Возвышение и развенчание философии оптимизма

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,85 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возвышение и развенчание философии оптимизма

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ КУЛЬТУР

дефо вольтер философия оптимизм






Реферат

по курсу "Западноевропейская литература"

Тема Эссе

"Возвышение и развенчание философии оптимизма. "














Москва 2011

XVIII век - век Просвещения. Это эпоха величайших перемен, которая затронула все европейские народы и молодую Америку. Длительностью в 100 лет, эта эпоха подарила миру великих и прекрасных представителей культуры и искусств. Поистине, литературными гениями можно считать: Даниэля Дефо и Франсуа-Мари Аруэра (Вольтера), представителей английского и французского Просвещения. Век XVIII пролегает между двух революций: "Славной английской революции" и Великой Французской буржуазной революции, в связи с этим мы рассмотрим творчества Дефо и Вольтера через призму народных восстаний, сложившихся в условиях феодального кризиса и направленного против феодального порядка. Благодаря возмущенным массам европейской и американской интеллигенции родилось широкое идейное движение - Просвещение. Это движение возрождало в народных массах стремление жить свободно, мыслить широко и не быть "стадом овец". По Канту девиз Просвещения звучит так: "Имей мужество пользоваться собственным умом!" Многие философы и литераторы пропагандировали свободу человека от сильных мира сего и открыто выступали против церкви. Вспоминается дерзкий вольтеровский призыв: "Раздавите гадину!". Всё чаще среди просветителей встречаются деисты и атеисты. Но этот призыв не значит, что Вольтер был атеистом. Он говорил, что "если бы Бога не было, его следовало бы выдумать". Именно под влиянием деизма Вольтер так откровенно высказывал свои мысли вслух, не скрывая свою антипатию к правительству. Деизм отрицал поддержку Бога и утверждал, что Бог наблюдает, но не вмешивается в проблемы людей. Следовательно, можно говорить о том, что человек перестает надеяться на Бога, а надеется только на свои силы, именно эта незащищенность объединила вокруг себя массы Просветителей. Одни искренне верили, другие не верили вообще, третьи занимали нейтральное место, но все понимали - настал новый этап жизни, нужно действовать, а не лицезреть. Эта эпоха расширила границы литературного мира, включила в себя кроме Европы и Америки, ещё и страны Востока и Азии. В русле Просвещения трудились литераторы, философы, музыканты, художники и т.д. Все они пытались, как можно больше внести в этот XVIII век. Именно поэтому, Гёте считал эпоху Просвещения, эпохой рождения всемирной литературы.

Как бы разнообразны не были идеи и мысли века Просвещения, большинство просветителей разделяли взгляды английского философа Джона Локка, для которого душа человека была подобна чистой доске, которую тот в праве заполнить своей рукой. То есть из этого следует, что человек сам лепит свою жизнь. Как сказано в " Фаусте" Гёте: сначала было дело, потом слово. Человек, согласно просветительским представлениям, не рождался хорошим или плохим, а становился таковым под воздействием окружающей среды.

Большая часть народа в XVIII веке отличалась невежественностью и необразованностью. Целью представителей Просвещения было распространение знания и поднятие планки образования повсеместно, не только в узкой прослойке аристократии.

Разум, логика и здравая мысль стоят у истоков перемен, благодаря которым меняется отношение к жизни. Широкую популярность приобрело оптимистическое отношение к жизненным ситуациям, во всём искать благо.

"Всё только к лучшему в этом прекраснейшем из миров" - тезис Лейбница. Лейбниц считал, что идеал человека в единении с природой. Кто - то был за учение Лейбница, кто - то считал, оптимизм нелепостью!

Заглянем в словарь:

оптимизм

[от латин. optimus - лучший] (научн.).

. Философское воззрение, считающее, что развитие жизни идет по пути совершенствования, и утверждающее преобладание в мире добра над злом;

. Склонность во всем в жизни видеть хорошие стороны, верить в успех, в благополучный исход.

Большой словарь иностранных слов. - Издательство "ИДДК", 2007.

Вера в успех начатого дела, вселяла в человека надежду, стремление завершить свой труд. Характерной чертой деятелей века является стремление к реальности, современности и конкретно - исторической детализации. Если античности был свойственен метод - учить развлекая, то просветители были призваны поучать, воспитывать, формировать человека и его разум.

А началось всё в Англии.

Писателю было 59 лет, когда он опубликовал первый и самый замечательный роман "Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанные им самим". Эта книга послужит нам примером лейбницевского оптимизма (во всём видеть хорошие стороны). К моменту появления этой книги, по Англии стали бытовать книги о путешествиях, мореплаваньях, кораблекрушениях и т.д. "Робинзон Крузо" - ярчайший образец так называемого авантюрного морского жанра. Однако Дефо смог усвоить опыт предшественников и создал совершенно новое по замыслу произведение. Написано оно в виде автобиографического дневника, и благодаря тому что рассказ ведётся от лица главного героя (точнее по его записям), то все невероятные приключения Робинзона Крузо кажутся реальными. Это глубоко философское произведение было подсказано Дефо реальным происшествием с моряком, который попал на незнакомый остров и прожил там 4 года.

Так на свет появилась книга, в которой герой прожил 28 лет вдали от цивилизации, автор же поставил над Крузо эксперимент - испытание природой. Дефо воплотил в романе лестницу развития от варварства к цивилизации: вначале Робинзон - охотник и рыболов, потом - скотовод, земледелец. Позднее, с появлением на острове других людей, он становится основателем колонии, устроенной в духе локковского "общественного договора". Но герой Дефо даже в самых сложных ситуациях, остаётся цивилизованным человеком, он помнит опыт человечества, пользуется предметами труда, инструментами, хранил деньги, обнаруженные на корабле. Не смотря на выпавшие на его долю трудности, Крузо ни на миг не ощущает себя оторванным о человечества и не ломается под тяжестью своего бремени. Дефо смог создать идеал естественного человека.

Робинзон трудолюбив, практичен, очень бережет все ценности, которые находит на корабле и на острове. Впитав в себя принцип Лейбница, Дефо наградил своего героя стойкостью ума, Крузо ведёт запись добра и зла в свой дневник, где в дебет записывается благо, в кредит - зло. Из чего следует выделить, что Дефо и его герой свято верят в теорию оптимизма: в любом зле искать добро.

Не обвиняя ни кого в своих бедах кроме себя, Робинзон с нежностью вспоминает наставления отца, и считает свои злоключения уроком и наказанием за ослушание. Даже с Богом, Робинзон Крузо, общается на уровне договора. Однако в целом его религиозность носит умеренный характер, Крузо ничего не просит у Бога, рассчитывая лишь на собственный труд. В этом трудолюбии показана цель всего Просвещения - человек сам строит свою судьбу. Мы можем наблюдать, с какой жизненной стойкостью Крузо выращивает свой урожай, трепещет над каждым зернышком, деревцем, стадом диких козлов, над всем, что может помочь ему в облегчении жизни. В итоге Крузо обживает свой остров до неузнаваемости. И в конце книги даже стремится вернуться обратно.

Прожив долгое время вдали от человеческого общества, больше всего стремясь вернуться на Родину, Крузо очень пугается встречи с аборигенами, так как они люди, а Крузо уже не знает чего ждать от людей. Спасая Пятницу, Робинзон был очень напуган, но не мог позволить убить человека на своих глазах, так как в нем ещё остались черты цивилизации. Добавив образ благодарного раба, Дефо хотел раскрыть внутренние черты главного героя, его взгляды на религию, воспитание, отношение к политике, закону и к родному краю.

Интересны в романе беседы Робинзона с Пятницей о религии и Боге. Неискушенный, чистый и наивный Пятница, как белый лист бумаги, которую терпеливо расписывал Робинзон. Он постепенно внушал христианские догмы в голову Пятницы, пытаясь обратить его в верующего не насильственным образом, а по своей воле.

Робинзон обращается с Пятницей мягко и гуманно. Доводя образ своего героя до идеала, автор как бы преподает урок рабовладельцам и работорговцам, учит их гуманному обращению с туземцами, осуждает варварские методы покорения диких племен.

"Робинзон Крузо" весь пропитан философскими идеями Джона Локка, которые отражаются в колонизации острова в конце книги.

Возникающее у читателя впечатление полной реальности приключений Робинзона обусловлено манерой письма, точностью всех описываемых подробностей и мелочей. Читатели XVIII века отличались придирчивостью к выдуманным романам и вчитывались в каждую строчку. Благодаря насыщенному действиями и наставлениями книга, явилась пособием для выживания в трудных ситуациях. Читатель вместе с Крузо продвигается шаг за шагом в работе и как бы вместе с ним преодолевает трудности и терпит неудачи. Крузо терпит много неудач.

Живая и непосредственная манера повествования, простой язык романов Дефо были близки и понятны миллионам читателей, что сделало его "Робинзона Крузо" неотъемлемой частью истории мировой литературы.

Проведём параллель с Просвещением во Франции, а точнее с основоположником французского просветительского движения Вольтером, сформировавшим девиз: Разум и наука!

Всю свою жизнь Вольтер провёл в борьбе с феодальными порядками и церковью. Его имя становиться нарицательным, а слово "вольтерьянство" становится синонимом понятия "свобода"!

Вольтер являлся сторонником учения философа английской буржуазии Локка, позиции которого он пропагандировал в своих "философских письмах". Борясь против церкви, попов и религий "откровения", Вольтер был вместе с тем врагом атеизма. Деист Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование божества, сотворившего вселенную, в дела которой однако не вмешивается.

Вольтер является полной противоположностью Дефо. Он больше реалист, нежели оптимист. И в своей замечательной книге "Кандид", Вольтер очень остро подчеркивает своё отношение к оптимизму Лейбница. На протяжении всего произведения, Вольтер развенчивает неуместную позицию оптимизма, показывая её узость и ненужность в современном ему мире. Это глубоко философская повесть с чертами наставления и поучения.

В ней рассказывается о злоключениях юноши Кандида, влюбленного в дочь своего барона, Кунигунду. Наивным, оптимистически настроенным героем здесь показан их домашний учитель доктор Панглосс, развивающий мысль Лейбница о том, что "все к лучшему", "добро побеждает зло". Молодой Кандид, в начале своего пути, чётко придерживается наставлениям Панглосса, но по мере возрастания препятствий юноша понимает, как нереально жить только в оптимизме. Судьба коварна и бросает на его пути героев повести множество препятствий, носит их по всему свету, знакомит не только с реальными странами Европы, но и с фантастической страной Эльдорадо, которую Вольтер представил читателю, как единственный счастливый уголок земли. Пройдя тягости пути, которые автор уготовил для Кандида, наш герой понимает, что существует противоположная сторона оптимизма - пессимизм. В данном случае рассматриваются идеи Мартена, но и его позицию Вольтер развенчивает. Вольтер не считает, что существуют лишь эти два способа прожить жизнь в полнейшем оптимизме или в пессимизме. Вольтер придерживается просветительской идеи - человек строитель своей судьбы. И лишь в конце произведения автор приводит своих героев в Константинополь и знакомит со старцем, который научит Кандида единственной истине: "Нужно возделывать свой сад". Каждый человек должен найти свой труд и заниматься им, как садом. Вспоминается русская поговорка: " Что посеешь, то и пожнешь" Позиция человека - строителя своей жизни, становится главной идеей "Кандида".

В конце данного эссе хочется отметить, не столь важно кто из двух нами рассматриваемых писателей был более или менее прав в своих взглядах на жизнь. Оптимизм Лейбница, пессимизм Мартена, философия Локка всё присутствовало в их произведениях, важно, что Дефо и Вольтер отстаивали своё личное отношение к миру, к своим героям и читателю. Оставаясь индивидуальными личностями, они добавили в сокровищницу литературы бесценные богатства.

Список литературы

1.Сидорченко Л. История зарубежной литературы XVIII века. / М. 1989.

2.Шахов А., Вольтер и его время, СПБ., 1912

.Каменский А. Даниель Дефо, его жизнь и деятельность, СПБ., 1892

.А. Франковский с предисловием Д. Мирского "Робинзон Крузо" М. - Л.: Издательство "ACADEMIA", 1935.

Похожие работы на - Возвышение и развенчание философии оптимизма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!