, памятник И.П. Павлову… Проносятся автомобили, троллейбусы. По тротуарам течет людской поток. А на площадке, окруженной юной зеленью, на гранитном постаменте высится бронзовая фигура человека в летнем костюме, с непокрытой головой, как бы на мгновение задержавшего шаг. Человек опирается левой рукой на палку, а правую, сжав в кулак, в порывистом жесте поднял на уровень локтя, словно концентрируя волю, энергию, мысль.
Таким, шагающим в ногу с народом, зорко всматривающимся в будущее, запомнили Рязанцы своего великого земляка, Ивана Петровича Павлова.
Заключение
Жизнь и творчество Ивана Петровича Павлова, величайшего российского учёного, первого из соотечественников удостоенного Нобелевской премии, создателя крупнейшей физиологической школы, общественного деятеля, гражданина и патриота, представляет собой целую эпоху в отечественной науке и культуре.
И.П. Павлов - один из наиболее выдающихся представителей естествознания своего времени, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности человека и животных, новых подходов и методов исследований в физиологии. Его значение для прогресса человечества крупнейший математик, академик Н.Н. Лузин определил следующими словами: «Павлов слава и гордость вовсе не одной только науки, но и целой эпохи».
Закончив работу над темой, я открыла для себя множество интересных новых фактов и сделала несколько выводов:
1)любовь к науке была привита будущему ученому в раннем детстве его родителями;
2)И. П. Павлов не был религиозен, несмотря на то, что он был сыном священника;
)еще при жизни ученый стал «национальным достоянием страны».
Список литературы
1. Чечнева А. На родине академика И.П. Павлова: Путеводитель. - М.: Московский рабочий, 1982. - 111 с.
. Новиков Ю.Ю. Первый российский Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов (посвящается 100-летию присуждения И.П. Павлову Нобелевской премии). - М.: Компания Спутник+, 2005. - 92 с.
3. Материалы газеты «Аргументы и факты».
. #"justify">. #"justify">. #"justify">. #"justify">. #"justify">. #"justify">. #"justify">. #"justify">. http://www.rsias.ru/rus/pub_novikov/.